Основы интенсивной реабилитации ДЦП - Качесов В.А. Владимир Качесов: Основы интенсивной реабилитации. ДЦП Основы интенсивной реабилитации дцп

Основы интенсивной реабилитации. ДЦП Владимир Александрович Качесов

Приложение № 1.
СОВЕТЫ ПРАКТИКУЮЩИМ ВРАЧАМ
Психофизиологические аспекты понятий «болезнь» и «диагноз». Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей-инвалидов
П. 1. Психофизиологические аспекты понятий «болезнь» и «диагноз»
Психологии общения уделяется мало внимания в руководствах по реабилитации детей с ДЦП.
Необходимость восстановления нарушенных функций у детей определяется, в первую очередь, сознанием родителей. А сознание (мыслительный процесс), как известно, формируется под воздействием поступления информации из внешней среды.
С психофизиологической точки зрения, болезнь - это нарушение функции, определяемое сознанием самого больного.
То есть, если человек определяет при помощи органов чувств, что у него нарушена функция, то он обращается к врачу, а если не определяет нарушений функции, то считает себя здоровым.
По отношению к детям с ДЦП в раннем периоде детства болезнь можно определить как нарушение функции у ребенка, определяемое ощущениями матери ребенка.
Тогда диагноз,с психофизиологической точки зрения, - это нарушение функции у больного, но определяемое субъективными ощущениями врача.
Диагноз, таким образом, - это искусственно вычлененный синдромокомплекс из единой цепи патологического процесса. При этом узкая специализация врачей каждый раз заставляет менять местами «основной» и «сопутствующий» диагнозы в зависимости от узкой специализации клиники, где находится на лечении больной ребенок. «Сопутствующих» диагнозов будет тем больше, чем больше специалистов будет привлечено к обследованию, чем выше их компетентность и чем чувствительнее аппаратура, применяемая ими. Конечно же, все они правы, так как каждый из них видит ту часть патологического процесса, в которой лучше всего разбирается.
Очень часто за гипнотическим словом «диагноз» скрываются нераспознанные симптомы. Диагноз, выставляемый солидными учреждениями, сбивает с толку врачей, порождает в них неуверенность, а в родителях - безысходность.
В подтверждение сказанного приведем пример из собственной практики.
Зое 13 лет. Она живет на Украине. Из благополучной, хорошо обеспеченной семьи. Беременность матери протекала нормально. Роды в срок. Длительный безводный период. Родовспоможение - стимуляция родовой деятельности. Масса при рождении - 4200 грамм. Росла и развивалась соответственно возрасту. Говорить начала в год и два месяца, постепенно словарный запас увеличивался. С этого же времени родители стали отмечать, что ребенок при ходьбе приволакивает правую ногу, плохо владеет правой рукой. Спастических и судорожных явлений у ребенка не отмечали. Каких-либо травм и заболеваний за этот период ребенок не перенес. С увеличением роста ребенок все больше приволакивал правую ножку. В 2 года 8 месяцев у девочки отмечалась генерализованная форма диатеза (так записано в истории болезни), по поводу которого месяц лечилась в стационаре. Через некоторое время после выписки из больницы родители заметили, что ребенок стал все меньше и меньше говорить. Речь становилась все более непонятной, невнятной, сокращался словарный запас, и к трем годам ребенок замолчал совсем. Одновременно ребенок перестал пользоваться правой рукой. При этом все движения в правой руке сохранялись в полном объеме, если его просили что-нибудь сделать этой рукой. С возраста 3-х лет ребенок перестал самостоятельно есть, одеваться. Девочка стала все меньше и меньше двигаться. С возраста пяти лет девочку с утра усаживали на кровать, где она безучастно сидела до вечера. В игры не играла, куклам отрывала головы, телевизором не интересовалась. При выражении отрицательных эмоций девочка мычала, в других случаях просто молчала, становилась все менее эмоциональной, изо рта ребенка стала беспрерывно течь слюна. Росто-весовые показатели соответствовали возрасту весь период развития до 13 лет. Узнавала и признавала только мать. На отца не реагировала совсем.
А теперь проследим эволюцию постановки диагнозов ребенку.
В 2 года, когда родители стали отмечать отклонения в двигательной и речевой активности, невропатолог поликлиники не отметила нарушения движений, сказала, что ребенок левша, а по поводу нарушения речи установила первый диагноз логоневрози отправила на занятия к логопеду. В три года, когда еще сохранялись остатки речи, но усилилась клиника двигательных нарушений у ребенка, в Институте неврологии был установлен второй диагноз: ДЦП, правосторонний гемипарез, дизартрия.В пять лет, когда ребенок замолчал совсем, родителей направили к детскому психоневрологу, где ребенку установили третий диагноз: Задержка умственного развития. Аутизм.Несмотря на назначаемые лечения, состояние ребенка до 10 лет не улучшалось. Врачи неоднократно рекомендовали сдать ребенка в дом инвалидов. Родители решили обратиться за консультацией к профессору - психоневрологу в Израиле, где они находились по служебным делам. Тут был установлен четвертый диагноз: олигофрения.Через год родители с ребенком находились в США, где профессор - детский психиатр установил пятый диагноз: детская шизофрения. Аутизм.
Вряд ли есть основания сомневаться в профессионализме врачей, которые осматривали ребенка. Каждый из них был прав в меру своей компетентности и видел ту патологию у ребенка, которую его научили видеть. Каждый специалист ориентировался на собственные чувстваи опыт, а также на те виды исследований, которые ему были доступны.
Когда девочка поступила к нам в возрасте 13 лет, она не разговаривала, при ходьбе приволакивала правую ногу. Не могла самостоятельно ходить по лестнице, прыгать. При передвижениях держалась за руку матери. Правая рука согнута в локтевом суставе, пронирована и приведена к туловищу, но пассивные движения в руке в полном объеме. Выражение глаз - отсутствующее. Слабоконтактна. При осмотре вырывается, мычит. Команды выполняет простейшие с трудом и только после дублирования их голосом матери. Изо рта беспрерывно выделяется слюна.
При проверке кожного дермографизма у девочки после проведения паравертебральных штрих-полосок на спине на стороне пареза от уровня 3 шейного позвонка сразу выявился красный стойкий дермографизм с расширением зон. Эти полоски покрылись волдырями. В момент их нанесения девочка беспокоилась, вздрагивала. На контрлатеральной стороне реакция кожи была в пределах нормы. Мама девочки также отметила, что девочка не любит одеваться и чувствует себя комфортней, когда она раздета. Это явление мать отмечает с трехлетнего возраста, когда стали отмечаться все основные признаки заболевания.
Учитывая выявленный факт нарушения кожной чувствительности, нами была предпринята попытка общения с ребенком, меняя модуляции и громкость голоса. На шепотную речь врача ребенок реагировал лучше всего! Девочка выполняла команды врача, если они отдавались шепотом, и не реагировала на них, если они отдавались громко или обыкновенным голосом!
Мать вспомнила также, что она и раньше обращала внимание на то, как девочка реагирует на звуки. На громкие звуки не реагировала, а на звук падения карандаша на пол вздрагивала. Выяснилось также, что ребенка можно было помыть только в воде, температура которой была равна температуре тела. Если температура воды была выше или ниже, то ребенок вырывался. Ребенок не мог находиться в ярко освещенных комнатах и на солнце.
Мать отметила и странности во вкусовых пристрастиях ребенка. Девочка была равнодушна к сладкому, но могла съесть, не поморщившись, огромную луковицу и ела лук каждый день в огромных количествах. Мать также отметила, что у ребенка никогда не было слез за все 13 лет.
Учитывая перечисленные факты, можно было сделать заключение, что у ребенка резко извращены все виды чувствительности. Явления искажения чувствительности стали нарастать в период нарастания двигательной активности ребенка, что указывало, по нашему мнению, на механическую блокаду вегетативных и чувствительных волокон на уровне шейного отдела, откуда начиналась зона гиперэстезии. Дополнительно проведенные ЯМР-исследования головного мозга и шейного отдела не выявили никакой патологии. На ЭЭГ выявлены участки судорожной готовности.
Реабилитация Зои.
С целью устранения механической блокады чувствительных и вегетативных волокон ребенку начаты процедуры по авторской технологии. Первую неделю ребенок молча вырывался, беспокоился. При надавливании на вертеброкостальные сочленения на коже справа от остистых отростков появлялись многочисленные кровоизлияния и подкожные обширные гематомы. Но уже после первых процедур ребенок стал хорошо засыпать и лучше двигаться. К концу первой недели (7 процедур) ребенок, вырываясь, стал произносить звуки, а на 7 процедуре Зоя четко выговорила: «Не хочу... Доктор плохой».
С 8-й процедуры ребенок уже меньше сопротивлялся, стал более спокойным. К концу второй недели резко расширился словарный запас. При входе в кабинет девочка стала обнимать врача и говорить: «Здравствуй, доктор». Причем речь была чистой, но модуляции голоса соответствовали 5-летнему возрасту, и даже создавалось впечатление, что при произнесении слов она как бы прислушивается к своему голосу. Мать также отмечала, что ребенок стал смеяться без причины на улице и в метро, что ставило маму в неудобное положение. Маму успокоили, сказав, что девочка начинает адекватно слушать мир, и многое для ее детского восприятия кажется смешным. Интересно, что к концу второй недели девочка перестала приволакивать ногу и стала самостоятельно ходить по улице и по лестнице. Уверенно и сразу без обучения стала пользоваться правой рукой. Во взгляде появилось чувство заинтересованности, но сам взгляд еще долгое время оставался удивленно детским, что не соответствовало возрасту и размерам ребенка. Мы попросили знакомых детей подружиться с ней, предупредив их, что раньше она не общалась с детьми. Интересно, что при первых контактах Зоя пыталась ощупать руками каждого ребенка, как это делают слепые. Дети научили ее прыгать на левой и правой ножке, играть в прятки. Ей очень понравилось играть в куклы, смотреть мультфильмы по телевизору.
Периодически при разговоре у нее изо рта поначалу текла и брызгала слюна, а речь была косноязычной. Иногда ребенок замолкал на целый день, взгляд становился потухшим, безжизненным. Но это был уже другой ребенок, и ключ к пониманию ее состояния был найден. Первый курс реабилитации продолжался в течение месяца. Девочка впервые купалась в пруду, ходила в лес, дети учили ее собирать грибы. Под конец месяца ребенок говорил беспрерывно. Она комментировала фильмы, ругалась с детьми, беспрерывно задавала множество вопросов, что даже испугало маму.
Через месяц после выписки родители наняли опытного педагога, который по нашей рекомендации стал обучать ребенка письму, счету, чтению в игровой и обычной манере. Причем, программа ребенку давалась сразу от первого по восьмой класс, но чисто в ознакомительном плане. Мы попросили педагога, чтобы девочку не заставляли зубрить, а лишь знакомили ее с интересующими разделами учебных пособий. Благодаря таланту педагога, через год девочка немного знала ботанику, географию, и, что удивительно, писала диктанты на украинском и русском языке. Рассказывала девочка много стихов с выражением и жестикуляцией.
Арифметику в пределах начальной школы почему-то лучше усвоила на украинском языке, но при этом абсолютно не поняла и не усвоила деление. Печатные тексты читала на украинском и русском языках. Ко многим предметам у нее было безразличие, и здесь успехов не наблюдалось. В частности, в геометрии дальше узнавания треугольника, куба и квадрата дело не сдвинулось. Конечно, во многом она отличалась от обычных детей, но постепенно эти различия стирались. Контроль еще через один год показал, что ребенок успешно развивается, рецидивов нет.
