Пзрк история возникновения, боевое применение и обзор разновидностей
Упоминание о первом случае использования ПЗРК во Вьетнаме относится к августу 1969 г. Из обзора Е. Понамарчука следует, что, по данным советской стороны, северовьетнамцами было произведено в всеобщей трудности 589 пусков ПЗРК «Стрела-2», из которых цели достигли 204, но без детализации последних в отношении эффективности (только попадание либо летательный агрегат сбит). Цифра в 204 попадания еще раз была подтверждена в прессе в 2011 г. непринужденно С.П. Непреодолимым, Генеральным конструктором (с 1988 г.; с 1965 г. - основным конструктором) КБ машиностроения, разработчиком ПЗРК.
В то же время в указанном обзоре отмечается, что первые подтвержденные самими американцами случаи использования вопреки них ПЗРК относятся к периоду «Пасхального наступления» Армии Северного Вьетнама, начавшегося в конце марта 1972 г. 1-й подлинно зафиксированный пуск датируется 29 апреля, когда одна ракета была выпущена по истребителю-бомбардировщику F-4 к северу от города Куангчи (армейский регион I), но не достигла цели. Е. Понамарчук подчеркивает, что «позже утраты четырех летательных агрегатов в течение 1-2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая применение тепловых западней и конструктивные метаморфозы, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. „Ракетный бум“ продолжался в течение мая-июня, позже этого периода потери гораздо снизились и носили эпизодический нрав вплотную до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны». Всеобщее число утраченных американцами в итоге использования ПЗРК летательных агрегатов за период май 1972 г. - январь 1973 г. составило 24 единицы, из которых 14 составляли самолеты, причем в основном поршневые и турбовинтовые, и 10 - вертолеты. Таким образом, ПЗРК результативно использовался супротив низкоскоростных целей, предпочтительно самолетов и вертолетов, выделенных для оказания непосредственной авиационной поддержки войск, и транспортной авиации. Как подмечает Е. Понамарчук, «итоги применения „Стрелы“ неоднозначны. Ими не был доподлинно поражен ни один из особенно современных заокеанских реактивных самолетов (F-4, А-6, А-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в совокупности происхождение ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Совместно с тем „Стрела“… затруднила использование штурмовой авиации» .
Приведенные итоги о использовании ПЗРК в заключительной фазе вьетнамской войны следует соотносить с теми изменениями в технике и тактике действий боевой авиации, которые были связаны с началом массового использования управляемого оружия во время вьетнамской войны, которое стало владеть довольными колляциями точности при использовании на существенном удалении самолета-носителя от цели и с огромных высот. Как пишет Ф. Дэвидсон, «лучшим примером возросшей эффективности служит эпизод с мостом в Тань-Хоа. В период с 1965 по 1968 гг. авиация ВМФ (США. - Прим. авторов) утратила над ним 97 самолетов, но так и не сумела порушить объект. В 1972-м задачу удалось решить с первого захода одной мудрой бомбой, весившей 2000 фунтов (907 кг)». В итоге возникновения новых вероятностей существенная часть задач сейчас могла быть решена авиацией без непосредственной работы над целями, и, соответственно, без захода в зону досягаемости не только ПЗРК, но и больше тяжелых зенитных систем.
26 сентября 1986 года советская авиация в Афганистане впервой попала под удар нового оружия - заокеанского переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стингер». Если прежде советские штурмовики и боевые вертолеты ощущали себя полными владельцами в афганском небе, то сейчас они были обязаны делать на предельно мелких высотах, прячась за скалами и складками местности. Первое использование «Стингера» стоило советским войскам 3 вертолетов Ми-24 , каждого до конца 1986 года было уничтожено 23 боевые машины.
Появление ПЗРК «Стингер» на вооружении моджахедов не только серьезно усложнило жизнь советских и афганских ВВС, но и вынудило командование ограниченного контингента менять стратегию борьбы с партизанами. Ранее для борьбы с партизанскими группами применялись отряды спецназа, которые забрасывались вертолетами в надобный район. Новые ПЗРК сделали сходственные рейды дюже опасными.
Есть суждение, что происхождение ПЗРК «Стингер» серьезно повлияло на ход Афганской войны и гораздо ухудшило расположение советских войск. Правда, данный вопрос до сих является крайне дискуссионным.
Во многом именно вследствие Афганской войне ПЗРК Fim-92 Stinger стал самым вестимым переносным зенитным комплексом в мире. В СССР, а после этого и в России это оружие превратилось в подлинный символ той войны, оно попало в литературу, о Fim-92 Stinger даже сняты несколько фильмов.
ПЗРК Fim-92 Stinger был разработан заокеанской компанией General Dynamics в конце 70-х годов, комплекс был принят на вооружение армии США в 1981 году. «Стингер» является самым знаменитым и знаменитым оружием своего класса: с момента начала производства было изготовлено больше 70 тыс. комплексов, в текущее время он стоит на вооружении тридцати армий мира. Его основными эксплуатантами являются вооруженные силы США, Великобритании и Германии. Стоимость одного ПЗРК (на 1986 год) составляла 80 тыс. заокеанских баксов.
«Стингер» прошел громадное число «жгучих точек». Помимо Афганистана, это оружие использовалось во время боевых действий в Югославии, в Чечне, Анголе, есть информация о наличии Fim-92 Stinger у сирийских повстанцев.
История создания
Переносные зенитно-ракетные комплексы возникли в начале 60-х годов и впервой были массово применены на Ближнем Востоке в ходе очередного арабо-израильского раздора (1969 год). Применение ПЗРК вопреки низколетящих самолетов и вертолетов оказалось настоль результативным, что в будущем ПЗРК стали излюбленным оружием разных партизанских и террористических группировок. Правда, следует подметить, что зенитные комплексы того времени были далеки от совершенства, их колляции были неудовлетворительны для уверенного поражения летательных агрегатов.
В середине 60-х годов в США была начата программа ASDP, целью которой являлась проработка теоретических оснований для создания нового переносного зенитного комплекса с ракетой, оснащенной всеракурсной ГСН. Именно эта программа дала старт созданию перспективного ПЗРК, тот, что получил обозначение Stinger («Жало»). Работы над «Стингером» начались в 1972 году, их проводила компания General Dynamics.
В 1977 году новейший комплекс был готов, компания приступила к изготовлению опытной партии, испытания были закончены в 1980 году, а на дальнейший год он был принят на вооружение.
Первым вооруженным раздором, в котором были использованы «Стингеры» стала Фолклендская война 1982 года. С поддержкой этого переносного комплекса был сбит аргентинский штурмовик Pucara и вертолет SA.330 Puma. Впрочем настоящим «звездным часом» Fim-92 Stinger стала война в Афганистане, которая началась в 1979 году.
Следует подметить, что американцы длинно не решались поставить новейшее (и дюже дорогое) оружие малоуправляемым отрядам исламских фанатиков. Впрочем в начале 1986 года решение все же было принято, и в Афганистан было отправлено 240 пусковых установок и тысяча зенитных управляемых ракет. На вооружении моджахедов теснее находились несколько видов ПЗРК: советские «Стрела-2М», поставленные из Египта, заокеанские Redeye и британские Blowpipe. Впрочем эти комплексы были достаточно устаревшими и не слишком результативными вопреки советской авиации. В 1984 году с поддержкой переносных зенитных комплексов (было произведено 62 запуска) моджахедам удалось сбить каждого лишь пять советских летательных агрегата.
ПЗРК Fim-92 Stinger могли удивлять самолеты и вертолеты на дальности до 4,8 км и высоте от 200 до 3800 метров. Устраивая огневые позиции высоко в горах, моджахеды могли удивлять воздушные цели, находящиеся на значительно больше существенных высотах: есть информация о советском Ан-12 , тот, что был подбит на высоте девять километров.
Сразу позже возникновения «Стингеров» в Афганистане у советского командования появилось мощное желание познакомиться с этим оружием поближе. Были сформированы особые отряды, которым была поставлена задача достать трофейные примеры этих ПЗРК. В 1987 году одной из групп советского спецназа улыбнулась успех: в ходе скрупулезно подготовленной операции удалось разгромить караван с оружием и захватить три единицы Fim-92 Stinger.
Вскоре позже начала использования «Стингеров» были предприняты контрмеры, которые оказались достаточно результативными. Была изменена стратегия использования авиации, самолеты и вертолеты были оснащены системами установки помех и отстрела неверных тепловых западней. Дабы поставить точку в споре о роли ПЗРК «Стингер» в афганской кампании, дозволено сказать, что за время боевых действий советские войска утратили огромнее самолетов и вертолетов от огня обыкновенных зенитных пулеметов.
После окончания Афганской войны перед американцами встала серьезная загвоздка: как получить свои «Стингеры» обратно. В 1990 году США пришлось выкупать у прежних союзников-моджахедов ПЗРК, за один комплекс они платили по 183 тыс. баксов. Каждого на эти цели было потрачено 55 млн баксов. Афганцы передали часть ПЗРК Fim-92 Stinger Ирану (есть информация о 80 пусковых установках), что также вряд ли обрадовало американцев.
Есть информация, что «Стингеры» применяли вопреки войск коалиции в 2001 году. И даже про заокеанский вертолет, подбитый с подмогой этого комплекса. Впрочем это выглядит маловероятным: за больше чем десять лет у ПЗРК обязаны были сесть батареи и прийти в негодность управляемая ракета.
В 1987 году Fim-92 Stinger применяли во время военного раздора в Чаде. С поддержкой этих комплексов были сбиты несколько самолетов ливийских ВВС.
В 1991 году боевиками УНИТА в Анголе с подмогой «Стингера» был сбит штатский самолет L-100-30. Пассажиры и члены экипажа погибли.
Есть информация, что Fim-92 Stinger применялся чеченскими сепаратистами во время первой и 2-й кампаний на Северном Кавказе, но эти данные вызывают скепсис у многих специалистов.
В 1993 году с подмогой данного ПЗРК был сбит Су-24 ВВС Узбекистана, оба пилота катапультировались.
Описание конструкции
ПЗРК Fim-92 Stinger - это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предуготовленный для разрушения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных агрегатов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из 2-х человек, но огонь может вести и один оператор.
Изначально были сделаны три модификации «Стингера»: базовая, Stinger-POST и Stinger-RMP. Пусковые установки этих модификаций безусловно одинаковы, различаются только головки самонаведения ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего мотора.
ГСН модификации Stinger-POST работает в 2-х диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это дозволяет ракете чураться помех и больше уверенно удивлять воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой нынешней и имеет самые продвинутые колляции, ее разработка была закончена в 1987 году.
ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:
- зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
- пускового механизма;
- прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
- блока электропитания и охлаждения;
- системы выявления «свой-сторонний», ее антенна имеет классический решетчатый внешний вид.
ЗУР ПЗРК «Стингер» исполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом касательно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу позже выхода ракеты из пускового контейнера.
ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым мотором, тот, что разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на каждым протяжении полета.
Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, тот, что обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.
ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, тот, что заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического сервиса составляет десять лет.
К ТПК с подмогой особых замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед применением к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, тот, что нужен для охлаждения детекторов ГСН. Позже нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, после этого активизируется батарея ракеты и начинает трудиться стартовый мотор.
Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, тот, что дает знать оператору о том, что дозволено изготавливать выстрел.
Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, тот, что обеспечивает вероятность применения комплекса в всякое время суток. Помимо того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, следственно он безупречно подходит для выявления воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).
Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»
Появления в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной задачей для советской авиации. Ее пытались решить различными методами. Была изменена стратегия применения авиации, это касалось как ударных машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.
Полеты транспортных самолетов стали проводится на крупных высотах, где их не могла достать ракета «Стингера». Посадка и взлет с аэропорта происходили по спирали с крутым комплектом либо потерей высоты. Вертолеты, напротив, стали прижиматься к земле, применяя сверхмалые высоты.
Вскоре возникли системы, которые воздействовали на ИК-детекторы ГСН ракеты. Традиционно это источники инфракрасного излучения. Традиционным методом одурачить ракету является отстрел тепловых неверных целей (ТЛЦ) самолетом либо вертолетом. Впрочем у тепловых западней есть много недостатков (скажем, они довольно пожароопасны), да и одурачить современные ПЗРК с подмогой ТЛЦ довольно трудно.
Сразу позже отстрела ТЛЦ воздушное судно обязано исполнить противоракетный маневр, в отвратном случае оно все равно будет поражено ракетой.
Еще одним методом охраны летательных агрегатов от поражения ПЗРК может быть возрастание их бронирования. Таким путем пошли создатели русского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» .
Характеристики
Ниже указаны основные ТТХ ПЗРК Fim-92 Stinger.
Если у вас появились вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы либо наши посетители с радостью ответим на них
За больше чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов и переносных зенитных ракетных комплексов имеют настоящие боевые триумфы. Вследствие ПЗРК сбивать самолеты и тем больше, вертолеты получили вероятность пехотинцы и даже партизаны и террористы.
Попытки создания зенитных ракет делались еще во время 2-й мировой войны, но в тот момент ни одна страна не достигла соответствующего технологического яруса. Даже война в Корее прошла без зенитных ракетных комплексов. Впервой они серьезно были применены во Вьетнаме, оказав грандиозное воздействие на исход этой войны, и с тех пор являются одним из важнейших классов боевой техники, без их подавления немыслимо завоевать преимущество в воздухе.
С-75 - «ЧЕМПИОН МИРА» НАВЕЧНО
За больше чем полвека свыше 20 типов зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) имеют настоящие боевые триумфы. При этом в большинстве случаев точные итоги узнать дюже сложно. Нередко непредвзято трудно установить, чем именно были сбиты определенный самолет и вертолет. Изредка воюющие стороны целеустремленно врут в пропагандистских целях, а установить объективную истину не представляется допустимым. Из-за этого ниже будут показаны только особенно проверенные и подтвержденные всеми сторонами итоги. Правдивая эффективность примерно всех ЗРК выше, причем в некоторых случаях - в разы.
Первым ЗРК, добившимся боевого триумфа, причем дюже громкого, стал советский С-75. 1 мая 1960 года он сбил над Уралом заокеанский разведывательный самолет U-2, что вызвало величественный интернациональный дебош. После этого С-75 сбили еще пять U-2 - один в октябре 1962 года над Кубой (позже чего мир оказался в одном шаге от ядерной войны), четыре - над Китаем с сентября 1962-го по январь 1965 года.
