Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
«Великая цель образования – это не знания, а действия »
Герберт Спенсер
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:
- создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации
- проведение нестандартных уроков
- создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду
- включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке
- сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации
- развитие творчества, умения работать и различными источниками информации
- внедрение аутентичного материала на уроках
- проведение внеклассной работы по предмету как шаг к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Важными принципами обучения ИЯ в современной школе, которыми я руководствуюсь в своей работе, являются:
1 Коммуникативная направленность в обучении ИЯ
Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток.
Всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал.
2 Соблюдение деятельностного характера учебного процесса.
Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип проявляется в ролевых играх и проектной деятельности. Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества По характеру игровой методики игры делятся на:
- Предметные
- Сюжетные
- Ролевые
- Д еловые
- Имитационные
Игры-драматизации. На моих уроках в начальной школе я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации (слайд № 1).
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось- «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками- «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей, рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.
Рефлексивная карта по английскому языку за 1 полугодие ученика _ класса (слайд № 2).
Применение коммуникативных технологий в старших классах.
Создание презентаций учащимися по теме «Путешествия». Ведущей целью данного вида работы является процесс коммуникации. Так учащиеся 9 б,г классов подготовили и представили следующие работы:
- «Путешествие по Петербургу»
- «Солнечная Болгария»
- «Испания Фламенко»
- «Греция»
Учащиеся используют в своих работах музыкальное сопровождение. показывают интересные места, приглашая в путешествия. Задают вопросы….Как выбрать гостиницу, о погоде, обычаях культуре людях и т д.
«Travelling and Tourism» Мини-проекты в группах или парах. Учащиеся выступают в роли организаторов образовательного путешествия в Англию. Им даются исходные данные (время года, число дней, количество путешественников) и предлагается разработать маршрут поездки, посещение достопримечательностей, культурные мероприятия. Учащимся предлагается использовать лексику, отработанную на уроке и этикетные формы выражения согласия/несогласия. Все участники группы должны согласиться с конечным вариантом путешествия и представить его другим группам. После презентаций разных вариантов группы голосуют за наиболее удачный. За свою группу голосовать нельзя. Данный тип задания может подразумевать работу с компьютером использование интернет ресурсов, рисование постеров и т.д.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности я использую такие технологии как, метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ведь в комплексе с дискуссиями и дебатами игры, в частности, ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность.
В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке... Так например, при изучении темы «Кофликты» в 9 классе
Первые уроки раздела я посвящаю введению и активизации лексических единиц по теме, предложенной автором учебника, с целью развития навыка диалогической / монологической речи в форме диспута, круглого стола, конференции, беседы и т.д.
Свободное владение лексикой позволяет:
– формировать коммуникативную компетентность обучающихся (уверенность в общении и понимание прослушанного текста на английском языке)
– развивать умения ситуативного реального общения (один из вопросов билета по иностранному языку на ГИА – разыграть неподготовленный диалог с учителем по ситуации)
– решать практические, социальные и личностно-значимые проблемы
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя на изучаемом языке.
Итогом уроков по теме являются ролевые игры по различным ситуациям Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта (слайд №№ 3,4).
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку
Преподавание английского языка дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и языка другого народа. счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях нашей Родины, великих соотечественниках, учу ребят сопоставлять и делать выводы. В УМК Биболетовой М.З. Enjoy English для 2-11 классов содержится большой страноведческий материал по России. Дополнительно к нему я использую другие источники, а также аудиоматериалы и видеофильмы, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся
Изучение курса Санкт-Петербург (слайд № 5).
Цель курса– воспитание патриотических чувств через воспитание любви к малой родине.
Основные задачи:
(кроме обучающих): расширение кругозора, знакомство с историей и достопримечательностями родного края, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гражданственности и любви к своей Родине. Для достижения цели данного курса считаю целесообразным использование метода проекта, т.е. метод проекта интегрируется в традиционную систему обучения Использование ИКТ на уроке помогает сделать его интересным и запоминающимся для учащихся. Презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, сопровождают урок на разных его этапах (это и Listening, и Speaking, и проведение тестовых заданий). Здесь хочу отметить, что проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, оформления, написания работы, создания презентаций. Учащиеся сами выбирают тему своей исследовательской работы(рефераты или презентации)работа в группе или индивидуально. Например, работая по курсу «Санкт-Петербург», овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Первым видом социальной активности, возникающим у ребенка в рамках его психического развития, является общение. Полноценное общение возможно только лишь при овладении ребенком коммуникативных навыков. Благодаря данным навыкам, младший школьник, имеет возможность не только полноценно общаться со сверстниками, но получать необходимую для развития информацию.
Коммуникация имеет большое значение для формирования психики человека, развития и становления культуры поведения.
Процесс общения предоставляет младшему школьнику обширные возможности в получении знаний, обмене жизненным опытом и т.п., тем самым осуществляется формирование личности ребенка.
Понятие коммуникативной личности
Определение 1
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая
Главной составляющей личности являются ее коммуникативные качества. Коммуникация играет большую роль в жизни каждого человека. Невозможно полноценное существование человека без присутствия в его жизни общения.
Человек является одним из тех существ, которому для психического развития необходимо общение с окружающими, контакты с другими людьми посредством коммуникации.
Овладение коммуникативными навыками является важным условием для жизненного и профессионального успеха человека. Без коммуникации невозможно качественное выполнение совместных действий между людьми.
Каждый ребенок к моменту поступления в школу обладает рядом коммуникативных навыков и умений, которые в процессе обучения постоянно совершенствуются.
В отличие от детского сада, в школе к речи и общим коммуникативным навыками предъявляются более строгие требования. Во время ответов на уроках учитель следит не только за правильностью ответа, но и за правильностью его подачи.
В процессе обучения значительно расширяется словарный запас ребенка, он узнает много новых терминов, учится их использовать в своей речи. Вместе с новыми словами, ребенок узнает и новые правила в коммуникации. Если в детском саду допустимо обращение к взрослым по имени (в виду возраста ребенка и порой не совершенства его речи), то в школе детей учат, что ко всем взрослым необходимо обраться строго по имени отчеству и на «Вы».
Новые знания в области коммуникации, полученные ребенком в школе, необходимо постоянно подкреплять, совершенствовать и развивать. Это все является основной задачей учителя начальных классов.
На сегодняшний день именно начальная школа является первой ступенью, целью которой является развитие коммуникативных навыков и компетенций детей младшего школьного возраста.
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников
Согласно ФГОС, основной целью уроков иностранного языка в начальных классах, является развитие элементарных коммуникативных навыков и компетенций учащихся.
Под элементарными коммуникативными навыками понимается готовность и возможность ребенка к межличностному общению с окружающими в устной и письменной форме.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- Формирование навыков понимания иноязычной речи. Ребенок должен не просто знать отдельные слова, а понимать и улавливать суть сказанного (написанного) на английском языке.
- Порождать иноязычные высказывания, исходя из ситуации общения и речевой задачи. Ребенок должен уметь поддержать разговор, ответить на вопрос, при необходимости задать уточняющие вопросы.
- Научить ребенка осуществлять свое коммуникативное поведения согласно установленным правилам и нормам общения. Процесс общения с носителями английского языка должен проходить согласно установленным у них на родине коммуникативным нормам.
- Соблюдение национальных правил коммуникации. Необходимо не просто научить ребенка складывать слова в предложения, а делать это согласно правилам постановки предложений с соблюдением рода, числа и т.д.
Основное методическое содержание урока английского языка должно быть направлено на развитие и формирование коммуникативных навыков в естественной языковой среде. То есть педагог должен создать такие условия, чтобы дети не «зубрили» английский язык, а учились естественной коммуникации в легкой и доступной форме.
Таким образом, уроки английского языка имеют большое значение для формирования коммуникативных навыков и усвоения норм коммуникации.
Основные формы учебной коммуникации на уроках английского языка в начальной школе
Существуют следующие формы развития коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка:
- Монологическая форма (речь одного ученика перед другими).
- Диалогическая форма (общение между двумя и более учащимися).
- Выступления (доклад, реферат и т.п.).
- Учебная беседа (ответы на вопросы, беседа по теме урока и т.д.)
- Рассказ (заранее подготовленный и озвученный учеником рассказ по заданной теме).
- Пересказ (чаще всего используемая форма, ученик пересказывает прочитанный текст)
- Групповая учебная беседа (обсуждение задания, решение поставленной учебной задачи и т.п.)
- Сообщение (заранее подготовленное учащимся, на определенную тему сообщение на 2-3 минуты)
- Ролевая игра (использование игровых педагогических технологий)
- Блиц-турнир
- Защита проекта (краткое выступление о подготовленном реферате, проведенном исследовании и т.д.)
Наиболее эффективной формой работы с детьми младшего школьного возраста является групповая или парная работа учеников, с использованием игровых педагогических технологий. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста сохраняется интерес к игре.
Работая в парах или группах дети не испытывают такого стеснения как при ответе перед всем классом. Ребенок раскрепощается и проявляет речевую самостоятельность. Даже если один ребенок поправляет другого, это не воспринимается так остро, как если бы его поправили перед всем классом. В случае возникновения затруднения один ребенок может помочь другому в корректной форме.
Замечание 1
Таким образом, уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, облегчают процесс вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки.
Проект:Методы и приемы формирования коммуникативных навыков на уроках английского языкаПрежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков, проанализировав работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка.
- Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков, проанализировав работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка.
- Главный вопрос, который волнует психологов– роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии.
- Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка.
- Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.
Исследователи вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Так, например:
- Исследователи вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Так, например:
- Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называли общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу-
- М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой.
- А.Н. Леонтьев считал, что в современной науке существует огромное число несовпадающих определений коммуникаций-
- В.М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности»
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации.
- Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации.
- В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем»
- Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
При изучении иностранного языка в основной школе, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.
- При изучении иностранного языка в основной школе, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.
Игра «Комплимент»
- Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками.
- Используй выражения:
- “I feel like …”, “I am happy… I am glad... It’s nice to work with you… that you are my friend….”
- Можно попросить продолжить фразу объяснением “because you are so …”
Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды
- «Печатная машинка»
- Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «Ведение переговоров»
- Упражнение «Ведение переговоров»
- Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.Спроси собеседника, что он думает о проблеме.Внимательно выслушай его ответ.Подумай, что в его мнении является позитивнымПредложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.Пример ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору
ролевая игра “Бюро знакомств”
- ролевая игра “Бюро знакомств”
- побуждает учащихся описывать характер, увлечения и внешность человека, с которым они хотели бы познакомиться.
упражнения на сопоставления
- упражнения на сопоставления
- Развивают у учащихся способность различать противопоставляемые единицы. Помимо развития навыков чтения, письма, расширения словарного запаса они развивают способность анализировать.открытые диалоги-подбор рифмующихся слов, фраз или восстановление разрезанного стиха-сопоставление начала (пословицы, суеверия, рассказа) с его/ее окончанием.
Картинки и рассказы в картинках
- Картинки и рассказы в картинках
- стимулируют передачу информации и вовлекают воображение учащихся.нахождение различий на картинках-описание комнаты/ квартиры по плану-схемевыполнение рисунков по инструкциям партнеровпоиск сокровищ (ориентирование в фантастическом городе) с использованием плана- схемы и инструкций партнера.
Интерактивная иградети самостоятельно выполняют задания в игре, на основе просмотренного мультфильмаМетодика индивидуального преподавания английского языка по Скайпу
«Великий ум проявит свою силу не только в
умении мыслить, но и в умении говорить»
Ралф Эмерсон
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
1. речевой компетенции
- совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме)-
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение-
2. языковой компетенции
- систематизации ранее изученного материала-
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц-
- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях-
3. компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации-
4. учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Моё педагогическое кредо «Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей».
В процессе преподавания иностранного языка в сельской школе возникли проблемы: отсутствие естественной языковой среды- нежелание большинства учащихся владения языком, как средством общения. Мне хотелось заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию.
Цель моей работы состояла в поиске современных педагогических технологий и отборе игр, игровых упражнений, создании презентационного материала сопровождающего уроки для организации эффективного процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Ведущая идея: использование игры на уроках английского языка, способствующее целенаправленному формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся, и способное ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Я определила для себя следующие задачи:
- создать на уроках условия для саморазвития школьника.
- научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве,
- использовать приобретённые коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
- развить проектные и навыки учащихся через творческие задания.
- создать условия для успешной самореализации учеников.
В своей работе я использую монологические формы речевой деятельности:
- выступать с готовой заранее речью-
- спрашивать и задавать вопросы-
- пересказывать-
- отвечать на вопросы.
Диалогические формы речевой деятельности:
- учебная беседа в парах-
- учебная беседа в группах-
- ролевая игра-
- дискуссия-
- блицтурнир-
- защита проекта.
Концепция развития школьной коммуникации имеет три этапа, поэтому на первом этапе я отрабатываю:
- умения учащихся участвовать в урочном общении-
- умения отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ-
- умения задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой-
- умения комментировать вопросы или ответы-
- умения делать сообщения-
- умения рассказывать логично и последовательно.
Развитие школьной коммуникации на втором этапе заключается в
- простоте и чёткости речевого высказывания-
- умении высказать свою мысль образно, ярко и кратко-
- отработке умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку-
- умении использовать риторические вопросы-
- умении вступать в контакт с партнёром и собеседником-
На третьем этапе отрабатываю:
- умение вести беседу в паре, в группе-
- умение поддерживать беседу-
- умение вести конструктивный диалог-
- умение построить дискуссию-
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения в устной форме, а это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему...», а также вести диалог. Дети сами определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель), «На улицах города» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции - умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.
Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя игровые приемы. Используемые игры я условно разделяю на несколько групп: игры коммуникативной направленности- игры со словами- игры и игровые упражнения, при объяснении и закреплении грамматического материала, сюжетно-ролевые игры.
Так к играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах. Отрабатывая речевые конструкции, использую игру «Угадай животного». Один из учащихся загадывает животного, другие задают вопрос «Is it a cat (dog, frog, …)? - No, it is not/ Yes it is. Эту же игру использую для отработки употребления следующих конструкций: «Have you got ….? - Yes, I have./No, I have not» или «Do you want …? - Yes, I do./ No, I dont.» и т.д. Эти же игры использую и для закрепления тематической лексики. При знакомстве с названиями цветов практикую серию игр: «Guess, What Colour Is It?». На доске - разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит в это время спиной к доске. После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет: «Guess the Fruit». За спиной учитель держит картинку фрукта или ягоды. Ребятам необходимо отгадать, что в руках учителя, задавая вопросы: «Is it sweet? Is it red? Is it big?».
Для закрепления тематической лексики использую игры из предыдущего раздела «Игры коммуникативной направленности»: «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь?» «There is….» Ход игры: группа делится на две команды. Я складываю в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. и т.д. Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.
При овладении грамматикой младшие школьники, как правило, испытывают трудности. Они вызваны как различием грамматического строя русского и английского языка, так и недостатком теоретических знаний учащихся в области родного языка. Одним из принципов работы с младшими школьниками, которые в силу своего возраста еще не способны понять сложные грамматические явления, это упрощение. Так, например, при знакомстве с глаголом to be и его формами (is, am, are), я прибегаю к рассказыванию сказки: «Жил-был на свете самый главный глагол to be и было у него три сына - младший am, средний is и старший are. Самому младшему сыну отец разрешал работать только с местоимением I, среднему с she, he, it, а старшему доставалась самая трудная работа - это местоимения множественного числа you, we, they. Игра: я показываю картинки, а ученик называет по английски то, что на ней изображено и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с ним: cat - hat, ball - wall, bus - plus, lamp - map, rose - nose. Кроме этого в своей работе я использую задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
При работе над темой «Окружающая среда» предлагаю ребятам подготовить дома небольшое сообщение на эту тему. В классе образую группы из двух - трех человек, даю на подготовку 4-5 минут, а затем один из учащихся группы рассказывает о том, почему ему нравится или не нравится то или иное в окружающей среде. Предлагаю ребятам набор слов и выражений по экологической тематике. На экране словосочетания: to water flowers, trees- to grow plants- to take care of- to keep our parks, rivers clean и т. д. Затем дети говорят о том, как они заботятся о природе: «I like to water flowers», «It’s nice to water a tree», «We take care of flowers and our river» и т.д. Предлагаю учащимся отдельные предложения и прошу развить далее заключенную в них мысль. We must not make a fire in the forest, because…, We must not kill birds. We must not damage trees. The trees help us.., They clean….
Постоянная работа над лексикой способствует расширению словарного запаса учащихся. Дополнительные тексты, выполнение заданий при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность детям научиться излагать свои мысли по этой теме. Итогом такой большой работы является сообщения отдельных учащихся или групп по заданной теме. Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование разнообразных форм уроков является одним из главных условий для развития коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей. Нетрадиционные уроки: урок-проект, урок-викторина, урок-экскурсия, путешествие, являются одним из средств повышения мотивации, а это важное условие при . Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Это внеклассная работа. Вместе с детьми мы проводим праздники Хэллоуин, день Влюбленных, недели английского языка. Веду кружок английского языка, который с удовольствием посещают учащиеся 5-7 классов. Использую инсценировки сказок, песни, игры, конкурсы. Когда учащиеся играют, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает ту мотивацию, без которой нет изучения иностранного языка. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Решить все эти дидактические задачи мне позволяет метод проектов.
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный- планирующий - подготовительный- информационно-операционный- рефлексивно-оценочный.
В целом метод проектов позволяет учащимся:
- показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями-
- проявить владение нормой речевого поведения во всех видах речевой деятельности-
- подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего-
- глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка.
Данный метод я использую на обобщающем уроке по определенной теме.
Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер.
В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям:
- использование готовых компьютерных обучающих программ-
- создание собственных компьютерных презентаций-
Использование готовых компьютерных обучающих программ, является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов.
Материал данных учебных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным аспектам, включенным к обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную часть, программы использую в качестве дополнительной работы на уроке.
Создание собственных презентаций, создаваемых для урока, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, текста это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики использую анимационное выделение наиболее сложной или важной информации например, способ образования множественного числа существительных или глагола to be. Для закрепления изученного материала использую заранее созданные упражнения, например, с пропусками вспомогательного глагола во всех временных формах. Применяю презентации при знакомстве с английским алфавитом, при изучении грамматического материала, при знакомстве и повторении правил чтения, для стимуляции речевой деятельности, и с целью контроля знаний т.к. информационно-комуникативные технологии, активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, экономят учебное время.
За время работы над темами сложились следующие формы применения ИКТ на уроках английского языка:
- Работа в: презентации-
- Работа в Word: тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал-
В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Форм работы в группах много - это методика «Пила» (Jigsaw), методы командного обучения. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают- индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов.
Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.
С целью отслеживания результатов проводимой работы были выделены обобщенные характеристики владения коммуникативной компетенции в разделе говорение на уроках английского языка. На этой основе проанализированы динамика овладения учащимися навыков построения диалогического и монологического высказывания за два года, качественный анализ успеваемости и диагностика отношения учеников к предмету английский язык.
Результаты позволяют сделать следующие выводы:
- за год увеличилось на 3% количество детей, которые умеют строить монологическое и диалогическое единство в нужном объеме со строгим соблюдением грамматики (на оценку «отлично»)-
- количество детей допускающих одну-две грамматических ошибки осталось практически без изменения («хорошо») - разница 5%- на 2% уменьшилось количество учащихся допускающих более двух грамматических ошибок с ограниченным лексическим запасом.
Качество знаний имеет тенденцию к росту 2010-11уч. г. - 48%- 2011-2012 уч. г. - 48%- 2012-2013 уч. г. - 49,5%- 1 полугодие 2013-2014 уч. г. - 52%.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять, участие в общероссийских олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. Мои ученики тоже принимают в них участие. Результатом стала победа - III место во Всероссийской олимпиаде ученицы 5 класса на интернет-портале 45 минут, а также IV место в региональном рейтинге во Всероссийском открытом конкурсе по английскому языку «Open World» ученика 10 класса. За участие во Всероссийских олимпиадах «Олимпус» и «Молодежное движение» получили сертификат участника.
Я публикую свои уроки и внеклассные мероприятия на сайтах. Являюсь активным участником районного МО иностранных языков: выступаю с докладами и делюсь опытом работы. В 2013 году выступала на августовской конференции из опыта работы по теме самообразования. Анализируя свою работу, я сделала вывод, что работа по теме самообразования помогает мне анализировать, систематизировать, а в дальнейшем и программировать свою деятельность. Это способствует умению выбрать те педагогические приемы, которые продуктивно влияют на достижение целей обучения, помогают оценить себя как учителя.
Уроки проводятся в кабинете английского языка. Кабинет в достаточной степени оснащён настенными стендами, раздаточным материалом. Для проведения уроков с применением учебных презентаций используется компьютер и мультимедийный проектор.
Для поведения занятий используются учебные электронные пособия:
- СD Учимся вместе. Английский язык 6-11 классы (темы с переводом, теоретический курс, практические задания, словари). изд. «Учитель»
- CD Тренажер английского языка. Языковой мост. (изучение языка методом погружения) изд. дом «Равновесие»
- CD Дидактический и раздаточный материал. Английский язык 5-6 классы (база дифференцированных заданий, формирование разноуровневых карточек, многовариантные проверочные работы) изд. «Учитель»
- CD Увлекательный английский (игры, презентации, сценарии) изд. «Учитель»
- CD Профессор Хиггинс. Английский без акцента (фонетика и грамматика) рекомендовано Институтом информатизации образования Российской Академии образования.
- Электронное приложение к газете 1 сентября. Дополнительный материал.
- Песни для детей на английском языке. Изд Айрис-пресс, 2008г.
- Обучающая компьютерная программа. Мультимедиа приложение Enjoy Listening and Playing к учебнику «Enjoy English» для 2-4 классов.
- МР3 Английский язык. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом с 5 по 11 классы изд. «Просвещение»
Пусть совсем мало из моих выпускников связали свою жизнь с языком. Главное, что все, чему они научились на моих уроках, поможет им в повседневной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет понимать иностранную речь и иметь элементарные навыки общения на английском языке, он будет уверен в дальнейшей жизни.
В современном образовании наблюдается своеобразный «взрыв» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка - это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям. «Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом», говорил Катон.
Литература:
- Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 10-11 классы. - М.: Вако,2007. - 176с - (мастерская учителя).
- Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9классы. - М.: Вако,2007. - 144с - (мастерская учителя).
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр.яз. - М.: Просвещение, 1985. - 208с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие/ Е.С.Полат - М.: Академия, 2003 - 272с.
- Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях /Сафонова. В.В. - М., 2004
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. - М. - Просвещение, 1981. - 112с.
- Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы: Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ- Астрель, 2004.
- Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт. - сост. А.Г. Штарина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 191с.
«Развитие коммуникативных умений и
навыков на уроках английского языка».
Выполнила учитель английского языка Аржикеева А.Б.
Основной целью обучения английскому языку в современной школе являетсяразвитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения.
Я считаю, что результат обученности по английскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.
Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском языке в рамках определенной темы.
Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.
Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.
Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Например, в 6-х классах для введения предлогов места использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.
При объяснении материала размещаю на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.
Также развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение. И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.
Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.
Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”.Whatwillhappenif…. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями.
Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности я использую метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираюсь на то, чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик чувствует себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.
В курсе английского языка после завершения каждой темы создание проектной работы.Широко применяю этот метод и в 6-9классах. Ученики делают проектные работы и защищают. В 6-х классах ребята создают мини-проекты «Descriptionofmyfriend», «Описание моего друга»”Mycountry”- «Моя страна»и тд., в 7-8 классах «Howtokeepfit»,”Theimportanttimesinmylife”, в 9 классах -“WhydopeoplelearnEnglish”и тд.
Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую на уроках игры.
Особенно в 6-х классах большую роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.
На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение “boaster competition”, “the best pupil of the year” и тд
В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.
Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. В старших классах использую такие ролевые игры,как «What differences» «Brushupyourmind» …
В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.
Добавить комментарий