Техника ссср времен вов. Советская техника времен вов. Рубка подводной лодки «Народоволец»

Техника ссср времен вов. Советская техника времен вов. Рубка подводной лодки «Народоволец»

Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет огромнее моторов и больший резерв мощностей
Иосиф Сталин
На заседании Основного военного совета, 13 января 1941 г.

За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы сотворили новые примеры стрелкового, артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение поступали все больше идеальные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также специальное внимание уделялось становлению подводного флота.
В результате перед началом Великой Отечественной войны СССР владел довольно нынешней системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим колляциям даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Следственно основные поводы поражений советских войск на исходном периоде войны невозможно списать на просчеты в техническом оснащении войск.
ТАНКИ
По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.
Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось примерно 10 тыс. машин, и представители семейства БТ - их было около 7, 5 тыс. Существенную долю составляли танкетки и малые плавающие танки - на вооружении советских войск находилось в всеобщей трудности примерно 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.
Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1, 85 тыс. единиц.

Танки КВ-1Тяжелый танк КВ-1
КВ-1 поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47, 5 тонн, что делало его значительно тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 миллиметров.
Некоторые специалисты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей существенное воздействие на разработку тяжелых танков в иных странах.
Советский танк имел так называемую классическую компоновку - распределение бронекорпуса от носа к корме ступенчато на отделение управления, боевое и моторно-трансимиссионное отделения. Также он получил само­стоятельную торсионную подвеску, противоснарядную круговую охрану, дизельный мотор и одно касательно сильное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервой были собраны вместе.
Первое боевое использование КВ-1 относится к Советско-финской войне: бывалый пример танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.
В 1940-1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда возник немецкий Тигр, КВ был самым сильным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище призрак. Типовые снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Танк Т-34Средний танк Т-34
В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (нынче Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева) сделать новейший гусеничный танк. Под начальством Михаила Кошкина была сделана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 - усовершенствованной модификации теснее выпускавшегося серийно танка БТ-7.
Опытные примеры А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по результатам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя - Т-34 - и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 миллиметров, усовершенствовать обзор, установить 76-миллиметровую пушку и добавочные пулеметы.
Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 Т-34. Позже 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе Красное Сормово в Горьком (нынче Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, Уралмаше в Свердловске (нынче Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).
В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк классно зарекомендовал себя вследствие простоте в производстве и обслуживании.
Всего было изготовлено больше 84 тыс. танков Т-34. Эта модель участвовала не только в Великой Отечественной, она побывала во многих вооруженных раздорах в Европе, Азии и Африке в 1950-1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого использования Т-34 в Европе стало их применение во время войны в Югославии.
К началу Великой Отечественной войны советская авиация имела на вооружении уйма типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941 года в войска поступило примерно 2, 8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.
Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).
Новые самолеты Военно-воздушных сил РККА по боевым вероятностям не уступали самолетам Люфтваффе, по ряду показателей даже превосходили их.

Штурмовик Ил-2Штурмовик Ил-2
Бронированный штурмовик Ил-2 - самый массовый боевой самолет вВсего было выпущено больше 36 тыс. машин. Его называли летающим танком, начальство вермахта - черной гибелью и железным Густавом. Немецкие авиаторы прозвали Ил-2 бетонным самолетом за его высокую боевую живучесть.
Первые боевые подразделения, которые были вооружены этими машинами, были сделаны перед самой войной. Подразделения штурмовиков удачно использовались вопреки мотомеханизированных и бронетанковых частей противника. В начале войны Ил-2 был фактически исключительным самолетом, тот, что в условиях преимущества немецкой авиации боролся с недругом в воздухе. Он сыграл огромную роль в сдерживании противника в 1941 году.
За годы войны было сделано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его последующее становление - штурмовик Ил-10 - энергично использовались во всех больших сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне.
Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м - 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 2, 4 минуты, а время виража на этой высоте - 48-49 секунд. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.

Истребитель МиГ-3Ночной истребитель МиГ-3
Конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на огромных высотах. Весной 1940 года был построен бывалый экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, 1-й). Позднее его модернизированный вариант получил название МиГ-3.
Несмотря на существенный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и крупный скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 результативно использовался как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Впрочем плохая горизонтальная маневренность и касательно слабое вооружение не дозволили ему стать полновесным фронтовым истребителем.
По оценкам вестимого аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 гораздо превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в соударении с фашистскими истребителями. Впрочем благополучно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только авиаторы экстра-класса.
ФЛОТ
К началу Великой Отечественной войны советский флот имел в всеобщей трудности 3 линкора и 7 крейсеров, 54 главы и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и уйма других кораблей.
Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание большого флота, основу которого составляли бы большие надводные корабли - линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939-1940 годах были заложены линкоры типа Ссср и тяжелые крейсера Кронштадт и Севастополь, в Германии купили недостроенный крейсер Петропавловск, впрочем планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.
В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа Киров, лидеры эсминцев планов 1 и 38, эсминцы плана 7 и другие корабли. Буйно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.
Многие корабли достраивались теснее в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, скажем, крейсера плана 68 Чапаев и эсминцы плана 30 Огневой.
Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:
легкие крейсера типа Киров,
лидеры типов Ленинград и Минск,
эсминцы типа Злой и Находчивый,
тральщики типа Фугас,
торпедные катера Г-5,
морские охотники МО-4.
Основные типы подводных лодок предвоенного периода:
малые подводные лодки типа М (Малютка),
средние подводные лодки типов Щ (Щука) и С (Средняя),
подводные минные заградители типа Л (Ленинец),
крупные подводные лодки типов К (Крейсерская) и Д (Декабрист).

Крейсера типа КировКрейсера типа Киров
Легкие крейсера типа Киров стали первыми советскими надводными кораблями такого класса, не считая 3 заложенных еще при Николае II крейсеров Светлана. План 26, по которому строился Киров, был окончательно утвержден осенью 1934 года и развивал идеи итальянских легких крейсеров семейства Кондотьери.
Первая пара крейсеров, Киров и Ворошилов, была заложена в 1935 году. Они вошли в строй в 1938 и 1940 годах. Вторая пара, Максим Горький и Молотов, строилась теснее по измененному плану и пополнила состав советского флота в 1940-1941 годах. Еще два крейсера заложили на Далеком Востоке, до конца Великой Отечественной войны поспели ввести в строй только один из них - Калинин. Дальневосточные крейсера также отличались от предшественников.
Полное водоизмещение крейсеров типа Киров колебалось от приблизительно 9450-9550 тонн для первой пары до примерно 10 000 тонн для последней. Эти корабли могли развивать скорость 35 узлов и больше. Их основным вооружением были девять 180-миллиметровых орудий Б-1-П, помещенных в трехорудийных башнях. На первых четырех крейсерах зенитное вооружение было представлено шестью установками Б-34 калибра 100 миллиметров, 45-миллиметровыми 21-К и 12, 7-миллиметровыми пулеметами. Помимо того, Кировы несли торпеды, мины и глубинные бомбы, гидросамолеты.
Киров и Максим Горький примерно всю войну провели поддерживая орудийным огнем защитников Ленинграда. Ворошилов и Молотов, построенные в Николаеве, участвовали в операциях флота на Черном море. Все они пережили Великую Отечественную войну - им была суждена длинная служба. Последним состав флота в 1974 году оставил Киров.

Подлодка ЩукаПодводные лодки типа Щука
Щуки стали самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, не считая Малюток.
Строительство первой серии из четырех субмарин началось на Балтике в 1930 году, в строй Щуки вошли в 1933-1934 годах.
Это были субмарины среднего класса, подводное водоизмещение которых составляло около 700 тонн, а вооружение состояло из шести торпедных агрегатов калибра 533 миллиметра и 45-миллиметровой пушки 21-К.
Проект оказался удачным, и к началу Великой Отечественной войны в строю находились больше 70 Щук (каждого в шести сериях было построено 86 подводных лодок).
Подлодки типа Щ энергично использовались на всех морских театрах войны. Из 44 воевавших Щук погибла 31. Противник утратил от их действий примерно 30 судов.
Несмотря на ряд недостатков, Щуки отличались сравнительной дешевизной, маневренностью и живучестью. От серии к серии - каждого было сделано шесть серий этих субмарин - они улучшали свои мореходные качества и другие параметры. В 1940 году две подлодки типа Щ первыми на советском флоте получили оборудование, дозволявшее вести торпедную стрельбу без утраты воздуха (что зачастую демаскировало атакующую субмарину).
Хотя позже войны в строй вошли только две Щуки последней серии X-бис, эти подводные лодки еще длинно оставались в составе флота и были списаны в конце 1950-х годов.
АРТИЛЛЕРИЯ
По советским данным, намедни Великой Отечественной войны армия имела примерно 67, 5 тыс. орудий и минометов.
Считается, что по боевым качествам советская полевая артиллерия даже превосходила немецкую. Впрочем она была слабо обеспечена механизированной тягой: в качестве тягачей применялись сельскохозяйственные тракторы, до половины орудий перевозили с поддержкой лошадей.
Армия имела на вооружении уйма видов артиллерийских орудий и минометов. Зенитную артиллерию представляли пушки калибров 25, 37, 76 и 85 миллиметров; гаубичную - модификации калибра 122, 152, 203 и 305 миллиметров. Стержневой противотанковой пушкой служила 45-миллиметровка примера 1937 года, полковой - 76-миллиметровая модель 1927 года, а дивизионной - 76-миллиметровая 1939-го.

Противотанковое орудие ведет огонь по недругу в боях за Витебск45-миллиметровая противотанковая пушка примера 1937 года
Это орудие стало одним из самых известных поверенных советской артиллерии Великой Отечественной войны. Оно было разработано под начальством Михаила Логинова на базе 45-миллиметровой пушки 1932 года.
К основным боевым качествам 45-миллиметровки относились маневренность, скорострельность (15 выстрелов в минуту) и бронепробиваемость.
К началу войны в армии было больше 16, 6 тыс. орудий примера 1937 года. В всеобщей трудности было выпущено свыше 37, 3 тыс. таких пушек, причем производство было свернуто только к 1944 году, невзирая на присутствие больше современных моделей ЗиС-2 и аналогичной по калибру М-42.

Залп КатюшБоевая машина реактивной артиллерии Катюша
За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, позднее получившая наименование Катюша. Она стала одной из первых в мире систем залпового огня.
Первое боевое использование состоялось 14 июля 1941 года возле железнодорожной станции города Орша (Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем истребила собрание немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
Благодаря высокой производительности использования и простоте в производстве, теснее к осени 1941 города БМ-13 обширно использовалась на фронте, оказав существенное воздействие на ход боевых действий.
Система разрешала осуществлять залп каждым зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Существовали также модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.
В ходе войны было утрачено порядка 4 тыс. БМ-13. Каждого было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа, причем Катюши сняли с производства только позже войны - в октябре 1946 года.
СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ
Несмотря на глобальное внедрение танков и самолетов, усиление артиллерии, самым массовым оставалось оружие пехоты. По некоторым подсчетам, если в Первую мировую войну потери от стрелкового оружия не превышали 30% от всеобщих, то во 2-й мировой они подросли до 30-50%.
Перед Великой Отечественной войной поступление в войска винтовок, карабинов и пулеметов росло, впрочем Красная армия гораздо уступала вермахту по насыщенности механическим оружием, таким как пистолеты-пулеметы.

Снайперы Роза Шанина, Александра Екимова и Лидия Вдовина (слева направо). 3-й Белорусский фронтВинтовка Мосина
Принятая на вооружение в 1891 году винтовка Мосина калибра 7, 62 миллиметра оставалась основным оружием пехотинца Красной армии. Каждого было выпущено около 37 миллионов таких винтовок.
Модификации примера 1891/1930 годов пришлось принять бой в самые сложные месяцы начала Великой Отечественной. Вследствие дешевизне и безопасности оружие обошло своих молодых самозарядных конкурентов.
Последней версией трехлинейкистал карабин примера 1944 года, отличавшийся наличием несъемного игольчатого штыка. Винтовка стала еще короче, спецтехнология была упрощена, а маневренность боя повысилась - больше коротким карабином легче вести ближний бой в зарослях, траншеях, укреплениях.
Кроме того, именно конструкция Мосина легла в основу снайперской винтовки, принятой на вооружение в 1931 году и ставшей первой советской винтовкой, намеренно сделанной для меткой стрельбы и разрушения в первую очередь командного состава противника.

Советский и заокеанский солдаты. Встреча на Эльбе, 1945 годППШ
Пистолет-пулемет Шпагина калибра 7, 62 миллиметра был принят на вооружение в 1941 году.
Это мифическое оружие стало частью образа солдата-победителя - его дозволено увидеть в самых вестимых монументах. ППШ-41 полюбился воинам, получив у них ласковое и почтительное прозвище папаша. Он стрелял фактически в всяких погодных условиях и при этом обходился относительно дешево.
К концу войны ППШ были вооружены порядка 55% воинов. Каждого было выпущено около 6 миллионов штук.
Техника СССР

Танк СССР: Т-34 (либо «тридцатьчетвёрка»)

Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это исключительный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплотную до конца Великой Отечественной войны. Танк Т-34 снискано пользовался любовью воинов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Советская техника 2-й мировой войны

Танк СССР: ИС - 2 «Иосиф Сталин»
ИС-2 - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Сокращение ИС обозначает «Иосиф Сталин» - официальное наименование серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует 2-й серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны совместно с обозначением ИС-2 на равных применялось наименование ИС-122, в этом случае индекс 122 обозначает калибр основного вооружения машины.
Оружие СССР: 76-мм дивизионная пушка примера 1942 года
ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Вследствие своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие сознается экспертами как одно из наилучших орудий 2-й мировой войны. В послевоенное время ЗИС-3 длинно состояла на вооружении Советской Армии, а также энергично экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на вооружении и в текущее время.
Боевая техника СССР: Катюша
Катюша - это неофициальное собирательное наименование боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки энергично применялись СССР во время 2-й мировой войны.
На экспозиции вооружения, военной техники и оборонительных сооружений Центрального музея Великой Отечественной войны представлена довольно полная коллекция советской бронетанковой техники периода войны, английской и заокеанской бронетехники, поставлявшейся в Ссср в 1941 - 1945 годах по ленд-лизу, а также бронетехника наших основных противников в годы войны - Германии и Японии.
В годы 2-й мировой войны, бронетанковые войска, как по­казал навык их боевого примене­ния, играли решающую роль в сражени­ях, исполняя широкий круг за­дач во всех видах боя как независимо, так и совместно с дру­гими родами войск. Они росли как количественно, так и каче­ственно, по праву став основной ударной силой армий разных государств. За шесть лет 2-й мировой войны в сражениях с обеих сторон приняли участие око­ло 350 000 бронированных боевых машин: танков, самоходных артиллерийских установок (САУ), бронеавтомобилей (БА) и бронетранспортеров (БТР).
Советская военная мысль в предвоенные годы отво­дила танкам значимую роль. Их предусматривалось применять во всех видах бо­евых действий. В составе стрел­ковых соединений они предназна­чались для прорыва стратегической зоны обороны как средство непос­редственной поддержки пехоты (НПП), действующие в узком взаимодействии с другими рода­ми войск. Огромная же часть тан­ков находилась на вооружении танковых и механизированных соединений, имевших задачу развить триумф в оперативной глубине позже про­рыва обороны.
В ходе первых пятилеток в Советском Союзе была сделана нужная производственная база для массового выпуска танков. Теснее в 1931 году заводы дали Красной армии 740 машин. Для сопоставления: в 1930 году войска получили каждого 170 танков, а в 1932 году - 3121 машину, в том числе 1032 легких танков Т-26, 396 лег­ких скороходных танков БТ-2 и 1693 танкетки Т-27. Такого числа танков в то время не строила ни одна иная страна. И данный темп фактически поддерживался вплотную до начала Вели­кой Отечественной войны.
В 1931 - 1941 годах в СССР было сделано 42 примера разных типов танков, из них 20 об­разцов - приняты на вооружение и запущены в серийное производство: танкетки Т-27; легкие танки сопровожде­ния пехоты Т-26; легкие колесно-гусеничные скороходные танки механизированных соединений БТ-5/БТ-7; легкие разведывательные плавающие танки Т-37/Т-38/ Т-40; средние танки непос­редственной поддержки пехоты Т-28; тяжелые танки добавочного добротного усиления при про­рыве укрепленных полос Т-35. Тогда же в Советском Союзе предпринимались попытки сделать самоходные ар­тиллерийские установки. Впрочем всецело отработать и запустить в серийное производство САУ тогда не удалось.
Всего же в Советском Союзе за эти десять лет было изготовлено 29 262 танка всех типов. В 1930-е годы в нашей стране при разработке лег­ких танков предпочтение отдава­лось колесно-гусеничным маши­нам, составлявшим тогда основу ­танкового парка Красной армии.
Боевые действия в ходе граждан­ской войны в Испании 1936 - 1939 годах показали, что танки с противопульной броней теснее ус­тарели. Советские танкисты и технические специа­листы, побывавшие в Испании, пришли к итогу о необходимо­сти довести толщину лобовой бро­ни корпуса и башни до 60 мм. Тогда танку будут не ужасны противотанковые пушки, которы­ми начали оснащаться сухопут­ные войска разных стран. Для такой относительно тяжелой ма­шины, как показали испытания, оптимальным являлся чисто гусе­ничный движитель. Данный итог советских конструкторов лег в ос­нову при создании нового среднего танка Т-34, по праву завоевавшего в годы Великой Отечественной войны славу лучшего в мире танка.
На рубеже 1930-х - 1940-х годов отече­ственные танкостроители вырабо­тали отчетливое представление о перс­пективах становления бронетанковой техники. В Совет­ском Союзе были предприняты разные меры для укрепления Вооруженных Сил. В итоге, Красная армия полу­чила новые средние (Т-34) и тяжелые (КВ-1 и КВ-2) танки, владевшие противоснарядной броней, сильным воо­ружением и высокой подвижно­стью. По боевым качествам они превосходили иностранные образ­цы и всецело отвечали совре­менным требованиям.
Разработка танков, моторов, вооружения в СССР осуществлялась конструкторскими коллективами под начальством Н.Н. Козырева (Т-27), Н.Н. Барыкова (Т-26 и Т-28), А.О. Фирсова (БТ), Н.А. Астрова (Т-37), О.М. Иванова (Т-35), М.И. Кошкина и А.А. Морозова (Т-34), Ж.Я. Котина (КВ и ИС-2), М.Ф. Балжи (ИС-3), И.Я. Трашутина и К. Челпана (дизельный мотор В-2), В.Г. Грабина (танковые пушки, В.А. Дегтярева (танковые пулеметы), Е.И. Марона и В.А. Агнцева (танковые прицелы).
К 1941 году в СССР было организовано серийное производст­во танков, отвечающее каждом требованиям того времени. К началу Великой Отечественной войны, а после этого и в ходе войны танки выпускали около 2-х десятков заводов страны: Ленинградский Кировский завод, Московский завод им. С. Орджоникидзе, Харьковский паровозостроительный завод, Сталинградский тракторный завод, Горьковский за­вод «Красное Сормово», Челябинский Кировский завод («Танкоград»), Уральский танковый за­вод в г. Нижний Тагил и др.
Массовые поставки бронетанковой техники дозволили при­ступить в середине 1930-х годов к организации в Красной армии механизированных корпу­сов, что на 5 - 6 лет опередило появ­ление сходственных соединений в воо­руженных силах Германии и дру­гих стран. Теснее в 1934 году в Красной армии был сделан новейший род войск - автобронетанковые войска (с декабря 1942 года - бро­нетанковые и механизированные вой­ска), которые и по сей день являются основной ударной силой Сухопутных войск. Тогда же были развернуты 5-й, 7-й, 11-й и 57-й специальные механизиро­ванные корпуса, преобразованные в августе 1938 года в танковые корпуса. Впрочем автобронетанковые войска находились в стадии реор­ганизации. В 1939 году эти соединения были рас­формированы из-за неправильной оценки боевого навыка применения танков в Испании. В мае 1940 года автобронетанковые вой­ска Красной армии состояли из: одной танковой бригады Т-35; 3 бригад Т-28; 16 танковых бригад БТ; 22 танковых брига­д Т-26; 3 мотоброневых брига­д; 2-х отдельных танковых по­лков; одного учебного танкового полка и одного учебного батальона мотоброневых частей. Их всеобщая числен­ность составляла - 111 228 человек. Сухопутные войска включали также шесть моторизованных дивизий. В всей из них был один танковый полк. Каждого моторизованная диви­зия имела по штату 258 легких танков.
Изучение боевого навыка применения бронетанковых и механизированных войск в ходе начавшейся 2-й мировой войны дозволило советским военным экспертам разработать научно обоснованную теорию боевого использования танковых и механизи­рованных соединений и частей, как в общевойсковом бою, так и при независимых действи­ях. Эта теория получила последующее становление в ходе Великой Отечественной войны.
Боевые действия, которые вели у р. Халхин-Гол части и соединения Красной армии наглядно подтвердили, что многого дозволено добиться энергичным использованием мобильных танковых соединений. Сильные танковые соединения обширно применялись Германией в ходе первого периода 2-й мировой войны. Все это доказывало, что нужно неотложно возвратиться к созданию больших бронетанковых соединений. Следственно, в 1940 году, в Красной армии начинается поправление 9 механизированных кор­пусов, 18 танковых и 8 механизированных дивизий, а в феврале - марте 1941 года - началось образование еще 21 механизированного корпуса. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16 600 танков только новых типов, а каждого - около 32 000 танков.
13 июня 1941 года замести­тель руководителя Генерального шта­ба генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин в «Справке о развертыва­нии Вооруженных Сил СССР на случай войны на Западе» подмечал: «Каждого в СССР имеется 303 диви­зии: стрелковых дивизий - 198, танковых дивизий - 61, моторизованных дивизий - 31...» Таким образом, взамен 42 бывших танковых бригад и шести моторизованных дивизий в Красной армии за неделю до начала войны насчитывалось 92-е танковые и мото­ризованные дивизии. Впрочем в итоге столь быстрой ре­организации войск всецело пол­учили нужное вооружение и боевую технику поменьше половины формируемых корпусов. В танковых частях остро осязалась нехват­ка начальников-танкистов и техни­ческих экспертов, потому что при­шедшие из стрелковых и кавале­рийских соединений начальники не имели фактического навыка по бое­вому применению танковых войск и эксплуатации бронетанко­вой техники.
На 1 июня 1941 года танковый парк советских сухопутных войск насчитывал 23 106 танков, в том числе 18 690 боеготовых. В пяти западных приграничных окру­гах - Ленинградском, Прибал­тийском Специальном, Западном Осо­бом, Киевском Специальном и Одес­ском - на 22 июня 1941 года нахо­дилось 12 989 танков, из них 10 746 боеготовых и 2243 требо­вавших ремонта. Из всеобщего коли­чества машин около 87% составляли легкие танки Т-26 и БТ. Касательно новыми образ­цами там являлись легкие Т-40 с пулеметным вооружением, средние Т-34 (1105 единиц), тяжелые КВ-1 и КВ-2 (549 единиц).
В сражениях первого периода Великой Отечественной войны с ударны­ми группировками вермахта час­ти Красной армии лишились большого числа своей боевой тех­ники. Только в 1941 году, в ходе Прибалтийской обо­ронительной операции (22 июня - 9 июля) утрачены 2523 танка; в Белорусской (22 июня - 9 июля) - 4799 машин; на Запад­ной Украине (22 июня - 6 июля) - 4381 танк. Восполнение потерь стало одной из основных задач советских танкостроителей.
В ходе войны относительное ко­личество легких танков в действу­ющей армии постоянно сокра­щалось, правда в 1941-1942 годах их выпуск в количественном отноше­нии подрос. Это объяснялось не­обходимостью в сжатые сроки снабдить войска допустимо боль­шим числом боевых машин, а на­ладить производство легких тан­ков было относительно примитивно.
Одновременно велась их усовершенствования, и в первую оче­редь, усиление брони.
Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, а в 1942 году - Т-70. Их внедрению в серийный выпуск содействовала дешевизна произ­водства, вследствие использованию автомобильных аппаратов, а также про­стота конструкции. Но война по­казала, что легкие танки недоста­точно результативны на поле боя из-за слабости вооружения и брони. Следственно с конца 1942 года их вы­пуск невидимо сократился, а позд­ней осенью 1943 года был прерван.
Освободившиеся производствен­ные мощности применялись для выпуска легких самоходных установок СУ-76, сделанных на базе Т-70. Средние танки Т-34 с первых дней при­няли участие в боевых действиях. Они имели несомненное превос­ходство над немецкими танками Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV. Немецким специа­листам пришлось неотложно зани­маться модернизацией своих машин.
Весной 1942 года на Восточном фронте возник танк Рz. Крfw. IV модификации F2 с новой 75-мм пушкой и усиленной бро­ней. В дуэльном поединке он вы­игрывал у Т-34, но уступал ему в маневренности и проходимости. В результат советские конструкторы усилили пушку у Т-34 и толщину лобовой брони башни. К лету 1943 года немцы оснастили танковые части новыми танками и самоходными артиллерийскими установками (Рz. Крfw. V «Пантера»; Рz. Крfw.VI «Тигр»; САУ «Фердинанд» и др.) с больше сильной бронезащитой, огонь из их 75- и 88-мм длинноствольных орудий удивлял нашу бронетехнику с расстояния 1000 и больше метров.
Новые советские танки Т-34-85 и ИС-2, вооруженные 85-мм и 122-мм пушками (соответственно), к началу 1944 года сумели восстановить преобладание советской бронетехники по бронезащите и огневой мощи. Все это совместно взятое, дозволило Советскому Союзу получить безоговорочное превосходство перед Германией, как по качеству бронетанковой техники, так и по числу выпущенных примеров.
Кроме того, начиная с 1943 года, Красная армия начала получать огромное число са­моходных артиллерийских уста­новок. Надобность в них выяви­лась еще в первые месяцы боевых действий, а теснее летом 1941 года на мос­ковском автозаводе им. И.В. Ста­лина в спешном порядке на полу­бронированных артиллерийских тягачах Т-20 «Комсомолец» монтировалась 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 примера 1941 года. Эти самоходные установки получили обозначение ЗИС-30.
23 октября 1942 года ГКО постановил начать работы по созданию САУ 2-х типов: легких - для непосредственной огневой поддержки пехоты и сред­них, бронированных как средний танк Т-34 - для поддержки и сопровождения танков в бою. Танкостроители для легкой САУ, оснащенной 76-мм пушкой ЗИС-3, применяли базу танка Т-70. Эта машина была хо­рошо отработана и касательно примитивна в производстве. Учитыва­лось и то, что поставки легких танков на фронт понемногу со­кращались. После этого возникли: средняя САУ СУ-122 - гаубица калибра 122 мм на базе танка Т-34 и тя­желая СУ-152 - 152-мм пушка-гаубица на базе танка КВ-1С. В 1943 году ВГК принимает решение о пе­редаче самоходных артиллерийских установок из ГАУ в ведение Командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Это содействовало резкому возрастанию качества САУ и росту их производства. В том же, 1943 году началось образование самоходных артиллерийских по­лков для танковых, механизирован­ных и кавалерийских корпусов. В наступлении легкие САУ со­провождали пехоту, средние и тя­желые САУ вели борьбу с танка­ми, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией про­тивника, разрушали оборонитель­ные сооружения.
Роль САУ усилилась в условиях широкого использования противни­ком танков «Пантера» и «Тигр». Для борьбы с ними совет­ские войска получили машины СУ-85 и СУ-100.
100-мм орудие, установленное на САУ СУ-100, превосходило 88-мм пушки немецких танков и САУ по мощности бронебойного и осколочно-фугасного снарядов, не уступая им в скорострельно­сти. В ходе войны самоходные артиллерийские установки показали себя как высокоэффективное суровое оружие и по предложе­нию танкистов конструкторы разработали САУ на базе тяжелых танков ИС-2, а в боекомплект тяжелых самоходных установок ИСУ-122 и ИСУ-152 поступили бронебойные снаряды, разрешавшие, на заключительном этапе войны, удивлять фактически все типы немецких танков и САУ. Легкие САУ разрабатывались в КБ под начальством С.А. Гинзбурга (СУ-76); Л.Л. Терентьева и М.Н. Щукина (СУ-76 М); средние - в КБ под начальством Н.В. Курина, Л.И. Горлицкого, А.Н. Ба­лашова, В.Н. Сидоренко (СУ-122, СУ-85, СУ-100); тяжелые - в КБ под начальством Ж.Я. Котина, С.Н. Махонина, Л.С. Троянова, С.П. Гуренко, Ф.Ф. Петрова (СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122).
В январе 1943 года в РККА началось образование танковых армий однородного состава - возникли 1-я и 2-я танковые армии, а к лету того же года в Красной армии имелось теснее пять танковых армий, которые состояли из 2-х танковых и одного механизированного корпусов. Сейчас бро­нетанковые и механизированные войска включали в себя: танковые армии, танковые и механизированные корпуса, танковые и механизированные бригады и полки.
Советская бронетанковая техни­ка в течение войны не уступала технике вермахта, а нередко и превосходила ее как высококачественно, так и количественно. Теснее в 1942 году в СССР было выпущено 24 504 танка и САУ, т.е. в четыре раза огромнее, чем произвела в том же году промышленность Германии (5953 танка и САУ). Рассматривая не­удачи первого периода войны, это был подлинный подвиг советских танкостроителей.
Генерал-полков­ник инженерно-технической служ­бы Ж.Я. Котин подмечал, что в этом большую роль сыграла нео­ценимая черта советской школы танкостроения - максимально допустимая простота конструк­ции, тяготение к трудному только в том случае, если невозможно добиться такого же результата про­стыми средствами.
Постоянно нарастало число советских танков, участвовавших в операциях: в Московской битве (1941 - 1942 годы) участвовало 780 танков, в Сталинградской битве (1942 - 1943 годы) - 979, в Белорусской тактической наступательной операции (1944 год) - 5200, в Берлинской операции (1945 год) - 6250 танков и САУ. По словам руководителя Генерального штаба Красной армии генерала армии А.И. Антонова, «…вторая половина войны прошла под знаком преобладания наших танков и самоходной артиллерии на полях сражений. Это дозволяло нам осуществлять оперативные маневры громадного размаха, окружать огромные группировки противника, преследовать его до полного истребления».
Всего в 1941 - 1945 годах совет­ская танковая промышленность да­ла фронту 103 170 танков и САУ (последних - 22 500, из них - средних - больше 2000, а тяжелых - больше 4200), Из этого числа на долю легких танков доводилось 18, 8 %, средних - 70, 4 % (Т-34 с 76-мм пушкой 36 331, а с пушкой 85-мм - еще 17 898 танков) и тяжелых - 10, 8%.
В ходе боев около 430 000 боевых машин были возвра­щены в строй позже ремонта в поле­вых либо заводских условиях, то есть весь произведенный промышленностью танк ремонтировался и восстанавливался в среднем больше четырех раз.
Наряду с массовым производством бронетанковой техники в годы Великой Отечественной войны в Красная армия получала танки и САУ, поступавшие из Великобритании, Канады и США по ленд-лизу. Перевозка бронетанковой техники осуществлялась в основном по трем марш­рутам: северному - через Атлан­тику и Баренцево море, южно­му - через Индийский океан, Персидский залив и Иран, вос­точному - через Тихий океан. 1-й транспорт с танка­ми прибыл в СССР из Велико­британии в сентябре 1941 года. А теснее к началу 1942 года Красная армия получила 750 английских и 180 американ­ских танков. Многие из них ис­пользовались в битве под Моск­вой зимой 1941 - 1942 года. Каждого годы Великой Отечественной войны для Советского Сою­за, по западным источникам, было отгружено в Великобритании 3805 танков, в том числе 2394 «Валентайн», 1084 «Матильда», 301 «Черчилль», 20 «Тет­рарх», 6 «Кромвелл». К ним следует добавить 25 мостовых танков «Валентайн». Канада предоставила СССР 1388 танков «Валентайн». В США на корабли были погружены по ленд-лизу 7172 танка, в том числе 1676 легких МЗА1, 7 легких М5 и М24, 1386 средних МЗАЗ, 4102 средних М4А2, один М26, а также 707 противотанковых САУ (в основном М10 и М18), 1100 зенитных САУ (М15, М16 и М 17), и 6666 бронетранспортеров. Впрочем не все эти машины при­няли участие в боевых действиях. Так, под ударами немецкого фло­та и авиации совместно с судами арк­тических конвоев на морское дно были отправлены 860 заокеанских и 615 английских танков. С довольно высокой до­лей достоверности дозволено сказать, что в СССР за четыре года войны были доставлены 18 566 единиц бронетехники, из них:10 395 тан­ков, 6242 БТР, 1802 САУ и 127 БРЭМ, которые применялись в частях, соединениях и учебных подразделениях Красной армии.
Советские танкисты в годы Великой Отечественной войны показали примеры результативного применения бронетанкового оружия, правда недруг был мощен и имел дюже сильную боевую технику. Родина по превосходству подметила подвиг советских танкистов: в их рядах - 1150 Героев Советского Союза (в том числе 16 - двукратно Героев), а больше 250 000 - были награждены орденами и медалями. 1 июля 1946 года Указом Президиума Высокого Совета СССР был учрежден высокопрофессиональный праздник «День танкиста» - в ознаменование крупных заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил страны бронетанковой техникой. Велико симво­лично, что на постаменты памят­ников в честь освобождения со­ветских городов от нацистской неволи зачастую устанавливали мифический танк Т-34, а многие из советских танков того времени - заняли свое почетное место во многих отечественных музеях.
В современном виде бронетанковые войска представляют основную ударную силу Сухопутных войск, являясь сильным средством вооруженной борьбы, предуготовленным для решения особенно значимых задач в разных видах боевых действий. Значение танковых войск как одного из основных родов Сухопутных войск сохранится и в ближайшем обозримом грядущем. При этом танк сохранит за собой роль ведущего универсального боевого средства Сухопутных войск. В послевоенные годы на вооружение бронетанковых войск поступили бесчисленные современные примеры танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и боевых машин десанта, в которых воплотились последние достижения отечественной науки и техники.
Германская армия - наш основной противник в годы Великой Отечественной войны, имела дюже сильные бронетанковые войска (панцерваффе). Версальским миролюбивым договором 1919 года Германии было запрещено иметь танковые войска и выпу­скать бронированные машины. Впрочем в нарушение его условий теснее в конце 1920-х годов немцы начали втайне вести работы в области танкострое­ния, а с приходом к власти Гитле­ра в январе 1933 года все ограничения Версальского договора были от­брошены, и в Германии ускорен­ными темпами началось создание массовой армии. Специальное место в ней предназначалось танкам.
Инициатором строительства бро­нетанковых сил и теоретиком их применения в войне стал генерал Г. Гудериан. Согласно его взорам, танки обязаны были использоваться массированно в составе огромных ударных ме­ханизированных сое­динений во взаимодействии с другими родами войск, в первую очередь с авиацией. Прорвав не­приятельскую оборону, и, не дожи­даясь пехоты, танки обязаны выхо­дить на оперативный простор, громить тылы, нарушая связь и парализуя работу штабов против­ника. Он пере­числял превосходства танков в дальнейшем порядке: по­движность, вооружение, броня и средства связи.
Германские панцерваффе стали в годы 2-й мировой войны основой «блицкрига», составляя основную ударную силу Сухопутных войск Третьего Рейха. В вермахте отказались от деления танков по предназначению - на пехотные и крейсерские. Танки, сведен­ные в большие соединения, обязаны были исполнять при необходимости всякие функции: и танков сопровождения пехо­ты, и танков становления фурора. Правда полный отказ от касательно маленьких танко­вых частей, предуготовленных для узкого взаимодействия с пехотными соедине­ниями и частями также невозможно признать благополучным. В вермахте перешли (аналогич­но РККА) к подразделению танков на лег­кие, средние и тяжелые. Но если в СССР таким критерием являлась только масса танка, то в Германии танки длинное время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. Скажем, перво­начально танк Рz. Крfw. IV рассматривал­ся как тяжелая боевая машина, исходя из его вооружения - 75-мм пушки, - и считался таковым вплотную до лета 1943 года.
Все танки, поступавшие на вооружение вермахта, получали буквенную аббревиа­туру Рz. Крfw. (сокращенное от Раnzeгkampfwagen - бронированная боевая ма­шина) и порядковый номер. Модифика­ции обозначались буквами латинского ал­фавита и аббревиатурой Аusf. - (сокр. Аusfuhrung - модель, вариант). Командирские танки обозначались Рz.Bf.Wg. (Panzerbefehlswagen). Единовременно с этим видом обозначе­ния применялась и сквозная система для всех подвижных средств вермахта. По сквозной системе огромная часть бронетанковой техники вермахта (за не­которыми исключениями) получала обо­значения Sd. Kfz. (сокр. Sonderkraftfahrzeug - машина специально­го назначения) и порядковый номер.
Самоходные артиллерийских установки, рассматривав­шиеся как средство усиления пехоты и танков на поле боя, обозначались по-иному, по­скольку на вооружении вермахта и войск СС имелось огромное число их классов и типов. Свою систему обозначения имели штурмовые орудия, свою - самоход­ные гаубицы, ЗСУ и противотанковые установки. При этом, в официальное обо­значение фактически всякий САУ, как водится, включалась и информация о танковом шасси, на базе которого она сделана. Как и танки, множество само­ходных артиллерийских установок имели также и сквозные индексы с порядковыми номерами в системе Sd. Kfz. Систематизация самоходных артиллерийских установок вермахта различалась по нескольким основным классам: штурмовые орудия (Sturmgeschutz; StuG); штурмовые гаубицы (Sturmhaubitze; StuH); самоходные лафеты и шасси (Selbstfahrlafetten; Sf.); штурмовые пе­хотные орудия (Sturminfanteriengeschutz; StuIG); штурмовые танки (Sturmpanzer; StuPz.); истребители танков / самоходные противотанковые орудия (Panzerjager, Pz.Jg; Jagdpanzer Jgd.Pz); гаубичные САУ (Panzerhaubitze; Рz.Н); зенитные самоходные установки (Flakpanzer, Fl.Pz). Неупорядоченность с класси­фикацией и обозначениями усугублялась и тем, что машины одного из типов, позже усовершенствования и внесения изменений в их конструкцию, приобретали абсолютно иные свойства, т.н. 75-мм штурмовое орудие StuG. III, которое позже монтажа в нем 75-мм длинноствольной пушки, реально превратилось в истре­бителя танков, но продолжало числиться как штурмовое орудие. Самоходные противотанковые установки «Мардер» также претерпели метаморфозы в обозначении, взамен изначального «Раk Slf» (самоходная противотанковая пушка) они стали именоваться «Раnzerjager» (истребитель танков).
Первым серийным немецким тан­ком стал легкий Рz. Крfw. I, поступив­ший в войска в 1934 году. В следую­щем году возник 2-й легкий танк Рz. Крfw. II. Эти машины получили провер­ку в боевых условиях в ходе граж­данской войны в Испании 1936 - 1939 годов.
Создание средних танков в Германии задерживалось ввиду неустано­вившихся тактико-технических требований к ним, правда некото­рые фирмы еще в 1934 году присту­пили к разработке опытного об­разца с 75-мм пушкой. Гудериан считал нужным иметь два типа средних танков: стержневой (Рz. Крfw. III) с 37-мм пушкой и тан­к поддержки с 75-мм короткоствольным орудием (Рz. Крfw. IV). Производство танков Рz. Крfw. III и Рz. Крfw. IV нача­лось в только 1938 году.
После захвата Чехии, в марте 1939 года, вермахт получил больше 400 современных чешских танков LТ-35 (Рz. Крfw. 35(t)). Помимо того, немецкие танковые войска гораздо возросли выпускавшимися в оккупированной Моравии, но теснее по немецким заказам, танками LТ-38 (Рz.Крfw. 38(t)), которые владели больше высокими боевыми характеристи­ками, чем танки Рz. Крfw. I и Рz. Крfw. II.
На 1 сентября 1939 года танковый парк вермахта в боевых, учебных частях и на базах насчитывал 3195 машин. В действующей армии их было около 2800.
Потери немцев в бронетанковой технике в ходе польской кампании оказались небольшими (198 уничтоженных и 361 поврежден­ных) и были стремительно вос­полнены промышленностью. По результатам сентябрьских (1939 года) боев Гудериан затребовал усилить броню и огневую мощь танков и увеличить выпуск Рz. Крfw. Ш и Рz. Крfw. IV. К началу кампании во Франции (10 мая 1940 года) 5 немецких танковых корпусов имели 2580 танков. Английские и французские тан­ки превосходили примеры против­ника по бронированию и вооруже­нию, но немецкие танковые вой­ска имели больше высокую подго­товку и боевой навык, а также луч­ше управлялись. Они использова­лись массированно, в то время как союзники вели танковые бои мелкими группами, не имея под­час узкого взаимодействия ни между собой, ни с пехотой. По­беда досталась немецким удар­ным группировкам.
Для нападения на Советский Со­юз немецкое командование в соста­ве 17 танковых дивизий сосредото­чило 3582 танка и САУ. В их чис­ло входили 1698 легких танков: 180 Рz. Крfw. I; 746 Рz. Крfw. II; 149 Рz. 35(t); 623 Рz. 38(t) и 1404 средних танка: 965 Рz. Крfw. III; 439 Рz. Крfw. IV, а также 250 штурмовых орудий. В войсках на­считывалось еще 230 командир­ских танков, не имевших пушечно­го вооружения. Бои на советско-немецком фронте выявили ряд технических недостатков немецких танков. Низкими оказались их проходи­мость и подвижность на местности. По вооружению и бронирова­нию они гораздо уступали советским Т-34 и КВ. Командова­нию вермахта стало ясно, что вой­ска нуждаются в больше крепких машинах. Пока шла разработка новых среднего и тяжелого тан­ков, началось перевоору­жение Рz. Крfw. IV (устанавливалась длинноствольная 75-мм пушка с одновременным усиле­нием его брони). Это временно уравняло его с советскими танка­ми по вооружению и бронирова­нию. Но по остальным данным Т-34 сберег свое преимущество.
Даже в разгар 2-й мировой войны немцы не сразу приступили к форсированию выпуска бое­вой техники, а только когда перед ними замаячил при­зрак поражения. В то же время, в ходе боевых действий матери­альная часть немецких танковых войск постоянно совершенство­валась добротно и росла коли­чественно. С 1943 года на полях сражений немцы ста­ли массированно применять средний танк Рz. Крfw. V «Пантера» и тя­желый Рz. Крfw. VI «Тигр». В этих новых танках вермахта отличнее бы­ло отработано вооружение, а к их недостатком была, раньше каждого, огромная масса. Толстая броня не выручала ма­шины вермахта от снарядов совет­ских пушек, установленных на танках Т-34-85 и ИС-2 и самоходных установках СУ-100 и ИСУ-122. Дабы получить преимущество над советским танком ИС-2, в 1944 году со­здается новейший весомый танк Рz.Крfw. VI В «Королевский тигр». Это был наибо­лее весомый серийный танк 2-й мировой войны. В ходе войны немецкая про­мышленность все в большем ко­личестве стала изготавливать само­ходные артиллерийские установки разного назначения. По мере перехода вермахта к фортификационным действиям рос удельный вес самоходной артил­лерии по сопоставлению с танками. В 1943 году выпуск самоходных уста­новок превысил выпуск танков, а в последние месяцы войны пре­восходил его втрое. На советско-немецком фронте в различное время находилось прибли­зительно от 65 до 80% бронетанковой техники вермахта.
Если бронетанковую технику Германии, соз­данную в период 1934 - 1940 годов, в основ­ном отличали высокая безопасность, про­стота и удобство сервиса и экс­плуатации, простота управления, то техника, сделанная в годы войны, теснее не могла похвастаться такими показателями. Спеш­ка и торопливость при разработке и запус­ке в производство танков Рz.Крfw.V «Пантера», Рz.Крfw.VI Аusf.Е «Тигр» и Рz.Крfw.VI Аusf. В («Королевский «Тигр») отрицательно сказа­лись на их безопасности и эксплуатацион­ных колляциях, исключительно танков «Пантера» и «Королевский «Тигр». Помимо того, вермахт применял и трофей­ную бронетанковую технику, но в достаточно ограниченном количест­ве. Трофейные танки, как водится, были устаревшими и не представ­ляли огромный ценности для фрон­та (помимо чехословацкого примера LТ-38). Вермахт приме­нял их на побочных театрах военных действий, для оккупаци­онных войск и борьбы с партизана­ми, а также для обучения танки­стов.
Трофейная техника использо­валась и для переделки под артил­лерийские самоходные установки, бронетранспортеры для доставки боеприпасов и т.п. На немецкий вермахт трудились и все заводы оккупирован­ных немцами европейских государств. Два больших завода Чехии «Skoda» (г. Пльзень) и SKD (г. Прага), переименованный в ВММ, произво­дили танки и на их базе САУ собственной разработки до конца войны. Каждого чешские заводы вы­пустили больше 6 000 танков и САУ. Танкостроительные заводы Франции привлекались в основ­ном для переделки трофейных французских танков, их ремонта либо изготовления некоторых за­пасных частей для них же, впрочем ни одного нового танка либо САУ там собрано не было. В Австрии, присоединенной в ходе аншлюса 1938 года к Третьему рейху, во время 2-й мировой войны был сделан танкосборочный завод «Niebelungwerke» (фирма Steyr-Daimler-Puch) в г. Сент-Валентин. Его продукция включалась в всеобщую сумму произ­водства заводов Германии. Позже капитуляции Италии в 1943 году ее территория отчасти была занята немецкими войска­ми. Некоторые танкостроитель­ные заводы на севере Италии, на­пример фирма Fiat-Ansaldo (г.Турин), продолжали выпуск танков и САУ для немецких соединений, действовавших в Италии. В 1943 - 1945 годах они выпустили больше 400 машин. Каждого же с сентября 1939 по март 1945 года немецкая промыш­ленность изготовила около 46 000 танков и САУ, причем на послед­ние доводится больше 22 100 штук. Помимо этих машин, в Германии в годы 2-й мировой войны также производились гусеничные, колесные и полугусеничные бронетранспортеры, бронеавтомобили, тягачи-транспортеры.
В Японию первые английские танки Мк V поступили в 1918 году, а в 1921 - танки Мк А и французские «Рено» FТ 17. В 1925 году из этих машин были сформированы две танковые роты. К собственному танкостроению японцы приступили только в 1927 году, когда были сделаны несколько опытных примеров многобашенных танков массой около 20 тонн. В эти же годы закупались британские танки «Виккерс-6-тонн» и танкетка «Карден-Лойд» МкVI, французские танки «Рено» NC1 (последние состояли до 1940 года на вооружении под обозначением «Оцу»). На их базе японские фирмы начали разработку танке­ток и легких танков.
В 1931-1936 годах малыми сериями изго­тавливался средний танк тип 89. Это обозначение боевой техники было принято в воору­женных силах исходя из японско­го летосчисления, согласно кото­рому японский 2589 год соответ­ствовал 1929 году григорианского календаря. В 1933 году руко­водство Японии и военное командо­вание приняли решение о механи­зации японской армии и выдали соответству­ющие заказы промышленности. Вначале японские конструкто­ры отдавали предпочтение тан­кеткам. Первая из них - тип 92 (1932 года), после этого последовали сверхмалый танк тип 94 (1934 года) и малый танк тип 97 «Те-ке» (1937 года). Каждого до 1937 года было построено больше 1000 танкеток. Впрочем последующее производство этого класса машин ввиду их низких боевых качеств прекратилось, хо­тя именно в Японии конструкция танкетки достигла наибольшего становления.
Японская танкостроительная промышленность с середины 1930-х годов всецело переключилась на раз­работку легких и средних машин. В 1935 году создается особенно массовый легкий танк «Ха-го», а в 1937 году - средний «Чи-ха». По­следний, до конца 2-й мировой войны, являлся основным примером японских бронетанковых войск. В 1937 году увеличились темпы производства танков в связи с по­ставками для Квантунскои армии в Маньчжурии. Единовременно ве­лась модернизация машин «Ха-го» и «Чи-ха». В середине 1930-х годов командова­ние японской армии впервой проявило интерес к выпуску танков-амфибий, которые были нужны для осуществления морских десант­ных операций в грядущей войне. В это время разрабатываются примеры плава­ющих танков.
Японское танкостроение 1920 - 1930-х годов характеризуются тщательным изу­чением иностранного навыка; пристрастием тан­кетками; сосредоточением усилий на создании легких и средних танков для вооружения Квантунской армии на территории Ки­тая, а также, начиная с 1933 года, применением в танках дизельных моторов. Японские танки прошли проверку боем в ходе боевых действий в 1930 - начале 1940-х годов на Далеком Востоке супротив китай­ских и монгольских войск, а также частей Красной армии. Полученный навык боевого применения танков заста­вил японских конструкторов, в первую очередь, искать пути по­вышения их огневой мощи и уси­ления броневой охраны. Каждого в 1931 - 1939 годах япон­ская промышленность выпустила 2020 танков. Было разработано 16 примеров, в том числе 7 серий­ных.
С началом войны в Европе производство танков в Японии набирает темп: в 1940 году было изготовлено 1023 машины, в 1941 году - 1024. С учетом островного расположения страны японское военное руковод­ство не тяготилось наращивать свои тан­ковые и вой­ска. В изданном в 1935 году настав­лении по подготовке войск отме­чалось: «Основное предназначение танков - бой в узком взаимо­действии с пехотой». С стратегической точки зрения танки рассматривались только как средство поддержки пехоты и сводились в мелкие подразделе­ния. Основными их задачами считались: единоборство с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в «ближние рейды» за передний край обороны противника на глубину не больше 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они обязаны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Особенно маневренным видом боевых действий были «большие рейды» совместно с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки применялись для проведения частых контратак (в основном ночью) либо для ведения огня из засады. Единоборство с танками противника допускалась только при крайней необходимости. В ноябре 1941 года по оперативному плану ставки для захвата Филиппин­ских островов, Малайи, Бирмы и других территорий привлекались основные силы флота и авиации, а со стороны сухопутных войск выдавались 11 пехот­ных дивизий и только 9 тан­ковых полков.
К декабрю 1941 года танковый парк японской армии насчитывал около 2000 машин: в основном легких танков «Ха-го» и танке­ток, средних танков «Чи-ха» бы­ло несколько сотен. Начиная с 1940 года проводилась модернизация основных танков «Ха-го» и «Чи-ха». В итоге, в невидимых числах в годы войны строились легкий танк «Ке-ну» и средний «Чи-хе». В 1942 году конструкторы сотворили плавающий танк «Ка-ми», кото­рый эксперты считают наилуч­шим примером в истории японского танкостроения. Но и его выпуск был весьма лимитирован. В том же году для борьбы с танками союзников и поддержки своих войск в японскую армию пошли в ог­раниченном числе самоходные артиллерийские установки.
Японские танки имели слабое вооружение и броню, удовлетво­рительную подвижность, а также были неудовлетворительно верны и не обла­дали классными средствами на­блюдения и связи. Эти машины по вооружению, по охране и про­чим колляциям отставали от примеров других воюющих стран. Следственно, к концу войны японские наставления теснее рассматривали танки как одно из особенно результативных противотанковых средств и неоднократно танки в обороне закапывались в землю. Стержневой чертой японского танкостроения явилось широкое использование дизельных моторов. В ходе войны японское танко­строение испытывало непрерывный недочет сырья (стали) и квали­фицированной рабочей силы. Максимального яруса произ­водство танков в Японии достигло в 1942 году и после этого стало падать. Каждого японская промышленность вы­пустила в 1942 - 1945 годах 2377 танков и 147 САУ.
Центральный музей Великой Отечественной войны напористо ведет работу по обнаружению и собранию физических свидетельств героического и трагического прошлого. С всем дальнейшим позже войны годом становится все сложнее проводить работу по комплектованию своих коллекций новыми примерами бронетанковой техники. В текущее время музей располагает танками и другими бронеобъектами отечественного производства довоенного, военного и послевоенного периодов производства. Это дает вероятность раскрыть основные этапы отечественного танкостроения, показать напряженный в немыслимо трудных условиях труд рабочих, инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства, всех тружеников тыла в достижении Победы.
Коллекция бронетанковой техники СССР, Великобритании, США, Германии и Японии создавалась работниками музея начиная с 1990 года. Огромную подмога в этой работе оказывали Основное автобронетанковое управление Министерства Обороны Русской Федерации, начальство Пограничных войск ФСБ России, военно-патриотические социальные объединения, поисковые группы, ветеранские организации танкистов. Музей воссоздает недостающие примеры бронетанковой техники путем строительства их макетов из сохранившихся фрагментов, обнаруженных поисковыми объединениями. Таким методом был воссоздан макет тяжелого танка КВ-1, макеты танков Японии. Ряд экспонатов перед их размещением на экспозиции вооружения был восстановлен экспертами 38 Научно-исследовательского испытательного университета бронетанковой техники Министерства Обороны Русской Федерации.

Танк Т-29

В середине 1930-х годов, во время расцвета идеи колесно-гусеничного скороходного танка, появилась его больше защищенная и тяжеловооруженная модификация Т-29. Данный танк, примерно не уступая в скорости легкобронированным собратьям, имел броню толщиной до 30 мм и был вооружен 76-мм пушкой.По доктрины Т-29 был схож со средним танком Т-28, но отличался от него увеличенными габаритами, что было вызвано расположением элементов подвески внутри корпуса. Это обеспечивало наилучший ярус живучести ходового агрегата, но осложняло его обслуживание. В совокупности машина получилась не дюже верной и трудной в производстве, и было выпущено лишь 2 серийных экземпляра.

Танк Гротте

Опытный средний танк ТГ (Танк Гротте) разрабатывался в СССР на основе плана немецкого инженера Эдварда Гротте. В этой машине было впервой применено много технических новинок, в то время не применявшихся еще ни на одном серийном танке. К ним относятся всецело сварной корпус, многоярусное вооружение, подвеска на спиральных пружинах.
Испытания танка показали равное число как превосходств, так и недостатков. Орудия ТГ отличались отменной кучностью стрельбы, а 76-мм пушка превосходила по мощности все танковые орудия того времени. Управление танка было весьма легким, а ход - плавным. В то же время ТГ имел дрянную проходимость на мягких грунтах, слишком узкое боевое отделение, было затруднительно проводить ремонт мотора и КПП. Правда, основным препятствием постановке танка на серийное производство была его большая стоимость (как у 25 танков БТ-2)!

Танк СМК

Тяжёлый многобашенный танк СМК (Сергей Миронович Киров) разрабатывался в 1939 году на базе Т-35 как тяжёлый танк прорыва. Конструкция СМК приметно отличается от танка-протатипа. Для уменьшения массы машины и совершенствования условий работы экипажа число башен сократили до 2-х.В ходовой части СМК была применена торсионная подвеска, обеспечившая отличный ход танку массой 55 тонн. Вооружение состояло из 2-х пушек калибров45 и76 мм и пяти пулемётов каибра 7, 62 мм. Позже начала войны с Финляндией опытные образы СМК и сходной скоро позже начала атаки СМК наехал на мину и утратил гусеницу.Учавствующие в атаке опытные КВ и Т-100 прикрывал машину в течении нескольких часов, но устранить поломку не удалось. СМК пришлось оставить на вражеской территории. Позже прорыва Линии Маннергейма нетрутный СМК был отбуксирован в расположение наших войск и отправлен по железной дороге на родной завод для ремонта.Но его так и не произвели, и СМК до 50-х годов стоял на задворках предприятия, пока небыл переплавлен.С ним машины Т-100 были отправлены на испытание боем.

СССР, танки 2-й мировой войны

Танк Т-44

Технические колляции:
Тип танка Средний
Экипаж 4 человека
Боевая масса 31, 8 т
Длина 7, 65 м
Ширина 3, 18 м
Высота 2, 41 м
Количество пушек/калибр 1/85 мм
Броня лобовая 90 мм
Броня бортовая 75 мм
Двигатель В-44, дизельный, мощностью 500 л. с.
Максимальная скорость 51 км/ч
Запас хода 300 км
Т-44, разработанный в КБ Уральского танкового завода под начальством основного конструктора А. А. Морозова и выпущенный в самом конце войны, воплотил в себе огромный навык постройки и боевого использования танков Т-34. Это наилучший советский средний танк военного времени, ставший переходным к послевоенному поколению боевых машин.Имея существенное внешнее сходство с предшественником, Т-34-85, танк Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение мотора дозволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию применять для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и усовершенствованы данные работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60° к вертикали. В связи с новой компоновкой удалось сместить в центр корпуса башню, которая купила больше обтекаемую форму, что повысило ее снарядостойкость. На освободившемся месте был помещен люк механика-водителя, установленный на Т-34 в лобовом листе. Гораздо были усовершенствованы все аппараты и механизмы танка. До окончания войны завод в Харькове поспел выпустить 190 машин Т-44. Правда в боевых действиях они не использовались, гвардейские танковые бригады, укомплектованные Т-44, стали «жгучим запасом» Красной Армии .Выпуск Т-44 продолжался до года и составил 1823 единицы. В 1961 г. танки прошли модернизацию с целью унификации по аппаратам трансмиссии и ходовой части с основным средним танком Советской Армии Т-54. Под обозначением Т-44М эти машины получили ночные приборы механика-водителя и начальника, а также увеличенный боекомплект. На базе Т-44М был сделан командирский танк Т-44МК. В нем за счет незначительного уменьшения боекомплекта была установлена вторая радиостанция.Последней усовершенствования танки подверглись в году, когда были оборудованы двухплоскостными стабилизаторами вооружения, повышающими точность стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. Часть танков Т-44М в году переделали в бронированные тягачи БТС-4. С вооружения Т-44 были сняты в конце 70-х годов и дальше «служили» в качестве мишеней на полигонах. На закате карьеры им все же довелось принять участие в Великой Отечественной войне ... в качестве немецких танков Pz VI «Тигр» в фильме «Освобождение». Позже соответствующей переделки Т-44 стали фактически неотличимы на экране от фашистских машин.

Танк Т-34-76

Т-34 стал лучшим средним танком 2-й мировой войны и самым массовым танком в Красной Армии. По сочетанию 3 важнейших колляций - огневой мощи, защищенности и подвижности - в году он не имел себе равных. «Т-34 особенно восхитительный пример наступательного оружия», - подмечал гитлеровский генерал фон Меллентин. План гусеничного танка А-32 был разработан коллективом под начальством гениального конструктора М. И. Кошкина, а 1-й бывалый экземпляр машины поступил на испытания летом года. Одержав победу в соревновании с колесно-гусеничным А-20, танк в декабре того же года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34. Его отличал целый ряд характерных особенностей. Главнейшим превосходством машины был ее экономичный дизельный мотор, выдерживающий крупные нагрузки в работе. Ходовая часть с крупными катками и широкими гусеницами обеспечивала хорошую проходимость танку по пересеченной местности. Сильное бронирование в сочетании с оптимальными углами наклона бронелистов содействовало высокой! вероятности рикошета снарядов. Для изготовления самой огромный детали Т-34, бронекорпуса, впервой в мире была использована механическая сварка. Вооружение машины состояло из 76-мм пушки Л-11 и 2-х 7, 62-мм пулеметов. От того что серийный выпуск Л-11 был теснее прерван, весной 1941 года на танк стали устанавливать новую пушку, Ф-34, того же калибра. К началу Великой Отечественной войны в приграничных округах находилось 967 Т-34 -примерно все они были утрачены в первые две! недели боев из-за неудачной дислокации, нехорошо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее первые танковые бои показали существенное преобладание советских машин. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной угрозы для Т-34, в то время как 76-мм снаряд «тридцатьчетверки» пробивал броню всякого вражеского танка на дальности до 1000 м. Сказалась также слабость и противотанковой артиллерии вермахта37-мм пушку Pak 37 немцы прозвали «армейской хлопушкой». В одном из донесений приводились данные, что расчет такого орудия добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни, вывел машину из строя. В году несколько изменилась конструкция танка. Взамен сварной либо литой башни трудной конфигурации Т-34 получил шестигранную литую башню. Емкость топливных баков была увеличена, мотор оборудован усовершенствованной системой воздухоочистки, а силовая установка - пятискоростной коробкой передач. На базе Т-34 выпустили 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков -мостоукладчиков с мостом длиной 7, 7 м. Некоторые «тридцатьчетверки» переоборудовали в огнеметные и командирские танки. Лишь к году немцам удалось изменить соотношение колляций танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони «Тигров» и «Пантер» ограничила производительность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие пушки могли удивлять с советские машины с дистанции, соответственно, 900 и 1500 м. Победа под Курском далась драгоценный ценой - во время контрнаступления Красная Армия утратила около шести тысяч танков и самоходок. Сказались и другие недочеты Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка, ненадежная коробка передач, а также узкая башня без вращающегося полика (при поворотах пушки заряжающий должен был следовать за казенником, переступая через стреляные гильзы), в которой размещались лишь два члена экипажа. Наводчику доводилось совмещать свои обязанности с обязанностями начальника танка. Правда в процессе серийного выпуска Т-34 непрерывно совершенствовали, в середине войны назрела надобность его радикальный усовершенствования.
Технические колляции:
Тип танка Средний
Экипаж 4 человека
Боевая масса 30, 9 т
Длина 6, 62 м
Ширина 3 м
Высота 2, 52 м
Количество пушек/калибр 1/76 мм
Количество пулемётов/калибр 2/7, 62 мм
Броня лобовая 45 мм
Броня бортовая 45 мм
Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.
Максимальная скорость 51 км/ч
Запас хода 300 км

СССР, между двумя войнами

Танки Т-37 и Т-38

Технические колляции:
Тип танка Лёгкий плавающий
Экипаж 2 человек
Боевая масса 3, 3 т
Длина 3, 78 м
Ширина 2, 33 м
Высота 1, 63 м
Количество пушек/калибр -
Количество пулемётов/калибр 1/7, 62 мм
Броня лобовая 8 мм
Броня бортовая 8 мм
Двигатель ГАЗ-АА, карбюрат., мощностью 40 л. с.
Максимальная скорость 40/6 км/ч
Запас хода 230 км
Существенным недостатком танкеток-разведчиков являлось размещение вооружения в корпусе. Следственно первые советские малые плавающие танки получили башню кругового вращения. На опытных примерах Т-33, Т-41 и Т-37 в году были отработаны разные варианты размещения башни и применения автомобильных силовых аппаратов ГАЗ-АА. В серийное производство был запущен вариант под обозначением Т-37А, имеющий большее водоизмещение корпуса и добавочные поплавки - надгусеничные полки, заполненные пробкой. Танк имел на плаву классную стабильность и маневренность. Гребной винт с поворачивающимися лопастями дозволял осуществлять задний ход на воде. Два завода (№37 в Москве и «ГАЗ» в Горьком) с по год выпустили 2627 танков Т-37 всех модификаций. Помимо линейного Т-37А (без радиостанции), было построено 643 танка Т-37ТУ с распространенной танковой радиостанцией того времени 71-ТК-1. Наружно они отличались поручневой антенной по периметру корпуса. Также было выпущено 75 машин ОТ-37 (БХМ-4), вооруженных пулеметом ДГ и огнеметной установкой. В 1936 году Т-37А в производстве сменил его усовершенствованный вариант Т-38. Он отличался от предшественника облагороженной формой клепано-сварного корпуса и улучшенной подвеской, что увеличило плавность хода и скорость на суше. Взамен автомобильного дифференциала Т-38 получил бортовые фрикционы, вследствие чему повысилась проходимость и управляемость машины. В 1938 году танк был модернизирован путем установки мотора и коробки передач от автомобиля ГАЗ М-1 и получил обозначение Т-38М2. Его скорость увеличилась до 46 км/ч, боевая масса - до 3, 8 т. Т-38 выпускался на тех же заводах, что и Т-37А. Каждого было изготовлено с 1936 по 1939 год 1217 линейных машин Т-38 и 165 Т-38ТУ с радиостанциями. В предвоенный период отрабатывались способы переброски танков Т-37 и Т-38 по воздуху с поддержкой бомбардировщиков. Крепкость танков допускала их сброс на водоемы с высоты 6 метров при скорости самолета 160 км/ч. Экипаж сбрасывался на парашютах. Советские танки-амфибии использовались во время вооруженного раздора СССР с Японией»
8 июля 1941 года вблизи города Сенно, что неподалеку от Днепра, завязался танковый бой: легкие советские Т-26 отбивались от немецких Т-III. В самый разгар сражения из густой ржи, вминая в землю картофельную ботву, выполз русский танк, контур которого немцам до сего времени не был знаком. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его громоздкой башни. На его дороге стояла немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигавшийся танк, пока он не вдавил их пушку в землю. После этого, оставив позади себя подожженный Т-III, танк углубился в немецкую оборону на 15 километров», - так описывают первое возникновение мифического танка Т-34 западные историки в книге «От - «Барбароссы» до «Терминала»».
Долгое время немецкие конструкторы пытались сделать танк, тот, что сумел бы соперничать с 34-кой. Так возникли немецкие танки Т-6 «Тигр» (1942) и Т-5 «Пантера» (1943). Впрочем немецкие гиганты все равно проигрывали «лучшему танку мира», как окрестил немецкий военачальник фон Клейст, в маневренности. Детище Михаила Кошкина, сошедшее с конвейера Харьковского паровозостроительного завода, содействовало становлению у немецких войск Восточного фронта так называемой «танкобоязни». Впрочем для самого конструктора изобретение стало роковым: от Харькова до Москвы, где танк обязаны были показать начальству, простуженный Кошкин поехал на своей 34-ке. Доказав, что его танк может преодолевать такие расстояния без загвоздок, конструктор получил тяжелейшее воспаление легких и возвратился в Харьков в полубессознательном состоянии. Так и не оправившись от заболевания, Михаил Кошкин скончался в клинике. Это самопожертвование уговорило высших сановников запустить танки в серийное производство. До начала войны было выпущено 1225 танков Т-34.

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды вначале называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но огромнее каждого любили, безусловно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала оригинальный звук, в котором солдаты услышали знаменитую перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало наследием советского народа.


Монумент Катюше. (wikipedia.org)
Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления порушить Брестскую цитадель. Впрочем цитадель устояла и еще длинное время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Поменьше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с незнакомой до сего времени «Катюшей». Руководитель немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неведомое до этого времени оружие. Пламенеющий шквал снарядов спалил железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».


Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)
Ракетные установки, в начале войны почаще каждого водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем желательно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее каждого применялись системы залпового огня, -Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили больше 10 тысяч снарядов и истребили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особенно озлобленным.

Ил-2, «Цементный бомбардировщик»

Самый массовый боевой самолет в истории, каким длинное время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по числу прозвищ. «Бетонный самолет» - так прозвали его немецкие авиаторы: «Ил-2» владел дрянной маневренностью, впрочем при этом сбить его было дюже сложно. Авиаторы даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на добросовестном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем непрерывную угрозу, называли самолет «мясником» либо «Железным Густавом». Сами конструкторы называли «Ил-2» примитивно - «летающий танк». А в Красной армии самолёт из-за странной формы корпуса получил прозвище «горбатый».


В таком виде Ил-2 долетел до аэропорта. (wikipedia.org)
Первый серийный самолёт «Ил-2» был выпущен 10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе, с тех пор над землей поднялось 36 183 таких же штурмовиков. Впрочем на момент, когда началась война, в распоряжении Красной армии было каждого 249 машин. Первоначально Ильюшин, основной конструктор, создавал двухместный «бронированный штурмовик», но позже первых же испытаний было принято решение взамен второго места установить добавочный бензобак.
Все время советскому командованию не хватало специализированных боевых самолетов. Во многом следственно «Ил-2», будучи самой распространенной машиной, применялся для различных задач. Так, скажем, для всех самолетов «Ил-2» была установлена непременная бомбовая нагрузка, которую в шутку назвали «сталинский наряд». Помимо бомбардировки, «Ил-2» применяли, невзирая на его значительные габариты, в качестве самолета-разведчика. Одна из увлекательных особенностей штурмовика в том, что пилоты, если машина в бою загоралась, нередко сажали самолет на «пузо», не выпуская шасси. Самым трудным для авиатора было своевременно выбраться из фюзеляжа и убежать до того, как « » взорвется.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _        ___    __  __   _   _   ____     ____ 
| | / _ \ | \/ | | | | | / ___| / ___|
| | | | | | | |\/| | | | | | \___ \ | | _
| |___ | |_| | | | | | | |_| | ___) | | |_| |
|_____| \__\_\ |_| |_| \___/ |____/ \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме