Молодежь и молодежная политика. Open Library - открытая библиотека учебной информации Альтернативная молодежь

Понятие молодёжь как определение общественно-демографической группы берёт своё предисловие с конца XVIII - предисловие XIX вв. До этого молодых людей в качестве специальной общественной группы не признавали. Вплотную до конца XIX столетия задачи молодёжи рассматривали через загвоздки становления фигуры, воспитания гражданина исторически определенного социума, что обнаружило научное выражение в педагогике, философии, психологии эры Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII столетий. Актуализация теоретических изысканий молодёжи, создание независимых доктрин возраста пришлось на предисловие XX столетия и получили становление в социологических теориях молодёжи.
Молодёжь как специальная общественная группа была признана по объективным знакам, которые определяют существование, становление и метаморфоза всех сторон данного общественного образования.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с процессом подготовки к взрослым функциям, возникла в процессе перехода от традиционного социума к промышленному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение ценностей, видов деятельности, средства и цели которых столетиями существовали в качестве устойчивых примеров и общественных норм. В современных условиях усилилась надобность высококачественно иных методов подготовки и включения индивида в социум.
Поэтому сегодня немыслимо постигать молодёжь либо только с точки зрения социологии (общественно-демографическая группа), либо только с точки зрения культурологического подхода (нравственные ценности и идеалы молодёжи). Это делает процесс постижения односторонним. Выход лежит в соединении 2-х подходов в цельный неразрывный социокультурный подход.
Концепции молодёжи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-гг XX в. такие изыскатели как Г. Шельский, К. Мангейм, А Тенбрук, С. Эйзенштадт. В отечественной литературе по молодёжной теме социокультурный подход не неизменно получает надлежащего объективного освещения.
На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взор на молодёжь как на референтную, общественно-демографическую группу, наиглавнейшими знаками которой множество авторов считают возрастные колляции и связанные с ними особенности общественного расположения, а так же обусловленные тем и иным общественно-психологические качества, что дозволяет говорить о многоуровневом обзоре молодёжи как общественного феномена.
Однако вопрос по поводу окончательного определения представления молодежь остается дискуссионным. Ученых разделяют разные подходы к предмету постижения - с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др.
Исследователи Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В. А. и др. выделяют в качестве особенно классических подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

  • - психологический: молодость - это период становления человеческой фигуры между puberty (половая зрелость) и maturity (полная зрелость);
  • - общественно-психологический: молодость - это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а в итоге этого - всеми особенностями возрастного класса;
  • - конфликтологический: молодость - это сложный, полный стрессов и исключительно главный период жизни, продолжительный раздор между индивидом и обществом, проблемная стадия в становлении человека;
  • - ролевой: молодость - это специальная поведенческая фаза в жизни человека, когда он больше не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли взрослого;
  • - субкультурный: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, жанром жизни, культурными нормами;
  • - стратификационный: молодежь - это специальная общественно-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, рангами, ролями;
  • - социализационный: молодость - это период общественного роста, первичной социализации;
  • - аксиологический: молодость - это общественно важный, главный этап жизненного цикла человека, именно на этом этапе происходит образование системы ценностных ориентации индивидов, специального мироощущения, устремленности в грядущее, оптимизма.
  • - возрастные;
  • - общественно-исторические;
  • - социологические;
  • - душевно-культурологические;
  • - общественно-психологические;
  • - культурологические.

Таким образом, в границах рассмотренных подходов существует уйма дефиниций молодежи, отражающих в большей либо меньшей степени те либо иные стороны жизнедеятельности и добротные колляции этой общественной группы.
Молодежи присуща больше высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и триумф. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, индивидуальной инициативы и автономности.
Успех для существенной части молодежи характеризуется достижением высокого физического ранга. Высшее образование как условие достижения триумфа ценится поменьше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сопоставлению со средним дюже высок.
Отношение к труду крайне двойственно. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню особенно важных ценностей. Это отчасти объясняется упразднением идеологии специальной социальной важности труда и трудового воспитания. Впрочем огромную роль для многих играет увлекательная работа. Совместно с тем, основным мотивом молодых людей, поясняющим выбор ими рабочего места является вероятность приобретения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.
Большинство поверенных сегодняшней молодежи отводят достаточно значимую роль семье, считая ее обязательным условием счастья. Сожительство как метод организации семейных отношений во многом уступает браку. Огромная часть считает, что непременным условием семейного счастья являются дети. Среди основных факторов, обеспечивающих стабильность и устойчивость семьи, молодые люди называют следующие: уважение и помощь между мужами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, заслуженный доход, типичные жилищные данные, проживание отдельно от родителей и подготовленность обговаривать задачи, возникающие между мужами. Набирает силу склонность, в соответствии с которой роль женщины в физическом обеспечении семьи нарастает. Дозволено подметить возросшую роль физических факторов в функционировании молодежной семьи.
Ценностные ориентации определяют нравственный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают воздействие на целенаправленность и оглавление общественной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют стержневой канал усвоения человеком духовной культуры социума, перевоплощения культурных ценностей в толчки и мотивы фактического поведения, являются системообразующим элементом мировидения. молодёжь семья общественный воспитательный
В широком смысле, молодежь представляет собой общность групповых общностей, образованных по возрастным знакам и по связанным с ними видами деятельности. И.С. Кон определял молодежь как общественно-демографическую группу, выделяемую на основе общности возрастных колляций, особенностей общественного расположения и обусловленных тем либо иным общественно-психологических свойств. Определение представления молодежь взаимосвязано с колляцией поколенческих отношений в обществе, с его общественной конструкцией, включающей слои, массы и общественные группы. В этом определении выстраивается отчетливая конструкция, исходным звеном которой является поколение, после этого класс (либо страта) и, наконец, юная часть класса - молодежь.
Такой итог имеет главное методологическое значение для определения представления молодежь. При этом изыскатели исходят из того, что в системе социальных отношений молодежь не занимает специального места, распределяясь между разными классами и социальными группами социума, владея в той либо другой мере классовыми знаками. Это не опровергает общественных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, общественно-психологическими, физиологическими знаками, специфическими интересами, надобностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического постижения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В текущее время в определении этих границ существует три основных подхода.
Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как специальную часть населения, т.е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней длительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта изыскания, т.е. определенного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, общественно-психологическими знаками. Множество изыскателей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, правда в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.
Придерживаясь в совокупности социологического подхода к определению представления молодежь, невозможно не подметить, что эта общественная группа отражает трудную дифференциацию общественной жизни современного социума. Видимо следственно разные изыскания характеризуют внутреннею конструкцию молодежи с различных точек зрения.
Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

  • а) учащиеся неполных и полных средних школ;
  • б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
  • в) в возрасте от 20до 24 лет;
  • г) от 25 до 30 лет.

Исходя из этого, дозволено утверждать, что в представление молодежь входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

  • - Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют особое образование на базе курсов и представляют еще достаточно многочисленную группу молодежи. Правда она в 2 раза поменьше, чем среди людей старше 30 лет, ее невозможно не рассматривать, в том числе с точки зрения потребления социальных благ.
  • - Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще достаточно многочисленную группу молодежи. Правда она в 2 раза поменьше, чем среди людей старше 30 лет, ее невозможно не рассматривать, в том числе с точки зрения потребления социальных благ.
  • - Техники, технический обслуживающий персонал. Энергично растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и возникновения новых профессий по обслуживанию нынешней техники.
  • - Специальную группу молодежи составляют администраторы, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и эксперты разных сфер хозяйства. В этой группе самый высокий ярус среднего и высшего образования.
  • - В последнее время энергично формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый крупной процент утраты мозгов.
  • - Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по разным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их спросы крайне разновидны.

Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и покупателем всех современных форм культуры
Особая ценность для нынешней молодежи - вероятность заниматься любимым делом. Как специфическая общественно-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре социума, а также особенностями общественного становления и становления. В границах особенностей молодого поколения дозволено выделять основные и второстепенные. К основным колляциям дозволено отнести физиологические, психологические, возрастные и общественно-классовые. Данные колляции присущи каждом молодым людям. Второстепенные же знаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и общественного ранга молодого человека.
Н.Ф. Головатый выделяет следующие непредвзятые обстоятельства, обуславливающие специальную роль молодежи в жизни социума:

  • · молодежь играет значимую роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является исключительным источником пополнения трудовых источников;
  • · молодежь - носитель умственного потенциала социума, она владеет огромными способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
  • · молодежь способна значительно стремительней, нежели другие общественные группы, овладевать новыми умениями, знаниями, профессиями, вследствие чему она имеет огромную социальную и профессиональную перспективу.

Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе становления социума также имеет свою специфику. При введении в общественную жизнь молодой человек является объектом общественного воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, университетов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом общественно-экономических, политических и социальных реформирований.
Молодежь представляет собой специальную общественно-демографическую группу, играющую свою необходимую роль в обществе. Молодежь является исключительным источником пополнения трудовых источников, носителем умственного потенциала социума. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, постижению и усвоению новых познаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать могущества на функционирование социума в совокупности.
Агрессивная самодеятельность
Базируется на особенно простых представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Знаменита в среде подростков и молодежи с минималь­ным ярусом умственного и культур­ного становления.
Эпатажная(фр. epater - пора­жать, поражать) самодеятельность
Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, физических формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили» (панк-жанр и т. д.)
Альтернативная самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепризнанным моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность
Направлена на решение определенных соци­альных задач (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического достояния и т. д.)
Политическая самодеятельность
Направлена на метаморфоза политического строя и политической обстановки в соот­ветствии с идеями определенной группы
Ускорение темпов становления социума обусловливает воз­растание роли молодежи в социальной жизни. Включаясь в общественные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Проблемы русской молодёжи, по своей сути, представляют собой загвоздки не только современного молодого поколения, но и каждого социума в совокупности, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего социума. Эти задачи, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, происходящих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С иной стороны они имеют свою специфику, опосредованную нынешней русской реальностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.
Наиболее востребованными задачами для нынешней русской молодёжи, на наш взор, являются задачи связанные с душевно-нравственной сферой бытия. Процесс становления нынешней русской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «ветхих» ценностей советского периода и образования новой системы ценностей и новых общественных отношений. В условиях системного коллапса современного русского социума и его основных университетов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, университетов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, университетов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Энергичного насаждения и подмены основ существования штатского социума эталонами социума потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого покупателя тех либо иных товаров и служб. Отслеживается склонность к дегуманизации и деморализации оглавления искусства, (понижения, деформация, уничтожение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными примерами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстолюбиво-индивидуальным ценностям. Это, а также неимение отчетливо сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии становления консолидирующей социум, неудовлетворительное внимание к культурному становлению населения, двойственность государственной молодёжной политики правомерно приводит нас к весьма отрицательным итогам.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и общественно-культурной идентификации), коммерциализации и отрицательного могущества СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой торговой культуры, насаждения эталонов и психологии социума потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация фигуры и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм социальной морали, ослабление и уничтожение механизмов культурной преемственности, опасность сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.
Говоря о молодёжной социокультурной среде, финально же, невозможно не подметить и её определённые позитивные черты. Современная молодёжь в совокупности настроена крайне патриотично, верит в грядущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону возрастания общественно-экономического благополучия страны, создание штатского социума и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и воли. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала больше разумной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное становление и созидательный труд.»Она имеет значительно крупную волю выбора профессии, примеров поведения, спутников жизни, жанра мышления, по сопоставлению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.
Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», особенно остро отразилась именно на молодом поколении. Наше социум быстро стареет, идет сокращение численности молодёжи, числа молодых семей, числа рождённых детей. Всякое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Усилилась общественно-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; быстро снижается умственный потенциал молодежи, инновационные вероятности социума. Молодежь оказалась особенно общественно ущемлённой частью социума. Налицо очевидный раздор между интересами молодежи и реальными вероятностями общественной мобильности. Случилась резкая дифференциация и общественная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном про­исхождении и собственном социальном расположении молодых людей. Обла­дая социальными, возрастными и субкультурными знаками различных общностей, они различаются по физическим вероятностям, ценностным ориентациям, образу и жанру жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, вероятности материально обеспечить свою грядущую семью. Налицо загвоздки занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового расположения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Случилось крутое омоложение преступности, усиление её группового нрава, рост числа «женских» правонарушений и правонарушений, идеальных несовершеннолетними. Всякое новое поколение молодёжи в сопоставлении с предыдущими поколениями по основным показателям общественного расположения и становления: значительно менее душевно и культурно развито, больше безнравственно и преступно, отдалено от умений и образования, в меньшей степени мастерски подготовлено и ориентировано на труд.
В обществе, где физическое благосостояние и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях нынешней молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления понемножку и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая многофункциональный харак­тер. Начинает превалировать склонность к усилению про­цессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребитель­ским отношением к культуре. Невозможно не подметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без неверных вер оценивает отношение к себе со стороны государства и социума, как равнодушное и искренне потребительское. «77% опрошенных предполагает что: - «Когда надобно они припоминают о нас». Может быть, следственно нынешнее молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней темой выживания в трудное и безжалостное время. Они тяготятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться триумфа.» .
По итогам опросов Фонда Социального Суждения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему суждению, почаще каждого ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, подметили её тяготение к достижению физического благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) - приобретение образования; в третью очередь (17%) - работу и карьеру. (См. Табл. 1). Обзор полученных данных говорит о отчетливой прагматичной и разумной позиции молодёжи, её тяготении к достижению физического благосостояния и удачной карьере, взаимосвязанных с вероятностью приобретения классного профессионального образования .
Таблица 1. «Цели нынешней молодёжи»
Для нынешней молодёжи в совокупности свойственно метаморфоза направленности жизненных ориентаций от общественной (коллективистской) составляющей к личной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение»Физическое благополучие стало цениться значительно выше воли, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью увлекательной работы. Среди социальных задач, больше каждого беспокоящих молодых людей в текущее время, на первом месте стоят такие задачи как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший ярус коррумпированности могущественных конструкций, усиление неравенства прибылей и общественного неравенства, распределение на богатых и бедных, загвоздки экологии, пассивность граждан, их равнодушное отношение к протекающему. Изличных задач, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются задачи физической обеспеченности и здоровья, правда ориентация на здоровый образ жизни формируется неудовлетворительно энергично.
Доминирующими в системе ценностей нынешней молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, вероятность жить в свое наслаждение (см. Табл. 2).
Таблица 2. Разделение основных ценностей молодых людей .
По итогам экспертного изыскания, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия главенствующих ценностей молодых россиян выстраивается дальнейшим образом:
Материальное благосостояние.
Ценность «Я» (индивидуализм).
Карьера (самореализация).
При этом, анализируя текущее состояние русского социума, было подмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, главенствующих сегодня в русском обществе специалистами были подмечены следующие антиценности:
Культ денег;
Безразличие и индивидуализм.
Вседозволенность.
Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей нынешней русской молодёжи, социологи выделяют:
Преимущественно развлекательно-рекреативную целенаправленность её жизненных ценностей и интересов;
Вестернизацию культурных надобностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными примерами поведения и символами;
Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых клише;
Внеинституциональная культурная самореализация;
Отсутствие этнокультурной самоидентификации .
Доминирование потребительских ценностных ориентаций неотвратимо отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные обзора итогов, проведенных в 2006 - 2007 годах кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В.Ломоносова социологических изысканий среди студентов показали, что: «В текущее время в молодежной среде, в обществе дозволено встретить неоднозначно оцениваемые жизненные тезисы. Полученные данные разрешают сделать итог о неблагополучности в молодежной среде и требуют больше детального постижения. Обращает на себя внимание достаточно высокая степень равнодушия молодежи к таким обычно негативным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их правильная оценка»(См. Табл.3).
Таблица 3. Перечень явлений, встречаемых в молодежной среде
Все вышеперечисленные проблемные особенности нынешней молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной склонности глубокой и системной общественной деградации существенной части нынешней русской молодежи, в частности, и каждого нашего социума в совокупности. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все особенно важнейшие процессы, протекающие в нашем обществе. Системный коллапс, в котором до сего времени пребывает наше социум и государство, отчетливо и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою тактику становления, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном русском обществе, в совокупности, однозначно, отсутствует цельная устоявшаяся система и иерархия ценностей. Единовременно дозволено следить сосуществование 2-х процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, пиршество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей образование ценностных ориентаций нынешней русской молодёжи, может быть, на наш взор, осуществлено посредством улучшения системы, форм, способов осуществления молодёжной политики в Русской Федерации.
Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- уведомляю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности социума, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система общественных отношений, скажем, экономическая организация социума, военная организация социума, политическая организация социума и т.д.
Основное различие общественной организации от общественного университета заключается в том, что институциональная форма социальных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.

Похожая информация.
Понятие«молодежь» как определениесоциально-демографической группы беретсвое предисловие с конца XVIII - начала XIX вв.До этого молодых людей в качестве особойсоциальной группы не признавали. Вплотьдо конца XIX в. загвоздки молодежирассматривали опосредованно, черезпроблемы становления фигуры, воспитаниягражданина исторически конкретногообщества, что обнаружило научную формувыражения в философии, педагогике, психологии эры Возрождения, Новоговремени, Западной философии XVII - XVIIIвв. Актуализация теоретическихисследований молодежи, созданиясамостоятельных доктрин возрастапришлась на предисловие XX в. и получиларазвитие в социологических теорияхмолодежи. Молодежь как специальная социальнаягруппа была признана по абсолютно объективнымосновам, под которыми принято пониматьте основные аспекты и отношения, которыеопределяют функционирование, направлениеизменения и становления всех других сторонданного общественного образования.Концепциимолодежи в социокультурном аспектеначали разрабатывать в 50-е гг. XX в. такиеисследователи, как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тенбрук, С. Эйзенштадт.
Насегодняшний день в кругах социологовутвердился взор на молодежь как нареферентную общественно-демографическуюгруппу, наиглавнейшими знаками которойбольшинство авторов считают возрастныехарактеристики и связанные с нимиособенности общественного расположения, атакже обусловленные тем и другимсоциально-психологические качества, что дозволяет говорить о многоуровневоманализе молодежи как социальногофеномена.Одиниз изыскателей загвоздок молодогопоколения С. Н. Иконникова выделила триуровня изложения молодежи как общественногоявления :
─ индивидуально-психологический- соотнесение с определенным человеком;
─ общественно-психологический- изложение особенно существенныхсвойств, качеств, интересов отдельныхгрупп;
─ социологический- изложение места молодежи в системематериального и духовного производстваи потреблениям в общественной структуреобщества.
Молодежькак часть социума изучается различнымигуманитарными науками. Дискуссия поповоду определения молодежи, критериеввыделения ее в независимую группуимеет давнишнюю историю. Ученых разделяютразличные подходы к предмету постижения- с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а такжетрадиции систематизации, сформировавшиесяв рамках тех либо иных научных школ.
ИсследователиВишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В.А. и дрвыделяют в качестве наиболеетипичных подходов, встречающихся внаучной литературе, следующие:
─ психологический:молодость - это период развитиячеловеческой фигуры между «puberty»(половая зрелость) и «maturity» (полнаязрелость);
─ общественно-психологический:молодость - это определенный возрастсо своими биологическими и психологическимиотношениями, а в итоге этого - всемиособенностями возрастного класса;
─ конфликтологический:молодость - это сложный, полный стрессови исключительно значимый период жизни, продолжительный раздор между индивидоми обществом, проблемная стадия в развитиичеловека;
─ ролевой:молодость - это специальная поведенческаяфаза в жизни человека, когда он болеене играет роли ребенка, и в то же времяеще не является полноправным носителемроли «взрослого»;
─ субкультурный:молодежь - это группа со своимспецифическим образом жизни, стилемжизни, культурными нормами;
─ стратификационный:молодежь - это специальная общественно-демографическаягруппа, ограниченная возрастнымирамками, со специфическими позициями, рангами, ролями;
─ социализационный:молодость - это период социальногороста, первичной социализации;
─ интеракционистский:молодость - это одно из 3 состоянийдуши, присущих всему человеку.«Родитель» -ориентация на нормативноеповедение, «зрелый» -ориентация напринятие взрослых решений, «молодость»-спонтанность, непосредственность;
─ аксиологический:молодость - это общественно важный, значимый этап жизненного цикла человека.Именно на этом этапе происходитформирование системы ценностныхориентации индивидов;
─ субъективный:молодость - это специальное мироощущение, устремленность в грядущее, оптимистичность;
─ процессуальный:молодые - это те, кто не закончен, неинтегрирован, находится в состояниистановления, образования.
Всоответствии с этими подходами ученыепредпринимают попытки вычленения иунификации «знаков» молодежи каксоциального феномена. На основе анализаработ русских авторов дозволено выделитьследующие знаки молодежи:
─ возрастные;
─ общественно-исторические;
─ социологические;
─ душевно-культурологические;
─ общественно-психологические;
─ культурологические;
Такимобразом, отличительное социальноекачество всего нового поколениямолодежи (либо отдельных ее групп)определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ееконкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводитьи совершенствовать социальную структуруобщества. Молодежь-это общественно-демографическая группа, выделяемая на основе совокупностивозрастных характе­ристик (приблизительноот 16 до 30 лет), особенностей социальногоположения и определенныхсоциально-психоло­гических качеств.Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека ибиологически универсальна. Молодость- это период выбора профессии и своегоместа в жизни, выработки мировоззренияи жизненных ценностей, выбора спутникажизни, создания семьи, достиженияэконо­мической автономности исоциально ответственного поведе­ния.
Особенностисоциального расположения молодежи:
Переходность расположения.
Высокий ярус мобильности.
Освоение новых общественных ролей(работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением ранга.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональноми ка­рьерном плане.
Типичнымдля молодежи является объединение внефор­мальные группы, которыехарактеризуются следующими знаками:
Возникновение на базе стихийного общенияв конкрет­ных условиях социальнойситуации;
Самоорганизация и автономность отофициальных конструкций;
Обязательные для участников и отличающиесяот ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направленына реализацию неудовлетворяемых вобычных формах жизненных надобностей(они нацелены на самоут­верждение, придание общественного ранга, обретениезащи­щенности и элитной самооценки);
Относительная стабильность, определеннаяиерархия среди участников групп;
Выражение иных ценностных ориентацииили даже мировидения, стереотиповповедения, нехарактерных для обществав целом;
Атрибутика, подчеркивающая принадлежностьк дан­ной общности.
Взависимости от особенностей деятельностимолодежи дозволено классифицироватьмолодежные группы и движения:

    Агрессивнаядеятельность

Базируетсяна особенно простых представленияхоб иерархии ценностей, основанных накульте лиц. Примитивизм, наглядностьсамоутверждения. Знаменита в средеподростков и молодежи с минималь­нымуровнем умственного и культур­ногоразвитии.

    Эпатажная деятельность

Базируетсяна вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, материальныхформах жизни - одежде, прическе, так ив духовных - искусстве, науке. «Вызов»агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили».

    Альтернативнаядеятельность

Базируетсяна выработке альтернативных системнопротиворечащих общепризнанным моделейповедения, которые становятся самоцелью.

    Социальнаядеятельность

Направленана решение определенных соци­альныхпроблем (экологические движения, движенияза возрождение и сохранениекультурно-исторического достояния и т.д.).

    Политическаядеятельность

Направленана метаморфоза политического строя иполитической обстановки в соот­ветствиис идеями определенной группы.
Молодежныесоциальные задачи, являющиеся предметомнаучного обзора, подразделяются надве крупные группы. К первой относятсяспецифически молодежные социальныепроблемы: определение сущности молодежикак социальной группы, особенностейее общественного расположения (ранга), ролии места в общественном воспроизводствеобщества; установление критериев еевозрастных границ; постижение особенностейсознания (надобностей, интересов, ценностей) и методов деятельностимолодого поколения; исследованиеспецифики процесса социализации молодыхлюдей, их общественно-профессиональнойориентации и адаптации в коллективе;обзор общественных аспектов деятельностинеформальных молодежных объединенийи движений.
Другуюважную область научного анализасоставляют загвоздки, которые являютсяобщесоциологическими и в то же времялибо предпочтительно касаются молодежи(загвоздки образования, семьи, брака), либо находят специфические проявленияв молодежной среде (особенностивоспитания, становление общественной иполитической активности молодежи, еероль и место в конструкциях власти, особенность общественных возражений иконфликтов и т.д.). Многочисленныеисследования дозволяют сделать выводо довольно всеобщих фундаментальныхпротиворечий, присущих современнымобществам риска, с которыми сталкиваютсямолодые люди:

    богатствои бедность,
    роствозможностей самореализации ибезработица,
    глобальнаясубкультура и обилие контркультур,
    образованностьи полная безграмотность,
    ценностьздоровья, культ спорта и наркомания, курение, алкоголизм - они являютсяследствием.

Средимолодежных задач русского обществариска выдаются:

    снижениереального жизненного яруса,
    значительноерасслоение по ярусу материальногоположения,
    ростзаболеваемости, в том числе и особоопасными заболеваниями,
    ухудшениесостояния образовательной инфраструктурыи качества образовательных служб,
    высокийуровень безработицы,
    кризисмолодой семьи,
    коммерциализациякультуры,
    ростбездуховности и преступности в молодежнойсреде.

Вусловиях, когда риск превращается вобщее основание современности, многообещающим становится рискологическоенаправление в изыскании молодежи.Его итогом явился обоснованныйвывод, что доминанта риска в моделяхповедения является всеобщей характеристикойсовременных молодых поколений, а риск- одним из сущностных свойств молодежикак общественной группы. На всяком этапесвоего становления социум предъявляетопределенные требования к подрастающемупоколению, выражаемые в форме общественныхнорм, ценностей, морали и др., а такжепредоставляет разные возможностидля удачной его интеграции в общественныеструктуры.
Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с расположением молодежи в социальнойструктуре, характеризуемым раньше каждого переходностьюи нестабильностью. Общественные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти загвоздки. Факторывлияющие на расположение молодежи:

    Экономическиефакторы болеевсего влияют на расположение молодежи. Всвоей массе молодежьнедостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынужденаполагаться на финансовую помощьродителей. Желание получить образование отодвигаетначало трудовойдеятельности наболее зрелый возраст, а отсутствиеопыта изнаний препятствуетполучению высокооплачиваемыхдолжностей. Заработнаяплата молодежигораздо ниже средней заработной платы, исключительно мала и студенческаястипендия.

Еслив периоды общественной устойчивости этипроблемы в совокупности могут быть решены илисмягчены, то в кризисный период онизначительно усложняются. В ситуацииэкономического спада круто увеличиваетсячисленность безработных в молодежнойсреде и молодым становится все сложнеедостичь состояния экономическойсамостоятельности.

    Духовныефакторы неменее значимы. В современностиусиливается процесспотери нравственных целей, размывания традиционных норм и ценностей.Молодежь как переходная и нестабильнаясоциальная группа особенно уязвимаперед отрицательными тенденциямисовременности. Так, постепеннонивелируются ценности труда, воли, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностямприходят потребительскоеотношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность.Классический для молодежи протестныйзаряд в кризисные периоды искажается, приобретая бессердечные и агрессивныеформы. При этом происходит лавинообразнаякриминализация молодежи, растетчисленность молодых людей с социальнымиотклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшейпроблемой духовного плана остаетсяпроблема «отцов и детей», связанная сконфликтом ценностей молодежи и старшегопоколения.
Ноесть и больше большие, трудноопределимыеи, допустимо, больше важнейшие причинысуицида у детей. На вопрос: Что можетстать поводом самоубийства подростка?школьники традиционно начинают говорить опроблемах в школе, непонимании родителей, раздорах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни... Самоубийства из-задвойки и ЕГЭ стали столь частыми в Росси, что давным-давно пора бить тревогу. Пока же, социум на эту беду реагирует весьмавяло, а родители своим рвением кнасильственному обучению своих чад, лишь создают благоприятную ситуациюдля добровольного расставания детей сжизнью.Изучениепроблемы суицида среди молодежипоказывает, что в совокупности ряде случаевподростки решались на суицид вцелях обратить внимание родителей, педагогов на свои задачи и протестовалитаким ужасным образом супротив бездушия, безразличия, цинизма и жестокостивзрослых. Решаются на такой шаг, какправило, замкнутые, ранимые по характеруподростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов иутраты смысла жизни. Своевременнаяпсихологическая помощь, доброеучастие, оказанное человеку в труднойжизненной обстановки, помогли бы избежатьтрагедии.
Молодежь, с одной стороны, - это незащищеннаягруппа, являющаяся, скорее, дестабилизирующейсилой в обществе, а с иной - этопоколение, от которого зависит будущеестраны. Такой специальный ранг молодежирождает надобность в адекватноймолодежной политике, способной решитьили смягчить имеющиеся загвоздки, а такженаправить в созидательное руслотворческий потенциал молодежи.
Молодежь- это общественно-демографическая группа, выделяемая на основе общности возрастных характе­ристик (примерно от 16 до 25 лет), особенностей общественного расположения и определенных общественно-психоло­гических качеств.
Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировидения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической автономности и общественно ответственного поведе­ния.
Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности общественного расположения молодежи
Переходность расположения.
Высокий ярус мобильности.
Освоение новых общественных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением ранга.
Активный поиск своего места в жизни.
Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.
Молодежь - это особенно энергичная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от клише и предрас­судков предыдущих лет и владеющая следующими социаль­но-психологическими качествами: шаткость психики; внутренняя двойственность; низкий ярус толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); тяготение выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими знаками:
Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях общественной обстановки;
Самоорганизация и автономность от официальных конструкций;
Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обыкновенных формах жизненных надобностей (они нацелены на самоут­верждение, придание общественного ранга, обретение защи­щенности и элитной самооценки);
Относительная стабильность, определенная иерархия среди участников групп;
Выражение иных ценностных ориентации либо даже мировидения, клише поведения, нехарактерных для социума в совокупности;
Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи дозволено классифицировать молодежные группы и движения.
Агрессивная самодеятельность.Базируется на особенно простых представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Знаменита в среде подростков и молодежи с минималь­ным ярусом умственного и культур­ного становления.
Эпатажная (фр. epater - пора­жать, поражать) самодеятельность. Основывается на вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, физических формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили» (панк-жанр и т.д.)
Альтернативная самодеятельность.Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепризнанным моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность.Направлена на решение определенных соци­альных загвоздок (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического достояния и т. д.)
Политическая самодеятельность.Направлена на метаморфоза политического строя и политической обстановки в соот­ветствии с идеями определенной группы
Ускорение темпов становления социума обусловливает воз­растание роли молодежи в социальной жизни. Включаясь в общественные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
2. Типология политических режимов.
Политический режим - общность способов осуществления власти и достижения политических целей.
Характеристики политического режима:
· объем прав и воль человека,
· способы осуществления государственной власти,
· нрав отношений между государством и обществом,
· присутствие либо неимение вероятностей социума влиять на принятие политических решений,
· пути образования политических университетов,
· способы выработки политических решений.
2. Систематизация политических режимов
Лекция 4.
Типы самодеятельности молодежи.
Агрессивная самодеятельность -Базируется на особенно простых представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Знаменита в среде подростков и молодежи с минималь­ным ярусом умственного и культур­ного становления.
Эпатажная(пора­жать, поражать) самодеятельность -Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, суждениям как в обыденных, физических формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, дабы тебя «подметили» (панк-жанр и т. д.)
Альтернативная самодеятельность -Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепризнанным моделœей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность -Направлена на решение определенных соци­альных загвоздок (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического достояния и т. д.)
Политическая самодеятельность -Направлена на метаморфоза политического строя и политической обстановки в соот­ветствии с идеями определенной группы
Современное общество представляет собой трудную этническую конструкцию, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнических групп и т. п.), отличающихся как численностью, так и ярусом становления. Множество современных стран полиэтничны.В составе РФ больше ста этносов, в том числе около 30 наций.
Этническая общность - ϶ᴛᴏ исторически сложившаяся на определœенной территории устойчивая общность людей (племя, народность, национальность, народ), владеющих всеобщими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целœей, своего солидарности и различия от других сходственных образований.

  • - Этнические общности. Основные черты и этапы образования, русской нации Видное место в социальной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены разными социальными образованиями: племенем, народностью, национальностью. Этнос - это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность... [читать подробенее]
  • - Этнические общности. Межнациональные отношения. Этнос - исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями становления которой являются племена, народности, нации, владеющая всеобщими чертами культуры, языка, психологического склада.Этнические общности:Род- самая первая производственная, общественная и... [читать подробенее]
  • - Этнические общности Огромные группы (общности)Огромная группа - это настоль многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Обыкновенно под огромными группами имеются в виду различные объединения, охватывающие... [читать подробенее]
  • - НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ. Главнейшим элементом общественной конструкции социума являются общественно-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого социума) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей дозволено также называть историческими общностями, от того что... [читать подробенее]
  • - Особенности общественной стратификации в нынешней России. Этнические общности. Национальность - самостоятельная, не ограниченная региональными рамками политическая группировка, члены которой привержены всеобщим ценностям и университетам. Представители одной нации теснее не имеют всеобщего прародителя и всеобщего происхождения. У них не неукоснительно должен быть всеобщий язык, ... [читать подробенее]
  • - Общественно- этнические общности как субъекты и объекты политики Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Специальное место среди них по стабильности в истории, по взносу в культурное наследие общества занимают этносы. Научное понимание представления «этнос» для обозначения специальной общности людей активизировалось во...
  • Категория: 

    Оценить: 

    Голосов пока нет

    Добавить комментарий

     __     __   ___    ____    _____  __  __  _  __
    \ \ / / / _ \ | _ \ |_ _| \ \/ / | |/ /
    \ \ / / | | | | | | | | | | \ / | ' /
    \ V / | |_| | | |_| | | | / \ | . \
    \_/ \__\_\ |____/ |_| /_/\_\ |_|\_\
    Enter the code depicted in ASCII art style.

    Похожие публикации по теме