Презентация природные сообщества беларуси. Растительный и звериный мир беларуси. Березинский биосферный заповедник

Презентация природные сообщества беларуси. Растительный и звериный мир беларуси. Березинский биосферный заповедник

Урок по предмету человек и мир
Тема: «Растительный и звериный мир. Что такое природное сообщество?»
Цели урока:
1)познавательная

    начать формировать представление о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;
    убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается значительными изменениями в любом природном сообществе.

2)развивающая

    формировать знания: следить, исследовать, сопоставлять, делать итоги и умозаключения, высказывать мнения.

3)воспитательная

    помочь учащимся обучиться строить свое поведение в природе на основе умений о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке допустимых последствий своих поступков.

Ход урока:
1.Организационный момент. (слайд 1)
Ребята! Сегодня удивительный день, так как светит светило, которое всех любит и греет.
Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несутлюбовь, мир, добро.
А сейчас направьте к ней лучики, которые несутздоровье, веселье, тепло, свет, нежность, ласку.
Наша звездочка стала крупной, как светило.
Садитесь.
Дети, я хочу, дабы вы запомнили то, что теперь ощущаете и взяли с собой знания слушать и слышать, думать и обобщать.
Сегодня на уроке мне потребуется ваше внимание, помощь и подмога.
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и прежде не было, помимо тьмы. И было так до тех пор, пока не возник голубой блестящий шар - это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как значимо, дабы это продолжалось постоянно». (откройте глаза)
Что нам нужно на уроке? (слайд 2)
- Трудиться сообща.
- Уметь выслушать друг друга.
- Слушать других, не перебивая,
внимательно.
- Уметь распределить обязанности
между собой, отчетливо знать долю работы
каждого.
- Уметь договориться, помочь
друг другу.
2. Проверка д\з: (Тест) по теме «Реки и озёра» (слайд 3)
Река - это водоём, тот, что имеет исток и устье.
2. Углубление, по которому течет река, именуется русло.
3. Предисловие реки именуется устье.
4. Выход подземных вод на поверхность именуется замком.
5. Маленькие реки, которые впадают в огромные, именуются притоками.
3. Мини - планы уч-ся по группам: (слайды 4, 5, 6)
1 группа - озеро Нарочь
2 группа - озеро Свитязь
3 группа - река Неман
Озеро Нарочь - «жемчужина» белорусской земли. Оно такое громадное, что в мрачную погоду противоположный берег теряется в дымке, и тогда кажется, словно стоишь на храню загадочного старинного моря.Расположено в Мядельском районе, бассейн реки Нарочь, на территории Нарочанского Национального парка. Входит в Нарочанскую группу озер и является курортной зоной. Является самым огромным обычным водоемом в Беларуси. Его площадь составляет 79, 6 кв.км. При этом глубины в Нарочи небольшие - средняя 8, 9 метров.
Можно с уверенностью сказать, что озеро Нарочь занимает в Беларуси первое место по чистоте и прозрачности воды. Дно, устланное песком и камнем, просматривается до 5-7 метров летом и до10 метров зимой.Тут водятся линь, налим, амурский сазан и другие. В уловах традиционно господствует лещ, щука, плотва. В озере также водится угорь
В целях сохранения богатства озера предусмотрен комплекс охранных мероприятий - вокруг озера выделена водоохранная зона с специальным режимом применения природных источников.
Вода в озере Нарочь чудесно чистая и прозрачная. В ясную безветренную погоду на глубине шести метров без труда дозволено разглядеть бесчисленных обитателей озера, а если повезет, то помимо уклейки, окуня, плотвы, щуки дозволено увидеть сома.
Озеро отличается богатством водоплавающих птиц, на нём и в его окрестностях подмечено гнездование редких для Беларуси лебедя-шипуна, крачки малой, скопы, поганки малой.
Озеро Свитязь находится в бассейне реки Молчадь, примерно в центре Новогрудской возвышенности, в 3 км к ЮВ от деревни Валевка Гродненской области. Его площадь около 170 гектаров и оно имеет округлую форму. Из Свитязи вытекает маленькая речушка Своротва. Каких-нибудь поверхностных водотоков (рек и ручьев), впадающих в озеро, нет. Озеро обрамлено громоздким изумрудным ожерельем - плотным кольцом леса километровой ширины. В 1970 году озеро Свитязь и прилегающие к нему территории были объявлены экологическим заповедником. На храню озера находится санаторий.
Здесь даже в озере произрастает уйма реликтовых растений, которые по праву могли бы именоваться «царями» - лобелия Дортмана, наяда эластичная, полушник озерный и редкий прибрежник одноцветковый.
Но самым таинственным представляется присутствие в озере дюже редкой растительной формы, которая растёт только на острове Ява, и обитание тут моллюска -знаменитого только для озер Франции, Бельгии и Германии
Озеро Свитязь объявлено заказником совместно с лесным массивом площадью 847 гектаров. Тут смешанные насаждения из дуба, ели, граба, ясеня, клена, осины на маленьких площадях чередуются с чистыми сосняками, ольшанниками, березняками, образуя больше 25 разных типов леса.
В отлично сохранившихся лесах много черники, брусники, земляники; на торфяных лугах увлекательные насекомоядные растения - росянка круглолистая и жирянка обычная, а в лесных зарослях среди большого многообразия травянистой растительности - редчайшие орхидеи.
Неман, тот, что протекает по территории области - третья по величине река в Беларуси. Его всеобщая протяжённость - 937 км, а в пределах Гродненской области - 360 км.
Начинается под наименованием Неманец на Столбцовской равнине., течет по Минской и Гродненской области Беларуси. Впадает в Балтийское море.
Русло извилистое, много мелей и перекатов, песчаных островов. Ширина местами достигает 640 м.
Выше города Гродно ширина долины местами не превышает 300-400 м, а глубина достигает 35-45 м. Река тут напоминает стремительный горный поток. Ее берега усеяны галькой и большими валунами. В русле валуны часто образуют реальные пороги. Склоны долины изрезаны многочисленными большими оврагами.
Питают Неман талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья ярус воды в реке подымается на 2-3 м и больше. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и осенью позже мощных ливней бывают кратковременные паводки.
Замерзает во 2-й половине декабря, вскрывается в 3-й декаде марта. Максимальная толщина льда 65 см. Весенний ледоход длится 7-15 суток. Весеннее половодье проходит несколькими волнами. Среднее превышение яруса воды 4 м. возрастает вниз по течению.
Водятся окунь, щука, плотва, лещ, карась, уклейка, дорогой вид - судак.
На реке стоят города Гродно, Мосты, Столбцы
Как считают ученые, теснее больше миллиона лет назад на месте Немана существовала старинная река. Позже эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман опять и опять возрождался и пробивался к морю. Люди впервой возникли на берегах реки приблизительно 11-12 тыс. лет назад.
Неман - судоходная река. Регулярная навигация объединяет Гродно с литовским городом Друскининкай, а во время высокой воды речные суда с лесом, стройматериалами и другими грузами подымаются выше места впадения в Неман реки Березины. Есть на Немане и гидроэлектростанция (у города Каунас Литовская республика). Перед дамбой ГЭС раскинулось крупное водохранилище, которое называют Каунасским морем.
4. А сейчас, ребята я хочу дабы вы посмотрели фильм и подумали о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(видеофильм о природе)
Игра «Доскажи словечко» (слайд 7-8)
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо ясно - голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Человек и время года -
Это всё вокруг природа.
5. -Актуализация познаний (слайд 9-11)
Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека).
На какие две группы делится природа? (Живая и неживая).
Какие объекты относятся к живой природе? (Человек, растения, звериные, грибы и микроорганизмы).
А какие объекты относятся к неживой природе? (Светило, воздух, вода, рельеф).
А есть ли связь между живой и неживой природой? (слайд 12)
Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, следственно начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.
6. Работа в группах. Постижение нового материала.
У всякой группы комплекты картинок с изображенными объектами природы и легко объекты природы.
1) Постановка загвоздки (слайд 13)
Проблема у нас одна. Необходимо подобрать подходящие, на ваш взор, объекты природы для определенной территории. В процессе работы вы можете советоваться, завершив работу, представители групп будут доказывать, отчего именно эти объекты природы расположили на данной территории.
У первой группы - лес.
У 2-й - река.
У третьей болото.
Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.
2) Решение проблемы
Все готовы?
Предоставляем слово группе, которая первая исполнила задание.
Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Отчего?
А отчего вы разместили туда белку?
А может белка существовать без леса?
А какие объекты оказались лишними? (Рыба).
Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)
Предоставляем слово группе, которая 2-й исполнила задание.
Какие объекты природы вы отнесли к болоту? (Клюква, цапля, лягушка, торф).
Какие объекты оказались лишними? Отчего? (Еж - т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).
Предоставляем слово поверенному третьей команды:
Какие объекты вы отнесли к территории реки? (Рыба, водоросли, галька).
Какие объекты лишние? (Белка).
Почему?
7. Суммирование (слайд 14 - 15)
Ребята, вы теперь рассказали, как в природе все связано и цельно.
Вот такое солидарность живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называетсяприродным сообществом.
Их существует дюже много: это и луг, и озеро, и поле.
А о каких сообществах говорили в группах? (О лесе, о болоте, о реке).
Более детально о природных сообществах вы узнаете на следующих уроках.
А теперь, ребята, владелец леса “Лесовичок” приглашает вас передохнуть.
8. Физминутка (музыкальная лесная физминутка)
9. Работа с учебником
Откройте учебник и обнаружьте результат на вопрос - Что такое природное сообщество?
Итак, ребята, что же такое природное сообщество? (Это солидарность живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
Игра «Кто ненужный» (слайд 16 - 17)
Работают в парах
10. Лес - основное природное сообщество Беларуси (слайд 18)
Растения и звериные леса связаны между собой заметными нитями - пищевыми связями. (с. 44)
11. Человек - часть природы (слайд 19)
Природа, как израненная птица, кричит, умоляет о помощи! Мы обязаны знать о том, как сберечь природные богатства для тех, кто будет жить на Земле позже нас.
С давнишних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это нужно. Но для этого доводится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, надобной людям. Вот отчего с всем годом на Земле остаётся в сё поменьше лесов.
Всё огромнее загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они нужны для жизни растений, звериных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра - сточные воды с разными пагубными веществами…(слайд 20).
Прежде каждого, нужно соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.
1. (Слайд 21) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение - живое существо и ветви совместно с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!
2.(Слайд22) Не повреждайте кору деревьев. Осознайте, им больно! Они перестают расти и длинно томительно гибнут, только сказать об этом не могут.
3. (Слайд 23) Не рви цветов в лесу и на лугу! Чай цветок в вазе - это невольник, приговорённый к гибели. Пускай это диво радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно повадка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
4. (Слайд 24) В лесу усердствуй ходить по тропинкам, дабы не вытаптывать траву и почву. Народная премудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустырь».
5. (Слайд 25) Невозможно брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и беспокоить лесных обитателей.
6. (Слайд 26) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища - это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 - 20 лет. От костра может появиться пожар!
7. (Слайд 27) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
8. (Слайд 28) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать вопль и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Надобно ценить, охранять извечную умную тишину, уметь слушать магические звуки леса.
9. (Слайд 29) Не оставляйте позже себя в лесу бардак. Помните! Кинутая бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать дюже длинно, потому что нет на Земле бактерий, которые могут его порушить, а осколочек стекла в ясную погоду горазд сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Итог урока. Стихотворение:
На нашем шаре земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса
Где море, горы, степи, лес -
Полно загадочных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад, и брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит -
Большой как дом, на волнах спит.
Не разрушайте данный мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки - земляника,
Будь осмотрителен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты - тоже часть ее чудес,
И для тебя меркнет лес,
И речка ясная течет,
И по весне сирень цветет.
И нужно постараться
Нам с этим не расстаться.
Республика Беларусь находится в Восточной Европе. Границы этой Республики проходят через Литву, Польшу, Латвию, Россию и Украину.
Каждый город Беларуси исторически главен для каждого мира. Приезжая сюда, путешественники усердствуют посетить весь уголок этой страны: Минск, Гомель, Полоцк, Витебск, Брест. Эти города хранят много исторических тайн. Древние постройки являются достопримечательностью всего из них - Брестская цитадель, Беловежская пуща, Городненщина, разные дворцы и национальные парки.

Растительный мир Беларуси


Белорусская флора довольно прекрасна и многообразна. Лесная растительность господствует над остальными видами растений. Тут дозволено увидеть широкие сосновые леса, а также небольшие участки, занимаемые остальными лесными формациями.
Лесообразующими деревьями являются: сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины.


Прибужское Пополесье гордится тем, что на его территориях встречаются песчаные луга и пойменные леса. Такая растительность дюже редка в Беларуси. Как водится, они представляется таежными лесами, можжевеловыми редколесьями и вересковыми пустошами.
В поймах рек дозволено увидеть сохранившиеся эвтрофные и степенные луга.


Земли Прибужского Полесья подходят для произрастания разных сосудистых растений - чистоуста величавого и щитолистника обычного. Также тут растет мытник лесной и омела австралийская.
Из субарктических видов встречаются толокнянка и багульник, из понтических - клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская. Представителями бореальных видов являются: кочедыжник женский, вахта трилистная, голубика, черника, брусника, плаун ежегодный, ива ломкая и ель обычная. Неморальные виды представляются грабом обычным, вязом гладким и шершавым, липой.


Растительность болот также многообразна. Тут растут разнотравно-осоковые, злако-осоковые и крупноосоковые виды. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы мохнатые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи.
В Беларуси растет много лекарственных растений, основными представителями которых являются: шалфей, календула, облепиха, мать-и-мачеха, валерьяна лекарственная, шиповник, мята перечная, подорожник, медуница лекарственная, чабрец, бессмертник и сабельник болотный.


Ядовитые белорусские растения - красавка обычная, вех, болиголов пятнистый, ландыш майский и волчье лыко.
Интересным является насекомоядное растение - альдрованда пузырчатая.

Животный мир Беларуси


Белорусская фауна также отличается разнообразием видов.
Леса являются самыми населенными экосистемами Республики. Основными представителями лесов являются: лоси, кабаны, порядочные олени, косули. Также тут дозволено увидеть зайцев, ежей, ласок и куниц. Редкий поверенный Красной книги Беларуси Европейский зубр.


Но не все звериные лесов встречаются зачастую. Из редких видов дозволено выделить рысь, барсука и бурого медведя., куница. Из редких и охраняемых видов звериных встречаются: зубр (обитатель Беловежской пущи).
В широколиственных лесах водятся зеленый и белоспинный дятлы, клинтухи, мухоловки белошейки и малые мухоловки, клесты-еловики, снегири, кедровки, мухонные сычи и другие.
В районах рек и озер встречаются выпи, крачки белощекие черные и белокрылые, серощекие поганки.


В камышах и тростниковых зарослях дозволено увидеть малого погоныша, усатую синицу и соловьиного сверчка.
В водных районах водится редкий вид уток - белоглазая чернеть. Редким видом птиц, обитающим на лугах, является крупный веретенник.


Хищными представителями пернатых являются: орлан-белохвост, скопа, беркут, чеглок.
Среди рукокрылых поверенных Беларуси почаще каждого встречаются: широкоушка европейская и ночница Наттерера.


Основными обитателями болот являются черепахи, камышовые жабы, лягушки, ящерицы, ужи и гадюки.
Мир беспозвоночных дюже широк, впрочем немного изучен. Знаменито, что в дуплах деревьев водится восковик- затворник, а на болотах - бабочка черный аполлон и крупной сплавной паук.
Текстовые материалы:
1 текст
Природное сообщество - это группа звериных, растений, микробов, адаптированных к условиям существования на данной территории, оказывающих постоянное могущество не только друг на друга, но и на среду своего обитания.
Природные сообщества подразделены
по площади на:

  • крупномасштабные (континент, океан, тайга, степь);
  • средние и мелкие (луг, река, озеро, пруд)

по методу группировки на:

  • естественные (лес, море);
  • искусственные (поле, аквариум).

В всем природном сообществе могут существовать только определенные растения, звериные, микробы, которые приспособлены к условиям жизни на определенной территории. Волки и лисицы живут в лесу, их не встретить в океане. Морские рыбы не могут жить в пресной воде реки.
Основная форма связи обитателей природного сообщества - пищевая.
Пищевая цепочка: растения - травоядные звериные - хищники.
Например, растения - гусеницы - насекомые - насекомоядные - хищники.
Важное значение в биоценозе (природном сообществе) имеют организмы, которые содействуют разложению органических веществ (экскременты, трупы погибших звериных) - жук-могильщик, черви, плесневые грибы, бактерии.
Таким образом в природном сообществе беспрерывно происходит круговорот веществ.
Сообщества также узко взаимодействуют между собой, образуя экосистемы. Эти высокого яруса организации также связаны и образуют биосферу планеты Земля.
Природные сообщества могут изменяться под влиянием:

  • биотических факторов;
  • деятельности человека;
  • абиотических факторов.

Например, озеро - болото - лес. Такой процесс занимает сотни лет. Совершается под воздействием натуральных причин: на дне озера скапливаются остатки звериных и растений, берег зарастает камышом, осокой. Органические остатки образуют отложения торфа. Изменяется климат водоема, следственно изменяется видовой состав звериных. И так дальше.
Изменения природного сообщества река - загнивающий пруд происходят по причине губительного воздействия деятельности человека в течение нескольких лет.
Биоценоз имеет качество восстанавливаться позже прекращения пагубного внешнего воздействия. Впрочем воздействие хозяйствования человека не должно превышать некоторый порог, позже которого экосистема теснее не способна к саморегуляции и поправлению. Это исключительное условие сохранения экологического равновесия в природе.
Абиотические факторы - это нерегулируемое влияние неживой природы: резкая смена микроклимата, извержение вулкана, колебание ясной активности.
Природное сообщество имеет ярусное строение. Это исключительно отчетливо отслеживается в лесном биоценозе: верхушки самых высоких деревьев - больше низкие деревья - подлесок (кустарники) - травы - грибы, мхи и лишайники. Подземная ярусность имеет зеркальное строение: лесная подстилка - мелкие корни травянистых растений, - корни кустарников - велико в почве корни самых высоких деревьев.
В презентации рассказывается о том, что такое природное сообщество, какими они бывают и как систематизируются. Подробнейшим образом рассматривается жизнь луга. Презентация богата иллюстрациями. Основой данной презентации стал учебник Окаймляющий мир. 3 класс.
2 текст

Природные сообщества.

Существуют как солидарность живой и неживой природы: объединение звериных, растений, микробов, живущих в определенной региональной области, воздействующих друг на друга и на окружающую среду.

Виды разномасштабных природных сообществ

  • материковое
  • океаническое
  • пустынное
  • Тайги
  • Степи
  • Пруда
  • Болота
  • Озера

Мелкие входят в состав огромных.

Связи внутри сообщества.

Главные - пищевые:

  1. Растения получают питательные вещества из почвы и воды, применяют энергию Солнца для роста и становления.
  2. Растениями питаются растительноядные звериные (гусеницы).
  3. Ими питаются хищники (птицы и звери).
  4. Животные, кормящиеся отходами (дождевые черви).
  5. С подмогой плесневелых грибов и бактерий происходит разложение останков.

Таким образом, через пищевые цепи происходит круговорот веществ.

Лес - многоэтажный дом

  1. Мхи, лишайники
  2. Кустарнички, травы
  3. Кустарники
  4. Деревья

Эти этажи делят между собой звериные, птицы, насекомые. Звериных в лесу поменьше, чем растений.

Грибы в лесу

Съедобные: подосиновики, подберезовики, белые.
Несъедобные: мухоморы, поганки.

Насекомые леса.

Муравьи, божьи коровки, лесные клопы, жуки-короеды.

Лесные птицы и звери.

Хищники: волки, лисы.
Травоядные: зайцы, лоси.
Всеядные: медведи, кабаны, ежи.
Дрозды, соловьи, пеночки, синицы, жавронки.
Пример цепи питания сообщества «Лес».
Зерна растений - мышь - сова.

Луг

Это участки с травяной растительностью. Если они небольшие, то их называют лужайками, крупные - лугами.
Заливной и альпийский.
Если в период половодья луг заливается водой, его называют заливным. Тут трава растет больше энергично.
В горох располагаются альпийские луга. Чем выше в горы, тем крепче меняется природный ландшафт: у подножия гор растут леса, которых на склонах сменяют кустарники, а ближе к вершине луга.
Растения.
Кормовые: клевер, мятлик, мышиный горошек, лисохвост.
Цветущие: одуванчик, колокольчик, тысячелистник.
Ядовитые: лютик, болиголов, чемерица.
Грибы: опенок, шампиньон, дождевик.
Луговые насекомые.
Бабочки, пчелы, шмели, божьи коровки, кузнечики, жуки.
Звери и птицы.
Мыши, кроты, жабы, ящерицы, заходят лисы, волки, зайцы.
Трясогузка, перепел, коростель.
Пример цепи питания сообщества «Луг».
Клевер- бабочка-- стрекоза - лягушка - уж - хищник - лиса.
Природное сообщество, возникающее по причине избытка воды в почве. Те места в болоте, где самая высокая влажность, называют топями. Тут живет много бактерий, микробов и насекомых (комары).
Болотные растения и звериный мир
Мох, ягоды (клюква), осока, багульник, вереск, аир, валериана, череда, росянка.
Земноводные (лягушки, тритоны), змеи (гадюки), цапли.
Пример цепи питания сообщества «Болото».
Лягушка - комар - аист.
План конспект урока по экологии в 3 классе. Предмет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:
- формировать представление о природном сообществе, представлении “экология”, упорядочить и обобщить умения о взаимосвязях в природе;
- развивать знания устанавливать природные связи, предсказывать итоги нарушения человеком баланса в природе;
- сделать данные для образования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного баланса может привести к смерти каждого живого, в том числе и человека, что весь человек в результате за сохранение природных связей.
Оборудование:рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, экспозиция книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выбирают независимо для выполнения всякое задание из всякого яруса.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с положительным результатом.Болото - это:А) участок земли, где растения растут в условиях избыточного увлажнения;Б) участок земли, где основными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях излишнего увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Подели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Подели перечисленные растения на допустимые группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по изложению растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с огромными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных знаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, большие, кожистые, мягкие, сверху сверкающие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, приторные. 3. Узнай растение по изложению, поправь ошибки в изложении. Огромные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные; листья круп­ные, овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Заверши предложение. На болоте дозволено встретить таких птиц, как сова, … 4. Заверши предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Заверши предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Множество болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение - комар - … - аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого яруса оцениваются в 1 - 2 балла, 2 -го яруса в 3 - 4 балла; третьего - в 5 - 6 баллов. Для оценки итогов дозволено пользоваться дальнейшей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 - 14 6
2 - 3 2 15 - 18 7
4 - 6 3 19 - 20 8
7 - 8 4 21 - 25 9
9 - 10 5 26 - 30 10

Количество заданий дозволено уменьшить, взамен одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы либо задания по теме.
3. Постижение нового материала
Ответы на вопросы учебника.
Игра «Ищи связи»
На доске либо на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:
Водоем - рыба; лес - деревья, дерево - дятел, шишка - дятел, белка - куница, дуб - мышь, лес - гриб, луг - бабочки; болото - лягушка; дуб - сойка; озеро - беззубка, цветок - бабочка.
- Сделайте итог, какие виды связей тут отражены (пояснять связи в всякой паре объектов не необходимо).
На основании игры актуализируются познания о том, что между растениями и звериными существуют «квартирные» и пищевые связи.
Формулировка темы урока
- Какие природные дома названы в этой игре?
На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем.
- Эти природные дома именуются природными сообществами.
На доске над теснее выставленными карточками возникает карточка Природные сообщества.
- Как вы понимаете слово «сообщество»?
- Разглядите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.
Вывод:растения и звериные связаны между собой пищевыми связями.
- В лесу также все растения и звериные живут сообща. Давайте это подтвердим. Смоделируем теснее знакомые нам лесные «этажи».
На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются наименования растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (1-й уровень) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Подобно проверяются два следующих ряда.
- Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в различных уровнях?
- Сделайте итог, отчего одни растения растут в верхнем уровне, другие во втором и третьем?
- Таким образом, ярусность - это адаптация растений к совместному проживанию.
Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)
На карточках (а также на доске) ученикам предлагается дальнейшая схема:


- С подмогой карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.
Обсуждение полученных итогов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с подмогой заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).
- Что вам напоминает получившийся рисунок?
- Какой итог разрешает сделать получившаяся паутинка?
- Разглядите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.
Вывод:в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют цельную пищевую сеть.
- И вновь возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?
По мере результатов учащихся, педагог убирает со схемы карточки с наименованиями растений и звериных.
На доске возникает схема.
- Прокомментируйте схему с подмогой текста учебника:


В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:
- Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, довольно воды, света и тепла?
- Что будет, если исчезнут растения?
- Что будет, если исчезнут растительноядные звериные?
- Что будет, если исчезнут микробы, жуки-могильщики?
- Отчего необходимо знать существующие в природе связи и отчего невозможно их нарушать?
- Итог свой сравните с текстом учебника.
Чтение текста учебника
- В чем значение науки экологии для человека?
- Выходит, экология отвечает нам вопрос, отчего и как надобно охранять природу, существующие в ней связи.
- На основе таблицы узнаете, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:
Охраняемые территории
Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).
4. Закрепление изученного
- Прочитайте итог учебника.
Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков либо заповеднике Республики Беларусь.
Смотрите также уроки:
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесьИ не позабудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше суждение!


Интерактивная
игра

ЖИТЕЛИ ВОДОЁМОВ
РАСТЕНИЯ ЛУГА
ЖИВОТНЫЕ ЛУГА

НОМИНАЦИЯ
От чего зависит наименование леса?
От того, каких деревьев в нём растёт больше

НОМИНАЦИЯ
Как именуется это дерево?

НОМИНАЦИЯ
Повыше кошки рост, Живет в норе, в лесу. Мохнатый рыжий хвост, Все знаем мы...
лису

НОМИНАЦИЯ
Чем питается белка?
В её рацион входят- почки, ветки, ягоды, молодые побеги, грибы и содержимое шишек хвойных деревьев.

НОМИНАЦИЯ
Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда других птиц, а не высиживает птенцов сама?
Кукушка

НОМИНАЦИЯ
Что такое «плавники»?
Это органы движения

НОМИНАЦИЯ
Где живёт карась?
В водоёмах со стоячей водой и с огромным числом тины

НОМИНАЦИЯ
Что в случае угрозы делает рыба- ёж?
Раздувается, как воздушный шарик

НОМИНАЦИЯ
На что схож клюв у пеликана?
На ковшик

НОМИНАЦИЯ
Какой орган использует для нападения меч- рыба?
Свою длинную и острую челюсть в виде меча

НОМИНАЦИЯ
Когда выдра ведёт охоту?
Ночью

НОМИНАЦИЯ
Какие растения растут на лугу?
Травянистые

НОМИНАЦИЯ
Какая польза от крапивы?
Она содержит много витаминов

НОМИНАЦИЯ
Какой формы цветки фиалки?
Неправильной формы.

НОМИНАЦИЯ
Любое растение дозволено назвать сорняком?
Да, если оно подросло само по себе

НОМИНАЦИЯ
Перечислите лекарственные растения
Зверобой, подорожник, валериана, мать-и-мачеха

НОМИНАЦИЯ
Сколько ног у насекомых?

НОМИНАЦИЯ
Назовите 4 стадии жизненного цикла бабочки
Яйцо-личинка (гусеница)-куколка- взрослая бабочка.

НОМИНАЦИЯ
Чем слушает кузнечик?
Ногами

НОМИНАЦИЯ
Пауки- это насекомые?
Нет. Так как у них 8 ног

НОМИНАЦИЯ
Как легко узнать трясогузку?
Она непрерывно потряхивает своим хвостиком

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

   ____   ____    _____  _       _____   _  __
/ ___| | __ ) |__ / | | |_ _| | |/ /
| | _ | _ \ / / | | | | | ' /
| |_| | | |_) | / /_ | |___ | | | . \
\____| |____/ /____| |_____| |_| |_|\_\
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме