Барабанный телеграф Африки: принцип работы. Литературное искусство переписки

Барабанный телеграф Африки: принцип работы. Литературное искусство переписки

Есть! Задолго до радиопередатчиков, усилителей мощности и громкоговорителей люди научились передавать на далекое расстояние звуки своего языка. Приблизительно, но вполне понятно. Эти люди жили в Африке. А белые европейцы — путешественники и миссионеры — не переставали удивляться: ну почему очередное затерянное в глубинах Африки племя, явно никогда не видевшее белых людей, вдруг откуда-то узнает об их грядущем визите?
Рассказывали, например, что, когда выдающийся английский путешественник, компаньон знаменитого Ливингстона, а заодно пионер британского колониализма Генри Мортон Стэнли путешествовал по Центральной Африке, известия о его продвижении бежали впереди самого первопроходца примерно на 1500 км. Быстрее телеграфа разносились по Черному континенту новости о крупнейших политических событиях в Европе, например о сражениях Первой мировой войны. Огромные территории в Африке связывала друг с другом сеть релейной связи, построенной на барабанном бое. От деревни к деревне просто молниеносно по тем временам перелетали сообщения, заключавшие в себе весьма сложную информацию.

В дуэте с барабаном

Проще всего было бы предположить, что африканцами была изобретена некая система кодов для тех или иных событий: ну, скажем, три удара с большими промежутками, три с маленькими — пожар- два громких, два тихих — приближается неприятель. И действительно, в сообщениях, которыми веками обменивались африканские барабанщики, такие звучащие «иероглифы» присутствовали. Однако поистине уникальной особенностью этого древнего телеграфа стала способность передавать не символы, а слова и фразы человеческого языка. Как это возможно?
Барабан относится к инструментам с неопределенной высотой, ибо удар палочки по натянутой коже производит шум, то есть хаотичный набор звуков разной частоты. У инструментов, подобных барабану, есть лишь такая характеристика, как относительная высота, то есть преобладание в шуме звуков высокой или низкой частот. В принципе, барабан можно подстраивать, меняя натяжение мембраны, и тогда инструмент будет звучать «в целом» звонче или басовитее. Но в европейской музыкальной традиции никто не додумался делать это в процессе игры. Зато додумались в Западной Африке. Там появился «говорящий барабан».
Как ныне считается, первыми, кто взял в руки эти необычные инструменты, стали гриоты — западноафриканские бродячие сказители и музыканты, трубадуры Черного континента. Культура гриотов развивалась среди народов хауса, йоруба, сонгаи, волоф и других: сегодня эти этносы проживают в таких странах, как Нигерия, Гана, Бенин, Нигер, Того. Искусство гриотов, составлявших особую касту в средневековых обществах Западной Африки, было синтетическим. Оно зачастую включало в себя пение, танец, игру на музыкальных инструментах. Звуки «говорящего барабана» были встроены в представление, становились дополнительным голосом, говорящим со слушателями.

Главная особенность «говорящего барабана» — наличие между мембранами шнуров натяжения, позволяющих изменять в процессе игры высоту звучания инструмента.

Поющие языки

Говорить барабан научился благодаря своей особой конструкции. По форме его корпус похож на песочные часы — из-за узкой «талии» посередине. С двух сторон барабан имеет по кожаной мембране, причем мембраны соединены друг с другом шнурами натяжения, которые идут вдоль всего корпуса-резонатора. Музыкант держит барабан под мышкой и, нажимая плечом и локтем на шнуры, изменяет натяжение мембраны. Игра производится с помощью одной изогнутой барабанной палочки, причем звуки, которые в результате получаются, имеют четкую тоновую доминанту: несмотря на шумовые примеси, их легко различать по высоте.
Барабанщик может не только играть на таком барабане несложные мелодии, но и делать нечто вроде «бендов», то есть плавно менять высоту «ноты» в процессе ее звучания. Этот эффект также достигается работой со шнурами натяжения.
Стоит сказать, что нечто похожее на западноафриканский «говорящий барабан» можно найти и в другом конце мира. Южноиндийский барабан идакка также имеет «талию» и шнуровку по бокам, с помощью которой меняется натяжение мембран, в результате чего барабан «поет». Но нигде в штате Керала (именно там распространен этот инструмент) ничего похожего на передачу слов и фраз с помощью ударных инструментов не отмечено.
Возможно, потому, что между языком малаялам, распространенным в Южной Индии, и языками Западной Африки есть принципиальная разница. Многие западноафриканские языки — тональные, то есть (подобно тому, как это происходит, например, в китайском языке) относительная высота звука, с которой произнесен слог, имеет смыслоразличительное значение. Чтобы запомнить слово, надо не просто усвоить последовательность гласных и согласных, но и слышать, а также уметь воспроизводить его тон.
Поэтому речь на западноафриканских языках являет собой последовательность слогов, «пропеваемых» с разной высотой. Ту же песню может повторить «говорящий барабан». Но что это даст? Барабан все равно не воспроизведет ни гласных, ни согласных, а тонов — сколько бы их ни было: два, три или четыре — слишком мало, чтобы указать на уникальное слово. Сочетаний гласных и согласных все равно намного больше.
Все это правильно, если речь идет только об одном слове. Но если взять достаточно продолжительное устоявшееся словосочетание, то его тональную структуру узнать будет легче, особенно если слушатель — носитель языка. И вот барабанщики придумали заменять одно слово целой фразой, в которой искомое слово, разумеется, присутствует. То есть слово «луна», например, будет заменено словосочетанием «луна, которая смотрит на землю».

Нетрудно заметить, что при таком способе передачи информации в ее содержании возникает избыточность, но лишь эта избыточность и дает возможность использовать барабан как средство коммуникации, не прибегая к специальному кодовому языку.

Уходящие секреты

Несмотря на то что барабанный телеграф создавал на обширных территориях Африки «единое информационное пространство», сам внешний вид «говорящих барабанов» и стиль игры на них сильно различался от местности к местности и от этноса к этносу. Да и функции инструмента не сводились к обеспечению дальней связи. Например, у народа эве, проживающего в Того и Гане, существует синтетическое искусство «адзогбе», в котором игра на барабанах встраивается в вокально-танцевальное представление. При этом мастер адзогбе должен не просто уметь «говорить» на барабане, но и вставлять понятные слушателям фразы и изречения в сложные полиритмические конструкции.
Со временем, по мере того как Африка все больше и больше подпадала под власть и влияние европейских держав, искусство общения с помощью барабанов деградировало. Появился телеграф, затем радио, да и сами барабанные разговоры становились для белых все меньшим и меньшим секретом. Английский миссионер Джон Кэррингтон, живший и работавший с конца 1930-х годов в Бельгийском Конго (где, как и в Западной Африке, были знакомы с барабанным телеграфом), не только выучил язык местного народа келе, но и освоил перевод этого двухтонального языка на язык ударов по натянутой коже. Вернувшись в Европу, он в 1949 году подробно описал свой опыт в книге, которая называлась, разумеется, «Говорящие барабаны Африки».
Внешне говорящий барабан напоминает песочные часы. Принцип игры на нем довольно просто - нужно стучать по первой или второй мембране. При этом, одна из мембран издает более звонкий звук, а вторая - более глухой.
Ну а теперь немного истории. Понятие говорящий барабан появилось в связи с тем, что изначально данный инструмент вообще не являлся музыкальным. С его помощью жители соседних народов Африки могли обмениваться сообщениями (дело в том, что звук от удара в такой барабан слышен за несколько километров). Кроме того, у первых говорящих барабанов отсутствовали мембраны - вместо них были специальные углубления, которые называли губами. Удар по этим углублениям издавал очень похожие на речь человека звуки. Это и служило основой для подобного применения этих инструментов.
В настоящее время говорящие барабаны приобрели широкую популярность в африканской народной музыке. Купив говорящий барабан в нашем интернет-магазине, вы без труда сможете освоить игру на нем и в вашем репертуаре появится африканская этническая музыка. Закажите говорящий барабан у нас и вы получите действительно качественный и оригинальный инструмент.
За историю человечества почтовое сообщение приобретало самые странные воплощения. Егор Зырянов рассказывает о том, что значили виселицы на письмах XVI века, как передавали привет советские курортники и зачем закапывать «письма в будущее».

Задолго до появления в Персии древнейшей почтовой системы в Центральной Африке существовал другой, не менее эффективный способ передачи информации - «лесной телеграф», как называли его белые африканские колонисты. Многие племена Черного континента до сих пор используют специальные барабаны для обмена сообщениями между деревнями. Причем язык «говорящих» барабанов устроен в несколько раз сложнее азбуки Морзе. Он включает в себя набор гласных и согласных, интонаций и даже особую пунктуацию. Зачастую оказывалось, что этот традиционный африканский способ связи оказывался эффективнее многих других средств. Например, весть о смерти Великой белой королевы - Виктории в 1901 году была доставлена в африканские владения Британской империи с помощью телеграфа. Но установлен он был не везде, поэтому к большей части тамошних губернаторов отправляли посыльного. Только, как правило, это было бессмысленно, поскольку большая часть локальных властей уже знала о траурной вести от местных жителей.

Почта инков

В крупнейшем государстве южноамериканских индейцев существовала своя почтовая система, причем довольно жестокая и довольно продуктивная. Инкские почтальоны - часки - отбирались еще в детстве из числа наиболее физически развитых мальчиков. Они должны были уметь запоминать приличные объемы информации за 10–15 минут, быть способными максимально быстро пробегать отрезки в несколько километров от одного почтового поста до другого и делать это в любое время и любую погоду. Кроме того, они частенько умирали от изнеможения или наказаний за нерасторопность. Часки, работавшие на самого императора, были обязаны вести совершенно аскетичный образ жизни, соблюдая специальную диету и сдерживая себя в сексуальном плане. Но все это делало инкскую почту весьма и весьма действенной. Письма передавались за сутки на расстояние до 500 километров.
Кстати, сами письма были весьма любопытно кодированы. Они представляли из себя своеобразную шифровку из сложных узлов из ткани и шерсти, которая называлась кипу. Информацию несли и цвета, и форма сплетений, и количество нитей. Причем зашифрованы могли быть не только слова и цифры, но даже географические карты.

Смертельная срочность


Древняя традиция лишать гонца какой-нибудь важной части тела за нерасторопность интересно стала воплощаться в Англии с XIV века. Аристократы Туманного Альбиона завели себе привычку пририсовывать на письмах виселицу с подписью, призывающую курьера поторопиться. И действительно, доставка письма позже означенного срока означала для него казнь. В XVI веке это стало официальным способом помечать важные государственные послания. Причем виселиц могло рисоваться несколько, в зависимости от важности сообщения, а рядом обязательно красовались мотивирующие советы письмоносцу в духе «Ради жизни своей поспеши» или «Ради Ее Величества».

Литературное искусство переписки


Иллюстрация к роману «Опасные связи»К XVIII веку почтовые письма стали чем-то большим, чем просто способом передачи сообщений. Литературным балом правит эпистолярный роман. Произведения, выполненные в форме переписки, пишут все и про все. Это, конечно же, любовная переписка, как, например, «Опасные связи» де Лакло или романы Ричардсона, и «Персидские письма» Монтескье, представляющие из себя социальную сатиру, и персональная драма, если вспомнить «Страдания юного Вертера» Гете. Надо сказать, что история эпистолярного романа отнюдь не ограничивается XVII и XVIII веками. Достаточно вспомнить, что первый роман Достоевского, «Бедные люди», написан в этой манере. Но и в наше время современные способы коммуникации оказывают огромное влияние на поп-культуру.

Морская почта


В Британии во время правления Елизаветы I существовало много странных законов, связанных с донесением посланий. Например, человека, самостоятельно разбившего выловленную из моря бутылку с письмом внутри, надлежало казнить. Для прочтения писем от Нептуна при дворе была учреждена специальная должность откупорщика бутылок, который должен был доставлять информацию непосредственно королеве. Кстати говоря, письма в бутылках были весьма распространенным среди моряков способом связи с большой землей. Так, Колумб отправлял испанской королеве вести о своей экспедиции на случай, если он погибнет (правда, послания так и не дошли). Затем этот метод взяли на вооружение различные ученые, которые с помощью писем в бутылках исследовали морские течения.

Перекрестные письма


Примерно до середины XIX века посылать письма было довольно дорого. Почтовый тариф учитывал огромное количество факторов - расстояние, вес и объем послания, количество листов и так далее. Сам почтовый лист, которыми пользовались до изобретения конвертов, также был вещью отдельной и дорогой, поскольку на нем печатались специальные почтовые знаки. Но любую систему можно обхитрить, и эта была не исключением. На ранних стадиях развития почтовой системы появилась тенденция писать так называемые перекрестные письма. В них часть текста писалась одними чернилами горизонтально, а другая иным цветом вертикально - для экономии места. Особенно популярным этот способ стал среди скупых англичан и рациональных американцев.

Аудиопослания в СССР


Занимательная мода возникла на просторах СССР в 50-х годах. Началось все с мелкого курортного бизнеса: отдельные кустари предлагали отдыхающим записать свой голос на пластинку и отправить почтой свой пламенный привет из Крыма друзьям и родственникам. Эта услуга была очень популярна примерно лет 15. Некоторые стали таким образом записывать собственные песни. К семидесятым годам окончательно стало понятно, что это выгодно. Мелкие студии звукозаписи появились уже почти в каждом городе, постепенно смещая приоритеты именно в сторону музыкальной записи. Так весьма нелепое увлечение звуковыми открытками сделало свой весьма важный вклад в развитие целой индустрии.

Письма в будущее


Гровер Уолен и Эй-Дабл-Ю Робертсон позируют с капсулой времени, 1938 год Фотография: Everett Collection / East NewsПервые, кто приходят на ум при упоминании писем в будущее, - это, конечно же, советские пионеры 60-х годов, запечатывающие послания потомкам - причем обязательно оптимистического толка. Но у этого явления есть и куда более значимые воплощения. Во-первых, это «капсулы времени» с вещественными сведениями об эпохе, которые могут облегчить труд археологов будущего. Первая такая капсула, заложенная в 1900 году в Детройте для открытия через 100 лет, содержала пачку фотографий и писем. Другая, зарытая в Нью-Йорке во время Всемирной выставки 1939 года, имела более странный набор: катушку ниток, куклу, пузырек с семенами разных растений, микроскоп, 15-минутную кинохронику, журналы Life, пачку сигарет, несколько книг и других обыденных вещей. Открыть ее предполагалось через 5 тысяч лет.
Другой ценной формой писем в будущее стали космические послания. Самые известные - это пластинки, прикрепленные к космическим аппаратам «Вояджер» и «Пионер». С «Вояжером» в космическое плавание отправились записи обращения американского президента, звуков природы, этнической и классической музыки, а также приветствий на 55 языках, включая несколько мертвых языков. А «Пионер» скитается по межзвездным просторам с диаграммой, изображающей мужчину и женщину, приветствующих внеземную жизнь. На самом деле, наличие смысла в этих посланиях неоднократно подвергалось сомнению, поскольку надеяться на способность потенциальных инопланетян понять значение Второго Бранденбургского концерта Баха многим всегда казалось довольно странной идеей.

Тайные общества Черной АфрикиНепомнящий Николай Николаевич

Говорящие барабаны

Говорящие барабаны
Бум... Бум... Бум! Огромный резонатор Африки передает монотонный древний сигнал, неизменный на протяжении веков. Настойчивый, иногда нервирующий. Этот дьявольский барабанный бой навсегда остается в памяти. Барабаны Африки нельзя забыть. Барабаны Африки, обращающиеся как человеческие голоса к дальним горизонтам, одно из ее чудес.
Я слышал барабаны на западноафриканском побережье от Сьерра-Леоне до Камеруна. Путешествуя вдоль всего течения Конго и лежа бессонными ночами под москитной сеткой, я вслушивался в таинственные звуки, которые взлетали и падали, трепетали и содрогались в лесу. И в Восточной Африке я снова слушал этот бой и вспоминал суахильскую поговорку: «Когда на Занзибаре играют на барабанах, танцует вся Африка до Великих озер», - рассказывает уже знакомый нам исследователь и писатель из Южной Африки Л. Грин.
Ни одно рождение или смерть в Тропической Африке, ни одна охота или война не обходятся без того, чтобы барабанный бой не разнес новость от деревни к деревне. Белые люди называют его «лесным телеграфом». Это весьма точное название для системы связи, которая передает любую информацию через пространства, где никогда не видели телеграфного провода.
«Вначале Создатель сделал Барабанщика, Охотника и Кузнеца», - гласит народное предание одного из крупнейших западноафриканских племен. Западная Африка, вне сомнения, родина самых искусных барабанщиков. Их барабаны действительно умеют говорить. «Лесной телеграф», о котором существуют тысячи рассказов, - это не миф, хотя лишь в самые последние годы белые исследователи открыли принципы, на которых основана передача информации при помощи барабанов.
Барабанщики - важные персоны в Западной Африке, и во многих племенах у них нет никаких других обязанностей. У барабанщиков есть и свой собственный бог, а именно «Человек на Луне». Когда бывает полнолуние, можно увидеть этого бога, держащего палочки над барабаном. Когда палочки падают, барабанщик умирает. О значении барабанщика можно судить по тому факту, что ряд западноафриканских народов верит в его способность отправлять послания к их предкам - в мир духов.
«Роум, роум, роум! Бум, там, бум!» Послушайте внимательно первобытные музыкальные фразы, извлекаемые из барабана, а ваш чернокожий слуга сможет объяснить их смысл. Ни один праздник, или похороны, или танцы не могут проводиться без барабанов. Совершенно справедливо говорят, что барабаны - это граммофон и оркестр африканца, его радио, телефон и телеграф. И теперь еще мобильник.
В жестокие старые дни новый городской барабан «окроплялся кровью» с приношением человеческих жертв, так как считалось, что барабан не сможет говорить, как надо, пока он не услышит голос человека в предсмертной агонии. Один вождь с берегов Нигера так гордился своим исполинским барабаном, изготовленным по его приказу, что велел принести в жертву мастера, опасаясь, что тот сможет сделать лучший барабан для другого племени.
Такие большие барабаны представляют опасность для новичка: вибрация настолько сильна, что отдача при ударе палочки о кожу может вывихнуть барабанщику плечо.
Звук сигнального барабана может разноситься очень далеко. У водопадов Стенли на Конго был барабан, чей бой люди могли слышать и понимать в Якоте - в более чем тридцати двух километрах ниже по течению. Пожалуй, этот барабан поставил своеобразный рекорд для Африки. Конечно, только вода могла способствовать тому, чтобы звук преодолевал такое расстояние, ибо в некоторых местностях, наоборот, ослабляется голос барабана. Пять миль днем и семь ночью - это, вероятно, средний радиус действия сигнальных барабанов. Жаркий воздух несет звуки вверх, вместо того чтобы распространять их вширь, поэтому барабанщик, обращающийся к слушателям, находящимся вдалеке, должен посылать свое послание на рассвете или в ночные часы.
Когда идет передача информации от одного барабанщика к другому, преградой для «разговора» может служить не только расстояние, но и языковые барьеры. О знаменитом путешествии Стенли вниз по Конго в 1877 году местные жители были оповещены барабанными посланиями, которые покрыли тысячу миль, опережая самого исследователя. Это был один из тех редких случаев, когда был зафиксирован и, без сомнения, подтвержден радиус действия «лесного телеграфа».
Другой известный пример действия «лесного телеграфа» на еще большем расстоянии был зарегистрирован в Бельгийском Конго (современный Заир) во время Первой мировой войны, когда генерал-губернатор получил сведения от бельгийских вооруженных сил, участвующих в боевых действиях в Восточной Африке, переданные с помощью барабанного боя. Подробности о сражении и потерях дошли с весьма большой степенью точности и значительно быстрее, чем по официальным каналам связи.
Необходимо, конечно, обратиться к событиям, имевшим место много лет назад, чтобы найти достоверные свидетельства насчет передачи сигналов с помощью барабанов. Радиоприемник, это несомненное благо XX века для отдаленных форпостов цивилизации, затрудняет проверку действия «лесного телеграфа», ибо его наличие дает вполне очевидное объяснение тому, как новости достигают затерянных в африканской глуши мест.
Известный охотник Арчел Расселл находился в африканской деревне около верховьев Конго, в шестистах километрах от ближайшей телеграфной конторы, в то время, когда в Америке шел поединок Джеффриз - Джонсон за звание чемпиона мира по боксу. Он заявил, что узнал о победе черного боксера через четырнадцать часов после того, как он отправил своего противника в нокаут. Новость дошла при помощи барабанов - никакого другого возможного вида связи не было - и распространилась по огромным территориям, нанеся сильный урон престижу белого человека.
Еще раньше произошло одно событие, которое произвело глубокое впечатление на туземцев, - смерть «Великой белой королевы». Сообщение о смерти королевы Виктории дошло до Западной Африки по телеграфу без задержек. Новость, выстукиваемая на барабанах, неслась вдали от телеграфных линий от побережья в глубь континента, благодаря исключительно мастерству барабанщиков. Множество чиновников узнавали ее от своих слуг за недели до того, как приходило официальное подтверждение.
Существует интересная легенда о том, что новость о сдаче англичанам Хартума стала известна в Сьерра-Леоне в тот же день. Нет причины сомневаться в ее правдивости, ибо туземцы Западной Африки должны были хорошо знать о войне в Судане и внимательно следить за ходом боевых действий.
Капитан Р. С. Рэттрей, ведущий специалист по барабанам ашанти (Гана), брал уроки игры на барабане и был первым белым человеком, который обнаружил, что система передачи информации не представляет собой некую африканскую азбуку Морзе, а является воспроизведением гласных, согласных, ударений и пунктуации. Это как бы лингвистическая музыка. Азбука Морзе оказывается на поверку примитивным изобретением по сравнению с тональным языком африканских барабанов.
По словам Рэттрея, послания выстукивались через всю страну ашанти на расстояние двухсот миль так же быстро, как телеграмма. Все войска ашанти можно было созвать из одного конца страны в другой в течение нескольких часов после объявления войны.
Барабанщиков ашанти называют «божественными барабанщиками», которые, вероятно, являются самыми искусными в Африке. Они занимают важное положение при ашантийском королевском дворе. В стране ашанти женщинам никогда не позволяют прикасаться к барабанам. Определенные слова нельзя включать в послания, передаваемые с помощью барабана: среди табу - любые упоминания о крови и черепах. В прежние времена барабанщику, который совершал грубую ошибку, передавая послание своего вождя, могли отрубить руки. Эта традиция изменилась, и сегодня - да и то только в самых отдаленных местах, - неосторожный барабанщик может расстаться лишь с ухом.
В некоторых племенах барабанам поклоняются, как богам, и им дарят пальмовое вино и домашнюю птицу. Когда барабанщик умирает, его душа переходит в барабан. Любовь к барабанному бою, должно быть, уходит в те далекие времена, когда в Западной Африке появились первые люди. Английский путешественник Джобсон писал по этому поводу еще в XVII веке: «Ни один из этих барабанов не стоит без применения и дела, потому что у туземцев существует обычай: каждую ночь, после того как они наполнили свои животы, отправляться во двор Стражи, разводить костры посреди дома и снаружи и устраивать вокруг них барабанный бой, пение, гиканье, которые обычно продолжаются до рассвета».
Одно из самых впечатляющих выступлений барабанщиков, когда-либо имевших место в Западной Африке, было устроено по приказу султана Сокото, когда через его владения в Нигерии строилась дорога, дабы губернатор, сэр Фредерик Лугард, мог нанести ему визит. На строительство дороги султан направил десять тысяч человек, и в каждой группе был барабанщик. На одном участке строительства все рабочие собрались, чтобы разбросать кучу песка по высохшему руслу реки. С ними были пятьсот барабанщиков, дирижером у которых был человек с военным барабаном. Они отстукивали на своих барабанах безупречный ритм, и рабочие выполнили свое задание в рекордное время.
Некоторые из современных способов применения барабанов изобрел уже белый человек для удовлетворения своих собственных нужд. Так, миссионеры собирали свою паству посланиями, передаваемыми барабанами. Типичный пример этого привел священник католической церкви, который создал фермерское поселение и хотел созвать соплеменников тамошних жителей из отдаленных мест, чтобы те спустились вниз по реке и помогли выжигать траву. И они пришли в нужное время и соответствующим образом экипированные.
Один молодой канадец, который в межвоенные годы добрался из Каира до Кейптауна за пять месяцев (потратив при этом всего двадцать фунтов стерлингов), описал еще одно остроумное применение барабанов. Он проходил в Бельгийском Конго через участок в десять миль, по которому строилась новая дорога. По ней могла проехать по ширине только одна машина, и поэтому рабочие-туземцы вдоль дороги поставили барабанщиков, чтобы те давали сигнал о прохождении по ней машины.
Торговцы используют барабаны для обмена информацией с отдаленными лавками. Одному из них удалось сообщить своему коллеге, что пришла телеграмма, в которой его просили отправиться в Лондон первым же кораблем. Ему, конечно, пришлось адаптировать текст, и из «лайнера» сделать «одно большое каноэ». А «Лондон» на язык барабана можно было передать лишь как «большая деревня, которая принадлежит белому человеку за большой водой».
У автомобилистов в некоторых пустынных районах Африки имелись свои причины быть особенно благодарными барабанщикам. В конце 1950-х годов двое братьев-французов наладили транспортировку грузов на автомобилях в районе Стенливиля. Один из них однажды проколол шину в сотне километров от этого города, и оказалось, что он не может обойтись без посторонней помощи. Его брат прибыл на следующий день с «новым колесом», о котором было сказано в послании, переданном барабанщиками.
Бывали и о более серьезные происшествия, когда гораздо более сложные послания отправлялись по «лесному телеграфу». Двое профессиональных охотников на слонов как-то поссорились с наглым вождем и стали опасаться за оставленные в лагере ниже но реке ружья и слоновую кость. О затруднительном положении, в которое они попали, было сообщено в «разговоре на барабанах», и их имущество спрятали дружественно настроенные туземцы до того, как его смог захватить этот вождь.
Барабаны не могут выразить какой-нибудь определенной идеи или передавать имена, с которыми туземцы незнакомы. Нельзя вызвать на связь, допустим, мистера Симпсона до тех пор, пока Симпсон не получит туземное прозвище. Барабанщик смог бы, возможно, преодолеть трудности, выстукав эквивалент в виде «Шимишоно» (так туземцы произносят фамилию «Симпсон»). Но его задача была бы гораздо проще, если бы господин Симпсон носил очки и прихрамывал при ходьбе, ибо в этом случае любой туземец в радиусе сотен миль слышал бы об этом человеке.
Капитаны речных пароходов на Конго с помощью барабанов отправляют сообщения каждый день. В качестве топлива на колесных пароходах используются дрова, и барабаны сообщают на бункеровочные станции вдоль реки о том, когда прибудет судно и сколько дров будет ему необходимо.
Мое первое личное знакомство с сигнальными барабанами произошло во время путешествия на пароходе по верхнему Конго и чем-то напоминало театральное представление, - вспоминает Л. Грин. - Мы остановились у небольшой фактории, когда дело уже шло к вечеру. Серый и едкий дым от дюжины костров плыл над нашими палубами в то время, как пассажиры-африканцы готовили на берегу свою сушеную рыбу. «Здесь мы останемся на ночь», - спокойно объявил капитан-бельгиец, когда мы сидели с ним под двойным навесом, потягивая холодное пиво.
Затем послышалось слабое «топ-бум-топ», которое неслось по золотой поверхности реки благодаря дыханию вечернего ветерка. «Сигнальные барабаны», - сказал капитан. Минутой позже перед ним возник чернокожий матрос, быстро говоривший что-то по-французски.
«С нами разговаривали барабаны, - сказал мне капитал. - Нас ждут ниже по течению-там белый человек с женой и ребенком, они больны и спешат в больницу в Альбертвиль. Дай Бог, чтобы мы не сели на песчаную отмель во тьме, ибо нам нужно плыть двадцать миль, чтобы подобрать их».
Пронзительный визг сирены, и вот мы уже пошли зигзагами вниз по реке, а колесо за кормой перемалывало мутную воду. Через несколько часов мы плавно подошли к берегу, где из темноты неясно вырисовывались очертания миссионерской станции. На борт поднялся бородатый священник-католик в белой мантии. «Хорошо, что вы здесь, - воскликнул он. - Управляющий шахтой и его семья форсированным маршем движутся сюда и очень скоро будут здесь».
Они вышли из мрака пальмового леса - колоши людей, появившаяся в слабом свете палубных фонарей. Первым шел высокий человек в изорванной в клочья одежде цвета хаки, его трясло. Следующей была мачила - нечто вроде носилок с откинутым навесом, - поэтому я смог увидеть истощенную женщину и болезненную маленькую девочку. В конце двигалась длинная цепочка носильщиков с грузом на головах: жестяные коробки, лагерное оборудование, свертки с пищей, детские игрушки в корзине. Когда они подошли к борту парохода, некоторые из них легли на землю в полном изнеможении. Это, конечно, была гонка во имя жизни, «описанная» барабанами, гонка, в которой все решалось выносливостью этих преданных носильщиков, безжалостным солнцем и баррикадами тропического буша.
Всю дорогу вниз по Конго до устья были слышны барабаны, которые напоминали мне об этой несчастной семье. Вдоль всего этого водного пути, на протяжении двух тысяч миль, барабаны говорили, веселились, предупреждали и жаловались.
«Бум... бум... бум!» Звуки постепенно становятся все громче. Под навесом из пальмовых листьев барабанщик бьет в городской барабан - большое выдолбленное бревно длиной в двенадцать футов и покрытое резьбой устрашающего вида. Длинная узкая щель и вырез в виде «губ» регулируют звучание барабана. Изготовление барабана - старинное, удивительное ремесло сродни искусству лить колокола. «Губы» дают барабану два голоса: женский и мужской. Если в последнюю минуту работы по вырезанию деревянного барабана будет допущена ошибка, она может свести на нет труд нескольких месяцев.
Специалисты называют эти деревянные барабаны «гонгами». Делают их тем же способом, что и выдолбленные из бревна каноэ. Кстати, в одном из племен их так и называют- «говорящие лодки». Сигнальные барабаны ашанти - барабаны нтумпане - всегда используются парами, в которых один считается мужским, а другой женским, и для их изготовления применяется кожа с ушей слона. Освящение барабанов выливается в замысловатую церемонию, и их создатель получает в подарок кур, ром и золотой песок. У мужского барабана тон низкий, и маленький кусочек железа, называемый «акаса», который кладут на него, придает ему грубоватый оттенок. Женский же барабан производит высокие по тону звуки.
У народа огбони, живущего в Нигерии, используется комплект из пяти барабанов (их называют «семьей»), и самый большой из них именуется «буйволом».
Послания, передаваемые этими барабанами, имитируют кудахтанье птиц, усаживающихся на насест, визг испуганного щенка, зов леопарда или трубный рев бродячего слона.
Барабаны, сделанные из калебаса, часто используются для аккомпанемента танцам. Есть еще барабан «танге», который изготавливается из бедренной кости вождя с узкой полоской кожи, натянутой от одного ее конца до другого. На нем играют с помощью бамбукового молотка. Барабаны «ндембо» состоят из целой шкуры козы или антилопы, натянутой на плетеный каркас.
Интересно наблюдать за работой барабанщика. Его лицо искажается в гримасе и дергается при каждом звуке, который он извлекает из своего инструмента.
Барабаны-это как бы междугородные звонки по телефонной системе африканцев. Барабаны также дают им возможность делать множество «местных звонков». Но существуют и другие способы передачи новостей на короткие расстояния. Народ сунквалла, живущий на холмах вдоль нигерийско-камерунской границы, использует для этого рога крупных антилоп или буйволов, а иногда и бивни слонов. И эти инструменты тоже сделаны таким образом, чтобы могли издавать два тона. Два или три человека, «говорящих» с помощью рога и стоящих довольно близко друг от друга, могут одновременно передавать сообщения с одного края долины на другой. Они работают на звуках разной тональности или волнах разной длины, так что слушатели без труда распознают нужное им сообщение. Фрэнк Хайвс, знаменитый районный комиссар в Нигерии, спросил однажды своего переводчика, что означало услышанное им сообщение, переданное с помощью рога. Вот диалог, который привел этот переводчик:
«Почему вы не прислали нам сегодня никакого «мяса»? Мы голодны». - «Извините, но никто не умер».
Барабаны в Африке используют для передачи информации не только упомянутые мною племена. Охотник, который провел много лет во Французском Конго, рассказывал, что он шел через район, опустошенный сонной болезнью и оставленный населявшими его племенами. Он услышал слабый барабанный бой - удары палок о пустое дерево. Повернувшись к своему оруженосцу, он сказал: «Кажется, ты говорил мне, что здесь нет людей?»
Туземец улыбнулся. «Сокомату», - ответил он. Они зашагали в сторону, откуда нёсся звук, и там охотник увидел «сокомату» - шимпанзе, с довольным видом барабанившую по бревну. «Том... том... бум... та-ра-ра... бум!» Неудивительно, что белый человек не может сделать и шага по африканским джунглям без того, чтобы каждый его шаг не опережала новость о его передвижении. Где-то невидимые в ночном мраке дикари выбивают этот старый, старый ритм. Приходит еле слышный ответ. Иногда он настолько еле слышен, что белый человек различает его как обрывки едва уловимой слухом, но хорошо знакомой мелодии.
Белый человек всего лишь слышит, и только.
«Бум... та... ра... ра... бум!» А Африка слышит и понимает.
Из книгиИнопланетные цивилизации Атлантиды автораБязырев ГеоргийГОВОРЯЩИЕ ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПАНанося вред другому, вы косвенно вредите себе. Оказывая помощь другому, вы помогаете только себе.Толтеки создали 13 хрустальных черепов в натуральную величину. Эти цельные кристаллы дошли до наших надувательных времен, некоторые из них

 

Из книгиИстория гуманоидных цивилизаций Земли автораБязырев ГеоргийГОВОРЯЩИЕ ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПА«Сынок, возвращайся! Две Юги минуло.Кончается Кали. Порадуй Отца…» -В змеиных объятьях корней саксаулаНапрягся простреленный череп бойца.- «Сынок, возвращайся! У матери очиИсплаканы. Ждем от утра до утра…»И вымолвил череп:«Ты брат,

 

Из книгиЭтнография автораШевцов Александр АлександровичГлава 4. Степаныч. Толковин, или говорящие слюниДалеко не многим из известных мне психологов понятно, чему соответствует в человеческом сознании мазыкское понятие «толковин». А его требуется рассмотреть в себе одним из первых, иначе самопознание останется для тебя

 

Из книгиИстория спиритизма автораКонан Дойль Артур

 

Из книгиПоэтический космос автораКедров КонстантинГОВОРЯЩИЕ ЗВЕЗДЫ

 

Из книгиПрактическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова ДарьяМедиумы говорящиеДух действует на их органы речи (часто такие медиумы не слышат голосов астрального мира) точно так же, как он воздействует на руки пишущих. Медиум говорящий изъясняется, не сознавая, что произносит- часто он говорит о таких вещах, которые совершенно для

 

Из книгиТом 3. Домология автораВронский Сергей Алексеевич2.6.6. Показатели, говорящие о слабости организма и его восприимчивости к болезнямЕсли куспид VI поля находится в знаке Рыб, а его доминант в знаке Скорпиона, доминант которого в свою очередь находится в VI или XII полях гороскопа, это указывает на возможность заболевания

 

Из книгиТаинственные явления природы автораПонс Педро ПалаоГоворящие статуиУ египтян было много богов, но иногда, несмотря на величие и власть огромного пантеона, необходимо было производить впечатление на прихожан. С этой целью создавались одушевленные фигуры и статуи, которые умели творить некоторые чудеса.Можно привести

 

Из книгиИстория спиритуализма автораКонан Дойль Артур

 

Из книгиОкно в невидимый мир, или Как управлять знаками судьбы автораПолынцова ВиолеттаГлава 2Говорящие» знаки, или Как понять сигналы невидимого мираЖизнь: от программы к результатуЖизнь – это не поиск себя. Жизнь – это созидание себя.Бернард ШоуУ меня нет никаких сомнений в том, что у каждого человека в этом мире есть предназначение, миссия. Если вы

 

Из книгиИстория спиритизма [С иллюстрациями] автораКонан Дойль АртурГлава 20. Говорящие медиумы и речевой медиумизм.Восковые слепки и гипсовые отливки[**] материализованных фигурсожалению, мы не в состоянии отвести каждой форме проявления психических сил отдельную главу, так как объем нашего обзора ограничен, но явления

Категория: 

Оценить: 

4
Средняя: 3.5 (2 оценки)

Добавить комментарий

  ____    _       ____    _   _   ____    ____  
/ ___| | | | __ ) | | | | | __ ) | _ \
\___ \ | | | _ \ | | | | | _ \ | |_) |
___) | | |___ | |_) | | |_| | | |_) | | _ <
|____/ |_____| |____/ \___/ |____/ |_| \_\
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме