Скачать презентацию по биологии на тему память. Презентация на тему Память и её виды. Объяснение нового материала

Скачать презентацию по биологии на тему память. Презентация на тему Память и её виды. Объяснение нового материала

Презентация рассказывает о памяти, удивительной способности нашего мозга. Это благодаря ей мы помним такое огромное количество сведений. Однако не всегда в нужный момент можно восстановить в голове нужную информацию. Почему так происходит, можно понять, если ближе познакомиться с этим сложным процессом. Скачать презентацию о памяти можно как для классных часов, так и для уроков анатомии, психологии. Известны ли вам, что запоминать человек начинает еще задолго до своего появления на свет. Находясь в утробе, эмбрион с 20 недели хорошо слышит, все, что происходит рядом с ним, и запоминает некоторые звуки, ощущения. В процессе жизни наша память развивается, совершенствуется. Ученые выделяют несколько ее видов. Зная их, школьникам будет намного легче организовать свою учебную деятельность, достичь высоких результатов.


Презентация дает подробный рассказ о том, что собой представляет память человека. Школьникам интересно будет узнать, почему у одних она феноменальная, а у других желает быть намного лучше. Скачать работу ученицы 10 класса можно для классных часов, для уроков анатомии, биологии или окружающего мира в 4 классе.
Итак, отправляемся вместе со школьницей исследовать устройство человеческой памяти. Неверно утверждать, что в нашем мозгу есть какой-то определенный центр, который хранит всю полученную информацию. Все намного сложнее. Оказывается, различные участки мозга отвечают в разной степени за сохранность поступивших к ним сведений. Вот почему у одних людей больше развита зрительная память, а у других двигательная или эпизодическая. Хотите знать больше? Придется скачать презентацию и изучить все 24 слайда электронной разработки.


Презентация рассказывает об удивительном свойстве воды. Это бесцветное вещество способно сохранять полученную информацию. Это говорит о том, что существует память воды. Хотите в этом убедиться? Необходимо скачать исследовательскую работу ученицы 10 класса и вместе с ней пройти тот сложный путь, который она досконально изучила.
Огромное количество трудов посвящено бесцветной жидкости, которая дает жизнь всему живому. Кроме привычных ее свойств, ученые открывают и необычные ее качества. Сюда относится память воды. Изучив это свойство, человек использует жидкость для воздействия на свой организм, для лечения, для проведения различных ритуалов. Это не просто некая физическая субстанция, это достаточно сложный организм, который не до конца изучен.


Презентация дает полезные сведения школьникам о том, как развитие памяти и внимания влияет на успешность обучения в школе. Показать разработку можно на классном часу, на психологических занятиях и при проведении тренингов. С материалом можно ознакомить родителей школьников, которые тоже смогут помочь своему ребенку стать более удачным.
Прежде чем заняться развитием памяти и внимания, ученикам предлагается познакомиться с удивительными фактами из жизни некоторых феноменальных личностей, способных помнить практически все, что было в их жизни. К числу таких особ относятся Александр Македонский, Сократ, Юлий Цезарь, Леонард Эйлер. В работе приведены способы, которые помогут улучшить память. Это зрительные диктанты, проговаривание ситуации, создание ассоциаций. Есть в пособии и советы, что следует делать регулярно, чтобы улучшать процесс запоминания.


Презентация будут достаточно интересной для тех, кто решил заняться тренировкой памяти. В работе собран ряд упражнений, которые позволят начать этот увлекательный процесс, который поможет в дальнейшем стать человеку более успешным. Чем раньше ученик поймет, что только от него самого зависит качество памяти, тем скорее он приступит к самосовершенствованию. Электронный ресурс можно скачать для классных часов в начальной или средней школе.
Не стоит жаловаться на то, что объем информации в школе настолько обширный, что запомнить все практически невозможно. Оказывается можно, и некоторые в этом успешно убедились. Ставьте для себя реальную цель: «Я сегодня тренирую свою память для того, чтобы завтра мне было легко учиться». И поверьте: все обязательно получится.


Презентация знакомит школьников с различными видами памяти человека, которые помогают нам сначала запомнить материал, а затем воспроизводить его при необходимости в нужной последовательности, осознанно. Невозможно жить, потеряв это свойство своего организма, поэтому так важно не только много знать о нем, но и сохранить его ясным до глубокой старости.
Существует множество классификаций видов человеческой памяти. Ученица в своей работе выбрала наиболее доступную версию для понимания ее ровесниками, поэтому познакомимся с ней более подробно. Итак, виды человеческой памяти:

  • по объекту запоминания: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая-
  • по степени волевой регуляции: произвольная и непроизвольная-
  • по длительности хранения полученной информации: кратковременная, оперативная, долговременная-
  • по участию мышления: смысловая, механическая.

Каждый из представленных видов подробно расписан в работе.


В презентации предлагаются игры для развития зрительной памяти учеников 1 класса. Игровые задания можно использовать как для работы в обычном классе, так и для тренировки зрительной памяти детей, имеющих диагноз ЗПР. Проводить игры можно как на индивидуальных занятиях, так и на классных часах.
Перечень упражнений, предлагаемых в работе:

  • Дама сдавала в багаж
  • Пексессо или парочки
  • Сказочный паровоз
  • Головоноги

В работе описывается каждое упражнение, приводятся правила, имеется наглядность.


ПАМЯТЬ Подготовила: учитель математикиМКОУ «Троицкая СОШ»Игуменова И.С.
Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека
Наглядно-образная память
Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Словесно-логическая память
Зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Двигательная память
Это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Эмоциональная память
Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания.
Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.
Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания - повторении.

Повторение - самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом-

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала-
3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Тренировка памяти
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем % эффективного запоминания.
1. Украинец 2. Экономка3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть9. Словарь10. Глина 11. Масло12. Бумага 13.Сладости 14. Логика 15. Социализм 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Вы должны написать все 20 слов с их номерами так, как вы их запомнили. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
 

Подписи к слайдам:

Память. Диагностика и развитие памяти
Задачи: Понять, что такое память. Изучить свойства памяти. Определить виды своей памяти. Определить объём памяти. Узнать, как можно развивать свою память.
Память- психический процесс Запоминания Сохранения Воспроизведения прошлого опыта
Запоминание Механическое Осмысленное Непроизвольное Произвольное
Сохранение Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память
Воспроизведение Непроизвольное воспоминание Произвольное воспоминание
Свойства памяти объём прочность точность организованность
Виды памяти Двигательная память Эмоциональная память Образная(зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) Словесно-логическая
Диагностика слуховой памяти «10 слов» дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
Диагностика смысловой памяти «Пары слов» шум - вода дуб - желудь стол - обед дичь - выстрел мост - река рой - пчела рубль - копейка час - время лес - медведь гвоздь - доска
Пары слов Шум Стол Мост Рубль лес Дуб Дичь Рой Час гвоздь
Определение объёма памяти
Тренировка памяти Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Запишите как можно больше слов на темы: Школа Спорт Музыка Искусство Книга
Повторите скороговорку Карл у Клары украл корралы, а Клара у Карла украла кларнет. Я вокруг погреба хожу. Все про погреб говорю. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Пошла Поля полоть в поле, да все поле не переполоть Поле.
Напишите рассказ Поляна Колесо Чашка Ведро Нора Лупа Весы Экскаватор Листья Овраг
Гибкость памяти 1.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… 2.По улицам слона водили… 3.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит…. 4.У лукоморья дуб зеленый… 5.В доме восемь дробь один У заставы Ильича…
Правила запоминания Относится к предмету не безразлично, а с интересом. Старайтесь понять смысл материала. Выделите главное, что нужно запомнить. Систематически повторяйте и воспроизводите материал
«Повторение – мать учения» Что запоминается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.
ПАМЯТЬ самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.
  2 Биологическая память Биологическая память – фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию Биологическая память – способность живых существ (или их популяций) воспринимать воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры (Ашмарин И.П., 1975). Виды биологической памяти на основе этапов эволюции: Генетическая память, Иммунологическая память- Неврологическая память.

 

  4 2. Иммунологическая память Иммунологическая память – способность иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и т.д). В эволюции возникает позже генетической Антигенами называют все инородные для организма вещества вне зависимости от их происхождения. Антитела – иммунные белки, способные разрушать антигены.

  5 Формирование иммунного ответа: Принимают участие две системы: система Т- лимфоцитов и система В-лимфоцитов. Система Т- лимфоцитов – обеспечивает клеточную защиту: разрушение чужеродных клеток с помощью специфических клонов лимфоцитов. Центральный орган Т-системы – вилочковая железа (Т- тимус), вырабатывающая различные популяции Т- лимфоцитов (Т - киллеры, Т- хелперы, Т - клеточные рецепторы и т.д). Система В-лимфоцитов относится к костному мозгу, обеспечивает гуморальную защиту, продуцирует В- лимфоциты и плазмоциты (клетки – потомки). Плазмоциты вырабатывают различные иммуноглобулины в качестве антител, встроенных в их мембрану. Обе системы распознают и уничтожают генетически чужеродные тела или вещества.

  6 Механизм действия: 1). На мембране Т-лимфоцита киллера находятся антитело подобные рецепторы, распознающие антиген на мембране чужеродной клетки. 2).Т-киллеры прикрепляются к клетке-мишени. 3). Т-киллеры выделяют белок, нарушающий целостность клетки–мишени, что приводит к гибели чужеродной клетки. 4). Т-киллеры открепляются от клетки-мишени, переходят на другую клетку. Процесс повторяется несколько раз. В-лимфоциты не обладают физиологической активностью, ведущей к разрушению антител. При встрече с антигенами к антителам подключается система комплимента, активирующая комплекс антиген-антитело. Это приводит к усилению действия антител, комплекс нарушает целостность мембраны (продырявливает), вызывает воспаление, что приводит к гибели чужеродной клетки.

  7 Клонально-селекционная теория иммунитета (Ф.М.Беркет, 1957) Активированный антигеном лимфоцит вступает в процесс деления и дифференцировки и образует клетки, секретирующие антитела. Из одной клетки возникает генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. Клоны лимфоцитов-потомков состоят из плазматических клеток, секретирующих антитела и клеток «памяти». Эти клетки при повторяющемся воздействии тем же антигеном способны превращаться в клетки – потомки обоих типов – эффекторные и клетки памяти. Эффекторные клетки живут несколько дней, клетки – памяти – до нескольких десятилетий. При повторной встрече с тем же антигеном распознающие его клетки-памяти создают эффекторные клетки, продуцирующие специфические антитела, одновременно увеличивается количество Т-киллеров. Таким образом, иммунологическая память, используя генетическую память, обеспечивает приспособление организма к многообразию внешней среды

  8 3. Неврологическая (нервная) память Совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. В основе неврологической памяти лежит способность нервной системы в длительному хранению информации. В эволюции возникла в связи с дифференцировкой нервной системы. В неврологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) и фенотипическую память. Генотипическая память обеспечивает у высших животных становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врожденного поведения, играющих роль в приспособлении и выживании вида. Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Механизмы фенотипической памяти обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в течении жизни в процессе индивидуального развития.

  9 Временная организация памяти: Важным является отражение в памяти фактора времени. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения (Термин предложен зоологом Дж. Янгом в 50 е годы XIX в). Становление энграммы осуществляется в несколько этапов, различающихся по механизмам фиксации энграммы, степени устойчивости энграммы и по объему сохраняемой информации. Два основных процесса – консолидация и реверберация. Консолидация – процесс, приводящий к закреплению энграммы. Реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения (в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности), в долгосрочную.

 

  11 1). Сенсорная память (иконическая, эхоическая память) Характеризуется наиболее коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, после действующего стимула. Стимул - на уровне сенсорной клетки приводит к формированию рецептивного поля - что является первичным следом памяти в нервной системе. Емкость иконического хранения информации: для зрительного стимула – 9 элементов в течении 250 мс- для звука – около 12 с. Сенсорная память непроизвольна, непродолжительна. В течение этого времени происходит процесс опознания объекта.

  12 2. Краткосрочная память Следующий этап формирования энграммы. Временное разрешение – до 10 мин. Информация удерживается в системе кратковременной памяти для ее обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Свойство – нестойкость и подверженность нарушениям, что может приводить к ретроградной амнезии. Основные характеристики кратковременной памяти: Необходима для перехода следа в долговременную Кратковременная память быстро угасает Объем кратковременной памяти ограничен Физиологическая роль – закрепление энграммы за счет избирательного повышения эффективности синаптической передачи и повышения возбуждения постсинаптических нейронов.

 

  14 Система памяти у улитки Aplysia Повторная стимуляция сенсорной терминали вызывает постепенное уменьшение потенциала нейрона вплоть до полного его исчезновения. Возникшее привыкание появляется из-за малой биологической значимости сигналов. Если болевые стимулы раздражают облегчающую терминаль каждый раз, когда стимулируется сенсорная терминаль, то сигналы в постсинаптическом нейроне становятся всё более сильными и продолжают оставаться сильными в течение минут, часов, дней без дальнейшей стимуляции облегчающей терминали. Две пресинаптические терминали: от сенсорного нейрона оканчивается на поверхности стимулируемого нейрона сенсорная- терминаль, являющаяся пресинаптическим окончанием, лежит на поверхности сенсорной терминали, это облегчающая терминаль.

  15 4. Долговременная память (ДП) Вид памяти, обеспечивающий удержание и хранение информации продолжительное время (практически не ограниченное), сохранение умений и навыков. В долговременную память Энграмма переходит примерно через 45 мин. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память называется процессом консолидации памяти. Энграмма устойчива, не подвержена разрушению. Объем хранимой информации и время ее хранения практически не ограничены.

  16 Молекулярные механизмы ДП (экспрессия генов) 2 стадии активации синтеза регуляторных и эффекторных белков. Эффекторные белки определяют хранение информации в организме, Регуляторные белки – присоединяясь к ДНК или отделяясь от нее, контролируют экспрессию генов. Внешнее воздействие приводит к изменению экстраклеточной среды клетки, вызывает в геноме каскадную реакцию, в которой выделяют две фазы активации синтеза белков и РНК. 1. Первая фаза активации: соответствует индукции специфических регуляторных генов из класса ранних генов. Известно около 100 ранних генов. Продуктами большинства ранних генов – являются регуляторные белки. Под влиянием серотонина и ц-АМФ создается 15 белков. Активность этих белков наступает через мин после воздействия, кратковременна (от 1 до 3-х часов) – этот процесс соответствует кратковременной и промежуточной памяти. 2) На стадии кратковременной памяти происходит взаимодействие нейромедиатора и мембранных рецепторов.

  17 Молекулярные механизмы ДП 3) На стадии промежуточной памяти – происходит действие протеинкиназ, которые фосфорилирует пресинаптические белки ионных каналов. Ранние гены контролируют транскрипцию поздних генов, которые являются для них мишенями. Регуляторные белки (продукты ранних генов) продуцируют экспрессию поздних генов – морфорегуляторных. Эти гены определяют вторую фазу синтеза РНК и белков. 2. Вторая фаза синтеза РНК и белков – обуславливает рост и изменение клеточных связей в структурах мозга. Вторая волна активности появляется через 3 часа после воздействия и длится около 5 часов. Включает синтез 4-х новых белков, через 24 часа – еще 2-х белков. Долговременная память формируется после экспрессии поздних генов и зависит от индукции новых генов через вторичных посредников. Предполагают, что ранние эффекторные гены отвечают за синтез белков, которые сохраняют информацию в течение дней. Поздние эффекторные гены поддерживают информацию в течение недель и месяцев.

  18 Организация памяти В иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след. Эти следы составляют содержание сенсорной памяти. Далее сенсорная информация поступает в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет роль в процессе консолидации следов памяти.

 

  20 Организация памяти Функции гиппокампа: выполняет роль селективного входного фильтра: классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. При поражении гиппокампа возникает корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий.

  21 Системы регуляции памяти Выделяются два уровня регуляции памяти: 1) неспецифический уровень: ретикулярная формация, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобная кора- 2) модально-специфический, связанный с деятельностью анализаторных систем.

  22 Состояние энграммы: восстановление энграммы 1). Спонтанное восстановление памяти. В клинической практике – случае восстановления временно утраченной памяти. 2). Восстановление действием второго электрошока - комбинация « стимул – наказание (используемый при обучении) – электрошок» 3). Метод напоминания - перед тестированием сохранения навыка животным предъявляли электрическое раздражение, силой, меньше силы «наказания». Восстанавливающее действие не зависит от интервала времени между тестированием и предъявлением «напоминания». Роль напоминания может выполнять обстановка. 4). Метод ознакомления - перед обучение животное помещали в экспериментальную камеру и давали время для ознакомления с ней, после применения амнестического агента ретроградная амнезия не наступала.

  23 Положения теории активной памяти Активная память – совокупность активированных старых и новых энграмм. Активная Энграмма – след памяти, существующий на уровне электрической активности определенных нервных элементов. А) Новые энграммы формируются в процессе обучения. В момент образования они аналогичны энграммам кратковременной памяти по способности к быстрому угасанию, небольшому объему хранимой информации, возможности разрушения. Б) Старые энграммы – извлекаются из долговременной памяти. Могут находиться в активном и неактивном (латентном) состоянии. В поведении реализуется Энграмма, находящаяся в активном состоянии. Повторная активация энграмм может происходить: а) спонтанно, б) под влиянием внешних и внутренних факторов (например – под воздействием неспецифической активации), в) под воздействие модулирующих систем мозга, которые определяют уровень бодрствования, внимания, эмоционального возбуждения. М-м: Актуализацию следов памяти связывают с префронтальной корой мозга. Информация, хранящаяся в теменной (система «Где») и височной коре (система «Что»), поступает на нейроны префронтальной коры, которые выполняют роль кратковременного буфера для оперативного использования во время когнитивной и исполнительной деятельности. Использование старых актуализированных энграмм определяют как рабочую или оперативную память.

  24 Формы памяти Процедурная (имплицитная) память – запоминание моторных навыков – память на действия. Определяется как знание того, что нужно делать. Формируется непроизвольно, требует неоднократных повторений, хранит информацию о причинно- следственных связях между событиями, но без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию. Декларативная (эксплицитная) память – основана на оперировании с понятиями. Это память на лица, предметы, события. Память произвольна, так как предполагает наличие знания об объекте запоминания. Процесс запоминания происходит быстро. Непроизвольная память - проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная задача запоминания информации. Произвольная память - связана с сознательным целевым запоминанием информации Эмоциональная память – запоминание эмоциональных компонентов поведенческого акта и субъективных переживаний человека.

  25 Формы памяти Образная память – хранение информации виде образов: предметов, явлений и событий, сохраняющих пространственно временные характеристики. Выделяют модально-специфические виды памяти в зависимости от модальности образа: слуховая, зрительная, осязательная, вкусовая, обонятельная образная память. Уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Явление получило название эйдетизм (человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденное). Отличие эйдетического образа от обычного в том, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Вербальная память – система запоминания, основанная на смысловых характеристиках понятий. Организация памяти основана на кодовом описании понятий и слов, обозначающих эти понятия.

  26 Формы памяти Логическая память – базируется на причинно-следственном характере запоминания информации, на использовании логических ассоциаций. Ассоциативная память – связана с запоминанием информации на основе последовательности ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основе разных аналогий, сравнений и т.д. Эпизодическая память – на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека. Строится на основе временных ассоциаций, последовательности событий во времени.

 

Слайд 2
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Слайд 3
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Слайд 4

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой безспециального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Слайд 5
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно спомощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:а) Механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Слайд 6
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация.
Слайд 7
Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.
Слайд 8

Как улучшить память

Читайте книги.На качество памяти большое влияние оказывает то, чему мы уделяем больше времени – просмотру телевизора или чтению книг. Понятно, что не в пользу телевидения все складывается, тут мы пассивны. А во время чтения книг мы включаем моторную и зрительную память, отделы мозга, контролирующие ассоциативное, абстрактное и логическое мышление.)
Слайд 9
2) Высыпайтесь. Во время сна мозг оценивает произошедшее за день и решает, что из этого оставить в памяти. Нарушенный сон влияет на способность нормально выстраивать запоминания.
Слайд 10
3)Ходите с закрытыми глазами Лоуренс Катц, профессор из США, разработал упражнения, которые называют нейробикой или фитнесом для мозга. Если вам предстоит многое запомнить или выучить наизусть, сначала выполните привычные для вас действия (например, примите душ, оденьтесь, приведите себя в порядок) с закрытыми глазами. Чем активнее клетки мозга, тем больше они выделяют вещество нейтрофин, который обеспечивает жизнедеятельность мозга.
Посмотреть все слайды

Категория: 

Оценить: 

5
Средняя: 4.5 (2 оценки)

Добавить комментарий

  _____   ____     ____   ____    ___   _     
| ____| | _ \ / ___| / ___| |_ _| | |
| _| | |_) | | | \___ \ | | | |
| |___ | __/ | |___ ___) | | | | |___
|_____| |_| \____| |____/ |___| |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме