Армянские монастыри в армении. Армянские храмы крыма. Монастыри Армении в свете византийской традиции

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает мученик за веру, является черным монахом и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», - сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал, - сказал отец Мартирос.

Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», - сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем, - говорит сестра Аида.

Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое, - сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», - сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

 

 

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу, - сказала она IWPR.

 

 

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

 

 

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».

 

 

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

 

 

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».

 

 

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

 

 

«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», - сказала сестра Аида.

 

 

Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

 

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.

3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.

4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.

5. Монастырь Агарцин.Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.

6. Монастырь Макараванк.Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.

7. Монастырь Одзун.Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.

8. Кафедральный собор Эчмиадзин.Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.

10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.


11. Храм Святой Гаяне.Находитсяв нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.

12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.


13. Монастырь Ваанаванк.Находится недалеко от города Капан.Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.


14. Монастырский комплекс Севанаванк.Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк.Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.


16. Монастырь Ованаванк.Находится недалеко от Сагмосаванка.

17. Монастырский комплекс Кечарис.Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.


18. Монастырь Хневанк.Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.

19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.


20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.

21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.


22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.


23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.


24. Монастырь Санаин.Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.


25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.


27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.


28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди


29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.


30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.


31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.

Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

Христианство начало проникать в Армению уже в I в. н. э., во времена апостолов. Поэтому Армянская церковь называется Апостольской. Согласно преданию, в Армении проповедовали христианство апостолы Фаддей и Варфоломей. К III в. христианство получило весьма широкое распространение, несмотря на жестокое преследование христиан, как и в Древнем Риме.

Датой принятия христианства считается 301 г. Произошло это при царе Трдате III Великом (287–330 гг.), который сначала преследовал христиан, но затем сам со своей семьей и двором принял новую веру и повелел крестить «весь народ, всех жителей страны Армянской, от мала до велика». Таким образом, Армения стала первой страной в мире, где христианство было провозглашено государственной религией.

Дживан Гаспарян - Kanatsi par


Монастырь Севанаванк - основан в 874 году. Фото Павла Косенко


Монастырь Танаат (Танаде) VIII век


Монастырь Татев, IX-XVII вв


Гандзасарский монастырь XIII век

Гандзасарский монастырь, Гандзасар (арм. Գանձասար - гора сокровищ) - действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви, расположен на левом берегу реки Хаченагет, близ деревни Ванк, на территории современного Нагорного Карабаха, в северо-западной его части. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном «мужом благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящён 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).

Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.


Древнеармянский языческий храм Гарни, I век до нашей эры. Фото Павла Косенко


Для величественного храма нашли величественное место на краю обрыва. Фото Александра Железняка.


Церковь Одзунского монастыря. Начало строительства относят к VI веку, впоследствие строения многократно реконструировались. Фото Павла Косенко.


Церковь Одзунского монастыря. Фото Павла Косенко.


Церковь Одзунского монастыря. Начало строительства относят к VI веку. Фото Павла Косенко.


Татевский монастырь. Главное здание построено в 906 году. Фото Павла Косенко.


Старая армянская церковь в Воскепаре. Фото Павла Косенко.


Монастырский комплекс Гегард. Полное название Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.Главное здание построено в 1215 году. Фото Павла Косенко.


Монастырский комплекс Нораванк, основан в X веке. Фото Павла Косенко.


Монастырь Ахтала основан в X веке как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов.
Фото Павла Косенко.


Главный храм монастыря Ахтала. Фрески Ахталы входят в круг византийского искусства комниновского периода. Фото Павла Косенко.


Монастырь Ахтала. Фото Павла Косенко.


Монастырь Макараванк, X-XIII вв. Фото Павла Косенко.


Монастырь Нораванк, XII-XIV вв.

Церкви монастыря Оромайр. Построена в 1206 году, каменщиком Григором по просьбе настоятеля монастыря Самвела. Фото Павла Косенко.


Монастырь Св.Степанос


Монастырский комплекс Айраванк был основан в IX веке.


Церковь Зорац Св.Аствацацин XII-XIII веков.


Армянская Церковь Святого Креста (остров Ахтамар, Турция)


Джермук - храм св.Гаянэ


Джермукский водопад


Шакинский водопад

Армения


Дудук - голос души Армении

Дживан Гаспарян - Эй, Джан, эй Джан

Армянская Церковь Гробницы Богоматери. Иерусалим.


Рипсимэ, 618 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин)


Провинция (Марз) Вайк, Нораванк XIII век

Лара Фабиан, Игорь Крутой и Дживан Гаспарян - Vocalise


Лестница на второй этаж церкви. Фото Александра Железняка.


Храм с тремя абсидами, крестообразной в плане. Находится в Аштараке VII века.


Храм VII века в Аштараке

Собор Эчмиадзин. Главный кафедральный собор Армении, резиденция с 303 года.


Хачкары – так в Армении называют вырезанные на камнях кресты. Фото Александра Железняка.


Храм на горе над озером Севан. Фото Александра Железняка.


Храм Хор Вирап. Фото Александра Железняка.


Храм Хор Вирап – на границе с Турцией. Фото Александра Железняка.


Нораванк - один из самых впечатляющих храмов Армении. Фото Александра Железняка.


Нораванк - свет в храме. Фото Александра Железняка

Ее называют «музеем под открытым небом» и считают первой христианской страной в мире. Греки и римляне оставили яркий след в ее архитектуре. Здесь можно найти тысячи религиозных сооружений и древних артефактов, расположенных среди живописных ландшафтов. Хотя Армения - азиатская страна, знакомство с нею невозможно без посещения великолепных монастырей. Возраст большинства датируется тысячами лет, а находятся они в отдаленных ущельях, в горах, на вершинах, в пещерах. Некоторые даже частично вырезаны в скале и каменных утесах. Туристов здесь мало, а природа вокруг восхитительная.

Представляем вам подборку лучших сакральных мест Армении, обязательных для посещения. Кстати, мы тоже каждый раз заглядываем сюда в путешествиях по этой гостеприимной стране .

Храм Гарни

Монументальный языческий пантеон эпохи эллинизма среди зеленых гор выглядит просто невероятно! Он является одной из старейших достопримечательностей страны. Сам Гарни, сооруженный в Iвеке, был разрушен вместе с оборонительными стенами в результате сильнейшего землетрясения 1679 года. В 1949 году его буквально собрали по кусочкам. Так что мы сейчас видим не копию, а именно реконструкцию оригинала. Посвящен Митре, божеству Солнца, популярному на Ближнем Востоке.

Гарни был построен на месте урартского храма. Он повторяет размеры последнего (5,05 х 7,98 м) и представляет собой греко-римский перипетос. Во внутреннее святилище ведут девять широких ступеней. Арабская надпись у главного портала в молитвенный зал сообщает о захвате крепости и преобразовании в мечеть. Крышу поддерживают 24 колонны: по 6 с фронтальных сторон и по 8 сбоку.

Что посмотреть в Гарни

Кроме самого пантеона, на прилегающей территории расположены не менее интересные и уникальные объекты древности: одноименная крепость, хачкары, гарнизон, основополагающий камень, руины церквей Святого Сиона и Маштоц Айрапет, летний дворец, клинописная надпись короля Аргишти I и королевские бани.

Отдельно отметим каньон р. Азат - чудо природы с потрясающими отвесными склонами, которые будто сложены из гигантских базальтовых призм. Каньон рядом с храмом называется Симфония в камне и чтобы его увидеть, надо просто спуститься к реке.


Стоимость посещения и время работы

В последнюю субботу каждого месяца посещение бесплатное-). В остальное время стоимость 1200 драм (около 2,5$)днем и 1500 драм (3,1$)вечером. Экскурсия на русском/английском - 2500 драм (5,2$).

График работы:

Вторник - пятница: 9.00 - 22.00 (с мая по ноябрь) и 9.00 - 17.30 (с декабря по апрель)

Воскресенье: 9.00 - 15.00

Выходной-понедельник.

Как добраться в Гарни

Из Еревана можно доехать на автобусе за полчаса и 0,5$. На автовокзале на улице Гая (за салоном Mersedes)следует искать маршруты 266 и 284. Также в Армении достаточно доступное такси и за приемлемую сумму водитель отвезет вас туда и обратно. Но мы настоятельно рекомендуем совместить посещение Гарни с находящимся недалеко Гегардом.

Пещерный монастырь Гегард

Независимо от того, насколько человеку близки религия и религиозные убеждения, священные места никогда не перестанут удивлять и привлекать внимание. Ярким тому примером является Гегард. Он очень любим и посещаем в Армении. Известно, что Герард основан на особенной земле. Еще в дохристианский период здесь проводились ритуалы возле священных источников. Один из источников, кстати, сохранился до сих пор.

Легенда гласит, что монастырь Айриванк, или Пещерный, основали в IVв., когда христианство было принято как государственная религия. Такое название он получил из-за того, что сначала монахи жили в близлежащих пещерах, используя их как кельи. Хотя Айриванк датируется XIII в., надписи, найденные в округе, относятся к 1160-м годам. В конце XIII века Пещерный монастырь был важнейшим местом паломничества.

Но причина, по которой мы сейчас знаем и ценим Пещерный монастырь, безусловно кроется в одной-единственной реликвии, в нем хранящейся.

 

Именно в этом месте веками береглось легендарное Копье Судьбы, или Лонгина. В Библии сказано, что римский солдат Лонгин пронзил им Иисуса, распятого на кресте. Поскольку жест был проявлением высшего милосердия, орудию приписываются мощные положительные свойства. К примеру, считается, что полководец, владеющий им, никогда не потерпит поражение в войне.

На самом деле в мире существует еще два Копья Судьбы: в Вене (в музее Габсбургов) и в Ватикане. Все три вместе с армянским признаны оригинальными (заверенная копия есть в Кракове). Историки пока не пришли к единому мнению, которая из реликвий убила Христа, но их ценность и роль в европейской истории несомненны. Например, венское когда-то принадлежало Карлу Великому и он свято верил, что непобедим. Позже юный Гитлер, бывший крайне суеверным человеком, часами рассматривал артефакт в витрине музея, мечтая им завладеть. Ему это удалось и нацисты спрятали добычу в Альпах. Под конец Второй Мировой американские солдаты нашли тайник, и спустя всего два часа Гитлер покончил с собой. Пускай мы не знаем, которое из Копий Судьбы настоящее, но все они безусловно оставили яркий отпечаток всюду, где побывали.

Вокруг армянского выстроились прекрасные архитектурные ансамбли. Айриванк был переименован в Гехардаванк, что означает Монастырь Копья (гегард - копье на армянском языке). Согласно легенде, здесь хранился также кусок Ноевого ковчега. Позднее реликвии перевезли в Эчмиадзин, где их можно увидеть и поныне.

Что посмотреть в Гегарде

Пещерные кельи, расположенные над главным входом-

Главная церковь Катогике-

Скальная ризница Гавит со сталактитами внутри, обрамляющими куполообразный потолок-

Авазан - полностью высеченная в скале церковь со священным родником внутри-

Пещерная церковь Богоматери с глубокими рельефами на стенах-

Часовня Св. Георгия, также полностью вырублена в скале.


    Христианские церкви Армении отличаются аскетизмом. Полумрак, тишина и древние каменные стены вокруг создают особенное ощущение спокойствия. Посещать такие места надо неспешно и вдумчиво.

    Как добраться в Герард

    Из Еревана прямых рейсов нет. Надо садиться на маршрутку до Гарни (с автовокзала на ул. Гая, № 255 и 266). Выходите возле поворота на Герард. Отсюда можно нанять местного таксиста или поймать автобус/попутку до ближайшей деревни (с. Гохт) и дальше пройтись пешком (около 4 км). Живописная местность сделает прогулку приятной. Кстати, в Гохт ездят попутки из Гарни. Очень удобно посещать эти достопримечательности за день. Такси из столицы через два храма + Авуц Тар (80 км) обойдется в 20-25$, но не забывайте торговаться! -)

    Монастырский комплекс Авуц Тар

    Он расположен на левом берегу каньона Азата между Гарни и Герардом. Когда-то считался одним из основных религиозных и культурных центров средневековья. Этот грозный монастырь в горах, окруженный стенами IIвека, наполовину разрушен.

    До Авуц Тара можно за час дойти пешком от села Гохт.

     

    В Армении огромное количество обителей богов. Многие из них похожи друг на друга. Но каждая находится в таком невероятном месте, что там хочется задержаться подольше и насладится моментом. На берегу самого большого на Кавказе озера Севан есть еще один древний монастырь - Севанаванк. Он состоит из двух церквей и лежит на полуострове Севан. Архитектура обеих церквей почти одинакова - они сделаны из черного камня в виде креста. Вход украшен десятками хачкарков. Хачкары - это каменные стелы в виде креста. Их можно обнаружить на всей территории Армении, но, несмотря на свою похожесть, каждый имеет свой собственный стиль и значение.

    Согласно древней надписи, монастырь на озере был основан армянской принцессой Мариам в 874 году н. э. В память о муже Мариам пообещала построить 30 церквей, и Севанаванк был в их числе.

    Возле Севанаванка есть скамейки, где туристы могут насладиться потрясающим видом на Севан. В умиротворяющей обстановке Вы понаблюдаете за капризным цветом Севана, который меняется в зависимости от погоды и времени суток.

    Важно отметить, что дрес-код Севанаванка запрещает вход в купальнике, короткой юбке и т. д. Ноги и плечи должны быть прикрыты надлежащим образом.

    Как добраться до Севанаванка

    Из Еревана до озера Севан ехать чуть больше часа на общественном транспорте. Нужная маршрутка - № 317. Она стартует с Северного автовокзала и довезет до селения возле озера Севан. Оттуда придется взять местного водителя или ловить попутку. Можно арендовать в Ереване автомобиль или взять такси.

     

    Это, пожалуй, самый культовый регион для армян и для христианства в целом. Историки расходятся во мнениях, но с большой вероятностью именно тут построен первый в мире христианский собор. Он был возведен в ту легендарную эпоху, когда Армения приняла Христианство в IVвеке н. э. По легенде, Григорию Просветителю было видение, в котором Иисус Христос лично указал место, где надлежало построить собор, получивший затем название «Сошествие Единородного». Как и все древние храмы, Эчмиадзин прошел огромное количество реставраций от деревянной базилики до монументального каменного собора. И по сей день монастырский комплекс в Эчмиадзине является резиденцией Католикоса. Здесь собраны ценнейшие христианские артефакты народа: Копье Судьбы, мощи многих святых, часть тернового венца. Кроме главного кафедрального собора в Эчмиадзинском комплексе представлены другие старинные храмы - Рипсиме и Гаянэ.

    Собор действующий и его дверь открыта каждому. Рекомендуется взять экскурсию, чтобы разобраться во всех нюансах этого религиозного центра мирового значения.

    Как добраться в Эчмиадзинский храм

    Из столицы до города Вагаршапат на маршрутке ехать полчаса. Такси туда и обратно дает возможность одновременно посетить Звартноц,до которого всего 5 км от Эчмиадзина.

    Храм Бдящих Ангелов - Звартноц

    В далеком 652 году на территории современной Армении был построен великолепный трехъярусный храм Звартноц. К сожалению, до наших дней дожили лишь его развалины, но даже они впечатляют красотой, изяществом линий и невероятной мистической атмосферой. В основании здания был круг, в который вписали крест. Историки считают, что Звартноц напоминал ступенчатую круглую пирамиду. Интересно, что в такой своеобразной геометрии отображена языческая дохристианская символика. В 10 столетии во время землетрясения Звартноц был разрушен и до 20 века оставался погребенным.

    Сейчас частично восстановлен первый ярус и эти руины находятся под охраной ЮНЕСКО. По преданию в древние времена здесь хранились мощи Святого Григория Просветителя.

    Многие отмечают особую ауру этого места, каменные развалины представляются чем-то бóльшим, нежели очередная туристическая достопримечательность.

    С ереванского автовокзала подходят все маршруты, следующие по направлению к Вагаршапату. Остановка возле ворот с орлом наверху. Вход и фото в Звартноце платные.

    Обязательно посетите эти потрясающие места, проникнутые духом истории и мистики. Пещерные и скальные монастыри, величественные храмы в горах и на берегах хрустальных озер, панорамы Арарата и неподдельное радушие жителей сделают путешествие незабываемым. Или присоединяйтесь к нашим захватывающим приключенческим треккингам в Армении , и мы покажем Вам все самое лучшее, что есть в этой уникальной стране!

    Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

    Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

    Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

    Монастырь на карте Крыма

    История становления обители

    В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

    Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

    Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

    Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

    Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

    Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

    Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
    У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

    Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

    На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

    Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

    Категория: 

    Оценить: 

    Голосов пока нет

    Добавить комментарий

       ___    ____       _     __  __   ___    _____ 
    / _ \ | __ ) / \ \ \/ / / _ \ | ___|
    | | | | | _ \ / _ \ \ / | | | | | |_
    | |_| | | |_) | / ___ \ / \ | |_| | | _|
    \__\_\ |____/ /_/ \_\ /_/\_\ \__\_\ |_|
    Enter the code depicted in ASCII art style.

    Похожие публикации по теме