Интернациональная миротворческая действие. Миротворческая действие Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира Интернациональная миротворческая действие вооруженных сил русской федерации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11-12)/1998, стр. 11-18
Миротворческая действие Вооруженных Сил России
Генерал-полковникВ.М.БАРЫНЬКИН,
доктор военных наук
ПОД ВЛИЯНИЕМ происшедших в последние годы на интернациональной арене радикальных перемен сложилась высококачественно новая геополитическая атмосфера, характеризующаяся существенным снижением опасности развязывания крупномасштабных войн. В то же время невозможно не подметить возросшей напряженности в отдельных регионах мира. Больше высокой стала вероятность перерастания кризисных обстановок в открытые вооруженные раздоры на Африканском материке, Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, в том числе и на территории СНГ. Довольно речисто об этом свидетельствуют события в Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджане, Таджикистане и в самой Русской Федерации (Осетии, Ингушетии, Чечне).
Переживая период трудных общественно-экономических реформирований, Россия кровно заинтересована в сохранении интернациональной, территориальной и внутренней устойчивости. Вооруженные раздоры как внутри страны, так и возле ее границ наносят ощутимый урон национально-государственным интересам, а потому участие России во всех формах миротворческой деятельности абсолютно правомерно.
Миротворческая действие для Вооруженных Сил РФ - дело в существенной степени новое, невзирая на то, что фактическое участие в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) началось в октябре 1973 года, когда на Ближний Восток была направлена первая группа русских военных наблюдателей. И в текущее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют шесть групп русских военных наблюдателей всеобщей численностью 54 человека: четыре на Ближнем Востоке (по одному человеку в Сирии, Египте, Израиле и Ливане), 11 на ирако-кувейтской границе, 24 в Западной Сахаре, девять в прежней Югославии и по три в Грузии и Анголе.
Следует подметить, что роль военных наблюдателей в ОПМ крайне ограничена и сводится в основном к слежению за выполнением достигнутых соглашений о перемирии либо прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращению (без права использования силы) их допустимых нарушений.
Совсем иного масштаба и форм участия требуют миротворческие усилия, когда нужно погасить огонь разгоревшегося вооруженного раздора между государствами либо внутри него и принудить враждующие стороны к прекращению военных действий и поправлению мира. Эти неординарные задачи доводится сегодня решать Вооруженным Силам России в ряде регионов Европы и СНГ. Так, в апреле 1992 года впервой в истории миротворческой деятельности России в прежнюю Югославию был направлен русский батальон численностью 900 человек(в январе 1994 года она была доведена до 1200 человек). Дислоцированный в Хорватии, он исполнял задачи по разъединению конфликтующих сторон (сербов и хорватов). В феврале 1994 года часть русского контингента сил ООН была передислоцирована в Боснию и Герцеговину, дабы обеспечить разъединение враждующих сторон (боснийских сербов и мусульман) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения о прекращении огня. Русский воинский контингент (отдельная воздушно-десантная бригада двухбатальонного состава с подразделениями боевого и тылового обеспечения), насчитывавший 1600 человек, принимал участие и в операции «Совместное усилие», проводившейся многонациональными силами с декабря 1995 года и имевшей целью выполнение Всеобщего рамочного соглашения о мире в этом регионе. В ходе операции армейский блок вопросов, определенный Дейтонскими соглашениями, был фактически исполнен, тогда как некоторые политические вопросы остались нерешенными (задача возвращения беженцев в места бывшего проживания, неимение воли перемещения граждан, не определен ранг г.Брчко). Основным выводом стало то, что вследствие присутствию миротворческих сил позже примерно четырехлетней штатской войны в Боснии и Герцеговине был восстановлен мир.
На сегодняшний день воинские контингента миротворческих сил (МС) России участвуют в ОПМ и на территории СНГ:в Приднестровском регионе Республики Молдова (два батальона численностью около 500 человек), в Южной Осетии (один батальон - свыше 500 человек), в Таджикистане (мотострелковая дивизия - около 7000 человек), в Абхазии (три батальона - свыше 1600 человек). Русских миротворцев представляют военнослужащие 2-х соединений и отдельных частей Сухопутных и воздушно-десантных войск. Каждого с 1992 года участниками ОПМ (с учетом ротации всякие шесть месяцев) стали больше 70 тыс. русских военнослужащих.
В реальное время Россия коллективно с представителями ОБСЕ принимает энергичное участие в урегулировании армяно-азербайджанского раздора. Многое теснее сделано, больше четырех лет сохраняется достигнутое соглашение о прекращении огня. Но до полного урегулирования требуется приложить еще много усилий. И мы готовы для установления мира в этом регионе ввести туда воинский контингент ВС РФ, если на то будет свобода правительств Армении и Азербайджана.
Инициативу в решении огромных миротворческих задач традиционно берет на себя группа государств под эгидой ООН либо интернациональная организация, владеющие для этого соответствующим авторитетом, существенными физическими и финансовыми средствами. Россия никогда не перечила вопреки сходственного заинтересованного участия в разрешении раздоров на территории СНГ. Впрочем, как свидетельствует практика, европейские государства и ОБСЕ не торопятся с масштабным участием в урегулировании раздоров на территории государств Содружества, ограничиваясь в основном функциями слежения и оказания помощи в налаживании контактов между конфликтующими сторонами. Ожидать, когда они пересмотрят свое отношение к данной задаче, Россия не может и потому обязана делать самосильно, исходя раньше каждого из интересов национальной безопасности и взятых на себя интернациональных обязательств.
Миротворческие усилия России на территории СНГ естественны и оправданны. Финально, кризисные процессы в нашей стране затрудняют выполнение ею роли влиятельного арбитра, способного убеждением, а если нужно, то и экономической мощью либо военной силой принудить стороны к разрешению возникшего раздора миролюбивыми средствами, обеспечить умиротворение и поправление устойчивости в регионе. И тем не менее Россия является реально исключительным государством на территории прежнего СССР, которое не только проявляет политическую увлеченность, но и владеет довольными военными и материально-техническими источниками для проведения операций по поддержанию и поправлению мира. Неучастие России в миротворческой деятельности лишило бы ее вероятности влиять на становление событий на интернациональной арене, а в больше широком плане сказалось бы на авторитете нашей страны в мировом сообществе.
Уже 1-й навык миротворческой деятельности России и ее Вооруженных Сил в отдельных странах СНГ и в иных регионах дал ощутимые положительные итоги. В совокупности ряде случаев удалось добиться прекращения вооруженных соударений между противоборствующими сторонами, недопустить смерть штатского населения и уничтожение экономики, локализовать (изолировать) зону раздора и стабилизировать атмосферу. Задолженность России - сделать все допустимое, дабы, в первую очередь, прежние члены одной семьи перестали враждовать между собой ивосстановили добрососедские отношения. От того, как скоро будут залечены в государствах СНГ кровоточащие раны, в немалой степени зависит грядущее нашей страны и ее интернациональный авторитет.
Основой участия Русской Федерации - непрерывного члена Совета Безопасности ООН - в миротворческих операциях являются нормы интернационального права: Устав ООН, решения Совета Безопасности и его Военно-штабного комитета, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ОБСЕ, а также Устав Содружества Само­стоятельных Государств и Соглашение глав государств СНГ о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира. Ряд нормативных расположений в данной области содержат Основные расположения военной концепции Русской Федерации, где указано, что наше государство помогает усилиям мирового сообщества, разных органов коллективной безопасности по предотвращению войн и вооруженных раздоров, поддержанию либо поправлению мира и считает допустимым использовать Вооруженные Силы и другие войска для проведения операций по поддержанию либо поправлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН либо интернациональными обязательствами.
К настоящему времени Содружеством принят ряд документов, определяющих в целом общий механизм и значимые конкретные детали миротворческих операций.Их дозволено поделить на три основные группы.
К первойотносятся расположения принятого в январе 1993 года Устава СНГ, в котором установлены принципиальные подходы к разрешению споров и предотвращению раздоров между государствами - участниками Содружества.
Вторая группадокументов посвящена определенным вопросам образования и деятельности Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. 20 марта 1992 года в Киеве на совещании высших начальников государств - участников СНГ было подписано Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, а 15 мая того же года в Ташкенте - три протокола: о ранге Групп военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ; о временном порядке образования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил в зонах раздоров между государствами СНГ, а также протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих групп и сил. 24 сентября 1993 года было подписано Соглашение о Коллективных силах по поддержанию мира, дополненное документами о ранге объединенного командования ими и схеме финансирования. Невзирая на то что эти документы не входят в перечень официальных интернационально-правовых актов о миротворческих операциях в СНГ, именно на их основе в тот же день принималось решение о образовании Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан. 19 января 1996 года на встрече высшего начальства стран СНГ были приняты Доктрина предотвращения и урегулирования раздоров на территории СНГ и Расположение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ.
Третья группаустанавливает механизм принятия решений о проведении определенных операций по поддержанию мира на территории Содружества, а также включает документы, разрешающие регулярно продлевать мандаты операций по поддержанию мира (скажем, в Абхазии, Таджикистане).
Внутригосударственными правовыми актами, регламентирующими участие воинских контингентов Вооруженных Сил в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности, являются: Федеральный закон «О порядке предоставления Русской Федерацией военного и штатского персонала для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности» (1995 г.), Указ Президента Русской Федерации «О образовании особого воинского контингента всоставе Вооруженных Сил Русской Федерации для участия вдеятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности» (1996 г.), Расположение о особом воинском контингенте всоставе Вооруженных Сил Русской Федерации для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности (1996 г.)- В соответствии с Указом Президента РФ в Министерстве обороны в июне 1996 года утвержден Перечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил, предуготовленных для участия вдеятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности. 7 декабря 1996 года министр обороны подписал приказ «О мерах по исполнению постановления Правительства Русской Федерации от 19 октября 1996 года № 1251 «Об заявлении Расположения о особом воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Русской Федерации для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности». Данным приказом участие Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности сознается одним из значимых направлений их деятельности. При этом функции и тезисы применения особого воинского контингента Русской Федерации соответствуют правовым нормативам применения Коллективных миротворческих сил СНГ.
Решение о направлении воинских контингентов ВС России за ее пределы для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Миротворческие силы России могут быть задействованы в разрешении вооруженного раздора на основе межгосударственных соглашений: как третья нейтральная сторона-посредник (Приднестровский регион Республики Молдова, Южная Осетия, Грузия); в составе Коллективных миротворческих сил СНГ (Республика Таджикистан); в составе Коллективных сил по поддержанию мира (Абхазия); под эгидой ООН, ОБСЕ, других территориальных организаций (прежняя Югославия).
Общее начальство ОПМ, проводимыми на территории СНГ с участием ВС РФ, осуществляется Советом глав государств - участников СНГв сочетании с контролем со стороны интернационально признанной, многонациональной политической организации (ООН либо ОБСЕ), а ОПМ, проводимыми на основе двусторонних соглашений, - намеренно создаваемыми объединенными (смешанными) контрольными комиссиями. В письменном виде должен быть выработан отчетливый мандат, обозначающий цели операции, ее ожидаемую длительность, ответственных за ее выполнение и их полномочия. Скажем, такой мандат имеют Коллективные силы по поддержанию мира в Абхазии и Коллективные миротворческие силы в Таджикистане.
Однако обстановка в локальных раздорах складывается нередко столь опасным образом, что России доводится делать по сути дела без скрупулезно разработанного политического мандата и системы политического контроля за деятельностью миротворческих сил. Тем не менее и в таких случаях допустим правильный результат, о чем свидетельствует прерывание вооруженного соперничества в Южной Осетии и Приднестровье, когда достигнутое прерывание огня сделало предпосылки для политического урегулирования раздора.
Необходимым условием проведения ОПМ является согласие сторон.Россия исходит из того, что МС могут быть развернуты и делать только позже заблаговременного подписания интернациональным органом и конфликтующими сторонами соответствующего соглашения либо приобретения от последних отчетливых гарантий, что они согласны с вступлением в зону раздора миротворческих сил и не намерены оказывать им противодействия. Другими словами, развертывание этих сил должно протекать, как водится, позже стабилизации атмосферы и при наличии у сторон политической свободы к разрешению раздора политическими способами. Это тем больше главно, что МС нередко не владеют всеми средствами для принудительного осуществления своего мандата и обязаны сотрудничать в этих целях с противоборствующими сторонами.
Развертывание миротворческой деятельности на территории стран СНГ также начинается позже политического решения (выдачи мандата на ОПМ) Совета глав государств - участников СНГ. О принятом решении Совет глав государств Содружества сообщает Совет Безопасности ООН и председателя ОБСЕ.
Непосредственным мотивом для вовлечения России в ОПМ на территории стран СНГ является обращение к ней других государств с просьбой об оказании содействия в урегулировании раздоров.
Существуют некоторые особенности при развертывании миротворческой деятельности, когда вооруженный раздор протекает внутри государства. Как показывает навык, в данном случае нужно достигать согласия на проведение ОПМ всех сил, участвующих в раздоре, даже если некоторые из них не представляют государственную власть. Примером тому может служить Соглашение о тезисах миролюбивого урегулирования в Приднестровье, подписанное президентами России, и Молдавии 21 июля 1992 года. В соответствии с ним сделаны смешанные миротворческие силы, в состав которых входят воинские контингента Приднестровья, Молдавии и России. Сходственное соглашение было подписано и при урегулировании раздора в Южной Осетии.
В различие от практики использования миротворческих сил ООН, МС России, а также наблюдатели в ряде случаев вводились на линию соприкосновения сторон, когда прерывание огня еще не было достигнуто. Они становились как бы буфером между противоборствующими сторонами и образовывали демилитаризованную зону. В этой зоне и в текущее время располагаются контингента МС, при этом всякое подразделение имеет свой район контроля. Подразделения от противоборствующих сторон дислоцируются коллективно с русскими, а комплектуемые патрули, посты и заставы, как водится, имеют смешанный состав.
В соответствии со сложившейся интернациональной практикой непосредственного управления ОПМ, проводимыми под эгидой ООН, интернациональные миротворческие силы официально находятся под командованием Генерального секретаря ООН, тот, что выступает от имени Совета Безопасности. Россия как непрерывный член Совета Безопасности ООН принимает энергичное участие в осуществлении этим органом своих контрольных функций. С согласия Совета Безопасности Генеральный секретарь ООН назначает своего особого поверенного для непосредственного начальства операцией, а также командующего, ответственного за военную часть проводимой акции.
Управление и контроль при проведении ОПМ на территории стран- участниц СНГнесколько отличаются от общепризнанной интернациональной практики.
С принятием политического решения о проведении определенной операции по поддержанию мира и завершением соответствующего межгосударственного договора (соглашения), т.е. приобретением мандата на ее проведение, создается Смешанная (Объединенная) контрольная комиссия (СКК либо ОКК)на многосторонней основе. Она осуществляет организацию ввода МС в район раздора, а помимо того, наделяется нужными полномочиями своих правительств для решения политических, экономических, военных и иных вопросов в районах выполнения миротворческих задач, определяет конструкцию Объединенного военного командования и Объединенного штаба миротворческих сил. В их состав входят представители русских МС и военных образований конфликтующих сторон. Для обеспечения режима безопасности в пределах зоны безопасности создаются комендатуры миротворческих сил. Непосредственное начальство всей определенной операцией возлагается на командующего, назначаемого Советом глав государств Содружества. С Контрольной комиссией, Объединенным штабом взаимодействуют военные наблюдатели, назначаемые сторонами, а также наблюдатели от ООН, ОБСЕ и других территориальных интернациональных организаций. Управление подразделениями МС осуществляется по решению Объединенного штаба и немного чем отличается от обыкновенной армейской схемы.
Что касается состава миротворческих сил, то интересам России соответствует вариант, когда на основе межправительственных соглашений в них входят воинские контингенты от разных государств.Сложившаяся практика неучастия в ОПМ контингентов от особенно заинтересованных стран либо стран, пограничных с государством (государствами), на территории которого (либо между которыми) разгорелся армейский раздор, в новых реалиях теснее не считается нормой. При этом договоренности о составе сил имеют свою специфику по сопоставлению с практикой ООН. К примеру, Соглашением о тезисах урегулирования раздора в Южной Осетии, подписанным 24 июня 1992 года Русской Федерацией и Республикой Грузия, была образована Смешанная контрольная комиссия в составе поверенных Северной и Южной Осетии, Грузии и России. При ней с согласия сторон были сделаны Смешанные силы по поддержанию мира, а также Смешанные группы наблюдателей, помещенные по периметру зоны безопасности. Разработка механизма использования этих сил была возложена на Смешанную контрольную комиссию. В итоге предпринятых в Южной Осетии мер удалось развести враждующие стороны, стабилизировать атмосферу, а после этого и перейти к поиску путей ее политического урегулирования.
Несколько слов нужно сказать о раздоре в Таджикистане, от того что тут была сделана первая попытка реализовать на практике подписанное в границах СНГ Соглашение о Коллективных силах по поддержанию мира. Принятое позже скрупулезного постижения тенденций становления внутриполитической атмосферы в ряде республик прежнего СССР, оно отражает тяготение России и ее соседей параллельно с утилитарными мерами по ликвидации раздоров сформировать устойчивые механизмы миротворческой деятельности внутри Содружества для участия в допустимых ОПМ. Мы не исключаем и вероятности привлечения к операциям по поддержанию мира на территории СНГ миротворческих сил других стран под флагом ООН либо ОБСЕ, если в этом возникнет надобность. Первым примером такого участия стал Таджикистан, где в январе 1993 года приступила к работе группа наблюдателей ООН.
Международные нормы регулируют и использование силы в ОПМ.Россия предполагает, что и отныне интернациональные миротворческие силы, как водится, будут иметь на вооружении только стрелковое оружие и легкую боевую технику и прибегать к применению силы лишь в порядке самообороны (которая трактуется как противодействие вооруженным попыткам воспрепятствовать осуществлению мандата интернациональных сил).
Важным тезисом применения интернациональных миротворческих сил в ОПМ является беспристрастность, т.е. отказ от действий, которые могут нанести урон правам, расположению либо интересам сторон, участвующих в раздоре.
Нормы интернационального права требуют максимальной открытости и гласностипри проведении операции по поддержанию мира (ограничения в этом плане допустимы лишь в целях безопасности). Обязаны быть обеспечены цельное (военное и политическое) начальство операцией и непрерывная координация политических и военных действий.
Выполнение этих тезисов и требований интернациональное сообщество считает дюже главным условием как фурора миротворческой операции так и признания правомерности тех либо иных акций, которые проводятся группами стран, имеющими мандат ООН, ОБСЕ либо иных организаций.
Роль нашей страны как влиятельной миротворческой силы все больше сознается в мире. В особых решениях по Абхазии и Таджикистану Совет Безопасности ООН приветствовал действия России по урегулированию раздоров в этих регионах. В кругах ООН отмечается, что миротворчество России обогащает интернациональную практику операций по поддержанию мира.
Россия энергично участвует в практических разработках и консультациях по миротворческой деятельностис разными интернациональными организациями (ООН, ОБСЕ, НАТО и другими), а также с заинтересованными странами. Так, в 1994 году на территории Тоцкого полигона и в 1995-м на территории форта Райли (штат Канзас, США) были проведены совместные российско-заокеанские командно-штабные учения миротворческих сил. Им предшествовала заботливая работа начальства министерств обороны России и США, специалистов, начальников подразделений, выделенных в миротворческие силы. Было разработано и издано на английском и русском языках особое «Российско-заокеанское начальство по тактике действий миротворческих сил при проведении учений». В ходе семинаров и встреч стороны пришли к больше глубокому пониманию сущности миротворческих операций, включая такие представления, как поддержание и поправление мира, материально-техническое обеспечение операций, разглядели вопросы совместного принятия решений и подготовки личного состава, выработали цельные условные знаки для обозначения войск в ходе проведения совместных учений.
Подразделения ВС РФ принимали участие в многонациональных миротворческих учениях «Щит мира-96» на Украине, «Центразбат-97» на территории Казахстана и Узбекистана. Спланировано участие подразделений ВС РФ в миротворческих учениях «Центразбат-98» на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии, в границах программы «Партнерство ради мира» - на территории Албании и на территории Македонии. По словам автора, практика проведения сходственных учений абсолютно себя оправдывает. Она содействует взаимообогащению навыком миротворческой деятельности и вносит непререкаемый взнос в становление интернационального сотрудничества по урегулированию раздоров в жгучих точках, а также закладывает основа для планирования и проработки совместных учений по миротворческой тематике со странами НАТО и СНГ.
Продолжает прогрессировать нормативно-правовая база миротворчества.В июне 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О порядке предоставления Русской Федерацией военного и штатского персонала для участия в миротворческой деятельности по поддержанию интернационального мира и безопасности», которым определяются ранг и функции миротворческих сил, порядок их комплектования, а также финансирования миротворческих операций. В связи с принятием данного закона приоритетной задачей в современных условиях является разработка результативного механизма его реализации, способного обеспечить согласованные усилия в миротворческой области всех заинтересованных министерств и ведомств.
Хотелось бы обратить специальное внимание на финансирование подготовки и оснащения воинских образований, предназначенных для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира. Выделение денежных средств на оглавление военного персонала в период участия в миротворческой деятельности согласно Федеральному закону должно осуществляться отдельной строкой федерального бюджета. Впрочем до сего времени эти расходы несет также и Министерство обороны. В лучшем случае отдельное оплачивание миротворческой деятельности может начаться только с января 1999 года.
Итак, основные позиции и взоры России по вопросу участия в интернациональных усилиях по поддержанию миразаключаются в дальнейшем:
во-первых, Россия, будучи непрерывным членом Совета Безопасности ООН, тяготится принимать самое энергичное и посильное участие в деятельности по поддержанию мира;
во-вторых, Россия отдает приоритет участию в миротворческой деятельности в границах таких организаций, как ООН и ОБСЕ;
в-третьих, военная миротворческая операция должна проводиться только в дополнение к политическим усилиям по урегулированию, иметь отчетливо определенные цели и политические рамки;
в-четвертых, Россия готова на основе мандата ООН разглядеть модели и формы участия русских военных в операциях по поддержанию и поправлению мира, проводимых в границах других территориальных конструкций обеспечения безопасности.
В завершение подчеркнем: миротворчество России отвечает ее животрепещуще главным интересам. Вооруженные раздоры создают напряженную атмосферу в непосредственной близости от границ России, нарушают права человека, порождают потоки беженцев, разрывают налаженные транспортные коммуникации и экономические связи, ведут к значительным физическим потерям, могут дестабилизировать политическую и экономическую обстановку в стране. Твердо проводя линию на обеспечение мира и безопасности, исполняя обязательства по соглашениям со странами СНГ, Россия не противопоставляет свои миротворческие усилия кому бы то ни было, не требует для себя специального расположения и исключительной роли, а выступает за самое широкое участие в этой деятельности ООН, ОБСЕ, других интернациональных университетов. В этом заинтересованы народы всех государств Земли. И наша задача - помогать осуществлению их чаяний и вер.
Для комментирования нужно зарегистрироваться на сайте
Международная миротворческая действие Вооруженных сил РФ.
Миротворчество - несвойственная
задача для военных, но только военные могут с ней справляться.
Бывший Ген. секретарь ООН
Даг Хаммершельд.
Цели и задачи урока:

    Обучающая - раскрыть сущность и познание миротворческой деятельности Вооруженных сил РФ. Развивающая - всподвигнуть интерес к жизни и деятельности ВС РФ, формировать чувство дружбы и товарищества. Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за ВС РФ и за свою страну.

Оборудование: ноутбук, проектор. Ход урока:

    Организационный момент.

Проверка наличия обучающихся.Доведение порядка проведения занятия.

    Проверка домашнего задания.

Тест «Как стать офицером Русской армии». На экран проецируются вопросы теста, обучающиеся на листочках, дают положительные варианты результатов.Тест.«Как стать офицером РА»1. Основоположником русской военной школы считают ……А) Иоанн IV (Суровый)Б) Александр НевскийВ) А. В. СуворовГ) Петр IД) М. И. Кутузов.2. Первая военная школа была сделана в ……А) 1698 г.Б) 1701 г.В) 1819г.Г) 1732 г.3. А. В. Суворов, граф Рымникский был:А) Генерал- аншефБ) ПолковникВ) Генерал-поручикГ) Генералиссимус4. Высшие военные учебные заведения готовят:А) сержантовБ) генераловВ) офицеровГ) мичманов5. По окончании военных училищ выпускники получают:А) средне - особое образованиеБ) высшее военное образованиеВ) высшее военно - особое образованиеГ) средне - особое военное образование6. Срок обучения в военных образовательных учреждениях составляет:А) 4 - 5 летБ) 6 летВ) 3 - 4 года7. Учебный год в военных образовательных учреждениях начинается:А) 1 августаБ) 1 октябряВ) 1 сентябряГ) 1 января8. В военные образовательное учреждение имеют право поступить граждане достигшие возрастаА) 16 - 22 годаБ) 14 - 20 летВ) 16 - 24 годаГ) 18 - 22 года

    Изучение новой темы.

Тема сегодняшнего нашего занятия «Интернациональная миротворческая действие ВС РФ». Давайте совместно разберемся, что же обозначает само представление «миротворчество». Как вы понимаете это слово? Во-первых - это поддержание мира и порядка. Согласны?
Во-вторых - это сдерживание конфликтующих сторон от
бессмысленного кровопролития и уничтожений.
Но дабы глубже осознать, что же все же обозначает «миротворческая действие», давайте обратимся к истории. Как нам теснее вестимо, общество за свою многовековую историю непрерывно вело разные войны.Цели этих войн были самые разные. Это и завладение чужих территорий, удовлетворение личных амбиций, освободительные войны и т. д. Примеров дозволено приводить массу.Нам знаменито, что за всю свою многовековую историю, Россия не разу не вела захватнических войн. Но обязана была непрерывно отражать интервенция других стран. И зачатки миротворчества следует искать тут.Какие примеры мы можем привести из истории, касающиеся нашей темы.Суворов - Балканы, Кутузов - 1812г. ИоаннIV Суровый (Астрахань, Казань). ЕкатеринаII (Крым, Грузия, Персия (Иран)).Русская армия неизменно была знаменита своими человеколюбивыми традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории.Эпохальный русский полководец М. И. Кутузов сказал следующие слова: «Снискать признательность иноземных народов и принудить Европу с чувством изумления воскликнуть: «Непреодолимо русское воинство в боях и неповторимо в великодушии и добродетели миролюбивых! Вот признательная цель, достойная героев!»
Особый ранг, да и само представление миротворчества сложилось под ощущением тяжелых последствий и ужасов 2-й мировой воины. Мировое сообщество приходит к итогу о необходимости избавить предстоящее поколение от бедствий войны. С этой целью в 1945 году была сделана ООН, которая получила полномочия принимать результативные коллективные меры по предотвращению и устранению угроз миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позднее, в 1948г. Сов-Без. ООН впервой принял решение учредить миссию ООН по слежению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав армейский персонал из нескольких стран мира. Так появилась новая форма интернационального военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное наименование «миротворчество».
В реальное время Россия состоит в дружеских договорных отношениях со многими государствами мира, участвует в разных интернациональных организациях. Для предотвращения неотвратимых раздоров Россия в первую очередь усердствует применять политические, экономические и другие миролюбивые средства. Впрочем, изредка использование военной силы зачастую больше результативно, чем уговоры и переговоры.
Кроме этого, надобность военного присутствия в некоторых тактически главных регионах мира отвечает интересам обеспечения национальной безопасность России.
26 мая 1996 года бал подписан Указ Президента РФ «О образовании особого войскового контингента ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности».
На основании этих документов был сформирован особый контингент состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов всеобщей численностью в 22 тысячи человек.
География участия миротворческих сил России такова:

    До 2000 года - Приднестровье и Абхазия
    С 1993 года - Таджикистан
    С 1999 года - самостоятельный край Косово (Югославия)

Комплектование МС происходит на добровольной основе по конкурсному отбору из числа лиц, проходящих военную службу по контракту.
В период прохождения службы военнослужащие пользуются рангом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира.
Личный состав МС оснащается легким стрелковым оружием.
4. Домашнее задание5. Результат урока.

Отправить свою отличную работу в базу умений легко. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу умений в своей учебе и работе, будут вам дюже признательны.
Размещено на ]]>http://www.allbest.ru/]]>
Введение
1. Интернациональная действие ВС РФ
2. Миротворческие операции
3. Операция в прежней Югославии
4. О ранге военнослужащих
Заключение
Список литературы
Введение
Характер интернациональных отношений зависит от множества разных факторов, одним из которых является интернациональная действие Вооруженных Сил. Стержневой целью данной деятельности являются обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности фигуры, социума и государства от военной агрессии со стороны других государств.
Защита национальных интересов страны полагает, как и верную безопасность граждан, так и независимую миротворческую действие во избежание раздоров, по потребности присутствуя в тактически главных точках мира.
На данный момент Вооруженные Силы являются крайним средством, применяемым в тех случаях, когда миролюбивым путем не удалось избежать военной опасности, потому что в мире имеет место быть непрерывная напряженность отношений между ведущими державами
1.Международная (миротворческая)деятельность Вооруженных Сил Русской Федерации
вооруженные силы русская федерация
Международная действие Вооруженных Сил Русской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной преобразования в нашей стране и преобразованием Вооруженных Сил.
Как знаменито, отправной точкой начала преобразования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по преобразованию Вооруженных Сил Русской Федерации и улучшении их конструкции». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Доктрину строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.
Военная преобразование опирается на крепкую теоретическую базу, итоги проведенных расчетов, контроль изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической обстановки в мире, нрав интернациональных отношений и изменений, которые случились в самой России. Основная цель военной преобразования - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности фигуры, социума и государства от военной агрессии со стороны других государств.
В реальное время для предотвращения войны и вооруженных раздоров в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и иным невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой интернациональных отношений, национальные интересы Русской Федерации требуют довольной для ее обороны военной мощи.
В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Русской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обыкновенной крупномасштабной либо территориальной войны.
Защита национальных интересов государства полагает, что Вооруженные Силы РФ обязаны обеспечивать верную охрану страны. Единовременно Вооруженные Силы обязаны обеспечивать осуществление Русской федерацией миротворческой деятельности как независимо, так и в составе интернациональных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют надобность военного присутствия России в некоторых тактически главных регионах мира.
Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также надобность широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных обстановок на стадии их зарождения.
Таким образом, в текущее время Вооруженные Силы начальством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда применение миролюбивых средств не привело к ликвидации военной опасности интересам страны..
Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, тезисы их использования и порядок применения, является Закон РФ «О порядке предоставления Русской Федерации военного и штатского персонала для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).
Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О образовании особого воинского контингента Вооруженных Сил Русской Федерации для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности».
2. Миротворческие операции
В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован особый воинский контингент всеобщей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.
Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ исполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в 2-х регионах - Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.
Воинский контингент в зону раздора в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Русской Федерацией о тезисах миролюбивого урегулирования вооруженного раздора в Приднестровском регионе Республики Молдова. Всеобщая количество миротворческого контингента составляла около 500 человек.
20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского раздора при участии русской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.
Воинский контингент в зону раздора в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Русской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского раздора. Всеобщая количество этого контингента составляла больше 500 человек.
В зону раздора в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Всеобщая количество данного контингента составляла около 1600 человек.
В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Русской федерацией и Республикой Таджикистан. Всеобщая количество данного контингента составляла больше 6 тыс. человек.
С 11 июня 1999 г. русские миротворцы находились на территории самостоятельного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. появилось солидное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Количество русского контингента составляла 3600 человек. Обособленный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Русскую Федерацию в правах при решении данного межнационального раздора с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).
Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений особого воинского контингента осуществляется на добровольной основе по заблаговременному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.
В период прохождения службы в составе особого воинского контингента военнослужащие пользуются рангом, привилегиями и иммунитетом. Привилегии предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г. Так же Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о ранге Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.
Личный состав особого воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ индивидуальный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.
Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).
Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и штатского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и штатского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.
Международная действие Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружелюбные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение всеобщего мира и взаимопонимание.
7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское ученье миротворческих сил «Голубой щит».
3. Операция в прежней Югославии
Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26. 02. 1992 г. и от 10 июня 1999 г. №1244. В текущее время русский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в самостоятельном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи русских миротворцев:
Предотвращение возобновления боевых действий;
Создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;
Обеспечение социальной безопасности;
Осуществление надзора за разминированием;
Поддержка, при необходимости, интернационального штатского присутствия;
Выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля;
Обеспечение охраны и воли передвижения своих сил, интернационального штатского присутствия и персонала других интернациональных организаций.
4. О ранге военнослужащих
О ранге военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях.
Правовой ранг военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях, имеет непростой нрав. Он регулируется комплексом юридических тезисов и норм, принадлежащих к разным правовым системам и имеющих разную юридическую природу.
В правовом ранге военнослужащих отражена его особенность раньше каждого как составного звена функционального межгосударственного механизма - интернациональной организации. Основной правовой основой регулирования деятельности интернациональных организаций и их служащих является интернационально-правовая основа, формой - интернационально-правовые тезисы и нормы. В связи с этим ранг персонала носит раньше каждого интернациональный нрав и лимитирован функциональными рамками.
Особенностью правового ранга военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира.
После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган интернациональной организации, находящийся на территории иного государства, соответственно остаются и появляются юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем.
Кроме того, интернациональная организация, действие которой подчинена свободе государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и вестимой автономностью. Автономность организации воплощена в функциональной право субъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих действие персонала. Эти нормы имеют абсолютную юридическую обязательность, впрочем, они не являются интернационально-правовыми, у них специальная юридическая природа и источники.
Из сказанного следует, что все нормы и тезисы, регулирующие правовой ранг персонала, могут быть поделены по нраву своих источников и принадлежат:
1) к нормам интернационального права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в особых соглашениях, в актах организаций и других интернационально-правовых актах;
2) к нормам, имеющим внутригосударственный нрав источников, содержащимся в актах тех либо иных внутригосударственных органов страны нахождения, транзита, командировки.
3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, сделанным и применяемым внутри организации;
4) к нормам, имеющим внутригосударственный нрав источников, содержащимся в актах тех либо иных внутригосударственных органов.
Неоднородный нрав правового регулирования ранга военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового расположения таких военнослужащих как специальной категории участников интернациональных правоотношений. Эта особенность и обусловила определение источников норм о правовом ранге персонала и тем самым особенностей его регулирования в разных правовых сферах.
В реальное время энергичное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего интернациональным правовым нормам, тот, что бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал общественные ручательства всех участников этого процесса.
Заключение
Подведя результат вышесказанному, дозволено сделать итог, что в современных условиях крупнейшую угрозу интернациональному миру и безопасности как на территориальном ярусе, так и в мировом масштабе представляют вооруженные раздоры, которые обязаны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Впрочем, нужно подметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого итога, если не будет политической свободы и мечты противоборствующих сторон позволить возникшие возражения самим.
Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них речисто говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то начиная с 1988 года было инициировано проведение 28 новых операций.
Следует особенно подметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Содружество как территориальная организация, взявшая на себя функции обеспечения интернационального мира и безопасности, открывает новые горизонты становления миротворчества.
Для опять образованных государств, вышедших из прежнего СССР, миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования раздоров на послесоветском пространстве. Нерешенные национальные, региональные и другие задачи, взаимные жалобы, привели к становлению вестимых событий в Приднепровье, Абхазии, Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии.
Список литературы
1. Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.
2. Сюнькова В. Я., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В. Я. Сюнькова. - М., 1998;
Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность миротворческих операций, участие Вооруженных Сил России. Ранг военнослужащих, исполнявших задачи в миротворческих операциях ООН; стимулирующая роль денежного довольствия в их физическом обеспечении; индивидуальный состав и порядок выплаты.
    дипломная работа, добавлен 29.10.2012
    Перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил (ВС) РФ. Соответствие должностей и званий. Форма и знаки различия в ВС РФ. Ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Знаки отличия военнослужащих в Русской Армии.
    реферат, добавлен 24.02.2011
    Сущность и правовые основы общественной охраны военнослужащих. Реализация мер общественно-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и иностранных государств. Конструкция денежного довольствия военнослужащих США. Загвоздки реализации прав в жилищной сфере.
    дипломная работа, добавлен 29.10.2012
    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Русской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.
    курсовая работа, добавлен 02.04.2014
    Воинский труд, его и значение в современных условиях. Сравнительный обзор действующей системы денежного довольствия военнослужащих Русской армии и ведущих иностранных государств. Пути и способы улучшение механизма мотивации военнослужащих.
    дипломная работа, добавлен 29.10.2012
    Правовая основа поведения военнослужащих. Представление о воинских уставах Вооруженных Сил Республики Казахстан. Значение уставов в жизни и деятельности воинского коллектива. Сущность и значение воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению.
    курсовая работа, добавлен 19.10.2012
    Роль советских Вооруженных Сил в охране Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Конструкция сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное оглавление военных преобразований Петра I.
    презентация, добавлен 13.03.2010
    Преобразование вооруженных сил Грузии позже революции роз 2003 года. Количество личного состава Военно-воздушных сил государства. Карта-схема боевых действий в районе Цхинвала 08-12.08.2008 года. Удары русской авиации по грузинским войскам.
    презентация, добавлен 26.06.2014
    Задачи офицерского состава по информационному обеспечению преобразования. Конституция, право Русской Федерации об обороне страны. Правовая база преобразования Вооруженных Сил РФ. Обычии духовной культуры офицерского корпуса Русской армии.
    курс лекций, добавлен 02.06.2009
    Служба в вооруженных силах Израиля как святой задолженность всякого гражданина страны и связь политической и военной элиты. Ярус представительства военнослужащих в административных и деловых кругах. Военно-тактическая атмосфера на Ближнем Востоке.

>>Международная (миротворческая) действие Вооруженных Сил Русской Федерации
5.6. Интернациональная (миротворческая) действие Вооруженных Сил Русской Федерации
Международная действие Вооруженных Сил Русской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной преобразования в нашей стране и преобразованием Вооруженных Сил.
Как вестимо, отправной точкой начала преобразования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по преобразованию Вооруженных Сил Русской Федерации и улучшении их конструкции». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Доктрину строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.
Военная преобразование опирается на крепкую теоретическую базу, итоги проведенных расчетов, контроль изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической обстановки в мире, нрав интернациональных отношений и изменений, которые случились в самой России. Основная цель военной преобразования - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности фигуры, социума и государства от военной агрессии со стороны других государств.
В реальное время для предотвращения войны и вооруженных раздоров в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и иным невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой интернациональных отношений, национальные интересы Русской Федерации требуют довольной для ее обороны военной мощи.
В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Русской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обыкновенной крупномасштабной либо территориальной войны.
Национальных интересов государства полагает, что Вооруженные Силы РФ обязаны обеспечивать верную охрану страны. Единовременно Вооруженные Силы обязаны обеспечивать осуществление Русской федерацией миротворческой деятельности как независимо, так и в составе интернациональных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют надобность военного присутствия России в некоторых тактически главных регионах мира.
Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также надобность широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных обстановок на стадии их зарождения.
Таким образом, в текущее время Вооруженные Силы начальством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда применение миролюбивых средств не привело к ликвидации военной опасности интересам страны. Выполнение интернациональных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.
Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, тезисы их использования и порядок применения, является Закон РФ «О порядке предоставления Русской Федерации военного и штатского персонала для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).
Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О образовании особого воинского контингента Вооруженных Сил Русской Федерации для участия в деятельности по поддержанию либо поправлению интернационального мира и безопасности».
В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован особый воинский контингент всеобщей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.
Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ исполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в 2-х регионах - Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.
Воинский контингент в зону раздора в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Русской Федерацией о тезисах миролюбивого урегулирования вооруженного раздора в Приднестровском регионе Республики Молдова. Всеобщая количество миротворческого контингента составляла около 500 человек.
20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского раздора при участии русской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.
Воинский контингент в зону раздора в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Русской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского раздора. Всеобщая количество этого контингента составляла больше 500 человек.
В зону раздора в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Всеобщая количество данного контингента составляла около 1600 человек.
В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Русской федерацией и Республикой Таджикистан. Всеобщая количество данного контингента составляла больше 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).
С 11 июня 1999 г. русские миротворцы находились на территории самостоятельного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. появилось солидное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Количество русского контингента составляла 3600 человек. Обособленный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Русскую Федерацию в правах при решении данного межнационального раздора с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).
Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений особого воинского контингента осуществляется на добровольной основе по заблаговременному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.
В период прохождения службы в составе особого воинского контингента военнослужащие пользуются рангом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о ранге Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.
Личный состав особого воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ индивидуальный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.
Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).
Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и штатского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и штатского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.
Международная действие Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружелюбные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение всеобщего мира и взаимопонимание.
7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское ученье миротворческих сил «Голубой щит».
Вопросы и задания
1. Значение и роль интернациональной деятельности Вооруженных Сил России в проведении военной преобразования.
2. Правовая база проведения миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
3. Ранг военнослужащего контингента миротворческих сил России.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.
Помощь школьнику онлайн, ОБЖД для 11 класса скачать, календарно-тематическое планирование
Содержание урока конспект урокаопорный каркаспрезентация урокаакселеративные методыинтерактивные технологииПрактиказадачи и упражнениясамопроверкапрактикумы, тренинги, кейсы, квестыдомашние заданиядискуссионные вопросыриторические вопросы от учениковИллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиафотографии, картинкиграфики, таблицы, схемыюмор, приколы, приколы, комиксыпритчи, пословицы, кроссворды, цитатыДополнения рефератыстатьифишки для любознательныхшпаргалкиучебники основные и дополнительныесловарь терминовпрочиеСовершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебникеобновление фрагмента в учебникеэлементы новаторства на урокезамена устаревших умений новымиТолько для учителей безукоризненные урокикалендарный план на годметодические рекомендациипрограммыобсужденияИнтегрированные урокиНа исходе ХХ столетия в итоге окончания «холодной войны» и распада социалистического блока случилось радикальное метаморфоза сложившегося равновесия сил и сфер могущества, начался процесс энергичного распада многонациональных государств, возникли склонности к пересмотру устоявшихся послевоенных границ. В разрешении бесчисленных споров и раздоров в разных регионах мира непрерывно участвует Организация Объединенных Наций (ООН).
В ряде миссий принимали и принимают участие довольно большие воинские контингенты сил ООН, получившие наименование «миротворческих сил» (МС).
После распада СССР Русская Федерация в качестве его правопреемницы продолжила участие в ряде миссий ООН по поддержанию мира. Представители России находились в составе пяти групп военных наблюдателей ООН, входивших в состав сил по поддержанию мира: на Ближнем Востоке (в Египте, Израиле, Сирии, Ливане; на ирако-кувейтской границе); в Западной Сахаре, Камбодже, Югославии. Позднее русские наблюдатели стали командироваться в Анголу и ряд других стран и регионов.
В апреле 1992 г. - впервой в истории миротворческой деятельности России - на основании резолюции Совета Безопасности ООН и Постановления Высокого Совета Русской Федерации в прежнюю Югославию был направлен русский 554-й обособленный батальон ООН. Русские миротворцы хорошо представляли наши Вооруженные Силы и внесли существенный взнос в проведение первой миротворческой операции на Балканах, проходившей в 1992 -1995 гг.
Продолжением стала вторая миротворческая операция ООН в апреле 1995 г. В ней энергичное участие принимала и иная русская воинская часть - 629-й обособленный батальон ООН. В течение 2-х лет данный воинский контингент находился в Сараево.
Международная операция по поддержанию мира в Боснии, проведение которой началось с создания в 1996 г. Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), позднее замененных Силами по стабилизации (СФОР), вошла в историю как пример удачных действий мирового сообщества по прекращению вооруженного раздора. В выполнении задач ИФОР участвовала русская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, которая была сформирована в соответствии с Указом Президента России и директивой министра обороны РФ от 11 ноября 1995 г.
Начиная с 1992 г. Россия энергично включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Само­стоятельных Государств (СНГ). Русские военнослужащие исполняют миротворческие функции, как в составе войск ООН, так и в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) либо независимо в прежних республиках Советского Союза.
Конфликт в Приднестровье. Приднестровье - это полоса земли на востоке Молдавии по реки Днестр. До 1940 г. по реке проходила граница: земли к западу именовались Бессарабией и принадлежали Румынии, а Приднестровье было частью Советского Союза. Позже введения советских войск в Бессарабию была образована Молдавская ССР. Теснее в наше время, когда Молдавия, как и другие советские республики, вышла из Союза, приднестровцы в Тирасполе объявили, что отделяются от Молдавии, базируясь на том, что множество обитателей этой территории являются русскими и украинцами, и в 1940 г. их насильно объединили с молдаванами. Власти Кишинева попытались силой восстановить целостность республики. Начался вооруженный раздор. Энергичные боевые действия велись весной 1992 г. 21 июля 1992 г. было подписано российско-молдавское соглашение «О тезисах миролюбивого урегулирования вооруженного раздора в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с ним в зону раздора был введен русский миротворческий контингент в составе 6 батальонов для слежения за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию законности и правопорядка.
На конец 1996 г. в связи со стабилизацией атмосферы всеобщая количество русских миротворческих сил в регионе уменьшилась до 2 батальонов.
Целенаправленные и согласованные действия России по урегулированию конфликтной обстановки в Приднестровье привели к стабилизации и контролю за становлением атмосферы в регионе. Результат действий миротворцев за пятилетний период: больше 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов. Огромную подмога «голубым каскам» в обеспечении их жизнедеятельности оказывали местные обитатели, начальники органов самоуправления, предприятий и организаций Приднестровья и Молдовы в совокупности. Вследствие совместным усилиям атмосфера в зоне безопасности и в текущее время остается управляемой и контролируемой. Окончательный итог русских войск из региона будет определяться в ходе дальнейших переговоров и в узкой увязке с политическим урегулированием приднестровского раздора.
Конфликт в Южной Осетииначался в 1989 г., особенно острая фаза пришлась на конец 1991-го - предисловие 1992 г. Он затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. Прибытие десятков тысяч беженцев с юга легло тяжелым бременем на Северо-Осетинскую Республику. Многие из них были расселены на землях, с которых в свое время были высланы ингуши. Единовременно среди осетин появилось движение за создание цельного осетинского государства, само­стоятельного либо же в составе Русской Федерации, что могло еще огромнее осложнить атмосферу по обе стороны Большого Кавказского хребта.
Конфликтная обстановка в Южной Осетии эволюционировала дальнейшим образом. 24 июня 1992 г. в Дагомысе удалось заключить трехстороннее соглашение о прекращении огня и направлении в район раздора Смешанных сил по поддержанию мира для осуществления контроля за прерыванием огня, итогом вооруженных образований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Русский контингент этих сил (500 чел.) численно приблизительно равнялся грузинскому и осетинскому батальонам (по 450 чел.). Смешанные силы по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского раздора проводят мероприятия по предотвращению и пресечению вооруженных соударений и разведению конфликтующих сторон.
После прихода к власти в Грузии нового президента М. Саакашвили атмосфера вокруг Южной Осетии опять накалилась, потому что грузинское начальство все больше склоняется к военному решению задачи непризнанной республики. В регионе сохраняется трудная атмосфера. Хрупкая устойчивость в Южной Осетии поддерживается лишь вследствие присутствию русских миротворческих сил. В случае их итога обстановка может мигом выйти из-под контроля.
Конфликт в Абхазии. В Абхазии вооруженный раздор только с августа по декабрь 1992 г. унес 2 тыс. жизней. Для России речь идет о судьбе десятков тысяч этнических русских, которых в Абхазии в миролюбивые времена насчитывалось приблизительно столько же, сколько абхазов (100 тыс.). Речь идет также о расположении частей русской армии, оказавшихся в зоне раздора.
В условиях глубокого недоверия между сторонами реализация всякого миролюбивого плана требует присутствия сил по поддержанию мира. Атмосфера в зоне раздора требовала незамедлительных действий, но неоднократные обращения конфликтующих сторон и России к ООН о необходимости немедленного принятия Советом Безопасности решения на проведение миротворческой операции привели лишь к направлению в Грузию миссии ООН. В связи с этим в июне 1994 г. в зону раздора были введены воинские подразделения Коллективных сил по поддержанию мира.
Ядром этих сил стали русские подразделения всеобщей численностью больше 1800 человек, введенные 13 июня 1994 г. на основании решения Совета глав государств СНГ. Им ставились задачи по блокированию района раздора, слежению за итогом войск и их разоружением, охране главных объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов и др. Правовой основой размещения КСПМ в зоне раздора явилось грузино-абхазское Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. Нужно подчеркнуть, что в Соглашении речь идет о миротворческих силах СНГ. Впрочем ни одно государство не определило форму и степень своего участия в операции и реально в составе сил был задействован только воинский контингент России.
За время выполнения миротворческих задач особым воинским контингентом Вооруженных Сил Русской Федерации в зоне грузино-абхазского раздора проделана огромная работа по недопущению эскалации вооруженного раздора, частичному разминированию местности, оказанию помощи здешнему населению в налаживании жизни и быта позже окончания боевых действий.
Вместе с тем русским военнослужащим доводилось делать в условиях, когда стороны взамен поиска политического компромисса пытались поднять на больше высокий ярус конфронтацию и недоверие между соседними народами. Отсутствовал какой-нибудь надконтрольный орган над противостоящими сторонами.
Положение вокруг абхазской задачи обострилось позже принятия 19 января 1996 г. Советом глав государств СНГ решения «О мерах по урегулированию раздора в Абхазии», которое предписывало некоторые ограничения в отношении экономических и иных связей стран - участниц СНГ с Абхазией. Атмосферу осложняло все больше очевидное тяготение грузинского начальства решить абхазскую загвоздку силовыми способами. В частности, грузинский парламент по существу в ультимативной форме требовал изменить мандат Коллективных сил по поддержанию мира в Абхазии, придать им полицейские, принудительные функции.
Россия при проведении миротворческой миссии в Грузии тяготилась сурово следовать трем основным тезисам миротворчества: беспристрастности, нейтральности, открытости; поддерживала грузинское начальство в вопросе региональной целостности Грузии; энергично подключала к абхазскому урегулированию государства - участники СНГ, ООН и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), при этом продолжая операцию по поддержанию мира в зоне раздора.
В марте 1997 г. Совет глав государств СНГ дал правильную оценку деятельности Коллективным силам по поддержанию мира в Абхазии, подметив при этом значимую роль, которую исполняют миротворцы «в стабилизации атмосферы, создании условий безопасности беженцев и содействия скорейшему урегулированию раздора». При этом было подчеркнуто, что около 80% населения по обоим берегам Ингури считают миротворцев исключительным гарантом мира, спокойствия и устойчивости в регионе.
Однако в середине 1997 г. обстановка в Абхазии опять обострилась. Отчасти она затронула и русских миротворцев, следующий мандат которых истек 31 июля 1997 г. Всякая из конфликтующих сторон начала «по-своему» оценивать перспективы их деятельности и окончательного итога (если на то будет решение Совета глав государств СНГ). Отказ официального Тбилиси подписать теснее координированный при посредничестве России протокол о грузино-абхазском урегулировании лишь усилил напряженность. Скоро глава Грузии Э. Шеварднадзе заговорил о необходимости проведения в Абхазии миротворческой операции по так называемому боснийскому (дейтонскому) варианту, основанному не на поддержании мира, а на принуждении к нему. Но мировое сообщество не поддержало сходственные инициативы.
Что касается позиции 2-й стороны, то Министерство иностранных дел Абхазии видит в русских миротворческих силах стержневой стабилизирующий фактор в зоне раздора. Наличие миротворческих сил РФ, подчеркивают абхазские дипломаты, создает благоприятные данные для движения переговорного процесса по полномасштабному урегулированию. Только вследствие стабилизации атмосферы в зоне безопасности, подконтрольной КСПМ, в Гальский район Абхазии возвратились около 70 тыс. беженцев. И менять россиян на кого-либо иного абхазская сторона не намерена.
Конфликт в Таджикистане. Вооруженный раздор в стране прогрессировал особенно драматичным образом и купил крайне озлобленные формы. По различным подсчетам, число погибших в ходе штатской войны в этой стране составило от 20 тыс. до 40 тыс. человек. Около 350 тыс. вынужденно оставили свои дома, из них приблизительно 60 тыс. бежали в Афганистан.
Руководители центральноазиатских государств (раньше каждого Узбекистана) и русские военные серьезно восприняли угрозу исламского экстремизма, нависшую над Таджикистаном. В соответствии с соглашением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 г. сделаны особые коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли 201-я мотострелковая дивизия ВС Русской Федерации и подразделения (от отдельной роты до батальона) от Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи: содействие нормализации атмосферы на таджикско-афганской границе в целях стабилизации всеобщей обстановки в стране и создания условий для диалога между всеми сторонами о путях политического разрешения раздора; обеспечение доставки, охраны и разделения чрезвычайной и другой гуманитарной помощи; создание условий для безвредного возвращения беженцев в места их непрерывного проживания и охрана народнохозяйственных и других животрепещуще главных объектов. На конец 1996 г. группировка войск в Таджикистане также включала группу погранвойск ФСБ России и национальную пограничную службу Таджикистана.
Применение МС в Таджикистане стало крайне болезненной загвоздкой для России в связи с тем, что дислоцированные в этом государстве русские войска (их количество является самой крупной на территории СНГ), с одной стороны, стали выступать гарантом присутствующей в Душанбе власти, - а с иной стороны, обеспечивать охрану границ Таджикистана и единовременно каждого Центральноазиатского региона. Нигде миротворческие силы не охраняют границы государства, в котором непринужденно находятся. В Таджикистане действия по урегулированию раздоров сопряжены с вмешательством сопредельных государств, следственно охрана границ этого государства вынужденно является нужной мерой. Во многом сдерживание бандформирований происходит вследствие строительству фортификационных сооружений, минированию местности и применению вооружения. В случае нападения пограничникам оказывают поддержка подразделения 201-й дивизии, с которой подробно проработаны вопросы взаимодействия.
При всех объяснимых сложностях в экономике центральноазиатских государств угроза распространения исламского экстремизма принуждает правительства этих стран рассматривать усилия России как отвечающие их национальным интересам. Характерным является также то, что в отношении движения талибов в Афганистане фактически все начальники центральноазиатских республик высказывали негативную оценку, усматривая в нем одно из проявлений исламского экстремизма и угрозу устойчивости в регионе, в частности, в связи с реальной ранее вероятностью поддержки правительством талибов радикальной таджикской оппозиции. В то же время подчеркивается надобность больше энергичного поиска путей урегулирования таджикского раздора с привлечением кругов умеренной таджикской оппозиции. Определенные шаги в этом направлении делаются. В частности, русское правительство продолжает осуществлять меры, направленные на урегулирование раздора в целях создания условий для диалога между правительством и представителями умеренной оппозиции с одновременной изоляцией экстремистского лагеря, финансируемого из-за рубежа, привлекая поверенных мусульманского духовенства, партнеров по СНГ, непринужденно затронутых коллапсом, - Узбекистан, Киргизию, Казахстан.
Особое волнение среди начальников СНГ и командования миротворческих сил вызывает не только всеобщая малоустойчивость в регионе, но и загвоздка наркобизнеса. Русские миротворцы ведут энергичную борьбу с переправкой наркотиков из Афганистана на территорию России. За последние годы число переправляемого через южные границы зелья неоднократно усилилось. Следственно говорить о снижении роли миротворческих сил в регионе пока несвоевременно.
Таким образом, Коллективные силы действуют в интересах национальной безопасности не только Таджикистана, но и каждого Центральноазиатского региона. Их действие в Таджикистане представляет собой 1-й и дюже дорогой навык действий коалиционных сил по локализации штатской войны, унесшей десятки тысяч жизней. Умирают и миротворцы. К примеру, только за пять месяцев 1997 г. в республике погибли 12 русских военнослужащих.
Со временем в Таджикистане форма русского военного присутствия изменится. В текущее время в границах договора 1999 г. между Республикой Таджикистан и Русской Федерацией на основе 201-й мотострелковой дивизии сделана русская военная база.
Однако до полного мира в республике еще вдалеке.
Помимо чисто миротворческих функций, за пределами Русской Федерации Вооруженным Силам коллективно с войсками МВД доводилось исполнять задачи по поддержанию законности, правопорядка и разведению конфликтующих сторон непринужденно на территории РФ.
Осетино-ингушский конфликт. Вооруженный раздор в Пригородном районе Владикавказа в октябре-ноябре 1992 г. явился фактически неминуемым следствием тех процессов, которые начались в конце 1980-х гг. и круто ускорились с распадом СССР. Этническое противостояние местных осетин, осетин - беженцев из Южной Осетии и переселившихся из Чечни ингушей переросло в вооруженный раздор. При этом действия армии в период раздора оцениваются скорее правильно, чем негативно. В то же время факты свидетельствуют о неудовлетворительной способности начальства в центре и на местах контролировать обстановку. Неимение отчетливых и своевременных политических решений вынудило командование 42-го армейского корпуса, дислоцированного в этом регионе, принимать независимые решения по пресечению противоправных действий экстремистов.
Для прекращения кровопролития и поддержания правопорядка на территории Северной Осетии и Ингушетии была образована сводная войсковая группа численностью около 14 тыс. человек (март 1994 г.) из войск Северо-Кавказского военного округа и МВД РФ.
Несмотря на некоторое снижение раздора в этом регионе, накал страстей по-бывшему существовал. Это затребовало летом 1997 г. немедленного вмешательства центра. Были проведены консультации с лидерами республик, сделана особая рабочая группа в границах Совета Безопасности РФ по урегулированию обстановки, подготовлен указ о первоочередных мерах по нормализации атмосферы в Пригородном районе, предпринят ряд шагов по «религиозному примирению» в республиках. Раздор локализован. Попытка интернационального терроризма взорвать мир в этом регионе - нападение на школу и завладение заложников в северо-осетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. - не увенчалась фурором в итоге решительных действий Москвы.
Главным правильным итогом ввода миротворческих контингентов Русской Федерации в районы раздоров в большинстве случаев являются разъединение враждующих сторон, прерывание кровопролития и беспорядков, осуществление контроля над разоружением противоборствующих сторон, поправление типичной жизни миролюбивых людей. В результате создавались благоприятные данные для решения спорных вопросов миролюбивыми средствами, путем переговоров.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _  __ __   __  ____    _____   _____  ____  
| |/ / \ \ / / | _ \ | ____| |__ / | __ )
| ' / \ V / | |_) | | _| / / | _ \
| . \ | | | _ < | |___ / /_ | |_) |
|_|\_\ |_| |_| \_\ |_____| /____| |____/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме