Как все начиналось
Рига. Предисловие июля. Вечером я с друзьями завершил сборы продовольствия иснаряжения для похода. Сейчас нужно было выспаться перед завтрашним днем. Сон не шел, и я проснулсяраньше времени. Я решил не торопиться со сборами и плотно позавтракать. Не поспел я толком перекусить, как раздался телефонный громок. Звонил друг, дабы я не проспал и поспел на автобус. В спешке я забрализ холодильника недостающие продукты и пошел на троллейбусную остановку.
Вот я с веслами стою в очереди за билетами на автовокзале(билеты в кассе заканчивают продавать за 15 минут до отправления). Цель нашей поездки мост черезГаую, в 2 километрах от поселка “Виреши”. Билет от Риги до Виреши обошелся мне в 2 лата 30 сантимов.Сели в автобус “Рига - Алуксне” в 7 часов утра. В Виреши мы планировали приехать к полудню. Пол путииграли в карты и делились первыми ощущениями. По плану мы обязаны были проплыть путь от Виреши доСтренчи за 3 дня, дабы поспеть на электричку в 19:30 до Риги. Всеобщая протяженность планируемогомаршрута 110 километров по течению реки, из них 35 километров по границы с Эстонией. Реально за 3дня мы прошли только пол пути (около 50 км) и высадились под мостом Анниняс вблизи Валки. Автобус шелс крупный остановкой в Смилтене, на месте мы были в 12:00. Еще около 2 часов нам потребовалось нанадувание плота и для спуска его на воду. Плот надували ножным насосом, автомобильного типа (насосшел в комплекте к плоту). Выходит, в 13:55 мы начали свой путь по реке Гауе в неизвестность. По этомумаршруту мы плыли впервой. Для всех, помимо меня, это была теснее вторая поездка. Следственно чувствоваласьуверенность команды нашего маленького “корабля”. Ребята поделились со мною навыком предыдущегопутешествия, когда они спали в мокром плоту под открытым небом, а позже 3-4 часов пути не могли точносказать свое местоположение. В предшествующий раз они брали плот на прокат в Латвийском Институте, ион потонул через 5 часов их путешествия. Сдутый плот пришлось в плавь тащить к храню и затаскиватьвместе с вещами на отвесной склон для ремонта. Если бы не лейкопластырь и жевательная резинка они несмогли бы продолжить поход.
Я представил себе суровые спартанские данные их предыдущегопутешествия и начал чувствовать себя в новом плоту на 20 человек, как на водяной постели номера люкс. Нашплот по своим колляциям является морским спасательным плотом с тентом. Вот под этим тентомвремя от времени прятались все по очереди, скрываясь, то от палящего солнца и слепней, то от ливня.Двое гребли. Остальные отдыхали и пели песни под гитару. Так прошли наши первые часы похода. По планумы обязаны были проходить по 5-6 километров в час, но на практике мы делали не огромнее 3-4 километров.Мы переоценили массу плота и наши силы. Пришлось посмотреть правде в глаза. За три дня до Стренчи намне дойти. Ориентируясь по карте (спутниковая съемка местности, где один квадратик это один километр)мы считали всякий поворот реки. Жара стояла нестерпимая. Синоптики ждали до 35 градусов тепла, а насобственной шкуре я ощущал все 40. Ливень обещали местами и мы верили, что это место будетдалеко от нас. Вечером послышались раскаты грома. Что ж синоптики не одурачили. Ливень началсянеожиданно. Светило светило, как внезапно пошел самый подлинный “грибной” дождь. Наше первое испытание.Кто выпрыгивает в воду и тащит плот на берег, кто в темпе закрывает входы в плот, кто вычерпываетводу. На счету вся секунда и сухой пол, на котором спать вечером. Ливень был крепким, но не длинным.Этого хватило, дабы половина нашего экипажа вымокла до нитки и тряслась от холода. Когда “буряутихла” мы продолжили наш путь. Ливень унес с собой наше веселое самочувствие и драгоценные километрыпути. Так заканчивался наш 1-й день. Настала пора подумать о ночлеге. Промокшие и голодные мыискали подходящее место для ночевки. Остановившись на песчаной речной насыпи, мы столкнулись сочередной задачей. Позже ливня сухих веток не обнаружить. К несчастью мы не взяли с собой средство дляподдержания огня. Доводилось верить только на собственную смекалку и бумажное полотенце, котороепошло на растопку. К полуночи мы все-таки развели костер, а в час ночи состоялся наш первыйсовместный “обед”. Истощенные мы залезали в плот спать. Через пару часов нужно было вставать так, какза дальнейший день нам предстояло пройти 35 километровый участок по границы с Эстонией.
День 2-й. В нейтральных водах.
Туман еще не рассеялся, когда мы толкали наш плот в холодную воду Гауи.По нашим подсчетам до границы оставалось около 5 километров. Для меня подъем в 5 часов утра оказалсяособенно тяжелым. Я не привык так рано вставать. Позже охраны бакалаврской, я отсыпался за всебессонные ночи, проведенные у компьютера. С неподдельной радостью я забрался обратно в плот под ещетеплое одеяло, когда его спустили на воду, и фактически сразу забылся в нервозном сне. Как мыпересекли рубеж, я не видел, но по рассказам не спящих товарищей в этом не было ничего странного:“За очередным поворотом мы увидели пограничный столб с одной стороны и табличку, предупреждающую оначале территории чужого государства с иной. Мы двукратно проплыли мимо, дабы запечатлеть момент”.
Итак, мы оставили Латвию и продолжили наш путь в нейтральных водах. Когдая проснулся, пейзаж за бортом в следующий раз изменился. Если прежде мы проплывали мимо пологихсклонов с песчаными отмелями, подчас схожими на равнину, то сейчас перед моим взглядом предстал -густой сосново-еловый лес на отвесных глиняных берегах. Ласточки, чьи гнезда были по обе стороныреки, летали высоко в небе, вселяя веру на то, что погода сегодня не испортиться. Мы обсуждалинаше расположение и то, что будет, если мы встретим пограничников. Местные обитатели из Гауенепредостерегали нас от встречи с ними. Никому из нас не хотелось стать легкой плавучей мишенью, но ксчастью людей в форме мы не встретили. Но для всех остальных мы были, будто кочевой цирк на воде:плавки, носки, мокрые полотенца, которые сушились на крыше плота в равной степени, как и сам плот, привлекали внимание с обоих берегов. Если латыши на хуторах следили за тем, дабы мы что-нибудь нестащили, то их эстонские сотрудники легко безмолвно глазели на плавучее “чудо”. По началу это былоинтересно, но скоро каждому наскучило, и мы плыли, не обращая ни на кого внимания. Плыть на этом участкереки было трудно. Дюже слабое течение и ветер в лицо мощно затормозили наше движение вперед.Каждый экипаж довольно утомился и проголодался. Позже следующий “вахты на веслах” я отправился спать.
Проснулся я теснее на храню. В плоту было душно. Вставать не хотелось, нонадо было обнаружить в себе силы подняться. Лежать тут становилось нестерпимо. Одним рывком я присел ина корточках вылез наружу. Ребята теснее разожгли костер и собирались варить макароны. Жара стояланевыносимая. Даже слепни перестали доставать своим навязчивым вниманием. Пот не поспевал проступить, как сразу испарялся. Медлительно я побрел по раскаленному до бела песку к ребятам. Мне сразу жепредложили искупаться и даже испробовали столкнуть в воду. На что я с “просони” никак неотреагировал. Я примитивно плюхнулся на жгучий песок, подставив свое тело под палящие лучи солнца.Погода стояла на редкость отличная. На небе ни облачка. Тишину нарушало пение кузнечиков и неизвестныхмне птиц. Лежа на песке у реки, где до ближайшего населенного пункта было около 20-30 километров, ячувствовал себя Робинзоном на необитаемом острове. Один тет-а-тет с природой и друзьями, где нетникаких опек и загвоздок, помимо совместного труда по приготовлению пищи, разжиганию костра и“дежурства на веслах”. Какая прелесть отдых вот так экспромтом, когда не знаешь, что ожидает тебявпереди. Это не туристическая поездка за рубеж, где все куплено, рассчитано вплотную до мелочей и недай Всевышний, что-нибудь пойдет не по плану. Мне стало жалко своих соотечественников, тратящих деньги наотдых за рубежом, так и не узнав все прелести отдыха в собственной стране. Наслаждаясь солнечнымсветом, я позабыл о друзьях, о времени, о задачах. Я слился с природой. Чувствовал ее прикосновениекаждой клеточкой моего организма. Впитывал в себя живительные соки Солнца и песка, обжигающего моюспину.
Но нужно было помогать готовить обед. Не то, дабы ребята не справлялись безмоего участия, легко совесть не разрешала мне лежать без дела, когда все вокруг суетятся надкостром. Проанализировав обстановку, я осознал, что моя подмога пока не требуется и дозволено пойтиискупаться. Ребята давным-давно предлагали мне забраться в реку, но позже сна в душном плоту, вода показаласьмне холодной. Теперь же я готов был забраться, даже под “ледяной душ”. Медлительно я начал заходить вводу. В месте, где мы остановились, река сужалась. Течение реки было стремительное, но русло мелкое, следственно вода поспевала прогреваться до температуры 25-28 градусов. Я не люблю холодную воду, поэтомузалезть в водоем, где температура воды поменьше 25 градусов, для меня настоящая пытка. Дойдя чуть ли недо середины реки, я никак не решаясь окунуться всецело. Вот мой товарищ с разбегу ныряет околоменя. Еще минута раздумий, и я плыву по течению. Да, жизнь порой схожа на реку. Тебя несет куда-то, а ты отчаянно пытаешься выплыть и занять свое место под солнцем. Порой это получается, изредка нет, итогда случаются беды, в виде поломанных судеб и разбитых вер. Так и я отчаянно боролся стечением, не дозволяя уносить меня вдалеке от берега, где мои друзья ставили на огонь кастрюлю сводой. Оказавшись на храню, я со свежими силами принялся помогать в приготовлении обеда. Когда водав кастрюле закипела, всякий приготовил себе суп с вермишелью. Нет ничего аппетитней “свежего” бульонапод открытым небом у реки! Ты ешь и не можешь утолить свой голод, останавливаешься лишь, когдапочувствуешь омерзение к еде. Обед завершен. Пора собираться в дорогу. Мусор убран. Костер потушен.Плот с легким трением о песок плюхается в воду. Все на борту?! Тогда в путь. Вперед в неизвестность.Чай впереди еще пороги, о которых я наслышался от больше опытных товарищей...
Название параметра | Значение |
Тема статьи: | Урок 151 |
Рубрика (тематическая категория) | Дом |
Тема. Повторение по теме ʼʼЧастицаʼʼ. Тест на повторение
Урок 150
Цели: обобщить познания по теме ʼʼЧастицаʼʼ; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: словарный диктант, обзор предложений, тест, выполнение упражнений.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
Упражнение 406: взаимопроверка.
В это время один из учеников исполняет синтаксический разбор предложения у доски.
П. Осложненный словарный диктант
Составьте словосочетания со словами: Карикатура, недостижимый, заблаговременный, сатира, усердно, чемпион.
III. Обзор предложений
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц.
Древн...я культура так(же) отд...лена во времени от сегодн... шнего человека как д...леки от нас звезды.
Пр...слушиват...сяликсоветуастрол...гапока(не, ни)зан...мат... ся деламира(с, сс)чита(н, нн)ыми на долгую п...рспективу?
Разве я мог уснуть в пустом мрач... ном доме пр...слушиваясь к завыванию ветра и скр...пящ...м ступеням старой лес...ницы?
В случае если(бы) (не)ты, я (н...)за(что)(бы) (не)совладал!
Комментарий.
Древняя культура так же отдалена во времени от сегодняшнего человека, как далеки от нас звезды.
Прислушиваться ли к совету астролога пока не заниматься делами, рассчитанными на долгую перспективу?
Разве я мог уснуть в пустом угрюмом доме, прислушиваясь к завыванию ветра и скрипящим ступеням старой лестницы?
В случае если бы не ты, я ни за что бы не совладал!
1-е предложение: смысловая усилительная частица же.
2-е предложение: смысловая вопросительная частица ли, смысловая негативная частица не.
3-е предложение: смысловая вопросительная частица разве.
4-е предложение: формообразующие частицы бы, образующие форму условного наклонения глагола; частицы не, придающие негативное значение местоимению и глаголу-сказуемому; частица ни, усиливающая отрицание.
Учитель предлагает исполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) а, г; 2) в, г; 3) б, в; 4) а, б; 5) а, г; 6) б, ᴦ.
Вариант 2: 1) а, б, в; 2) а, б; 3) б, г; 4) б; 5) а, г; 6) в, ᴦ.
V. Выполнение упражнений
Упражнения 408, 412: независимая работа.
Домашнее задание
1. Упражнение 411: письменно.
2. Подготовка к диктанту.
Тема. Контрольный диктант с грамматическим заданием и его обзор.
Цель: проверить умения учеников по теме ʼʼЧастицаʼʼ, орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.
Методические приемы: диктант, грамматические задания, обзор ошибок.
Ход уроков
I. Диктант
Примечание: записать на доске имя героя; не считать за ошибку, в случае если в третьем предложении взамен двоеточия будет поставлен иной знак препинания.
На плоту по таежной реке
Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате.
Речка бежала в эпохальных, безмолвных, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться постоянно. На иной день зарядили мелкие ливни, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на всякой отмели.
Утром третьего дня плавания слева впала речка, примерно такая же, как и та͵ по которой Осташа плыл.
Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие резкие горы, еле различимые за частным ельником. Между гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как старое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, словно изменники бежали с поля боя...
Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.
(158 слов) (А. Иванов)
II. Грамматическое задание
1. Исполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,
2-й вариант - последнее предложение. Примечание: взамен тире дозволено поставить запятую.
2. Подчеркнуть частицы, исполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,
2-й вариант - смысловой частицы.
Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, Дозволено ложно принять за частицы комбинированный союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.
3. Дополнительное задание: исполнить синтаксический разбор
предложения, обозначить части речи.
А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Примечание: основа предложения состоит из одного сказуемого, выраженного категорией состояния.
Домашнее задание
Упражнение 414: письменно.
Урок 151 - представление и виды. Систематизация и особенности категории Урок 151 2017, 2018.
- - Об уроках живописи и композиции Об уроках рисункаАрт - студия живописи и мастерства.Примечание к публикацииСроки эксплуатации элементов инженерного оборудования и конструкций в жилых зданияхПримечание. Основанием для установления этих сроков являются... .
- - Ход урока Short Swap (short I)Неизвестные объединенияShort Swap (short I){union t_U {short i;char c ;} u;u.i = I;char ch = u.c ;u.c = u.c ;u.c = ch;return u.i;}cout << Swap (1234) << endl; //На экране-11772Имеется особый вид объединений - неизвестные объединения. Неизвестные объединения... .
- - Урок «Зодчество Старинной Греции». ДидактическиетребованияСодержание дидактических требованийПримечаниеТема урокаАрхитектура Старинной ГрецииТип урокаКомбинированныйЦель урокаСпособствовать образованию умений о древнегреческой культуре и... .
- - Выводы урока. Независимая работа учащихся.Трактование нового учебного материала.Организационный момент.План урокаЛитература.Учебно-методическое обеспечение дисциплины...
- Помогите обнаружить текст! и получил наилучший ответ
Ответ от Настёна[эксперт]
На плоту по таёжной реке
Владимир Симоненко
20.07.1978. Рано утром подъём. Впервой Гаджи связался с другими нашими отрядами. Их теснее тоже забросили в тайгу. Это отлично, что рация работает, а то уж думали, что будем без связи.
Сделал зарядку, повисел на турнике, пробежка по валунам аллювия около 500метров. Завтрак.
Гаджи приготовил своё фирменное блюдо. Делается оно так: вермишель мочится в воде, обжаривается на сковородке немножко, а потом теснее варится с добавлением тушёнки. Необычно, но я покушал немного, каждого одну чашку. Собрались в путь. Нам предстояло в данный день сделать крупной марш-бросок, дабы добраться до реки Учур. Я захватил с собой фотоаппарат, свою крупную ложку и дневник, дабы не прерывать записей. И вот мы теснее топаем в сторону горы Саян. Заодно мы вели геологические слежения, в всеобщем тот же маршрут, только дюже длинный.
Вокруг всё те же доломиты серые, те же кварцевые песчаники, алевролиты, силицитолиты. А рюкзак за плечами объёмный и увесистый, да ещё ружьё и молоток. Иду, поколачиваю молотком камни. Легко и отрадно идти по тайге, исключительно рассматривая, что вовсе незадолго «завязал» с курением. А вокруг однообразный печальный пейзаж: лиственницы в палец толщиной, мох, пружинящий под ногами. Идём и ищем камень, дабы стукнуть по нему молотком и посмотреть, что у него внутри. Впрочем камней немного, всё задерновано. Рельеф выражен слабо, никаких выраженных привязок на местности, следственно дюже зачастую глядим на компас, идём по азимуту. Двенадцать маршрутных километров завершились в верховьях ручья Саян. В аллювии те же породы, что и в Юют-Сиэбите, только тут господствуют алевролиты с песчаниками над доломитами. На храню мы упали от усталости, как подкошенные. Покушали ревеня, тот, что тут растёт в избытке. Съели тушонки две банки, попили чаю, искупались в ручье. Каждый день нестерпимая жара, как в сауне с сухим паром. Сейчас мы пойдём к устью Саяна, тот, что хоть маленькая река, но местами глубина по пояс. Гаджи в болотных сапогах, ему отлично. А у меня короткие резиновые, а у Волкова и совсем кирзачи. Но я хитроумный, снял штаны и сапоги и потопал, легко преодолевая водные преграды. А Гаджи страховал Волкова, и они следственно всё время шли по болотистому бережку. А Саян дюже извилистый, со большинством проток и притоков, болот, озерцов, а рыбы не видать. Пока Гаджи с Волковым обходят всё это водное богатство десятой драгоценный, я шурую напрямую по основному руслу оборванцем. Ах, лето! Конечный раз я видел Гаджи и Геннадия в 3-4 километрах от нашего последнего привала, где мы кушали (либо ужинали? Так как трапеза была в 18:00). Они тогда шли по правому храню, а я по левому. Вышел я к прижиму, где речка облизывала голые скалы и бурлила среди больших валунов, сориентировался по планшету. Оставалось 2, 5 километров до устья Саяна из шести таёжных, речных, болотистых. По речки попадались собачьи следы, вероятно эвенки поблизости охотятся..Светило село, комарики возникли, начали покусывать. Они и прежде были, только мне было не до них, не примечал. Послышалось из-за излучины протоки: -Ау! Эгей! Я в результат тоже поорал, разминая голосовые связки и тронулся дальше. Чуть было не увяз в болоте, кругом озёра. Ещё раз сверился с компасом, пошёл по азимуту на устье, свернув от реки в болото. В 20:00 вышел к Учуру. Огромная река, метров 500 шириной, с островками, с берегами, заросшими могучими лиственницами, соснами и елями.
Кругом - ни души. Гаджи с Геннадием не видать и не слыхать, отстали подчистую. Развёл костёр, ожидаю, когда они притопают. Посушил штаны и портянки у огня. Взглянул на карту и нашел, что здесь неподалеку бараки Томптокана обязаны быть.
-Ау! Ого-го!, покричал я немножко. Потом написал записку: «Я ушёл к баракам Томптокана. Ожидал вас здесь целый час. 20.07.78 21:45. Костя» И пошёл вниз по течению, по левому храню Учура. Через каких-то полкилометра услышал где-то вдалеке звук выстрела, возвратился обратно, к устью Саяна. Покричал, отозвались: - Эге-гей! Костя!
Стучат топором по дереву. Я пошёл было вверх по течению Саяна, через болото, скво
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленнымизучением английского языка № 1 города Будённовска Будённовского района» Ставропольского краяРассмотреноСогласовано:Утвержденона заседании МОзам. директора по УВРна педагогическом советепротокол №_________________ Дорофеева В.И. протокол №______от_ «___»________20___г.от__________ 20____г.Начальник МО_______«___»_____________20____г.Директор МОУ СОШ № 1г. Будённовска_______К.И. ОсиповРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо предметуРусский языкСтупень обучения (класс)7 класс(основное всеобщее образование)Число часов7 класс по 4 часа в неделю; 35 учебных недель - 140 часовза год.__________________________________________________________________________________________________________________________________________Программу разработалаБаранова Евгения Сергеевнана основе программы по русскому языку 2010 года для общеобразовательныхучреждений.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного всеобщего образования и приблизительной программы основного всеобщего образованияпо русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов\ М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская, Н, М. Шанский// Программно-методические материалы:Русский язык 5-9классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002.) Программа детализирует и раскрываетсодержание эталона, определяет всеобщую тактику обучения, воспитания и становления учащихсясредствами учебного предмета в соответствии с целями постижения русского языка, которыеопределены эталоном.Всеобщая колляция учебного предметаЯзык - по своей специфике и общественной важности - явление неповторимое: он являетсясредством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения умений, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русскойкультуры и литературы.Русский язык - государственный язык Русской Федерации, средство межнациональногообщения и консолидации народов России.Владение родным языком, знание общаться, достигать триумфа в процессе коммуникацииявляются теми колляциями фигуры, которые во многом определяют достижения человекапрактически во всех областях жизни, содействуют его общественной адаптации к изменяющимсяусловиям современного мира.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особоеместо: является не только объектом постижения, но и средством обучения. Как средство познаниядействительности русский язык обеспечивает становление умственных и творческихспособностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формируетнавыки независимой учебной деятельности, самообразования и самореализации фигуры.Будучи формой хранения и усвоения разных умений, русский язык неразрывно связан со всемишкольными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а вперспективе содействует овладению грядущей профессией.Курс русского языка для 7 класса направлен на улучшение речевой деятельностиучащихся на основе овладения познаниями об устройстве русского языка и особенностях егоупотребления в различных условиях общения, на базе усвоения основных норм русскоголитературного языка, речевого этикета. Рассматривая то, что сегодня обучение русскому языкупроисходит в трудных условиях, когда снижается всеобщая культура населения, расшатываютсянормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Оглавление обученияориентировано на становление фигуры ученика, воспитание культурного человека, владеющегонормами литературного языка, способного вольно выражать свои мысли и чувства в устной иписьменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматриваетформирование таких животрепещуще значимых знаний, как разные виды чтения, информационнаяпереработка текстов, поиск информации в разных источниках, а также способность передаватьее в соответствии с условиями общения.Главенствующей идеей курса является насыщенное речевое и умственное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую действие.Всякий тематический блок программы включает перечень лингвистических представлений, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этихявлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессеизучения данных представлений. Таким образом, программа создает данные для реализациидеятельностного подхода к постижению русского языка в школе.Цели обучения:- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку какявлению культуры, основному средству общения и приобретения познаний в различных сферахчеловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;- улучшение речемыслительной деятельности, коммуникативных знаний инавыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных сферах иситуациях его применения; обогащение словарного резерва и грамматического строя речиучащихся; становление готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, надобности к речевому самосовершенствованию;- освоение познаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различныхсферах и обстановках общения; о стилистических источниках русского языка; об основных нормахрусского литературного языка; о русском речевом этикете;- образование знаний опознавать, исследовать, систематизировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия обстановки и сфере общения; уменийработать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовыватьнеобходимую информацию.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане:Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Русской Федерациипредусматривает непременное постижение русского (родного) языка в 7 классе - 140 часов. Втечение года учащиеся пишут 6 контрольных работ, 2 контрольных сочинения, 2 контрольныхизложения.Преподавание ведется по учебнику группы авторов для 7 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 7 класс, - М., 2009).Всеобщие учебные знания, навыки и методы деятельностиНаправленность курса на насыщенное речевое и высокоинтеллектуальное становление создаетусловия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык исполняет в системешкольного образования. В процессе обучения ученик получает вероятность совершенствоватьобщеучебные знания, навыки, методы деятельности, которые основываются на видах речевойдеятельности и полагают становление речемыслительных способностей. В процессе изучениярусского (родного) языка совершенствуются и прогрессируют следующие общеучебные знания:коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной иписьменной речи, базовыми знаниями и навыками применения языка в животрепещуще значимых дляучащихся сферах и обстановках общения), умственные (сопоставление и сравнение, соотнесение, синтез, суммирование, абстрагирование, оценивание и систематизация), информационные (знание осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию изразличных источников, знание трудиться с текстом), организационные (знание формулироватьцель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).Формы контроляØØØØØØØØØдиктанты с грамматическим заданием;объяснительный диктант;предупредительный диктант;выборочный диктант;графический диктант;словарный диктант;сочинения (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного навыка);изложение;тестНормативные документы, обеспечивающиереализацию программы1. Федеральный компонент государственного эталона всеобщего образования. Стандартосновного всеобщего образования по русскому языку. Вестник образования России.2004. №122. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Москва«Просвещение». 2008 г.3. Территориальный компонент эталона всеобщего образования.4. Школьный компонент эталона всеобщего образования.5. Закон об образовании РФ.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНТемаКол-воФормы контролячасовРусский язык как прогрессирующее 1явление1. Повторение пройденногоклассе2.Причастиев 6 8+1Текущий контрольДиктанты - 1 (к.д.)21+5Текущий контрольИзложения - 2 (к.и. -1)Диктант -1 (к.д.)3.Деепричастие10+4Текущий контрольДиктанты - 1 (к.д.)Сочинения - 24.Наречие25+4Текущий контрольДиктанты -2 (к.д. -1)Сочинения - 1Изложение -1 (к.и.)5.Категория состояния26.Предлог8+2Текущий контрольСочинение - 17. Союз10+2Текущий контрольДиктанты - 1(к.д. -1)Сочинения - 18.Частица13+5Текущий контрольДиктанты - 1 (к.д.)Сочинения - 2 (к.с.- 1)9.Междометие5Текущий контрольСочинение -1к10.Повторение пройденного в 6 10+3классеТекущий контрольИтого:К.д.-6, к.и. -2, к.с. -2140Сочинение - 1к.Оглавление программыВведениеРусский язык как прогрессирующее явление.Тема 1Повторение пройденного в 6 классеПунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография.Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательныйразбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.Становление речиТекст. Жанры литературного языка. Публицистический жанр.Обучающиеся обязаны знать.Изученные в 6 классе орфограммы, методы образования слов, всеобщую характеристикусамостоятельных частей речи, знаки текста.Обучающиеся обязаны уметь: разъяснять значения слов, изготавливать фонетическийразбор слов, изготавливать морфемный и словообразовательный разборы, морфологический разбор, определять жанр текста.Контроль познаний: графический диктант, виды разборов, диктант с грамматическимзаданием, работа с текстом.Тема 2ПричастиеСвойства прилагательных и глаголов у причастий. Действительные и страдательныепричастия. Склонение причастий. Полные и короткие страдательные причастия. Причастныйоборот. Склонение полных причастий. Образование действительных и страдательных причастий.Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательныхпричастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прил-х, образованных отглаголов. Одна и две буквы н в коротких причастиях. Разбор причастий.Становление речиОписание наружности человека, контрольное изложение, выборочное изложение.Обучающиеся обязаны знать: морфологические знаки глагола, определениепричастия, как склоняются причастия, определение причастного цикла, знаки текстаоисания, различие действительных причастий от страдательных, методы образования причастий, порядок морфологического разбора.Обучающиеся обязаны уметь: отличать причастие от прилагательного, согласовыватьпричастия с определяемым словом, выделять из предложения причастные циклы, определятьтему, основную мысль, жанры текста, определять разряд причастий, изготавливать морфологическийразбор, выбирать верное написание причастий.Контроль познаний: объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарныйдиктант, распределительный диктант, изложение, диктант с грамматическим заданием.Тема 3ДеепричастиеПовторение пройденного о глаголе в 5 - 6 кл. Деепричастие. Глагольные и наречныесвойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастныйоборот. Знаки препинания при деепричастном цикле. Выделение одиночного деепричастиязапятыми (ознакомление). Деепричастия идеального и несовершенного вида и их образование.Не с деепричастиями.Становление речиОписание наружности друга, сочинение по картине.Обучающиеся обязаны знать: лексическое, грамматическое значение деепричастий, определение «деепричастный цикл», языковые особенности текста изложения, правописаниедеепричастий.Обучающиеся обязаны уметь: разграничивать основное и добавочное действие, находитьдеепричастный цикл, исследовать начальный текст, образовывать деепричастия, сберегая вид, создавать рассказ-изложение, изготавливать морфологический разбор деепричастия.Контроль познаний: объяснительный диктант, сочинение, распределительный диктант.Диктант с грамматическим заданием.Тема 4НаречиеНаречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сопоставления наречийи их образование. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Правописание не снаречиями на О и Е. НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Буквы О и Епосле шипящих на конце наречий. Суффиксы -о- и -а- на конце наречий с приставками из-, до-, с-.Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква Ь послешипящих на конце наречий. Морфологический разбор наречия.Становление речиОписание действий, сочинение-рассуждение, изложение.Обучающиеся обязаны знать: морфологические знаки наречия, разряды наречий позначению, методы образования степеней сопоставления, методы образования наречий, условияправописания наречий.Обучающиеся обязаны уметь: находить наречия в тексте, употреблять наречия для связипредложений в тексте, создавать текст изложения действий, определять грамматические признакинаречий, уметь пересказывать начальный текст, отличать наречия от коротких прилагательных, положительно писать, выделять морфемы, отличать наречия от существительных.Контроль познаний: словарный диктант, распределительный диктант, сочинение, комментированное письмо, изложение, выборочный диктант, диктант с грамматическим заданием.Тема 5Категория состоянияКатегория состояния как часть речи. Её различие от наречий. Синтаксическая ролькатегории состояния.Обучающиеся обязаны знать: всеобщее значение слов категории состояния.Обучающиеся обязаны уметь: сравнивать наречия и слова категории состояния, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния втексте, применять их в текстах разных жанров и типов.Контроль познаний: словарный диктант, синтаксический разбор предложений.Тема 6ПредлогПредлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.Непроизводные и производные предлоги. Примитивные и комбинированные предлоги. Морфологическийразбор предлогов. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов(в течение, ввиду и т.д.) Дефис в предложениях. Повторение по теме «Предлог».Становление речиСочинение по картинеОбучающиеся обязаны знать: о предлоге как служебной части речи, его роли всловосочетании и предложении, об однозначных и многозначных предметах, разряды предлоговпо происхождению, разряды предлогов по составу, данные правописания предлогов.Обучающиеся обязаны уметь: отличать предлоги от омонимичных им приставок, верно применять предлоги в речи, отличать производные предлоги от непроизводных, исполнять морфологический разбор, писать сочинения повествовательного нрава сэлементами художественного изложения, отличать производные предлоги от омонимичных частейречи.Контроль познаний: составление таблиц, работа по карточкам, объяснительный диктант, тест, сочинение.Тема 7СоюзСоюз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Примитивные исоставные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы -соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов впростом предложении и трудном. Употребление подчинительных союзов в сложномпредложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов.Различие на письме союзов но, тоже, дабы от местоимений с предлогом и частицами, и союзатакже от наречия так с частицей же.Становление речиСочинение-рассуждение.Обучающиеся обязаны знать: о союзе как о служебной части речи, его роли впредложении и в совокупности тексте, опознавать союз, разряды союзов по значению, особенностикаждой группы союзов, группы сочинительных союзов, разряды подчинительных союзов, правилаправописания союзов.Обучающиеся обязаны уметь: определять роль союзов в предложении, разграничиватьсочинительные и подчинительные союзы, положительно ставить знаки препинания всложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, выбирать союз в соответствии с егозначением, различать подчинительные союзы, различать союзы по значению и строению, применять союзы для связи предложений и целого текста, отличать союзы от созвучныхсочетаний слов.Контроль познаний: объяснительный диктант, графический диктант, словарныйдиктант, проектирование предложений, сочинение, тест, диктант с грамматическим заданием.Тема 8ЧастицаЧастица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Отличие написьме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.Становление речиСочинение по картине сочинение-рассказ по данному сюжету.Обучающиеся обязаны знать: особенности частицы как служебной части речи, разрядычастиц по значению, роль формообразующих частиц, значения модальных частиц, правилаправописания частиц, порядок морфологического разбора.Обучающиеся обязаны уметь: отличать частицы от других служебных частей речи, определять тему, основную мысль высказывания, уметь определять смысловое значение частицыНЕ, различать негативные частицы НЕ и НИ, положительно употреблять их в речи, уметьвыделять модальные частицы среди других частей речи, находить частицы в предложениях, определять их значение, правила правописания частиц, порядок морфологического разбора, различать частицу Ни, приставку НИ-, союз ни-ни.Контроль умений: предупредительный диктант, сочинение, распределительный диктант, тест, объяснительный диктант, диктант с грамматическим заданием.Тема 9МеждометиеМеждометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.Звукоподражательные слова и их различие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационноевыделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.Обучающиеся обязаны знать: междометие не является ни независимой, ни служебнойчастью речи, данные дефисного написания междометий.Обучающиеся обязаны уметь: распознавать междометия, ставить знаки препинания приних, употреблять их в своей речи, применять междометия и звукоподражательные слова вразговорной речи, колоритно читать предложения с междометиями, данные дефисногонаписания междометий.Контроль познаний: проектирование предложений с междометиями, выборочный диктант.Тема 10Повторение пройденного в 7 классеРусский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис.Пунктуация.Становление речиТекст. Жанры речи. Сочинение.Обучающиеся обязаны знать: особенности текста, черты жанров речи.Обучающиеся обязаны уметь: находить нарушение лексических норм, исправлять их, определять, какая грамматическая оплошность допущена, исправлять ее, изготавливать все видыразборов.Контроль умений: все виды разборов, графический диктант, тест, объяснительныйдиктант, сочинение, обзор текста.ТРЕБОВАНИЯ К ЯРУСУ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯРечевая действие.Аудирование. Воспринимая устную речь педагога, следить за ходом рассуждения, выделятьглавную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;вычленять структурные части начального текста, составлять про-стой план.Чтение.Рационально читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистическогосодержания; дифференцировать основную и второстепенную информацию прочитанного текста;разбивать текст на смысловые части и составлять трудный план; независимо формулироватьвопросы по оглавлению прочитанного текста; предсказывать оглавление текста, опираясь насредства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, разные шрифтовые выделенияинформации); колоритно читать художественные и научно-учебные тексты.Говорение.Пересказывать основное оглавление прослушанного либо прочитанного текста -рассуждения; детально и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;сберегать в тексте подробного изложения конструкцию начального текста и языковые средствавыразительности; строить малое по объему устное высказывание на заданную тему;соблюдать последовательность и связность изложения.Письмо. Детально и выборочно пересказывать оглавление прослушанного либо прочитанноготекста; сберегать в тексте подробного изложения конструкцию начального текста и языковые средствавыразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдатьпоследовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизироватьего; составлять трудный план и на его основе создавать текст; применять цепную связьпредложений в текстах различных сти-лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные словакак средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевойповтор разными методами: заменой слова местоимением либо синонимом, заменойсин-таксической конструкции.Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать особенно успешный заголовок, разделять текст на смысловые части, составлять примитивный и трудный план анализируемого текста;определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте(местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливатьпринадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и жанру речи.Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использоватьтранскрипцию; верно произносить обширно употребляемые слова и формы слов изученныхчастей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару-живать орфоэпические ошибки взвучащей речи.Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного обзора(в словах больше трудной конструкции); давать структурно-грамматическую колляцию словампо морфемной модели; выделять начальную часть слова и словообразующую морфему припроведениисловообразовательногоанализаслова;различатьизученныеспособысловообразованиясуществительных, прилагательныхиглаголов;составлятьсловообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии ксловообразовательному гнезду, поясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.Лексикология и фразеология. Пользоваться различными методами толкования лексическогозначения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с ихлексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическоезначение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимическогоряда особенно точное и уместное слово в данной речевой обстановки; пользоваться различнымивидами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);исследовать примеры применения слов в переносном значении; проводить лексическийразбор слова.Морфология. Указывать морфологические знаки изученных частей речи, правильнообразовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; целесообразно и выразительноупотреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические знаки слова прирешении задач правописания.Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и пояснять написание соответствующихслов; пояснять суть основного правила русской орфографии (единообразное написаниеморфем) и с этой позиции исследовать написание морфем; вольно пользоватьсяорфографическим словарем; обладать приемом поморфемного письма.Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний различных видов и конструироватьсловосочетания по предложенной схеме; исследовать различные виды трудных предложений(примитивные случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; верно строитьпредложения с причастными и деепричастными циклами, стилистически оправданноупотреблять их в речи. Верно использовать изученные пунктуационные правила; устнообъяснять пунктуацию предложения, применять на письме особые графическиеобозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самосильно подбирать примерына изученные пунктуационные правила.В итоге постижения курса русского языка учащиеся обязаны знать/пониматьопределения основных постигаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;особенности ударения в русском языке;основные правила орфоэпии;основные методы образования слов;основные методы определения лексического значения слова; тематические группы слов;правила русской орфографии;морфологические знаки частей речи;нормы употребления в речи языковых единиц;виды словосочетаний;виды предложений;основные группы пунктуационных правил;знаки текста.уметьадекватно понимать оглавление научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых наслух;выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность копределённому типу речи;сберегать при письменном изложении типологическую конструкцию текста и его выразительныеязыковые и речевые средства;исследовать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;рецензировать чужие тексты и редактировать личные;проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;верно произносить обширно употребляемые слова;по классическим суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;определять методы образования различных частей речи;соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, атакже с условиями общения;толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;различать непрерывные и непостоянные знаки частей речи и проводить морфологическийразбор слов всех частей речи;обладать положительным методом использования изученных правил орфографии;составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;определять синтаксическую роль всех частей речи;пояснять пунктуацию предложений изученных конструкций;строить пунктуационные схемы предложенийПеречень проверочных работ1. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» «На храню озеравесной»2. Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи» «Путешествие по Арлю»3. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».4. Контрольный диктант по теме «Наречие» «Загадка шаровой молнии»5. Контрольный диктант по теме «Предлоги. Союзы»6. Контрольный диктант по теме «Частица» «На плоту по таежной реке»Перечень творческих работ1. Изложение наружности человека.2. Контрольное изложение (по тексту К. И. Чуковского)3. Выборочное изложение.4. Сочинение «Изложение наружности друга».5. Сочинение-изложение по картине Григорьева «Вратарь».6. Сочинение «Учимся трудиться».7. Контрольное изложение с изложением действий.8. Сочинение по картине Сайкина «Детская спортивная школа».9. Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик».10. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».11. Сочинение-рассказ по данному сюжету.12. Сочинение на тему «Дело мастера опасается», «Чудесное рядом».Перечень учебно-методического обеспеченияУчебно-методический комплектПрограммы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программыМ.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) // Программы общеобразовательныхучреждений. -М.: Просвещение.2008 гРусский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, М.:Просвещение, 2009 г.Литература1)«Уроки русского языка в 7 классе» М, «Просвещение» 2007г. Г.А Богданова.2)Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.3)Н.М. Коркина «Поурочные планы по русскому языку 7 класс»2004гВолгоград, «Педагог-АСТ»4)Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 7 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО»2007г.5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М. «Мнемозина». 2007г7)Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс.: Пособие для педагога / .Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 1989.10) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки умений по русскому языку: 7 класс. - М.:ТЦСфера, 2003.9) Книгина М.П. Русский язык 7 класс.Тесты: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2006ПриложениеКонтрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»На храню озера веснойЯ живу на храню прекрасного озера. Древние скалы тут резко подымаются над прозрачной водой, а сверху, сэтих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы трудно и усталомашут крыльями и временами останавливаютя на тесном острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг неспокойные голосабольших и осмотрительных птиц.Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерныхглубин к храню направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и неторопливыми всплескамишироких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я подымаюсь на самую высокую скалу, дабы позже длинной северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.Грамматическое заданиеЛингвистический разбор.1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седые.2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант-разносятся.3. Морфологический разбор: 1 -й вариант - подымаюсь, 2-й вариант - глухих.4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант -Птицы трудно и утомленно машут крыльями и подчасостанавливаются на тесном острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг неспокойные голоса огромных иосторожных птиц.Контрольный диктант по теме «Причастие»Путешествие по АрлюАрль - небольшой французский город. Но когда-то он был крупен и известен. Завоевавшие Арль римлянепревратили маленькое селение на храню Роны в большой экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели прыткую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена огромная арена, древний театр, акведукдлиной в семьдесят пять километров. Город процветал.Интервенция варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет путешественников, руин и былоговеличия. Вот короткая история города, прожившего ни огромнее, ни поменьше, как двадцать пять столетий.Бродить по улицам Арля - одно удовольствие. Идешь не спеша по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдругперед тобой что-то огромное, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-тогладиаторы. В средние столетия арена была цитаделью, охранявшей целый город с домами, улицами, даже церковью.Теперь от города ничего не осталось, но реставраторы с эпохальным тактом и вкусом восстановили стены цитадели, неестественно сделав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные ливнями части здания ничем неотличаются от ветхих. Работа невообразимо заботливая, но итог удивительный.Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость умных, многоперевидавших на своем веку стариков.Грамматическое задание1. Подчеркнутьвстретившиесявтекстепричастияипричастныеобороты как члены предложения.(Сказуемые: воздвигнут; построена.Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни огромнее, ни поменьше, как двадцать пять столетий; мощенной камнем;охранявшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные ливнями; отгремевшей;много перевидавших на своем веку.)2. Обозначитьдействительныепричастиябуквойд, страдательные - буквой с.3. Сделать морфологический разбор слов.1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.Контрольный диктант по теме «Деепричастие»По засыпанному галькой храню шли три медведя. Огромная медведица стала переходитьнеширокую, но стремительную реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резкопогрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода.Примеру ее последовал маленький медведь. На правой стороне речушки остался маленькиймедвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.Медведица в одно миг оказалась около среднего медвежонка и дала ему такуюзатрещину, что тот полетел на отмель. Ухватившись обеими лапами за левое ухо, он закричал дикимголосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он быстро бросился через речку, схватил маленького братишку за шиворот1 и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокоеместо.Каждая группа исчезла в почаще, но еще длинно в тишине утра до нас доносились плачевные воплинаказанного медвежонка. (136 слов.)Грамматическое задание.1Синтаксический разбор предложения.1 вар. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, круто погрузилась в воду ивышла на берег.2 вар. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.2. Морфологический разбор деепричастия.1 - закричал, ухватившись, 2 - бросился, продолжая3. Выписать пять слов с непроверяемой гласной в корне, подобрать проверочное слово, выделить корни.4. Подчеркнуть в тексте диктанта деепричастные циклы.Контрольный диктант по теме «Наречие»Загадка шаровой молнииПрирода традиционной молнии разгадана давно. С шаровой молнией ученым повезло поменьше. Еепроисхождение до сихпор неясно. Обыкновенно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе либо быстро летящего огненногошара. Часто по неведомым причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себяискры.Издавна шаровая молния приковывает внимание незаурядностью своего поведения.Во-первых, она не подымается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сберегает форму и движется.Она может парить над землей либо двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях подымается отнюдь невысоко. Она значительно ниже той, при которой светится обыкновенный воздух.В чем загадка шаровой молнии? На данный вопрос ученым еще предстоит ответить.Грамматическое задание1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант часто.2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -поменьше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3го предложения).Комментарий. Поменьше - наречие в сравнительной степени; неясно - короткое прилагательное, т. к. зависит отсуществительного (происхождение каково? неясно).3. Сделатьсинтаксическийразборпредложений.1-йвариантОбычношароваямолнияпредстаетввидепарящеговвоздухеилистремительнолетящегоогненногошара.2-йвариантВо-первых, онанеподнимаетсявверхвокружающемхолодномвоздухе, вовторых, сберегает форму и движется.Контрольный диктант по теме «Предлоги.Союзы»Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело дюже пленительное. Толстяки знали толк в яствах. К тому жеи случай был исключительный. Праздничный завтрак! Можете себе представить, какую увлекательную работу делалисегодня дворцовые повара и кондитеры.Влетая в кондитерскую, продавец ощутил в одно и то же время ужас и фурор. Так, видимо, ужасается ивосторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беспечной хозяйкой.Он летел одну минуту, он ничего не поспел рассмотреть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-тоудивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южныхстран. А в следующее миг он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Приторное головокружительное благовоние стукнуло ему в нос;жар и духота сперли ему горло.1. Озаглавьте текст.2. Выполнитевыбору).морфологическийразборпредлогаисоюза(по3. Произвести синтаксический разбор предложения.1 вариант: Приторное головокружительное благовоние стукнуло ему в нос; жар и духота сперли ему горло.2 вариант: Влетая в кондитерскую, продавец ощутил в одно и то же время ужас и фурор.4.Обозначить все предлоги и союзы.Контрольный диктант по теме «Частица»На плоту по таежной рекеВсе вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате.Речка бежала в эпохальных, безмолвных, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длитьсявечно. На иной день зарядили мелкие ливни, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота вледяную воду на всякой отмели.Утром третьего дня плавания слева впала речка, примерно такая же, как и та, по которой Осташа плыл.Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие резкие горы, еле различимые за частным ельником.Между гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как старое полотенце. А над речкой и горами мелкойрябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гусиулетали от осени, словно изменники бежали с поля боя...Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот - и Осташа увиделв устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.. Грамматическое задание1. Исполнить синтаксический разбор предложений:1-й вариант - первое предложение, 2-й вариант - последнее предложение.2. Подчеркнутьчастицы, выполнитьморфологическийразбор.1-й вариант - формообразующей частицы, 2-й вариант - смысловой частицы.Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, не, же. Дозволено ложно принять за частицы составнойсоюз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось.3. Произвести морфемный разбор.1 вариант: высокие, шелестела, безмолвных, плавания.2 вариант: услышал, загруженные, зарядили, встречалось.Тематическое проектирование по русскому языку№п/п1ДатаКол-вочасов12134115161718Раздел, тема урокаРусский язык как развивающеесяявление.Повторение пройденного в 5 - 6классе.Пунктуация. Пунктуационныйразбор.Лексика и фразеология.Фонетика и орфография.Фонетический разбор слова.Примечание(вид контроля)ГрафическийдиктантАнализ текстаФонетическийразборСловообразование и орфография.Р.К. Изложение природыСтавропольского края.Морфемный исловообразовательный разборслова.Морфология и орфография.Морфологический разбор слова.Диктант «Проверьсебя»1Контрольный диктант по«Повторению».91Анализ диктанта.101Текст. Жанры лит. языка.Публицистический жанр.Диктант сграмматическимзаданиемАнализ ошибокучащихсяРабота с текстом111Повторение пройденного о глаголе.121131141Причастие. Свойстваприлагательных и глаголов упричастия.Действительные и страдательныепричастия.Склонение причастий.15116171821Полные и короткие страдательныепричастия.Причастный цикл, выделениепричастного цикла запятыми.Изложение наружности человека:конструкция текста, языковыеособенности.Устный пересказ начального текста сописанием наружности.191Текстообразующая роль причастий.РазборыМорфологическийразборВыборочныйдиктантСловарныйдиктантОбъяснительныйдиктантСклонениепричастийПредупредительный диктантРаспределительный диктантСоставлениеминиатюр:описаниевнешностичеловека вминуты радости, огорчения и др.Словарный20212222232425226227Р.К. Фольклор жителейСтавропольского края.Контрольный словарный диктант№ 1.Склонение полных причастий иправописание гласных в падежныхокончаниях причастий.Образование действительных истрадательных причастийнастоящего и прошедшего времени(ознакомление).Не с причастиями.Подготовка к контрольномуизложению (По тексту К.И.Чуковского).Написание контрольногоизложения.Правописание гласных в суффиксахдействительных и страдательныхпричастий.281293031322Выборочное изложение упр. 130.2331341Одна и две буквы н в суффиксахполных причастий и прил-х, образованных от глаголов.Одна и две буквы н в краткихпричастиях. Разбор причастий.Повторение по теме «Причастие».35136137138139240диктантОбъяснительныйдиктантРаспределительный диктантСоставлениетаблицыСоставлениетаблицыРаспределительный диктантИзложениеТестИзложениеОбъяснительныйдиктантТестКомментированное письмоПредупредительный диктантКонтрольный диктант по темеДиктант с«Причастие».грамматическимзаданиемАнализ и работа над ошибками.Работа надошибкамиДеепричастие.СоставлениеПовторение пройденного о глаголе в таблицы5 - 6 кл.Деепричастие. Глагольные иКомментированннаречные свойства деепричастия.ый диктантСинтаксическая роль деепричастий впредложении.Контрольный словарный диктант№2.Деепричастный цикл. ЗнакиОбъяснительныйпрепинания при деепричастномдиктантобороте.ТестР.К. Имена личные какпамятники истории и культурынарода.Сочинение «Изложение внешностидруга».Выделение одиночногодеепричастия запятыми(ознакомление).4142432444524614748492501511Анализ и работа над ошибками.52153542551Наречие.Наречие как часть речи.Синтаксическая роль наречий впредложении.Степени сопоставления наречий и ихобразование. Текстообразующаяроль.Словообразование наречий.56575859260161162636426511121Деепричастия идеального инесовершенного вида и ихобразование.Не с деепричастиями.Р.К. Языковой портрет жителейрегиона.Сочинение-изложение по картинеГригорьева «Вратарь».Повторение по теме«Деепричастие».Контрольный диктант по теме«Деепричастие».СочинениеОбъяснительныйдиктантДиктант «Проверьсебя»Распределительный диктантСочинениеРедактированиетекстаДиктант сграмматическимзаданиемРабота надошибкамиРабота с текстомОбразоватьстепенисравненияСловарныйдиктантТестПравописание не с наречиями на Ои Е.НЕ и НИ в наречиях.Р.К. Изложение природыСтавропольского края.Изложение действий как вид текса, конструкция текста, его языковыеособенности.Распределительный диктантДиктант «Проверьсебя»Сочинение-рассуждение встенгазету на тему «Учимсяработать».Одна и две буквы Н в наречиях на Ои Е.Буквы О и Е позже шипящих на конценаречий.СочинениерассуждениеОбобщающий урок по темеТестПоэтапноесоздание текстаКомментированное письмоРаспределительный диктантТест6616716869702711727374212«Наречие».Диктант по теме «Наречие»Обзор диктанта и работа надошибкамиСуффиксы -о- и -а- на конценаречий с приставками из-, до-, с-.Подготовка к контрольномуизложению.Написание контрольногоизложения (подробное) сописанием действий, упр. 248Дефис между частями слова внаречиях.Слитное и раздельное написаниенаречий.Диктант сграмматическимзаданиемРабота надошибкамиОбъяснительныйдиктантИзложениеПредупредительный диктантСоставить таблицуРаспределительный диктантТестВыборочныйдиктант75761Буква Ь позже шипящих на конценаречий.Р.К. Языковой портрет региона.771Морфологический разбор наречия.781Повторение по теме «Наречие».791Контрольный диктант по теме«Наречие».801Анализ и работа над ошибками.811Категория состояния.Категория состояния как часть речи.Её различие от наречий.821Синтаксическая роль категориисостояния.Синтаксическийразборпредложений831Составить таблицу841Служебные части речи.Предлог как служебная часть речи.Синтаксическая роль предлогов впредложении.Непроизводные и производныепредлоги.851Простые и комбинированные предлоги.861Морфологический разборМорфологическийразборПредупредительный диктантДиктант сграмматическимзаданиемРабота надощибкамиСловарныйдиктантЗаменитьнепроизводныепредлогипроизводнымиРабота покарточкамМорфологический87888922предлогов. Текстообразующая рольпредлогов.Сочинение по картине Сайкина«Детская спортивная школа».Слитное и раздельное написаниепредлогов (в течение, ввиду и т.д.)90911Дефис в предложениях.921931941Повторение по теме «Предлог».Р.К.Имена личные какпамятники истории и культурынарода.Союз.Союз как служебная часть речи.Синтаксическая роль союзов впредложении.Примитивные и комбинированные союзы.95296979829921001012102Союзы сочинительные иподчинительные. Сочинительныесоюзы - соединительные, разделительные, противительные.Контрольный словарный диктант№ 3.Употребление сочинительныхсоюзов в простом предложении исложном.Употребление подчинительныхсоюзов в трудном предложении.Текстообразующая роль союзов.Р.К. Языковой портрет региона.Подготовка к сочинениюрассуждению на тему «Книга - нашдруг и советчик».Написание сочинения.Слитные и раздельные написаниясоюзов. Различие на письме союзовзато, тоже, дабы от местоимений спредлогом и частицами, и союзатакже от наречия так с частицей же.Контрольный диктант по теме«Предлог и союз».10311041Анализ и работа над ошибками.1051Частица.Частица как служебная часть речи.Синтаксическая роль частиц впредложении.разборСочинениеДиктант«Проверяю себя»ТестОбъяснительныйдиктантТестОбъяснительныйдиктантГрафическийдиктантСловарныйдиктантТестСинтаксическийразборКонструированиепредложенийСочинениеСоставлениетаблицыВзаимодиктантТестДиктант сграмматическимзаданиемРабота надошибкамиОпределитьзначение частиц втексте1063107108109111021111122113114115116117Формообразующие и смысловыечастицыР.К. Фольклор жителейСтавропольского края.Раздельное и дефисное написаниечастиц.Подготовка к сочинению покартине Е. Широкова «Друзья».Написание сочинения.Отличие на письме частиц НЕ и НИ.Предупредительный диктантСвободныйдиктантТестСочинениеДиктант«Проверяю себя»3Правописание НЕ и НИ сразличными частями речи.Распределительный диктантТест2Подготовка к контрольномусочинению сочинению-рассказу поданному сюжету.Написание контрольногосочиненияПовторение по теме «Частица».СочинениеДиктант сграмматическимзаданиемРабота надошибкамиВыступление11811911201Контрольный диктант по теме«Частица».1211Анализ и работа над ошибками.12211231242125112612721281Устное выступление на тему «Мояприрода».Междометие.Звукоподражательные слова.Междометие как часть речи.Синтаксическая роль междометий впредложении.Звукоподражательные слова и ихотличие от междометий.Р.К. Имена личные какпамятники истории и культурынарода.Дефис в междометиях.Интонационное выделениемеждометий. Запятая ивосклицательный знак примеждометиях.Повторение пройденного в 7классе.Русский язык и разделы науки о нем.Контрольный словарный диктантОбъяснительныйдиктантКонструированиепредложений смеждометиямиВыборочныйдиктантОбъяснительныйдиктантСловарныйдиктантТест№ 4.1291Текст. Жанры речи.1301Фонетика. Графика.1312Анализ текстовразных типов истилейФонетическийразборСочинение1331Подготовка к контрольномусочинению.Изумительно-контрольное сочинение натему «Дело мастера опасается», «Ошеломительное рядом».Лексика и фразеология.1341Словообразование.1351Морфология.1361Орфография.1371Синтаксис1381391Пунктуация.Графическийдиктант1401Повторение изученного в 7 классеОбъяснительныйдиктант132РедактированиетекстаСловообразовательный иморфемныйразборМорфологическийразборОбъяснительныйдиктантТест
Контрольные диктанты
По теме «Частица»
Диктант №1
Летний вечер
Тих и ласков теплый летний вечер. Ни изнурительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе теснее одна за иной неприметно возникают бледные звезды, еще не поспевшие разгореться. Присмиревший ветерок иногда прошумит над землей, повеет в лицо непредвиденной прохладой. Тогда подымается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неизвестном зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни бросишь взгляд, на чем ни остановишь его, все счастливо встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, невидимее. На темном небе постоянно вспыхивают все новые неяркие звезды. Дальнии и непонятные, тихо застыли они в необхватной выси и, кажется, с недоумением глядят на неугомонную жизнь на земле.
Как отменен данный очаровательный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Невозможно не залюбоваться этой удивительной картиной природы.
Диктант №2
Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного стороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают молчания. Даже ветер, каждый день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и налево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна иную, быстро накатываются на берег и так же стремительно удирают прочь.
Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и здесь же гаснущих искр. Как восхитительно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.
Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не сумел обнаружить результата. Кто только не пишет о море, не поет о нем! не один художник брался за кисть, дабы передать неповторимость морской стихии. Много писателей и композиторов пытались постичь тайны моря, но не один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь больше величественное и красивое, чем эта движущаяся, дышащая, блестящая громада?!
Диктант №3
В начале лета я несколько дней провел в одиночестве, никем и ничем не нарушаемом. Ввиду того что разлилась река, мне пришлось отложить отъезд.
Старинный дом был окружен большим запущенным садом. В течение многих часов я отслеживал за расцветающими деревьями, подрастающими цветами. Каких только красок, звуков, запахов не было вокруг!
Куда ни посмотришь, везде благоухает акация, радуют глаз кусты жимолости. Невозможно не восторгаться нежными нарциссами, немыслимо не залюбоваться порхающими шоколадными бабочками и стрекозами с бледно-лиловыми крылышками. Ни на минуту не смолкают птичьи трели, кузнечики и цикады также стрекочут, привлекая внимание. Устремляются ввысь деревья, тянутся насупротив солнцу, дарящему тепло. Как ни всматривайся, на ясно-синем небе не увидишь ни тучки, ни облачка.
Куда меня только не забрасывала участь! Но где бы я ни был, какими бы красотами ни любовался, очарование того незабвенного лета не изгладилось из памяти до сего времени.
(133 слова)
Диктант №4
Несмотря на то, что днем светило припекало, как-то сразу стало свежо и ветрено. Пригорки и холмы, овеваемые ветром, принимают бледно-лиловый оттенок. Сизо-красный закат, догорающий как-то нехотя, холоден и неярок. Нет ни пурпурных, ни оранжевых красок. Сколько ни всматривайся, не увидишь ничего броского, радующего глаз.
Пронизывающий насквозь ветер, не стихающий в течение каждого вечера ни на минуту, не оставил на палубе ни одного пассажира. Не раз выходил я из каюты, но не решился подойти к борту.
Где я только не был, по каким морям не плавал! Но в данный поздний час немыслимо было не содрогнуться, глядя на темно-синюю ледяную воду, не имеющую ни конца ни края.
Сумерки, все огромнее сгущаясь, поглощают последние краски. с мутно-бледной луной, что плывет в облаках, холодна так же, как вчера.
Добавить комментарий