«Звездный час» С-75 случился во Вьетнаме, куда с 1965 по 1972 год было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 зенитных управляемых ракет (ЗУР) к ним. Расчеты ЗРК вначале были всецело советскими, но помаленьку их стали заменять вьетнамцы. По советским данным, они сбили то ли 1293, то ли даже 1770 заокеанских самолетов. Сами американцы признают потерю от этого ЗРК приблизительно 150-200 самолетов. На подлинный момент подтвержденные заокеанской стороной потери по типам самолетов следующие: 15 тактических бомбардировщиков В-52, 2-3 стратегических бомбардировщика F-111, 36 штурмовиков A-4, девять A-6, 18 A-7, три А-3, три А-1, один АС-130, 32 истребителя F-4, восемь F-105, один F-104, 11 F-8, четыре разведчика RB-66, пять RF-101, один О-2, один транспортный С-123, а также один вертолет СН-53. Как было сказано выше, настоящие итоги С-75 во Вьетнаме заведомо значительно огромнее, но каковы они - сказать теснее нереально.
Сам Вьетнам утратил от С-75, вернее от его китайского клона HQ-2, один истребитель МиГ-21, тот, что в октябре 1987 года нечаянно вторгся в воздушное пространство КНР.
Арабские зенитчики по ярусу боевой подготовки никогда не шли ни в какое сопоставление ни с советскими, ни с вьетнамскими, следственно их итоги оказались гораздо ниже.
Во время «войны на истощение» с марта 1969 по сентябрь 1971 года египетские С-75 сбили над Суэцким каналом не менее 3 израильских истребителей F-4 и один «Мистер», один штурмовик А-4, один транспортный «Пайпер Куб» и один воздушный командный пункт (ВКП) С-97. Настоящие итоги могут быть выше, но в различие от Вьетнама ненамного. Во время октябрьской войны 1973 года на счету С-75 было как минимум по два F-4 и А-4. Наконец, в июне 1982 года сирийский С-75 сбил израильский истребитель «Кфир-С2».
Иракские С-75 во время войны с Ираном 1980-1988 годов сбили как минимум четыре иранских F-4 и один F-5E. Настоящие итоги могли быть в разы огромнее. Во время «Бури в пустыне» в январе-феврале 1991 года на счету иракских С-75 были один истребитель-бомбардировщик ВВС США F-15E (бортовой номер 88-1692), один палубный истребитель ВМС США F-14 (161430), один английский бомбардировщик «Торнадо» (ZD717). Допустимо, к этому числу нужно добавить еще два-три самолета.
Наконец, 19 марта 1993 года во время войны в Абхазии грузинский С-75 сбил русский истребитель Су-27.
В целом на счету С-75 не менее 200 сбитых самолетов (за счет Вьетнама их может быть на самом деле не менее 500, а то и за 1000). По этому показателю комплекс превосходит все остальные ЗРК в мире совместно взятые. Не исключено, что данный советский ЗРК останется «чемпионом мира» навечно.
ДОСТОЙНЫЕ ПРЕЕМНИКИ
Зенитный ракетный комплекс С-125 был сделан немножко позднее, чем С-75, следственно не поспел во Вьетнам и дебютировал во время «войны на истощение», причем с советскими расчетами. Летом 1970 года они сбили до девяти израильских самолетов. Во время октябрьской войны на их счету было как минимум два А-4, по одному F-4 и «Мираж-3». Настоящие итоги могли быть гораздо выше.
Эфиопские С-125 (допустимо, с кубинскими либо советскими расчетами) во время войны 1977-1978 годов сбили как минимум два сомалийских МиГ-21.
Иракские С-125 имеют на своем счету два иранских F-4Е и один заокеанский F-16С (87-0257). По крайней мере иранских самолетов они на самом деле могли сбить не менее 20, но прямых подтверждений сейчас не обнаружить.
Ангольский С-125 с кубинским расчетом в марте 1979 года сбил юаровский бомбардировщик «Канберра».
Наконец, на сербские С-125 доводятся все потери авиации НАТО во время агрессии вопреки Югославии в марте-июне 1999 года. Это бомбардировщик-«невидимка» F-117 (82-0806) и истребитель F-16С (88-0550), оба принадлежали ВВС США.
Таким образом, число подтвержденных побед С-125 не превышает 20, настоящее может быть огромнее в 2-3 раза.
Самая дальнобойная в мире зенитная ракетная система (ЗРС) С-200 не имеет на своем счету ни одной подтвержденной победы. Допустимо, что в сентябре 1983 года сирийский С-200 с советским расчетом сбил израильский самолет ДРЛО Е-2С. Помимо того, есть предположения, что во время раздора между США и Ливией весной 1986 года ливийские С-200 сбили два заокеанских палубных штурмовика А-6 и бомбардировщик F-111. Но даже не все отечественные источники согласны со всеми указанными случаями. Следственно не исключено, что исключительной «победой» С-200 является истребление украинской ЗРС этого типа русского пассажирского Ту-154 осенью 2001 года.
Наиболее современная ЗРС прежних Войск ПВО страны, а нынче ВВС РФ, С-300П, никогда в бою не использовалась, соответственно ее высокие тактико-технические колляции (ТТХ) не получили утилитарного подтверждения. Это же относится к С-400.
Разговоры «диванных специалистов» о «провале» русских ЗРС в апреле с.г. при обстреле заокеанскими «Томагавками» сирийской авиабазы Шайрат свидетельствуют лишь о полной некомпетентности «специалистов». Никто еще не сделал и никогда не сделает РЛС, способную видеть через землю, потому как радиоволны не распространяются в твердом теле. Заокеанские КРМБ прошли дюже вдалеке от позиций русских ЗРС, с большим значением курсового параметра и, основное, под складками местности. Русские РЛС легко не могли их увидеть, соответственно, не было обеспечено наведение на них ЗУР. С всякий иной ЗРС тоже случилась бы сходственная «напасть», потому как отменить законы физики еще никому не получалось. При этом базу Шайрат ЗРС не прикрывали ни официально, ни реально, следственно при чем здесь провал?
«КУБ», «КВАДРАТ» И ДРУГИЕ
Широко использовались в бою советские ЗРК войсковой ПВО. В первую очередь речь идет о ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант применявшегося в ПВО сухопутных войск СССР ЗРК «Куб»). По дальности стрельбы он близок к С-75, следственно за рубежом почаще применялся для тактической ПВО, чем для ПВО сухопутных войск.
В ходе октябрьской войны 1973 года египетские и сирийские «Квадраты» суммарно сбили как минимум семь А-4, шесть F-4, один истребитель «Супер Мистер». Настоящие итоги могут быть гораздо выше. Помимо того, весной 1974 года сирийские «Квадраты», допустимо, сбили еще шесть израильских самолетов (однако, это односторонние советские данные).
На счету иракских ЗРК «Квадрат» как минимум по одному иранскому F-4Е и F-5Е и один заокеанский F-16С (87-0228). Скорее каждого к этому числу дозволено добавить один-два десятка иранских самолетов и, допустимо, 1-2 заокеанских.
В ходе войны за автономность Западной Сахары от Марокко (эта война не завершена до сего времени) на стороне сражающегося за эту автономность Фронта ПОЛИСАРИО выступал Алжир, тот, что передал повстанцам существенное число средств ПВО. В частности, с поддержкой ЗРК «Квадрат» был сбит как минимум один марокканский F-5А (в январе 1976 года). Помимо того, в январе 1985 года «Квадрат», принадлежащий теснее самому Алжиру, сбил марокканский истребитель «Мираж-F1».
Наконец, в ходе ливийско-чадской войны 1970-х - 1980-х годов чадцы захватили несколько ливийских «Квадратов», одним из которых в августе 1987 года сбили ливийский же бомбардировщик Ту-22.
Сербы энергично использовали ЗРК «Квадрат» в 1993-1995 годах в ходе войны в Боснии и Герцеговине. В сентябре 1993 года был сбит хорватский МиГ-21, в апреле 1994 года - английский «Си Харриер» FRS1 с авианосца «Арк Ройял» (однако, по иным данным, данный самолет был сбит ПЗРК «Стрела-3»). Наконец, в июне 1995 года жертвой сербского «Квадрата» стал F-16С ВВС США (89-2032).
Таким образом, в совокупности по эффективности среди отечественных «огромных» ЗРК «Квадрат», вероятно, обходит С-125 и занимает второе место позже С-75.
Созданный в становление «Куба» ЗРК «Бук» и сегодня считается довольно современным. На его счету есть сбитые самолеты, правда у нас его триумфы радости вызвать не могут. В январе 1993 года во время войны в Абхазии русским «Буком» был ложно сбит абхазский штурмовик L-39. Во время пятидневной войны на Кавказе в августе 2008 года грузинские ЗРК «Бук», полученные с Украины, сбили русские бомбардировщики Ту-22М и Су-24 и, допустимо, до 3 штурмовиков Су-25. Наконец, вспоминается история с смертью малазийского «Боинга-777» над Донбассом в июле 2014 года, но тут слишком много неясного и необычного.
Войсковым ЗРК «Оса» сирийской армии, по советским данным, с апреля 1981-го по май 1982 года было сбито восемь израильских самолетов - четыре F-15, три F-16, один F-4. Ни одна из этих побед, к сожалению, не имеет никаких объективных подтверждений, видимо, все они всецело выдуманы. Исключительным подтвержденным триумфом сирийских ЗРК «Оса» является израильский F-4Е, сбитый в июле 1982 года.
Фронт ПОЛИСАРИО получал средства ПВО не только от Алжира, но и от Ливии. Именно ливийскими «Осами» в октябре 1981 года были сбиты марокканский «Мираж-F1» и транспортный самолет С-130.
Ангольским (вернее, кубинским) ЗРК «Оса» в сентябре 1987 года был сбит юаровский АМ-3СМ (легкий самолет-разведчик итальянского производства). Допустимо, на счету «Осы» еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.
Возможно, иракской «Осой» в январе 1991 года был сбит британский «Торнадо» с бортовым номером ZA403.
Наконец, в июле-августе 2014 года трофейной «Осой» донбасские ополченцы сбили, ориентировочно, штурмовик Су-25 и военно-транспортный Ан-26 ВВС Украины.
В совокупности триумфы ЗРК «Оса» являются довольно скромными.
Весьма ограничены фуроры также и у ЗРК «Стрела-1» и его глубокой модификации «Стрела-10».
В декабре 1983 года, в период боев между ВС Сирии и стран НАТО, сирийской «Стрелой-1» был сбит заокеанский палубный штурмовик А-6 (бортовой номер 152915).
В ноябре 1985 года юаровские спецназовцы трофейной «Стрелой-1» сбили над Анголой советский транспортный самолет Ан-12. В свою очередь, в феврале 1988 года юаровский «Мираж-F1» был сбит на юге Анголы либо «Стрелой-1», либо «Стрелой-10». Допустимо, на счету этих 2-х типов ЗРК в Анголе было еще несколько южноафриканских самолетов и вертолетов.
В декабре 1988 года заокеанский штатский DC-3 был ложно сбит над Западной Сахарой «Стрелой-10» Фронта ПОЛИСАРИО.
Наконец, во время «Бури в пустыне» 15 февраля 1991 года иракской «Стрелой-10» были сбиты два штурмовика А-10 ВВС США (78-0722 и 79-0130). Допустимо, на счету иракских ЗРК этих 2-х типов было еще несколько заокеанских самолетов.
Наиболее теперешний русский войсковой ЗРК малой дальности «Тор» и зенитные ракетно-пушечные комплексы (ЗРПК) «Тунгуска» и «Панцирь» участия в боевых действиях не принимали, соответственно самолетов и вертолетов не сбивали. Правда есть абсолютно непроверенные и ничем не подтвержденные сплетни об фурорах «Панцирей» в Донбассе - один бомбардировщик Су-24 и один ударный вертолет Ми-24 ВС Украины.
СКРОМНЫЕ ТРИУМФЫ ЗАПАДНЫХ «КОЛЛЕГ»
Успехи западных ЗРК значительно скромнее, чем советских. Объясняется это, однако, не только и не столько их ТТХ, сколько спецификой выстраивания ПВО. Ссср и ориентировавшиеся на него страны в борьбе с авиацией противника обычно делали упор на наземные средства ПВО, а западные страны - на истребители.
Наибольших фуроров добился заокеанский ЗРК «Хок» и его глубокая модификация «Улучшенный Хок». Примерно все триумфы пришлись на израильские ЗРК этого типа. Во время «войны на истощение» они сбили один Ил-28, четыре Су-7, четыре МиГ-17, три МиГ-21 ВВС Египта. В ходе октябрьской войны на их счету были четыре МиГ-17, один МиГ-21, три Су-7, один «Хантер», один «Мираж-5», два Ми-8 ВВС Египта, Сирии, Иордании и Ливии. Наконец, в 1982 году над Ливаном были сбиты сирийский МиГ-25 и, допустимо, МиГ-23.
Во время ирано-иракской войны иранские ЗРК «Хок» сбили два-три своих истребителя F-14 и один F-5, а также до 40 иракских самолетов.
В сентябре 1987 года над столицей Чада Нджаменой французским ЗРК «Хок» был сбит ливийский бомбардировщик Ту-22.
2 августа 1990 года кувейтские ЗРК «Улучшенный Хок» сбили один Су-22 и один МиГ-23БН ВВС Ирака во время вторжения иракских войск в Кувейт. Все кувейтские ЗРК были захвачены иракцами и использовались после этого вопреки США и их союзников, но без фурора.
В различие от С-300П, ее заокеанский alter ego, заокеанская ЗРС крупный дальности «Пэтриот» использовалась в ходе обеих иракских войн. В основном ее целями были устаревшие иракские баллистические ракеты советского производства Р-17 (небезызвестный «Скад»). Результативность «Пэтриотов» оказалась крайне низкой, в 1991 году именно от пропущенных Р-17 американцы понесли особенно важные потери в людях. Во время 2-й иракской войны весной 2003 года на счету «Пэтриота» возникли первые два сбитых самолета, что, впрочем, не доставило американцам удовольствия. Оба они были своими: британский «Торнадо» (ZG710) и F/А-18С авиации ВМС США (164974). Тогда же F-16С ВВС США истребил противорадиолокационной ракетой РЛС одного из батальонов «Пэтриота». По каждой видимости, заокеанский пилот сделал это не нечаянно, а специально, напротив он бы стал третьей жертвой своих зенитчиков.
Израильские «Пэтриоты» также с подозрительным триумфом стреляли в том же 1991 году по иракским Р-17. В сентябре 2014 года именно израильский «Пэтриот» сбил 1-й для этой ЗРС самолет противника - сирийский Су-24, нечаянно залетевший в воздушное пространство Израиля. В 2016-2017 годах израильские «Пэтриоты» многократно стреляли по прилетавшим из Сирии беспилотникам, в большинстве случае - без триумфа (притом что цена всех обстрелянных беспилотных летательных агрегатов совместно взятых была ниже, чем одной ракеты ЗРС «Пэтриот»).
Наконец, саудовские «Пэтриоты», допустимо, сбили одну либо две Р-17, запущенные йеменскими хуситами в 2015-2017 годах, впрочем значительно огромнее ракет этого типа и все больше современные ракеты типа «Точка» благополучно поразили цели на саудовской территории, нанеся исключительно существенный урон войскам аравийской коалиции.
Таким образом, в совокупности производительность ЗРС «Пэтриот» следует признать весьма низкой.
Западные ЗРК малой дальности имеют крайне скромные фуроры, что, как было сказано выше, отчасти объясняется не техническими недостатками, а особенностями боевого использования.
На счету заокеанского ЗРК «Чапарэл» каждого один самолет - сирийский МиГ-17, сбитый израильским ЗРК этого типа в 1973 года.
Также один самолет сбил английский ЗРК «Рапира» - аргентинский истребитель израильского производства «Даггер» над Фолклендами в мае 1982 года.
Немножко больше ощутимые фуроры имеет французский ЗРК «Роланд». Аргентинским «Роландом» над Фолклендами был сбит британский «Харриер-FRS1» (ХZ456). На счету иракских «Роландов» как минимум два иранских самолета (F-4Е и F-5Е) и, допустимо, два британских «Торнадо» (ZA396, ZA467), а также один заокеанский А-10, впрочем все эти три самолета не являются всецело подтвержденными победами. В любом случае увлекательно, что все самолеты, сбитые французским ЗРК на различных ТВД - западного производства.
Особой категорией средств ПВО являются корабельные ЗРК. Боевые фуроры имеют лишь британские ЗРК вследствие участию английских ВМС в войне за Фолкленды. ЗРК «Си Дарт» сбил один аргентинский бомбардировщик английского производства «Канберра», четыре штурмовика А-4, один транспортный самолет «Лирджет-35», один вертолет французского производства SA330L. На счету ЗРК «Си Кэт» - два А-4С. С поддержкой ЗРК «Си Вулф» сбиты один истребитель «Даггер» и три А-4В.
РАЗЯЩИЕ «СТРЕЛЫ» И ОСТРЫЕ «ИГЛЫ»
Отдельно следует остановиться на переносных зенитных ракетных комплексах, которые стали специальной категорией средств ПВО. Вследствие ПЗРК сбивать самолеты и тем больше, вертолеты получили вероятность пехотинцы и даже партизаны и террористы. Отчасти вследствие этому установить точные итоги определенного типа ПЗРК еще сложнее, чем для «огромных» ЗРК.
Советские ВВС и военная авиация в Афганистане утратили от ПЗРК в 1984-1989 годах 72 самолета и вертолета. При этом афганские партизаны использовали советские же ПЗРК «Стрела-2» и их китайские и египетские копии HN-5 и «Айн-аль-Сакр», заокеанские ПЗРК «Ред Ай» и «Стингер», а также британские «Блоупайп». Вдалеке не неизменно дозволено было установить, из какого реально ПЗРК сбит тот либо другой самолет либо вертолет. Аналогичная обстановка имела место в ходе «Бури в пустыне», войн в Анголе, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе и т.д. Соответственно приведенные ниже итоги всех ПЗРК, исключительно советских и русских, следует считать значительно заниженными.
При этом, однако, нет никаких сомнений, что среди ПЗРК советский комплекс «Стрела-2» находится в том же ранге, что и С-75 среди «огромных» ЗРК - безусловного и, не исключено, недоступного чемпиона.
Впервые «Стрелы-2» были применены египтянами в ходе «войны на истощение». В 1969 году они сбили над Суэцким каналом от шести (два «Миража», четыре А-4) до 17 израильских самолетов. В октябрьской войне на их счету еще как минимум четыре А-4 и вертолет СН-53. В марте-мае 1974 года сирийскими «Стрелами-2» было сбито от 3 (два F-4, один А-4) до восьми израильских самолетов. После этого в период с 1978 по 1986 год сирийскими и палестинскими ПЗРК этого типа было сбито четыре самолета (один «Кфир», один F-4, два А-4) и три вертолета (два АН-1, один UH-1) ВВС Израиля и палубный штурмовик А-7 (бортовой номер 157468) авиации ВМС США.
«Стрелы-2» были применены на заключительном этапе вьетнамской войны. С начала 1972 года до января 1973 года ими было сбито 29 заокеанских самолетов (один F-4, семь О-1, три О-2, четыре OV-10, девять A-1, четыре А-37) и 14 вертолетов (один СН-47, четыре АН-1, девять UH-1). Позже ухода заокеанских войск из Вьетнама и до окончания войны в апреле 1975 года на счету этих ПЗРК было от 51 до 204 самолетов и вертолетов ВС Южного Вьетнама. После этого, в 1983-1985 годах, вьетнамцы сбили над Камбоджей «Стрелами-2» не менее 2-х штурмовиков А-37 ВВС Таиланда.
В 1973 году повстанцы Гвинеи-Бисау сбили «Стрелой-2» три португальских штурмовика G-91 и один транспортный самолет Do-27.
В 1978-1979 годах воины Фронта ПОЛИСАРИО сбили из этих ПЗРК над Западной Сахарой французский штурмовик «Ягуар» и три марокканских истребителя (один F-5А, два «Мираж-F1»), а в 1985 году - немецкий ученый Dо-228, летевший в Антарктиду.
В Афганистане от «Стрелы-2» был утрачен как минимум один советский штурмовик Су-25.
Ливийскими «Стрелами-2» в июле 1977 года, допустимо, был сбит египетский МиГ-21, в мае 1978 года - французский «Ягуар». В то же время трофейной ливийской «Стрелой-2» в августе 1982 года чадцы сбили ливийский же штурмовик Су-22.
В Анголе ПЗРК этого типа также стреляли в обе стороны. Трофейной «Стрелой-2» юаровцы сбили ангольский (кубинский) истребитель МиГ-23МЛ. С иной стороны кубинцы сбили из этих ПЗРК как минимум два юаровских штурмовика «Импала». В действительности итог их был гораздо выше.
В октябре 1986 года в Никарагуа был сбит «Стрелой-2» заокеанский транспортный самолет С-123 с грузом для контрас. В 1990-1991 годах ВВС Сальвадора утратили от «Стрел-2», полученных местными партизанами, три самолета (два О-2, один А-37) и четыре вертолета (два «Хьюз-500», два UH-1).
Во время «Бури в пустыне» иракскими «Стрелами-2» сбиты один британский «Торнадо» (ZA392 либо ZD791), один «ганшип» АС-130 ВВС США (69-6567), один AV-8В авиации морской пехоты США (162740). Во время 2-й иракской войны в январе 2006 года иракские боевики сбили этим ПЗРК боевой вертолет АН-64D «Апач» армейской авиации (03-05395).
В августе 1995 года над Боснией сербской «Стрелой-2» (по иным данным - «Иглой») сбит французский бомбардировщик «Мираж-2000N» (бортовой номер 346).
Наконец, в мае-июне 1997 года курды сбили «Стрелами-2» турецкие вертолеты AH-1W и AS532UL.
Более современным советским ПЗРК, «Стреле-3», «Игле-1» и «Игле», не повезло, за ними примерно не зафиксировано побед. На «Стрелу-3» записан лишь британский «Харриер» в Боснии в апреле 1994 года, на тот, что также претендует, как было сказано выше, ЗРК «Квадрат». ПЗРК «Игла» «делит» со «Стрелой-2» вышеупомянутый «Мираж-2000N» № 346. Помимо того, на счет «Иглы» записаны F-16С (84-1390) ВВС США в Ираке в феврале 1991 года, два грузинских боевых вертолета Ми-24 и один штурмовик Су-25 в Абхазии в 1992-1993 годах и, увы, русский Ми-26 в Чечне в августе 2002 года (погибли 127 человек). Летом 2014 года из ПЗРК неясного типа над Донбассом, ориентировочно, были сбиты три штурмовика Су-25, один истребитель МиГ-29, один разведывательный самолет Ан-30, три ударных вертолета Ми-24 и два многоцелевых вертолета Ми-8 ВС Украины.
Реально все советские/российские ПЗРК, включая «Стрелу-2», за счет войн в Ираке, Афганистане, Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе заведомо имеют на своем счету гораздо огромнее побед.
Из западных ПЗРК огромнее каждого фуроров у заокеанского «Стингера». В Афганистане им сбито как минимум один штурмовик Су-25 ВВС СССР, один МиГ-21У ВВС Афганистана, советские транспортные самолеты Ан-26РТ и Ан-30, шесть боевых вертолетов Ми-24 и три транспортных Ми-8. Настоящие фуроры «Стингера» в этой войне в разы огромнее (скажем, только Ми-24 могло быть сбито до 30), правда до всеобщего итога «Стрелы-2» ему дюже вдалеке.
В Анголе юаровцы сбили «Стингерами» как минимум два МиГ-23МЛ.
Англичане на Фолклендах этими ПЗРК истребили один аргентинский штурмовик «Пукара» и один транспортный вертолет SA330L.
Более ветхий заокеанский ПЗРК «Ред Ай» применялся евреями супротив ВВС Сирии. С его поддержкой было сбито семь сирийских Су-7 и МиГ-17 во время октябрьской войны и один МиГ-23БН в Ливане в 1982 году. Никарагуанские «контрас» сбили «Ред Аями» четыре вертолета Ми-8 правительственных войск в 80-е годы. Этим же ПЗРК было сбито несколько советских самолетов и вертолетов в Афганистане (допустимо - до 3 Ми-24), но определенное соответствие их побед отсутствует.
То же дозволено сказать про применение в Афганистане британских ПЗРК «Блоупайп». Следственно на его счету лишь две верно установленные победы. Обе они достигнуты во время фолклендской войны, в которой данный ПЗРК применялся обеими сторонами. Британцы сбили им аргентинский штурмовик МВ339А, аргентинцы - английский истребитель «Харриер-GR3».
В ОЖИДАНИИ НОВОЙ КРУПНЫЙ ВОЙНЫ
«Свергнуть с постамента» С-75 и «Стрелу-2» удастся, только если в мире случится огромная война. Правда, если она окажется ядерной, победителей в ней не будет ни в каком смысле. Если же это будет обыкновенная война, то основными претендентами на «чемпионство» будут русские ЗРК. Не только из-за высоких ТТХ, но и из-за особенностей использования.
Нельзя не подметить, что новой серьезнейшей задачей ПВО становятся высокоскоростные малоразмерные высокоточные боеприпасы, которые экстраординарно трудно поразить именно из-за мелких размеров и высокой скорости (исключительно трудно станет, если появятся гиперзвуковые боеприпасы). К тому же дальность этих боеприпасов непрерывно растет, выводя носители, то есть самолеты, из зоны действия ПВО. Это делает расположение ПВО искренне безвыходным, потому как единоборство с боеприпасами без вероятности истребить носители заведомо проигрышна: рано либо поздно это приведет к истощению боекомплекта ЗРК, позже чего будут легко ликвидированы как сами ЗРК, так и прикрываемые ими объекты.
Еще одна не менее серьезная загвоздка - беспилотные летательные агрегаты (БЛА). Как минимум это загвоздка потому, что их легко становится дюже много, что еще больше усугубляет задачу нехватки боекомплекта ЗРК. Значительно дрянней то, что существенная часть БЛА являются настоль малоразмерными, что никакие существующие средства ПВО не могут их ни найти, ни тем больше поразить, от того что ни РЛС, ни ЗУР примитивно не рассчитаны на сходственные цели.
В этом плане дюже показателен случай, произошедший в июле 2016 года. Исключительно высокий ярус технической оснащенности и боевой подготовки личного состава ВС Израиля классно вестим. Впрочем евреи ничего не сумели сделать с маленьким, тихоходным, невооруженным разведывательным русским БЛА, появившимся над северными районами Израиля. Вначале ракета «воздух-воздух» с истребителя F-16, а после этого две ЗУР ЗРС «Пэтриот» прошли мимо, позже чего БЛА беспрепятственно ушел в воздушное пространство Сирии.
В связи с этими обстоятельствами критерии эффективности и результативности средств ПВО могут стать абсолютно другими. Как и сами средства ПВО.
В конце сентября 1986 года советские авиаторы из состава временного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан впервой ощутили на себе силу нового оружия, которым американцы оснастили афганских моджахедов. До этого момента советские самолеты и вертолеты вольно себя ощущали в афганском небе, осуществляя транспортные перевозки и воздушное прикрытие наземных операций, проводимых советскими армейскими частями. Поставка переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» отрядам афганской оппозиции кардинально изменила атмосферу в ходе афганской войны. Советские авиационные части обязаны были изменить стратегию, а авиаторы транспортной и штурмовой авиации стали больше осмотрительными в своих действиях. Невзирая на то, что решение о итоге советского воинского контингента из ДРА было принято гораздо прежде, принято считать, что именно ПЗРК Стингер стал ключом к сворачиванию советского военного присутствия в Афганистане.
В чем основная повод успеха
Американские стингеры к тому времени теснее не считались новинкой на рынке вооружений. Впрочем с технической точки зрения, боевое использование ПЗРК Стингер подняло ярус вооруженного сопротивления на высококачественно новейший ярус. Обученный оператор мог независимо сделать точный выстрел, находясь при этом в идеально непредвиденном месте либо укрываясь на спрятанной позиции. Получив приблизительное направление полета, ракета делала дальнейший полет к цели независимо, применяя собственную систему теплового наведения. Основной мишенью зенитной ракеты становился жгучий самолетный либо вертолетный мотор, излучавший тепловые волны в инфракрасном диапазоне.
Стрельбу по воздушным целям дозволено было вести на дистанциях до 4,5 км, а высота реального поражения воздушных целей варьировалась в диапазоне 200-3500 метров.
Не стоит говорить, что афганская оппозиция была первой, кто применил в боевой атмосфере заокеанские Стингеры. 1-й случай боевого использования нового переносного зенитно-ракетного комплекса подмечен в ходе Фолклендской войны 1982 года. Вооруженные заокеанскими ПЗР комплексами британские спецназовцы благополучно отражали атаки аргентинских войск в ходе захвата Порта-Стенли, основного административного пункта Фолклендских островов. Британские спецназовцы смогли тогда из переносного комплекса сбить поршневой штурмовик аргентинских ВВС «Пукара». Через время следом за аргентинским штурмовиком в итоге попадания зенитной ракеты, выпущенной из Стингера, на землю отправился десантный вертолет аргентинского спецназа «Пума».
Ограниченность использования авиации для наземных операций в ходе англо-аргентинского вооруженного раздора не дозволила до конца раскрыть боевые вероятности нового оружия. Боевые действия велись в основном на море, где друг другу противодействовали авиация и военные корабли.
По поводу поставок новых ПЗРК Стингер отрядам афганской оппозиции в Сша не было однозначной позиции. Новые зенитные ракетные комплексы считались драгоценный и трудной военной техникой, которую могли бы освоить и использовать по делу полулегальные отряды афганских моджахедов. К тому же попадание нового орудия в качестве трофеев в руки советских солдат могло стать лучшим доказательством прямого участия США в вооруженном раздоре на стороне отрядов афганской оппозиции. Невзирая на ужас и боязнь, Пентагон принял решение начать с 1986 года поставку пусковых установок в Афганистан. Первая партия составила 240 пусковых установок и больше одной тысячи зенитных ракет. Итоги этого шага классно знамениты и заслуживают отдельного постижения.
Единственное отхождение, на котором следует сделать ударение. Американцам теснее позже итога советских войск из ДРА пришлось выкупать оставшиеся на вооружении оппозиции неиспользованные зенитные комплексы по цене втрое подороже, чем стоили стингеры на момент поставки.
Создание и разработка ПЗРК Стингер
В заокеанской армии до середины 70-х годов основным средством ПВО пехотных подразделений являлся ПЗРК FIM-43 Redeye. Впрочем с увеличением скорости полета штурмовой авиации и возникновения на авиационной технике элементов бронирования, требовалось больше идеальное оружие. Ставка делалась на усовершенствованные технические колляции зенитной ракеты.
Разработкой нового средства ПВО занялась заокеанская компания «General Dynamics». Проектные работы, начатые еще в дальнем 1967 году, велись длинные семь лет. Только в 1977 году окончательно обрисовался план грядущего ПЗРК нового поколения. Такая долгая задержка объясняется отсутствием технологических вероятностей для создания системы теплового наведения ракеты, которая должна была стать изюминкой нового зенитно-ракетного комплекса. Первые опытные примеры поступили на испытания в 1973 году, впрочем их итоги оказались неутешительными для конструкторов. Пусковая установка имела огромные размеры и требовала увеличение расчета до 3-х человек. Пусковой механизм зачастую отказывал, что приводило к беспричинному подрыву ракеты в пусковом контейнере. Только в 1979 году удалось выпустить больше-менее отработанную партию зенитно-ракетных комплексов в числе 260 единиц.
Новое средство ПВО поступило в заокеанские войска для проведения комплексных полевых испытаний. Чуть позднее армия заказала разработчикам теснее большую партию - 2250 ПЗРК. Пройдя все этапы роста, ПЗРК под индексом FIM-92 в 1981 году был принят на вооружение заокеанской армии. С этого момента началось праздничное шествие этого оружия по планете. Сегодня о Стингерах знают во каждом мире. Данный комплекс стоял на вооружении армий больше 20 стран. Помимо союзников США по блоку НАТО, Стингеры поставлялись в Южную Корею, в Японию и в Саудовскую Аравию.
В процессе производства были проведены следующие усовершенствования комплекса и Стингеры выпускались в 3 версиях:
- базовая версия;
- версия Stinger FIM-92 RMP (Reprogrammable Microprocessor);
- версия Stinger FIM-92 POST (Passive Optical Seeking Technology).
Все три модификации имели одинаковые тактико-технические колляции и комплектацию. Исключительным различием было присутствие у 2-х последних версий самонаводящихся головок. Ракетами с самонаводящейся боевой частью комплектовались пусковые установки модификаций А,В и С.
Последние версии ПЗРК fim 92 оснащены зенитной ракетой, на которой стоит ГСН повышенной восприимчивости. К тому же ракеты стали оснащаться комплексом супротив помех. Иная версия Стингеров FIM-92D стреляет ракетой с головкой POST, которая работает сразу в 2-х диапазонах - в ультрафиолетовом и в инфракрасном диапазоне.
На ракетах стоит безрастовый координатор цели, тот, что разрешает микропроцессорам независимо определять источник ультрафиолета либо инфракрасного излучения. В итоге ракета во время полета к цели сама сканирует горизонт на предмет излучения, выбирая для себя наилучший вариант цели. Особенно массово в 1-й период серийного производства выпускалась версия FIM-92B с самонаводящейся головкой POST. Впрочем в 1983 году компания-разработчик представила новую, больше идеальную версию ПЗРК с зенитной ракетой, оснащенной самонаводящейся головкой POST-RMP. В этой модификации имелись микропроцессоры, которые дозволено было перепрограммировать в полевых условиях в соответствии с боевой атмосферой. Пусковая установка теснее представляла собой переносной вычислительный программный центр, тот, что содержал сменные блоки памяти.
К основным особенностям конструкции ПЗРК Стингер дозволено отнести следующие моменты:
- комплекс имеет пусковой контейнер (ТПК) в котором помещена зенитная ракета. Пусковая установка оснащена оптическим прицелом, тот, что визуально дозволяет не только идентифицировать цель, но и сопровождать ее, определить реальную дистанцию до цели;
- пусковое устройство стало на порядок надежнее и безвреднее. В состав механизма входил блок охлаждения, заправленный жидким аргоном, и электрическая батарея;
- на комплексах последних версий устанавливаются системы распознавания «свой/чужой», которая имеет электронную начинку.
Технические колляции ПЗРК FIM 92 Stinger
В качестве стержневой технической детали конструкции является схема «утка», применяемая при создании корпуса зенитных ракет. В носовой части имеется четыре стабилизатора, два из которых подвижны и исполняют функцию рулей. Ракета во время полета осуществляет вращение вокруг собственной оси. За счет вращения ракета сберегает стабильность в полете, которая обеспечивается наличием хвостовых стабилизаторов, раскрывающихся при выходе ракеты из пускового контейнера.
За счет использования в конструкции ракеты каждого 2-х рулей, отпала надобность в установке трудной системы управления полетом. Соответственно снизилась и стоимость зенитной ракеты. Старт и дальнейший полет обеспечивается работой твердотопливного ракетного мотора Atlantic Research Mk27. Мотор работает на каждым протяжении полета ракеты, обеспечивая высокую скорость полета, до 700м/с. Маршевый мотор запускается не сразу, а с задержкой. Это техническое нововведение вызвано желанием обезопасить стрелка-оператора от непредусмотренных обстановок.
Вес боевой части ракеты не превышает 3 кг. Стержневой тип заряда - осколочно-фугасный. На ракетах ставились взрыватели ударного действия и предохранители, которые делали допустимым осуществить самоликвидацию ракеты при промахе. Для транспортировки зенитных ракет применялся транспортно-пусковой контейнер, заполняемый аргоном. При пуске газовая смесь разрушает защитные крышки, разрешая тепловым датчикам ракеты включаться в работу, выискивая цель по инфракрасным и ультрафиолетовым лучам.
Полная масса ПЗРК Стингер в укомплектованном состоянии составляет 15,7 кг. Сама зенитная ракета весит чуть больше 10 кг при длине корпуса 1,5 метра и диаметре 70 мм. Такая компоновка зенитного комплекса разрешает оператору в одиночку справляться с переноской и пуском зенитной ракеты. Традиционно расчеты ПЗРК состоят из 2-х человек, впрочем по штату, предполагается применение ПЗРК в составе батареи, где всеми действиями руководит начальник, а оператор только исполняет команды.
Заключение
В целом, по своим тактико-техническим колляциям заокеанский ПЗРК FIM 92 превосходит советский переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2», сделанный еще в 60-х годах. Заокеанские зенитные комплексы были не класснее и не дрянней советских переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1» и дальнейшей модификации «Игла-2», которые владели аналогичными ТТХ и могли составить конкуренцию заокеанскому оружию на рынке.
Следует подметить, что советский ПЗРК «Стрела-2» смог значительно потрепать нервы американцам во время Вьетнамской войны. Не прошло бесследно происхождение у СССР нового комплекса «Игла», тот, что уровнял шансы 2-х сверхдержав на рынке вооружений в этом сегменте. Впрочем непредвиденное возникновение нового ПЗРК на вооружении афганских моджахедов в 1986 году, значительно изменило стратегические данные использования советской авиации. Даже рассматривая тот факт, что Стингеры редко когда попадали в умелые руки, урон от их использования был существенным. Только за 1-й месяц использования ПЗРК Fim 92 в небе Афганистана советские ВВС утратили до 10 самолетов и вертолетов разных типов. Исключительно доставалось штурмовикам Су-25, транспортным самолетам и вертолетам. В срочном порядке на советской авиационной технике стали устанавливать тепловые капканы, способные сбить с толку систему наведения ракеты.
Только через год, позже того, как впервой в Афганистане применили Стингеры, советская авиация смогла обнаружить контрмеры супротив этого оружия. За каждый дальнейший 1987 год советская авиация утратила от ударов переносных зенитных комплексов каждого восемь машин. В основном это были транспортные самолеты и вертолеты.
27 ноября пресс-служба Коломенского государственного предприятия «КБ машиностроения» (КБМ) осведомила о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) 9К333 «Верба» производства этого предприятия начали поступать на вооружение русской армии . Сухопутные войска получили бригадный, а ВДВ - дивизионный комплект ПЗРК. Каждого за год Вооруженные силы России получили два бригадных и два дивизионных комплекта этого оружия. Представители завода-производителя также осведомили о том, что ранее КБМ подписало контракт с Минобороны России на поставку этого оружия и теснее приступило к его серийному производству.
Переносной зенитно-ракетный комплекс "Верба"
ПЗРК - это малоразмерное зенитно-ракетное оружие, рассчитанное на транспортировку и ведение огня одним человеком. Вследствие малому весу и размерам оно крайне комфортно в применении, маскировке, перевозке и хранении. При этом ПЗРК владеют довольной мощностью боевой части для того, дабы сбить всякую воздушную цель в пределах досягаемости - от мелких беспилотных летательных агрегатов до транспортных самолетов. Предшественниками современных ПЗРК были переносные реактивные зенитные ракеты периода 2-й мировой войны, выпускавшиеся в Германии.
ПЗРК 9К333 и ракета 9М336
Переносной комплекс «Верба» был разработан в 2007 году, тогда же прошел летно-конструкторские испытания и должен был поставляться в ВС РФ теснее с 2008 года. Добавочно ПЗРК проходил государственные испытания в 2009-2010 годах, войсковые испытания - в 2011 году и еще одну проверку на производительность в условиях аномально низких арктических температур - в 2014 году.
Модернизация ПЗРК «Верба» состоит в применении улучшенной системы самонаведения, по производительности в полтора-два раза превосходящей все существующие системы. Данное усовершенствование придает ракетам ПЗРК странную стабильность вопреки энергичных тепловых либо оптико-электронных помех, создаваемых летательными агрегатами с целью дезориентировать ракету и увести ее с курса к ложным целям. Идентификацию цели ракета ПРЗК «Верба» осуществляет по трём параметрам (оптическому, инфракрасному и ультрафиолетовому), а потому вероятность промаха сведена к минимуму. ПЗРК «Верба» уверенно «держит» и настигает даже малоизлучающие цели - такие как БПЛА .
Ракета ПЗРК "Верба" игнорирует ложные цели
Множество специалистов сходятся во суждении, что современные ПЗРК являются самым результативным зенитным оружием вопреки самолетов, вертолетов, и БПЛА. Найти стрелка с ПЗРК на местности средствами воздушной разведки фактически немыслимо. При этом атака таким оружием производится, как водится, невзначай для противника и удивляет цель с высокой точностью. Как итог, боевая авиация теснее не может главенствовать на высотах, доступных ПЗРК, при том, что именно с этих высот ее атаки особенно результативны. Для возрастания своей выживаемости при атаке наземных целей самолеты и вертолеты обязаны использовать разные технические и стратегические приемы (такие как постановщики энергичных помех, отстрелы тепловых ракет-западней, полеты на сверхмалых высотах) либо трудиться с высот, недосягаемых для ПЗРК, что гораздо снижает точность авиаударов. Помимо того, сам факт происхождения на поле боя ПЗРК вынуждает противника круто уменьшить число боевых вылетов с тем, дабы избежать катастрофических потерь дорогостоящей авиационной техники. В итоге этого, его наземные войска лишаются воздушной поддержки и прикрытия, в итоге чего их производительность гораздо снижается.
Супротив авиации работает ПЗРК "Игла"
ПЗРК «Верба» является разработкой, в которой воплощены технические достижения, делающие это оружие больше результативным, нежели его предшественники - русские ПЗРК «Стрела» и «Игла». Помимо того, изготовитель заявляет, что «Верба» превосходит и лучшие иностранные аналоги - такие как заокеанский «Стингер», французский «Мистраль», китайский QW-3, британский «Старстрик», шведский RBS 70. Комплекс «Верба» горазд удивлять воздушные цели на высотах от 10 до 4500 метров, удаленные на расстояние до от 500 до 6400 метров и двигающиеся со скоростью до 500 метров в секунду. Для сопоставления, у «Стингера» эти параметры выглядят не столь впечатляюще: высота - до 3800 метров; дальность поражения - от 200 до 4800 метров. Невзирая на то, что по отдельным показателям (скажем, по мощности боевой части) некоторые иностранные аналоги могут превосходить русскую разработку, по основным своим колляциям - высоте, дальности, скорости и помехоустойчивости - ПЗРК «Верба» находится вне соперничества.
ПЗРК "Стингер" в руках афганского моджахеда
Впервые ПЗРК стали энергично использоваться во время Вьетнамской войны , позже - в войне за Фолклендские острова, но специальную популярность данный вид оружия купил в годы Афганской войны . Существует суждение, что именно масштабные заокеанские поставки зенитных ракет «Стингер» афганским моджахедам и обучение их навыкам использования этого оружия помогли исламистам выиграть войну супротив Советского Союза. По заявлениям некоторых изыскателей, советская авиация стала нести столь значительные потери, что в результате начальство СССР решило выйти из раздора и вывести войска из Афганистана. Военная статистика не подтверждает эту теорию, потому что процент самолетов и вертолетов, сбитых с подмогой ПЗРК, был касательно невелик и составил от 10 до 20% потерь советской авиации. К примеру, 40-я армия советского воинского контингента рапортовала о 16% утраченных самолетов, которые были сбиты из ПЗРК. Впрочем эти данные не вовсе точны, потому что положительно было бы считать процент потерь в итоге попаданий «стингеров» не от числа утраченной техники за всю войну, а лишь за тот период, когда ПЗРК обширно использовались противником.
Мобильная ракетная установка ПЗРК "Стартрик"
Будучи комфортным и результативным оружием, ПЗРК пользуется снисканной популярностью у повстанческих и экстремистских движений, которые с охотой используют его как ручное оружие одиночных стрелков, а также монтируют зенитно-ракетные установки на разные стационарные либо мобильные платформы. Развитые страны и интернациональные организации предпринимают существенные усилия для установления контроля за распространением этого оружия в мире ввиду его крупный угрозы для штатской авиации, но сделать данный контроль результативным пока не получается. Реально, сегодня в мире незаконно действует от несколько сотен до нескольких тысяч переносных зенитных комплексов, похищенных с военных складов во время революций и массовых беспорядков. Россия также участвует в интернациональных планах по контролю за распространением этого вида оружия - в частности, сообщается о том, что ПЗРК «Верба» на экспорт не поставляются.
Добавить комментарий