Последние сорок-пятьдесят лет происходило стремительное развитие интимных отношений, уходивших от столетиями устанавливавшихся стереотипов и представлений. Они мутировали в самых разнообразных направлениях. То, что было структурировано и ясно, теперь часто оказывалось под большим вопросом, требующим более глубокого исследования.
Причем переформулирование, переосмысление, реструктуризация и возникновение нового в отношениях происходят почти также быстро, как и меняются сами эти отношения.
Один из результатов подобных изменений является то, что у многих из нас нет четкого и ясного представления о близких отношениях и их возможностях. Но, то, что в них происходят изменения мы должны признать. Мы оглядываемся назад всего на два поколения, а кажется, что смотрим на много сотен лет назад. Все меняется очень быстро.
В течение длительного времени интимные отношения рассматривались и воспринимались (за немногими исключениями) в качестве альтернативы духовной жизни (причем альтернативы не равной!). Был домохозяин и был духовный искатель, а между ними пропасть. Причем этот раскол был характерен не только для мужчин, для женщин подобная пропасть была еще глубже и шире.
И такое положение дел сохранялось до тех пор, пока не появилось культурное разрешение поискать другого.
Сейчас уже есть не только культурное разрешение, но и запрос на поиск глубины в близких отношениях. (по социальным стандартам этот запрос не большой, но уже достаточно явный, чтобы обратить на него внимание). И, таким образом, интимные отношения на своем передовом крае уже не становятся прелюдией к духовному открытию и пробуждению, а скорее его катализатором или зажигателем.
И это само по себе - хорошая новость. Близость, особенно в виде моногамии, уже не является тем, что нам следует пройти и перерасти в целях духовного развития. Это то, что служит нашей эволюции и нашему пути к целостности - без необходимости от нее избавляться, обходить, а тем более маргинализировать.
Заземление нашей духовности в грубый материал и неизбежные трудности повседневной семейной жизни, которые неизбежно сопровождают близкие отношения - крайне необходимы, поскольку предоставляют нам путь ко все более присутствующему, более осознающему и более жизненному целому. Остаться духовным во время наших близких отношений означает предоставить себе очень важную перспективу или точку зрения, значительно увеличивающую вероятность того, что впоследствии нам не придется потеть над тем, над чем корпеть не стоит.
Если мы сможем получить доступ к нашей духовности - причем доступ на гораздо более глубоком уровне, чем простая вера - во время неизбежных вызовов и испытаний интимных отношений, то мы, вероятно, сможем получать к ней доступ практически повсюду.
Интимные отношения - ашрам 21 столетия. Место уникального вызревания трансформационных возможностей, объединения катализатора и убежища для глубочайшего исцеления и пробуждения, с помощью которых возможна более глубокая интеграция физического, психического, эмоционального, психологического и духовного.
Близкие отношения как катализатор и убежище для исцеления и пробуждения - звучит хорошо, не так ли? Однако настоящий труд начинается только тогда, когда заканчивается медовый месяц.
Этот путь - не идеально ровная дорога. Хотя бы потому, что ее нет как данности, она постоянно со-творяется через нашу близость с другим человеком. Она разворачивается по мере того, как мы по ней идем. Свой путь мы скорее чувствуем, и он весьма далек от прямой линии.
Действительно важно понимать и то, что это путешествие не только через приключения порожденные совместной жизнью во внешнем мире, но и перемещение к более глубоким уровням в самих взаимоотношениях.
В близких отношениях существует захватывающая, невероятно возбуждающая и волнующая нестабильность. Поле близких отношений мужчин и женщин предоставляет невероятные возможности, дает такие открытия и озарения, которые не доступны тем, кто их лишен. Сейчас у мужчин и женщин гораздо больше возможностей для встречи глаза-в-глаза, сердце-к-сердцу, чем в жизни, господствовавшей столетие назад. Встреча настоящих партнеров уже не является редкостью.
И при этом всем, само игровое поле подобной встречи таит свои собственные опасности, поскольку его очень легко свести к поверхностным отношениям или отношениям, основанным на силе и власти. После того, как женщины получили равные права и более широкий культурный контекст для жизни, они стали бросать мужчин. В начале ручейками, а потом в массовом порядке. Все больше и больше мужчин стали обращаться за помощью к психотерапевтам, поскольку стали понимать, что им необходимо нечто большее, чем пачка долларов, красота или физическая сила. Многие отношения превратились в арену переговоров, в которых равенство партнеров уже не освобождение, а скорее естественное положение дел.
Очень важным становится выведение отношений из патриархальных, банальных и гниющих не за счет шага назад (в открытость и множественным партнерам), а вперед. Тем более, что моногамия стала еще и ассоциироваться с местом умерщвления страсти.
Среди всего этого хаоса и переворота, начинает прорастать новый, не варварский и не тепличный, а глубоко страстный, пробужденный, основанный на честности и любви - уровень близких отношений, который я называю пробужденной моногамией (иногда ссылаясь на него, как на зрелую моногамию).
Территория между незрелой моногамией и пробужденной может ошеломлять своими размерами и сложностью. Она находится в постоянном движении, все время колеблется, и при этом является плодородной почвой для возможной эволюции.
Пробужденная моногамия - звучит прекрасно, но как нам до нее добраться? В конце концов, мы не можем просто прочитать о ней в книге, а назавтра начать в ней жить. Необходимо очень многое сделать, прежде чем этот уровень моногамии станет для нас доступен.
Прежде всего необходимо вскрыть, увидеть и непосредственно работать - и не только когнитивно! - с тем, что в нас самих незрело. Если мы стремимся к по-настоящему близким отношениям, то не можем быть, к примеру, эмоционально неграмотными.
Переход от отношений, сосредоточенных на я, к отношениям сосредоточенным на мы, а потом на совместном бытии, это не просто путешествие по развитию близости с любимым человеком, но и путешествие сквозь и внутрь самих себя. И во втором путешествии очень трудно ориентироваться, ибо это путь к интеграции со всеми другими частями нашего бытия.
Нашим основным руководством является глубокое стремление к отношениям основанным на совместном бытии. Поскольку, если оно открыто чувствуется и приветствуется, то обеспечивает стимулы и вдохновение для исследования тех мест и паттернов в себе, которых в противном случае мы бы избегали или разве что поверхностно прикасались.
Именно в эти места и паттерны, эти области темноты, боли и ран мы и должны идти, если хотим быть по-настоящему готовыми к пробужденной моногамии. И это не какая то романтизированная работа с тенью, а целая одиссея вопрошания ко всему, что в нас есть, созревания для большей жизни.
Короче говоря, движение к пробужденной моногамии пробуждает и нас самих.
Пробужденная моногамия, если она действительно такова, не смотрит сверху вниз на незрелую моногамию или на не моногамные импульсы. Наоборот, она развивает близость с их качествами, какими бы низкими или темными они не были. У всего есть свое место. К примеру, эгоцентрические импульсы не изгоняются и не искореняются в угоду амбициозным духовным программам эго, а скорее к ним подходят с глубиной и ясностью, лишая их всякой власти и способности подорвать или угрожать нашим отношениям. Эти качества, как и все остальные низкие, остаются в качестве красочного, действующего на периферии узора, который просто обогащает взаимопереплетение наших отношений.
Между незрелой и пробужденной моногамией есть участки чрезвычайно буйных вод, в которых легко потеряться или утонуть. Достаточно диких, чтобы укрыться от любой картографии. Погружайтесь в них. Когда достигните дна, отталкивайтесь от дна и всплывайте к поверхности. И плывите дальше. Рано или поздно вы встретитесь с близкими и знакомыми руками, которые помогут вам плыть, без необходимости отталкиваться от дна. Ибо нет конца у любви, нет предела тому, насколько глубокой и наполняющей может быть близость.
Из Robert Augustus Masters Transformation Through Intimacy: The Journey Toward Awakened Monogamy
НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).
Упорно трудиться Боба научил еще в детстве его замечательный дед, служивший почтальоном и страстно поклонявшийся науке. В трехлетнем возрасте Мастерс уже читал, а в четыре ошеломлял взрослых цитатами из Ветхого Завета. Дед потчевал внука скандинавскими, греческими и римскими мифами. Наполовину индеец, он познакомил Боба с индейским фольклором, учил его выслеживать зверя, управляться с луком и стрелами. Он рассказывал мальчику о камнях, деревьях и духах природы. «А потом мой интерес к мифологии расширился, - вспоминает Мастерс, - и включил в себя Эдгара По, научную фантастику и шаманизм».
В семнадцать лет Боб ушел служить на флот. Это был акт бунта против отца, который домогался, чтобы сын поступал в Военную Академию. После войны он работал в оккупированной зоне в Германии, учился в Маргбургском университете, потом на год уехал в Париж. Кроме того, он учился еще в Институте Александра в Лондоне.
Около 1947 года Мастерс начал интересоваться идеями Вильгельма Райха, который порвал с Зигмундом Фрейдом, придя к выводу, что ортодоксальный психоанализ замыкает себя в искусственных рамках. Поскольку неврозы иногда влияют на физическое состояние человека, Райх поставил себе задачу изучить подробнее, как тело справляется с травмой. Райх считал, что психического здоровья можно достичь путем реорганизации тела.
В 1954 году Мастерс обнаружил, что под влиянием галлюциногенных наркотиков тело гораздо легче поддается внушению. И он начинает систематически испытывать действие мескалина на себе. «V меня были неформальные научные отношения с Жан-Полем Сартром, - вспоминает Боб Мастерс, - и экзистенциализм посеял во мне множество идей, от которых нужно было избавляться. Я заметил, что под влиянием галлюциногенов могу значительно дольше и лучше сосредоточиваться».
Он готовился к карьере профессора философии. Но увлечение литературой снова выдвинулось на первый план. Он хочет быть поэтом, мечтает писать романы. Он отправляется в Тексаркану, в Техасе, где издает газету и изредка сочиняет стихи- позднее он сотрудничает в «Хьюстон Пост».
Встреча с Милтоном Эриксоном с новой силой разожгла в нем интерес к проблеме гипноза. Но гипноз интересовал его не как лечебный метод, а как средство расширения спектра ощущений. Он уже обнаружил с помощью наркотических препаратов, что в измененном состоянии тело реагирует мгновенно. Тот факт, что можно воздействовать на произвольные реакции, натолкнул его на мысль, что можно подобрать ключ и к непроизвольным реакциям.
А почему бы и нет, ведь именно это делает Эриксон, вызывая у загипнотизированных пациентов искусственную слепоту и глухоту!
Хорошо известно, что под гипнотическим внушением на теле пациента могут появиться волдыри, как после настоящего ожога. В подобной «виртуальной реальности» мозг не способен различить, где образ, а где объективная реальность. Мастерс установил, к примеру, что больного, которого паралич настиг в четырнадцать лет, иногда удается вылечить, внушив, что ему не четырнадцать, а тринадцать лет (конечно, если паралич не был вызван травмой позвоночника).
В это время Мастерс услышал историю, которая произвела на него глубокое впечатление. В одной из скандинавских стран произошел такой несчастный случай: человека случайно заперли в холодильной камере. Его нашли мертвым, со всеми признаками смерти от переохлаждения. Но дело в том, что холодильник был отключен, когда несчастный в нем находился. Он просто вообразил себе холод. Таким образом, его воображение стало для него причиной гибели. Если в воображении заключен такой мощный клинический потенциал, то правомерно будет допустить и другие эффекты воображения - например, исчезновение опухолей. Мозг можно ввести в заблуждение. И тогда он организует свою картину реальности, говорит Мастерс, а тело приступает к исполнению.
Вот в чем простой секрет НЕЙРОРЕЧИ. Движения описываются таким способом, что мозг, сознательно или нет, должен создавать образы. Под их влиянием возбуждаются центры мышечной активности в коре головного мозга. Затем появляется непроизвольный отклик в скелетно-мышечной системе- и мозг принужден двигать, скажем, лодыжкой.
По мнению Мастерса, если больной страдает односторонним параличом, внушение, направленное на неповрежденную сторону, может возродить память о двигательных ощущениях. Воскресшее ощущение, повторяясь несколько раз, проходит сквозь полушария головного мозга - и другая сторона тела начинает двигаться, сначала чуть-чуть, потом все энергичнее и энергичнее.
Ощущения будут становиться все ярче и ярче, подчеркивает Мастерс. После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».
Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе. «Эти упражнения не требуют какой-то суперфантазии, - замечает автор. - Просто нужно максимально сосредоточиться и в дальнейшем не позволять себе отвлекаться. Если вы научитесь формулировать требование, если будете использовать соответствующие образы, то сумеете воздействовать на собственное сердце, кровь, лимфу. Путь от старости к молодости откроется перед вами».
НЕЙРОРЕЧЬ посвящена и нашему творческому потенциалу, и нашим телесным функциям. Мир, казавшийся ранее таким жестким, становится более текучим, и это создает широкие условия для творчества. Перед нами возникает вопрос: насколько же реальна реальность? Известная формула «мысли вещественны» приобретает некий новый оттенок.
НЕЙРОРЕЧЬ как раз в пору нашему фантастическому времени, когда границы между материальным миром и миром идеальным становятся все более зыбкими и все немыслимое кажется возможным. Научная и популярная литература о переживаниях людей, испытавших клиническую смерть, стремительно изменяет наши представления о смерти. Мы оказываемся какими-то междупространственными существами, обреченными играть по краю. Война между материалистами, пытающимися все привязать к нейрону, и менталистами, жаждущими ходить по воде, становится неуместной.
НЕЙРОРЕЧЬ предлагает читателю утонченный диалог, в котором поднимаются необычные вопросы. Кто это или что это за существо, которое читает или слушает? Если тело слушает так внимательно, то что еще оно слышит? Где источник пренебрежительные шуточек, которые мы так часто отпускаем на свой счет? Откуда тревоги, откуда беспричинное насилие, которое мы впитываем через телевидение? В ответе ли мы за собственное воображение?
Эхом звучат слова Роберта Мастерса: мозг может организовать все, что угодно, а, тело приступит к исполнению. В этих словах и предостережение, и обещание. Если мы хотим перемен в себе и в обществе, в котором живем, нам нужен этот разговор. Перемены неизбежны, говорит автор. Пусть же они начнутся на страницах этой книги.
Мерилин Фергюсон
1. Что такое НЕЙРОРЕЧЬ?
Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка несомненно даст читателю такую возможность. Кто-то найдет, быть может, необычной какую-то определенную главу, другому покажется уникальной вся книга в целом, но, внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац (а иногда и предложение) производит заметные изменения в вашем теле!
Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц)
Роберт Мастерс
Нейроречь
Преображает ваше тело в процессе чтения
От издателей – вместо предисловия
Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац,а иногда и предложение производит заметные изменения в вашем теле.
НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума- кое-какие – для духа- содержимое НЕЙРОРЕЧИ – это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен стремиться на первый план.
Эта книга предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Она поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман- читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.
После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».
Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе.
© Robert Masters 1994 ©
Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит издательству «София». Все права защищены. Любая перепечатка без разрешения издателя является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Благодарности
Когда психофизическое перевоспитание сочетается с некоторыми видами речевого воздействия на более глубокие уровни личности, недоступные традиционному языку, рождается НЕЙРОРЕЧЬ. Психофизическая тренировка и такого рода подкорковая лингвистика естественным образом дополняют и обогащают друг друга. Я хочу поблагодарить пионеров этого союза, каждый из которых внес в его создание свой неповторимый вклад и одарил меня бесценным человеческим участием. Вот их имена:
Уилфред Барлоу
Милтон X. Эриксон
Моше Фелденкрайс
Томас Ханна
Благодаря труду этих людей, мы не только получили представление о новых возможностях человека, но нам был указан путь, как этими возможностями овладеть и поставить их себе на службу.
Введение
В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда, основатель Общества Самосознания, рассказывает историю, случившуюся с его учителем Шри Юктешварой.
Однажды в молодости Юктешвара серьёзно заболел и сильно потерял в весе. Выздоравливая, он посетил своего гуру Лахари Махасайю, и поведал, какая напасть его постигла.
Выслушав, Лахари Махасайя сказал:
– Вот, ты заставил себя заболеть, и теперь тебе кажется, что твое тело исхудало. Но я уверен, что к завтрашнему дню ты будешь чувствовать себя гораздо лучше.
На следующий день Юктешвара сердечно поблагодарил, своего учителя.
– С вашего благословения, – сказал он, – я чувствую себя сегодня куда лучше.
Лахари Махасайя ответил:
– Твое здоровье действительно никуда не годится, и силы к тебе все еще не вернулись. Кто знает, как ты будешь чувствовать себя завтра.
В самом деле, на следующий день. Юктешвара опять почувствовал слабость. И Лахари Махасайя, заметил:
– Вот, ты снова нездоров.
В течение ряда дней Юктешвара чувствовал себя то лучше, то хуже. И эти спады и подъемы в точности совпадали с мнением Лахари Махасайи о его здоровье. Наконец он понял, какой урок гуру пытается преподать ему.
– Что тебя удивляет? – спросил Лахари Махасайя. – Сегодня ты приходишь и говоришь: «Я чувствую себя здоровым». На следующий день говоришь: «Я опять болен». Не думай, что это я излечиваю тебя и снова делаю больным. Все происходит от твоихмыслей. Они делают тебя то сильным, то слабым.
Юктешвара спросил:
– Значит, если я остановлюсь на мысли, что выздоровел и что тело мое обрело прежний вес, так и будет?
Лахари Махасайя ответил утвердительно.
Юктешвара тут же почувствовал, что выздоровел и обрел прежнюю силу.
Йогананда подвел итог урока: «Мысль – основа всего сущего…»
На протяжении истории с этим были согласны многие философы и учителя. Убеждение, что мысль влияет на физическую реальность, находится в сердцевине многих духовных учений. На этом основан гипноз и множество лечебных систем. Недаром говорится: «Как человек мыслит, таков он и есть». Или: «Мысли – это вещи».
Научные исследования подтверждают правильность этого убеждения. Наш мозг и наше тело испытывают влияние не только света и тьмы, температуры и влажности, времени суток и уровня сахара: они не безразличны к культурным традициям, молитве, к надеждам и ожиданиям. Наши познавательные способности – это биохимическое явление с биохимическими последствиями.
Результаты некоторых опытов просто поразительны. В Гарвардском университете был проведен следующий эксперимент: несколько пожилых мужчин с помощью гипноза три дня проходили «погружение в молодость», после чего у испытуемых действительно были отмечены некоторые признаки омоложения.
Наш мозг реагирует на образы вполне буквально. Воображаемое событие имеет физический эффект. Стоит только вообразить тяжелое физическое напряжение, как сердце начинает биться учащенно. Эксперименты показывают, что наше внутреннее зрение подвержено оптическим иллюзиям не меньше, чем внешнее. Определенный эмоциональный настрой может стать причиной заболевания. Известно, что некоторые типы личности более других подвержены онкологическим заболеваниям и болезням сердца. Хотя онкологические больные отличаются в большинстве случаев необычайной уступчивостью, женщины, страдающие раком шейки матки, напротив, склонны к агрессивности. Среди мужчин именно неуживчивый характер, а не тяжелый труд служит связующим звеном между поведением «типа А» и сердечными заболеваниями.
Вдохновленные теорией Майкла Мерфи о телесной трансформации, изложенной им в книге «Будущее тела», участники двухгодичного (1992-93 гг.) эксперимента в Исалене научились вызывать в своем воображении и закреплять физические изменения – например, увеличивать свой рост.
НЕЙРОРЕЧЬ демократизирует процесс. Держа в руках эту оригинальнейшую книгу, читатель, вполне вероятно, всем существом ощутит, как много он упустил. Он начнет осознавать таинственную человеческую сущность – «Ведунью, обитающую в Храме», по выражению Клайда Форда. Роберт Мастерс открыл способ беседовать с разумом тела так просто и внятно, что и всем нам, читателям, становится понятна движущая нами огромная разумная сила. Он учит нас уважительному тону, дает наставления, как приблизиться к Ведунье. Это важно, потому что у нас уже есть инстинктивное умение в трудную минуту отдать приказ телу («Сейчас ты не смеешь болеть!»), но мы еще не умеем побудить его к диалогу.
НЕЙРОРЕЧЬ похожа на приглашение к танцу. Ты обращаешься к телу – оно отвечает, и довольно тонко. Это ли не фантастичнейшее из ощущений! Речь, словно медиум, вызывает двигательные образы. Когда описываются мышцы, они начинают реагировать – не грубо, но вполне определенно. Предположение ведет к образу, а образ, в свою очередь, запускает спонтанный отклик.
НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).
Упорно трудиться Боба научил еще в детстве его замечательный дед, служивший почтальоном и страстно поклонявшийся науке. В трехлетнем возрасте Мастерс уже читал, а в четыре ошеломлял взрослых цитатами из Ветхого Завета. Дед потчевал внука скандинавскими, греческими и римскими мифами. Наполовину индеец, он познакомил Боба с индейским фольклором, учил его выслеживать зверя, управляться с луком и стрелами. Он рассказывал мальчику о камнях, деревьях и духах природы. «А потом мой интерес к мифологии расширился, – вспоминает Мастерс, – и включил в себя Эдгара По, научную фантастику и шаманизм».
В семнадцать лет Боб ушел служить на флот. Это был акт бунта против отца, который домогался, чтобы сын поступал в Военную Академию. После войны он работал в оккупированной зоне в Германии, учился в Маргбургском университете, потом на год уехал в Париж. Кроме того, он учился еще в Институте Александра в Лондоне.
Около 1947 года Мастерс начал интересоваться идеями Вильгельма Райха, который порвал с Зигмундом Фрейдом, придя к выводу, что ортодоксальный психоанализ замыкает себя в искусственных рамках. Поскольку неврозы иногда влияют на физическое состояние человека, Райх поставил себе задачу изучить подробнее, как тело справляется с травмой. Райх считал, что психического здоровья можно достичь путем реорганизации тела.
В 1954 году Мастерс обнаружил, что под влиянием галлюциногенных наркотиков тело гораздо легче поддается внушению. И он начинает систематически испытывать действие мескалина на себе. «V меня были неформальные научные отношения с Жан-Полем Сартром, – вспоминает Боб Мастерс, – и экзистенциализм посеял во мне множество идей, от которых нужно было избавляться. Я заметил, что под влиянием галлюциногенов могу значительно дольше и лучше сосредоточиваться».
Он готовился к карьере профессора философии. Но увлечение литературой снова выдвинулось на первый план. Он хочет быть поэтом, мечтает писать романы. Он отправляется в Тексаркану, в Техасе, где издает газету и изредка сочиняет стихи- позднее он сотрудничает в «Хьюстон Пост».
Встреча с Милтоном Эриксоном с новой силой разожгла в нем интерес к проблеме гипноза. Но гипноз интересовал его не как лечебный метод, а как средство расширения спектра ощущений. Он уже обнаружил с помощью наркотических препаратов, что в измененном состоянии тело реагирует мгновенно. Тот факт, что можно воздействовать на произвольные реакции, натолкнул его на мысль, что можно подобрать ключ и к непроизвольным реакциям.
А почему бы и нет, ведь именно это делает Эриксон, вызывая у загипнотизированных пациентов искусственную слепоту и глухоту!
Хорошо известно, что под гипнотическим внушением на теле пациента могут появиться волдыри, как после настоящего ожога. В подобной «виртуальной реальности» мозг не способен различить, где образ, а где объективная реальность. Мастерс установил, к примеру, что больного, которого паралич настиг в четырнадцать лет, иногда удается вылечить, внушив, что ему не четырнадцать, а тринадцать лет (конечно, если паралич не был вызван травмой позвоночника).
В это время Мастерс услышал историю, которая произвела на него глубокое впечатление. В одной из скандинавских стран произошел такой несчастный случай: человека случайно заперли в холодильной камере. Его нашли мертвым, со всеми признаками смерти от переохлаждения. Но дело в том, что холодильник был отключен,когда несчастный в нем находился. Он просто вообразил себе холод. Таким образом, его воображение стало для него причиной гибели. Если в воображении заключен такой мощный клинический потенциал, то правомерно будет допустить и другие эффекты воображения – например, исчезновение опухолей. Мозг можно ввести в заблуждение. И тогда он организует свою картину реальности, говорит Мастерс, а тело приступает к исполнению.
Вот в чем простой секрет НЕЙРОРЕЧИ. Движения описываются таким способом, что мозг, сознательно или нет, должен создавать образы. Под их влиянием возбуждаются центры мышечной активности в коре головного мозга. Затем появляется непроизвольный отклик в скелетно-мышечной системе- и мозг принужден двигать, скажем, лодыжкой.
По мнению Мастерса, если больной страдает односторонним параличом, внушение, направленное на неповрежденную сторону, может возродить память о двигательных ощущениях. Воскресшее ощущение, повторяясь несколько раз, проходит сквозь полушария головного мозга – и другая сторона тела начинает двигаться, сначала чуть-чуть, потом все энергичнее и энергичнее.
Ощущения будут становиться все ярче и ярче, подчеркивает Мастерс. После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».
Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе. «Эти упражнения не требуют какой-то суперфантазии, – замечает автор. – Просто нужно максимально сосредоточиться и в дальнейшем не позволять себе отвлекаться. Если вы научитесь формулировать требование, если будете использовать соответствующие образы, то сумеете воздействовать на собственное сердце, кровь, лимфу. Путь от старости к молодости откроется перед вами».
НЕЙРОРЕЧЬ посвящена и нашему творческому потенциалу, и нашим телесным функциям. Мир, казавшийся ранее таким жестким, становится более текучим, и это создает широкие условия для творчества. Перед нами возникает вопрос: насколько же реальна реальность? Известная формула «мысли вещественны» приобретает некий новый оттенок.
НЕЙРОРЕЧЬ как раз в пору нашему фантастическому времени, когда границы между материальным миром и миром идеальным становятся все более зыбкими и все немыслимое кажется возможным. Научная и популярная литература о переживаниях людей, испытавших клиническую смерть, стремительно изменяет наши представления о смерти. Мы оказываемся какими-то междупространственными существами, обреченными играть по краю.Война между материалистами, пытающимися все привязать к нейрону, и менталистами, жаждущими ходить по воде, становится неуместной.
НЕЙРОРЕЧЬ предлагает читателю утонченный диалог, в котором поднимаются необычные вопросы. Кто это или что это за существо, которое читает или слушает? Если тело слушает так внимательно, то что еще оно слышит? Где источник пренебрежительные шуточек, которые мы так часто отпускаем на свой счет? Откуда тревоги, откуда беспричинное насилие, которое мы впитываем через телевидение? В ответе ли мы за собственное воображение?
Эхом звучат слова Роберта Мастерса: мозг может организовать все, что угодно, а, тело приступит к исполнению. В этих словах и предостережение, и обещание. Если мы хотим перемен в себе и в обществе, в котором живем, нам нужен этот разговор. Перемены неизбежны, говорит автор. Пусть же они начнутся на страницах этой книги.
Мерилин Фергюсон
1. Что такое НЕЙРОРЕЧЬ?
Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка несомненно даст читателю такую возможность. Кто-то найдет, быть может, необычной какую-то определенную главу, другому покажется уникальной вся книга в целом, но, внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац (а иногда и предложение) производит заметные изменения в вашем теле!
Закончив какую-то главу или «упражнение», вы можете обнаружить, например, что ваша правая рука двигается лучше левой, и вообще вы ее лучше ощущаете- что в теле появилась какая-то легкость, вы стали как будто выше, стройнее- что вы испытали иное состояние сознания, по-другому стали видеть и воспринимать мир- и что от упражнения к упражнению вы испытываете множество самых разнообразных изменений.
Вполне возможно, что читателю и раньше доводилось испытывать подобные изменения в теле и в сознании, однако крайне маловероятно, что такие ощущения возникали систематически, да еще и в предсказуемом виде, в результате традиционного чтения обычной книги. Я имею в виду не тот эмоциональный отклик, который закономерно возникает в ответ на чтение любой талантливой книги. Речь идет о другом – о некоем сложном процессе, когда слова вводятся в центральную нервную систему читателя и это вызывает специфические и предсказуемые изменения в мышечно-скелетной системе (например, удлинение определенных мышц и, как следствие, более свободные движения в суставах). То, что испытает читатель, воспринимающий эту книгу и позволяющий своему сознанию измениться, не столько будет напоминать привычные отклики на речевые стимулы, сколько погружение в транс. Маловероятно, например, чтобы отклик на речевой сигнал способствовал саморегуляции мозговых колебаний или чтобы по его сигналу различные органы чувств объединились, открывая путь к чистому и свободному восприятию.
НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть и намерением – сознательным или подспудным – усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума- кое-какие – для духа. Содержимое НЕЙРОРЕЧИ – это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен, как это обычно бывает, стремиться на первый план. Разум должен смириться с тем, что в данном случае слова будут проходить через мозг и устремляться к телу. Никаких поисков высшего смысла, никаких попыток запомнить прочитанное – ничего этого рассудок в данном случае делать не должен.
Сознание должно сосредоточиться на чтение, но исключительно с намерением стать своего рода экраном, на который послание, то есть текст книжки, проецируется. Это послание предназначено для тела. Нужно сосредоточиться, нужно полностью вжиться в роль такого экрана. И как экран не удерживает слов или образов, проецируемых на него, так и сознание не должно удерживать идущий сквозь него текст. Адресатом послания является тело, а первым его принимает, конечно, головной мозг- затем оно поступает в спинной мозг, осуществляющий через нервную систему прямую связь с мышцами, и, наконец, в сами мышцы, которые влияют на скелет в соответствии с содержанием полученного сигнала. Подробные указания по чтению НЕЙРОРЕЧИ изложены дальше, в главе 3.
Когда текст читается при хорошо сфокусированном уме и сознании, когда концентрация достигнет достаточно Высокого уровня, тогда возникают некоторые явления, сопутствующие описанному процессу связи. Эти явления носят, главным образом, непроизвольный характер и зарождаются ниже порога сознания, хотя иногда им случается преодолеть тонкую преграду и заявить о себе сознанию, пусть намеками, но довольно внятно. Сознание редко фиксирует эти явления (обычно это микродвижения мышц) именно из-за их мизерности. И ошибочно было бы думать, что во время чтения намеренно, как это бывает на сеансе гипноза, происходит воздействие на подсознание с целью вызвать эти явления.
С другой стороны, как уже подчеркивалось, сознание во время чтения НЕЙРОРЕЧИ должно отступить на второй план. Конечно, рассудок не должен указывать, что в этом тексте важно, а что второстепенно. В тексте может быть, к примеру, описание того, как можно поднять плечо, опустить, отвести назад, – то есть совершить круговые движения плечевым суставом. Этот перечень движений, которые доступны плечу, ни в коей мере не является распоряжением читателю тут же, сознательно добровольно, проделывать их. Как раз напротив, рассудок должен быть пассивным, насколько это возможно, и удерживаться от произвола, стараясь не побуждать тело ни к какой активности. Только при полной пассивности рассудка центральная нервная система получает хорошую возможность относительно четко откликнуться на текст.
Что происходит потом, когда сознание читателя позволяет Словам, описывающим движение плеча или какое-нибудь другое движение, пройти через себя? В ответ на эти слова мозг непроизвольно рисует картину действия, которое было описано. Потом, буквально через секунду после создания этой картины, мозг посылает сигнал соответствующим мышцам, мышцы, в свою очередь, совершают незаметные сокращения – микросокращения. Если бы эти движения мышц были более, ярко выражены, их результатом стали бы ясно ощущаемые, хорошо заметные движения, описанные в тексте- но микродвижения на них лишь намекают.
Эти микродвижения только тогда проникают в Сознание, когда становятся, так сказать, излишне бурными. Тогда своим напором они сокрушают преграду, обычно сдерживающую их. И человек вдруг начинает осознавать эти непроизвольные, но вполне конкретные движения. Ему, вполне возможно, захочется совладать с ними, пока они совсем не вышли из-под контроля. Большинству читателей предстоит испытать это в том или другом месте текста, и каждый подвергнется этому испытанию по целому ряду причин, иногда очень личных и даже странных. Может быть, это своеобразное состояние возникает из-за попытки всеми силами сдержаться, чтобы не начать выполнять на самом деле те движения, о которых говорится в тексте. Читатель может, совершенно неожиданно обнаружить, что уже выполняет эти движения, выполняет почти в точности так, как они описаны.
За редким исключением, ни одно отдельное движение не играет никакой роли в тех изменениях, которые должны наступить в конце упражнения. Движений будут полезны, если их брать не отдельно, а в последовательности, тщательно продуманной и организованной. Вот тогда в итоге будет достигнут желаемый результат: большая подвижность плеч, большая чувствительность рук, улучшенная осанка, новое ощущение себя и окружающего мира и так далее.
«Игры с телом», которые предлагаются в этой книге, различаются уровнем сложности. Есть среди них незамысловатые, а есть и очень сложные. В этих играх вы узнаете, насколько ваше тело отзывается на слово, даже без всяких дополнительных средств, расширяющих его внушаемость, – эмоциональных или иных воздействий на сознание, не всегда соответствующих культурным или персональным нормам.
Есть такие состояния сознания, такие эмоциональные контексты, которые чрезвычайно усиливают способность – и склонность – тела изменяться в соответствии с образами или словесными выражениями. Нетрудно представить, как какой-нибудь романист, достаточно хорошо освоивший суть процесса, создаст описания целого ряда телесных состояний, – связанных с эмоциональными состояниями и с глубокими уровнями сознания, – и достигнет такой силы впечатления, которая раньше не была доступна литераторам. Писатели, конечно, делали такие попытки, но НЕЙРОРЕЧЬ открывает способ получить более широкий спектр откликов, возможно даже достигающих глубины религиозных и мистических переживаний (например, внушая состояние неотделимости, утраты границ эго и, как следствие, чувство общности с некоторой расширенной реальностью).
Поскольку ясно, что НЕЙРОРЕЧЬ можно использовать, чтобы произвести значительные изменения в центральной нервной системе, мышцах и скелете, вполне вероятно, что этот метод способен оказать влияние на бестелесные органы и на все процессы, происходящие в теле. Так как НЕЙРОРЕЧЬ основана не на каких-то догадках и бессознательных идеях, как это часто практикуется в гипнотических процедурах, а на объективных знаниях, то в будущем, думается, ее начнут применять в медицине в качестве лечебного средства. Исследователям предстоит выяснить ее возможности в науке, точно так же как писателям – в литературе.
Сказанное дает читателю начальные понятия о том, что лежит в основе метода, именуемого НЕЙРОРЕЧЬЮ. В конце книги, уже имея опыт выполнения упражнений, вы найдете более полное завершение начатого здесь разговора.
Чего я достигну?
Результат упражнений, содержащихся в НЕЙРОРЕЧИ, будет существенно различным у различных читателей. Упражнения будут настолько результативны, насколько они соответствуют вашим личным проблемам и нуждам. Огромную роль сыграет и степень сосредоточенности, с которой вы приступаете к чтению. Если одни упражнения окажутся эффективными, а другие нет, причину следует искать именно в этом.
НЕЙРОРЕЧЬ дает возможность добиться серьезных изменений в организации и функционировании различных частей человеческого тела. Более того, эта маленькая книжка предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Я думаю, что эта книга поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман- читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.
Думается, многие после знакомства с этой книгой выработают новое представление о своем теле – более подробное и более точное. Они начнут ощущать собственное тело глубже, отчетливее и правильнее. А эго откроет путь к более здоровому и эффективному использованию тела, а также теснее объединит его с сознанием – и то и другое, весьма благотворно. Вам предстоит, познакомиться с различными движениями- иные из них вы в обычной жизни никогда не совершали и даже не думали совершать. Таким образом, эти движения – на самом деле они были привычны для вас когда-то в самом раннем детстве – снова войдут в вашу жизнь. Этобудет достигнуто с помощью микродвижений, микроощущений и чувственных образов, которые появляются в результате чтения. А этот комплекс, в свою очередь, освободит ранее замкнутые структуры клеток в двигательных зонах коры головного мозга. Возникает эффект «переливания через край», он затронет соседние области мозга, результатом чего, вполне возможно, станет освобождение до сих пор заблокированных мыслительных и чувственных возможностей.
НЕЙРОРЕЧЬ почти наверняка – но повторю еще и еще раз, что этого достигнет только очень внимательный, очень собранный читатель, – поможет изменить и расширить ваше представление о себе, ваше осознание себя как единства. Не посещала ли вас мысль, что под влиянием внутреннего приказа или руководства извне ваше тело способно измениться к лучшему? Вскоре вы поймете и почувствуете всем существом, что нет в вас почти ничего, что не могло бы измениться. Поверьте в это по-настоящему – и путь перемен откроется перед вами. Они коснутся и физической, и ментальной, и эмоциональной, и духовной области вашего существа. За ними последуют – интеллект, воображение и воля, творческие способности, мораль и так далее.
НЕЙРОРЕЧЬ говорит сама: слова, идеи и образы могут служить средством духовного и телесного закабаления, но они же при умелом использовании способны выпустить вас на свободу, распахнуть двери на всех уровнях вашего существа.
Говоря об упражнениях, предложенных в НЕЙРОРЕЧИ, нужно помнить, что они весьма своеобразны и что целью их являются перемены, упомянутые выше. Бесспорно, человеку для сохранения здоровья нужно и хорошее питание, и тщательно продуманные комплексы физических упражнений. Они делают человека сильным, выносливым, легким, долговечным. Это, конечно, более поверхностный уровень, но ценность его нельзя оспорить. Проблемы сознания всегда легче решать, если физическое состояние человека в порядке, все внутренние органы функционируют нормально, мышечно-скелетная система здорова.
Но подумайте о НЕЙРОРЕЧИ и как о своего рода «играх с телом». Насладитесь новизной ощущений, процессом самопознания, похожим на забаву.
Наконец, в этой книге немало интересного для ученых и писателей. НЕЙРОРЕЧЬ необходимо изучать и развивать применительно к неврологии, реабилитационной терапии, геронтологии, психотерапии и другим областям психологии, психиатрии и исследованиям сознания, а также использовать в беллетристике и, возможно, в поэтическом творчестве. Автор с большим нетерпением и интересом ожидает новых результатов во всех этих областях.
Роберт Мастерс
Нейроречь
Преображает ваше тело в процессе чтения
От издателей - вместо предисловия
Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац, а иногда и предложение производит заметные изменения в вашем теле.
НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума- кое-какие - для духа- содержимое НЕЙРОРЕЧИ - это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен стремиться на первый план.
Эта книга предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Она поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман- читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.
После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».
Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе.
© Robert Masters 1994 ©
Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит издательству «София». Все права защищены. Любая перепечатка без разрешения издателя является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Благодарности
Когда психофизическое перевоспитание сочетается с некоторыми видами речевого воздействия на более глубокие уровни личности, недоступные традиционному языку, рождается НЕЙРОРЕЧЬ. Психофизическая тренировка и такого рода подкорковая лингвистика естественным образом дополняют и обогащают друг друга. Я хочу поблагодарить пионеров этого союза, каждый из которых внес в его создание свой неповторимый вклад и одарил меня бесценным человеческим участием. Вот их имена:
Уилфред Барлоу
Милтон X. Эриксон
Моше Фелденкрайс
Томас Ханна
Благодаря труду этих людей, мы не только получили представление о новых возможностях человека, но нам был указан путь, как этими возможностями овладеть и поставить их себе на службу.
Введение
В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда, основатель Общества Самосознания, рассказывает историю, случившуюся с его учителем Шри Юктешварой.
Однажды в молодости Юктешвара серьёзно заболел и сильно потерял в весе. Выздоравливая, он посетил своего гуру Лахари Махасайю, и поведал, какая напасть его постигла.
Выслушав, Лахари Махасайя сказал:
Вот, ты заставил себя заболеть, и теперь тебе кажется, что твое тело исхудало. Но я уверен, что к завтрашнему дню ты будешь чувствовать себя гораздо лучше.
На следующий день Юктешвара сердечно поблагодарил, своего учителя.
С вашего благословения, - сказал он, - я чувствую себя сегодня куда лучше.
Лахари Махасайя ответил:
Твое здоровье действительно никуда не годится, и силы к тебе все еще не вернулись. Кто знает, как ты будешь чувствовать себя завтра.
В самом деле, на следующий день. Юктешвара опять почувствовал слабость. И Лахари Махасайя, заметил:
Вот, ты снова нездоров.
В течение ряда дней Юктешвара чувствовал себя то лучше, то хуже. И эти спады и подъемы в точности совпадали с мнением Лахари Махасайи о его здоровье. Наконец он понял, какой урок гуру пытается преподать ему.
Что тебя удивляет? - спросил Лахари Махасайя. - Сегодня ты приходишь и говоришь: «Я чувствую себя здоровым». На следующий день говоришь: «Я опять болен». Не думай, что это я излечиваю тебя и снова делаю больным. Все происходит от твоих мыслей. Они делают тебя то сильным, то слабым.
Юктешвара спросил:
Значит, если я остановлюсь на мысли, что выздоровел и что тело мое обрело прежний вес, так и будет?
Лахари Махасайя ответил утвердительно.
Юктешвара тут же почувствовал, что выздоровел и обрел прежнюю силу.
Йогананда подвел итог урока: «Мысль - основа всего сущего…»
На протяжении истории с этим были согласны многие философы и учителя. Убеждение, что мысль влияет на физическую реальность, находится в сердцевине многих духовных учений. На этом основан гипноз и множество лечебных систем. Недаром говорится: «Как человек мыслит, таков он и есть». Или: «Мысли - это вещи».
Научные исследования подтверждают правильность этого убеждения. Наш мозг и наше тело испытывают влияние не только света и тьмы, температуры и влажности, времени суток и уровня сахара: они не безразличны к культурным традициям, молитве, к надеждам и ожиданиям. Наши познавательные способности - это биохимическое явление с биохимическими последствиями.
Результаты некоторых опытов просто поразительны. В Гарвардском университете был проведен следующий эксперимент: несколько пожилых мужчин с помощью гипноза три дня проходили «погружение в молодость», после чего у испытуемых действительно были отмечены некоторые признаки омоложения.
Наш мозг реагирует на образы вполне буквально. Воображаемое событие имеет физический эффект. Стоит только вообразить тяжелое физическое напряжение, как сердце начинает биться учащенно. Эксперименты показывают, что наше внутреннее зрение подвержено оптическим иллюзиям не меньше, чем внешнее. Определенный эмоциональный настрой может стать причиной заболевания. Известно, что некоторые типы личности более других подвержены онкологическим заболеваниям и болезням сердца. Хотя онкологические больные отличаются в большинстве случаев необычайной уступчивостью, женщины, страдающие раком шейки матки, напротив, склонны к агрессивности. Среди мужчин именно неуживчивый характер, а не тяжелый труд служит связующим звеном между поведением «типа А» и сердечными заболеваниями.
Вдохновленные теорией Майкла Мерфи о телесной трансформации, изложенной им в книге «Будущее тела», участники двухгодичного (1992-93 гг.) эксперимента в Исалене научились вызывать в своем воображении и закреплять физические изменения - например, увеличивать свой рост.
НЕЙРОРЕЧЬ демократизирует процесс. Держа в руках эту оригинальнейшую книгу, читатель, вполне вероятно, всем существом ощутит, как много он упустил. Он начнет осознавать таинственную человеческую сущность - «Ведунью, обитающую в Храме», по выражению Клайда Форда. Роберт Мастерс открыл способ беседовать с разумом тела так просто и внятно, что и всем нам, читателям, становится понятна движущая нами огромная разумная сила. Он учит нас уважительному тону, дает наставления, как приблизиться к Ведунье. Это важно, потому что у нас уже есть инстинктивное умение в трудную минуту отдать приказ телу («Сейчас ты не смеешь болеть!»), но мы еще не умеем побудить его к диалогу.
Роберт Мастерс
Нейроречь
Преображает ваше тело в процессе чтения
От издателей - вместо предисловия
Нам редко выпадает удача испытать что-то по-настоящему необыкновенное. Эта маленькая книжка, несомненно, даст читателю такую возможность. Внимательно вчитываясь в текст, вы почувствуете, что каждый абзац,а иногда и предложение производит заметные изменения в вашем теле.
НЕЙРОРЕЧЬ нельзя читать как все прочие книги, то есть с намерением усвоить содержание рассудком. Большинство книг предназначено быть пищей для ума- кое-какие - для духа- содержимое НЕЙРОРЕЧИ - это пища для тела. Чтобы тело получило как можно больше, разум не должен стремиться на первый план.
Эта книга предоставляет волнующую возможность понять, как можно изменить свое тело. Она поучительна, но вместе с тем и увлекательна, как приключенческий роман- читателю на ее страницах открывается опыт, о котором он прежде и мечтать не мог.
После выполнения описанных в НЕЙРОРЕЧИ упражнений «тело чувствует себя стройнее и легче… меняется эмоциональный настрой, улучшается самочувствие».
Мастерс разработал также серию упражнений для тех, кто хочет почувствовать себя моложе.
© Robert Masters 1994 ©
Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит издательству «София». Все права защищены. Любая перепечатка без разрешения издателя является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Благодарности
Когда психофизическое перевоспитание сочетается с некоторыми видами речевого воздействия на более глубокие уровни личности, недоступные традиционному языку, рождается НЕЙРОРЕЧЬ. Психофизическая тренировка и такого рода подкорковая лингвистика естественным образом дополняют и обогащают друг друга. Я хочу поблагодарить пионеров этого союза, каждый из которых внес в его создание свой неповторимый вклад и одарил меня бесценным человеческим участием. Вот их имена:
Уилфред Барлоу
Милтон X. Эриксон
Моше Фелденкрайс
Томас Ханна
Благодаря труду этих людей, мы не только получили представление о новых возможностях человека, но нам был указан путь, как этими возможностями овладеть и поставить их себе на службу.
Введение
В «Автобиографии йогина» Парамаханса Йогананда, основатель Общества Самосознания, рассказывает историю, случившуюся с его учителем Шри Юктешварой.
Однажды в молодости Юктешвара серьёзно заболел и сильно потерял в весе. Выздоравливая, он посетил своего гуру Лахари Махасайю, и поведал, какая напасть его постигла.
Выслушав, Лахари Махасайя сказал:
Вот, ты заставил себя заболеть, и теперь тебе кажется, что твое тело исхудало. Но я уверен, что к завтрашнему дню ты будешь чувствовать себя гораздо лучше.
На следующий день Юктешвара сердечно поблагодарил, своего учителя.
С вашего благословения, - сказал он, - я чувствую себя сегодня куда лучше.
Лахари Махасайя ответил:
Твое здоровье действительно никуда не годится, и силы к тебе все еще не вернулись. Кто знает, как ты будешь чувствовать себя завтра.
В самом деле, на следующий день. Юктешвара опять почувствовал слабость. И Лахари Махасайя, заметил:
Вот, ты снова нездоров.
В течение ряда дней Юктешвара чувствовал себя то лучше, то хуже. И эти спады и подъемы в точности совпадали с мнением Лахари Махасайи о его здоровье. Наконец он понял, какой урок гуру пытается преподать ему.
Что тебя удивляет? - спросил Лахари Махасайя. - Сегодня ты приходишь и говоришь: «Я чувствую себя здоровым». На следующий день говоришь: «Я опять болен». Не думай, что это я излечиваю тебя и снова делаю больным. Все происходит от твоихмыслей. Они делают тебя то сильным, то слабым.
Юктешвара спросил:
Значит, если я остановлюсь на мысли, что выздоровел и что тело мое обрело прежний вес, так и будет?
Лахари Махасайя ответил утвердительно.
Юктешвара тут же почувствовал, что выздоровел и обрел прежнюю силу.
Йогананда подвел итог урока: «Мысль - основа всего сущего…»
На протяжении истории с этим были согласны многие философы и учителя. Убеждение, что мысль влияет на физическую реальность, находится в сердцевине многих духовных учений. На этом основан гипноз и множество лечебных систем. Недаром говорится: «Как человек мыслит, таков он и есть». Или: «Мысли - это вещи».
Научные исследования подтверждают правильность этого убеждения. Наш мозг и наше тело испытывают влияние не только света и тьмы, температуры и влажности, времени суток и уровня сахара: они не безразличны к культурным традициям, молитве, к надеждам и ожиданиям. Наши познавательные способности - это биохимическое явление с биохимическими последствиями.
Результаты некоторых опытов просто поразительны. В Гарвардском университете был проведен следующий эксперимент: несколько пожилых мужчин с помощью гипноза три дня проходили «погружение в молодость», после чего у испытуемых действительно были отмечены некоторые признаки омоложения.
Наш мозг реагирует на образы вполне буквально. Воображаемое событие имеет физический эффект. Стоит только вообразить тяжелое физическое напряжение, как сердце начинает биться учащенно. Эксперименты показывают, что наше внутреннее зрение подвержено оптическим иллюзиям не меньше, чем внешнее. Определенный эмоциональный настрой может стать причиной заболевания. Известно, что некоторые типы личности более других подвержены онкологическим заболеваниям и болезням сердца. Хотя онкологические больные отличаются в большинстве случаев необычайной уступчивостью, женщины, страдающие раком шейки матки, напротив, склонны к агрессивности. Среди мужчин именно неуживчивый характер, а не тяжелый труд служит связующим звеном между поведением «типа А» и сердечными заболеваниями.
Вдохновленные теорией Майкла Мерфи о телесной трансформации, изложенной им в книге «Будущее тела», участники двухгодичного (1992-93 гг.) эксперимента в Исалене научились вызывать в своем воображении и закреплять физические изменения - например, увеличивать свой рост.
НЕЙРОРЕЧЬ демократизирует процесс. Держа в руках эту оригинальнейшую книгу, читатель, вполне вероятно, всем существом ощутит, как много он упустил. Он начнет осознавать таинственную человеческую сущность - «Ведунью, обитающую в Храме», по выражению Клайда Форда. Роберт Мастерс открыл способ беседовать с разумом тела так просто и внятно, что и всем нам, читателям, становится понятна движущая нами огромная разумная сила. Он учит нас уважительному тону, дает наставления, как приблизиться к Ведунье. Это важно, потому что у нас уже есть инстинктивное умение в трудную минуту отдать приказ телу («Сейчас ты не смеешь болеть!»), но мы еще не умеем побудить его к диалогу.
НЕЙРОРЕЧЬ похожа на приглашение к танцу. Ты обращаешься к телу - оно отвечает, и довольно тонко. Это ли не фантастичнейшее из ощущений! Речь, словно медиум, вызывает двигательные образы. Когда описываются мышцы, они начинают реагировать - не грубо, но вполне определенно. Предположение ведет к образу, а образ, в свою очередь, запускает спонтанный отклик.
НЕЙРОРЕЧЬ появилась в результате большой предварительной работы автора. Его давно интересует проблема скрытых возможностей человека, он исследует, как человеческое тело реагирует на воображаемые сцены, литературные описания. Совершенствуя и развивая свои терапевтические методы, Боб Мастерс сумел написать и стать соавтором двадцати пяти книг, среди которых «Богиня Сехмет и путь Пяти Тел», «Типы психоделических переживаний», «Интеллектуальные игры» и «Прислушиваясь к Телу» (последняя написана вместе с женой, Джин Хаустон).
Упорно трудиться Боба научил еще в детстве его замечательный дед, служивший почтальоном и страстно поклонявшийся науке. В трехлетнем возрасте Мастерс уже читал, а в четыре ошеломлял взрослых цитатами из Ветхого Завета. Дед потчевал внука скандинавскими, греческими и римскими мифами. Наполовину индеец, он познакомил Боба с индейским фольклором, учил его выслеживать зверя, управляться с луком и стрелами. Он рассказывал мальчику о камнях, деревьях и духах природы. «А потом мой интерес к мифологии расширился, - вспоминает Мастерс, - и включил в себя Эдгара По, научную фантастику и шаманизм».
Добавить комментарий