атеизм (от греч. «а» отриц. частица и theos - бог - букв. - безбожие) - система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к историч., филос., естеств.-науч. критике религии. А. раскрывает специфику и сущность религ. отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу религии, условия и способы ее преодоления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и материализм . Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, освобождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отличать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыслия. От А. необходимо отличать также деизм я пантеизм , к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен материализм, тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейн. основой борьбы против религии в странах Др. Востока и в античных обществах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Филос. основой А. марксистского является диалектич. и истории. материализм. А. возник в глубокой древности как отражение обществ.-экономич., соц.-клас. отношений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровшихся против консерв. порядков и релит, идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия А. Исторически первой формой А. был Л. ? рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он достиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод. средневековья религия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы против А. и свободомыслия в феод. об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуазный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борьбе с феодализмом и феод. церковью за свои экономии, и поли-тич. интересы. Особое место в до-марксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял выдающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последовательной формой А. является А. марксистский.
М. П. НОВИКОВ
КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА
Это издание имеет четкий читательский адрес. Оно предназначено для пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы.
Словарь не претендует на то, чтобы дать объяснение буквально всех терминов и понятий, встречающихся в практике научного атеизма. Его задача более скромна - познакомить читателей с наиболее употребительными понятиями, с которыми пропагандистам приходится иметь дело в процессе атеистического воспитания. Стремлением создать малообъемный, карманного формата, удобный для пропагандистов словарь объясняется то, что в него не включены персоналии.
Работа над словарем велась издательством совместно с кафедрой истории и теории атеизма Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Словник и статьи обсуждались на кафедре с привлечением научной общественности, пропагандистов научного атеизма.
Аббатство - католич. монастырь, возглавляемый настоятелем - аббатом (женский - аббатисой). В средние века А. владели обширными землями, пользовались значительным политическим и экономическим влиянием, служили рассадником религ. фанатизма. Часть А. была ликвидирована в период Реформации и во время буржуазных революций. Сохранившиеся продолжают пропаганду и защиту идей католицизма.
Августинизм - течение в христ. философии, развивающее представление о вере как внутреннем общении человека с богом, о познании бога иррациональным путем. Основателем А. является богослов Августин Аврелий (354 - 430). В течение ряда веков А. был господствующим учением в католич. церкви. После 13 в. А. уступает свое влияние томизму. В наст, вр., не являясь официальной философией католицизма, А., однако, пользуется в католич. кругах заметным влиянием.
Автокефалия (от греч. autos - сам и kephale - голова) - в православии - независимость одной поместной церкви от другой. Первые автокефальные церкви возникли на территории Римской империи и в соседних с ней гос-вах. В 4 в. образовались четыре автокефальные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Позднее от Антиохийской отделились Кипрская и Грузинская. В наст. вр. существует 15 автокефальных православных церквей: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая и Элладская.
Автономная церковь - самостоятельно избирающая на своем поместном соборе главу церкви с последующим утверждением его патриархом автокефальной церкви, в рамках которой А. ц. существует. А. ц. являются Финляндская и Японская православные церкви.
Агиография (от греч. hagios - святой Hgrapho - пишу, описываю) - вид церк. литературы, представляющий собой жизнеописания святых.
Агнец - ягненок, жертвенное животное. В христианстве обычно употребляется выражение “агнец божий” (лат. Agnus Dei). Оно обозначает Иисуса Христа, своей смертью искупившего грехи людей. В католич. литургии “Agnus Dei” - название молитвы, к-рая читается с конца 6 в. по повелению папы Григория I.
Аграрные (земледельческие) культы - совокупность религиозно-магических верований и обрядов у древних земледельческих народов с целью воздействовать сверхъестественным путем на стихии природы, чтобы повысить производительность труда. В А. к. бытуют магич. действия, направленные против опасностей, угрожающих урожаю или домашним животным (засуха, градобитие, саранча, падеж скота и т. п.). Исторически в А. к. различимы комплексы матриархальный и патриархальный. Древнейшим комплексом А. к. является матриархальный, возникший в эпоху раннего мотыжного земледелия. Для этого комплекса А. к. характерны женский состав божеств, отсутствие жреческого сословия. Примером матриархального А. к. может служить религия североамериканских индейцев - ирокезов, где почитались духи-кормилицы: дух маиса (кукурузы), дух бобов и дух тыквы. Распад материнского родового строя и установление патриархального строя обусловили появление мужских божеств, занявших место женских. Примером патриархального комплекса А. к. может служить древнеславянская религия и ее пантеон: Велес, Ярило, Даждь-бог, Перун и т. п. Патриархальный комплекс А. к. в чистом виде не встречается, в нем всегда наличествуют пережитки матриархального А. к.
Ад (от греч. Aides - подземное царство) - по религ. представлениям - место, где души грешников подвергаются мучениям. Представления об. А., о посмертном воздаянии за грехи всегда играли реакц. роль в об-ве: с одной стороны, гасили гнев трудящихся против угнетателей, внушая надежду на то, что притеснители понесут наказание после смерти, с другой - удерживали эксплуатируемых от решительных действий, внушая им страх перед вечными муками за отсутствие смирения, покорности, терпения.
КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА
Под редакцией доктора философских наук, профессора М. П. НОВИКОВА
(C) ПОЛИТИЗДАТ, 1983 г.
ОТ РЕДАКЦИИ
Это издание имеет четкий читательский адрес. Оно предназначено для
пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы.
Словарь не претендует на то, чтобы дать объяснение буквально всех терминов и
понятий, встречающихся в практике научного атеизма. Его задача более
скромна - познакомить читателей с наиболее употребительными понятиями, с
которыми пропагандистам приходится иметь дело в процессе атеистического
воспитания. Стремлением создать малообъемный, карманного формата, удобный
для пропагандистов словарь объясняется то, что в него не включены
персоналии.
Работа над словарем велась издательством совместно с кафедрой истории и
теории атеизма Московского государственного университета им. М. В.
Ломоносова. Словник и статьи обсуждались на кафедре с привлечением научной
общественности, пропагандистов научного атеизма.
Аббатство - католич. монастырь, возглавляемый настоятелем - аббатом
(женский - аббатисой). В средние века А. владели обширными землями,
пользовались значительным политическим и экономическим влиянием, служили
рассадником религ. фанатизма. Часть А. была ликвидирована в период
Реформации и во время буржуазных революций. Сохранившиеся продолжают
пропаганду и защиту идей католицизма.
Августинизм - течение в христ. философии, развивающее представление о
вере как внутреннем общении человека с богом, о познании бога иррациональным
путем. Основателем А. является богослов Августин Аврелий (354 - 430). В
течение ряда веков А. был господствующим учением в католич. церкви. После 13
в. А. уступает свое влияние томизму. В наст, вр., не являясь официальной
философией католицизма, А., однако, пользуется в католич. кругах заметным
влиянием.
Автокефалия (от греч. autos - сам и kephale - голова) - в православии -
независимость одной поместной церкви от другой. Первые автокефальные церкви
возникли на территории Римской империи и в соседних с ней гос-вах. В 4 в.
образовались четыре автокефальные церкви: Константинопольская,
Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Позднее от Антиохийской
отделились Кипрская и Грузинская. В наст. вр. существует 15 автокефальных
православных церквей: Албанская, Александрийская, Американская,
Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская,
Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая и
Элладская.
Автономная церковь - самостоятельно избирающая на своем поместном
Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц)
Annotation
«Карманный словарь атеиста» рассчитан на пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы. Он включает в себя наиболее употребительные термины и понятия, с которыми могут сталкиваться атеисты в практике воспитательной работы. Под редакцией доктора философских наук, профессора М. П. НОВИКОВА
Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький,
А. В. Белов, И. Ф. Белова,
Ю. Ф. Борунков, С. А. Бохорова,
И. И. Бражник, А. И. Голодко,
Г. Р. Гольст, Т. Д. Гулякевич,
Р. Н. Данильченко, В. И. Дмитриев,
В. И. Добренькое, Л. И. Емельянова,
В. Ф. Зыбковец, А. Н. Кочетов,
О. А. Ладоренко, Р. Р. Мавлютов,
В. А. Мазохип, С. Т. Мащенко,
А. П. Моисеева, Л. 3. Немировская,
М. П. Новиков, Ф. Г. Овсиенко,
С. М. Орлов, Н. А. Пашков,
Н. Д. Куфакова, Л. Т. Пинчук,
Л. П. Полякова, Л. А. Попов,
М. А. Попова, И. А. Прохоров,
А. А. Радугин, Н. С. Семенкин,
А. А. Слесарев, С. С. Соболев,
В. П. Сложеникина, 3. А. Тажуризина,
А. А. Ткаченко, Н. Н. Уманец,
В. А. Урожаева, И. С. Ухалова,
В. Н. Фарафонтов, А. П. Шушкова,
Г. И. Эзрин, И. Н. Яблоков.
Москва © ПОЛИТИЗДАТ 1986 г.
КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА
От редакции
Аббатство
Августинизм
Автокефалия
Автономная церковь
Агиография
Аграрные культы
Адвентисты
Академии духовные
Аллилуйя
Альбигойцы
Анабаптисты
Аналой, налой, аналогий
Англиканская церковь
Англокатолицизм
Аниматизм
Анисимовцы
Антиклерикализм
Антиминс
Антихрист
Антропогенез
Антропоморфизм
Антропопатизм
Антропософия
Антропоцентризм
Апокалипсис
Апокрифы
Апологетика
Апостолы
Арианство
Армагеддон
«Армия спасения»
Армянская церковь
Археология церковная
Архиереи
Архимандрит
Аскетизм
Астральные культы
Астрология
Атеизм марксистский
Атеистическое воспитание
Базилиане
Беатификация
Беглопоповцы
Безрелигиозное христианство
Белокриницкая иерархия
Бенедиктинцы
Беспоповцы
Бессмертие души
Библейская критика
Благовест
Благовещение
Благодать
Благословение
Богодухновенность, боговдохновенность
Богоискательство
Богопознание
Богословие, теология
Богослужебные книги
Богостроительство
Богохульство
Брак церковный
«Братский вестник»
Брахманизм
Бревиарий
Брестская церковная уния
Бухманизм
Вавилонское столпотворение
Вакханалии
Вальпургиева ночь
Варфоломеевская ночь
Ватиканские соборы
Введение богородицы во храм
Ведическая религия, ведизм
Великие праздники
Вера религиозная
Вероисповедание
Веротерпимость
Ветхий завет
Внушение
Водосвятие, водоосвящение
Воздвижение креста господня
Вознесение
Войны религиозные
Воскресенье
Вселенские соборы
Всемирный совет церквей
Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов
Второе пришествие Христа
Вход госпбден в Иерусалим, вербное воскресенье
Гапоновщина
Гелиоцентризм
Геоцентризм
Глоссолалия
Гносеологические корни религии
Гностики
Гомилетика
Грузинская православная церковь
Гугеноты
Двойственная истина
Двунадесятые праздники
Демифологизированное христианство
Демонология
День единства
Десятина
Десять заповедей
Джайнизм
Дзэн, дзэн-буддизм
«Дидахэ»
Диссиденты
Добро и зло
Догматы религиозные
Догматическое богословие
Доказательства бытия бога
Доминиканцы
Дорелигиозная эпоха
Дуализм религиозный
Духоборы
Духовенство
Духовенство буддийское
Духовенство иудейское
Духовенство мусульманское
Духовенство христианское
Духовные христиане
«Духовный регламент»
Дьявол, диавол
Евангелические церкви
Евангелия
Евангельские христиане, евангелисты
Евангельские христиане-баптисты
Евхаристия, причащение
Елеосвящение, соборование
Епископальная церковь
Епитимья
Жертвоприношение
Живая церковь
«Жизнь с богом»
Жития святых
Жречество
«Журнал Московской патриархии»
Закон божий
Законодательство о религиозных культах
Заповеди
Затворничество
Зооморфизм, зоолатрия, анимализм
Зороастризм, парсизм
Идеализм
Идеология религиозная
Иеговисты, свидетели Иеговы
Изуверство религиозное
Иконоборчество
Имяславцы
Индекс запрещенных книг
Индульгенция
«Инициативники», «баптисты-инициативники»
Инициации
Инквизиция
Иннокентьевны
Иоанниты
Ипостась
Искупление
Исмаилиты
Исповедь, покаяние
Истинно-православная церковь
Истинно-православные христиане
Истинно-православные христиане странствующие
Йом-киппур
Календари религиозные
Кальвинизм
Канонизация
Капеллан
Капуцины
Карловчане
Катехизис, катихизис
Католицизм
«Католическое действие»
Клерикализм
Клерикальный антикоммунизм
Кликушество
Конгрегации
Конгрегационалисты
Конкордат
Контрреформация
Конфирмация
Конфуцианство
Корни религии
Космогония
Космология
Креационизм
Крестовые походы
Крещение
Крещение господне
«Крещение Руси»
Культ религиозный
Культуркампф
Кумранские рукописи
Курия римская
Литургика
Литургия
Любовь к ближнему
Лютеранство
Маммона, мамона
Манихейство
Масленица, масляная неделя, сырная неделя
Материализм
Меннониты
Мессианизм
Методисты
Минеи четьи
Миропомазание
Миряне, прихожане, паства
Миссионерство
Мистицизм, мистика
Митрополит
Мифология
Модернизм религиозный
Молокане
Монашество
Монотеизм
Монофизитство
Мораль религиозная
Музей истории религии и атеизма
«Мусульмане Советского Востока»
Мурашковцы
Мухаммед
Мюридизм
Нагорная проповедь
«Наука и религия»
Неотомизм
Неохристианство
Нестяжательство
Новый завет
«Новый Израиль»
«Обезьяньи процессы»
Обновленцы
Обрезание
Обряды религиозные
Обскурантизм
Община религиозная
Оккультизм
Омовение
Ордена монашеские
Ортодоксия
Отделение церкви от государства
Откровение
«Откровение Иоанна», Апокалипсис
Отлучение
«Отцы церкви»
Отшельники
Панентеизм
Панисламизм
Панихида
Пантеизм
Патриарх
Патристика
Пацифизм религиозный
Пережитки религиозные
Плащаница
Подвижник, аскет
Покаяние
Политеизм
Поместный собор
Поминание
Понтификат
Право каноническое, каноника
Право церковное
Православие
Праздник жатвы
Праздники религиозные
Прамонотеизм
Пратеизм
«Предание священное»
Предопределение
Преображение
Пресвитерианские церкви
Престольные праздники
Причащение
Провидение, промысел, промышление
Прозелит
Прозелитизм
Происхождение религии
Проповедь
Пророчество религиозное
Протестантизм
Психология религии
Пуритане
Пятидесятники, христиане евангельской веры
Рамазан, рамадан
Распятие
Реликвии
Реформатские церкви
Реформация
Рождество богородицы
Рождество Христово
Рош-гашана
Рукоположение, хиротония
Руссикум
Русская православная церковь
Сакрализация
Сверхъестественное
Свечи церковные
Свобода совести
Свободомыслие
«Святые места»
Святых культ
Священник
Священство
Секта религиозная
Сектантство религиозное
Секуляризация
Семинария духовная
«Силлабус»
Символ веры
Симфония
Синагога
«Синий крест»
Синкретизм религиозный
Синтоизм, синто
Служебник
Смородинцы
Сны вещие
Соборование
Совет по делам религий
Социальные корни религии
Социология религии
Союз воинствующих безбожников
Союз свободомыслящих
Спасение
Спиритуализм
Сретение
Старокатолики
Старообрядцы
Стигмы, стигматы
Страстная неделя
Страшный суд
Субботники
Суеверие
Схоластика
Таинства
Телеология
Теодицея
Теократия
Теология
Теология диалектическая, или «теология кризиса»
Теософия
Тихоновщина
Толстовство
Тотемизм
Традиционализм
Трезвенники
Униатство
Унитарии
Успенье богородицы
Утешение религиозное
Фанатизм религиозный
Фатализм
«Фатимское чудо»
Фетишизм
Философия всеединства, или метафизика всеединства
Философия религиозная
Францисканцы
Фундаментализм
Хасидизм
Хлебопреломление
«Христианская наука»
Христианские партии
Христианские профсоюзы
Христианский социализм
Христианство
Христос Иисус
Царство небесное, царство божье (божие)
Чернокнижие
Чешские братья (богемские, моравские братья)
Чистилище
Чувства религиозные
Чуриковцы
Шаманство
Штундизм
Экзархат
Экзегетика
Экклесиология
Экстаз религиозный
Экуменическое движение
Энциклика
Энциклики пап социальные
Эсхатология
Юродивые
Язычество
КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ АТЕИСТА
От редакции
Это издание имеет четкий читательский адрес. Оно предназначено для пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы. Словарь не претендует на то, чтобы дать объяснение буквально всех терминов и понятий, встречающихся в практике научного атеизма. Его задача более скромна – познакомить читателей с наиболее употребительными понятиями, с которыми пропагандистам приходится иметь дело в процессе атеистического воспитания. Стремлением создать малообъемный, карманного формата, удобный для пропагандистов словарь объясняется то, что в него не включены персоналии.
Работа над словарем велась издательством совместно с кафедрой истории и теории атеизма Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Словник и статьи обсуждались на кафедре с привлечением научной общественности, пропагандистов научного атеизма.
Аббатство
Аббатство – католический монастырь, возглавляемый настоятелем – аббатом (женский – аббатисой). В средние века А. владели обширными землями, пользовались значительным политическим и экономическим влиянием, служили рассадником религ. фанатизма. Часть А. была ликвидирована в период Реформации и во время буржуазных революций. Сохранившиеся продолжают пропаганду и защиту идей католицизма.
Августинизм
Августинизм – течение в христ. философии, развивающее представление о вере как внутреннем общении человека с богом, о познании бога иррациональным путем. Основателем А. является богослов Августин Аврелий (354 – 430). В течение ряда веков А. был господствующим учением в католич. церкви. После 13 в. А. уступает свое влияние томизму. В наст. вр., не являясь официальной философией католицизма, А, однако, пользуется в католич. кругах заметным влиянием.
Автокефалия
Автокефалия (от греч. autos – сам и kephale – голова) – в православии – независимость одной поместной церкви от другой. Первые автокефальные церкви возникли на территории Римской империи и в соседних с ней гос-вах. В 4 в. образовались четыре автокефальные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Позднее от Антиохийской отделились Кипрская и Грузинская. В наст. вр. существует 15 автокефальных православных церквей: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая и Элладская.
Автономная церковь
Автономная церковь – самостоятельно избирающая на своем поместном соборе главу церкви с последующим утверждением его патриархом автокефальной церкви, в рамках которой А. ц. существует. А. ц. являются Финляндская и Японская православные церкви.
Агиография
Агиография (от греч. hagios – святой- Hgrapho – пишу, описываю) – вид церк. литературы, представляющий собой жизнеописания святых.
Агнец
Агнец – ягненок, жертвенное животное. В христианстве обычно употребляется выражение «агнец божий» (лат. Agnus Dei). Оно обозначает Иисуса Христа, своей смертью искупившего грехи людей. В католич. литургии «Agnus Dei» – название молитвы, к-рая читается с конца 6 в. по повелению папы Григория I.
Аграрные культы
Аграрные (земледельческие) культы – совокупность религиозно-магических верований и обрядов у древних земледельческих народов с целью воздействовать сверхъестественным путем на стихии природы, чтобы повысить производительность труда. В А. к. бытуют магич. действия, направленные против опасностей, угрожающих урожаю или домашним животным (засуха, градобитие, саранча, падеж скота и т. п.). Исторически в А. к. различимы комплексы матриархальный и патриархальный. Древнейшим комплексом А. к. является матриархальный, возникший в эпоху раннего мотыжного земледелия. Для этого комплекса А. к. характерны женский состав божеств, отсутствие жреческого сословия. Примером матриархального А. к. может служить религия североамериканских индейцев – ирокезов, где почитались духи-кормилицы: дух маиса (кукурузы), дух бобов и дух тыквы. Распад материнского родового строя и установление патриархального строя обусловили появление мужских божеств, занявших место женских. Примером патриархального комплекса А. к. может служить древнеславянская религия и ее пантеон: Велес, Ярило, Даждь-бог, Перун и т. п. Патриархальный комплекс А. к. в чистом виде не встречается, в нем всегда наличествуют пережитки матриархального А. к.
Ад (от греч. Aides – подземное царство) – по религ. представлениям – место, где души грешников подвергаются мучениям. Представления об А., о посмертном воздаянии за грехи всегда играли реакц. роль в об-ве: с одной стороны, гасили гнев трудящихся против угнетателей, внушая надежду на то, что притеснители понесут наказание после смерти, с другой – удерживали эксплуатируемых от решительных действий, внушая им страх перед вечными муками за отсутствие смирения, покорности, терпения.
Адат
Адат (араб. – обычай) – обычное, неписаное (в отличие от шариата) право у ряда народов, исповедующих ислам. Многие нормы А. (кровная месть, побратимство, умыкание невест и т. п.) сложились в условиях господства родоплеменных отношений. Несмотря на то что А. содержит нек-рые простые нормы нравственности – уважение к старшим, покровительство и помощь слабым и др., он играет реакц. роль, т. к. защищает отжившие патриархально-родовые и феодально-байские отношения, оказывает отрицательное влияние на регулирование в соответствии с нормами гражданского права семейно-брачных отношений, порядок наследования личного имущества, мешает осуществлению правил и обычаев социалистического общежития. В СССР А. (как и шариат) утратил правовую силу.
Адвентисты
Адвентисты (от лат. adventus – пришествие) – последователи христ. течения, возникшего в недрах протестантизма в США в 30-х гг. 19 в. Основатель – баптист Вильям Миллер (1782 – 1849). В процессе эволюции адвентизм распался на ряд ветвей, образовавших самостоят. церкви. Самая крупная из них церковь А. седьмого дня. Гл. пункты вероучения: вера в близкое «второе пришествие» Христа, страшный суд, тысячелетнее царство на небе (см. Хилиазм). Человеческая история рассматр. как извечная борьба Христа с сатаной, к-рая окончится гибелью сатаны и его последователей. А. признают смертность души, заявляя, что она умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть в день «второго пришествия». Особое значение придают «моральному обновлению личности» как необходимому условию подготовки к встрече Христа. Проповедуют т. н. «санитарную реформу», накладывая запреты на нек-рые пищевые продукты (свинину, кофе и т. п.). Требуют от верующих отчисления десятины и активной миссионерской деятельности. А. седьмого дня признают в качестве пророчицы Е. Уайт, труды к-рой почитают наравне с Библией. По данным 52-й Всемирной конференции А. с. д. (1975 г.), в мире насчитывается ок. 2,5 млн. приверженцев церкви. Она располагает 494 высшими и средними учебными заведениями, имеет 4299 нач. школ, 386 мед. учреждений, 50 издательств и т. д.
В СССР существуют отдельные группы А.-реформистов, последователей крайне реакц. антиобщественного течения.
Академии духовные
Академии духовные – высшие учебные заведения для подготовки священнослужителей и богословов. Русская православная церковь в наст. вр. имеет две А. д.: Московскую и Ленинградскую.
Акафист
Акафист (от греч. akaphistos – не сидящий) – церк. хвалебные песнопения в честь Христа, богородицы и святых, при исполнении к-рых молящиеся должны стоять. Главное назначение А. – создать у верующих чувство соучастия в службе.
Аллах
Аллах (араб. – альилах) – бог в исламе, творец всего сущего: небес, земли и человека, управитель мира. Вера в А. – основной догмат мусульманской религии. А. наделяется в исламе всеми теми качествами, к-рыми наделяются обычно боги в монотеистических религиях. Среди 99 эпитетов, в к-рых мусульмане выражают свойства А., – всемогущий, великий, мудрый, милосердный и др. Объявляя А. управителем мира, мусульманское духовенство учит, что он всецело распоряжается судьбами народов и отдельных людей. В вероучении ислама эти фаталистические воззрения выражены особенно отчетливо. Ислам отводит верующим роль безропотных рабов, обязанных слепо подчиняться воле всевышнего, за что им обещается райское блаженство на небесах. За непокорность мусульманская религия угрожает адскими мучениями в загробном мире. Так, вера в А. практически выполняет роль узды, к-рая должна сдерживать массы от каких бы то ни было самостоятельных действий, не сообразующихся с предписаниями духовенства, выступающего от имени бога.
Аллилуйя
Аллилуйя (евр. – хвалите бога) – припев в христ. церк. богослужении. В православных церквах А. произносится троекратно как символическое обращение ко всем лицам божественной троицы.
Алтарь
Алтарь – восточная часть христ. храма, отделенная в православных церквах от остального помещения иконостасом. В А. находится престол для освящений даров. У северной стены стоит жертвенник – стол, на к-ром готовятся хлеб и вино для причащения.
Альбигойцы
Альбигойцы – участники еретического движения 12 – 13 вв. во Франции, направленного против господства католич. церкви в экономической и духовной жизни средневекового города. В движении участвовали гл. о. ремесленники, к к-рым примкнула часть крестьянства и мелкие феодалы. А. противопоставляли материальному «миру дьявола» (т. е. всей земной жизни) духовный «божий мир» и называли католич. церковь «дьявольской силой», отвергали триединство бога, чистилище, ад, церк. таинства и обряды, почитание креста, икон, мощей, не признавали власть папы. А. были разгромлены в результате крестовых походов, предпринятых папой Иннокентием III в начале 13 в., и окончательно истреблены инквизицией.
Амвон
Амвон – возвышение перед т. н. царскими вратами православ. храма, ведущими в алтарь. С А. произносятся проповеди и ектений (молитвы), читаются Евангелия во время богослужения.
Аминь
Аминь (евр. – истинно, верно) – слово, употребляемое в конце христ. молитв как выражение полного согласия с истинностью сказанного, подтверждение верности богу.
Амулет
Амулет (от араб. hamala – носить) – предмет, якобы обладающий чудодейственной силой и способный придавать его владельцу сверхъестественную власть над другими людьми и явлениями природы, а также охранять человека от болезней и несчастных случаев, «злых чар» и т. п. Представления о мистических свойствах А. возникли в первобытную эпоху. Вера в чудодейственную силу А. сохранилась и в совр. религиях (напр., ношение креста, ладанок в христианстве).
Анабаптисты
Анабаптисты (от греч. anabaptizo – вновь погружаю, вновь крещу), или «христианские братья», – представители крестьянско-плебейского крыла Реформации. А. проповедовали равенство не только религиозное, но и гражданское. Они считали озарение «святым духом» решающим условием правильного понимания Библии, верили в близкое «второе пришествие» и «тысячелетнее царство Христа». А. отрицали учение о предопределении и фатальной греховности людей и утверждали, что человек сам способен изменить себя. Они отказались от крещения в младенческом возрасте как противоречащего принципу спасения личной верой и крестили только взрослых (первому поколению А. пришлось креститься вторично, поэтому их назвали «перекрещенцами»). А. требовали установления свободного владения землей. Представители революционного крыла пытались осуществить на практике принципы уравнительно-потребительского коммунизма, за что жестоко преследовались и истреблялись. Движение А. наиболее широко было распространено в Германии, Швейцарии и Голландии в 20 – 30-х гг. 16 в. К середине 16 в. анабаптизм перестал существовать в своей первоначальной форме – распался на ряд сект, отказывавшихся от социальной борьбы.
Аналой, налой, аналогий
Аналой, налой, аналогий – в православ. церкви – высокий столик, к-рый во время богослужения является подставкой для икон, креста, используется при чтении религ. книг. При церк. бракосочетании вокруг А. обводят новобрачных.
Анафема
Анафема (греч. anathema – проклятие) – церк. проклятие от имени бога, «великое отлучение» от церкви, считается высшей карой в христианстве. Выносится решениями соборов, а в католицизме – папы римского. А. использовалась как средство устрашения и разжигания религ. фанатизма. В православной церкви А. предавались вожди народных восстаний (С. Разин, Е. Пугачев) и участники рев. движения. В 1918 г. патриарх Тихон предал А. Советскую власть.
Ангелы
Ангелы (греч. aggelos, лат. angelus – вестник, посланник) – в иудаизме, христианстве, исламе – бесплотные существа, населяющие сверхъестеств. «невидимый мир», посредники между богом и людьми. В нек-рых религиях сохранилось понятие «падшие А.» – это слуги сатаны, или дьявола: бесы, черти, демоны (в исламе – джинны). Вера в А., по существу, ничем не отличается от т. н. «языческой» веры в добрых и злых духов, возникшей в древности вследствие олицетворения людьми явлений природы (см. Анимизм).
Англиканская церковь
Англиканская церковь – одна из протестантских церквей, в культе и организации к-рой многое сохранилось от католицизма. А. ц. является гос. церковью в Англии. Возникла в период Реформации 16 в. В 1534 г. парламент «Актом о верховенстве» объявил короля Генриха VIII главой англиканской церкви- церк. отношения с Ватиканом были разорваны, монастыри закрыты, а их земли конфискованы, мощи и иконы сожжены. В 1549 г. введен новый молитвенник, отменено безбрачие духовенства- в 1571 г. утвержден символ веры англиканства из 39 статей (членов). В англиканстве эклектически соединены протестантский догмат о спасении личной верой и католический – о спасающей силе церкви, сохранились церк. иерархия, пышный культ и священнические облачения. По своему устройству А. ц. епископальная. Назначением епископов и решением церк. вопросов занимается особый парламентский комитет по делам церкви. Сейчас в Англии существует две церк. провинции: Кентерберийская и Йоркская. Примасом А. ц. является архиепископ Кентерберийский. Самостоятельные А. ц. существуют в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. гос-вах. С 1867 г. церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединены в Англиканский союз церквей, высшим органом к-рого является Ламбетская конференция – съезд епископов А. ц., собираемый раз в десять лет.
Англокатолицизм
Англокатолицизм – направление внутри англиканской церкви, зародившееся в 17 – 18 вв. Сторонники А. выступают за сближение англиканской церкви с католицизмом, за независимость церкви от гос. власти. А. пользуется поддержкой тех слоев об-ва, к-рые препятствуют нововведениям как в гос-ве, так и в церкви, стремясь сохранить свое привилегированное положение.
Аниматизм
Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный) – представление о безличной одушевленности природы. Возникновение аниматических представлений относится, как доказано наукой, к глубочайшей древности. А. является, по-видимому, первой попыткой целостного осмысления мира человеком и связан со склонностью человека приписывать окружающему миру черты своего характера, психических переживаний и жизнедеятельности.
Анимизм
Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Возникновение А. относится к эпохе первобытнообщинного строя. А. предшествовали более простые формы перенесения человеком представлений о себе самом на окружающий мир вещей, явлений и отношений между ними: антропопатизм и аниматизм. Анимистические представления являются составным элементом всех совр. религий.
Анисимовцы
Анисимовцы – религ. секта, разновидность трезвенников. Название получила по имени своего руководителя Анисима Смирнова, к-рый образовал общину трезвенников в Петрограде в начале 20-х гг., объявил себя Христом, проповедовал отказ от алкоголя и табака и всякого общения с «испорченным миром», для доказательства своего божественного дара устраивал шарлатанские инсценировки «чудесных исцелений». После осуждения А. Смирнова за мошенничество и др. преступления (1925 г.) секта практически распалась. В наст. вр. сохраняются единичные последователи А.
Антиклерикализм
Антиклерикализм – общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви. Отдельные антиклерикальные идеи были высказаны еще философами древности. В средневековой Европе А. был формой борьбы против насаждавшейся церковью идеи о примате духовной власти над светской. В идеологии антифеодальных буржуазных революций А. выступил в качестве обязательного элемента. Это находило свое выражение в критике идеологами молодой буржуазии политики церкви, в принятии буржуазными правительствами законов, предусматривавших секуляризацию церк. собственности и отделение церкви от гос-ва. Современный А. в целом – это массовое прогрессивное, но неоднородное движение. В антиклерикальной борьбе принимают участие люди различных философских, политических, религиозных убеждений. А. прогрессивно настроенных христ. демократов за рубежом существенно отличается от А. трудящихся, выступающих под знаменем коммунизма. Многие верующие – антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счет воинствующего клерикализма, оставляя вне критики религию. А. верующих ограничен в первую очередь потому, что он не направлен против основ эксплуататорского общества, порождающего клерикализм. До конца последовательным А. стал лишь с возникновением марксизма. Именно на основе марксизма-ленинизма коммунистические и рабочие партии разрабатывают научную программу борьбы с клерикализмом. Коммунисты, не отождествляя клерикализм с самой религией, в то же время связывают вопрос о преодолении религии и клерикализма с классовой борьбой трудящихся, призванной ликвидировать эксплуататорское об-во, порождающее различные формы социального угнетения масс, в том числе и клерикализм.
Антиминс
Антиминс – льняной или шелковый платок с зашитыми частицами мощей, на к-ром изображено положение в гроб Иисуса Христа. Освященный А. кладется на престол. Считается, что после этого в храме можно совершать таинство причащения.
Антихрист
Анти́христ – по христ. вероучению – противник Христа, к-рый воцарится на земле перед «вторым пришествием» его. В «Откровении Иоанна» говорится, что власть А. будет допущена богом для испытания людей. Она принесет им невиданные бедствия в виде тотальных войн, голода, эпидемий и пр. Все это будет дополняться отступлением от веры в бога, гонениями праведников (христиан), распространением беззакония и всевозможных нравственных пороков. Однако власть А. просуществует недолго – вновь явившийся на землю Христос одержит победу. Исследованиями «Откровения Иоанна» установлено, что в изложенных там пророчествах о приходе А. говорится о римском императоре Нероне, после смерти к-рого ходили слухи, что он жив и скоро вернется на трон. И хотя эти пророчества не сбылись, церковь взяла на вооружение миф об А., используя его всякий раз, когда хотела опорочить неугодного ей деятеля, дискредитировать ненавистное движение или разжечь фанатизм верующих. Так, во время Реформации А. называли друг друга папа и Лютер- лидер раскола протопоп Аввакум говорил, что царь и патриарх – «два рога А.», позже правосл. попы распространяли слухи, что в Петра воплотился А., патриарх Тихон в 1918 г. объявил Советскую власть олицетворением А.
Антропогенез
Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение, рождение) – процесс возникновения и становления человека. По совр. данным, происхождение и становление человека охватывает огромный исторический период в два с половиной млн. лет. Древнейшим представителем человеческого рода считается homo habilis (человек умелый), костные остатки и следы трудовой деятельности к-рого обнаружены в Олдовайском ущелье (Танганьика, Восточная Африка) в 1960 г. английским археологом Л. Лики. Возраст человека олдовайского определяется в 1750 тыс. лет. В А. можно вычленить три гл. этапа: 1) архантропы (древнейшие люди), обитавшие на Земле от 2,5 млн. до 300 тыс. лет назад, – человек олдовайский, питекантроп, человек пекинский- 2) палеоантропы (древние люди), обитавшие на Земле от 300 тыс. до 40 тыс. лет назад, – неандертальцы нескольких типов- 3) неоантропы (новые люди), сформировавшиеся около 40 тыс. лет назад. Их потомком является современный человек. Он выделился из животного царства благодаря труду, к-рый изначально носил общественный характер и создал человека как социальное, разумное и нравственное существо. Трудовой теорией А. в корне опровергается наивная богословская версия о сотворении человека богом. Основные положения А., содержащиеся в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», подтверждаются открытиями антропологии, археологии, исторического языкознания и др. наук.
Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма) – уподобление человеку явлений природы, а также воображаемых фантастических, сверхъестественных существ (богов, добрых и злых духов, вроде лешего, домового, водяного и т. п.), т. е. перенесение человеком своего облика (формы), свойств и способностей на внешнюю природу и мифические существа.
Антропопатизм
Антропопатизм (от греч. anthropos – человек и pathos – влечение, страсть) – термин, предложенный немецким ученым Фр. Шульце в 19 в. и означающий естественную склонность человека «очеловечивать» природу, т. е. усматривать во внешней природе человеческие свойства и способности. Согласно традиционному взгляду, сложившемуся в буржуазном апологетическом религиоведении, А. есть форма или характерная черта религиозного мировоззрения. В действительности же А. древнее религии, в нем отсутствует представление о сверхъестественном- А. следует рассматривать в связи с аниматизмом как первоначальный и простейший способ целостного восприятия и толкования явлений и связей внешнего мира.
- АТЕИСТ в Энциклопедическом словарике:
сторонник атеизма*** ателланы [латинское atellana] древнеримские народные представлени, зачастую политического характера- названы по имени города атела в кампанье, где они … - АТЕИСТ в Энциклопедическом словаре:
[тэ], -а, м. Последователь атеизма. II ж. атеистка, -и. II прил. атеистский, -ая, … - АТЕИСТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
атеист, атеисты, атеиста, атеистов, атеисту, атеистам, атеиста, атеистов, атеистом, атеистами, атеисте, … - АТЕИСТ
Безбожник … - АТЕИСТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Фома … - АТЕИСТ в Новом словаре иностранных слов:
- АТЕИСТ в Словаре иностранных выражений:
сторонник атеизма, отвергающий всякую веру в сверхъестественное и стоящий на позициях научно-материалистического … - АТЕИСТ в словаре Синонимов русского языка:
безбожник, … - АТЕИСТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
- АТЕИСТ в Словаре русского языка Лопатина:
ате`ист, … - АТЕИСТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
атеист, … - АТЕИСТ в Орфографическом словаре:
ате`ист, … - АТЕИСТ в Словаре русского языка Ожегова:
последователь … - АТЕИСТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
атеиста, м. Безбожник, отрицающий существование … - АТЕИСТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
м. Тот, кто придерживается атеистических … - АТЕИСТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. Тот, кто придерживается атеистических убеждений- не теист 3., не верующий в Бога [ Бог … - КЛАДБИЩЕ ПЕР-ЛАШЕЗ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
знаменитое парижское кладбище, на котором покоятся расстрелянные парижские коммунары и многие представители русской культуры, умершие в эмиграции. В последние годы … - ШРИ АУРОБИНДО в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-08-27 Time: 23:42:16 * Вдохновение — лишь узкий ручеек в обширном потоке вечного знания- оно превосходит разум в большей … - РЕЛИГИЯ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-09-05 Time: 06:47:41 - * Следует верить в то, что помогает жить, и не верить в то, что мешает. … - НАУЧНЫЙ МЕТОД в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-06-23 Time: 12:23:34 * Поиск истины идёт ради самой истины. И те, кто ищет какую-то вещь ради неё самой, … - НАРОД ПРОТИВ ЛАРРИ ФЛИНТА (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-08-09 Time: 07:36:03 "Судья": Клянётесь ли вы говорить правду, только правду и да поможет вам Бог? "Ларри Флинт": Нет. … - ЛУИС БУНЬЮЭЛЬ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-02-18 Time: 14:28:17 (22 февраля 1900 — 29 июля 1983) испанский. = Приписываемые = * Возраст это что-то … - ЛОРЕНС ПИТЕР в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-20 Time: 14:23:13 Канадско-американский педагог и литератор (1919-1990)- * Возможно, наступит день, когда человек, предсказавший конец света, прославится на … - КНЫШЕВ, АНДРЕЙ ГАРОЛЬДОВИЧ в Цитатнике Wiki.
- ИОАНН (БЕРЕСЛАВСКИЙ) в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-05-09 Time: 08:35:05 = Архиепископ Иоанн. Из книги «Я верю в торжество святого Православия» = М.: Новая Святая Русь, … - ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
Добавить комментарий