Этот пример убедительно демонстрирует возможность мозга ребенка с ДЦП запоминать все. Причина изменения поведенческих реакций ребенка в 3 года заключалась в невозможности ребенка воспроизвести то, что запечатлелось в сознании. Применение нашего метода привело к декомпрессии корешков и нервов, устранению сенсорных нарушений, что облегчило восстановление генетически детерминированную рефлекторную деятельность. Этот пример даже нас поразил быстрым прогрессом восстановления моторно-психической деятельности ребенка. Конечно, такое объемное восстановление функций происходит не всегда, но факт остается фактом, и этот ребенок до сих пор находится под нашим наблюдением.
На этом примере демонстрируется разность понятий болезнь и диагноз.
Врач-реабилитолог должен понять, что его задача - восстановить нарушенные функции, вызывающие жалобы больного, а не исправлять диагноз, выставленный ранее специалистами. Понимание этого положения поможет реабилитологу избавиться от пессимистических прогнозов при чтении выписки из истории болезни на первичном приеме.
П.2. Некоторые психологические аспекты взаимоотношений «мать и врач», «врач и ребенок», «мать и ребенок» при реабилитации детей-инвалидов
Мать больного ребенка, приходя на прием, изначально готова верить врачу. Пессимистичные прогнозы могут заставить ее отказаться от попыток поиска возможности реабилитировать больного ребенка. Ребенок переводится в состояние пассивной приспособительной жизнедеятельности, которая, конечно же, снижается с каждым днем из-за последующего нарушения функций тех или иных органов. Приспособительные реакции больного ДЦП - это иное качественное состояние. Оно приближает больного ребенка к состоянию вегетативного существования. Осознание родителями необходимости восстановления нарушенных функций у ребенка для выживания в том периоде, когда они будут не в состоянии оказать ему помощь, чаще всего являются тем побудительным мотивом, который заставляет их сражаться с заболеванием. Активность родителей является основной причиной восстановления, формирования и развития сниженных функций у больных детей.
В медицинской практике известны многочисленные случаи, когда даже самые безнадежные больные ДЦП дети восстанавливались благодаря настойчивости родителей. Родители этих детей пошли по пути отказа от способов приспособительной жизнедеятельности для своего ребенка. Основное, что им помогло восстановить ребенка вопреки прогнозам, это осознание необходимости восстановления нарушенных функций у ребенка, собственное упрямство и сила воли!
Реабилитолог должен четко себе представлять психологию родителей и детей-инвалидов. Очень часто больные дети окружены излишней заботой. Многие из них разбалованы собственной исключительностью, сочувствием окружающих. Они больше подсознательно, чем сознательно, используют свою ущербность для получения тех или иных благ. Они ревнивы и требуют к себе повышенного внимания.
Врач-реабилитолог должен своими действиями и словами формировать у родителей ребенка сознание необходимости восстановления утраченных функций.
Хороший контакт с ребенком поможет реабилитологу эффективно применить описанную технологию реабилитации. Реабилитолог должен быть тонким психологом и следить за своими высказываниями. Иначе можно добиться обратного результата. Мать больного ребенка может уйти в депрессию и потерять волю к победе над недугом ребенка.
Реабилитолог должен неподдельно радоваться вместе с родителями любым маленьким победам ребенка над инвалидностью, заострять на этом их внимание и поощрять детей к самостоятельности. Надо чаще напоминать, что Большая Победа состоит из маленьких побед, стимулировать ребенка и его родителей не останавливаться на достигнутом.
Прежде чем начать реабилитацию ребенка, врачам следует обратить внимание на поведение матери ребенка.
Поведение таких матерей, при всем кажущемся разнообразии, развивается по определенному алгоритму, укладывающемуся в три сакраментальных вопроса.
Что случилось?
Когда мать впервые услышала диагноз, выставленный ее ребенку, это известие ее оглушило, сознание видоизменилось- сузилось. Ее дитя - самое лучшее, и вдруг такое горе...
Кто виноват?
Поиски виновного - обычное бесперспективное занятие таких матерей, периодически подогреваемое вопросами по сбору анамнеза в кабинете врача. Уточняющие вопросы в кабинете врача о наследственности, болезнях мужа приводят мать иногда к парадоксальным умозаключениям, обвинению родственников, мужа, себя, а не к поискам способов реабилитации больного ребенка. Сознание еще больше путается и сужается.
Совет.Реабилитолог может узнать анамнез и из истории болезни, а если ему так интересно, то сбор анамнеза можно начать и в любой другой день после начала реабилитации. Необычность поведения реабилитолога в этом случае заинтересовывает мать, заставляет ее прислушаться к врачу. Лучше сразу проверьте у ребенка кожный дермографизм. Так как до вас этого никто не делал в последнее время, то это еще больше заставит мать поверить врачу.
Что делать?
Мать начинает метаться, искать лучших специалистов по лечению данногозаболевания, а вернее, диагноза.
С этого момента начинается катастрофическое изменение сознания матери. Она читает литературу только по этому вопросу (зрительное восприятие). Слушает информацию только по этому вопросу (слуховое восприятие). Круг общения суживается до такого же круга мам, с такими же детьми (беспрерывное подкрепление слухового и зрительного восприятия). Сравнивает таких же детей со своим ребенком (ложные аналогии).
Сознание еще более суживается, когда мать пытается изо дня в день делать утомительные и зачастую бесполезные упражнения с ребенком (кинестетическое восприятие).
Мать с больным ребенком посещает кабинеты различных специалистов (кинестетическое восприятие, подкрепляемое вербальным воздействием - магическим словом - диагнозом).
Беспрерывно тратятся огромные суммы денег на лекарства, массажистов, ортопедические приспособления. Со временем это уже переходит в ритуал, без которого она не может жить.
Усталость накапливается месяцами, годами. Сон путается с явью, иллюзии - с реальностью. Еще один специалист, и... еще один нулевой результат. Еще один мошенник, знающий психологию этих матерей и... отрицательный результат минус деньги.
Развивается уже инверсия сознания. Сужение сознания достигает таких пределов, что мать начинает мечтать, галлюцинировать, выдавая желаемое за действительное. И даже во сне ее ребенок выздоравливает и все делает лучше, чем остальные дети.
У таких матерей наступает состояние как бы раздвоенного сознания. С одной стороны, они верят во всякие чудеса, поэтому еще и пытаются что-то делать. С другой стороны - они не верят уже никому..!
Вот такая, измученная годами борьбы за свое дитя мать сидит перед реабилитологом. Врач говорит - она кивает, соглашается. Врач будет тратить силы на восстановление физического и психического статуса ее дитя. А она так же спокойно и методично будет разрушать достигнутое им восстановление.
Объясняется такое поведение матери тем, что врач с ней контактирует короткое время, а ей все годы внушали: «Мамочка, поверьте! Это на всю жизнь. Медицина бессильна. Смиритесь...». Многие матери в поисках выхода из создавшегося положения от безысходности бросаются, как в омут, в различные религиозные секты. «Это Господь наказал... Это твой тяжкий крест...», - внушают такой матери сектанты. «Вы не знаете истину» ... «Истину знает только Господь». Такие высказывания очень часто можно услышать от измученных матерей на приеме, и они сбивают с толку врачей.
Совет. Вместо того, чтобы ругать сектантов, используйте простой вербальный контрприем. Достаточно сказать такой матери, что «врач - орудие в руках Господа и, возможно, приход на прием к реабилитологу - это воля Господа», как она искренне и внимательно начнет слушать врача и станет его союзником в борьбе с недугом ребенка.
Необходимо показывать матери, что ее ребенок очень быстро восстанавливается: двигается, пополз, загулюкал, и что эти признаки развития появились быстро - через недели. Она ведь годами этого не могла достигнуть. Чаще говорите, что ее ребенок самый лучший. (Вербально-визуальное воздействие на психику).
Для успешной реабилитации ребенка, особенно в социальном аспекте, начинать реабилитацию ребенка надо с одновременной психологической реабилитацией его матери.
Как исправить стереотип поведения матери больного ребенка?
П.3. Несколько практических советов
Мягко пресекайте все попытки матери помочь ребенку там, где он может сам справиться.
Посоветуйте матери не вспоминать при ребенке, что он болен. Пусть мать разъяснит это положение также родственникам и соседкам, которые говорят при ребенке, что он болен, и делают ему в связи с этим поблажки.
После проведения реабилитационных мероприятий и улучшения двигательной и психической деятельности ребенка посоветуйте матери изменить окружающую обстановку. Лучше всего переехать с прежнего места жительства. Если невозможно переехать, то надо изменить обстановку в квартире, сменить шторы на другой цвет, ковры, обои, переставить мебель, в конце концов, по-другому. Необходимо также изменить фон запахов в квартире. Квартиру необходимо часто проветривать и применять новые дезодоранты. Мать должна поменять духи, запах которых у ребенка также ассоциируется с заболеванием.
В середину комнаты поставить стол, который раньше убирали в сторону, «чтобы ребенок не ушибся». Параллельно с улучшением состояния ребенка постепенно изъять из его поля зрения все предметы, напоминающие о болезни (коляски, костыли, поручни и т. д.). Все до мелочей должно быть изменено.
Желательно, чтобы мать начала следить больше за собой, изменила прическу, макияж, стала одеваться по-другому. Тем более, что исчезла необходимость тратить уйму денег на лекарства и массажистов.
П.4. Физическая и социальная адаптация
После реабилитационного курса убедите мать разрешить делать ребенку все, что раньше было запрещено, в пределах разумного, конечно.
Желательно обучить плавать не только ребенка, но и мать. Бани и сауны! Никаких диет! Обычная разнообразная пища, как всем здоровым детям. Обязательно - обильное питье.
Измените все привычные маршруты прогулок таких детей, руководствуясь простыми советами родителям.
1. В другую сторону от тех мест, где гуляли прежде с больным ребенком.
3. Вместо курортов и лагерей для больных детей - зоопарки, цирки, парки, походы и прогулки. То есть ребенок должен получать все, что необходимо для развития обыкновенного здорового ребенка.
4. Ребенок должен умываться утром прохладной водой. Ходить дома только босиком (без носков и тапочек).
5. Ребенок должен лезть на деревья, заборы, драться со сверстниками за игрушки, пусть неумело, кое-как. Не одергивайте и не опекайте его. Пусть падает, ударяется, ходит поцарапанный кошкой. Он познает жизнь! Поощряйте это. «Жизнь познается при помощи синяков и шишек». Ребенок этот период пропустил. Задача родителей - не мешать ему наверстывать упущенное.
Все выше указанные советы направлены на разрушение условно-рефлекторного механизма поведения больного ребенка и создание нового стереотипа поведения выздоравливающего ребенка. Максимальная занятость матери отвлечет ее от привычного стереотипа поведения - ухода за больным ребенком, нормализует ее психическое состояние, переориентирует ее на воспитание выздоравливающего ребенка.
Литература
1. Шамарин Т. Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Калуга, 1996. С. 5-7.
2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Москва, 1999.
3. Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. Пер. с англ. Москва, 1999.
4. Эриксон Милтон Г. Уроки психотерапии. (Уроки гипноза.) Пер. с англ. Москва, 1994.
5. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. Пер. с англ. Москва, 1999.
Из книгиСоблазнение автора Сергей ОгурцовСоветы:Попробуй обойти все «минусы» и использовать все «плюсы».И действительно осторожнее – в чатах много придурков-виртуалов, прикидывающихся девушками. Потом или смешно (когда понимаешь, перед КЕМ ты хвост распушил), или неприятно.Площадка для экспериментов, правда,

Из книгиКрасота тела в силе духа автораГеннадий Петрович МалаховПриложение: полезные советы для красоты кожиЗдоровье и красота кожи лицаВода – хорошее гигиеническое средство ухода за кожей лица, но собственная урина лучше. И в этом нет ничего необычного, ведь ребенок, находясь в утробе матери, плавает в «водоеме», образованном в

Из книгиТалассо и релаксация автораИрина КрасоткинаСОВЕТЫПрежде чем принимать морскую ванну, запаситесь хотя бы тремя часами свободного времени. Не назначайте никаких дел и встреч сразу же после этой процедуры. Найдите возможность хотя бы немного отдохнуть и побыть в расслабленном, умиротворенном

Из книгиПрогнозирующая гомеопатия Часть II Теория острых болезней автораПрафулл ВиджейкарСоветы врачамБудь терпелив - не повторяй назначениеЕсли лекарство было показано, оно проявит свое действие в течение 24 часов, и мы увидим улучшение или ухудшение. Дай организму возможность излечиться. Не навязывай излечение, лишь стимулируй организм лечить самого себя.

Из книгиМы и наши дети автора Л. А. НикитинаНАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМАБыло однажды так: пригласили нас в московский родильный дом, и мы рассказали врачам, акушерам, сестрам (собралось человек 30) о том, что вы уже прочитали в этой главе. Вопросам не было конца: - И вы поили некипяченой водой? -

Из книгиВосстановление щитовидной железы Руководство для пациентов автораАндрей Валерьевич УшаковХождение по врачам-1Одна из моих пациенток очень удачно описала состояние специализированной эндокринологической помощи в одном из областных городов России. Привожу его здесь абсолютно без изменений.«С появлением проблемы с щитовидной железой, последовал круговорот

Из книгиЭнциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья автораНиколай Михайлович АмосовБОЙТЕСЬ ПОПАСТЬ В ПЛЕН К ВРАЧАМРассуждения о медицине, врачах и здоровьеГоре от потери здоровья может сравниться только с нищетой. Кажется, совсем недавно были радужные надежды на подъем страны в условиях независимости, свободы и демократии. И вот - все изменилось:

Из книгиСвое лицо, или Формула счастья автораХасай Магомедович АлиевСоветы практикующим КлючСовет «гипотонику»: если после расслабления вы испытываете состояние «разбитости», значит, во время упражнений вам необходимо повышать, а не понижать свой общий тонус.Это делается очень просто: на волне «гармонизирующего биоритма» представьте

Из книгиЛечебное питание. Повышенный холестерин автораМарина Александровна СмирноваПолезные советыНиже приведены рекомендации, которые помогут вам предотвратить поступление в организм избыточного количества холестерина и при этом сбросить лишние килограммы.1. Поскольку наибольший процент холестерина содержится в продуктах животного

Из книгиСыроедение автораИрина Анатольевна Михайловафизическойреабилитации при ДЦП
Удетей с нарушением функцийопорно-двигательного аппарата и детскимцеребральным параличом (ДЦП) из-задвигательных нарушений недоразвитымиоказываются костная, мышечная, эндокринная,сенсорные системы, что приводит кдефициту естественных потребностейребенка в движении, игре, эмоциях,общении. Кроме того, в двигательнойсфере наблюдается отставание в физическомразвитии и физической подготовленности.
Методыфизиотерапии широко используются навсех этапах лечения и реабилитациидетей, больных ДЦП, с целью восстановленияфункций головного и спинного мозга,периферической нервной системы,опорно-двигательного аппарата, ихпсихоэмоционального развития, укрепленияобщего состояния. Они относятся к числуметодов, которые дают в комплексе соспециальной гимнастикой, массажем,медикаментозной терапией, логопедической,ортопедической, психопедагогическойкоррекцией отчетливый лечебный эффект,иногда проявляющийся даже при относительнокоротких курсах лечения.
Основаниемдля назначения физических методовлечения при ДЦП являются те патологическиеизменения структуры и функции головногомозга, которые возникают при данномзаболевании. Органические изменения вцентральной нервной системе приводятк стойким параличам и последующейатрофии мышц, нарушению двигательныхфункций, расстройству речи, интеллектаи т. д. Как правило, возникает дефицитафферентно-эфферентной импульсации.Вместе с тем, наряду с погибшими нервнымиклетками в передней центральной извилинеголовного мозга, экстрапирамидныхобразованиях, мозжечке и другихструктурах, ведающих функциями движения,координации, мышечного тонуса, речи,имеются полностью сохранившиеся нервныеклетки и нервные клетки, пострадавшиетолько частично. Используемые при ДЦПфизические факторы воздействия направленына оживление и усиление функции нервныхклеток, которые берут на себя функциюпогибших клеток, на создание благоприятныхусловий для восстановления сохранившихся,но функционально угнетенных участковцентральной нервной системы, реализациюее пластических и компенсаторныхвозможностей. Они применяются также сцелью воздействия на пострадавшиедвигательные пути, мышцы, суставы.
Физическиефакторы, влияние которых используетсяс лечебными и профилактическими целями,делятся на естественные, имеющиеся вприроде и используемые обычно в курортныхусловиях (например, солнечные лучи,лечебные грязи, естественные минеральныеводы и др.), и преформированные, т. е.созданные искусственным путем, которыеприменяются в физиотерапевтическихкабинетах. Это электро-, магнито- исветовоздействия, ультразвуковаятерапия, некоторые виды тепло- иводолечения.
Всефизические факторы - комплексныераздражители. Воздействуя на организм,они вызывают в нем сложные адаптационныереакции с общими и местными компонентами.
Наиболееуниверсальным в механизме действиямногих физических факторов являетсятепловой эффект, который проявляетсяв той или иной степени при реализацииреакции на воздействие. Происходитусиление регионального кровотока,местных микроциркуляторных и метаболическихпроцессов. Так проявляется неспецифическийкомпонент действия физического фактора.Однако каждый физический фактор оказываетсвое, присущее только ему специфическоедействие. Оно определяется особенностямифизического фактора и избирательностьюпоглощения его теми или иными тканямиорганизма, которая зависит от ихфизико-химических свойств и глубинырасположения. Процессы, характерныедля действия каждого фактора, формируютсяна клеточно-молекулярном уровне.Специфичность воздействия физическогофактора на организм связана также ссоотношением частоты электромагнитныхколебаний функционирующей ткани ифизического фактора. В случае резонансногосовпадения этих частот устанавливаютсянаиболее благоприятные условия дляреализации его терапевтическихвозможностей.
Независимоот места приложения и вида физическогофактора ответная реакция организмавсегда формируется через нейрогуморальныеи гормональные механизмы регуляцииосновных функций организма.
Особенностьотечественной физиотерапии заключаетсяв использовании физических факторовмалой интенсивности. Известно, что всефункциональные системы организмаработают на очень низком энергетическомуровне. Малые дозы поглощенной энергиифизического фактора стимулируют, абольшие дозы, напротив, угнетаютдеятельность функциональных систем.Поэтому более выраженный терапевтическийэффект наблюдается при слабой интенсивностииспользуемого физического фактора посравнению с физическим фактором среднейи большой интенсивности. Эффективностьмалых доз воздействия особенно нагляднапри проведении процедур на областипроекции функционально активных зон-эндокринные железы, вегетативные узлы,иммунокомпетентные органы.
Назначаякурс процедур, учитывают фактор привыканияорганизма к повторяющимся однотипнымвоздействиям, ведущий к снижению ихтерапевтической эффективности. Поэтомув процессе лечения меняют параметрыфизического воздействия, используемыеметодики, сам способ физическоговоздействия. Это положение особенноактуально при лечении больных ДЦП,которое продолжается годами.
Прифизическом воздействии могут преобладатьместные, сегментарные или общие реакцииорганизма. Для общего воздействияиспользуют лечебные методы, оказывающиевлияние на функциональное состояниеклеток головного мозга и расположенныев нем жизненно важные центры, ирефлекторно-сегмен-тарные методики. Влечебный комплекс включают такжевоздействие на мышцы и связочно-суставнойаппарат.
Выборадекватного метода физиотерапии больномуДЦП определяется особенностямифизического фактора, клиническойсимптоматикой, общим состоянием больного,сопутствующими заболеваниями.
Передпроведением физиотерапевтическойпроцедуры необходимо успокоить ребенка(вплоть до назначения седативныхпрепаратов легко возбудимым детям),дать ему отдохнуть. Дозу воздействияпостепенно увеличивают как во времяпроцедуры, так и в ходе курса лечения.При использовании аппаратной физиотерапиив ряде случаев первую процедуру следуетпроводить без включения аппарата с тем,чтобы не испугать ребенка и не вызватьу него негативного отношения к последующимпроцедурам.
Длялечения детей чаще применяют импульсныережимы физического воздействия. Этопозволяет уменьшить энергетическуюнагрузку на растущий организм ииспользовать преимущественно специфическийкомпонент действия фактора. Получившиев последнее время распространениепроцедуры магнито- и лазеротерапииотличаются высокой эффективностью,легко переносятся детьми и поэтомунашли широкое применение в лечебнойпрактике.
Продолжительностьфизиотерапевтических процедур и общеечисло их на курс лечения у детей меньше,чем у взрослых, проводят их через деньили два дня подряд с отдыхом на третийдень. Во время проведения процедурыребенок должен находиться под постояннымнаблюдением персонала. Необходимоследить за его общим состоянием,двигательной и эмоциональной реакцией,цветом кожных покровов, регистрироватьчастоту пульса, по показаниям -артериальное давление. После процедурыребенок отдыхает в течение 20-30 мин. Присоставлении индивидуальных комплексовлечебных мероприятий согласовываютвремя проведения этих мероприятий срежимом дня, учебно-воспитательнойработой, планируют их так, чтобысохранялась преемственность на разныхэтапах лечения. Проводят процедуры неранее чем через час после приема пищиили через 30-45 мин после него.
Выделяютнекоторые общие положения, определяющиевыбор физических методов лечения больныхразными формами ДЦП.
Приспастических формах ДЦП (спастическаягемиплегия, спастическая диплегия,двойная гемиплегия) физио- и бальнеологическиепроцедуры назначают с целью направленноговоздействия на патологический очаг вголовном мозге, на уменьшение спастичностимышц, повышение тонуса ослабленныхмышц-антагонистов спастичным, устранениеконтрактур и деформаций суставов,улучшение речи, координации движений,коррекцию психоэмоциональной сферы.
Больнымэтими формами ДЦП назначают электрофорезлекарственных веществ, улучшающихкровоснабжение и функциональноесостояние клеток головного мозга,способствующих снижению тонуса спастичныхмышц, а также магнитотерапию и микроволновуютерапию (ДМВ) на область головы (на одноили оба полушария), трансцеребральнуюимпульсную терапию, электростимуляциюослабленных мышц - антагонистовспастичным и артикуляционных мышц,теплолечение (грязевые, парафиновые,озокеритовые аппликации, облучениеинфракрасными лучами), разнообразныеводолечебные процедуры.
Пригиперкинетической форме ДЦП задачейфизиотерапии и бальнеотерапии являетсяподавление усиленной деятельностиподкорковых систем, уменьшениевыраженности гиперкинезов, генерализованныхдвигательных реакций, тоническогонапряжения мышц, улучшение речевыхфункций на фоне достижения седативногоэффекта.
Пригиперкинетической форме ДЦП применяютэлектрофорез транквилизаторов поцентральным методикам, атропина сульфата,сернокислого магния и др. на областьворотниковой зоны, электросон,дарсонвализацию головы и шейно-воротниковойзоны, электростимуляцию ослабленныхмышц, теплолечение, йодобромные, хвойные,гидрогальванические ванны, ванны изсенной трухи, корня валерианы.
Приатонически-астатической форме ДЦПлечение должно быть направлено науменьшение диффузной мышечной гипотонии,восстановление нарушенной координациидвижений, устранение туловищной атаксии,расстройств речи и интеллекта.
Больныматонически-астатической формой ДЦПназначают процедуры магнитотерапии иДМВ-терапии на лобную и затылочнуюобласти головы, УФ-облучение воротниковойи трусико-вой зон эритемными дозами,дарсонвализацию головы и воротниковойзоны, воздействие синусоидальнымимодулированными токами нанижнегрудную-верхнепоясничную область,сухие углекислые, общие и камерныеконтрастные ванны. В лечебный комплексвключают электрофорез галантамина,прозерина, фосфорнокислого натрия пометодике Вермеля, глутаминовой кислотыпо лобно-затылочной методике.
Важноезначение имеет ранняя стимуляцияразвития двигательных навыков. Каждомуребенку назначается индивидуальныйкомплекс лечебной физкультуры взависимости от возраста и формызаболевания. При развитии двигательныхфункций важно соблюдать возрастнуюзакономерность их развития, поэтапнотренировать все виды двигательнойактивности: повороты, сидение с последующимвставанием на колени, а затем на ноги,положение на животе с последующимползаньем. Привлекая ребенка к активномувыполнению движений, следует избегатьего чрезмерных усилий, что приводитобычно к резкому повышению мышечноготонуса.
Наначальном этапе работы по развитиюдвижений у детей с церебральным параличомиспользуют серию упражнений длястимуляции подъема и удержания головы,разгибания верхней части туловища.Позже проводят упражнения для тренировкиопоры на предплечья и на кисти, стимулируютползанье на животе, проводят специальныеупражнения для тренировки поворотовтуловища (Бадалян Л.О.) .
Вдальнейшем ребенка обучают стоянию начетвереньках и развивают функциюравновесия в этом положении, стимулируютползанье на четвереньках, проводятспециальные упражнения по тренировкефункции сидения, развивают способностьсамостоятельно садиться, вставать наколени, затем на ноги, развиваютвозможность вертикальной позы и ходьбы.
Важноезначение в физическом воспитании ребенкас церебральным параличом имеют специальныеупражнения, направленные на развитиеманипулятивной функции рук. Развитиефункции рук тесно связано с формированиемобщей и артикуляционной моторики.Известно, что ранней стадией общенияявляется язык жестов. Тренировка функциируки имеет важное значение для развитияпсихических и речевых навыков. Ребенкаучат захвату и произвольному отпусканиюпредмета. При этом важно, чтобы в захватеучаствовали, в первую очередь, большой,указательный и средний пальцы, а нетолько мизинец и безымянный. Для этогополезно проводить специальные упражнения,например, учить ребенка подносить ложкуко рту.
Ребенкус церебральным параличом трудно нетолько захватить предмет, но и отпуститьего, поэтому ребенка важно учитьпроизвольному разжиманию кисти, а такжеперекладыванию предмета из одной рукив другую. Для развития дифференцированныхдвижений пальцев, например для надавливанияуказательным пальцем, используютразличные предметы и игрушки.
Важноезначение имеют специальные упражненияпо подготовке и развитию самостоятельнойходьбы. Для этого ребенка следует обучитьправильной вертикальной постановкеголовы и туловища по отношению к опорнойповерхности- умению перемещать центртяжести на опорную ногу, равномерномураспределению массы тела на обе ноги.Необходимо развить у ребенка спорностьстоп и шаговые движения в разных исходныхположениях: лежа на спине, сидя на детскомстульчике, стоя.
Вначалеребенка обучают вставанию и ходьбе споддержкой при этом необходимо обратитьвнимание на правильное распределениецентра тяжести тела и сохранениеравновесия. С этой целью тренируютходьбу с опорой на передвигающийсявпереди утяжеленный стул, коляску сгрузом, учат ходить в брусьях и ходунках(Бадалян Л.О.) .
Важноезначение имеют и специальные корригирующиеприемы по стимуляции реакций равновесия.Специфика упражнений дифференцируетсяв зависимости от формы ДЦП. Возможностьстояния и ходьбы у детей с церебральнымпараличом зависит от степени пораженияног, развития контроля головы и реакцийравновесия. Становление этих функцийзначительно затрудняется, если ребенокне может использовать руки для поддержки(Бадалян Л.О.) .
Дляулучшения общей подвижности и физическогоразвития можно использовать уже изученныеребенком основные двигательные навыки,применяя их в различных сочетаниях и вразличных условиях. Сюда могут бытьотнесены самые разнообразные переменыположения тела в комбинации с захватами,бросками предметов, задания на равновесие,преодоление каких-либо препятствий ипр. Для улучшения подвижности икоординации движений, также можноиспользовать упражнения с мячом.Упражнения с различными мячами (малыми,большими) динамичны и эмоциональны,способствуют развитию силы, координационныхспособностей, быстроты простой и сложнойдвигательных реакций, требуют способностик концентрации и переключению внимания,пространственной, временной, динамическойточности движений и их биомеханическойрациональности. Они эффективно влияютна развитие как психических процессов(внимания, восприятия, памяти, рациональностимышления, воображения), так и физиологических(усиливают кровообращение, дыхание,обмен веществ) и используются в качествеобщеразвивающих, подготовительных испециальных упражнений в физическойреабилитации детей с двигательныминарушениями.
Кромелечебной гимнастики, для подготовкиребенка к самостоятельному передвижениюшироко используются различные видымассажа. Классический лечебный массажпри ДЦП способствует расслаблениюнапряженных мышц и стимулируетфункционирование ослабленных мышц.Используются различные приемы массажа:поглаживания, потряхивания, точечныйи вибрационный, криомассаж.
Задачимассажа: нормализация произвольныхдвижений, мышечного тонуса, улучшениекрово- и лимфотока, предупреждениевозникновения контрактур, стимуляцияослабленной функции мышц, усилениеметаболизма тканей. В комплексноелечение ДЦП также включаютсегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК.
Главными действенным средством коррекции ипрофилактики при двигательных нарушенияхявляется правильное и своевременноефизическое воспитание, в котором особоевнимание следует уделить укреплениюмышечного аппарата и равномерномуфизическому развитию.
Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность-
  • нездоровый образ жизни матери-
  • наследственная предрасположенность-
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода-
  • острые или некоторые хронические заболевания матери-
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом-
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери-
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении-
  • рождение двойни или тройни-
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми - таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы-
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста-
  • преобладание одной руки к 18 месяцам-
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.


Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными - все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные-
  • у ребенка судороги-
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными-
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц-
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук-
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки-
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова-
  • малыш не ходит или ходит неестественно-
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия-
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания-
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок-
  • повышающие биоэлектрическую активность мышц-
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц-
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт-
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения-
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация-
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность-
  • занятия с психологом-
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа Логоритмика)-
  • специальная педагогика-
  • шиацу-терапия - массаж биологически активных точек-
  • занятия по методике Бобат - специальная гимнастика с применением определенного оборудования-
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц-
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению-
  • методика Пето - разделение движений на отдельные акты и их разучивание-
  • хирургические ортопедические вмешательства-
  • санаторно-курортное лечение-
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация - важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич».

Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Средства технической реабилитации

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту - приспособиться к жизни.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора-
  • развитие памяти, внимания и мышления-
  • воспитание навыков личной гигиены-
  • воспитание навыков самообслуживания-
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.
Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Инвалидность при ДЦП

Имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования. Маме с ребенком предстоит пройти невролога, хирурга, психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста и ЛОРа. На этом «приключения» отнюдь не заканчиваются. Далее следует:

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением-
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике-
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения - например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях-
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ-
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства-
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания-
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу)-
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год)-
  • освобождение от оплаты в детских садах-
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо - 1,2 тыс. рублей)-
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год)-
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж-
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее-
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.
Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО - Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи - педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште - столице Венгрии - это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  ____       _      __  __   _____   _  __   ____ 
| _ \ / \ | \/ | | ____| | |/ / / ___|
| | | | / _ \ | |\/| | | _| | ' / | | _
| |_| | / ___ \ | | | | | |___ | . \ | |_| |
|____/ /_/ \_\ |_| |_| |_____| |_|\_\ \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме