Болота - Обитатели болот: звериные болот. Звериные болот. Какие звериные живут на болотах Обитатели болот: звериные болот

Болото - это обширно распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую существенную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редчайшие кустарники.
Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было малое озеро, которое не имело стока, берега его стремительно поросли камышом, рогозом. Со дна подымались кувшинки, лилии. Весь год камыши и тростник разрастались, все огромнее выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения вовсе захватили озеро и закрыли воду. С всем годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой примерно до самого дна. Вот отчего, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не торопясь и понемногу в низинах зарастала травами либо ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так появились на этих местах копилки воды - болота.
Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Исключительно много воды горазд впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).


Сфагнум владеет специальным свойством убивать микроорганизмов. Следственно остатки отмерших организмов всецело не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в итоге образуется торф - топливо пригодное ископаемое. Толщина торфа может добиваться 3-4 метров и больше. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф дюже интенсивен водой, и он примерно не содержит кислорода, нужного для дыхания корней. Следственно на болотах могут расти лишь немногие растения. Почаще каждого на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).


Рис. 3. Багульник болотный ()


Среди болотных растений клюква исключительно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Помимо клюквы на болотах растут и другие аппетитные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.


Рис. 6. Голубика ()
На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).


Рогоз имеет крупные темно каштановые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится дюже легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает ясный пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в различные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.
На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.


Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые стремительные и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, схожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Блестящая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар либо муха сядет на растение, он здесь же приклеивается к нему. Лист сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Отчего же росянка превратилась в растение-хищника? Так как на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.
Похожим методом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).


Рис. 10. Венерина мухоловка ()
Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. От того что эти растения редчайшие, их необходимо охранять.
Другую западню придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).


Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()


Рис. 12. Пузырчатка ()
Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью подымается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки необходимы растению для охоты, а охотится эта травка на водяных обитателей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Весь пузырек - это хитроумно устроенная западня и единовременно пищеварительный орган. Специальная дверь закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-либо существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька теснее не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а после этого всасывается растением. Пузырчатка дюже прожорлива. Теснее приблизительно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.
Как звериные болот приспособились к жизни на сырых местах? Среди обитателей болот вестима лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать непрерывно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, дозволено увидеть ужа и болотную гадюку.


Слышали ли вы пословицу: «Любой кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, схожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).


Часто на болотах дозволено встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это дозволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.


Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Приторными ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.


Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Словно водяной кричит либо леший с ним повздорил. Кто ревет и смеется на болоте? Жутко ревет и ухает маленькая по размеру птица выпь (рис. 17).


У выпи дюже громкий вопль, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами статично стоит выпь в зарослях у воды и внезапно моментально метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы либо камыша.
Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она примерно 80 сантиметров (рис. 18).


Это ночной бандит и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так смеется на болоте, когда стемнеет.
Жители болотистых мест другой раз ночами могут отслеживать ошеломительное представление, как на болоте танцует уйма голубоватых огоньков. Что же это такое? Изыскатели до сего времени не пришли к цельному суждению по этому вопросу. Допустимо, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.
Люди с давнишних пор боялись болот. Тяготились осушать и применять земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит огромную пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают огромные реки и озера. В ливень мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы выручают водоемы от высыхания. Следственно часто позже осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых крупных болот в мире, его площадь огромнее площади Швейцарии (рис. 19).


Рис. 19. Васюганское болото ()
Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет предисловие река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это очаровательные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, пагубных веществ, болезнетворных микроорганизмов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут дорогие ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Скажем, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох применяли как перевязочный материал для стремительного заживления ран. Росянка используется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое применяется и как горючее, и как удобрение.
Запомни: невозможно подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это дюже небезопасно.
На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят тут для себя пищу.
Болото - такая же нужная часть природы, как леса и луга, их тоже нужно охранять. Истребление болот приведет к изменению природы на каждой планете. В текущее время 150 болот России взято под охрану.
Сегодня на уроке вы получили новые познания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.
Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окаймляющий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окаймляющий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окаймляющий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему невозможно высушивать болота?
  3. Каких звериных дозволено встретить на болоте?

Технологическая карта урока
по окружающему миру в 3 классе
по программе «Перспективная исходная школа»
Тема: Болото и его обитатели
Тип урока: освоение нового материала
Пед. задачи: сотворить данные для знакомства с разнообразием поверенных растительного и животногомира болота и вероятностями их совместного обитания; помогать раскрытию связей между обитателями болота; содействовать образованию знаний составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.
Форма организации: урокПредставление о итогах:
Личностные результаты: рассматривать чужую точку зрения; оказывать умственную подмога сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении сложных задач.
Метапредметные итоги:
регулятивные - исполнять оценку и самооценку; осмысливать то, что теснее усвоено и что ещё подлежит усвоению, качество и ярус усвоения;
познавательные - отбирать нужные источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, методы взаимодействия.
Предметные итоги: познакомится с природным сообществом «Болото»; разнообразием растительного и звериного мира болота и их взаимодействием; обучатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».
Этапы урока, формы работыСодержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Формируемые методы деятельности обучающегося
I.Организацион-
ный момент(1слайд)Встанем ровно и прекрасно.
Повернись к соседу слева,
Повернись к соседу справа.
Улыбнись соседу слева,
улыбнись соседу справа.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел громок.
Садитесь покомфортнее,
Начнем скорей урок.
II. Актуализация опорных познаний.
Проверка домашнего задания.
Интеллектуаль-ная разминка
(2слайд)
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Решите кроссворд:
По вертикали:
1. У кого глаза на рогах, а дом на спине?
4. Есть на реке лесоруб
В серебристо-бурой шубе.
Из деревьев, веток, глины
Строит крепкие дамбы.
6. Ползает напротив, задом наперёд,
всё под водой хватает клешнёй.
По горизонтали:
2. Выпуча глаза сидит,
По-французки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
3. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
5. Грызун, классно плавает и ныряет.
Отвечают на вопросы педагога. Рассказывают о проделанной работе дома.
Дети решают кроссворд:
УлиткаБобрРакЛягушкаСтрекозаОндатраВыделяют значительную информацию из текста загадки.
Осуществлять актуализацию личного жизненного навыка. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сберегать учебную цель и задачу.
III.Сообщение темы урока. Определение целей урока
(3 слайд)
(4 слайд)
Выдвигает загвоздку. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет осознавание обучающимися поставленной темы и целей урока.
Отгадайте загадки:
Не вода, не суша-На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
Откройте содержание учебника. Какую тему постигали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.
Определите цели урока.
Назовите изученные природные сообщества
Работают с содержанием учебника. Обговаривают тему урока. Анализируют, формируют итоги слежений. Высказывают предположения.
БолотоФормулируют тему урока и ставят учебную задачу.
Анализировать, находить всеобщее и отличия, делать итоги.
Строить речевое высказывание в устной форме.
IV.Открытие нового умения, метода действия.
Работа по учебнику
(5 слайд)
(6 слайд)
(7слайд)
(8слайд)
(9слайд)

(10 слайд)
Организует работу по открытию нового умения, обеспечивает контроль за выполнением задания.
- Болото - обширно распространённое в нашей стране природное сообщество. Удостоверить это дозволено с поддержкой физической карты России.Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте озёр при их зарастании.
Прочитайте рассказ в хрестоматии «Откуда берутся болота?».
Что это?Я болотное растенье,
Конопатят мной стены.
Мох - древнейшее растение. Он встречается повсеместно.
Рассмотрите Наблюдательно мох. Каких частей у мха вы не нашли?
Где встречается мох?
Болотистый мох является отменным перевязочным материалом,
дезинфицирующим и впитывающим всякую жидкость.
В чём специфика мхов?
Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с.66)
Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и помаленьку отмирают. Отмёршие части превращаются в торф. - О том, как образуется торф, дюже образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: (Чтение отрывка учителем) - На болотах живут лишь немногие растения и звериные. Отгадайте, такие загадки:

    Ствол данный не легкой:

Хоть и длинный, но пустой.

    Я красна, я кисла,

На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-как кто со мною знаком?

    Лист острый, тесный,

Тянется высоко, Растёт в болоте.

    Что за брусника вот тут

На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь- кисло!
На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения-хищники - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, здесь же приклеятся к нему.
Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники?
Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша.
Рогоз - это растение с крупными темно-каштановыми, примерно чёрными головками. Головка рогоза плотна сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится дюже лёгкой. Заденешь её, и вокруг тебя теснее летает ясный пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в различные стороны. Ещё в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали упаковочную ткань, теплоизоляционный материал ит.п.
Камыш - это растение с тёмно-зелёными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша дюже лёгкий, внутри много полых мест. Следственно стебель не тонет. На вершине стебля в начале лета возникают небольшие незаметные цветки, собранные в соцветие-колосок. На стебле камыша много улиток, они дюже любят это растение.
Прочитайте рассказ в хрестоматии «Росянка - комариная гибель» и разглядите рисунок этого растения в учебнике (с.66)
Находят в тексте информацию по данному вопросу.
Работа в парах:выполняют задания на карточках, согласно сделанному итогу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.
МохУ мха нет корней и цветков.
Мох встречается в хвойном лесу, во сырых болотистых лесах.
Они растут только в экологически чистых местах.
Отгадывают загадки:
ТростникКлюкваОсокаКлюква- Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении-хищнике - пузырчатке.
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгорифм действий, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. воспроизводить по памяти информацию, нужную для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Использовать правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по итогу.
V.Включение нового в энергичное применение в сочетании с ранее изученным, освоенным.
(11 слайд)

(12 слайд)
Самостоятельная
работаОрганизует беседу, помогает сделать итог. Уточняет и расширяет познания обучающихся.
На болотах обитают и звериные. Разглядите рисунки в учебнике. Назовите этих звериных как они приспособились к обитанию на болоте?
На болотах лакомятся приторными ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы.
Можно встретить ужа и болотную гадюку.
Приведите примеры цепей питания обитателей болота
Организует работу в тетрадях № 2 (задания
29 - 31, стр.23)Какие цепи питания вы видите?
Отвечают на вопросы педагога, высказывают свои суждения и предположения. Уточняют и расширяют свои умения по теме урока доказывают, свою точку зрения.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке.
Росянка-комар; комар - лягушка; лягушка - цапля
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать ярус владения тем либо другим учебным действием, уметь вносить нужные корректировки в действие позже заключения на основе оценки и учёта нрава сделанных ошибок.
VI.Домашнее заданиеЗнакомит и поясняет домашнее задание.
Записывают в дневниках домашнее задание
Сохранять учебные задачи
VII.Итог урока.Рефлексия(13 слайд)

Оценка итогов выполнения заданий на уроке. Организация подведения выводов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.
Что исключительно заинтересовало вас на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют своё чувствительное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Болото - это обширно распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую существенную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редчайшие кустарники.
Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было малое озеро, которое не имело стока, берега его стремительно поросли камышом, рогозом. Со дна подымались кувшинки, лилии. Весь год камыши и тростник разрастались, все огромнее выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения вовсе захватили озеро и закрыли воду. С всем годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой примерно до самого дна. Вот отчего, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не торопясь и помаленьку в низинах зарастала травами либо ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так появились на этих местах копилки воды - болота.
Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Исключительно много воды горазд впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).


Сфагнум владеет специальным свойством убивать микроорганизмов. Следственно остатки отмерших организмов всецело не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в итоге образуется торф - топливо пригодное ископаемое. Толщина торфа может добиваться 3-4 метров и больше. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф дюже интенсивен водой, и он примерно не содержит кислорода, нужного для дыхания корней. Следственно на болотах могут расти лишь немногие растения. Почаще каждого на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).


Рис. 3. Багульник болотный ()


Среди болотных растений клюква исключительно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Помимо клюквы на болотах растут и другие аппетитные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.


Рис. 6. Голубика ()
На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).


Рогоз имеет крупные темно каштановые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится дюже легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает ясный пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в различные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.
На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.


Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые стремительные и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, схожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Блестящая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар либо муха сядет на растение, он здесь же приклеивается к нему. Лист сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Отчего же росянка превратилась в растение-хищника? Так как на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.
Похожим методом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).


Рис. 10. Венерина мухоловка ()
Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. От того что эти растения редчайшие, их необходимо охранять.
Другую западню придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).


Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()


Рис. 12. Пузырчатка ()
Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью подымается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки необходимы растению для охоты, а охотится эта травка на водяных обитателей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Всякий пузырек - это хитроумно устроенная западня и единовременно пищеварительный орган. Специальная дверь закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-либо существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька теснее не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а после этого всасывается растением. Пузырчатка дюже прожорлива. Теснее приблизительно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.
Как звериные болот приспособились к жизни на сырых местах? Среди обитателей болот вестима лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать непрерывно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, дозволено увидеть ужа и болотную гадюку.


Слышали ли вы пословицу: «Любой кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, схожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).


Часто на болотах дозволено встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это дозволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.


Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Приторными ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.


Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Словно водяной кричит либо леший с ним повздорил. Кто ревет и смеется на болоте? Ужасно ревет и ухает маленькая по размеру птица выпь (рис. 17).


У выпи дюже громкий вопль, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами недвижимо стоит выпь в зарослях у воды и внезапно моментально метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы либо камыша.
Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она примерно 80 сантиметров (рис. 18).


Это ночной бандит и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так смеется на болоте, когда стемнеет.
Жители болотистых мест другой раз ночами могут следить восхитительное представление, как на болоте танцует уйма голубоватых огоньков. Что же это такое? Изыскатели до сего времени не пришли к цельному суждению по этому вопросу. Допустимо, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.
Люди с давнишних пор боялись болот. Тяготились осушать и применять земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит огромную пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озера. В ливень мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы выручают водоемы от высыхания. Следственно частенько позже осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых крупных болот в мире, его площадь огромнее площади Швейцарии (рис. 19).


Рис. 19. Васюганское болото ()
Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет предисловие река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это очаровательные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, пагубных веществ, болезнетворных микроорганизмов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут дорогие ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Скажем, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох применяли как перевязочный материал для стремительного заживления ран. Росянка используется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое применяется и как горючее, и как удобрение.
Запомни: невозможно подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это дюже небезопасно.
На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят тут для себя пищу.
Болото - такая же нужная часть природы, как леса и луга, их тоже нужно охранять. Истребление болот приведет к изменению природы на каждой планете. В текущее время 150 болот России взято под охрану.
Сегодня на уроке вы получили новые познания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.
Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окаймляющий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окаймляющий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окаймляющий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему невозможно высушивать болота?
  3. Каких звериных дозволено встретить на болоте?

г. Тольятти
Болото и его обитатели.
Цель: познакомить учащихся с звериными растений и болот, их «профессиями» в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат « экосистема болот».
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Что вы постигаете теперь на уроке? Какова тема
раздела? (экосистемы)
Назовите комбинированные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, изготовители, покупатели, разрушители).
3.Проверка домашнего задания

- Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)
«Верхний этаж» составляют - рачки, мелкие организмы - планктон.
«Нижний этаж» - растения, рыбы, звериные.

- Что узнали о круговороте веществ в озере?
О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не всецело, следственно со временем озеро превращается в болото)

Вывод:
Какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы будем постигать экосистему болот.
Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) - Отчего?


4.Совместное открытие знаний
Все обходят это место:
Здесь земля - как словно тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.
Учитель: Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемовКаждое болото по-своему увлекательно, их уйма.

- О чем подсказывают наименования?
- Разглядите на стр.48 процесс зарастания озера.
Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?
Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут уйма песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Работа с текстом учебника.
1) Независимое чтение текста;
2) Результаты на вопросы.
Ковер-сплавина - сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с ином.
Что это за восхитительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).
Чтение вслух.


Что увлекательного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)
Во время войны врачи применяли мох взамен бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.
Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика «Задуем свечу», зрительная гимнастика «Рисуем с закрытыми глазами»)

Учитель: Болота издавна пугали людей, исключительно по ночам, когда на болоте возникают огни, которые перебегают с места на место, пропадают, опять возникают. Это объединяли с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ долями. Выходит газ пузырьками - вспыхивает и гаснет, создавая ощущение, что он перебегает.
Как вы знаете в всякой экосистеме свой растительный и звериный мир.



Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.
РОГОЗчасто называют камышом. Растение с темно-каштановыми головками.
РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.


БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, следственно над болотом зачастую осязается оригинальный запах.
РОСЯНКА - хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости схожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мигом закрывается, и насекомое переваривается, остается только крепкий завеса и крылышки. Так питается росянка.
БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое наименование КАССАНДРА) Дочка царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, правда они неизменно сбывались.

- На болотах растет уйма ягодных растений. Они съедобные и дюже пригодны.
КЛЮКВА - вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, пригодными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
ЧЕРНИКА - с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.
БРУСНИКА - вечнозеленое растение. В переводе на русский язык обозначает «виноградная лоза».
МОРОШКА - классное средство вопреки цинги - заболевания десен.
ГОЛУБИКА - растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсель и наименование.


На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они дюже прожорливы, охотятся в полете.
Другой хищник - ВОДОМЕРКА. Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, следственно водомерку немыслимо утопить. Стремительно бегает за насекомыми. Может летать, но когда вовсе пересыхает. ГЛАДЫШ - в ночное время летает.

ЖУК-ПЛАВУНЕЦ - отменно плавает.


Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ. Тут встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

- Что всеобщего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?
(Длинные ноги, дабы комфортно было ходить по болоту. ОТЛИЧНЫЕ длинные клювы, дабы достать пищу. Все они классно летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).
В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, может голосом подражать иным птицам и даже звериным.

КУЛИК И ЧИБИС - питаются насекомыми.
Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)

БОЛОТНАЯ СОВА - одна из самых пригодных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.
БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ - летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.


Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.
ЛОСИ - любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.
Физкультминутка(упражнения на предупреждение сколиоза)
5.Первичное закрепление
1) - Сейчас вам надобно применить свои познания, исполняя задание.
Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)


Распределите болотных обитателей.
Берем зеленый карандаш, подчеркиваем изготовителей, красным - покупателей, каштановым - разрушителей.
2)
Составим цепи питания, применяя раздаточный материал - карточки (практическая работа в группе)
Цепи питания:
Клюква→куропатка→лунь
Водоросли→рачки→карась→щука


3)- А сейчас самостоятельная работа. Разгадайте кроссворд.
Назовите «профессию» организмов, которым доводится туго на болоте.


Кроссворд проверим.


И основной вопрос:
Какое значение имеют болота для человека?
1) Добыча торфа.
2) Болота смягчают микроклимат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.
3) Болота - это хранилища и регуляторы пресной воды рек.
Поэтому больше 150 болот в нашей стране находятся под охраной.
(Возврат к 4 СЛАЙДУ)
6.Вывод урока
С какой экосистемой познакомились?
Что нового и увлекательного узнали о болоте?
Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, потому что круговорот незамкнут всецело)
Оценки за работу на уроке и домашнее задание.
Разделы:Начальная школаЦель: познакомить учащихся с животнымирастений и болот, их “профессиями” в экосистеме;рассказать о значении болот в жизни человека.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат “ экосистема болот”.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

- Что вы постигаете теперь на уроке? Какова темараздела? (экосистемы)
- Назовите комбинированные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, изготовители, покупатели, разрушители).
3.Проверка домашнего задания- Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)
“Верхний этаж” составляют - рачки, мелкиеорганизмы - планктон.
“Нижний этаж” - растения, рыбы, звериные.
- Что узнали о круговороте веществ в озере?
- О чем свидетельствует черная стрелка?(Круговорот замкнут не всецело, следственно современем озеро превращается в болото)
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке мы будем постигать экосистемуболот.
- Какое озеро может превратиться в болото?(бессточное) - Отчего?
4.Совместное открытие знаний

Все обходят это место:
Здесь земля - как словно тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Учитель: Болота могут образовываться впониженных местах, где накапливается изастаивается вода, местность заболачивается.Также болота образуются на местах зарастающихводоемов. Всякое болото по-своему увлекательно, ихмножество.
- О чем подсказывают наименования?
- Разглядите на стр.48 процесс зарастанияозера.
- Отчего на дне откладывается столько останковмертвых организмов?
Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут уйма песчинок и мелких частиц почвы.Все это оседает на дно озера. Дно, заполненноеилом и остатками, становится все выше. Заросшееозеро превращается в болото.
Работа с текстом учебника.

  1. Самостоятельное чтение текста;
  2. Ответы на вопросы.

Ковер-сплавина - сплошной ковер израстений, которые корнями сплетаются друг сдругом.
- Что это за восхитительное растение мох-сфагнумвы узнаете из текста (стр. 50).
Чтение вслух.
- Что увлекательного узнали об этом растении? (демонстрациягербария)
- Во время войны врачи применяли мох вместобинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многиесоветские солдаты.
Физкультминутка (выполняетсядыхательная гимнастика “Задуем свечу”, зрительная гимнастика “Рисуем с закрытымиглазами”)
Учитель: Болота издавна пугали людей, исключительно по ночам, когда на болоте появляютсяогни, которые перебегают с места на место, пропадают, опять возникают. Это объединяли снечистой силой. А суть в том, что растенияотмирая, при гниении в сырой почве и водевыделяют газ долями. Выходит газ пузырьками -вспыхивает и гаснет, создавая ощущение, что онперебегает.
Как вы знаете в всей экосистеме свойрастительный и звериный мир.
- Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.
РОГОЗчасто называют камышом. Растение стемно-каштановыми головками.
РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размераноготка мизинца.
БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирногомасла с одурманивающим запахом, следственно надболотом зачастую осязается неповторимый запах.
РОСЯНКА - хищное растение. Листья егопокрыты волосками. На волосках капельки жидкостипохожи на мелкие росинки. Жидкость привлекаетнасекомых, которые садятся на растение иприклеиваются. Лист мигом закрывается, инасекомое переваривается, остается толькотвердый завеса и крылышки. Так питается росянка.
БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое наименование КАССАНДРА)Дочка царя Трои Приама, в древнегреческоймифологии. Она отвергла любовь Апполона и быланаказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотяони неизменно сбывались.
- На болотах растет уйма ягодныхрастений. Они съедобные и дюже пригодны.
КЛЮКВА - вечнозеленый кустарник с кислымикрасными ягодами, пригодными для здоровья. Из нихделают кисель, варенье, компот, морс.
ЧЕРНИКА - с темно-зелеными ягодами. Богатвитаминами, укрепляющий зрение.
БРУСНИКА - вечнозеленое растение. В переводена русский язык обозначает “виноградная лоза”.
МОРОШКА - классное средство вопреки цинги -заболевания десен.
ГОЛУБИКА - растет кустиком. Ягоды голубогоцвета, отсель и наименование.
На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они оченьпрожорливы, охотятся в полете.
Другой хищник - ВОДОМЕРКА. Ее тело и лапкипокрыты волосками, смоченными жиром. Волоски ненамокают и образуют воздушную шубу, поэтомуводомерку нереально утопить. Стремительно бегает занасекомыми. Может летать, но когда совсемпересыхает. ГЛАДЫШ - в ночное время летает.
ЖУК-ПЛАВУНЕЦ - чудесно плавает.
Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ.Тут встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.
Что всеобщего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?
(Длинные ноги, дабы комфортно было ходить поболоту. ОТЛИЧНЫЕ длинные клювы, дабы достатьпищу. Все они классно летают. Питаютсяголовастиками, ягодами, насекомыми).
В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар.малиновка) питается насекомыми, может голосомподражать иным птицам и даже звериным.
КУЛИК И ЧИБИС - питаются насекомыми.
Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушаниеголоса куропатки)
БОЛОТНАЯ СОВА - одна из самых пригодных птиц.Питается грызунами. Охотится утром и вечером.
БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ - летает низко над землей.Питается рыбой, лягушками, птицами.
Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.
ЛОСИ - любят водоросли, даже ныряют в воду заними.
Физкультминутка (упражнения напредупреждение сколиоза)

5.Первичное закрепление

1. - Сейчас вам необходимо применить свои познания, исполняя задание.
Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)
Распределите болотных обитателей.
Берем зеленый карандаш, подчеркиваемпроизводителей, красным - покупателей, каштановым - разрушителей.
2. Составим цепи питания, применяя раздаточныйматериал - карточки (практическая работа вгруппе)
Цепи питания:
Клюква>куропатка>лунь
Водоросли>рачки>карась>щука
3)- А сейчас самостоятельная работа.Разгадайте кроссворд.
Назовите “профессию” организмов, которымприходится туго на болоте.
Кроссворд проверим.
- И основной вопрос:
Какое значение имеют болота для человека?

  • Добыча торфа.
  • Болота смягчают микроклимат окружающей среды.Увеличивают влажность воздуха.
  • Болота - это хранилища и регуляторы преснойводы рек.
  • Поэтому больше 150 болот в нашей стране находятсяпод охраной.
    (Возврат к 4 СЛАЙДУ)

    6.Вывод урока

    С какой экосистемой познакомились?
    Что нового и увлекательного узнали о болоте?
    Что можете сказать о круговороте веществ вболоте? (со временем болото может превратиться влуг, потому что круговорот незамкнут всецело)
    Оценки за работу на уроке и домашнее задание.

    Категория: 

    Оценить: 

    Голосов пока нет

    Добавить комментарий

      _      __        __   ___   __  __  _____   ____  
    | | \ \ / / / _ \ \ \/ / | ___| / ___|
    | | \ \ /\ / / | | | | \ / | |_ \___ \
    | |___ \ V V / | |_| | / \ | _| ___) |
    |_____| \_/\_/ \__\_\ /_/\_\ |_| |____/
    Enter the code depicted in ASCII art style.

    Похожие публикации по теме