У чукчей было два типа жилищ: переносное и непрерывное. Сидячие, либо оседлые, имели зимнее и летнее жилища. Зимой жили в полуземлянках, тип и конструкция которых были заимствованы от эскимосов.
Наиболее подробные данные об устройстве полуземлянок оседлых чукчей уведомляет Мерк: Снаружи юрты покрыты дерном, закруглены и возвышаются над ярусом почвы на несколько футов. Сбоку расположено четырехугольное отверстие, через которое дозволено войти вовнутрь. Вокруг входа поставлены стоймя по каждой окружности землянок, помимо только места для прохода, китовые челюсти... высотой до 7 футов. Сверху они прикрыты китовыми ребрами, а поверх того -дерном. Через упомянутый вход попадаешь сперва в коридор, длиной во всю землянку, высотой около 6 футов, шириной около сажени либо огромнее и немножко углубленной по сопоставлению с ярусом пола землянки.
Сама землянка имеет неизменно четырехугольную форму, ширина и длина ее составляет 10-14 футов, а высота 8 футов и огромнее. Ближе к стенам высота помещения в итоге изгиба потолка уменьшается. Землянка углублена в землю на 5 футов, а сверх того на три фута высоты уложена земляная стенка, поверх китовые челюсти, установленные по каждым сторонам. На упомянутых китовых челюстях покоятся четыре отдельных идентичных китовых челюсти, уложенные по от самих входа на некотором расстоянии друг от друга и образующие потолок юрты.
Поперек них по каждому потолку уложены китовые ребра. На высоте 3 футов от яруса пола по четырем углам юрты прикреплено по одному ребру, которые посередине своего изгиба покоятся на подпорках, а на них по всех четырех стен уложены доски. Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами вместо настила положены моржовые шкуры. Возле входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени.
Около окна имеется в потолке еще одно малое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предуготовлено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Некоторые из китовых ребер, образую¬щие крышу, окрашиваются по бокам в белый цвет и на них изображаются фигуры, как то: киты, байдары и другое... Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок возле самой землянки (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 15-17).
При сравнении этого изложения с материалами археологических раскопок обнаруживается удивительное сходство с землянками пунукского времени (VII- XVII в. н.э.). Совпадает также и материал, из которого строились землянки.У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что прежде было два типа полуземлянок: валкаран (жилище из челюстей) и клерган (мужское жилище). Клерган, невзирая на такое наименование, была примитивно зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище, но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты либо сторонние, которых могла поселить около себя огромная семья. Летние жилища оседлых чукчей в XVIII в. отличались тем, что их обитателями традиционно были члены одной семьи. По примечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту доводилось несколько летних яранг. Скажем, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних (Этнографические материалы, 1978. С. 155). Приблизительно такое соотношение зимних и летних жилищ свойственно для всех оседлых селений чукчей.
Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сберегая конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые различия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах либо в намеренно устроенных кухнях около яранги, где жгли кости морских звериных, обливая их жиром.В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье применялись байдары. Их вытягивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием.
В конце XVIII в. зимние землянки стали выходить из употребления. Позднее А.Л. Лазарев подметил: Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу достаточно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, почему издалека походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы вначале не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно (Записки о плавании, 1950. С. 302).
В XIX в. полуподземные жилища валкаран и клегран окончательно исчезают. Взамен них в зимнее время применяются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Ф.П. Врангель, проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины ветхих землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. Оседлые чукчи живут малыми селениями, - писал он. - Хижины их делаются на шестах и китовых ребрах, обтягиваемые сверху оленьими кожами {Врангель, 1948. С. 311-312).
Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Различие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Изложения жилища чукчей-оленеводов XVIII в. свидетельствуют о том, что с становлением производства и изменением социальных отношений претерпела метаморфоза и яранга, раньше каждого ее размеры.
В ярангах объединяются в летнее время, а также зимой, при долгих стоянках на одном месте, все связанные правда бы далеким родством. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют следственно существенные размеры (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 5-14). Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. отдельная семья становится стержневой хозяйственной единицей чукотского социума; случилось, вероятно, полное ее обособление и в быту. В этой связи коллективное жилище потеряло свое значение.
В книге З.П. Соколовой Жилище народов Сибири (Навык типологии) дается подробное изложение устройства чукотской яранги: (яран.ы) - каркасное цилиндро-коническое не решетчатое жилище. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо объединены парами диагональными перекладинами.
Верхние части вертикальных жердей либо треног объединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с ином и опирающиеся (в стационарном жилище) на центральную опорную с перекладиной наверху жердь либо на три шеста в виде треноги (три шеста, объединенные вершинами). Жерди конического покрытия изредка скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих либо моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном либо камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи либо дощатой дверью только во время буранов.
Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар либо родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами (в виде прямоугольного ящика), отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром (жирники). Пологи привязывают с подмогой шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. В холодной передней части яранги разжигают костер {Соколова, 1998. С. 75, 77).
И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)
Жилище оленных чукчей.
Жилище оленных чукчей ярангашатер, круглый в основании, высотой в центре от 3, 5 до 4, 7 м. и диаметром от 5, 7 до 78 м. Деревянный каркас состоял из жердей, опирающихся на крепко стоящий на земле треножник из толстых шесток, связанных кожаным ремнем через отверстия в их верх, части. Внизу к шестам и жердям ремнями привязывали метровые двуноги итреноги, образующие широкий круг основания яранги и поддерживающие прикрепленные к ним концами поперечные перекладины. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части.
В верху, ближе к дымовому отверстию, еще одинряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали (мехом наружу)шкурами оленей, сшитыми традиционно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам либо тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы применяли новые покрытия, для лета - прежние в употреблении в минувшем году.
Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом вовнутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов.пастбище, жили в ярангах с легким покрытием и маленьким спальным пологом. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Наоборот входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур.
Стойбища чукчей-оленеводов насчитывали от 2 до 10 шатров (яран`ы). Они традиционно располагались один за иным в линию по степени зажиточности владельцев с востока на запад. Первой с востока ставилась яранга владельца стойбища, последней - бедняка.
Селения приморских чукчей состояли традиционно из 2-20 (изредка и больше) яранг, разбросанных на некотором расстоянии друг от друга. Размеры поселения определялись промысловыми вероятностями того либо другого района.
Чукотская яранга представляла собой крупной шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы кото рых клались горизонтально перекладины; к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Остов покрывался особыми покрышками. Оленные чукчи сшивали покрышку из ветхих оленьих шкур со срезанной шерстью; приморские покрывали ярангу брезентом либо шкурами моржа. Дабы неистовствующие на Чукотке ветры не разломали и не опрокинули ярангу, ее снаружи обвязывали ремнями с прикрепленными к ним огромными камнями, а оленеводы приставляли к ней грузовые нарты. Яранги оленных чукчей, в итоге необходимости перекочевок, были поменьше размерами и легче, чем у приморских. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин (традиционно у задней стенки ее) с подмогой дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической спецификой жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, опрокинутый дном кверху. Обыкновенно в яранге имелось 1-3, редко 4 полога. В пологе могли поместиться несколько человек. В него проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Тут бывало так горячо, что сидели раздевшись до пояса, а изредка и донага. Для отопления и освещения полога служил жирник-каменная, глиняная либо деревянная чашка с фитилем из мха, плавающим в тюленьем жиру. На этом огне приморские чукчи варили пищу, подвешивая котелок на колышек либо на крюк. При наличии древесного топлива в холодной части яранги раскладывали для варки пищи маленький костер.
В яранге сидели на разостланных шкурах. Употребляли также низкие стулья либо древесные корни. Для этой же цели приноравливали рога, срезанные совместно с теменной костью.
До половины XIX в. у приморских чукчей бытовал старинный тип жилища - полуземлянки. Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита (отсель ее чукотское наименование валкаран - «дом из челюстей кита»), после этого покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Изредка костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, потому что летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки либо, по крайней мере, середину его устилали большими костями; в центре помещался крупной жирник, горевший круглые сутки. По каждому четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2-4 (по числу семей) полога обыкновенного типа. В итоге замены полуземлянки ярангой жилищные данные приморских чукчей гораздо улучшились. Но неимение окон, исключительная скученность в пологе, непрерывная копоть от жирника, наличие в ярангах собак и т. п. не дозволяли поддерживать нужную чистоту. В пологах чукчей-оленеводов, как водится, было чище, чем у приморских: в итоге частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год - весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога - одна из сложных работ чукотских женщин. Для этого имелись в особые обивалки. Обивалка делалась из рога оленя либо дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см.
Летом часть приморских чукчей в период разъездов по берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из 3 весел и паруса жилище подобно шатра либо ночевали под опрокинутой байдарой.
У чукчей-оленеводов „не было никаких хозяйственных построек. Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня.
Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги.
Они не казались, имеют большое значение для становления каждого мира во многих смыслах этого слова, потому что они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на поддержка в некоторых неожиданных обстановках. Именно такие на протяжении многих столетий способны, во что бы то ни стало, сберечь свой язык, обычии и традиции. И это касается не только, традиционных блюд и одежды, но иПоэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера - чумах, ярангах и иглу, которые до сего времени применяются местными обитателями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.
Чум - жилище северных оленеводов
Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством - ненцев, хантов, коми и энцев. Любознательно, но против зачастую встречающему суждению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ожидает рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут - на самом деле их жилища именуются ярангами. Допустимо, путаница появилась из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А допустимо, что эти два несколько схожие между собой строения легко путают и называют не своими именами.
Что же касается чума, то по сути это, которая имеет конусообразную форму и отменно приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с резкий поверхности чума, следственно при переезде на новое место чум дозволено разобрать, не прилагая лишних усилий для чистки строения от снега. Помимо того, форма конуса делает чум устойчивым к мощным ветрам и метелям.
Летом чум накрывается корой, берестой либо мешковиной, а вход завешивается жесткой тканью (скажем, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума применяют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи подымается вверх и не дозволяет осадкам попадать вовнутрь чума - они легко испаряются под действием высокой температуры. А для того, дабы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на особые нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их числа: чем огромнее будет шестов и чем длиннее они будут, тем емкостнее получится .
С давнишних времен установка чума считалась делом каждой семьи, в котором принимали участие даже дети. Позже того, как чум всецело установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом вовнутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от сторонних глаз.
Яранга - национальное жилище народов Чукотки
Как мы теснее говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга владеет круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, тот, что сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими либо китовыми шкурами.
Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Пологимеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (скажем, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная частьОбычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.
Иглу - эскимосское жилище из снега и льда
Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо.
Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ. Но если мы немножко усложним вопрос: Где живут чукчи и эскимосы?, появляются затруднения. Нет одноимённой области, необходимо обнаружить больше серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.
Есть ли различия между чукчами, эскимосами и коряками
Безусловно, есть. Всё это различные народности, некогда племена, имеющие всеобщие корни и населяющие аналогичные территории.
Регионы в России, где живут чукчи либо луораветланы, сосредоточены на севере. Это республика Саха, Корякский АО и С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Вначале кочевали, но позже приручения оленей начали немножко приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы либо чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.
Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и вовсе немножко (1500 человек) на Чукотке. В всей стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на разные диалекты.
Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы вначале оттеснили эскимосские племена, а после этого регионально отделились от коряков. Сегодня коряки (всеобщая народность с чукчами) составляют радикальное население одноимённого самостоятельного округа Камчатской области в России. Каждого их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI столетия. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а иная - морским промыслом.
Внешний облик
Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса результат сформулирован выше. Вовсе незадолго учёные подтвердили генетическое родство чукчей и индейцев. Подлинно, в их внешнем облике много всеобщего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они схожи на обитателей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.
Разрез глаз мужчин луораветланов огромнее горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют огромнее сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с огромными ноздрями. Цвет волос у поверенных обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки.
Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся почаще каждого из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки либо куртки из оленьей замши.
Черты характера
Рисуя психологический портрет данной народности, подмечают основную черту - непомерная нервозная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного баланса, они дюже неуравновешенны. На фоне этого имеют наклонность к убийству либо самоубийству. Скажем, родственник может с лёгкостью отозваться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, дабы тот не мучился в агонии. весьма самостоятельна, самобытна. В любом споре либо борьбе проявляют невиданную настойчивость.
В то же время эти люди дюже хлебосольные и добрые, наивные. Доблестно приходят на подмога ближним и каждому, кто нуждается. Дюже легко относятся к представлению супружеской верности. Жены редко ревнуют своих супругов.
Условия жизни
Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды обитатели применяют только два выражения: погода есть либо погоды нет. Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она успешной либо нет. Испокон столетий чукчи продолжают свои промысловые обычии. Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их традиционно 5-6) будет прокормлена несколько дней.
Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами. Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети. Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий.
Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок.
Почему чукча - герой приколов?
Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой. С XVIII столетия, когда казачьи отряды двигались по безграничной Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую дюже трудно превзойти в бою.
Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той грозной местности, где живут чукчи, грядущий охотник должен быть чутким, уметь сносить всякий дискомфорт, спать стоя, не опасаться боли. Любимая национальная единоборство происходит на расстеленной склизкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.
Воинствующие оленеводы
Корякское население, которое прежде чукчей вошло в состав Русской империи, сбегало с поля боя, если видело правда бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не опасаются стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во недруга руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, дабы не попасть в рабство.
В бою чукчи были безжалостны, метко сражали недруга стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.
Правительство стало предупреждать казаков, дабы те не вступали в бои с чукчами. На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (огромнее в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили цитадель. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются.
Торговые дела
Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить. Зачастую ее не платили вовсе. С началом миролюбивых переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех поверенных европеоидной расы они сейчас боялись. Скажем, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они белые.
Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов достать нереально. Следственно они энергично приобретали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.
С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Дюже ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.
Чукчи сегодня
Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей теперь примерно не осталось. Неискоренимая народность, как их зачастую называют, ассимилировала. При этом они сберегают род своих занятий, культуру, образ жизни.
Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу пугает в большей мере не исчезновение, а общественная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Ярус жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не тяготятся. Чукчи живут в грозных природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Но когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру совместно со своей голой женой, дабы та обогрела его.
Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.
Яранга
Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом.
Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды.
С начала XVIII столетия яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских звериных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, фактически не разбиралась, стены её зачастую обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при мощном ветре крупными камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу.
Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.
В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек. Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище.
Чум
У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах. В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу.
Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа.
У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.
Такое жилище дозволено возвести в любом месте.
Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. После этого устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла. После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех.
Снаружи чум имеет коническую форму. Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум;
- летний чум - таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь. Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.
Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.
В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.
Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги.
В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму.
Деревянный дом
У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном.
У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.
Юрта
Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.
Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.
Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано. В центре располагался очаг. Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.
У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей.
Балаган и ураса
Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол.
Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.
|sites/default/files/art-file/image_xida070420_5054.jpg Презентация зоопарк звериные жарких стран. Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему|Животные Африки
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста
Викторина
1. Как именуется самое высокое из всех звериных? (Жираф)
2. Какое звериное называют «тигровой лошадью»? (Зебра)
3. Какое звериное восхитительно лазает по деревьям, скалам
и ощущает себя там не менее вольно, чем на земле? (Леопард)
4. Какие звериные, оказавшись перед зеркалом, поступают,
как умные существа - узнают себя в зеркале? (Обезьяна)
5.Какое звериное может одолеть в день до 90 км пути, совершая
многодневные переходы даже в самую жаркую погоду? (Верблюд)
6. Эти огромные звериные имеют дюже короткие ноги, которые с трудом
выдерживают вес тела зверя, следственно они огромную часть времени
проводят в воде. Как именуются эти ошеломительные звериные, имеющие большую пасть, которая тянется от уха до уха? (Гиппопотам)
7. Эти потомки архозавров возникли 190 млн. лет назад. В Старинном Египте их считали повелителями рек. На аренах древнеримских цирков с ними сражались гладиаторы. О каких звериных идёт речь? (Крокодил)
Кроссворд (Загадки)
Четвёртый лишний
Зебра. У остальных звериных тело не покрыто шерстью.
Жираф не из семейства кошачьих.
Крокодил - только его детёныши вылупляются из яиц
Носорог. Только у этого звериного имеется два рога.
Рассмотри, подумай, посчитай
1. У каких звериных есть копыта. Посчитай их.
2. Сколько тут хищников? 9
3. Сколько травоядных? 9
4. Сколько ты видишь звериных, которые умеют плавать? 9
5. Какие из этих звериных бывают домашними? Посчитай их. 4
Использованные источники:
1.С. Вохринцева «Окаймляющий мир. Звериные Африки» дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003 г.
«Разнообразие звериных» - Заяц тигр лебедь зебра кабан зубр волк. Художественная мастерская. Щука Кенгуру Дятел Медведь Моль Рысь Жираф Ласточка. Домашние звериные. Знаки звериных: Собака свинья кошка лошадь корова гусь кролик. Разнообразие звериных. Цели урока: Основные знаки и разнообразие звериных. Игра! Растительноядные Хищные Насекомоядные Всеядные.
«План домашние звериные» - Беседы на тему «Обитатели скотного двора» Загадывание загадок о домашних звериных. Репка. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме Воспитывать любовь и рачительное отношение к звериным. Центр изобразительного творчества. Обогатить познания детей о пользе домашних звериных для человека. Рисование (методом тычка) «Наши четвероногие друзья», «Мое любимое домашнее звериное» Коллективная аппликация «Бабушкина ферма» Лепка «На скотном дворе» Проектирование «Собачка» (оригами) Создание книги «Почемучка» - увлекательные факты из жизни домашних звериных.
«Могущество звериных» - Представление. В СССР анималотерапию первыми начали использовать в начале 1970-х годов. Теперь возникли такие центры и в России в большинстве больших городов. Механизмы действия. Официальная история анималотерапии начинается в 70е годы 20го столетия. Собака - красивое лекарство супротив гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни.
«Как живут звериные» - Как же живут звериные? Лепит домик над окном Из травы и глины. Как живут звериные? Работящие зверьки Строят дом среди реки. Тут собачья будка! Кто что ест? Шею вытянул гусенок, Озирается спросонок. Птицы. В золотой клубочек Спрятался дубочек. Целый день должна работать Мама ослика - … - Ну-ка марш назад, цыплятки!
«Становление звериных» - Рост и становление звериных. Гаструла. Эмбриональное. Бластула. Прямое становление. Нейрула. Постэмбриональное. Непрямое становление. Становление звериных. Дробление. Оплодотворенное яйцо- зигота.
«Домашние звериные» - UN HAMSTER. UNE BREBIS. Домашние звериные. LES ANIMAUX DOMESTIQUES. UN CHEVAL. UN COCHON. UN LAPIN. UN CHAT. UNE VACHE. UN ANE. UN CHIEN. UNE CHEVRE.
Подписи к слайдам:
На примере лексической темы: Звериные жарких стран Рекомендации по становлению лексико-грамматического строя у детей 6 - 7 лет.
1Обогащение и закрепление словаря: Рассматривание картинок с звериными жарких стран Назови всю семью Верблюдица - верблюжонок - верблюд Слониха - слоненок - слон Тигрица - тигренок - тигр Львица-львенок-лев
Посмотри на рисунки звериных и скажи как дозволено огромнее слов про всякое звериное - какое оно. Игра: «Скажи какой». Зебра - полосатая, стремительная, скачущая… Слон - громадный, ушастый, тяжелый… Обезьяна - юркая, цепкая, хвостатая… Леопард - пятнистый, искусный, хищный… Кенгуру - прыгучее, сумчатое… Верблюд - горбатый, выносливый…
Игра: Что может делать? прыгает, удирает... охотится, крадется, ждет... прыгает, лазает... ходит, перевозит, ест, пьет...
2. Становление грамматического строя: Для становления знания образовывать притяжательные прилагательные: Игра: «Чей, чья, чье?» У верблюда горб чей? верблюжий У слона туловище чье? слоновье У крокодила пасть чья? к рокодилья
У жирафа шея чья? У носорога рог чей? У тигра полоски на туловище чьи? жирафья носорожий тигриные
Развитие знания образовывать трудные прилагательные. Игра «Составь слово». У жирафа длинная шея, значит жираф какой? - длинношеий. У гиппопотама толстые ноги …- толстоногий. У обезьяны длинный хвост… - длиннохвостая. У верблюда два горба…- двугорбый. У слона крупные уши…- большеухий. У крокодила острые зубы…- острозубый.
Согласовывание существительных с числительными. Игра: Сосчитай 1-2-5 1 полосатая зебра - 2 полосатые зебры - 5 полосатых зебр 1 огромный слон - 2 крупных слона - 5 крупных слонов 1 свирепый лев - 2 свирепых льва - 5 свирепых львов 1 небольшой тигренок - 2 маленьких тигренка - 5 маленьких тигрят
Образование существительных во множественном числе именительного и родительного падежа. Игры: «Один - много», Один - много кого? носорог носороги жираф жирафы носорогов жирафов
Действия с маленькими игрушками звериных для становление ориентировки в пространстве и употребление предлогов в речи. Ребенок исполняет действия с игрушками по инструкции взрослого: Поставь слона справа от львицы. Поставь льва слева (перед, за, около, между)… Поставь слоненка так, дабы он выглядывал из-за слона (из-под пальмы). - Где стоит слон…? Куда ты поставил слона…? и т.д.
Согласование слов в предложении. Становление языкового обзора и слухового внимания. Игра: «Составь предложение». Носить, крепкий, черепаха, панцирь. Полосатый, прыгает, зебры. Хобот, собирает, слон, пища. На, дерево, обезьяны, сидит. По, верблюд, пустыня, идет. Кенгуренок, у, сидит, сумке, в, мамы. Позже всякого составленного предложения ребенок отвечает на вопросы: - Сколько слов в этом предложении? - Назови, какое слово первое…. последнее?
3. Становление связной речи. Составление предложений с наименованием звериных жарких стран. Становление знания употреблять в речи сложносочиненные предложения. Игра: «Сравни». Что всеобщего и чем отличаются одно звериное от иного Лев и тигр Носорог и бегемот
Развитие знания применять в речи сложноподчиненные предложения. а так же логичного мышления и слухового внимания. Игра: Четвертый ненужный тюлень лев жираф слон
Развитие связной речи на основе составления рассказа с опорой на схему. Выбери себе одну картинку с звериным и составь рассказ по схеме. - Кто это? - Какого он цвета? - Какие у него есть части тела? - Что есть только у него и ни у кого огромнее? - Что он ест? Он хищный либо травоядный? - Как именуется детеныш? - Что делает звериное на картинке?
Анна Шипицына
Конспект НОД и презентация для дошкольников Звериные жарких стран
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Краснодарский край
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №67
г. Сочи, ул. Ясногорская, дом 8, телефон (8622) 2672991
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному становлению (экология)
на тему «Животные жарких стран»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Шипицына Анна Петровна
г. Сочи, 2016
Цель:
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран.
Задачи:
формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
развивать интерес к представителям природы;
продолжить учить отгадывать загадки;
расширять словарный резерв дошкольников;
развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение, подражательность;
воспитывать интерес к окружающему миру, знание выслушивать и дополнять результаты друг друга.
Оснащение: географическая карта, глобус, наклейки с изображением животных, раскраски с изображением животных тёплых стран, разрезные картинки, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: беседы о животных, загадывание загадок о животных, рассматривание картин о диких животных: «львы», «животные зоопарка» и др., рисование и раскрашивание животных различных стран в свободной деятельности.
Ход НОД.
Воспитатель: Глядите, ребята, кто у нас сегодня в гостях? Это наш добросердечный друг - попугай Кеша. Что с тобой, Кеша, приключилось? Отчего ты решил прийти к нам?
Кеша: (Слайд)
В жарких странах я родился,
Но в России оказался.
Попугай я - какаду,
Средь людей я жизнь веду.
Я умею говорить,
И по жёрдочке ходить.
Вчера я получил письмо от брата - попугая «Ары». Он пишет, что скоро приедет с группой экзотических животных из жарких стран в наш цирк. Я так обрадовался. Но потом огорчился: чай я приехал в Россию, когда был маленьким. И вовсе не помню своих земляков. Вот будет совестно, если я перепутаю страуса с попугаем, а зебру с лошадкой пони.
Помогите мне разобраться, какие животные обитают в жарких странах.
Воспитатель: Ребята, Кеша дюже беспокоится. Хотите ли вы подмогнуть ему? (Результаты детей). Какие вы молодцы! Я знала, что вы неизменно придёте на поддержка. А если вы не всё будете знать, то как поступите в этом случае? (Результаты детей). Ну, безусловно, я вам помогу. Мы совместно решим задачу Кеши. Достопочтенный, Кеша, мы не только поможем припомнить тебе наименования животных жарких стран, но и назовём места их обитания.
(Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту и глобус).
Воспитатель: Если наблюдательно посмотреть на карту земли и глобус - модель Земли, то дозволено увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода - это: (результаты детей) реки, озёра, моря, океаны и т. д. Суша - это что? (леса, поля, степи, пустыни и т. д.).
На нашей планете существует шесть континентов (Африка, Сша, Южная Сша, Евразия, Австралия, Антарктида).(Слайд) Весь континент отличается от иного по цвету. Цвет на карте обозначает микроклимат. Чай животный и растительный мир зависит от климатических условий. (Работа с картой, глобусом).
А сейчас, ребята, покажите Кеше континент, тот, что раскрашен жёлтым цветом. Что обозначает жёлтый цвет? (Жёлтый цвет говорит о том, что на континенте в основном господствуют пески. Тут небогатый растительный мир. Живут в основном животные, которые любят тепло. Самый сухой и жаркий, где лето круглый год.) Что же это за континент?
(Воспитатель загадывает загадку).
Материк лежит крупный,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год,
Кто его мне назовёт? (Африка).
Воспитатель: Ребята, давайте совместно найдём картинки с изображением теплолюбивых животных и наклеим на нашу картину. (Дети выбирают животных, наклеивают на картину Африки - гиппопотам, зебра, слон, лев, обезьяна и др.).
Воспитатель: Кеша, сейчас ты знаешь, откуда приедут к тебе животные. А с поддержкой загадок с подсказками ты узнаешь какие обитатели Африки к тебе могут пожаловать. Ребята, вы готовы обнаружить Кеше положительный результат?
Итак загадка первая.
Его огненная грива
В ясных лучах прекрасна.
Для прыжка чуть-чуть присев
Ждёт в траве добычу. (Лев). (Слайд)
Почему льву значимо быть незамеченным? (Он хищник, выслеживает добычу).
Почему мы не видим его? (Цвет шерсти дозволяет быть незамеченным среди жёлтой сухой травы).
Кто ходит на охоту? Львы либо львицы? Отчего? (На охоту ходят, как водится, львицы. (Слайд) Они больше подвижны, искусны, больше удачливы в охоте. Львы тяжелы, неспешны, ленивы. Добытое львицами мясо вначале отведывает лев. Следственно он неизменно полноват, сыт и сам не охотится).
А чем наружно отличаются львы от львиц? (У львов огромная, мохнатая грива, а у львицы её нет).
На кого охотятся львицы? (Их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным(антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в огромных числах, выручая растительный мир от полного истребления, а также уничтожая больных животных).
Дидактическая игра: «Кто стремительней соберёт картинку?»
Дети делятся на две группы и собирают целые картинки с изображением льва и львицы из различных картинок.
Загадка вторая.
Вот лошадки все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета. (Слайд).
Угадайте, кто же это? (Зебра).
Зебра - это чёрная лошадка в белую полоску либо белая лошадка в чёрную полоску? (Вся зебра покрыта полосками и они не повторяются).
Как детёныш зебры узнаёт свою мать? (По рисунку).
Как окрас зебры выручает её от хищников? (Окрас дозволяет сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно крупное полосатое пятнышко).(Слайд)
Проводится физкультурная минута попугая Кеши.
Мы с весёлым Попугаем,
По тропинке пошагаем.
И похлопаем в ладоши:
Кеша - попугай отменный.
Продолжаем мы игру -
Скачем все, как кенгуру.
На охоту мы идём
И как крокодил ползём.
А сейчас рычим, как львы
В густых зарослях травы.
Как жирафы потянулись.
Снова на места возвратились.
Воспитатель: А теперь продолжаем помогать Кеше знакомиться с животными, которые приедут к нему из жарких стран.
О ком же эта загадка?
Прячет в речке свой живот
Толстый, добросердечный. (Гиппопотам).
С кем же дружит данный толстый гиппопотам? Гиппопотам дружит с птицами. Да, да, Кеша, не изумляйся, у нашего большого гиппопотама есть такие маленькие друзья.
Как же эти маленькие друзья помогают гиппопотаму? (Птичка сидит на голове у гиппопотама, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя (Слайд) птица гиппопотаму чистит шкуру от насекомых, лечит ранки. (Слайд)
А кто же спрятался в дальнейшей загадке?
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот обитатель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон) (Слайд)
Осмелится ли лев беда на слона? (Нет, слон - могучее, дюже мощное животное, льву с ним не совладать). Самое восхитительное у слона - хобот. Что же слон делает с ним? (С поддержкой хобота слон срывает листья с деревьев, (Слайд) рвёт траву, (Слайд) пьёт. (Слайд) Он переносит дюже толстые деревья. Хоботом он защищается от недругов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детёнышей).
Может ли кто принести урон слону? (Муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног и слон не может ходить).
Пальчиковая гимнастика
В жарких странах
(лёгкими скользящими движениями всех пальцев проводить по столу)
Носороги
(руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)
Просто ходят по дороге.
(руками изготавливать движения вперёд)
Мокнут в речке гиппопотамы.
(опрокинуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)
Львы выходят на охоту.
(раскрывать пальцы веером)
Крокодилы
(раскрывать соединённые у запястья руки)
Обезьяны
(Руки приставить к голове, показать «уши»)
Зебры - обитатели саванны,
(пальцы обеих рук переплести между собой, исполнить «прыгающие» движения по столу вперёд)
И тропические птицы.
(крупные пальцы обеих рук переплести между собой, взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему здесь подивиться.
(ладони обеих рук, лежащие на столе, переворачивать вверх - вниз).
Воспитатель: Ну, а теперь, дальнейший континент.
Лучше всех континентов,
И, безусловно, краше.
Там, где мы с тобой живём,
Где Россия наша. (Евразия).
Где в нашей стране мы можем увидеть теплолюбивых животных? (Зоопарк, цирк).
Вы бывали с родителями в реальном зоопарке? Какие животные там обитают? Кто знает, как надобно вести себя в зоопарке? (Невозможно кормить животных, невозможно отходить от родителей, невозможно задирать животных, невозможно близко подходить к вольеру и т. д.).
Какие виды животных вы знаете? (Хищники и травоядные).
Кто такие хищники и чем они отличаются от травоядных? (Травоядные питаются травой, хищники охотятся на слабых животных).
Воспитатель: Кеша, ты только не пугайся. В цирке звери обучены и с ними неизменно рядом их укротитель. Но ты всё равно обязан придерживаться правил поведения при общении с такими животными. Так что мы за тебя с ребятами будем спокойны.
Так откуда же ещё могут пожаловать теплолюбивые «гости», из каких стран? На каких же континентах они обитают? Ах, да! У нас же есть загадка.
Ну, а эти - самые длинные
И, финально, дюже необходимые.
Они примерно соединили
Полюс Северный и Южный. (Северная и Южная Сша).
На этой территории встречаются животные, которые живут и в Европе, и в Африке, и в Австралии. Как вы думаете, отчего территория Америки тянется от Северного полюса до Южного, микроклимат дюже разновидный и животные следственно многообразные.
(Воспитатель совместно с детьми расселяют на карте только теплолюбивых животных: попугаи, обезьяны, крокодилы и т. д.).
Хотя бы с одним из этих поверенных мы тебя, Кеша, и познакомим.
А вот и загадка:
Пасть зубастую открыл (Слайд)
Царь болота. (крокодил).
Воспитатель: А вот и ещё один континент, откуда могут пожаловать чудесные «гости».
Для всех он - младший брат,
Невелик, но богат.
Там одна страна всего,
Назови-ка ты его. (Австралия).
Австралия со всех сторон омывается морями. Тут дюже бешеная растительность и дюже богатенький разновидный животный мир. Самая огромная птица в Австралии - страус, дюже быстроногое животное - кенгуру, смешные коала, попугаи, лемуры, пумы и др.).
Воспитатель с детьми расселяет животных на карте(м. Австралия).
Воспитатель:
Прыгает, как чемпион
С сумкой диво-почтальон.
Не письмо и не газету
Зверь упрятал в сумку эту.
Кормит мама поутру
Маленького. (Кенгуру). (Слайд)
Да, да, Кеша, с этим ошеломительным животным мы тебя познакомим поближе.
Как передвигаются кенгуру? (Передвигаются по земле прыжками, которые делают за счёт дюже крепких и развитых задних ног).
Что помогает кенгуру сберегать баланс при совершении прыжков? (Длинный хвост).
В мире существует предание о происхождении наименования этого животного. Когда из Европы на континент Австралия выручки учёные, то они впервой встретились с этим уникальным зверем. И когда они стали расспрашивать об этом животном людей, которые жили в Австралии, то они не понимали язык учёных и отвечали им: Кен Гу Ру, что обозначало в переводе на русский язык «Я не понимаю». Но с тех пор так и родилось наименование этих животных - кенгуру. Животное это достаточно-таки огромное и способности его восхитительные. Оно может перепрыгнуть через преграду около 3-х метров в высоту, бегает дюже стремительно, но и стремительно устаёт, следственно их легко дозволено догнать.
А для чего кенгуру большие уши? (Большие развитые уши служат для того, дабы определить хищника возле. Если кенгуру примечает угроза, то начинает стучать крепко лапами об землю, пытаясь предупредить о приближении недруга своих сородичей).
Какого цвета мех кенгуру? (Чёрного либо серого).
Где носит своего детёныши кенгуру?
Воспитатель: У нас, Кеша, ещё один «гость» из Австралии спрятался в загадке. Тебе непременно нужно познакомиться с ним.
Прячет шею в облаках
Длинноногий зверь. (Жираф) (Слайд)
Высота жирафа 6 метров, он с ростом с 2-х этажный дом, половина высоты доводится на шею.
Зачем ему такая шея? (Легко достаёт до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? (Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить каждом тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая головы он видит всё вокруг).(Слайды)
Воспитатель: (обращает внимание детей на глобус и загадывает загадку).
Дуют ветры ледяные,
Горы снежные, резкие.
Там о лете не слыхали.
Там согреешься едва ли.
Он не мал и не велик
Этот снежный континент. (Антарктида).
Воспитатель: Ребята, что случилось, куда же делись наши картинки-наклейки с животными жарких стран? Кого же мы заселим на данный континент?
Каким цветом раскрашен данный континент? (Белым). Отчего? (Потому, что тут нерушимая мерзлота, и снег не тает. Тут нет растительности).
Смогут ли выжить там теплолюбивые животные? (Нет. Они погибнут. Нет такого тёплого меха и толстого слоя жира, как у животных холодных стран).
Воспитатель: Ребята, мы дюже много увлекательного рассказали Кеше о животных жарких стран. Но дабы от всё-таки не перепутал животных, мы припомним всё, о чём говорили. (Воспитатель задаёт вопросы по теме. Попугай Кеша благодарит воспитателя и детей за подмога).
Воспитатель:
Кеша, приятный попугай,
Ты запоминай, давай.
Всех животных жарких стран:
Тигра, льва и обезьян,
Кенгуру и крокодила,
И жирафа, и слона -
Всем охрана им надобна!
К, сожалению, на многих животных идёт охота. Охотники нелегально добывают шкуры животных. Следственно многие из них охраняются законом. Посмотрите на нашу карту. Какой она у нас получается восхитительной.
Добавить комментарий