Молодежь и молодежная политика. Молодежь как общественная группа, особенности молодежной субкультуры Общественная самодеятельность молодежи

Тема 12. Молодежь как общественная группа
Молодежь - это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе общности возрастных колляций (примерно от 16 до 25 лет), особенностей общественного расположения и определенных социально‑психологических качеств.
Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировидения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической автономности и общественно ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
- Переходность расположения.
- Высокий ярус мобильности.
- Освоение новых общественных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением ранга.
- Энергичный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь - это особенно энергичная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от клише и предрассудков предыдущих лет и владеющая следующими социально‑психологическими качествами: малоустойчивость психики; внутренняя двойственность; низкий ярус толерантности (от лат. tolerantia - терпение); тяготение выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими знаками:
- появление на базе стихийного общения в определенных условиях общественной обстановки;
- самоорганизация и автономность от официальных конструкций;
- непременные для участников и отличающиеся от классических, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обыкновенных формах жизненных надобностей (они нацелены на самоутверждение, придание общественного ранга, обретение защищенности и элитной самооценки);
- относительная стабильность, определенная иерархия среди участников групп;
- выражение иных ценностных ориентаций либо даже мировидения, клише поведения, нехарактерных для социума в совокупности;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи дозволено систематизировать молодежные группы и движения.
Ускорение темпов становления социума обусловливает возрастание роли молодежи в социальной жизни. Включаясь в общественные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Образец задания
A1.Выберите верный результат. Правильны ли следующие мнения о психологических особенностях молодежи?
А. Для подростка значимы в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1) правильно только А
2) правильно только Б
3) правильны оба суждения
4) оба мнения неверны
Понятие«молодежь» как определениесоциально-демографической группы беретсвое предисловие с конца XVIII - начала XIX вв.До этого молодых людей в качестве особойсоциальной группы не признавали. Вплотьдо конца XIX в. задачи молодежирассматривали опосредованно, черезпроблемы становления фигуры, воспитаниягражданина исторически конкретногообщества, что обнаружило научную формувыражения в философии, педагогике, психологии эры Возрождения, Новоговремени, Западной философии XVII - XVIIIвв. Актуализация теоретическихисследований молодежи, созданиясамостоятельных доктрин возрастапришлась на предисловие XX в. и получиларазвитие в социологических теорияхмолодежи. Молодежь как специальная социальнаягруппа была признана по абсолютно объективнымосновам, под которыми принято пониматьте основные аспекты и отношения, которыеопределяют функционирование, направлениеизменения и становления всех других сторонданного общественного образования.Концепциимолодежи в социокультурном аспектеначали разрабатывать в 50-е гг. XX в. такиеисследователи, как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тенбрук, С. Эйзенштадт.
Насегодняшний день в кругах социологовутвердился взор на молодежь как нареферентную общественно-демографическуюгруппу, наиглавнейшими знаками которойбольшинство авторов считают возрастныехарактеристики и связанные с нимиособенности общественного расположения, атакже обусловленные тем и другимсоциально-психологические качества, что разрешает говорить о многоуровневоманализе молодежи как социальногофеномена.Одиниз изыскателей задач молодогопоколения С. Н. Иконникова выделила триуровня изложения молодежи как общественногоявления :
─ индивидуально-психологический- соотнесение с определенным человеком;
─ общественно-психологический- изложение особенно существенныхсвойств, качеств, интересов отдельныхгрупп;
─ социологический- изложение места молодежи в системематериального и духовного производстваи потреблениям в общественной структуреобщества.
Молодежькак часть социума изучается различнымигуманитарными науками. Дискуссия поповоду определения молодежи, критериеввыделения ее в независимую группуимеет давнишнюю историю. Ученых разделяютразличные подходы к предмету постижения- с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а такжетрадиции систематизации, сформировавшиесяв рамках тех либо иных научных школ.
ИсследователиВишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В.А. и дрвыделяют в качестве наиболеетипичных подходов, встречающихся внаучной литературе, следующие:
─ психологический:молодость - это период развитиячеловеческой фигуры между «puberty»(половая зрелость) и «maturity» (полнаязрелость);
─ общественно-психологический:молодость - это определенный возрастсо своими биологическими и психологическимиотношениями, а в итоге этого - всемиособенностями возрастного класса;
─ конфликтологический:молодость - это сложный, полный стрессови исключительно главный период жизни, продолжительный раздор между индивидоми обществом, проблемная стадия в развитиичеловека;
─ ролевой:молодость - это специальная поведенческаяфаза в жизни человека, когда он болеене играет роли ребенка, и в то же времяеще не является полноправным носителемроли «взрослого»;
─ субкультурный:молодежь - это группа со своимспецифическим образом жизни, стилемжизни, культурными нормами;
─ стратификационный:молодежь - это специальная общественно-демографическаягруппа, ограниченная возрастнымирамками, со специфическими позициями, рангами, ролями;
─ социализационный:молодость - это период социальногороста, первичной социализации;
─ интеракционистский:молодость - это одно из 3 состоянийдуши, присущих всем человеку.«Родитель» -ориентация на нормативноеповедение, «зрелый» -ориентация напринятие взрослых решений, «молодость»-спонтанность, непосредственность;
─ аксиологический:молодость - это общественно важный, значимый этап жизненного цикла человека.Именно на этом этапе происходитформирование системы ценностныхориентации индивидов;
─ субъективный:молодость - это специальное мироощущение, устремленность в грядущее, оптимистичность;
─ процессуальный:молодые - это те, кто не закончен, неинтегрирован, находится в состояниистановления, образования.
Всоответствии с этими подходами ученыепредпринимают попытки вычленения иунификации «знаков» молодежи каксоциального феномена. На основе анализаработ русских авторов дозволено выделитьследующие знаки молодежи:
─ возрастные;
─ общественно-исторические;
─ социологические;
─ душевно-культурологические;
─ общественно-психологические;
─ культурологические;
Такимобразом, отличительное социальноекачество всего нового поколениямолодежи (либо отдельных ее групп)определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ееконкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводитьи совершенствовать социальную структуруобщества. Молодежь-это общественно-демографическая группа, выделяемая на основе совокупностивозрастных характе­ристик (приблизительноот 16 до 30 лет), особенностей социальногоположения и определенныхсоциально-психоло­гических качеств.Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека ибиологически универсальна. Молодость- это период выбора профессии и своегоместа в жизни, выработки мировоззренияи жизненных ценностей, выбора спутникажизни, создания семьи, достиженияэконо­мической автономности исоциально ответственного поведе­ния.
Особенностисоциального расположения молодежи:
Переходность расположения.
Высокий ярус мобильности.
Освоение новых общественных ролей(работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением ранга.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональноми ка­рьерном плане.
Типичнымдля молодежи является объединение внефор­мальные группы, которыехарактеризуются следующими знаками:
Возникновение на базе стихийного общенияв конкрет­ных условиях социальнойситуации;
Самоорганизация и автономность отофициальных конструкций;
Обязательные для участников и отличающиесяот ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направленына реализацию неудовлетворяемых вобычных формах жизненных надобностей(они нацелены на самоут­верждение, придание общественного ранга, обретениезащи­щенности и элитной самооценки);
Относительная стабильность, определеннаяиерархия среди участников групп;
Выражение иных ценностных ориентацииили даже мировидения, стереотиповповедения, нехарактерных для обществав целом;
Атрибутика, подчеркивающая принадлежностьк дан­ной общности.
Взависимости от особенностей деятельностимолодежи дозволено классифицироватьмолодежные группы и движения:

    Агрессивнаядеятельность

Базируетсяна особенно простых представленияхоб иерархии ценностей, основанных накульте лиц. Примитивизм, наглядностьсамоутверждения. Знаменита в средеподростков и молодежи с минималь­нымуровнем умственного и культур­ногоразвитии.

    Эпатажная деятельность

Базируетсяна вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, материальныхформах жизни - одежде, прическе, так ив духовных - искусстве, науке. «Вызов»агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили».

    Альтернативнаядеятельность

Базируетсяна выработке альтернативных системнопротиворечащих общепризнанным моделейповедения, которые становятся самоцелью.

    Социальнаядеятельность

Направленана решение определенных соци­альныхпроблем (экологические движения, движенияза возрождение и сохранениекультурно-исторического достояния и т.д.).

    Политическаядеятельность

Направленана метаморфоза политического строя иполитической обстановки в соот­ветствиис идеями определенной группы.
Молодежныесоциальные загвоздки, являющиеся предметомнаучного обзора, подразделяются надве крупные группы. К первой относятсяспецифически молодежные социальныепроблемы: определение сущности молодежикак социальной группы, особенностейее общественного расположения (ранга), ролии места в общественном воспроизводствеобщества; установление критериев еевозрастных границ; постижение особенностейсознания (надобностей, интересов, ценностей) и методов деятельностимолодого поколения; исследованиеспецифики процесса социализации молодыхлюдей, их общественно-профессиональнойориентации и адаптации в коллективе;обзор общественных аспектов деятельностинеформальных молодежных объединенийи движений.
Другуюважную область научного анализасоставляют задачи, которые являютсяобщесоциологическими и в то же времялибо предпочтительно касаются молодежи(задачи образования, семьи, брака), либо находят специфические проявленияв молодежной среде (особенностивоспитания, становление общественной иполитической активности молодежи, еероль и место в конструкциях власти, особенность общественных возражений иконфликтов и т.д.). Многочисленныеисследования разрешают сделать выводо довольно всеобщих фундаментальныхпротиворечий, присущих современнымобществам риска, с которыми сталкиваютсямолодые люди:

    богатствои бедность,
    роствозможностей самореализации ибезработица,
    глобальнаясубкультура и обилие контркультур,
    образованностьи полная безграмотность,
    ценностьздоровья, культ спорта и наркомания, курение, алкоголизм - они являютсяследствием.

Средимолодежных загвоздок русского обществариска выдаются:

    снижениереального жизненного яруса,
    значительноерасслоение по ярусу материальногоположения,
    ростзаболеваемости, в том числе и особоопасными заболеваниями,
    ухудшениесостояния образовательной инфраструктурыи качества образовательных служб,
    высокийуровень безработицы,
    кризисмолодой семьи,
    коммерциализациякультуры,
    ростбездуховности и преступности в молодежнойсреде.

Вусловиях, когда риск превращается вобщее основание современности, многообещающим становится рискологическоенаправление в изыскании молодежи.Его итогом явился обоснованныйвывод, что доминанта риска в моделяхповедения является всеобщей характеристикойсовременных молодых поколений, а риск- одним из сущностных свойств молодежикак общественной группы. На всем этапесвоего становления социум предъявляетопределенные требования к подрастающемупоколению, выражаемые в форме общественныхнорм, ценностей, морали и др., а такжепредоставляет разные возможностидля удачной его интеграции в общественныеструктуры.
Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с расположением молодежи в социальнойструктуре, характеризуемым раньше каждого переходностьюи нестабильностью. Общественные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти задачи. Факторывлияющие на расположение молодежи:

    Экономическиефакторы болеевсего влияют на расположение молодежи. Всвоей массе молодежьнедостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынужденаполагаться на финансовую помощьродителей. Желание получить образование отодвигаетначало трудовойдеятельности наболее зрелый возраст, а отсутствиеопыта изнаний препятствуетполучению высокооплачиваемыхдолжностей. Заработнаяплата молодежигораздо ниже средней заработной платы, исключительно мала и студенческаястипендия.

Еслив периоды общественной устойчивости этипроблемы в совокупности могут быть решены илисмягчены, то в кризисный период онизначительно усложняются. В ситуацииэкономического спада круто увеличиваетсячисленность безработных в молодежнойсреде и молодым становится все сложнеедостичь состояния экономическойсамостоятельности.

    Духовныефакторы неменее главны. В современностиусиливается процесспотери нравственных целей, размывания традиционных норм и ценностей.Молодежь как переходная и нестабильнаясоциальная группа особенно уязвимаперед отрицательными тенденциямисовременности. Так, постепеннонивелируются ценности труда, воли, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностямприходят потребительскоеотношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность.Классический для молодежи протестныйзаряд в кризисные периоды искажается, приобретая бессердечные и агрессивныеформы. При этом происходит лавинообразнаякриминализация молодежи, растетчисленность молодых людей с социальнымиотклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшейпроблемой духовного плана остаетсяпроблема «отцов и детей», связанная сконфликтом ценностей молодежи и старшегопоколения.
Ноесть и больше большие, трудноопределимыеи, допустимо, больше важнейшие причинысуицида у детей. На вопрос: Что можетстать поводом самоубийства подростка?школьники традиционно начинают говорить опроблемах в школе, непонимании родителей, раздорах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни... Самоубийства из-задвойки и ЕГЭ стали столь частыми в Росси, что давным-давно пора бить тревогу. Пока же, социум на эту беду реагирует весьмавяло, а родители своим рвением кнасильственному обучению своих чад, лишь создают благоприятную ситуациюдля добровольного расставания детей сжизнью.Изучениепроблемы суицида среди молодежипоказывает, что в совокупности ряде случаевподростки решались на суицид вцелях обратить внимание родителей, педагогов на свои задачи и протестовалитаким ужасным образом супротив бездушия, безразличия, цинизма и жестокостивзрослых. Решаются на такой шаг, какправило, замкнутые, ранимые по характеруподростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов иутраты смысла жизни. Своевременнаяпсихологическая помощь, доброеучастие, оказанное человеку в труднойжизненной обстановки, помогли бы избежатьтрагедии.
Молодежь, с одной стороны, - это незащищеннаягруппа, являющаяся, скорее, дестабилизирующейсилой в обществе, а с иной - этопоколение, от которого зависит будущеестраны. Такой специальный ранг молодежирождает надобность в адекватноймолодежной политике, способной решитьили смягчить имеющиеся загвоздки, а такженаправить в созидательное руслотворческий потенциал молодежи.
Духовный коллапс обязывает философов и социологов искать основы для грамотного становления и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, так как без этого не будет становления страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей социума.
Общая характеристика
Молодёжь, как общественная группа, характеризуется зависимым общественным рангом, неудовлетворительной индивидуальной автономностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой загвоздки выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; энергичным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, огромным умственным потенциалом.
Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется энергичным становлением самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит растяжение жизненного пространства человека. Наступает осознание грядущего, возникает жизненная перспектива, появляются высокопрофессиональные намерения.
Значение идеалов
Осознание спросы в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных целей через идеалы и ценности является спецификой этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения автономности их мировидения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с общественной средой), от того что экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы общественной активности. Именно у молодых воспринятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний раздор, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, содействует становлению фигуры, образованию уверенности в себе и способности преодолевать сложности. Итоги В. Франкла подтверждает изыскание, проведенное под начальством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, по итогам которого оказалось, что 64, 2% молодых людей в России считают для себя значимым иметь идеалы, и только 28, 6% предполагают, что идеалы мешают в жизни человека.
В изыскании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13, 2% указали, что не имеют их. Впрочем 34, 8% респондентов затруднялись с результатом на данный вопрос. Лишь у 28, 5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% - не совпадают, а 40, 5 % (!) не сумели определиться и в этом .
В поисках стабильности
С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового навыка русской культуры, с иной - на новаторство и эволюционизм. Впрочем в современных условиях эти две ориентации зачастую не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в возражение. В итоге появляется дискретность ценностного поля фигуры, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего общественного и физического мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые вероятности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, впрочем непрерывно присутствует риск лишиться этих благ. Такая обстановка усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует образованию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. типичному функционированию личностных ценностей.
В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, общественное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Следственно убежденность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и тяготением к устойчивости, которой социум предоставить ему не может.
Поскольку молодёжь единовременно является объектом и субъектом социализации, распространяется шаткость методов достижения общественного ранга молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. прогрессирует отчуждение молодых людей от исторического навыка, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и способов общественного участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». После этого появляется возражение между непредвзято принадлежащим молодёжи тяготением занять соответствующие позиции в общественной структуре, купить определенный общественный ранг и препятствиями ее высокоэффективной интеграции в социум, возникающими в условиях общественной малоустойчивости и коллапса. Данное возражение допустимо позволить путем метаморфозы оглавления социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели общественного участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от непрерывного, обнаружения непредвзято деструктивных и конструктивных социальных процессов.
Не владея довольными источниками и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию общественной конструкции и институциональных норм прогрессируют латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в больше старшие возрастные группы, в которых синергия источников, символического капитала и социокультурного потенциала фигуры значительно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности последующей социализации
Таким образом, особенности становления молодёжи как агента общественных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой фигуры, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются возражения в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех либо иных ценностях, внутриличностными раздорами, возражениями прошлых этапов социализации.
Во-вторых, актуализируется надобность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых общественных связях, вступления в новые общественные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления общественного каптала.
В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как итог двойственность ценностной конструкции фигуры препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.
В-четвёртых, состояние фигуры молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и энергичной интериоризацией ценностей. Следственно, молодёжь не владеет вероятностью (зачастую и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с общественным окружением, и планированием адекватных методов их достижения. В итоге фигура современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению коренных целей, в том числе связанных с уничтожением общественного порядка.
В-пятых, молодой человек, попадая во уйма новых общественных обстановок, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами либо протест сложившимся нормам. Впрочем незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих тяготений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Следственно молодой человек тяготится одолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения либо растяжения реального и символического пространства жизненного мира.
Трансгрессивность сознания молодёжи
Важной колляцией сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных примеров в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных примеров и общественного опыта» .
Таким образом трансгрессивные представления о надлежащем и важном в грядущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу образования терминальных ценностей и общественных идентичностей молодёжи.
Следовательно, образование веса, важности ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с вероятностями её актуализации в реальном, но и на прогнозировании вероятностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики важности условий своей жизни, общественных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, теснее ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого» .
Исследование центра «Социологии молодёжи» университета общественно-политических изысканий РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).
Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже столетий // Социологические изыскания. - Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Общественная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные загвоздки в изыскании молодёжи. - М.:Academia, 2008.С. 62.
Там же. С. 65.
Александр Огородников
Агрессивная самодеятельность
Базируется на особенно простых представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Знаменита в среде подростков и молодежи с минималь­ным ярусом умственного и культур­ного становления.
Эпатажная (фр. epater - пора­жать, поражать) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, физических формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили» (панк-жанр и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепризнанным моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение определенных соци­альных задач (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического достояния и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на метаморфоза политического строя и политической обстановки в соот­ветствии с идеями определенной группы
Ускорение темпов становления социума обусловливает воз­растание роли молодежи в социальной жизни. Включаясь в общественные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Этнические общности
В древности люди жили замкнутой жизнью - всякая группа (род, племя) имела свой район обитания, свои занятия, специальные знаки различия, свой язык, свои верования. Все другие считались недругами, и следственно происходили ­постоянные соударения. Понемножку обстановка менялась - ­по­явились союзы племен и другие объединения различных групп. Совместно с тем специальные черты бывших групп оставались. Так возникло взаимодействие этнических групп.
Этническая группа - группа людей, имеющих специальные этнические, то есть культурные, языковые либо расовые черты, которых объединяет полное либо частичное всеобщее происхождение и которые сами осмысливают свою причастность к всеобщей группе. Освоенные и воспринятые этнические отличия - язык, культура, религия, расовые черты передаются по наследству. Как водится, в современных государствах живут бесчисленные этнические гру­ппы.
Характерная черта этнической группы - то, что ее члены систематизируют себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую они всеми методами тяготятся сберечь. Можно выделить 4 непременных критерия причисления индивида к определенной этнической группе: самоопределение (причисление себя к этнической группе, собственное желание индивида принадлежать к ней, систематизировать себя как члена группы), присутствие родных связей, культурные особенности, присутствие общественной организации для внутренних контактов и для взаимодействия с окружающими.
Таким образом, этническую группу дозволено охарактеризовать как объединение людей, имеющих всеобщие культурные, языковые, религиозные либо расовые черты, характеризующихся всеобщим происхождением и осмысливающих свою причастность к цельной группе.
Главной спецификой таких групп является выделение себя из окружающих людей, осознавание особенностей своей культуры и тяготение всеми методами ее сберечь. Множество ученых выделяют три основных вида этнических общностей, существовавших в истории общества: племена, народности и нации.
Исследуя историю старинного мира, вы зачастую слышали о родах и племенах. Род представлял собой объединение кровных родственников, владеющих общностью происхождения, всеобщим местом селения, цельным языком, всеобщими обычаями и верованиями.
Следующей ступенью объединения людей было племя - объединение нескольких родов. Именно племена считаются исторически первым этническим объединением. Всякое из них имело специальный миф о своем происхождении, показывавший своеобразие и непохожесть на другие племена. Многие вели родословную от прародителей-звериных и усердствовали различно на них походить - в танцах усердствовали повторить манеры и движения священных зверей, раскрашивали себя под тигров, медведей либо змей. Так подчеркивалась собственная позиция в окружающем мире. Теперь в мире примерно не осталось племен - они сохранились только в некоторых районах Африки, на островах Тихого океана, в лесах Южной Америки. Их жизнь остается такой же, как и тысячи лет назад, из поколения в поколение передаются представления прародителей о мире, обычии, образ жизни, повадки поведения. Представители этих племен никогда не видели городов, современных машин, ничего не знают о телевидении и кино. Ученые постигают сохранившиеся племена и делают итоги о том, что представляла собой жизнь людей в древние времена.
С происхождением государств племена стали превращаться в народности - больше огромные общности с единством языка, территории, экономическими и культурными связями. Они нередко образовывали одно государство, но сами еще оставались довольно разобщенными, так как преобладало естественное хозяйство, при котором всякое поселение производило все нужное для жизни и немного нуждалось в установлении торговых связей. Не все народности сумели сохраниться до наших дней - загадочна участь скифов, этрусков, ассирийцев, хазар и многих других. И все же множество из них превратились в нации и существуют в современном мире.
Под нациями воспринимается устойчивая общность людей, сложившаяся на основе всеобщего происхождения, цельной культуры, совместного проживания и узкого общения между собой.Самым основным при образовании наций являются налаженные отношения - экономические, политические, культурные и межличностные. Исторически они возникли с распространением торговых отношений. Образование многих из европейских наций историки относят к XVI-XVII векам. Эти группы характеризует также и присутствие своей национальной идеи, под которой воспринимаются свои результаты на вопросы о происхождении народа, смысле его существования, о его месте в мире, об отношениях с соседями, о чертах уникальности и особенностях национального нрава.
Общность нации выражается в специальной национальной культуре.
Межнациональные отношения
В современном мире ни одна национальность не может жить в полной изоляции и непременно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (непрерывными) и нестабильными (периодическими), основанными на противоборстве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными. При этом не неизменно обходится без конфликтов. Обыкновенно их причинами являются региональные споры, исторически сложившаяся напряженность, притеснение мелких наций и народов, применение национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряженной атмосферы, тяготение отдельных народов выйти из многонационального государства и сотворить собственное (по-иному его называют сепара­тизмом).
В мире довольно примеров национальных раздоров - коллапс и многолетняя кровопролитная война в прежней Югославии, региональные споры между республиками­ прежнего Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской глубинке Квебек, войны­ между центральноафриканскими государствами и так дальше.
Основу этих раздоров составляют представления об специальной роли своей группы в обществе, которые еще с древних времен были характерны для многих народов. Приведем пример из одного индейского мифа: «Дабы завершить устройство мира, Всевышний вылепил из теста три человеческие фигурки и положил их в печь. Через некоторое время, сгорая от нетерпения, он вынул из печки первого человечка, наружность которого была слишком ясной и не дюже славной. Он был «непропечен» и внутри. Чуть позднее Всевышний достал второго, он удался на славу - был прекрасно каштановым снаружи и «спелым» внутри. С радостью Всевышний сделал его основателем индейского рода. Ну а 3-й за это время крепко подгорел и стал вовсе черным. 1-й из испеченных человечков стал основателем белого рода, а конечный - черного». Такой подход в своих крайних формах приводит к итогу, что определенные люди по своим биологическим расовым качествам первоначально якобы больше одарены и гениальны, как физически, так и психически, и следственно больше способны для начальства и управления.
Позиция этнического преимущества приводит в результате к дискриминации - сокращению либо лишению прав и воль для определенной группы населения. В быту это выражается запрещением посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров либо городских районов; в производственной сфере - запретом на профессии, труднодоступностью образования, неосуществимостью удачной карьеры; в психологическом плане - оскорбительными кличками, насмешками, приколами о «недоразвитом» народе и т. п. В крайних случаях меньшинства отдельно проживают в специальных селениях, заключают браки внутри своей группы. Такая система распределения длинное время существовала в ЮАР (Южно-Африканской Республике), где черное население изолировалось и лишалось большинства прав.
ХХ век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о преимуществе одной группы людей над всеми остальными и существовании специальной расы арийцев- избранного народа, тот, что должен руководить каждому миром. Олицетворение этой идеи в жизнь привело к тяготению всецело истребить иудеев, цыган, поляков, а других подчинить «правдивым арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы - определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любознательно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры.
Теперь возникло много неонацистских партий и движе­ний, которые применяют националистические идеи для возрастания своего авторитета и популярности. Кому не хоче­тся слышать, что он наилучший в мире, самый мудрый и порядочный, имеет единственно правдивую религию, владеет герои­ческой историей, а его прародители преобладали над другими лю­дьми? Сходственные идеи применяются на митингах, пропове­дуются в печати. Новоявленные лидеры извещают о несправе­дливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются специальные боевые отряды. Традиционно чем поменьше у человека внутренней культу­ры, тем проще его уговорить в специальной исключительности и наличии недругов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за каждом этим люди тяготятся к власти, славе и популярности, к личному обогащению через погромы. За их видимыми пере­живаниями о судьбе нации стоят ясно выраженные личные­ интересы. Это было, есть и, вероятно, еще сохранится. Насколько длинно? Многое зависит от самих граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и тяготение возложить ответственность за свои собственные неудачи на внутренних либо внешних недругов, останутся этнические возражения и неприязнь между народами.
Человечество пытается решить эту задачу. Существуют разные организации, занимающиеся вопросами взаимодействия народов, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского солидарности, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие. Многие раздоры были прерваны вследствие их содействию либо при непосредственном вмешательстве этих организаций.
Умное решение национальных задач допустимо лишь при сочетании 2-х основных тенденций в становлении национальных отношений -дифференциации (тяготение народа к автономности, сохранению и становлению национальной культуры, экономики, политики) и интеграции (узкое сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодолевание отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Разнообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не обозначает исчезновения отличий между ними.
При решении межнациональных раздоров нужно соблюдение следующих гуманистических тезисов:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия (консенсуса);
- признание прав и воль человека главнейшим тезисом;
- подготовленность к миролюбивому урегулированию спорных задач.
Причины межнациональных раздоров:
Социально-экономические - неравенство в ярусе жизни, разное представительство в элитных профессиях, общественных слоях, органах власти.
Культурно-языковые - неудовлетворительное, с точки зрения этнического меньшинства, применение его языка и культуры в социальной жизни.
Этнодемографические - стремительное метаморфоза соотношения численности контактирующих народов в итоге миграции и отличий в ярусе обычного прихода населения.
Экологические - ухудшение качества окружающей среды в итоге ее засорения либо истощения природных источников в итоге применения представителями другой этнической группы.
Экстерриториальные - несовпадение государственных либо административных границ с границами расселения народов.
Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
Конфессиональные - из-за принадлежности к различным религиям и конфессиям, отличий в ярусе нынешней религиозности населения.
Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
· переходность положения
· высокий ярус мобильности
· освоение новых общественных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса
· энергичный поиск своего места в жизни
· благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
Б. Молодежь - это особенно энергичная, мобильная и динамическая часть населения, свободная от клише и предрассудков предыдущих лет и владеющая следующими социально-психологическими качествами:
· шаткость психики
· внутренняя противоречивость
· низкий ярус толерантности (от лат. tole­rantia - терпение)
· тяготение выделиться, отличаться от остальных
· существование специфической молодежной субкультуры
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими знаками:
2. Знаки неформальных молодежных групп
· происхождение на базе стихийного общения в определенных условиях общественной ситуации
· непременные для участников и отличающиеся от нормальных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обыкновенных формах жизненных надобностей (они нацелены на самоутверждение, придание общественного ранга, обретение защищенности и элитной самооценки)
· выражение иных ценностных ориентаций либо даже мировидения, клише поведения, не характерных для социума в целом
· самоорганизация и автономность от официальных структур
· относительная стабильность, определенная иерархия среди участников группы
· атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи дозволено систематизировать молодежные группы и движения.
Типы самодеятельности молодежи

Название типа Его характеристика
Враждебная самодеятельность Основывается на особенно простых представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Знаменита в среде подростков и молодежи с минимальным ярусом умственного и культурного развития
Эпатажная (фр. epater - удивлять, поражать) самодеятельность Основывается на вызове нормам, канонам, правилам, суждениям, как в обыденных, физических формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на се6я со стороны других лиц, дабы тебя «подметили» (панк-жанр и т. д.)
Альтернативная самодеятельность Основывается на выработке альтернативных системно противоречащих общепризнанным моделей поведения, которое становится самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. п.)
Общественная самодеятельность Направлена на решение определенных общественных задач (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического достояния и т. д.)
Политическая самодеятельность Направлена на метаморфоза политического строя и политической обстановки в соответствии с идеями определенной группы

Ускорение темпов становления социума обусловливает возрастание роли молодежи в социальной жизни. Включаясь в общественные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Этнические общности
1. Нынешнее общество представляет собой трудную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и ярусом становления. Все этнические общности Земли входят в состав двухсот с лишним государств. Следственно множество современных государств полиэтничны. Скажем, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе нынешней Русской Федерации больше 100 этносов, в том числе около 30 наций.
2. Этническая общность- это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей (племя, народность, национальность, народ), владеющих всеобщими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего солидарности, различия от других подробных образований.

А. Виды этнических общностей
Род Племя Народность Нация
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии(материн-ской либо отцовской) Общность родов, связанных между собой всеобщими чертами культуры, осознанием всеобщего происхождения, а также общностьюдиалекта, единством религиозных представлений, обрядов Исторически сложив-шаяся об-щность лю-дей, объеди-няемая об-щей терри-торией, язы-компсихическим складом, культурой Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, всеобщей территорией иобщностью языка, культуры, этнического самосознания

2. В социологии обширно применяется представление «этнические меньшинства», которое включает в себя не легко количественные данные:
· его представители находятся в невыгодном расположении по сопоставлению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп
· его члены испытывают некое чувство групповой единства, «принадлежности к цельному целому»
· оно обыкновенно в какой-то степени физически и общественно изолировано от остального общества
3. Предпосылки складывания этноса
· Обычной предпосылкой складывания того либо другого этноса служила общность территории, от того что она создавала нужные данные для совместной деятельности людей. Впрочем в будущем, когда этнос произошел, данный знак утрачивает основное значение и может вовсе отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от греч. diaspora - рассеяние) сберегали свою идентичность, не имея цельной территории.
· Другое значимое условие образования этноса - общность языка. Но и данный знак не может считаться универсальным, потому что в ряде случаев (скажем, США) этнос складывается в ходе становления хозяйственных, политических и других связей, а всеобщие языки являются итогом данного процесса.
· Больше устойчивый знак этнической общности - солидарность таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические колляции сознания и поведения людей.
· Интегративным показателем сложившейся общественно-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего солидарности и различия от других этнических групп. Значимую роль в становлении этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также обычии, традиции, ритуалы, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Национальные интересы. Вследствие этническому самосознанию человек остро ощущает интересы своего народа, сравнивает их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает фигура к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов:
5. Этнонациональные общности прогрессируют от рода, племени, нации, доходя до яруса нации-государства.
Производным от представления «национальность» является термин «национальность», тот, что употребляется в русском языке как название принадлежности лица к какой-нибудь этнической группе.
Многие современные изыскатели считают классической нацию межэтническую, в которой на 1-й план выходят общегражданские качества и совместно с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов - язык, своя культура, обычии, традиции.
Межэтническая, штатская нацияявляется совокупностью (сообществом) граждан того либо другого государства.Часть ученых предполагают, что образование такой нации обозначает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что нужно говорить не о «конце нации», а о ее новом добротном состоянии.
Межнациональные отношения, этносоциальные раздоры, пути их разрешения
1.Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой трудное явление.
А. Они включают две разновидности:
Б. Методы миролюбивого сотрудничества достаточно разнообразны.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _   _   _   _    ___    ____     ____   ___ 
| | | | | | | | / _ \ | _ \ / ___| |_ _|
| |_| | | | | | | | | | | | | | | | _ | |
| _ | | |_| | | |_| | | |_| | | |_| | | |
|_| |_| \___/ \__\_\ |____/ \____| |___|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме