Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежала неограниченная верховная власть, а феодальная государственность достигла наивысшей степени централизации. При абсолютизме глава государства рассматривался с юридической точки зрения как единственный источник законодательной и исполнительной власти. Последняя осуществлялась зависимыми от него чиновниками.
Существенные особенности абсолютизма в России:
- если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества-
- если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.
Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, наоборот. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии, личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял только деталь, винтик.
Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях как солдат, заключенный, чиновник и т.п. Государство с помощью правовых норм стремиться регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак: обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.
Правящим классом оставалось дворянство.В ходе складывания абсолютной монархии, происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важный шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает значение критерия при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.) функция государственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел, назвать это сословие шляхетством) в политически и юридически консолидированную группу. Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714 г.), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и поместьем и объединивший их в единое юридическое понятие недвижимостей.
Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба - главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство. К концу 20-х годов XVIII в. число дослужившихся до дворянства составило треть всего дворянского сословия.
В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и гулящие люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.
Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией. Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать службу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательностью государственной службы, как таковой.
Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным, только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.
Уже в 1727 г. было введено частичное освобождение дворян от военной службы. С 1736 г. срок государственной службы стал ограничиваться двадцатью пятью годами. В 1762 г. обязательность дворянской службы отменяется, дворянину предоставляется свобода выбора.
Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60-80-e годы XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена усилием позиций центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.
Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления), с другой, разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.
Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII в.- начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ.В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками иноземного строя (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. по прибору служило около семидесяти тысяч человек, 1681 г. - уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были переведены в иноземный строй.
Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки иноземного строя были зародышем профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.
В финансовой сфереконец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения - соха пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.
Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. соха как единица обложения уступает место новой единице - двору. Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъекта, обложение начинает приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проводятся подворная перепись, а в 1678 г. составляются переписные книги.
Для персонального выявления круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начинают привлекаться даже земские общества (активность которых на некоторое время вновь возрождается). Характерным является то, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве - для распределения сословных привилегий, обязанностей и службы.
В 1718 г. была проведена подушная перепись и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.
Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви.Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г. на служителей церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые денежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. - на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.
В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.).
Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г. лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне - около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.).
В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты и в 1784 г. был проведен разбор, в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода их духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.
Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г.Этот акт имел несколько последствий:
- юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия недвижимая собственность. На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений-
- установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.)-
- превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.).Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
- бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость-
- сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический-
- Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии-
- подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).
Реформы высших органов власти и управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:
- 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа-
- 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы-
- 1719-1725 гг. происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
14. Причины Отечественной войны 1812 г. Подготовка сторон к войне
Причины войны
В начале XIX в. международная обстановка была сложной. Франция стремилась к господству в Европе. Россия находилась в состоянии войны с Англией, каковое положение досталось Александру [ в наследство от его отца Павла I. Такое положение не устраивало российских дворян и купцов. Во- первых, страдала англо-российская торговля, во-вторых, оба государства являлись легитимными монархиями, в-третьих, Англия находилась в хороших отношениях с феодальными монархиями Австрии, Пруссии, Швеции и Испании. Франция же была страной буржуазной, а Наполеон - узурпатором. Поэтому Александр I должен был восстановить отношения с Англией, что и было сделано к 1803 г.
Последующие шаги Наполеона (казнь герцога Энгиенского, вмешательство в дела немецких государств) подтолкнули Россию к вступлению в 3-ю антифранцузскую коалицию. Итогом разразившейся в 1805 г. войны стал разгром Австрии, Пруссии и поражение российской армии при Фридланде. 14 июля 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали союзный договор, согласно которому Россия признавала все завоевания Наполеона, обязалась прервать все отношения с Англией и присоединялась к Континентальной блокаде.
Тильзитский договор был тягостным и унизительным для России. Условия Континентальной блокады были невыполнимы для России, так как её экономика не могла развиваться без английского рынка. Поэтому вскоре отношения между Россией и Францией стали с каждым годом ухудшаться, так что можно сказать, что конфликт между ними по поводу Континентальной блокады породил войну 1812г.
На момент начала войны Наполеон считал Россию главным препятствием к мировому господству. Возможно, это было преувеличение, поскольку не была сломлена главная соперница Франции - Англия. Было неспокойно и в самой Франции: диктатура Наполеона вызывала недовольство не только у политических противников (от роялистов до якобинцев), но и у простого народа, поскольку империя не вылезала из войн. Угасала торговля, нищали провинции, бесконечные войны требовали новых жертв. Начинать в таких условиях новую войну было крайне рискованно, но главная идея фикс Наполеона - Континентальная блокада - делала эту войну неизбежной. Разумеется, император понимал, какие трудности поджидают его в предстоящей кампании, и потому особенно тщательно к ней готовился.
Русская и французская армии
Российская армия той эпохи лишь немногим уступала по численности наполеоновской армии, но её войска были разбросаны на огромной территории, так что на западной границе империи вторжению могли противостоять лишь
около 300 тыс. чел. Остальные войска были расположены на границах с Ираном и с Турцией, с которыми Россия находилась в состоянии войны с 1805 г. и 1806 г. соответственно, а также в Крыму, на Урале и в Сибири.
В начале XIX в. русская армия оставалась типичной армией феодальнокрепостнического государства. Это проявлялось в системе её комплектования, обучения и управления. Частые рекрутские наборы (именно так комплектовалась армия) приводили к снижению её боеспособности. Срок службы был определён в 25 лет. В русской армии процветали муштра и палочная дисциплина. Но, несмотря на тяготы армейской службы, боевые качества русского солдата были высоки. Он отличался стойкостью, храбростью и выносливостью. Перед штыковым ударом русского солдата не мог устоять почти никакой противник.
Командный состав российской армии комплектовался не по способностям, а по сословному признаку - подавляющая часть офицеров происходила из дворян. Подготовкой офицеров занимались 1-й и 2-й кадетские корпуса, Шкловский кадетский корпус, Императорский военно-сиротский дом. Среди офицеров было много иностранцев, особенно на штабной службе, в артиллерии и инженерных войсках. Среди генералов каждый третий имел иностранную фамилию.
Тем не менее, при всех недостатках российская армия по своим моральным и боевым качествам не уступала наполеоновской армии, а высокий уровень патриотизма делал её непобедимой. По мужеству и стойкости русская армия не знала себе равных. Благодаря усилиям генерала А.А. Аракчеева, русская артиллерия достигла весьма высокого уровня, хотя её рядовой состав значительно уступал по качеству офицерскому.
Имея сведения о приближении Великой армии Наполеона к границам империи, российское командование, тем не менее, не имело сведений о том, где противник собирается нанести главный удар. Прикрывавшие западную границу войска первоначально были разделены на 1-ю и 2-ю Западные армии генералов М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона, а когда стало известно, что в войну на стороне Наполеона будет вынуждена вступить и Австрийская империя, на границе с ней срочно была сформирована 3-я Резервная обсервационная армия генерала А.П. Тормасова.
Перед началом войны русские войска располагались следующим образом.
1я армия, насчитывавшая 120 210 чел. и 500 орудий, под командованием военного министра, генерала от инфантерии М.Б. Барклая-де-Толли была сосредоточена в районе Вильно и прикрывала петербургское направление. В ее состав входили пять пехотных, гвардейский, три кавалерийских корпуса и казачьи полки атамана М.И. Платова.
2 я армия, имевшая 49 423 чел. и 180 орудий, состояла из двух пехотных и одного кавалерийского корпуса и казачьего отряда Н.И. Иловайского 5-го. Она находилась в районе Белосток-Волковыск и прикрывала московское направление.
3я армия, численностью 44 180 чел. при 168 орудиях под командованием генерала от кавалерии А.П. Тормасова располагалась в районе Луцка и прикрывала киевское направление. В нее входили два пехотных, один кавалерийский корпуса и казачий отряд.
Разрыв между 1-й и 2-й армиями достигал 100 км, а между 2-й и 3-й армиями - 200 км.
Кроме этого, под Ригой находился отдельный корпус генерал-лейтенанта И.Н. Эссена численностью 38 тыс. чел., у Торопца - резервный корпус генерал- лейтенанта Е.И. Меллера-Закомельского в 27,5 тыс. чел., у Мозыря - корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Эртеля, насчитывавший 37,5 гыс. чел.
После завершившейся войны с Турцией (май 1812 г.) для охраны южных границ Россия вынуждена была держать Дунайскую армию адмирала П.В. Чичагова (57,5 тыс. чел.), а на границе с Финляндией - корпус генерал- лейтенанта барона Ф.Ф. Штейнгеля (19 тыс. чел.). Эти войска бездействовали в начале войны, и пришли в движение лишь в августе-сентябре 1812 г.
Французская армия насчитывала к началу 1812 г. более 1 млн. чел. Она также была рассредоточена буквально по всей западной Европе, но, тем не менее, с помощью контингентов союзных и вассальных государств Наполеон сумел собрать против России Великую армию численностью более 600 тыс. чел.
Французская армия комплектовалась путём конскрипции, и Наполеон мог ежегодно набирать нужное ему количество новобранцев. Срок действительной службы составлял 6 лет. Армия не знала муштры и телесных наказаний, но отличалась хорошей боевой выучкой и дисциплиной. Офицерский корпус на четверть состоял из выходцев из семей крестьян, ремесленников, рабочих и буржуазии. Офицеры имели опыт нескольких кампаний. Но в целом Великая армия, выставленная против России, имела ряд недостатков, ибо больше половины её численности составляли представители двунадесято языцев, то есть различных европейских государств, многие из которых вовсе не желали проливать кровь за чуждые им интересы великого завоевателя. И это несмотря на то, что наполеоновская пропаганда изрядно потрудилась над промыванием их мозгов, представив их поход как вынужденную меру для защиты цивилизованной Европы от агрессивной варварской России.
Таким образом, к началу войны Россия смогла противопоставить наполеоновской Великой армии (448 тыс. чел.) только 317 тыс. чел.
§3. Подготовка сторон к войне
С 1810 г. обе империи провели колоссальную подготовительную работу к решающему столкновению. Обе державы осуществили огромный комплекс военных, политических и экономических мероприятий- формировались новые части и соединения, войска концентрировались к границам, создавались операционные линии, проводилась подготовка тыла.
Ни к одной военной кампании Наполеон не готовился так долго и тщательно, как к русскому походу. Была подготовлена операционная линия в Германии, созданы запасы продовольствия, фуража, амуниции, боеприпасов и вооружения, усилены гарнизоны в прусских и польских крепостях. Главным складом и опорным пунктом Великой армии стал Данциг. Наполеон изучал карты России, для него собирали материалы об её западных губерниях.
Формирование соединений Великой армии началось фактически в феврале 1811 г., а в марте 1812 г. Наполеон окончательно определил состав её корпусов, которые были объединены в три группировки под командой самого императора, его пасынка вице-короля Италии Эжена Богарнэ и его младшего брата Жерома Бонапарта, короля Вестфалии. Французы составляли только половину численности Великой армии, а другая половина была укомплектована итальянцами, поляками, швейцарцами, испанцами, португальцами, голландцами и другими европейскими народами. Эта разноплемённость и разнородность личного состава являлась слабой стороной Великой армии.
Важным условием победы над Российской империей Наполеон считал её политическую изоляцию. Он рассчитывал, что России придёгся вести борьбу одновременно на трёх фронтах против 5 государств: на севере - против Швеции, на западе - против Франции, Австрии и Пруссии, на юге - против Турции, с которой она воевала с 1806 г. Швеция не могла смириться с потерей Финляндии, отнятой у неё в 1809 г., к тому же с 1810 г. её фактическим правителем стал французский маршал Ж.Б. Бернадот.
В 1810-1811 гг. более половины бюджета в России шла на военные нужды. После Тильзита по приказу Александра I военный министр А.А. Аракчеев (1808-1810 гг.) проводит реорганизацию и перевооружение армии. Опыт войн с Францией 1805 и 1806-1807 гг. выявил целесообразность перехода к однородным высшим соединениям типа пехотных и кавалерийских корпусов. С 1806 г. наряду с корпусами, в армии началось формирование дивизий
С 1810 г. подготовкой к войне стало заниматься военное министерство, которое возглавил генерал от инфантерии М.Б. Барклай-де-Толли. Проводились мероприятия по обеспечению армии запасами продовольствия, фуража, амуниции, боеприпасами, оружием. В этот период произошло реформирование вооруженных сил. Армия получила четкую организационную структуру.
Несколько родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия, пионерские части (саперы). В организационном отношении русская пехота делилась на корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты. Пехотный корпус состоял из двух дивизий, дивизия из трех бригад, бригада - из двух полков. В полку было до 2000 чел. при 61 офицерах. Полки делились на батальоны (3), батальоны - на роты (4). Каждая рота состояла из 230 рядовых, 24 унтер-офицеров и 4 офицеров. По штату в батальоне должно было быть по 1016 солдат, унтер- и обер- офицеров.
Пехота была вооружена ружьями двух калибров. Линейная пехота имела гладкоствольные кремневые ружья со штыками. Дальность их выстрелов составляла 300 шагов. Егеря были вооружены штуцерами. Драгуны - ружьями со штыками.
Кавалерия также была организована в корпуса, которые состояли из 5-6 полков. Бригады состояли из двух полков и конноартиллерийской рогы. Кирасирские и драгунские полки имели по 5 эскадронов (10 рот), гусарские - по 10 эскадронов (2 батальона). Кирасиры были вооружены палашами, карабинами, пистолетами- драены - ружьями со штыками- уланы - пиками- гусары - легкими карабинами, мушкетонами, пистолетами, а также саблями и пиками.
Артиллерия была сведена в артиллерийские бригады, которые придавались пехотным дивизиям. Бригады делились на одну батарейную и две легкие артиллерийские роты. Роты имели 12 орудий (6 и 12-фунговые пушки) и единороги. На каждое орудие полагалось по 120 зарядов. В качестве зарядов - гранаты, ядра, картечь и брандкугели.
Пионеры предназначались для дорожных, мостовых и полевых фортификационных работ.
Иррегулярные войска состояли из казачьей конницы (около 80 тыс. чел.) и национальных формирований: башкиры, калмыки, крымские татары.
Россия оказалась в затруднительном положении. Но российские дипломаты сумели перед самым столкновением обезвредить двух противников. В апреле 1812 г. Александр 1 сумел убедить Бернадота в необходимости заключения союзного договора между Россией и Швецией. С другой стороны, Дунайская армия под командой М.И. Кутузова 14 октября одержала победу над турецким войском у Слободзеи. Кутузов сумел убедить султана заключить с Россией Бухарестский мирный договор. Таким образом, Россия сумела обезопасить свои фланги.
Из множества предложенных планов ведения войны Александр I принял план прусского генерала Фуля, который едва не погубил армию. Суть этого плана состояла в следующем. Российские войска, расположенные на западной границе, были разделены на две неравные 1-ю и 2-ю Западные армии, при наступлении основных сил Наполеона против 1-й армии, она должна была отступить в Дрисский лагерь, а 2-я армия должна была ударить во фланг и в тыл наступающему неприятелю. Этот недавно возведённый лагерь был расположен между дорогами на Петербург и Москву, но был построен тылом к р. Западная Двина, что превращало его в мышеловку. Перед самой войной была сформирована 3-я Резервная обсервационная армия. Таким образом, три русские армии были растянуты на фронте более 600 км.
В соответствии с расположением русских армий Наполеон построил свой стратегический план. Он был прост: всей массой войск вклиниться между 1-й й Западными армиями, не дать им соединиться, окружить их и разбить. Основной задачей Наполеон считал добиться решающего сражения как можно ближе к западной границе. К лету 1812 г. огромная армия вторжения была сосредоточена у западной границы Российской империи. Судьба народов Европы, а не только России зависела теперь от исхода борьбы двух держав.
Многиечерты абсолютизма были присущи властив России еще в период правления ИванаГрозного, но при нем его власть ограничивалабоярская дума и духовная власть.
ПетрIв начале 18 в. стремился к абсолютизму.
Онраспустил боярскую думу и вместо неесоздал сенат, который потом назвалиправительственный сенат. Он выполнялзаконосовещательные функции. Сенаткомплектуется по указанию Петра Iи из лиц приближенных к нему. Позже сенатначинает выполнять судебные функции.В сенате появляются опер прокуроры,которые докладывали Петру, что, творитсяв сенате.
Послетого как помер патриарх, Петр не стализбирать нового. Вместо патриаршестваон создал священный синод. Синод был наположении простого департамента вправительстве Петра.
Петросуществил военную реформу:
Создалсухопутную армию, на основе рекрутскихнаборов-
Создалвоенно-морской флот-
Создалсистему военного управления. В неевходили: военная коллегия, адмиралтейскаяколлегия, штаб управления, четкаяструктура войск (полк, бригада, дивизия).
Создалвоенную науку. Был принят военный устав1716 г., который почти весь сам и написал.Также был создан морской устав.
Создалофицерский корпус в армии.
ПетрIввел обязательную службу для дворян.
Создалгвардию.
ПетрIсчитал военную организацию лучшей,образцовой для жизни всего общества.Поэтому всю систему государственногоуправления перевел на военный лад. Всемчиновникам ввел чины и ранги («табельо рангах»), ввел единую форму одеждытолько без погон, ввел во все учрежденияуправления уставы и регламенты. Всеучреждения насытил военными. Всютерриторию государства разделил наГубернии – Провинции – Уезды. Во главекаждой Губернии поставил Генерала –Губернатора. Ликвидировал системуприказов. Вместо них создал 11 коллегий.2 из 11 – военные (силовая и адмиралтейская),во главе коллегии был президент (генерал)-все это позволило Петру произвестиэкономические реформы, в первую очередьпо отношению к армии. Одновременнозарождаются элементы капитализма. Всеэто позволит провести «культурную»революцию («прорубить окно в Европу»).Сбрил бороду, ввел парики, перенес новыйгод, елку, кофе, табак.
1721г. – Петр Iпринял указ «О престолонаследии». Вэтом указе он написал, что наследникапосле себя он будет сам определять, когозахочет
Такимобразом, в России установился полныйабсолютизм. В России сложилосьвоенно-полицейское государство.
17. Дворцовые перевороты и расширение привилегий дворянства.
Декабрь1724 года – сильнейшее наводнение вСанкт-Петербурге.
Январь1725 года – Петр Iумирает от воспаления легких, не оставивни наследника, ни приемника. С этоговремени начинается период «Дворцовыхпереворотов» (термин Ключесвкого) Заэто время на престоле побывало 6 монархови было осуществлено 3 государственныхпереворота.
Вторымчеловеком при Петре был Меньшиков. Приего поддержке на престол была возведенаЕатерина I– жена Петра. За все время совместнойжизни Екатерина нарожала 11 детей, изкоторых выжило только 2 девочки – Аннаи Елизавета. Екатерина и Петр былиобвенчаны и Екатерина официально сталаимператрицей.
Напротяжении 1725-1762 г.г. все дворцовыеперевороты «руководились» дворянскойгвардейской казармой.
В1727 году Екатерина умирает. По ее завещаниюна престол был возведен внук Петра I– Петр IIв возрасте 12 лет. Меньшиков был арестовани сослан в Сибирь.
Принем существовал Верховный тайный совет.В 1730 году Петр IIумирает от простуды, Верховный тайныйсовет решает пригласить из КурляндииАнну Иоанновну (Дочь Ивана V).
АннаИоанновна была поддержана Гвардией ив 1730 году взошла на престол и была названаВеликой императрицей. Она устранилаВерховный тайный совет, создала в 1731году кабинет Министров. В это времяпоявляется Бирон – любовник анны. Онкосвенно начал управлять российскимгосударством - ужасное время для России.Анна Иоанновна назначила себе приемника– сына своей племянницы Анны Леопольдовны– Ивана Антоновича в возрасте 1,5 лет намомент назначения. Регентом был назначенБирон.
В1740 году Анна Иоанновна умирает. Биронбыл «снят» с должности регента и властьбыла передана Анне Леопольдовне, онастала регентом Ивана Антоновича.
В1741 году опираясь на гвардию, на престолвступила Елизавета Петровна. Анна иИван Антонович были отправлены вкрепость, а потом убиты.
ЕлизаветаПетровна – «светлое пятно» в правлении.Она восстановила сенат, как высший органгосударства- ликвидировала кабинетминистров- восстановила личнуюимператорскую канцелярию, таким образомповысила роль монарха в системеабсолютизма. Елизавета Петровна проявлялаособую заботу о науке (25 января 1755 г. былподписан указ о создании МГУ). Онапринимала меры по развитию мануфактур.
Елизаветаумирает в 1761 году. По завещанию на престолбыл возведен племянник, внук Петра I– Петр III.Петр IIIженился на будущей императрице ЕкатеринеII.
В1762 году Петр IIIбыл смещен в результате дворцовогопереворота, был задушен в Михайловскомдворце, власть узурпировала ЕкатеринаII.Таким образом период дворцовых переворотовбыл завершен.
- наблюдаетсятенденция к укреплению абсолютизма.Большую роль играет личность монарха-
- продолжаетсяжесткая централизация всей жизниобщества-
- централизацияи бюрократизация системы государственногоуправления-
- государствостало юридически полицейским (появиласьпрофессионально обученная полиция).
С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм - форма правления, при которой власть принадлежит монарху.
Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.
Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.
В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений. Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.
В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.
В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.
Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел -сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.
В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.
При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах».
С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По предмету: Отечественная история
На тему: Особенности российского абсолютизма при Петре I
Введение
Изучив большое количество социологических опросов, касающихся истории России, можно выявить тенденцию к явным переменам в исторических симпатиях общества. Резко упал «рейтинг» Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет «рейтинг» Петра Великого.
В опросе 1997 года людей спрашивали: «Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?» 54,3 % респондентов ответили: «Эпоха Петра Великого». Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции. То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется мне в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований - реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.
Объектом исследования в рамках контрольной работы является период правления XVII-XVIIIвеков. Основной задачей, решаемой, в контрольной работе является понять особенности абсолютизма при правлении Петра I. Основными источниками литературы для раскрытия темы были выбраны:
- О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России
- Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России
- Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский
Возникновение абсолютной монархии
Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: XVI в. - преддверие и ХVII - начало «нового периода русской истории». Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс – волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С. Т. Разина. Середина XVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. Но все же справедливо нужно признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.
Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.
Проводимые реформы
Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Все податное населенное должно было поставлять по одному рекруту с определенного количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу «Устава воинского»: 1700 г. - «Краткое обыкновенное учение», 1702 г. - «Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам», 1706 г. - «Краткий Артикул» Меньшикова. В 1719 г. были опубликованы «Устав воинский» вместе с «Артикулом воинским» и другими военными законами. «Артикул воинский» содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись «не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей».
Важное значение в упорядочивании службы всякого рода Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство.
Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. И уже от его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.
При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство, что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля ее на части.
Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством на менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.
Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.
Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.
«Высшее» городское сословие до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент», определивший общий порядок городского устройства и управления.
«Низшему» же городскому сословию Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками. Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественный отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.
В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков- меньше всего они думали о благосостоянии населения.
С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор оберфискала и создание фискальной системы. Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших- надзирать за исполнением законов, преследовать взятничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.
Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления – все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти. Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.
К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного:
- ведомственным распределением дел
- пространством действия учреждений
- порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.
Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Петр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию – Синод. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. «Система высших органов в целом получила более совершенную организацию, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов.» Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли
Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.
Развитие образования
Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIIIв., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них – гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.
Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIIIв. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать два очевидных вывода: во-первых, накануне реформ Петра как бы «ветер истории» дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества. Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое берегли все властители, и крепостное право, это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота».
Эпоху Петра Великого можно назвать временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе. Следует отметить подражание, или лучше сказать равнение на европейский метод проведения различных реформ, которые Петр считал образцовыми. Но быстро найденные решения, сопровождались медленным исполнением.
Внутренний порядок и внешняя безопасность государства – вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. С таким представлением о призвании и назначении власти Петр Iосуществлял реформирование внутренней жизни страны.
Список литературы
- Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России
- История СССР с древнейших времен до наших дней, 1967
- Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.
- Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко „Государственный строй России в первой четверти XVIII в.“
- Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский, Петр I, М., 1993
- О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986
- Н.Я.Данилевский „Россия и Европа“, Книга, М., 1991.
- Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.»
- Законодательство периода становления абсолютизма, т.4 стр.318
- В.В. Московкин «Отечественная история»
- Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко „Государственный строй России в первой четверти XVIII в.“
Петр I вошел в историю Россиикак царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различныхсферах общественной жизни, в том числе государственного управления,экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформлениев России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховнаявласть принадлежит всецело и нераздельно царю.
Политический режим при абсолютизме в России определяется следующимичертами: всеобщая и мелочная регламентация жизни и деятельностинаселения- грубое, прямое принуждение к исполнению разных установлений-отсутствие политических прав и свобод, общественной самодеятельностиподданных- жесткий контроль, слежка за ними со стороны государственныхорганов, крайне широкие полномочия этих органов, особенно полиции, правобезграничного вмешательства их в жизнь людей.
Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром Iявлялось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созываозначало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своихдействий – он приобрел достаточную независимость.
В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государствасосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы всоответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел-Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами)- Юстиц-коллегия-Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) ит. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегиистали основой центральной системы управления. Постоянно сталкиваясь сознаменитой «московской волокитой» в приказах, Петр ввел дляэффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельностивсех учреждений и чиновников. При этом за нарушение регламента чиновникинаказывались так же, как военные за нарушение устава.
Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г.Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательныефункции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко былрасписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, вотличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенатназначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающиеделовыми качествами и искренне преданные государю.
Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавногогосударства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобыобезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считалнеобходимым ввести институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Обаинститута, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалыдоносили о делах прокурорам.
Создание нового полноценного государственного аппарата было быневозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления –местного аппарата.
Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших названиегуберний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, вкоторое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.
Управление городским населением ведала ратуша, составленная выборнымибурмистрами. Ратуша ведала жизнью города, судом, расправой, сборомподатей и других налогов.
Стремление Петра организовать государство по военным образцам усилилороль военных в обществе и государстве. Широко практиковалось участиепрофессиональных военных в государственном управлении.
Таким образом, государственные учреждения местные, центральные и высшиепредставляли собой сооружение, подобное пирамиде, на вершине которойнаходился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную власть.
Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах(1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нaгосударственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижениечиновников в любой отрасли службы? сухопутной, военно-морской игражданской. Важное значение имело право доступа в дворянство и лицам«подлого происхождения» по своим деловым качествам. Дослужившие до 8-горанга такие люди получали наследственное дворянство и все вытекающие изэтого привилегии.
РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппаратаосуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярнойпостоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра былиуничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы вгвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовкаохотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новаявооруженная сила – флот (48 линейных кораблей, 800 галер и 28 тыс.человек экипажа). Содержание всех сухопутных и морских сил составило 2/3всех государственных расходов.
Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопросо подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись наэпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязанынести пожизненную военную службу. После смотров дворян записывали вполки, а затем, по отбытии ими срока солдатской службы, производили вофицеры. Для подготовки артиллерийских и инженерных кадров были открытыспециальные школы. Унтер-офицерские кадры готовили гарнизонные школы.
Правительство стремилось укрепить классовую основу армии. Рядовой составнабирался из крестьян и посадских людей, командный же - из дворян.Однако огромная потребность в командных кадрах заставила правительстворазрешить производство в офицеры проявивших себя в ходе войны выходцевиз других сословий. Такие офицеры уравнивались в правах с дворянами иполучали вместе с семьями потомственное дворянство.
Значительное внимание правительство уделяло вооружению. Старые ружья сфитильным запалом были заменены более совершенными ружьями со штыком иударно-кремневым замком, появились гранаты, трехфунтовые пушки.Кавалерия была вооружена укороченными ружьями, пистолетами и палашами.Разработанные русскими конструкторами системы оружия не уступали лучшимобразцам Европы.
Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел насвоем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирскийкорпус и уже боевой опыт. С честью выдержав все испытания морскихвоенных операций, он завоевал право считаться одним из могущественных вЕвропе.
Реформа церковного управления была одной из самых важных по своимпоследствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и зналотзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем ипатриархом Никоном. В ходе этой борьбы решался вопрос – кто оказываетбольшее влияние на народ – светская или религиозная власть.
В начале реформ Петр воспользовался смертью патриарха Адриана в 1700 г.Нового патриарха выбирать не стали, а назначили блюстителя патриаршегопрестола, причем лицо не церковное, а светское. Затем вернули закон, покоторому богатства церкви ставились под контроль государства и моглииспользоваться на нужды армии, флота и внешней политики. В ходе реформыбыла сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена системаколлегиального управления – Синод, который уравнивался в правах сСенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управлениярусской православной церковью Синодом. В Синод избирались не толькодуховные служители, но и светские люди, офицеры «дабы был порядок идисциплина», в Синод обязательно входил обер-прокурор с подчиненнымштатом духовных фискалов. В конечном счете Синод стал государственнымучреждением, а царь тем самым становился главой церкви.
Параллельно с образованием Синода проводилась реорганизация внутреннейструктуры церкви: распределены церковные чины по иерархии, впервыепроизведена перепись штатов церковнослужителей, чистка их рядов отнежелательных и случайных людей. Штаты церковников были определены израсчета на 100-150 дворов прихожан – один священник, все лишниестановились подневольными у тех помещиков, на чьих землях была церковь.Многие низшие чины церковнослужителей были лишены прежних привилегий.
С решительностью и грубостью государство взяло в свои руки и заботу ораспространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников,особенно на окраинах государства. Петра совершенно не устраиваладлительная и кропотливая работа православных миссионеров. Он возлагалнадежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощьюадминистративного воздействия, насилия применительно к целым слояобщества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников кпереходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежахналогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушаниеприменялись полицейские меры.
Таким образом, превращение церкви в контору по делам веры, подчинениевсех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение длянарода духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потерялауважение народа как хранительница духовного начала. Неслучайно этотнарод впоследствии так равнодушно смотрел на гибель церкви и наразрушение храмов.
РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в областиэкономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущиепоследствия.
Промышленное строительство стало развиваться невиданными до этоготемпами. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разногопрофиля, в 10 раз больше, чем их было к концу XVII в. в стране.Характерная особенность экономического бума в России заключалась введущей роли самодержавного государства в экономике, его активном иглубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Неудачноеначало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило зановосоздавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры,преимущественно оборонного значения, стали строить с учетомнеобходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием.Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными ивнешнеполитическими интересами. Государство, обладая огромнымифинансовыми и материальными ресурсами, правом неограниченногопользования землей, ее богатствами, взяло на себя все, что связано спроизводством, начиная от размещения предприятий и кончая заказаминеобходимой продукции. Казна вложила огромные средства в расширениевыпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайнесжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На баземощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающаяпромышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии,т.к. нужны были корабельные снасти, одежда, обувь, лесопильныематериалы, мельницы – словом все, что способно было содержатьсовременную армию. Возникло огромное количество мануфактур в Москве,Липецке, Казани, Воронеже, Петербурге (текстильное производство,полотняные, стекольные, зеркальные, силикатные, кожевенные и другиепредприятия). Фактически была осуществлена индустриализация по-петровски.В организации промышленности государство с максимальной полнотойиспользовало свои преимущества. Оперативно и рационально определялсярайон размещения, масштабы производства, способы обеспечения.Строительство заводов требовало огромных средств, которыми не располагални один частный предприниматель. На строительстве использовался дешевыйтруд местного населения. Для организации производства привлекали опытныхспециалистов из русских и иностранцев.
В конце Северной войны в экономической политике самодержавия произошливидимые перемены, поскольку стало поощряться частноепредпринимательство, делались попытки «послабления» купцам ипромышленникам. Но государство вовсе не собиралось устраняться отэкономики. Оно сдавало в аренду частным лицам заводы и мануфактуры-осуществляло постоянный контроль над отечественной промышленностью-регламентировало производство и сбыт продукции. Таким образом,крепостническая направленность в области экономики не давала возможностиформироваться русской буржуазии, а подневольный труд крестьянина непревращал его в пролетария. Предприниматели же переходили в дворянскоесословие и полностью растворялись в нем.
Итак, промышленное строительство при Петре привело к двум результатам:созданию мощной экономической базы и одновременно к существенномуторможению капиталистического развития страны.
Создание собственной промышленности государство сочетало с организациейсобственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовыхтоваров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали быденьги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности.Государство захватывало торговлю самым простым способом – введениеммонополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введенамонополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак - 800 % прибыли.Также была введена монополия на продажу многих русских товаров заграницу. Вмешательство государства в торговлю тормозило развитиечастного предпринимательства, основанного на рыночной конъюнктуре.Петровская эпоха стала тяжелейшим временем для купечества не толькоиз-за монополии на товары, но и из-за налоговой системы. Платили прямыеи косвенные налоги, всевозможные повинности, что мало способствовалоросту купеческого капитала.
Таким образом, государственные монополии, налоги и повинности былисиловыми средствами, применяемыми петровским государством для получениямаксимально крупных сумм денег для решения своих задач.
Вместе с тем, ускоренному развитию промышленности способствовала иправительственная политика, получившая название «меркантилизма». Онапредусматривала систему мер, поощряющих развитие экономики, преждевсего, промышленности и торговли, особенно внешней, по принципу -покупать дешевле, продавать дороже. Это выражалось в предоставлениивладельцам мануфактур экономических льгот, в ограждении отечественногопроизводства от иностранной конкуренции и, наконец, в регламентациисамого производства. Так, таможенный тариф 1724 г ограждал молодуюотечественную промышленность от конкуренции западноевропейскихмануфактур. Ввоз промышленных товаров регулировался различным размеромпошлины.
Экономическая реформа страны тяжелым бременем легла на плечикрестьянства, простого люда. «Знаю, что меня считают тираном, - говорилПетр иностранцам, - что я повелеваю рабами. Это неправда. Я повелеваюподданными, повинующимися моим указам- эти указы содержат в себе пользу,а не вред государству».
С другой стороны, реформа шла среди глухой и упорной внутренней борьбы:участники четырех страшных мятежей и трех заговоров выступали противнововведений, за сохранение старины, ее понятий и предрассудков.Враждебное отношение Петра к отечественной старине, к народному бытувыражалось даже в том, что древнерусская борода, была для него нефизической «подробностью мужской физиономии», а выставкой политическогонастроения, знаком государственного бунтовщика наравне с длиннополымплатьем. Петр «шел против ветра» и собственным ускоренным движениемусиливал встречное сопротивление.
ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии Россиирассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана сукреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьегоземлевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянскихпривилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявляласьв зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связис развитием крупной промышленности и началом формирования классовкапиталистического общества - предпролетариата и буржуазии. Купеческийкапитал начинает проникать в производство, бурно развиваетсяпромышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этихтенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков,достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистическогоспособа производства.
И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований,обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых,значительно сократилось отставание экономической и культурной жизниРоссии от стран Европы- во-вторых, Россия превратилась в могущественнуюдержаву с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом-в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопросмежгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.
Добавить комментарий