Лес и человек окаймляющий мир. Значение леса в природе и жизни человека. IX. Домашнее задание

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Шроо Татьяна Александровна,
учитель исходных классов
МБОУ «Особая (коррекционная) общеобразовательная школа №18»
Тюменской области, г.Новейший Уренгой Тема урока: «Лес и человек». Цель и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими задачами леса, которые появились по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: картина леса, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи звуки леса. Ход урока.1. Организационный моментЗвучит музыка.Стихи С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик)Учитель:О каких отношениях говорится в этом стихотворении?Ученики: Об отношениях между человеком и лесом.Значит итог: лес надобно хранить.2. Тема нашего урока «Лес и человек»На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои умения, изыскатели исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос отчего? и находят на него результат.И так знатоки:Чем является лес для человека.1 ученик.Лес - это место отдыха человека, так как человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать тут.Учитель: Значит лес -МЕСТО ОТДЫХА
-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?2 ученик. В лесу много лекарственных растений. Боярышник - понижает давление, липовый цвет - при простуде применяют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Исключительно тут на севере пригодны многие лекарственные растения, потому что здоровье у людей больше слабое. Учитель: А где мы приобретаем лекарства?Ученики:В аптеке.Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.Значит лес - это тоже АПТЕКА
Учитель: А отчего лес накормит?3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес. ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ
Учитель: А как может обогреть человека?4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес. ИСТОЧНИК ТОПЛИВА
Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)Значит лес.ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ
Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)А звериные, насекомые, птицы? (Они живут)Значит лес для них является домом. Учитель:Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.Ученики рассказывают какие роли исполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает». Лес охраняет почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)Значит лес.3.Работа с учебником стр.106.Учитель: - А сейчас откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет громадное значение для леса и человека. ФИТОНЦИДЫ
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них умирают болезнетворные бактерии.Вот какое большое значение имеет лес для человека и звериных.На доске -ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
МЕСТО ОТДЫХА

4. О чём должен помнить человек, входя в лес?Игра.Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да) Вывалился птенчик из гнезда, Трогать нам его невозможно. (да) Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырываем. (не я) По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я) Веточки мы не крушим, Когда по лесу гуляем. (да) Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет) Муравейник мы найдём Понаблюдаем и уйдём. (да) Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет)Физминутка.Руки подняли и покачалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу, В сторону руки, плавно помашем -Это к нам птицы летятКак они тихо садятся, покажем -Крылья сложили назад.5. Изыскатели.Учитель.-А неизменно ли человек объективен по отношению к лесу? Не по его ли вине появляются экологические загвоздки леса?На доске.П Р О Б Л Е М Ы Л Е С А
1ученик. Для чего люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Прежде вырубали топором, а теперь лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.Значит задача леса. ВЫРУБКА
-А какие ещё загвоздки у леса?2 ученик.Человек издавна убивал звериных, добывая себе пищу, но это было нужно для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Теперь неумеренная охота привела к полному либо примерно полному истреблению некоторых видов звериных. В текущее время охота на лесных звериных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких звериных взяты под охрану, а растения и звериные, внесенные в Красную книгу, находятся под специальной охраной.Показ Красной книги.Значит ещё одна задача леса. НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)
6. Независимая работа. (по группам)1.Почемучки - отчего четвёртый ненужный?2.Знатоки - как знают лесную зону.3.Изыскатели - решают исследовательские задачи. (см. Приложение)Проверка и оценивание.7.Что зависит от всего из нас, когда приходит в лес?Почемучки.1ученик. Отчего невозможно оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от каждого бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться звериные.2 ученик. Отчего невозможно разводить костёр? Умирают звериные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить. «Пожар в лесу» (показ видеосюжета)8. Закрепление.Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через столетия, через тысячелетия и сумеет ли лес дать им то, что даёт нам теперь. Чай лес это ещё и источник знания.Рассказ педагога (из книги Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»)«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю кинуть. Но вот один лист края загнул, примерно трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка - лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сдернуть не может. Отчего? Давайте, ребята, проделаем навык! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Сейчас испробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Сложно? Вот и ветер бессилен вопреки листа, согнутого трубочкой. Увидел некогда человек такой лист. И замыслил мост через реку тоже как бы листа- трубочки. Крупной мост, в 1000 метров длиной. Получился мост дюже крепкий. Так как он был схож на лист дерева, свернутый в крепкую, жесткую трубочку».Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.Значит.ПРИРОДА (ЛЕС) ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ
Всё зависит от нас с вами. Мы обязаны хранить лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой хранить и сберегать лес - наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание.9. Вывод урока. Домашнее задание.Звенит звонокОкончен урок, и исполнен план, Спасибо, ребята, громадное вамЗа то, что настойчиво и дружно работали, Что лесу вы нашему так сгодились.А листочки перелетают на дальнейший урок.
Домашнее задание. Обнаружьте результаты на вопросы.1. Отчего на Земле не кончается кислород?2.Какую пользу приносит лес людям?3. Какую пользу приносят птицы?4.Как человек должен вести себя в лесу?5.Какое участие в охране леса могут принять школьники?6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?УМК «Школа России»
Список примененной литературы:1.Плешаков А.А. От земли до неба атлас определитель для учащихся исходных классов.-7-е изд.-М.: Просвещение 2006г.2.Стихотворение С.Никулиной «Русский лес»3.Книга Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»
Приложение.1. «Четвёртый ненужный» Подчеркнуть.
1.Сосна, ель, дуб, саксаул.2.Пихта, липа, полярная ива, кедр.3.Карликовая берёза, сосна, черёмуха, дуб.4. Кипарис, клён, рябина, вяз.5. Ясень, яблоня, берёза, пальма.6.Соболь, куница, барсук, полярный волк.7.Медведь, лиса, ящерица, тушканчик.8.Варан, ёж, барсук, сова.9.Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь.10. Джейран, лось, сова, дрозд.
2. Как знают лесную зону. Объедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
ПихтаБерёза ТайгаКедровая соснаЛипаОльха Смешанный лесСоснаЛиственницаДуб Широколиственный лесКлён
3.Задачи.а).60 кг макулатуры сберегают от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры нужно собрать, дабы сберечь 27 деревьев?
б). Определяя число воды, даваемое родником, путешественники подметили, что 2х литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды даёт родник за один час?

Цель урока: Обучающая: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать значимость разумного применения и охраны лесов. Обучающая: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать значимость разумного применения и охраны лесов. Развивающая: развивать познавательные процессы учеников. Развивающая: развивать познавательные процессы учеников. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе и надобность в охране окружающей среды. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе и надобность в охране окружающей среды.


Лес для звериных и растений Жизнь растений и растений зависит от леса. Лес - дом для растений, звериных и грибов. В лесу они питаются, растут и размножаются. Лес - это «легкие планеты». Он очищает воздух от пагубных примесей. Охраняет почвы и водоёмы. Роль леса в природе

Из древесины получают разновидных изделий и продуктов. Вот некоторые из них: Канифоль Скипидар Бумага Картон Лекарства Мебель Музыкальные инструменты Лыжи Неестественные ткани и т. д. Что получают из древесины?

Экологический план. 20 кг макулатуры сберегает 1 дерево. Учебники весят - 2 кг. Тетради, дневник, альбом и тесты - 3 кг Деревья, которые нужно посадить Макулатура, которую нужно сдать На 1 ученика За 11 лет учёбы 3 дерева 55 кг На наш класс За 11 лет учёбы 69 деревьев 2 т 265 кг

Литература Письменность -Верещагина В.А.Растения Прикамья./В.А.Верещагина, Н.Л.Колясникова.- Пермь, Книжный мир, Зорина Т.Г.Школьникам о лесе./Т.Г.Зорина.-Лесная промышленность, Цветкова И.В.Экология для исходной школы./ И.В.Цветкова. -Ярославль, Академия становления, 1997 И.В.Цветкова. -Ярославль, Академия становления, 1997 -Юдина И.Г.Нетрадиционные уроки и творческие задания./И.Г.Юдина-Волгоград.Педагог-Аст.2004.

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окаймляющий мир»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
Познакомить с экологическими загвоздками леса, которые появились по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, знание исследовать, делать итоги, расширить кругозор учащихся;
Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство длинна и ответственности перед природными богатствами.
I. Организационный момент
Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем. Садитесь.
Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья -
Такие же девочки,
Такие же мальчишки,
Такие же радостные,
Как ты и я!
Почему я начала наш урок этим отрывком? (Данный отрывок о друзьях леса)
А кто должен оберегать лес? (Это обязаны делать люди.)
Кто может сформулировать тему нашего урока?
Сообщаются тема и цели урока.
Тема нашего занятия - «Лес и человек»
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к постижению новой темы, проверим домашнее задание.
Расскажите о тундре.
Что вы можете рассказать о тайге?
Назовите деревья, которые растут в тайге
Какие звериные обитают в тайге?
А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?
Растительный мир лесов
2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки коротко комментируются. (на доске экспозиция рисунков)
Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?
По каким знакам узнали?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил:
Нет ничего милее
Бродить и думать тут.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ожидают в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
Присяду на пенек.
Лес дюже любит пеших,
Для них вовсе он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)
Это стихотворение поможет нам узнать, чем является лес для человека.
2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека.
Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
3. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на 1-й вопрос: Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои результаты)
4.1) Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
Лес - подлинный фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом ливнями смывается на землю. Помимо того, листья многих деревьев выделяют в воздухе специальные вещества - фитонциды. От них умирают болезнетворные микроорганизмы. На чистом воздухе отлично и отрадно отдыхать.
2)А отчего лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека»).
Лес является кладовой разных богатств. Тут растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
4) А как лес может обогреть человека?
Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
5) (открывается карточка «дом для растений, звериных, грибов»).
Как вы это понимаете?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес - кислородный цех. В огромных городах, нужно огромное число деревьев, т. к. они поглощают пагубные вещества, которые витают в воздухе
7) Отчего еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).
Как лес охраняет водоемы?
Как же лес охраняет почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, охраняет почвы от могущества выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.
5. Всё сказанное вами правильно, но сейчас давайте обобщим наши познания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
Какой итог дозволено сделать из каждого сказанного?
Вывод: лес имеет весомое значение, как в природе, так и в жизни человека.
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
Давайте исполним маленький тест. Внимание на экран.
1. Природная зона лесов состоит из:
1) пяти частей;
2) 2-х частей;
3) 3 частей;
2. Самую крупную территорию занимают:
1) смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса;
3. В тайге растут:
1) пихты, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели;
3) березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу внесены следующие звериные лесной полосы:
1) овцебык, морж, розовая чайка;
2) краснозобая казарка; кречет; стерх;
3) аист; морж; тюлень;
5. Охрана лесов - это….
1) обязанность государства;
2) обязанность государства и задолженность всякого гражданина;
3) опека самих обитателей леса;
2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (педагог диктует, а после этого учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)
Какой лес мы называем тайгой?
Какое дерево является символом России?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой либо бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
Это звериное может прыгать с дерева на дерево.
Кто является санитаром леса?
Это звериное может не только прыгать, но и летать.
Плодами, какого дерева являются желуди?
Выполняют на карточках по парам.
Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).
3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская прелестница, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).
2. На крупный цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).
3. У меня ходули - не ужасны болота, лягушат обнаружу ли - вот моя опека (цапля).
4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят дамбу - хоть пиши картину (бобры).
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли).
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт папа - он и лётчик, и певец (скворец).
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов подмогнуть тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шаром мохнатым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок - и остался стебелёк (одуванчик).
10. Брат собаки данный серый, а бандит самый 1-й (волк).
V. Вывод. Рефлексия
Давайте подведём вывод нашего урока.
Попробуйте ответить на эти вопросы.
Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
Что показалось увлекательным?
Что запомнилось?
О чем захотелось узнать побольше?
Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)
Молодцы! Классно поработали на уроке.
VI. Домашнее задание
Открыли дневники и записали домашнее задание
2) Тетрадь страница 51-52
Спасибо большое за урок!
Класс:4

Презентация к уроку

















НазадВперёдВнимание! Заблаговременный просмотр слайдов применяется экстраординарно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех вероятностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о ролилеса в жизни человека и природы; ознакомить сэкологическими загвоздками леса, которыевозникли по вине человека, с охраннойдеятельностью людей в зоне лесов.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.


Ход урока

I. Организационный момент.

С. Погорельский

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глухомани твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь -мы свои! Слайд 1


II. Сообщение темы и целей урока.

- Отчего мы начали наш урок со стихотворенияС.Погорельского?
(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствиемоткрывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы обязаны его хранить.)
- А кто должен хранить лес (Это обязаны делатьлюди.)
Тема нашего урока: “Лес и человек”.
Сегодня мы побеседуем о роли леса в жизничеловека и природы; познакомимся сэкологическими загвоздками леса, которыевозникли по вине человека, с охраннойдеятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка умений и знаний.

1.Фронтальная работа. /Одновременно идётработа по карточкам./ Приложение 1 .
- Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробноеописание местоположения зоны лесов на карте ирасскажите о природных условиях, которые тамсложились.
(Лесная зона находится южнее зоны тундры. Накарте она обозначена зелёным цветом. Зона лесоврасположена в умеренном поясе, значит, ярковыражены все четыре времени года, холодная зима итёплое лето. Зона лесов большей частьюрасположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирскомплоскогорье. Эта природная зона - самая огромная.В этой природной зоне три части: самая большаячасть - тайга. Она закрашена тёмно - зелёнымцветом. Ещё есть смешанные леса - тоже зелёныйцвет, но светлее. И ещё одна часть -широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)
2. Групповая работа.
Вопросы для ботаников:
I-я Группа ботаников
Карточка-помогайка:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные данные тайги.
  3. Что всеобщего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

(Тайга - это хвойный лес. Он занимает большуючасть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а летотёплое, чем в тундре, следственно тут растутдеревья, которые не дюже требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это хвоинки, и они неизменно зелёные. Это высокиедеревья с сильными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд2
Ель - каждому знаменитая новогодняя ёлка. У ёлкихвоинки короткие, грубые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеютпродолговатую форму. Ели-долгожительницы. Веловом лесу темно и сыро. Слайд 3
Сосна - хвойное дерево с ровным стволомжёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидятпарами. Шишки сосны имеют округлую форму.Сосновые леса ясные и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинкиплоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые непадают на землю, а примитивно с них опадают чешуйки.
Лиственница - исключительное из хвойныхдеревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирскимкедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, асемена - кедровые орешки.
II-я группа ботаников
Карточка-помогайка:

  1. Расположение смешанных и широколиственныхлесов.
  2. Природные данные в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес.В нём наравне с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. Улиственных деревьев некрупные листья, которыеони сбрасывают на зиму. Слайд 4
Берёзу дозволено узнать по коре, она белая, такойкоры нет огромнее ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5
Осина имеет округлые листья, и они дрожат прикаждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной дозволено увидеть длинные мохнатые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки наветках, ствол чёрного либо серого цвета. Ближе кюгу зоны становится ещё теплее, и смешанные лесасменяются широколиственными, в которых растуткрупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб дозволено узнать по мощному стволу и резнымлистьям, плодами дуба являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом прицветении липа распространяет удивительный запах.Плоды липы - тёмные орешки, сидящие по несколькуштук под одним крылышком.
Вяз дозволено узнать по листьям и плодам: листья восновании “кособокие”, одна половинка большедругой, плоды - крылатые орешки округлой формы. Слайд6
Клён бывает остролистный, татарский иамериканский. Плоды у всех видов клёна крылатые.
Зоологи
Карточка-помогайка:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственноголеса.

Разнообразен звериный мир лесной зоны: здесьможно встретить больших и мелких звериных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут:порядочный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки.Для звериных нет границ - они живут по каждой зоне.Одни звериные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму резервы.
Кедровка - таёжная птица, на зиму делаетзапасы из кедровых орехов. Слайд 7
Белка-летяга - родственница белки, но меньшееё. Она может не только прыгать, но и летать: у неёесть перепонки между передними и заднимилапками. Слайд 8
Бурый медведь - всеядный зверь, оченьподвижный, может стремительно бегать, прыгать, взлезатьна деревья, плавать.
Лось - лесной великан. В разные сезоныгода лоси потребляют различное число пищи. Взимний период они объединяются в группы.
Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. Побокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки.Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихоподкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становитсябелым, только кончики ушей - чёрные, шерстьстановится густой. Это осмотрительные звериные.
3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.
(Хвойный)
- Назовите дерево: “Высокое, стройное, сжелтовато- красноватой либо бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)
- Какое специальное различие есть у лиственницы? (Сбрасываетиголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровойсосны? (Кедровка)
- Какое дерево является символом России? (Берёза)
- Это звериное может не только прыгать, но илетать. (Белка-летяга)
- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодыдуба)
- У какого звериного пять чёрных полос наспине? (Бурундук)
- Какое дерево широколиственного леса прицветении распространяет вокруг удивительный запах? (Липа)
- Узнай звериное по изложению: “Любит тёмныелеса, к жертве тихо подкрадывается, имеетпятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки наушах? (Рысь)
- Какой лес мы называем тайгой?

IV. Работа с новой темой

С.Никулина “Русский лес” Слайд 9

Нет ничего милее
Бродить и думать тут.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и утомлюсь -
Присяду на пенек.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Лес дюже любит пеших,
Для них вовсе он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нас ожидают в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

- О каких отношениях говорится в этомстихотворении?
(Между человеком и лесом)
- Чем является лес для человека?
Лес - место отдыха человека, потому чточеловеку “нет ничего милее бродить и думатьздесь”…
Место отдыха
- А отчего лес-аптека? (В лесу многолекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)
- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русскийлес”, “Нагнулась к нему напиться…”
Источник чистой воды и пищи
А как лес может обогреть человека? (Человекдровами обогревает дом. А дрова - это деревья, которые росли в лесу.)
- Значит, лес для человека - это источниктоплива.
Источник топлива
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вывидите?
- Что ждёт человека в лесу? Обнаружьте встихотворении. “Нас ожидают в лесу рябина, орехи ицветы, душистая малина на кустиках густых. Ищугрибов поляну я, не жалея сил…”
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Онитам растут.)
- Чем для них является лес?
- Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, звериных, насекомых-жуков, пауков, червей.)
- Значит, лес - это ещё и дом для растений, звериных, грибов.
Дом для растений, звериных, грибов
- Посмотрите, сколько значений у леса, но этоещё не всё!
Статья “Роль леса в природе и жизни людей”
- Какие роли исполняет лес? Лесные растениявыделяют кислород и поглощают углекислый газ.Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидовпогибают болезнетворные бактерии.
- Чем является лес для воздуха? (Защитник)
- Чему ещё лес является защитником? (Водоёмови почв).
Защитник воздуха, водоёмов и почв
- Как лес охраняет водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)
- Как лес охраняет почвы? (Лес охраняет почвыот ветра, а корни растений не дают почверазрушаться)
Лес - это дом, защитник, источник, аптека, местоотдыха. Слайд10
- А неизменно ли человек объективен по отношению клесу?
Не по его ли вине появляются экологическиепроблемы леса?
Послушайте стихотворение Н. Некрасова иподумайте, о какой экологической загвоздке идетречь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и сейчас его ничтожно до слез.
Сколько здесь было кудрявых берез!
Там из-за ветхой нахмуренной ели
Красные гроздья калины смотрели.
Там подымался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу каждые звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал. Слайд 11

- О какой экологической задаче идет речь встихотворении? (О вырубке леса)
- Людям казалось, что лесов так много, что ихневозможно вырубить. Сейчас стало ясно: леса вопасности! Это понимала и девчонка Саша изстихотворения Некрасова, ей было жалко птиц изверей, оставшихся без дома.
- Какое чувство у вас вызывает эта загвоздка?
- Вам небезразлична участь леса, вас волнуетсоздавшаяся загвоздка- это значит, что вы будетеискать пути её решения.
- Человек издавна убивал звериных, добываясебе пищу, но это было нужно для выживаниялюдей, и они убивали не огромнее, чем могли съесть.Теперь же неумеренная охота привела к полномуили примерно полному истреблению некоторых видовживотных. В текущее время на лесных животныхограничена, а браконьерство наказывается позакону. Многие виды редких звериных взяты подохрану, а растения и звериные, занесённые вКрасную книгу, находятся под специальной охраной. ВКрасную книгу внесены:
жуки - жук-кросотел, лесоруб реликтовый, жук-олень; Слайд12
растения - женьшень, венерин башмачок; Слайд13
птицы - филин, утка-мандаринка; Слайд 14
звери - зубр, амурский тигр. Слайд 15
- В лесной зоне сделаны заповедники. Об одномиз них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике настранице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.


Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.


VI. Работа по теме.

Продолжение постижения новой темы.
- Ещё мы обязаны узнать, что зависит откаждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского“Стыдно перед соловушкой”.
Оля и Лида, маленькие девчонки, пошли в лес.Утомлённые драгоценный, сели передохнуть и пообедать.Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда ужедевочки завершили кушать, неподалеку от них запелсоловей. Очарованные очаровательным пением, Оля иЛида сидели, опасаясь пошевелиться. Соловейперестал петь. Оля собрала остатки своей еды иобрывки бумаги и кинула под куст. Лида жезавернула в газету яичную скорлупу и хлебныекрошки и положила кулёк в сумку.
- Для чего ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.Кинь под куст. Чай мы в лесу, никто же не увидит!
- Совестно перед соловушкой, - тихо ответилаЛида.
- Чьё поведение в лесу вы считаете положительным?
- Если все будут поступать как Оля, то леспревратится в свалку. Вы знаете, чтопластмассовые и стеклянные предметы не гниютдаже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можнозакопать в лесу, то консервные банки, стеклянныеи пластиковые бутылки ни в коем случае нельзяоставлять в лесу. А об осколочки разбитых бутылокмогут пораниться звериные. Хотелось быпоговорить ещё об одном поступке человека.
В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры среди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами совместно выжег,
Кусты сжег, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал суровой бедойдля леса?
- А чай это могло не случиться, если бы человексоблюдал правила разведения костра и не забылего погасить и удостовериться в том, что костёр неразгорится опять.
Чтение памятки (с.111-учебник).
- Как вы думаете, отчего некоторые люди невыполняют правил поведения в лесу?
- Дома придумайте и нарисуйте знаки, которыеотражали бы небезопасные для леса действия человека.
Какие это действия?

  1. Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
  2. Груды мусора. Оставленные человеком послеработы.
  3. Загрязнение леса бытовым мусором.
  4. Разведение костров.

- О чём обязаны помнить люди, приходя в лес?
- Финально же, весь из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, черезтысячелетие, и сумеет ли лес дать им то, что даётнам теперь. Слайд 17

VIII. Подведение результатов урока.

- Назовите значение леса для человека.

IX. Домашнее задание.

Учебник (С.106-113).
Тетрадь (с.35).
Нарисовать знаки, которые отражали бы опасныедля леса действия человека.
Лес - это экологическая трудная система, с большинством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, звериные и разные микробы - все это составляющие лесов. Всякое растение либо живое существо является неотделимой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные звериные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.
Таким образом лес является основой жизни звериного мира внутри. Реки, ручьи и разные озера также являются значимой компонентом лесного массива.


(Бамбуковый лес)
Леса повышаются в разных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выдаются обычные и неестественные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, правда дальнем прошлом лесные земли были гораздо многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют громадное значение. В них вырастает уйма видов растений, проживает огромное число звериных и микробов. Помимо этого, леса исполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и чистка кислорода. Числа вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.


Еще одной важной функцией леса в природе является снижение яруса пыли. Годично 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный равновесие водоемов, находящихся внутри либо неподалеку леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сберечь полноводье рек и водоемов.
Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить ярус шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют мощным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить микроклимат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является охрана почвы от селей, оползней и разных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека


Лес неизменно играл громадную роль в жизни человека. На сегодняшний день значимость лесов только усиливается за счет того, что их число невидимо уменьшается. Роль леса в жизни человека дозволено поделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.
Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу животрепещуще нужны данные для жизни. Именно деревья содействуют тому, что теперешний человек дышит чистым воздухом, имеет вероятность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.


Для современного человека лес играет крупную экономическую роль. В лесах вырастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное горючее, пищевые, физические и лекарственные продукты.


Главным физическим источником является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным источникам, древесина неизменно будет актуальна. Ископаемое горючее, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит гораздо подороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла огромный урон земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность нередко становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Следственно роль леса неизменно будет дюже главной как для окружающей среды и современного мира.


Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент становления народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником источников, нужных для выживания - тут дозволено обнаружить и пищу, и воду, и укрытие. Народные песни, сказки и повести неизменно отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где дозволено расслабиться передохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _  __  _       _   _   __  __  __        __  _  __
| |/ / | | | | | | | \/ | \ \ / / | |/ /
| ' / | | | | | | | |\/| | \ \ /\ / / | ' /
| . \ | |___ | |_| | | | | | \ V V / | . \
|_|\_\ |_____| \___/ |_| |_| \_/\_/ |_|\_\
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме