Книжная миниатюра индии презентация. Презентация - искусство книжной миниатюры востока и византийской мозаики. Текст этой презентации

Книжная миниатюра индии презентация. Презентация - искусство книжной миниатюры востока и византийской мозаики. Текст этой презентации

§15. 3 Искусство книжной миниатюры Востока. Книжная миниатюра Востока – одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета она достигла в XIV – XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.

В мусульманском обществе к книге всегда было особое отношение, ее воспринимали и ценили как святыню и драгоценность. Книги переписывали от руки писцы-каллиграфы, в их оформлении принимали участие художники-миниатюристы. В них восхищало все: богатство переплета, тонкость лощеной бумаги, изящество почерка, яркая нарядность и красочность миниатюры. Стоила такая книга очень дорого, так что позволить ее приобрести могли очень состоятельные люди, приближенные к царскому двору. Художники пользовались большим уважением и почетом. Очень часто они одновременно выполняли роль придворных историков и сопровождали султана во время военных походов.

Искусство создания книжной миниатюры – сложный и творческий процесс, требующий от художника особых навыков и мастерства.

Сначала мастер должен был тщательно разгладить бумагу, вылощить ее и только после этого нанести рисунок. Затем он расписывал красками, разведенными на яичном желтке.

Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета, в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений.

Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. В ней отсутствует светотень, она не знает перспективы. Изображение человека передается плоскостно, более чётко прорисовываются силуэты крупных фигур. Художники не стремились к передаче душевного состояния действующих лиц, взаимодействие между ними осуществляется с помощью жестов, строго закрепленных каноном. Люди, подобно цветам, любовно разбросаны по пестрому ковру страницы книги.

Как и в искусстве поэзии, в миниатюре применялся прием повторения излюбленных сюжетов, традиционных для средневекового творчества.

Мир восточной миниатюры – это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Ее образы праздничны, полны радости и очарования жизни. В миниатюрах воспета красота прекрасных, благоухающих цветов на лужайке, ароматы садов с экзотическими фруктами, золотое или ярко-синее небо с бегущими по нему белыми облачками. Среди желтых, розовых и пурпурных гор с растущими на них стройными кипарисами и пальмами, извиваются серебристые реки. Эту райскую страну населяют птицы в красочном оперении. Особенно красива весна – время, когда вновь пробуждается к жизни природа.

Излюбленными сюжетами восточной книжной миниатюры являются исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов, пиров, охоты, сражений, портреты правителей на троне или на коне.

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством манускриптов(рукописных книг). Самым известным художником был К. Бехзад(1450-е – 1530-е), создавший утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир отличают творческую манеру художника. Современники говорили, что его талантливая кисть не знает себе равных на Востоке.

Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них представлен основатель узбекского государства Шейбани-хан (ок. 1507), подчинивший своей власти и Герат. В этом портрете особенно проявился талант Бехзада – блистательного рисовальщика, колориста и тонкого психолога. Весь лист миниатюры занимает крупная фигура хана, уверенно сидящего, скрестив ноги, на красном ковре на черной диванной подушке. Он запечатлен в неподвижной и величественной позе, исполненной силы и могущества. Его лицо спокойно, губы плотно сжаты, он внимательно и пристально смотрит куда-то вдаль. Перед ним на полу разложены чернильница, книга, перо и прочие атрибуты правителя, покровительствующего наукам и искусству. Возвеличиванию властелина служат и две каллиграфические надписи– единственные украшения портрета.

И тем не менее в портрете угадывается жестокий и властолюбивый хан, разграбивший и покоривший родной город художника. Декоративно-цветовая гамма и особая композиция позволяют избежать прямой и откровенной характеристики персонажа, вряд ли вызывающего почтение и уважение автора этой миниатюры.

Задание для самостоятельной работы: 1. Расскажите о характерных особенностях книжной миниатюры Востока. Что особенно привлекает вас в произведениях художников-миниатюристов? 2. Опишите подробнее одно из известных вам произведений.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

 

1из 26

Презентация на тему: Книжная миниатюра Востока

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века- однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет.

№ слайда 4

Описание слайда:

Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены. Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены.

№ слайда 5

Описание слайда:

Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры. Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры.

№ слайда 6

Описание слайда:

Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы

№ слайда 7

Описание слайда:

В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками. В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками.

№ слайда 8

Описание слайда:

В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции. В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

№ слайда 9

Описание слайда:

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка. В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры. Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету. Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета. Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.

№ слайда 14

Описание слайда:

Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность). Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность). Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей- часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана

№ слайда 17

Описание слайда:

Камаледдин Бехзад Камаледдин Бехзад Беседа ученых в медресе, илл. к Бустану Саади

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке. В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

№ слайда 20

Описание слайда:

В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов. В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

№ слайда 21

Описание слайда:

Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший). Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

№ слайда 22

Описание слайда:

Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом. Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом.

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, стройных, как кипарис, так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов. Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, стройных, как кипарис, так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.

№ слайда 25

Описание слайда:

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Книжная миниатюра Востокаавтор: Горохова Е.М. Слово «миниатюра» происходит от латинского minium (красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг). Своими корнями искусство миниатюры уходит в глубокую древность. Всюду, где существуют книги, существует и искусство книжной иллюстрации. Страны Ближнего Востока Особенности миниатюры Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века- однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет. Содержание миниатюр Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены. Содержание миниатюр Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры. Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы Содержание миниатюр В мусульманской Индии миниатюра обретает чувственную объемность, появляется светотень. Характерный для Индии интерес к человеку породил новый жанр в миниатюре - портретный, с острыми психологическими характеристиками. Миниатюра Востока В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции. Особенности миниатюр Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. Обрамление книг Сюжеты миниатюр В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка. Сюжеты миниатюр Камаледдин Бехзад (1450-1535) Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. . Камаледдин Бехзад (1450-1535) – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры.В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету. Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета. Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода. Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность).Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей- часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей. Творчество Камаледдина Бехзада Бехзад. Портрет Шейбани Хана. ок 1507 г. Камаледдин Бехзад Соблазнение Юсуфа Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (1494-95), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани-хана Творчество Камаледдина Бехзада Камаледдин Бехзад Беседа ученых в медресе, илл. к Бустану Саади Камаледдин БехзадЦарь Дарий и пастухи, илл. к Бустану Саади Камаледдин Бехзад Строительство мечети В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке. Ага Мирек, Тебризская школа Два сефевидских принца В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов. Мохаммад Ширази иллюстрация к Шахнаме, 16 век Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший). Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555) Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом. Султан МухаммадМирадж (Вознесение Пророка Мухаммада) Реза Аббаси (1587-1629) Реза Аббаси (1587-1629) – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко - иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, стройных, как кипарис, так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов. Реза АббасиПортрет старика Реза Аббаси Женщина в покрывале Реза АббасиСидящий юноша Грузинский пастух

Книжная миниатюра Востока автор: Горохова Е.М. Слово «миниатюра» происходит от латинского minium (красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг). Своими корнями искусство миниатюры уходит в глубокую древность. Всюду, где существуют книги, существует и искусство книжной иллюстрации.
 


 

Особенности миниатюры Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах. Для расцвечивания книги старые мастера обычно пользовались гуашью, акварелью и клеевыми красками. Книжная миниатюра существовала уже в Древнем Египте, а также в античной культуре. В Европе и на Востоке (Индия, Персия) она достигла своего расцвета в средние века- однако появление в Европе в середине XV в. книгопечатания постепенно свело ее на нет.

 

Содержание миниатюр Особое место в искусстве мусульманского мира заняла книжная миниатюра. Поскольку в запретах Корана она не упоминалась, на страницах каллиграфических рукописей мы видим изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, лирические и батальные сцены.

 

Содержание миниатюр Миниатюры XV века, в целом, отличаются от произведений XIV века по технике и манере исполнения. Живописная манера письма, свободный мазок уступают место графической манере. Строго очерченный контур, тонкий, изящный рисунок составляют основу изобразительного языка художника. Цвет приобретает более декоративный характер. Чередование ярких, локальных тонов, их контрастное звучание обогащают колорит, усиливают эмоциональное воздействие миниатюры.

 

Станковые миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической литературы

 


 

Миниатюра Востока В первой половине 15 века появилась художественная школа в Герате, столице государства Тимуридов, туда переселяются лучшие художники Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

 

Особенности миниатюр Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

 


 

Сюжеты миниатюр В основном, миниатюра выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

 


 

Камаледдин Бехзад () Одним из самых известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои.. Камаледдин Бехзад () – персидский миниатюрист, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету. Бехзад является самым известным из мастеров персидской миниатюры, его называют «Восточным Рафаэлем», но прославился он, как создатель особого изобразительного стиля: геометричного, использующего для передачи смысла суфийскую мистику и символику цвета. Бехзад рано остался сиротой и был взят на воспитание известным живописцем Мираком Наккашем, возглавлявшим в Герате дворцовую мастерскую по изготовлению художественных рукописных книг (по др. источникам, учителем Б. был Сеид Ахмед Тебризи). Бехзад пользовался покровительством тимуридского визиря Мир Али Шир Навэя. Ему благоволили Хуссейн Бейкар Тимурид и другие эмиры Герата. После падения династии Тимуридов в 1510, он был призван шахом Исмаилом I Сефеви в Тебриз где, как глава шахских художественных мастерских (с 1522 г.) и придворный художник, оказал влияние на развитие живописи сефевидского периода.

 

Он внес новые мотивы в персидскую живопись. Его миниатюры отличает сложность, но не запутанность, красочность, но реалистичность. Оставаясь в рамках условностей средневековой миниатюры (локальность цвета, плоскостность). Камаледдин Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений, воплощая их с такой силой и убедительностью, какой до него восточная миниатюра не знала, фигуры людей в его работах лишены статичности, он сумел передать естественные и реалистические жесты и позы. Его работы, высоко ценившиеся уже современниками, отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей- часто композиция разворачивается на двух смежных листах с большим числом персонажей и обилием точно найденных деталей.

 


 

Камаледдин Бехзад Соблазнение Юсуфа Самые известные работы Бехзада – «Соблазнение Юсуфа» - иллюстрация к «Бустану» Саади (1488), миниатюры к произведениям Низами (), особенно иллюстрации к поэмам «Лейла и Меджнун» и «Семь красавиц», портреты Султан Хусейна и Шейбани- хана

 

Творчество Камаледдина Бехзада Камаледдин Бехзад Беседа ученых в медресе, илл. к Бустану Саади

 

Камаледдин Бехзад Царь Дарий и пастухи, илл. к Бустану Саади Камаледдин Бехзад Строительство мечети

 

В вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую миниатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

 

Ага Мирек, Тебризская школа Два сефевидских принца В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

 

Мохаммад Ширази иллюстрация к Шахнаме, 16 век Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников- миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» (Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7 в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

 

Султан Мухаммад (конец 1470-х-1555) Миниатюрист, глава тебризской школы миниатюры. Ученик Ага Мирека. Работал в шахской библиотеке и занимался художественным воспитанием шаха Тахмаспа I. Произведения Султана Мухаммада – иллюстрации к «Дивану» Хафиза, конец «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, отдельные миниатюры – отличаются динамичностью и изысканной гармонией композиции, тончайшей декоративностью колорита, чертами реалистичной выразительности в трактовке пейзажа, поз и жестов людей и животных. Исполнял также многочисленные портретные миниатюры, эскизы ковров с изображением сцен охоты, занимался ювелирным делом.
Реза Аббаси () Реза Аббаси () – уникальный художник, ведущий художник Исфаганской школы живописи, мастер виртуозного искусства, сын придворного живописца Кали Ашгара и ученик известного Мусина. Получив художественное образование в мастерской отца, Аббаси еще в молодости был принят ко двору шаха Аббаса I. Исполнял жанровые сценки и портреты (в т. ч. пастухов, крестьян), редко иллюстрации. Его миниатюры изображают как знатных придворных и изнеженных женоподобных юношей, стройных, как кипарис, так и крестьян и пастухов, в импрессионистской манере, свойственной придворной живописи Сефевидов.

Миниатюра (лат. minium - красная краска) - графическое или живописное произведение небольшого размера, используемое для оформления книги. Этим же словосочетанием называют и искусство создания подобных изображений. Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или акварели. В этом виде искусства нашло свое отражение стремление художников отобразить визуально образы полюбившихся народу литературных сюжетов и героев.

Книжная миниатюра Древнего Востока

Искусство создания миниатюр мастерам Древнего Востока было известно очень хорошо. Особенно широко распространено оно было в тех странах, где запрет на изображение живых существ не был слишком строгим. Подобные рисунки для оформления книг когда-то использовали мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии. На данный момент известны иллюстрированные книги, увидевшие свет еще в 977 г. Выпущены они были на территории Афганистана и Северной Индии во времена правления Газневидов и Фатимидов. После падения последних в 1171 году искусство создания иллюстрированной книги перекочевало в Багдад, правители которого всеми силами способствовали развитию разного рода искусств.

В это время восточные мастера создают в основном поясняющие рисунки к книгам научного содержания. В качестве примера можно привести иллюстрации к известному трактату Дионисия «Фармакология», который выполнил в 1222 г художник Абдалла ибн аль-Фадль. В художественной литературе иллюстрация начала использоваться несколько позднее. Первым опытом можно назвать картинки к Макамам аль-Харири, сделанные в 1237 г. мастером Яхья ибн Махмудом. Особого расцвета книжная миниатюра достигает во времена правления иранской династии Ильханов (1256 – 1353 гг.). В это время главным культурным центром Среднего Востока становится Тебриз. Мастерами именно этого города была проиллюстрирована Книга Царей (Шах-Намэ). В период правления династии Тимуридов (XV в.) развитие восточной миниатюры активно продолжается. К примеру, с 1405 по 1447 г. художником Махмудом по заказу султана Шархуха выполняется 38 миниатюр иллюстраций к поэме Низами Хамсе. Эти замечательные рисунки дошли до наших дней. Сегодня их можно увидеть в Эрмитаже.

Старинная европейская книжная миниатюра

Миниатюра как вид иллюстрации была хорошо известна еще мастерам Древнего Египта. Рисунки, поясняющие сюжет книг, выполнялись ими пером с использованием непрозрачных красок. Иллюстрация IV – VI веков вполне достоверно передавала образ фигур и светотень. Очень большой вклад в развитие книжной миниатюры этого времени внесли и византийские художники, сохранявшие традиции позднеантичного периода вплоть до X века. Для изображений, выполняемых ими, характерна некоторая плоскостность и условность. Но при этом именно византийцы придумали выполнять изображения непосредственных жизненных сцен. В средние века миниатюра активно используется и европейскими мастерами. В V – VIII веке начинает развиваться особый плоскостной тип миниатюры, богато украшенной необыкновенно своеобразным орнаментов из птиц и рыб.

В эпоху правления Каролингов (VIII – IX вв.) европейскими мастерами выполняются как традиционные позднеантичные иллюстрации, так и выразительные рисунки, выполненные с использованием пера. Начиная с X века, миниатюра начинает испытывать огромнейшее влияние византийского искусства. Изображения становятся площе и экспрессивнее. В XIII – XV вв. художники по большей мере используют максимально реалистичные изображения. Миниатюрой увлекаются такие знаменитые художники, как Жакмар д’Эден, А. Боневе, братья Лимбург.

Миниатюра Древней Руси

К сожалению, во времена татаро-монгольского ига было утеряно огромное количество произведений русского искусства. На сегодняшний день известно лишь три манускрипта, датируемых XI веком, украшенных иллюстрациями - Остромирово Евангелие (Киев, 1056-1057 гг.), Дворцовый манускрипт (изборник) Святослава (1073 г.) и Молитвенник Гертруды, привезенный из Польши женой князя Изяслава и дополненный пятью миниатюрами, выполненными в византийском стиле уже в Киеве. Этот стиль господствовал в русской иллюстрации вплоть до XV века. Помимо византийских, на русскую миниатюру огромное влияние оказали греческие и южнославянские традиции. В конце XV в. на Руси начинает складываться совершенно особый замечательный единый московский стиль. Отличительной особенностью миниатюры последующих веков можно назвать тяготение к иконописным традициям. В XVI веке были созданы такие хорошо известные на сегодняшний день произведения, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Троянская война» – иллюстрации, использованные в Лицевом летописном своде Ивана Грозного.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  __  __    ___       _      _   _   _____    ____ 
| \/ | / _ \ / \ | \ | | | ___| / ___|
| |\/| | | | | | / _ \ | \| | | |_ | |
| | | | | |_| | / ___ \ | |\ | | _| | |___
|_| |_| \__\_\ /_/ \_\ |_| \_| |_| \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме