Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего , который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную распространением романа Гёте «Страдания юного Вертера ».
Также Филлипс и Карстенсен () изучали существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет ( -), взяв данные о 12 585 самоубийствах подростков и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии 0-7 дней после такой истории в новостях. Это увеличение коррелировало (r = 0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Такая корреляция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрослых людей, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков.
Наконец, изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с по 1968 год , Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.
Филлипс отметил сходство между ситуацией первого ставшего знаменитым самоубийцы и ситуациями тех, кто покончил с собой вслед за ним (если самоубийца был в возрасте - возрастали самоубийства среди пожилых людей- если принадлежал к определенному социальному кругу или профессии - то учащались самоубийства в этих сферах), а также сходство между первым и последующими способами сведения счётов с жизнью. Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людей, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них похож.
Эффект Вертера упоминается в 8 серии 1 сезона телесериала «Обмани меня ».
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation.2010.
Смотреть что такое Эффект Вертера в других словарях:
- Эффект первичности - склонность индивида придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем, т. е. первые сведения о человеке более влияют на представление о нем, чем последующая получаемая информация …
Эффект труднодостижимости - – феномен, состоящий в том, что желанны те, кто менее доступен. Однако если кто то делает себя слишком труднодоступным или кажется таковым, он может отвадить от себя людей, уменьшив свою желанность. Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Die Leiden des jungen Werthers … Википедия
Marilyn Monroe Студийная фотограф … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Кэгон. Кэгон яп. 華厳滝 … Википедия
Иоганн Вольфганг (Johann Wolfgang Goethe, 1749 1832) великий немецкий писатель. Р. в старом торговом городе, Франкфурте на Майне, в семье зажиточного бюргера. Отец его, имперский советник, бывший адвокат, мать дочь городского старшины. Г. получил … Литературная энциклопедия
Детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера
Немецкий ученый Михаэль Йеттер (Michael Jetter) убежден: от журналистов могут зависеть жизни и смерти людей. Если говорить прямо, то статьи могут способствовать убийствам, особенно если это - сюжеты о террористических актах, сопровождаемые фотографиями или видео преступников и их жертв, например, на первых страницах газет или, если речь о телевидении, в прайм-тайм.
Йеттер, работающий в университете Западной Австралии в Перте, много лет изучал взаимосвязи между проблемой терроризма и ролью масс-медиа.Для своего последнего доклада он проанализировал свыше 61 тысячи терактов, совершенных с 1970 по 2012 годы в более чем 200 странах мира, и сравнил их освещение в американской газете New York Times.
Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой число террористических атак коррелирует, то есть, напрямую связано с их интенсивным освещением в СМИ. Любой дополнительный текст о террористическом акте увеличивает число терактов на следующей неделе, по его данным, в 1,4 раза. Для проверки своей гипотезы Йеттер провел тест, который, по данным ученого, показал: Как только в определенный день не было сюжета об Аль-Каиде, а был рассказ о природной катастрофе, то на следующей неделе терактов было меньше. Возможная причина - простая психологическая закономерность.
При чем тут Гёте и его Вертер
Дело в так называемом синдроме или эффекте Вертера, когда одно самоубийство провоцирует следующее. Термин синдром Вертера ввел в 1970-х годах социолог Дэвид Филипс, опираясь на известное произведение немецкого классика Йоганна Вольфганга Гёте Страдания юного Вертера. Кто не помнит: измученный безответной любовью главный герой кончает жизнь самоубийством.
Роман пользовался большой популярностью после выхода и вызвал неожиданный эффект: волну суицидов среди молодых людей. Эффект Вертера описывает феномен, когда число суицидов резко растет, если масс-медиа уделяют большое внимание какому-то самоубийству и с жаждой сенсации освещают его, - объясняет Бенедикт Тилль (Benedikt Till), психолог из Медицинского университета Вены.
Эффект бывает особенно сильным, если суицид описывается детально, или если предметом для публичного обсуждения становятся мотивы самоубийцы, которые нередко изображаются в упрощенном виде - неудачный брак, долги и т.п. Все это имеет довольно значительный потенциал для идентификации с самоубийцей, - говорит Тилль, специализирующийся на изучении этого феномена.
Естественно, человек, не переживающий глубокий кризис, даже после прочтения сенсационного материала о суициде едва ли станет примерять на себя подобный сценарий. Другое дело - кто-то, кому приходят мысли о том, чтобы уйти из жизни, и кто проживает процесс суицидального развития, как говорит Бенедикт Тилль. Для таких людей сообщения СМИ могут стать последней каплей.
В Германии приняты определенные меры, касающиеся освещения суицида в средствах массовой информации: в своде правил для журналистов есть посвященная этому глава, которую помогали разработать специалисты. Аналогичных правил на случай терактов до сих пор нет.
Как освещать теракты?
Первые исследования, проведенные по этой теме, показывают, что и теракты вызывают подражательный эффект. Если в СМИ интенсивно освещается какое-то нападение или амок, то это ведет к новым терактам, - говорит Тилль. Аналогично рассказам о суициде, сообщения масс-медиа могут становиться последним толчком для радикализовавшихся, но еще не решившихся на преступление людей.
Контекст
Американские ученые уже предприняли попытку составить свод правил поведения для журналистов, освещающих массовые убийства. Однако пока такие правила не являются общепризнанными.
Определяющую роль играет не только как, но и сколько журналисты сообщают о терактах. Иными словами, количество переходит в качество: Мы должны количественно меньше освещать (эти события - Ред.), тогда мы увидим меньше терактов, - полагает Михаэль Йеттер. Не просто меньше фото, меньше комментариев и меньше эмоциональных выражений, а в целом - меньше места в эфире и на газетных полосах, советует он.
Расчет играет свою роль
Впрочем, новая волна терактов может объясняться и другой причиной. Мы сталкиваемся, возможно, с рациональным планированием террористических организаций - использовать момент значительного внимания со стороны СМИ и совершить новые нападения уже только поэтому, - говорит Йеттер.
Будь то эффект Вертера или рациональный ход террористов - каждая статья о теракте предоставляет преступникам место в СМИ, которое они хотят получить, утверждают эксперты. Террористы знают, что мы не можем иначе и используют эту лазейку, заметил журналист Die Zeit Бастиан Бербнер (Bastian Berbner). По его мнению, способствовать снижению числа терактов может только уменьшение внимания к ним со стороны СМИ.
Смотрите также:
Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона
-
Десять лет назад на этом месте была пустыня, сегодня - поднимаются небоскребы, часть которых принадлежит к самым высоким в мире. Снимок Дубая, сделанный ливанцем Баширом Мукарзелем, получил первый приз в категории Город международного конкурса Drone Photography Contest.
- Этот снимок, сделанный с беспилотника московским физиком Алексеем Гончаровым, выглядит так, как будто мойщики окон моют не одно из зданий международного делового центра Москва-Сити, а сам город, отражающийся в стеклах небоскреба. Второй приз в категории Город.
Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона
Мадрид с высоты птичьего полета. Автор снимка, студент Луис Сагвар-Доминго, признается, что любит фотографировать с беспилотника экзотические места, например, тропические ландшафты. Но здесь удостоился третьего приза межународного конкурса Drone Photography Contest в категории Город.
Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона
Жером Куртьяль поднял свой беспилотник над лавандовым полем в Провансе, когда в поле выехал трактор для сбора урожая. Ждать ему и его подруге, которой и принадлежит эта идея, пришлось долго - несколько часов. Но ожидание себя оправдало: Куртьяль и его подруга получили первый приз в категории Природа.
Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона
Второй приз в категории Природа жюри 4-го международного конкурса фотографий, сделанных с беспилотника, присудило румынскому фотографу-профессионалу Калину Стану. Он снял эту фантастически петляющую автомобильную дорогу в Трансильвании. Согласно легенде, над ней любил летать по ночам граф Дракула.
Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона
Третий приз в категории Природа получил Флориан Леду. 27-летний француз так любит зиму и холод, что переехал жить в Исландию. Его мотив - ледяное поле. Спустя два месяца после того, как был сделан этот снимок, беспилотник потерпел крушение в небе над Норвегией - после того, как его атаковали два сокола, принявшие летательный аппарат за вторгшегося на их территорию конкурента.
К сожалению, плохой пример заразителен. Иногда люди, не сговариваясь, стремятся подражать самоубийству, широко освещенному в средствах массовой информации. Сегодня мы поговорим об этом странном масштабном явлении, получившем название эффект Вертера.
Последствия прочтения знаменитого романа
Это началось более двух веков назад. На улицах городов по всей Европе то и дело появлялись пестро одетые молодые люди. Желтая жилетка, синий фрак и панталоны могли бы стать модной тенденцией. Прогрессивная молодежь находилась под впечатлением прочтения романа великого Гете «Страдания юного Вертера». Произведение принесло автору мировую известность. Но кто бы мог подумать, что люди захотят скопировать не только привычки в одежде, но и ужасающую концовку сюжета: в финале главный герой стреляет себе в голову. Тогда эффект Вертера как явление не был классифицирован. Это произошло лишь два века спустя. А в 70-х годах XVIII века власти в Германии, Дании и Италии не нашли ничего лучшего, как запретить великое произведение, прекратив провоцировать впечатлительную молодежь на суицид.
Введение термина
Два века спустя американский социолог Дэвид Филипс исследовал причины массовых самоубийств, спонтанно возникших после прочтения романа Гете. Подражатели юного Вертера так же, как и главный герой, страдали от неразделенной любви и не видели смысла в продолжении существования в этом бренном мире. Мощный посыл произведения заставил людей до конца пережить эту историю.
Однако синдром юного Вертера по прошествии двух веков никуда не исчез. Дэвид Филипс начал независимое расследование. Ученый проанализировал детали 12 тысяч самоубийств, что освещались в телевизионных новостях, и пришел к страшному выводу. Людям действительно свойственно копировать попытки суицида, и неважно, из каких источников они об этом узнали: из литературы, газет, новостных программ или телевизионных фильмов. Так в психологии возник новый термин - эффект Вертера.
Почему случаются массовые самоубийства?
Сами по себе отнюдь не новое явление. В истории во всех мировых культурах встречаются яркие примеры: харакири японских самураев, самосожжения старообрядцев, суицид евреев, не пожелавших стать рабами в древнем Риме и даже действия террористов-смертников в наши дни. Однако все эти самоубийства продиктованы иным, не подражательным мотивом. Эти массовые акции продиктованы идеологией. Совсем иной характер носит эффект Вертера. Это что-то за гранью понимания, но также явление имеет под собой мощный мотив. Например, желание уйти в мир иной вслед за кумиром.
Самые яркие звезды, чья смерть послужила стимулом для массовых самоубийств
Наиболее показательным примером можно считать массовые отравления как солидарность со смертью любимой актрисы середины ХХ века Мерлин Монро. Многие люди не находили в себе сил пережить утрату и присоединялись к ней в своем последнем решении. В новейшей истории еще свежи в памяти поклонников воспоминания о гибели фронтмена группы «Нирвана» Курта Кобейна. В апреле 1994 года музыкант был найден мертвым на полу собственного дома с простреленной головой. При нем были обнаружены оружие и Не стоит говорить, что лидер культовой рок-группы невольно обрек на смерть массу почитателей своего таланта. Молодые люди расценивали этот акт не как желание поиграть со смертью или обратить на себя внимание, а как знак протеста.
Актуальная проблема современности
Если в XVIII веке главным «раздражителем» впечатлительной молодежи являлась литература, то в наши дни поводов для беспокойства у родителей хоть отбавляй. смакуют каждую деталь очередного громкого происшествия, чем не могут вне вызвать возмущения озабоченной и обеспокоенной общественности. Так, к примеру, Роскомнадзор создал рабочую группу, куда вошли видные общественные деятели, психологи, публицисты, журналисты, а также эксперты, изучающие проблемы суицида. Российские общественные деятели готовят рекомендации о правильном освещении случаев суицида в СМИ. В противном случае эффект Вертера может унести жизни не одной тысячи человек.
Как правильно освещать трагические новости
Мы помним, какой сильный эффект оказало на молодежь Европы произведение великого Гете. Однако никто не станет скрывать новости, в век интернета они все равно просочатся в массы. Важно знать, как правильно осветить событие. Абсолютно лишними являются детали самоубийства, освещение причин и мотивов. Миллионы людей могут иметь похожие судьбы. А чей-то суицид может стать инструкцией к действию или расцениваться как единственный выход из затруднительной ситуации. Почему имеет место подражание?
Это тяжелая психологическая проблема
Люди, оказавшиеся в затруднительных ситуациях, впадают в депрессию или ощущают на себе тяготы других психических расстройств. У них нет сил бороться или просить о помощи. В таком критическом состоянии гораздо проще узнать о судьбе человека, дублирующего твою судьбу, как две капли воды. Только этот человек уже нашел выход… Журналисты, описывающие очередной случай с намеренным драматизмом, еще больше подливают масла в огонь. Повышенные тона и излишняя эмоциональность действуют на отчаявшихся как красная тряпка на быка.
Эксперты призывают СМИ к сдержанности и безэмоциональности
Мы уже узнали, как работает эффект Вертера, теперь узнаем, как должны работать журналисты, чтобы не провоцировать людей на роковой шаг. Экспертный совет Роскомнадзора предлагает освещать роковые события сдержанно и сжато. Там не должно быть деталей самого действа, которые могут стать для поклонников подробной инструкцией к действию. Отношение журналистов и дикторов должно быть серьезным и взвешенным. Нельзя вести рассказ от имени жертвы, намеренно акцентировать внимание на поле и возрасте самоубийцы. По статистике, синдром Вертера увеличивает количество самоубийств одного пола и возраста с погибшим. Как видим, слова, что льются сплошным потоком из новостного ряда телевидения, оказывают слишком действенное влияние.
Сила слова
Отчаявшиеся люди, особенно подростки, воспринимают новости о суициде как алгоритм к действию. Однако современные репортеры слишком падки до сенсаций и рейтингов. Но психологию и воздействие силы слова никто не отменял. По мнению экспертной группы, на каждую тысячу жителей в ситуации, которая привела к суициду очередного «героя» новостей, находятся три человека. Если же журналисты сами плохо разбираются в психологии, им не лишним будет нанять штатного психолога, который станет давать рекомендации по надлежащему освещению темы.
Психологический портрет последователя
Теперь подробнее разберем человека, который может последовать примеру известного самоубийцы. Что такое эффект Вертера с точки зрения определения группы риска? Вот типичный портрет человека. Он неуверен в себе, полагается на чужое мнение и привык в своих действиях руководствоваться избранным Этот человек ведом, его легко запутать или переубедить. Он доверяет чужой оценке больше, чем собственному восприятию ситуации. Он обладает слабой силой воли, и в нем не развито чувство самосохранения.
Эффект Вертера: примеры из новейшей истории
Перед вами несколько поучительных примеров из жизни. В 80-е в Германии был популярен телесериал «Смерть студента». Вместе с начальными титрами в каждой новой серии демонстрировалась сцена, в которой студент бросается под колеса движущегося поезда. Поразительно, но параллельно с показом правоохранительные органы отметили всплеск идентичных суицидов. Подростки и студенты бросались под поезд в два с половиной раза чаще, чем до выхода телесериала на экраны.
А вот еще один похожий пример. 30 лет назад в Австрии внезапно резко участились случаи самоубийств в метро. И тогда сотрудники Венского метрополитена совместно с местным Центром кризисной помощи пошли на беспрецедентные меры. Они перестали отправлять в СМИ сведения об очередной жертве, решившей свести в метро счеты с жизнью. Это подействовало, а случаи самоубийств сократились втрое. С тех пор австрийская пресса больше не раздувает сенсаций из чужой трагедии. Последуем этому примеру и мы.
В каждом существе, включая человека, присутствует инстинкт самосохранения. Однако бывают случаи, когда этот инстинкт не срабатывает, и живое существо стремится к смерти...
После выхода в свет сентиментального романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века многие молодые люди, потерпевшие фиаско на любовном фронте, в подражание главному герою совершали акт самоубийства, стреляя себе в голову. Бестселлер имел небывалый успех - молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер и говорили как Вертер. Четверть века спустя Наполеон Бонапарт, обеспокоенный нескончаемой чередой самоубийств у себя в армии, даже запретил чтение этого романа.
Большинство современников Гете искренне полагали, что писатель совершил непростительную ошибку, внушив молодежи гибельную мысль. Пик самоубийств в подражание Вертеру закончился только с началом XIX века. Но и в последующие годы мода на суицид неоднократно возобновлялась. Поводом к этому служила добровольная смерть кого-либо из знаменитостей, причем их поклонники, пожелавшие отправиться вслед за ними на тот свет, использовали именно тот способ сведения счетов с жизнью, что и кумир.
Волна подражаний в России того времени была вызвана выходом в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня сводит счеты с жизнью, страдая от несчастной любви. Она бросается в пруд. Поскольку место этого печального события было указано писателем точно - Лисин пруд вблизи Симонова монастыря в Подмосковье, - вся история воспринималась как подлинная. Именно Лисин пруд и стал традиционным местом, куда приходили топиться все девицы, разочаровавшиеся в любви. Пруд вскоре переименовали в Лизин пруд, а кора окружающих его деревьев была изрезана надписями несчастных любовников, которые не нашли в себе силы для самоубийства, но реализовали эту потребность эпистолярным способом.
Негативная информация
Известно, что феномен Вертера в последующие годы повторялся, но уже в новых вариациях. Многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством, приняв лошадиную дозу снотворного. Копировали самоубийства не только кумиров, но и вполне обыкновенных людей. Примером является настоящая эпидемия очень мучительных способов самоубиения посредством питья уксусной кислоты, распространившаяся в начале XX века по всей Европе. Ученые считают, что подражательные самоубийства чаще всего встречаются среди молодых людей и девиц, подверженных групповому конформизму, с неустойчивой психикой.
Этот феномен был детально изучен во второй половине XX века американским социологом Д. Филипсом. Им было установлено, что широкое освещение случаев самоубийств по телевидению и в печати действует как реклама, после которого частота суицидов значительно возрастает. Более того, увеличивается и количество несчастных случаев со смертельным исходом, что поначалу было совсем уж непонятно. Казалось бы, что может быть общего между суицидом и гибелью, например, в автокатастрофе?
Д. Филипс установил, что не столько сам факт самоубийства влияет на сознание людей, сколько масштабные сообщения о нем. Аварии и несчастные случаи со стабильным постоянством происходили именно в тех регионах, где эпизоды завершенных суицидов становились известными населению. Ученый сделал вывод: навязчивые сообщения в прессе о случаях наложения на себя рук вызывают подсознательное желание подражания у всех тех, кто имел хотя бы незначительные недовольства жизнью. Д. Филипс пришел к заключению, что несчастные случаи - это тоже специфический вид самоуничтожения, когда человек стремится к смерти подсознательно.
Им установлено, что наибольший риск попасть в аварию или погибнуть во время авиакатастрофы возникает после трех-четырех суток со времени сообщения. Примерно через семь дней вновь возникает опасность подобных несчастных случаев. И только через десять дней синдром Вертера теряет силу.
Поскольку запретить прессе сообщать о самоубийствах в условиях демократического государства не представляется возможным, психологи рекомендуют после каждой такой новости быть особо внимательным в своем поведении. В дни риска, пока это не забудется, нужно быть осторожным за рулем автомобиля, не совершать воздушных путешествий, избегать рискованных поездок и экстремальных видов спорта. Идеальным было бы вообще не читать газет, не смотреть телевизор и сидеть дома, не выходя на улицу, но в современных условиях это почти невозможно.
Программа самоуничтожения
Психологи считают, что такая программа заложена в каждой живой твари. Впервые об этом заявил отец психоанализа Зигмунд Фрейд, назвав эту исподволь действующую тенденцию «инстинктом смерти». У животных она включается, когда резкий рост численности особей одного вида угрожает гибелью всему сообществу вследствие нехватки корма. Считается, что именно «зов смерти» и объясняет массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег, и леммингов, тысячами бросающихся в воду. Такой «зов смерти» имеется и у особей с физическими дефектами, которые уходят из стаи, чтобы сохранить выживаемость вида. В немалой степени это относится и к людям.
В этом случае программу самоуничтожения могут запустить климатические аномалии, нарушения экологии, социальные и личные потрясения, а также различного рода девиантные учения и секты, романтизирующие и приветствующие смерть. Примером последнего является массовое самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года, когда в джунглях Гайаны добровольно покончили с собой почти 1000 человек, среди которых были и 270 детей, которые вряд ли сделали это добровольно. Причиной явился религиозный фанатизм членов этой «коммуны» с беспрекословной верой своему лидеру Джиму Джонсу, инициировавшему этот беспрецедентный массовый суицид.
Романтизация ухода
В прошлые годы тема смерти у нас была под запретом, поскольку коммунистическая мораль, не принимающая идей загробного существования, считала смерть проигрышем в борьбе за существование - даже если погибал очень старый и измученный болезнью человек. В последующие годы, со снятием табу на тему смерти и рассуждений о ней, маятник качнулся в обратную сторону. Люди стали не только интересоваться предметом смерти и тем, что лежит за ней, но и активно использовать заупокойную символику как средство украшения и развлечения. Она и сегодня повсюду: на многочисленных кулонах, перстнях, шляпках, маечках и банданах, на татуировках с изображением костяков и «веселого Роджера»
и в праздновании совсем не нашего, кельтского Хеллоуина с карнавальными костюмами «забавных» скелетов. Не обошла сия мода и младшее поколение - детишек развлекают страшилки типа мультика «Воины-скелеты» или детского йогурта «Скелетоны». Своеобразным итогом всего этого является появление неформальных молодежных группировок, возводящих смерть в культ. Готы и готический стиль - субкультура, романтизирующая смерть. Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов. Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя -сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией...
Вся беда заключается в том, что в последние годы люди стали более чувствительными, и программа самоуничтожения активируется не только от моды или пропаганды, но и от малейших ударов судьбы. Однако были времена, когда такая программа отсутствовала полностью. Вспомним время Великой Отечественной войны, когда случаи суицида были редкостью. Более того, несмотря на голод и недостаток лекарств, люди во время войны болели мало. Военные врачи отмечали поразительные случаи живучести, когда у солдат, сутками находившихся в окопах, происходило самоизлечение от язвы желудка и других хронических болезней, которыми они страдали с довоенных пор.
Сегодня твердо установлено, что постоянная стрессовая готовность и физические нагрузки, несмотря на всю их опасность, вызывают выделение в организме эндорфинов - веществ, усиливающих жизненный тонус и смягчающих негативные переживания. Отсюда понятно, почему у молодежи, лишенной трудной романтики битв и великих строек, как у их отцов и особенно дедов, возникают угнетающие психику идеи, окрашенные кладбищенской тематикой.
По причине невостребованности и ничегонеделания многие пожилые люди тоже не живут долго, выйдя на пенсию. Вынужденная праздность с отсутствием физической и психической активности приводит их к скорой смерти от различных, чаще всего внутренних, причин. Следовательно, любой труд -это единственная защита от унылого «зова смерти».
Аркадий ВЯТКИН, врач-психиатр
Тайны ХХ века сентябрь 2012
1. Страдания молодого Вертера
Своим названием этот синдром обязан Иоганну Вольфгангу Гете и его романа Страдания молодого Вертера , вышедший в свет в 1774 году. Герой произведения, влюбленный юноша, отчаявшись найти счастье с обожаемой девушкой, пускает себе в голову пулю. Известно, что поводом для написания этого романа послужила несчастная любовь самого Гете. Лишен надежды на взаимность Гете упал в черную меланхолию . От преждевременной гибели писателя уберегло только то, что он начал изливать свои переживания на бумагу - взялся за роман о юного Вертера, наделив того собственными чувствами и мыслями. Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером - говорил он.
Роман пользуется огромным успехом. Сразу после публикации книга вызвала целую войну самоубийств среди молодых людей. Под влиянием произведения Гете, по всей Европе романтически настроенные юноши, подражая главному герою, начали лишать себя жизни. Дело дошло до того, что в ряде стран опасный роман был запрещен.
2. Исследования Дэвида Филлипса
Термин Эффект или синдром Вертера ввел в - годах американский социолог Дэвид Филлипс. Проведя ряд исследований, пришел к следующему выводу: сразу после публикации на первых полосах газет сообщение о самоубийстве, число совершенных суицидов резко увеличивается. Причем именно в тех регионах, где трагический случай получил особенно широкую огласку.
Неуверенные в себе человека, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, покончила с собой, отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, нередко воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку, и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них так похож.
Причем, чем подробнее в прессе освещаются: мотивы, обстоятельства и способ ухода какого-то человека из жизни, тем выше число подражательных суицидов.
Например, если в газете детально описывалось, как кто-то свел счеты с жизнью, на всей скорости въехав в придорожный столб - очень скоро количество людей, которые решили выбрать именно такой способ самоубийства - резко возрастает.
Смерть Мэрилин Монро снова заставила психологов и социологов содрогнуться от того, что после нее количество самоубийств увеличилось на 10%. После этого, Дэвид Филипс окончательно решил, что эффект Вертера существует. Получается, что самоубийство может быть не только социально опасным, но и психически заразным явлением.
3. Опыт Австрии
Позже этот эффект подтвердил факт своего существования тем, что в Австрии 1980-х годов чрезмерно возросло количество самоубийств, которые происходили в метро . В результате, в году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент. Они договорились о прекращении освещения событий о смерти на рельсах или о замалчивании таких фактов. Уже через месяц количество самоубийств в метро резко пошла на спад - снизилась почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.
4. Мыслители о наследуемые самоубийства
Многие современники Гете неодобрительно отнеслись к роману Страдания молодого Вертера, рассудив, что его автор пропагандирует самоубийство, как достойный выход из жизненного кризиса. Например, выдающийся немецкий просветитель того времени Лессинг , отдавая должное художественным качествам произведения Гете, сильно критиковал того за пропаганду пессимизма и слабоволие. В своих письмах он призвал писателя изменить концовку на оптимистичную.
Другой просветитель, Кристоф Фридрих Николаи, пошел еще дальше - написал таки свой вариант романа, дав книге жизнеутверждающую название Радости юного Вертера, и женил в финале главного героя и обожаемой им Лотту.
Об опасности наследуемых самогубствх в начале 20 века предупреждал профессор протоиерей Смирнов, когда писал: Оправдание, а тем более прославление самоубийства является опасным особенно потому, что, по проведенным наблюдениям, они действуют заразительно не только на детей, но и на взрослых. Об этом феномен вспоминал и Николай Гоголь : Осторожнее с молодежью, не отравляют юность... Эпидемия самоубийств среди молодежи находится в тесной связи с настроениями, которые преобладают в литературе, и часть вины за уничтожение молодой жизни современная литература должна взять на себя.
Добавить комментарий