Культура в 50-60 годы. Наука, культура и образование. Народное образование и высшая школа

Культура в 50-60 годы. Наука, культура и образование. Народное образование и высшая школа

Духовнаяи культурная жизнь в СССР в 50 – 60 – егоды.
Духовнаяя культурная жизнь общества в периодхрущевской “оттепели” носилапротиворечивый характер. С одной стороны,процесс обновления, либерализации вполитике не мог не вызвать оживлениякультуры, ослабления идеологическогоконтроля, подъема науки и образования.С другой - общий подход к культурнойсфере отличался прежним стремлениемпоставить ее на службу официальнойидеологии. Все-же, особенно до начала1960-х гг., наблюдалось духовное возрождениетворческой интеллигенции. Духовнымцентром шестидесятников стал журнал“Новый мир”, который возглавлял А. Т.Твардовский. В Москве начал работатьтеатр “Современник” под руководствомО. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты,ученые смогли побывать за границей.Стали выходить в свет мемуары советскихвоеначальников: в прежние годы никтоиз государственных и военных деятелейне решался даже записывать своивоспоминания. В исторической наукенаблюдался отход от догм “Краткогокурса истории ВКП(б)”, пересматриваласьроль Сталина в истории Советскогогосударства. Начали издаваться новыежурналы “Юность”, “Москва”, “Нашсовременник”, “Молодая гвардия”,“История СССР”, “Новая и новейшаяистория”, “Культура и жизнь”, альманахии газеты. Создавались новые творческиесоюзы. В 1958 г. было принято постановлениеЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценкеопер “Великая дружба”, “БогданХмельницкий”, “От всего сердца”.Приметой времени стала реабилитациячасти деятелей культуры, осужденныхпри Сталине. Публиковались запрещенныестихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И.Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др.В период “оттепели” впервые заявилио себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А.Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А.Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П.Аксенов и др. Однако противоречивостькультурной политики давала себя знать.Некоторые произведения литературы иискусства принимались Н. С. Хрущевым,его советниками и рядом деятелей культурыв штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебомединым”, Б. Л. Пастернака “ДокторЖиваго”, фильм М. М. Хуциева “ЗаставаИльича” и др.). В опалу незаслуженнопопали талантливые живописцы Э. Белютин,Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный.Значительные достижения имелись вразвитии науки и техники, особенно вкосмонавтике (запуск искусственногоспутника- полет Ю. А. Гагарина- успехи вракетостроении). В Дубне был созданкрупный международный исследовательскийцентр - Объединенный институт ядерныхисследований. Большое внимание уделялосьсреднему и высшему образованию: былаотменена плата за обучение в вузах,техникумах и старших классах среднейшколы- вместо семилетнего вводилосьвсеобщее обязательное восьмилетнееобразование. Увеличилось число вузови научных учреждений. Начавшаяся в 1958г. реформа общеобразовательной школы(одиннадцатилетка вместо десятилетки)с акцентом на производственное обучениеи профессиональную подготовку учащихсяне была научно обоснована. В 1964 г. от нееотказались. В целом же духовноераскрепощение советских людей врассматриваемый период не было и немогло быть полным. В начале 1960-х гг.произошло усиление идеологическогодиктата в области литературы и искусства,проявилась нетерпимость к инакомыслию.На эти годы приходится начало диссидентскогодвижения.
Духовнаяи культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.
Послеокончания войны восстанавливалисьочаги культуры: школы, театры, музеи. Вшколах вводится трудовое обучение, а в58 г. введено обязательное восьмилетнееобразование. Расширяется системавечернего и заочного образования.Ставилась задача перехода к среднемуобразованию. В первое после сталинскоедесятилетие были серьёзные переменыдуховной жизни. Писатель Эренбург назвалэтот период “оттепелью”. В 53 г. в “новоммире” была опубликована статьяПомеранцева “об искренности в литературе”,где он впервые поставил вопрос о том,что честно писать – это, значит, недумать о высоких и не высоких читателях.В этом же журнале появились статьОвечкина, Абрамова. В 65 г. лауреатомнобелевской премии стал Шолохов.Твардовский пишет поэму “Тёркин на томсвете”. В 50-60 гг. в литературе появилисьновые имена. Однако в эти же годы проходилигонения на творческую интеллигенцию.В 57 г. был исключен из союза писателейПастернак. В 58 г. он был вынужден отказатьсяот нобелевской премии. Наука добиваетсябольших успехов, ряд современных физиковбыли удостоены нобелевской премии:Прохоров и Боссов – за формулированиеоснов квантовой электроники- Ландау –за работы по сверхтекучести исверхпроводимости. В Дубне в 58 г. поинициативе Курчатого был созданмеждународный исследовательный центр,который занимается ядерными исследованиями.В 49 г. СССР стал обладателем ядернойбомбы, а в 53 г., благодаря изысканиямСахарова и других ученых – водороднойбомбы. Туполёв создаёт сверхзвуковойсамолёт ТУ 144. Практическую космонавтикусоздаёт Королёв. 12 апреля 1963 г. Гагаринсовершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова.А в 65 г. Леонов впервые в мире совершилвыход в космос. Приоритет научныхразработок отдавался интересамвоенно-промышленного комплекса. Вкинематографе появляются новые типыгероев, близкие и понятные зрителю.Триумфальным стал показ в Каннах картиныКалотозова “Летят журавли”. Явлениямимирового уровня стали: “Иваново детство”Тарковского, “Чистое небо” Чухрая,“Судьба человека” Бондарчука. Всеобщеепризнание получило творчество Высоцкого.Духовное раскрепощение советских людейохватывало лишь узкий слой крупныхкультурных центров страны.
В 50-е - первой половине 60-х гг. Советский Союз достигбольших успехов во многих отраслях. Огромными шагами вперед двигаласьотечественная наука. В 1954 г. в СССР была пущена первая в ми-ре атомнаяэлектростанция в Обнинске. Развивалась система Академии наук. В 1957 г. принимается ре-шение о создании крупного научного центра - Сибирского отделения АН СССР. Врайоне Новосибирска началось строительство научного городка(Академгородок), который спустя несколько лет превратился вкрупнейший исследовательский центр. Одновременно шел процесс созданияотрасле-вых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической,архитектуры и строительства.
Крупные успехи были достигнуты советской наукой в областифизики атомного ядра и физики полупроводников. В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементар-ных частиц -синхрофазотрон. В это же время развернул свои исследования объединенныйИнститут ядерных исследований. Научные разработки сопровождались процессомроста кадров и в количествен-ном отношении. По официальным данным, в 1950 г. в СССР насчитывалось 162,5 тыс. научных работ-ников, а в 1960 г. - 354,2 тыс.
Настоящий переворот в сознании людей произошел послезапуска 4 октября 1957 г. первого со-ветского спутника. Спустя несколько лет,12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле Востоксовершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоениекосмоса челове-ком.
Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромныелюдские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершитьнаучные исследования и технические проекты для производства ядерно-го оружия.Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься обороннымипро-блемами. Впечатляющих результатов в этом направлении удалось достичь ужев начале 50-х гг. Так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВСпоступила ракета класса воздух-воздух, наводя-щаяся на цель порадиолокационному лучу. В 1959 г. на вооружение стратегической авиации ВВСбыла принята ракета класса воздух-земля, которая моглазапускаться с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и нести при этом ядерную боеголовку. В том же году группа ученых под руководством С.П. Королева разработала шахтный вариант баллистической ракеты Р-9, способнойнести ядерный заряд.
Развитие отечественной культуры в хрущевское десятилетиеосуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. Впервой половине 50-х гг. особую актуальность приоб-рели произведения И.Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.
XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надеждсоветской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и ролитворческой личности в социалистическом обществе. Оттепель вкультурной жизни страны была санкционирована властями и существовала вопределенных рамках.
Не будучи в состоянии принять сохранившийся контроль надискусством, 13 мая 1956 г. у себя на даче в Переделкино выстрелом изревольвера покончил жизнь самоубийством глава Союза писателей СССР А. Фадеев.В предсмертном письме, адресованном в ЦК КПСС, известный литератор отмечал,что искусство, которому он отдал всю свою жизнь, загубленосамоуверенно-невежественным руково-дством партии, и теперь уже не может бытьпоправлено. Фадеев подчеркивал, что к нынешним руко-водителям он питаетполное недоверие, ибо от них можно ждать еще худшего, чемот сатрапа Стали-на. Тот был хоть образован, а эти - невежды.
Партийное руководство, тем не менее, предприняло рядшагов, направленных на отмену отдель-ных решений, принятых во второй половине40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление Об исправлении ошибок в оценке опер Великаядружба, Богдан Хмельницкий и От всегосердца". В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д.Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский идругие были огуль-но названы представителями антинародногоформалистического направления. Оценка редакционных статей газетыПравда, направленных в свое время на критику указанныхкомпозиторов, была призна-на неправильной.
Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это времяразвернулась настоящая кампа-ния травли известного писателя Б. Л. Пастернака.В 1955 г. он закончил большой роман Доктор Живаго. Год спустяроман был передан для публикации в журналы Новый мир, Знамя,в альманах Литературная Москва, а также в Гослитиздат. Однакоиздание произведения откладывалось под бла-говидными предлогами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало егоиздание в Голландни и ряде других стран. В 1958 г. автору романа Доктор Жи-ваго была присвоена Нобелевская премия в областилитературы.
Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по егословам, трагически трудной. Он был вы-нужден отказаться отНобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил письмо на имяХру-щева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможностьдля себя пребывание вне страны. 2 ноября записка писателя была опубликована вПравде. Там же помещалось заявление ТАСС. В нем указывалось, чтов случае, если Б. Л. Пастернак пожелает совсем выехать из СоветскогоСоюза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветскомсочинении Доктор Живаго, то официальные органы не будут чинитьему в этом никаких препятствий. Ему будет предос-тавлена возможность выехатьза пределы Советского Союза и лично испытать все прелести капитали-стическогорая". К этому времени роман был опубликован за рубежом уже на 18языках. Пастернак предпочел остаться в стране и не выезжать за ее пределыдаже на короткое время. Полтора года спустя, в мае 1960 г., он умер от рака легких. Дело Пастернака показало, таким образом, пределыдесталини-зации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующимпорядкам и служить им. Те, кто не смог перестроиться, в концеконцов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла сто-роной будущегоНобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.
Несмотря на жесткие рамки, в которых авторам былопозволено творить, в начале 60-х гг. в стра-не было опубликовано несколькоярких произведений, вызвавших уже тогда неоднозначную оценку. Среди них -повесть А. И. Солженицына Один день Ивана Денисовича.Произведение было задумано автором зимой 1950/1951 г. во время нахождения наобщих работах в Экибастузском Особом лагере. Решение о публикации рассказа,повествующего о жизни заключенных, было принято на заседании Президиума ЦККПСС в октябре 1962 г. под личным давлением Хрущева. В конце того же года онбыл напечатан в Новом мире, а затем в издательствеСоветский писатель и в Роман-газете. Десять летспустя все эти издания будут уничтожены в библиотеках по тайной инструкции.Читатели произведения Солженицына разделились на 2 противоположных лагеря.Одни выражали ему сердечное спасибо за правдивое повествование, адругие высказывали недоумение по поводу публикации. По мнению по-следних,повесть Солженицына - заурядное, бесталанное произведение, нечто вроделитературного курьеза. Однако даже полярность существовавших оценокхудожественных достоинств Ивана Дени-совича не могла принизитьзначимости самого факта появления этого произведения.
В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачаткиявления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 г. поэт А. Гинзбург выступил основателем первого самиздатов-ского журнала подназванием Синтаксис, в котором начал печатать ранее запрещенныепроизведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. Заагитацию, направленную на подрыв со-ветской системы, Гинзбург был приговоренк тюремному заключению.
Культурная революция Хрущева имела, такимобразом, несколько граней: от публикации про-изведений бывших заключенных иназначения в 1960 г. министром культуры казавшейся весьма либе-ральной Е. А.Фурцевой до погромных выступлений самого первого секретаря ЦК. Показательнойв этом отношении стала встреча руководителей партии и правительства сдеятелями литературы и искус-ства, состоявшаяся 8 марта 1963 г. В ходе обсуждения вопросов художественного мастерства Хрущев позволил себе грубые инепрофессиональные высказывания, многие из которых были просто оскорби-тельныдля творческих работников. Так, характеризуя автопортрет работы художника Б.Жутовского, лидер партии и глава правительства прямо заявлял, что егопроизведение - мерзость, жуть, грязнаямазня, на которую противно смотреть. Работы скульптора Э.Неизвестного были названы Хрущевым тошнотворной стряпней. Авторыфильма Застава Ильича (М. Хуциев, Г. Шпаликов) обвинялись в том,что они изобразили не борцов и не преобразователей мира, абездельников, полуразложив-шихся типов,тунеядцев, выродков и подонков. Своиминепродуманными заявлениями Хрущев лишь отталкивал от себя значительную частьобщества и лишал себя того кредита доверия, который был им получен на XXсъезде партии.
В области образования во второй половине 50-х гг.Советский Союз добился значительных успе-хов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейше-го развития системынародного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилосьобязательное восьмилетнее образование. К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одно-временно школа получалаполитехнический профиль, предполагавший сочетание образования стру-довой деятельностью, с тем чтобы учащиеся имели представление об однойили нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство недало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудьсовременным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, апредприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на нихпедагогическую нагрузку. Предложенная система обучения лишьухудшила общеобразователь-ную подготовку школьников, не дав импрофессиональных навыков.
Абсурдность предпринятых мер вскоре стала очевидной. Всвязи с этим в августе 1964 г. срок производственного обучения после 8-гокласса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа ста-новилась не11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный Совет принял дополнение к закону 1958 г., подчеркнув, что школа может давать учащимся профессиональную подготовку только там, где дляэто-го имеются необходимые условия.
Число лиц, получивших среднее, общее и специальноеобразование, росло в СССР с каждым го-дом. Этому способствовала сеть дневныхи вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности,где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовоешкольное образование. Если накануне войны ежегодно число выпускников школысоставляло около 468 тыс. человек, то в 1951-1955 гг. оно превысило 1 млнчеловек, а в 1956-1960 гг. - 1,7 млн человек.
Студента группы 2ТО-04
Мокина Михаила
Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.
Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру старались поставить на службу административно-командной идеологии.
Основные тенденции литературе и искусстве. В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй– появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.
Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.
Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.
С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца, танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.
Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.
 
 
Литература. В рамках социалистического реализма выходят в свет идеологические выдержанные романы В. Кочетова«Молодость с нами», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома», И. Шевцовой «Тля», пьесы А. Корнейчука и А. Софронова, стихи и поэмыН. Грибачева, С. Смирнова.
 
 
Однако особый интерес у читающей публики вызвали «возвращенные» произведения М. Булгакова, М. Зощенко, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака, Б. Пильняка.
Оглушительный успех ожидал роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». Автор, в центр внимания, по сути, поставил два мотива: закономерность страшного «Китеж-града» и случайность выживания при этом всего инакомыслящего, творческого, желающего своему народу блага. Тогда же, роман был подвергнут уничтожающей критике как политически вредный, искажающий нашу действительность. «Изничтожение» произведения «благословил» и Н. Хрущев в выступлении на III съезде писателей (1959 г.), хотя заметил, что читал роман «без булавки» (без взбадривания, чтобы не заснуть).
Новый уровень жизненной и художественной правды задал А.И. Солженицын повестью «Один день Ивана Денисовича». В это же время Солженицын завершил роман «В круге первом», с таким «взывчатым», по словам автора, содержанием, что он не решился пустить его даже в Самиздат. После «Одного дня Ивана Денисовича», автор получил целый поток писем. Документальные свидетельства бывших узников вошли в обобщающее произведение о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ», опубликованное за рубежом в 1974 г. За что писатель был выслан из СССР.
А.И. Солженицын
В годы «оттепели» впервые прозвучала правда о русской деревни. Г. Троепольский в цикле «Из записок агронома», В. Овечкин в «Районных буднях» показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме «За далью даль» впервые говорит о культе личности Сталина.
Кино поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.
Как самый оперативный вид искусства, кинематограф одним из первых откликнулся на перемены. Сложные переплетения судеб героев, право человека на ошибку, утверждает кино «оттепели». Несколько притупился критерий глубокой партийности. В фильмах послышалась нота нормальной человечности, искренность. Кажется, что всякий фильм делался с намерением заново открыть мир, ценилась достоверность и повседневность. На первое место выходит «интеллектуальное»кино, где документализм соседствовал со значительной условностью языка.
С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах) фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Калатозова, трилогию «Хождение по мукам» Г. Ро­шаль, «Сережа» Г. Данелии и И.Таланкина, «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая, «Девять дней одного года» М. Ромма.
Театр. Музыка. В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы «Крылья», «Над Днепром» А. Корнейчука, «Иркутская история», «Город на заре» А. Арбузова, «Все остается людям» С. Алешина. Осталась традиция шефских концертов. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.
Студию молодых актеров организовал О. Ефремов. На ее основе рождается театр «Современник». Здесь была поставлена пьеса «Два цвета» драматургов А. Зака и И. Кузнецова. Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. С легкой руки О. Ефремова и его товарищей по «Современнику» в нашу жизнь вошло сочетание «дети ХХ съезда».
Во всех жанрах музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хача­турян). Появились оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса», С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.
«Оттепель» предоставила новые возможности для экспериментов и в музыкальном творчестве. Исключительно популярной становится джазовая музыка. Открывается первое в Союзе джазовое кафе «Молодежное». Здесь не было эстрады. Даже специально нанимали комсомольцев-дружинников, которых сажали на место танцующих, объясняли, что под эту музыку танцевать нельзя, ее надо слушать. Позже появились другие джазовые кафе («Аэлита», «Синяя птица», «Ритм» и др.), где собирались поэты, художники, писатели, космонавты – единомышленники, разбуженные «оттепелью».
Музыкальные молодежные группы старательно подражали своим иностранным собратьям: широкие брюки, тонкие галстуки, рубашки «бати даун» с планкой, прически «аэродром». Конечно, это был социальный и культурный протест. Лауреат международного джазового фестиваля А. Козлов вспоминает, что музыканты серьезно изучали древнерусскую культуру, русские народные песни, православие, считали, что «русский человек тем более будет русским, чем больше он будет знать о других культурах…». И правительство и советские обыватели были шокированы новым явлением.
При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий, и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»
Достижения СССР в области развития науки и техники в 50-80 годы
Введение
Прорыв в космос
Культура СССР в годы великой отечественной войны и послевоенный период
Наука и культура в период «оттепели»
Культура периода «застоя»
Заключение
Список литературы
послевоенный наука культура оттепель застой
Введение
Человечество не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.
Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития.
Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.
Начиная с первой технической революции, случившейся в VIII веке, наука и техника пошли рука об руку. Именно с того времени, мир стал стремительно меняться и достижения в науке и технике стали мерилом технического прогресса.
Техника как составная часть производительных сил всегда играла и играет большую роль в жизни людей, в развитии общества. Но в то же время она развивается не сама по себе, а под воздействием тех социальных и экономических условий, которые характерны для каждого исторического периода, для каждой общественно-экономической формации. Из многообразия фактов, событий, явлений необходимо выбрать те, которые отражают главные тенденции и взаимосвязи, позволяют раскрыть основные направления технического прогресса. Это сложная и трудная задача.
Прорыв в космос
Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса. В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования.
В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту, совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена.
 
Культура в СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
 
Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени - фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.
Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады.
Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г.
Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС».
Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение - Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б). Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов. Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи. По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхоз культур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908-1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм.
Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами.
Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
Наука и культура в период «оттепели»
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».
Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30-40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова.
Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-»шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.
В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности.
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890-1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни - роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя - Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок.. Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР.
В 50-е гг. возник «самиздат» - так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.
Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы - время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40-50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны.
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г.
Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-школьников и будущих студентов приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы. И все же успехи были достигнуты немалые: в 1958 - 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем США.
Больших успехов в конце 50 - начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора - мазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957 г.).
Культура периода «застоя»
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.
Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.)- В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.)- В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.)- В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).
Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова - город, а герой - обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.
Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).
Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки».
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».
Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова - удостоена «Оскара»).
Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».
Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность.
Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).
Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» - вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы - время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.
Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время - вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.
Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.
Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили).
Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.
Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.
Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.
Заключение
Итак, мы рассмотрели один из периодов в истории нашей родины. Это был не простой период. Это был период послевоенного восстановления народного хозяйства, период реформ и преобразований, период перехода от тоталитарного государства к демократическому обществу.
Великая Отечественная война завершилась, и советский народ приступил к мирному созидательному труду. Были возрождены из руин и пепла разрушенные города и села. Массовый трудовой героизм советских людей способствовал восстановлению народного хозяйства.
Таким образом, сложившееся в СССР к середине 50-х гг. индустриальное общество раннего социализма вступило в период устойчивого развития на созданной социально-экономической и научно-технической основе. Второй послевоенный 15-летний этап характерен высокими темпами экономического роста, быстрым социальным развитием и выходом советского общества на передовые мировые рубежи в ведущих областях науки, техники, культуры и социальной сферы. Социализм в мирных условиях демонстрирует преимущества новой формации, превосходя капитализм по темпам развития и сокращая разрыв с наиболее развитой капиталистической страной - США. СССР достигает стратегического паритета с США, соотношение Россия - Запад в новейшей истории изменяется коренным образом.
Советский Союз выходит на передовые рубежи научно-технического прогресса в ходе третьей научно-технической революции. СССР первым использует атомную энергию в мирных целях: в 1954 г. построена первая атомная электростанция, в 1959 г. - атомный ледокол «Ленин». Создаются первые в мире тяжелые ракеты для выхода в космос. 4 октября 1953 г. запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. в космос вышел первый землянин - Юрий Алексеевич Гагарин.
Резко вырос образовательный уровень населения, к 1970 г. он достиг 9,4 года при более высокой интеллектуальной насыщенности школьных программ, чем в США. Численность студентов за 10 лет (1960-1970) удвоилась. В СССР был самый высокий в мире процент национального дохода, выделяемый на образование и науку.
Научно-технический прогресс, развитие образования и науки во многих областях опережали США. Достижения в социальной сфере не имели аналогов в мире: самый низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин- бесплатное образование и медицинское обслуживание- низкая квартплата и бесплатное предоставление жилья при резко возросшем жилищном строительстве- низкие транспортные и почтовые расходы- стабильные низкие цены на продовольствие и др. Советские люди забыли, что такое безработица, бездомность, безграмотность и уверенно смотрели в будущее. СССР стал притягательным примером для трудящихся всего мира.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мировые достижения нашей страны заставили взглянуть на нас совсем иначе, с большим уважением и трепетом. Но достижения использовались не только как «доказательство» всему миру о мощи СССР, сколько как приумножение мирового научного опыта. Благодаря советским работникам научной сферы и их сотрудничеству с другими странами форсировалось развитие мировой науки.
Я думаю, СССР оказал сильное влияние на развитие человечества, обеспечив более полный учет социальных факторов, лишних с чисто коммерческой точки зрения, но необходимых для развития человечества, и в целом обеспечение эффективности развитых стран как целого
Список литературы
1. История СССР. / Под редакцией Островского В. П. - М.: Просвет, 1990.
Берия: конец карьеры. - М., 1991
История Советского Союза. т.2. - М., 1990.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.,1999.
Свет и тени «великого десятилетия»: Н.С. Хрущев и его время. - Л., 1989.
Чернышевский Н.Г. Пролог. М.: Сов. Россия, 1988. С. 251.
Большая Советская Энциклопедия. М., 1977. Т. 24-II
Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.
Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.
Особенно яркие результаты оттепели проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.
Особую популярность снискал журнал «Новый мир», издаваемый под редакцией А.Т. Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П. Катаевым, а впоследствии Б.Н. Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А. Кочетов) печатались авторы, не одобряющие антисталинские настроения.
В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.
Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.
Значительным событием стала публикация в журнале «Новый мир» произведения Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», посвященных теме сталинских репрессий.
Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях.
Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. был организован Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновлена работа Московского кинофестиваля.
В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.
Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - Ю.А. Гагарин .
Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.
Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л. Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго». За рубежом он был исключен из Союза писателей. Подвергся жестокой критике и В. Гроссман, чей роман «Жизнь и судьба» был арестован КГБ.
На выставке в Манеже Хрущев лично устроил разнос художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.
Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».
В период хрущевской оттепели началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуре в обществе.

Категория: 

Оценить: 

2
Средняя: 2 (1 оценка)

Добавить комментарий

 __  __   ____   _   _   _   _   _____       _ 
\ \/ / / ___| | | | | | \ | | |_ _| | |
\ / | | | | | | | \| | | | _ | |
/ \ | |___ | |_| | | |\ | | | | |_| |
/_/\_\ \____| \___/ |_| \_| |_| \___/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме