Игры на развитие мышления у школьников. Развитие мышления в младшем школьном возрасте: упражнения и игры. Упражнения на визуализацию

Игры на развитие мышления у школьников. Развитие мышления в младшем школьном возрасте: упражнения и игры. Упражнения на визуализацию

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга включает в себя:

  • Развитие концентрации внимания, воображения.
  • Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий.
  • Развитие понятийного мышления.
  • Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка.
  • Развитие внимания, чувства языка.
  • Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.
  • Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение.
  • Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление.

Упражнениена развитие мышления «Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий. )

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п. ). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

1. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п. ). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т. д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение на развитие мышления«Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал:

Коробка с двумя отделениями-

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма)-

Карточки с изображением листьев этих деревьев-

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти- освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур)- развитие графических навыков.

Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются.

Упражнение на развитие мышления «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Упражнение на развитие мышления «Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Упражнение на развитие мышления «Развитие навыков обобщения»

Цель: развитие навыков обобщения.

Возраст: подростковый.

Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

История

Озеро

Наречие

Дробь

Повесть

Христианство

Кустарник

Насос

География

Грамматика

Певчая птица

Параллелепипед

Землевладелец

Плотина

Движение

Глава

Нос

Излучение

Существительное женского рода

Осадки

Многоугольник

Русский писатель

Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышление

Возраст: младший школьный возраст.

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Упражнение на развитие мышления «Свет, зажгись!»

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Возраст: дошкольный.

Материал: настольная лампа или торшер.

Ход игры:

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

В начальной школе интеллектуальноеразвитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых,доминирующей деятельностью является усвоениезнаний и умений, что предполагает решение задач,которые всегда имеют готовое решение. Детипривыкают решать задачи на основе уже выученногоправила, они не могут действоватьсамостоятельно, чтобы найти новый способрешения. Во-вторых, постоянное решение типовыхзадач обедняет личность ребенка. Дети привыкаютоценивать себя, свои возможности только черезуспешное или неуспешное решение типовых задач,решение которых зависит от степени усвоенияопределенных знаний. Это приводит к тому, чтосамооценка ребенка зависит только от прилежанияи старательности в освоении новых знаний иправил, а не от сообразительности,оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами,развитие и коррекция интеллектуальныхспособностей у детей младшего школьноговозраста является одной из важных задач работыпсихолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложитьнесколько игровых упражнений, проведениекоторых возможно на классных часах, разминкахперед занятиями и т. п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет доостровка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, аты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

У тебя есть сестра?

А у твоей сестры есть сестра?

Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков былибольшие ведерки, красные, без дна. А у девочекмаленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с короткимхвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, амышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить,сколько углов останется?

Задания на подключение предметного(житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисункегеометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру иобъясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается записьчисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почемуона получила такое название?

Задания на выделение существенных признаковпонятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболеесущественными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель,библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование,музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает,выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный,подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характернымпризнаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существеннымипризнаками которых являются следующие: круглый исъедобный- круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Какможно одним словом назвать каждую изпредложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формированиеумений производить основные логические операциинад понятиями: обобщение, ограничение, деление иопределение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55-

Б) 14, 24, _______, _________, 54-

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________-

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________-

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________-

Задание 2. определите закономерностьповторения фигур и дорисуйтепоследовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустойклетке таблицы?

Задание 4. определите закономерностьповторения последовательности и нарисуйте этупоследовательность: дерево, куст, цветок, дерево,куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектовпо каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующиегруппы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Каких можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе?Вычеркните его. Назовите существенный признакполученной группы. Дайте название каждой группеслов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на двегруппы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы поколичеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур,перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь,стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько группполучилось?

Задание 6. Впишите данные слова всоответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки,пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки,мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш,кроссовки, пистолет.

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределитена две группы: однозначные и двузначные. В какойстроке таблицы распределены на группы правильно?

1 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
2 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
3 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
4 2,3,5,8 12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения дляразвития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятийпри помощи родовых определений. Детямпредлагается обобщить несколько группконкретных понятий и назвать одним словомследующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце-

стол, стул, диван, кресло, шкаф-

рубашка, платье, юбка, брюки-

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли-

суп, каша, котлета, пюре-

берёза, липа, ель, сосна, осина-

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка-

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назватьпредметы и явления, которые входят в болееширокие понятия. Можно спросить детей оследующих категориях: деревья, животные, игрушки,имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы,рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т. д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий болееширокого объёма. Ученикам даются для обобщения 5групп понятий, и они должны рассказать, чтообщего между названными категориями, чем схожите понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы-

деревья, травы, цветы, кустарники-

мебель, посуда, одежда-

часы, весы, градусники-

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели– по 4 для каждой группы и просят разделить всекарточки на группы, чтобы в каждой были рисунки,которые можно назвать одним словом. Затемучащихся просят объединить получившиеся группыв две, максимально похожие, и объяснить, почемуони так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов попредставлению, найти признаки различия исходства: одуванчик и ромашка- клубника иземляника- ель и берёза- яблоня и клён- роза иколокольчик- кошка и собака- курица и утка-самолёт и чайка- животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какойпредмет спрятан, по его описанию. Для этогонеобходимо подобрать какой-либо предмет или егоизображение. Не показывая детям, нужно описатьэтот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должнывыбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном инаглядном.

В словесном варианте предлагаются группы почетыре слова, необходимо выделить, какое словолишнее и не подходит к остальным, и как назватьодним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко-

синий, красный, красивый, зелёный-

мама, человек, папа, сестра-

старый, дряхлый, маленький, ветхий-

берёза, сосна, клён, осина-

ботинок, нога, сапог, туфля-

зима, весна, лето, октябрь-

кисель, компот, лимонад, мороженое и т. д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикампредлагается поспорить с учителем. Какое быслово он ни произнёс, дети должны говорить ровнонаоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный-большой-маленький- быстрый-медленный-весёлый-грустный- грязный-чистый-открытый-закрытый- старый-новый- кричать-шептать-ломать-чинить и т. д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детямпредлагается некий объект(ситуация), и они должныобъяснить, в чём его положительная иотрицательная сторона. Например, мороженое –хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, чтоможет горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета,собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук,ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнцеи др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затемвыбирают самое смешное или оригинальное слово,объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка-

зебра + ракушка = зебракушка-

дерево + ворона = дереворона и т. д.

Упражнения для развития мыслительных операцийанализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Задание 2. “Зашифрованное слово”

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данныхслов:

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву изданных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенныхпризнаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболеесущественные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда,состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны,Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходитсяИвану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. Вкаком порядке мы сидели, если известно, что ясидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку онпоймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли триапельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры толькоодин брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Ктовыше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают зданиешколы с четырех сторон 12 флажками. Их надорасставить так, чтобы было по 4 флажка с каждойстороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градусамороза. Сколько градусов покажут два такихтермометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, онвесит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если онвстанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные посмыслу, например, “озеро”, “карандаш”,“медведь”. Детям надо составить как можнобольше предложений, которые обязательновключали бы в себя эти три слова (можно менятьпадеж и использовать другие слова). Ответы могутбыть банальными (“Медведь упустил в озерокарандаш”), сложными, с выходом за пределыситуации, обозначенной тремя исходными словами ивведением новых объектов (“Мальчик взялкарандаш и нарисовал медведя, купающегося возере”), и творческими, включающими эти предметыв нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, каккарандаш, стоял возле озера, которое ревело, какмедведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например,“собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надооставить только те слова, которые обозначают вчём – то сходные предметы, а одно слово“лишнее”, не обладающее этим общим признаком,исключить. Следует найти как можно большевариантов исключения лишнего слова, а главное –больше признаков, объединяющих оставшуюся паруслов и не присущих исключённому, лишнему. Непренебрегая вариантами, которые сразу женапрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор”и “солнце” оставить, потому что они круглые),желательно поискать нестандартные и в то жевремя очень меткие решения. Побеждает тот, у когоответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление,например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно большеаналогов, т. е. других предметов, сходных с ним поразличным существенным признакам. Следует такжесистематизировать эти аналоги по группам взависимости от того, с учётом какого свойствазаданного предмета они подбирались. Например, вданном случае могут быть названы “птица”,“бабочка” (летают и садятся)- “автобус”,“поезд” (транспортные средства)- “ штопор”(важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, ктоназвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известныйпредмет, например, “книга”. Надо назвать какможно больше различных способов его применения:книгу можно использовать как подставку длякинопроектора, можно ею прикрыть от постороннихглаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запретна называние безнравственных, варварскихспособов применения предметов. Побеждает тот,кто укажет большее число различных функцийпредметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группазадумывает какой-либо предмет. Вторая группадолжна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросыпервая группа имеет право отвечать только “да”или “нет”. Дети из двух групп встают в две линиинапротив друг друга. Сначала задаёт вопроспервый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второйгруппы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первойгруппы отвечает: “Да”. И т. д. после угадыванияпредмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учительс ребятами придумывают какую-нибудь историю, вкоторой главным персонажем является одна изигрушек. Приглашается водящий. Ребятарассказывают ему придуманную историю, не называяглавного персонажа, а заменяя его местоимениями“он” или “она”. Ведущий должен показатьигрушку, являющуюся главным персонажемрассказанной истории. Если водящий угадалправильно, выбирается другой ведущий и играповторяется.

Ключевым моментом психического развития ребенка младшего школьного возраста является переход к высшей форме мышления, которое имеет несколько названий: словесно-логическое, абстрактное, понятийное. На этом этапе в программу обучения школьника должны быть включены задания, развивающие умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Существует множество упражнений, игр, задач, ребусов, головоломок для совершенствования словесного-логического мышления. И учителя, и родители должны по максимуму использовать весь арсенал рабочих средств. От того, насколько успешно младший школьник овладеет навыками абстрактного мышления, зависит результативность его обучения в старших классах.

Для развития словесно-логического мышления у младших школьников можно использовать следующие упражнения :

  • Перечислите несколько предметов, объединенных общим свойством. Попросите учеников подобрать обобщающее слово. Примеры: вилка, чашка, кастрюля, сковорода (посуда)- брюки, шапка, рубашка, пальто (одежда).
  • Покажите детям четыре карточки с изображениями разных объектов. Все они, кроме одного, должны иметь общий признак. Пусть ребята найдут лишнюю картинку. Пример: карандаш, тетрадь, стул, линейка (стул лишний).
  • Предыдущее задание можно усложнить, объединив объекты не по смыслу, а по первой букве названия. Пример: дерево, дождь, велосипед, дудочка (велосипед лишний). Возможен и такой вариант задания: соль, октябрь, снеговик, лошадь, ночь. В этом случае четыре слова заканчиваются на мягкий знак, а снеговик выпадает из общего ряда.
  • Назовите любой предмет, к которому несложно подобрать ассоциацию. Попросите детей вспомнить похожие на него объекты. Например, ассоциацией к слову «арбуз» может стать шар, мяч или дыня.
  • Предложите ребенку перечислить предметы, которые имеют одинаковый цвет.
  • Озвучьте ученикам три слова, и пусть они придумают с ними связное предложение.
  • Дайте ребятам задание подобрать как можно больше определений к слову. Пример: мороженое - холодное, вкусное, белое, сладкое, фруктовое.
  • Перечислите несколько признаков, характеризующих неизвестный предмет, и пусть ребята отгадают его. Пример: белые, пушистые, воздушные, легкие (облака).
  • Зачитайте детям короткий рассказ, но не заканчивайте его. Попросите их придумать продолжение и окончание. Можно пропустить начало и конец рассказа, зачитав отрывок из середины.
  • Попросите учеников расставить детей по росту, если известно, что Женя выше Насти, Никита ниже Насти, Женя выше Никиты.

Уроки на развитие словесно-логического мышления можно сделать еще более увлекательными, если разбить ребят на несколько соревнующихся команд. Составьте план заданий на основе уже предложенных упражнений и добавьте задачки с математическим уклоном, например, такую:

  • Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Раздайте их участникам двух команд. Задавайте ребятам примеры на сложение и вычитание: 13+4, 18-6 и т. п. Из каждой группы должны выйти два ребенка с подходящими карточками. В первом случае это будут дети с цифрами 1 и 7, во втором - с цифрами 1 и 2.

Для тренировки пространственного и логического мышления отлично подходят игры, в которых нужно искать спрятанные предметы. Совет для родителей:

  • Начертите на большом листе план квартиры или дворовой территории. Выделите ориентиры: большое дерево, куст, качели и т. п. Ребенок должен, опираясь на заданные ориентиры, дойти до места, в котором спрятан «клад» (игрушка, сладости). Младшие школьники еще плохо ориентируются в замысловатых схемах, поэтому карты рисуйте несложные.


 

Если психическое развитие ребенка протекает без задержек, то абстрактное мышление формируется достаточно легко. Иное дело - дети с нарушениями мыслительных процессов. У малышей с ЗПР наблюдаются затруднения с переходом к понятийному мышлению при нормальном развитии наглядно-образного. Таких детей отличает низкий уровень заинтересованности в выполнении заданий. Им тяжело даются любые логические операции. В принятии решений они опираются на уже имеющийся опыт и не могут продумывать задания, требующие принципиально новых действий.

Первостепенная задача при работе с такими детьми - вызвать интерес к обучению. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности и предпочтения ребенка. Обязательна в этом случае помощь психолога. Предлагая ребенку с ЗПР новое задание, нужно детально, на конкретном примере, объяснить, что именно от него требуется. Виды упражнений для детей с ЗПР:

  • Положите перед ребенком три картинки. Одно изображение должно существенно отличаться от других. Пусть он выберет лишнюю картинку.
  • Перечислите несколько простых объектов, связанных по смыслу. Попросите ребенка назвать их общим словом.
  • Разложите перед учеником картинки: один ряд - животные, второй - их привычная еда. Пусть малыш сопоставит картинки.


 

Логическое мышление не обязательно обладает свойством критичности. Этот аспект необходимо развивать дополнительно. Здесь помогут такие упражнения:

  • Озвучьте словосочетания, одни из которых правдивые, а другие ложные. Например, яблоко квадратное, снег белый, суп горячий. Ученики должны отыскать неправдивое словосочетание и дать свой (верный) вариант.
  • Усложните предыдущее задание: зачитайте разные утверждения, начиная их словами «верите ли вы, что…». Ребята должны ответить, правдивы ли эти факты, и если нет, то почему.
  • Попросите учеников самостоятельно прочитать текст и отметить в нем предложения с уже известной им информацией и с абсолютно новой.

Психическое развитие ребенка не будет полноценным, если не уделять достаточно внимания совершенствованию творческого мышления. В школе о нем нередко забывают, делая упор на развитии логических способностей. Несколько упражнений для улучшения творческого мышления:

Покажите детям картинки с разными бытовыми сценками. Попросите описать, что происходит на картинке, какие эмоции испытывают люди, о чем они говорят и чего хотят.
Обрисуйте произвольную ситуацию одним предложением, например: Игорь сегодня опоздал в школу. Попросите детей предположить, почему так могло произойти.
Начните рассказ тремя предложениями. Попросите учеников продолжить историю.
Процесс развития мышления у младших школьников должен быть систематическим и продуманным. Разнообразные игры, задания и головоломки помогут ребенку научиться четко и ясно мыслить, быстро решать любые задачи и легко усваивать учебный материал.
В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т. п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

У тебя есть сестра?

Есть.

А у твоей сестры есть сестра?

Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный- круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55-

Б) 14, 24, _______, _________, 54-

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________-

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________-

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________-

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь

Игрушки

Школьные вещи

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1,2,3,5,12

8,16,24,35,48

1,2,3,5,8,16

12,24,35,48

1,2,3,5,8

12,16,24,35,48

2,3,5,8

12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце-

стол, стул, диван, кресло, шкаф-

рубашка, платье, юбка, брюки-

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли-

суп, каша, котлета, пюре-

берёза, липа, ель, сосна, осина-

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка-

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т. д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы-

деревья, травы, цветы, кустарники-

мебель, посуда, одежда-

часы, весы, градусники-

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка- клубника и земляника- ель и берёза- яблоня и клён- роза и колокольчик- кошка и собака- курица и утка- самолёт и чайка- животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко-

синий, красный, красивый, зелёный-

мама, человек, папа, сестра-

старый, дряхлый, маленький, ветхий-

берёза, сосна, клён, осина-

ботинок, нога, сапог, туфля-

зима, весна, лето, октябрь-

кисель, компот, лимонад, мороженое и т. д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный- большой-маленький- быстрый-медленный- весёлый-грустный- грязный-чистый- открытый-закрытый- старый-новый- кричать-шептать- ломать-чинить и т. д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка-

зебра + ракушка = зебракушка-

дерево + ворона = дереворона и т. д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

АЛИГ -

ЕОСЛ -

ОТЛЕ -

Задание 2. “Зашифрованное слово”

КАША

РЕКА

ТАРЕЛКА

Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО

НЕВОД

ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –

ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –

ШАРФ –

КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _

А _ _ _ _

А _ _ _

А _ _

А _

А _

А _ _

А _ _ _

А _ _ _ _

А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся)- “автобус”, “поезд” (транспортные средства)- “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т. д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Категория: 

Оценить: 

4
Средняя: 4 (1 оценка)

Добавить комментарий

   ____   ___   ____    _____ __        __  _     
/ ___| |_ _| | _ \ |__ / \ \ / / | |
| | _ | | | |_) | / / \ \ /\ / / | |
| |_| | | | | __/ / /_ \ V V / | |___
\____| |___| |_| /____| \_/\_/ |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме