Как самому сделать узбекский ножик пчак. Ножик узбекский ручной работы: фото. Коллекционные и рабочие варианты

Как самому сделать узбекский ножик пчак. Ножик узбекский ручной работы: фото. Коллекционные и рабочие варианты

Большой интерес для коллекционеров представляет узбекский ножик, тот, что отличается универсальностью в применении, имеет богато украшенную ручку и отличное качество изготовления. Такой роскошный клинок станет чудесным презентом для всего, кто по превосходству ценит холодное оружие. На сегодняшний день знаменито уйма разновидностей пчака - от ножиков для применения на кухне, до богато украшенных моделей для коллекционеров.

Описание ножа

Узбекский ножик либо как его еще называют пчак - это традиционное оружие среднеазиатских народов, с широким клинком странной формы и односторонней заточкой. Изготавливаются такие клинки из высокопрочной углеродистой стали, ручка может быть сделана из древесины, металла, рога либо костей экзотических звериных. Носится пчак в прямых широких кожаных ножнах и пользуется популярностью в странах Средней Азии, где встречаются бесчисленные вариации этого оружия, отличающиеся пропорцией лезвия и орнаментом.
К особенностям клинка относят следующее:

  • Необычная форма лезвия.
  • Односторонняя заточка.
  • Деревянная и костяная ручка.
  • Богато украшенная рукоятка.

Длина узбекского пчака традиционно составляет 12−27 см. Толщина рукоятки 6−7 мм. Сечение клинка обыкновенно сужается от обуха к лезвию. Подлинная геометрия лезвия дозволяет с легкостью резать продукты, при этом клинок хорошо сбалансирован. Он имеет оптимальные весовые колляции, комфортно лежит в руке, а вследствие расширенной рукоятке подойдет людям с крупной и средней по размеру ладонью.

История создания

Узбекский пчак - это преобразованный азиатский нож, тот, что был знаменит еще в IV веке до нашей эпохи. В будущем распространение получили несколько разновидностей такого оружия, наибольшей популярностью из которых пользовался именно пчак. Такой клинок исключительно результативен, универсален в применении и при этом имеет симпатичный внешний вид. С идентичным фурором это оружие может применяться как в быту на кухне, так и рассматриваться в качестве боевого.
По одной из версий такое оружие с подлинной формой клинка возникло во времена покорения Русской империей Узбекистана и каждой Средней Азией. Новые власти, боясь волнений и мятежей среди здешнего населения, воспрещали им разные виды холодного оружия. Странная форма лезвия разрешала применять ножик экстраординарно для приготовления пищи либо в быту, а вот для применения в боевых целях такой клинок не подходил, он был разрешен только в Азии и на Кавказе.

Сегодня наибольшей популярностью пользуются декоративные модели, которые имеют богатую резьбу по лезвию и подлинные рукоятки, исполненные из кости либо рогов экзотических звериных. Ранее самыми добротными и дорогими считались узбекские ножики, которые изготовлены мастерами вручную. Такое оружие изготавливается наиогромнейшими оружейными мастерскими, на которых следуют многовековой обычии, соблюдая все пропорции и особенности классического пчака.

Преимущества и недостатки

Коллекционеры ценят узбекские ножики за их невообразимую красоту и энергетику. Лучшие экземпляры могут иметь стоимость в несколько тысяч баксов, они изготовлены знаменитыми мастерами и представляют собой реальные произведения искусства.
К превосходствам этих ножиков дозволено отнести следующее:

  • Универсальность применения.
  • Стильный внешний вид.
  • Долговечность и крепкость.


 

Недостаток таких клинков - трудность заточки, а также надобность верного ухода за оружием. Так, пчак нехорошо переносит воду, следственно поверхность лезвия следует насухо вытирать, что исключает образование ржавчины. Надобно также рассматривать высокую стоимость таких ножиков, которая может добиваться 50 000 рублей и больше.

Особенности конструкции

Особенностью этого ножика является рукоятка и метод крепления декоративных накладок к лезвию. Именно на выполнение рукоятки мастерами расходуется огромнее каждого сил и времени. Подлинный узбекский ножик выполняется экстраординарно с ручкой из древесины либо кости. Также ценятся модели, исполненные из рогов редких звериных. В качестве украшения могут применяться разные инкрустации дорогих материалов, драгоценные металлы и ювелирные камни. Стоимость такого ножика будет напрямую зависеть от трудности выполнения рукоятки и используемых для украшения материалов.
Классический чертеж ножика пчак включает следующие элементы:

Сегодня вестимо несколько разновидностей узбекских ножиков, которые имеют широкие и средние по своему размеру лезвия. Универсальные рабочие разновидности выполняются с длиной клинка 8−9 см, отличаются качеством заточки, а вследствие своей подлинной форме они характеризуются восхитительной режущей способностью. Громоздкие разновидности станут чудесным вариантом для шинковки овощей. Они сбалансированы, классно ложатся в руку, а их применение не представляет специальной трудности.

Коллекционные и рабочие варианты

Принято разделять узбекский ножик пчак в зависимости от его назначения. Прекрасно украшенные модели, которые изготовлены из нержавеющей стали, предназначаются в большей степени для украшения и особенно ценятся у коллекционеров. Если же выбирают ножик для работы и применения в хозяйстве, то предпочтение отдают оружию из сверхпрочной углеродной стали. В последнем случае закалка может выполняться зонной, экстраординарно у режущей кромки лезвия.
У стандартных рабочих моделей показатель прочности традиционно составляет 50−54 единиц, следственно, даже невзирая на применение высокоуглеродистых сталей и присутствие закалки у лезвия, держать долгое время остроту режущей кромки нередко не представляется допустимым. Для заточки пчаков применяются особые камни и ножницы для правки формы, что разрешает упростить применение такого оружия. Для возрастания прочности углеродистой стали ее могут оксидировать, для чего погружают в раствор железного купороса либо наукатской глины.
Коллекционные модели имеют ручку, богато украшенную гравировкой, которая сверху покрывается прозрачной эмалевой краской. Также ценятся варианты, в которой рукоятки украшены вставками из берёзы и перламутра. Лучшие мастера, которые работают над таким оружием вручную, оставляют на лезвии так называемое тамго. Это подпись-гравировка мастера, тот, что изготавливал определенную модель. Опытные коллекционеры, которые отменно разбираются в таком оружии, по одной гравировке-подписи сумеют определить местность, где был изготовлен определенный ножик, и мастера, работавшего над таким оружием.
Выбирать клинок нужно с учетом того, для чего предуготовлен ножик пчак, как он будет применяться. Если требуется оружие для работы на кухне, то предпочтительно применять типичные узбекские пчаки, форма лезвия которых совершенна для нарезания мяса, фруктов и овощей. А вот коллекционеры выбирают староаккадские разновидности и уйгурские ножики пчаки ручной работы, которые владеют подлинным внешним видом, имеют богатую инкрустацию на лезвии и рукоятке. Они высоко ценятся любителями оружия.

Приобретая такой ножик, класснее каждого воздержаться от заказа в разных интернет-магазинах. Напротив дозволено приобрести некачественное оружие, которое не только не соответствует каждом типичным требованиям к узбекскому пчаку, но стремительно выйдет из строя и затребует заточки дословно через несколько месяцев применения.

Покупать ножики класснее каждого в специализированных магазинах, в которых дозволено быть всецело уверенным в качестве предложения. Коллекционеры приобретают их на особых аукционах и тематических форумах. Такие клинки имеют все нужные документы и сертификаты, дозволяющие удостоверить их оригинальность и происхождение.

Стоимость наилучших моделей

Стоимость узбекского ножика будет зависеть от определенной модели, материала из которого он изготовлен, а также бренда изготовителя. Самые примитивные больницы могут иметь цену в 500−1000 рублей. Ножики из Узбекистана, сделанные по каждым канонам, будут иметь теснее стоимость 2−3 тысячи рублей.
Модели, которые исполнены вестимыми мастерами оружейниками, работавшими над такими клинками на протяжении многих дней, оцениваются в 20−30 тысяч рублей и больше. У коллекционеров также ценится оружие, которому исполнилось 100 лет и больше. Ножики изготовлены экстраординарно вручную, имеют симпатичный внешний вид, что разрешает им стать бриллиантом в коллекции всего любителя холодного оружия.


Приобретая ножики, следует помнить, что у отдельных моделей длина лезвия превышает 90 мм. Такие клинки относятся теснее к категории холодного оружия со всеми вытекающими отсель ограничениями. Их применение будет представлять определенную трудность, следственно они востребованы лишь у коллекционеров либо же у клиентов, которые имеют соответствующие разрешения на ношение холодного оружия.
Узбекские национальные пчаки - это универсальное в применении оружие, которое ценится коллекционерами и применяются в быту при приготовлении пищи. Главно верно подобрать такой ножик, тот, что изготовлен с соблюдением всех требований к типичным моделям, исполнен из крепкой углеродистой стали, что значительно упрощает его дальнейшее применение. Нужно рассматривать все рекомендации по выбору, в том числе воздержаться от покупки узбекских пчаков в магазинах, где не гарантируют высокого качества оружия.
Начнем с простого. На этих фотографиях изображен ножик, тот, что всякий человек, хоть как-то интересующийся ножиками либо бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», либо, по-узбекски, «ПИЧОК». Образ пчака оригинален и легко узнаваем.


Это - самый общеизвестный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Больше продвинутые и любопытные скажут, что это «Андижанский пчак».

Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака обычно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена применялось сломанное оружие либо слитки железа из Индии, с 19-20 столетия в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в текущее время почаще каждого применяются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12, 65Г либо дешевая арматура из Ст3).

В Узбекистане до сего времени говорят: «Пичок из углеродки - для работы, из нержавейки - для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) либо подшипниковых (ШХ15) сталей (что дозволяет получить больше добротное изделие), то к нему обыкновенно приваривают хвостовики из Ст3, что приметно в виде треугольника вблизи рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и русские мастера, скажем, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и крепкость и, если клинок с хвостовиком выкованы из цельного куска стали, крупна вероятность слома клинка в районе шейки, скажем, при падении.

Длина клинка обыкновенно составляет 16-22 см, толщина неизменно клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как водится, прямые, редко встречаются выпукло- либо вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это совместно дает недурную геометрию ножика и обеспечивает результативный рез всяких пищевых продуктов.
Как теснее было сказано, железо на пчаках применяется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как водится, зонная - только у режущей кромки) обыкновенно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает длинного удержания остроты режущей кромки, но но дозволяет править такой ножик на чем желательно (традиционно применяется дно керамической пиалы, но существуют и особые камни обычной формы для правки пчаков и ножниц), что, безусловно, является огромным плюсом. Но в этом случае ножик стремительно стачивается и превращается чуть ли не в шило, следственно доводится приобретать новейший. Правда стоимость пчаков (не сувенирных) неизменно была маленький.

В последнее время все почаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках.

Такие твёрдые клинки делают намеренно для русского и украинского рынка, дабы соперничать с японскими кухонными ножиками. С моей точки зрения, такая твердость не дюже оправдана, потому как пчаки имеют дюже тонкое сведение и работа такими ножиками требует определенных навыков и особой техники, напротив клинок будет выкрашиваться и ломаться (подобно японским кухонникам).

С иной стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) специального смысла нет - примитивно перевод качественного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей традиционно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (обычно), железного купороса либо хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым либо желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он непременно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») либо гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках зачастую приметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», либо больстер отливают из легкоплавкого олова либо сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни либо мельхиора и заливают оловом либо его сплавом. Подмечу, что применение свинца при приготовлении пищи не есть отлично, и желанно ножики со свинцом не применять (либо, по весьма мере, покрыть лаком). Отличить свинец дозволено, испробовав паяльником (свинец плавится дрянней), он крепко окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что применение свинца и сплавов - это издержки легкодоступности ветхих автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.
Украшают гюльбанд гравировкой (обычно - узбекским растительным орнаментом «ислими»), зачастую с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы либо стразами.



«БРИНЧ» - полоска листовой латуни либо мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при убыточном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Подмечу, что обыкновенно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.
Смысл этого действия не дюже внятен, разве что для экономии материала накладок, когда применяется драгоценный материал (скажем, слоновая кость). Допустимо, такая конструкция разрешает демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж обычно используют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).

«ЧАКМОК» либо навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие используют на дорогих пчаках при убыточном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, либо всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его исполняют способом пайки из мельхиора, латуни.
Украшают гравировкой, садафом, стразами.
На недорогих пчаках чакмок обозначают путём метаморфозы сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» - черен, рукоять.

Для изготовления применяют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)
Дерево, текстолит и кость традиционно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа либо стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обыкновенно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.
Черен рукояти с убыточным монтажом («ерма доста») традиционно имеет идентичную толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Частенько толщина такой рукояти превышает ее ширину - это комфортно при обычной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», либо «шакароб»

«ТАМГА» - клеймо

Как правило, весь мастер («усто»), изготавливающий какое-нибудь изделие (исключительно ножики), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обыкновенен полумесяц (как символ надежды), зачастую применяются звезды (говорят, что их число прежде обозначало число детей-преемников либо учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.



На современных клеймах может встретиться все, что желательно - даже изображение автомобиля.


Надо подметить, что в текущее время для идентификации мастера всецело полагаться на тамгу невозможно. Я видел тамгу, которую применяют как минимум четыре различных мастера (правда, может, делает и один, но продают от своего имени различные люди).
Как и к любому хозяйственно-бытовому ножику, к пчаку полагаются ножны. Как водится, они не отличаются качественными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день традиционно это кожезаменитель с картонными вставками, изредка украшенный аппликацией и имитацией бисера.
Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением либо плетением из кожаного шнурка.
Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой либо составные (кожа, дерево, металл).

В заключение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками - крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна - древнее клеймо Абдуллаевых.
Этот ножик - необходимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотделимая часть узбекской кухни.«Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и глядеть - все можешь!» - сказал мастер. И, помолчав немножко, улыбнулся: «Но отличнее каждого - резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, поневоле задаешься вопросом о том, что же привело к возникновению именно такой формы лезвия.

Дело в том, что такая форма подходит экстраординарно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов классическим был ножик, которым хоть как-то дозволено было защищаться и применять для других (не поварских) нужд, то есть во каждым мире были в употреблении больше универсальные ножики. У узбеков такие ножики тоже были, но… только до 14 столетия. Точная повод происхождения такой формы не вестима, но если припомнить, что 14 век - это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то дозволено предположить, что сановники Тимура, либо он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, чтобы не допустить возникновения у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для миролюбивого населения принудили мастеров делать ножики с поднятым вверх острием.

Таким ножиком нанести колотые раны фактически немыслимо и, значит, угроза восстания и прочих «терактов» уменьшается.

Вспомним, что во времена иной, теснее близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их производство не отправляли в места не столь отдаленные. Правда могут быть и другие версии. В любом случае получился дюже комфортный для приготовления пищи ножик, тот, что стремительно завоевал себе знаменитость в Средней Азии. Был бы не комфортный - не получил бы такого распространения!
Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.


Сравним два вида клинков: на фотографии ниже отменно видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)

Клинок «тугри» имеет непрерывную либо уменьшающуюся к острию ширину. Комфортен для нарезки мяса, традиционно входит в комплект мясника («кассоб-пичок»).

Кроме теснее упомянутого «андижанского» пчака, дозволено встретить наименования «старобухарский» и «старококандский».
В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен поменьше, но все лезвие зачастую бывает дугообразно выгнутым, клинок огромнее специализирован на работу по мясу - снятие шкуры, обвалку.


Интересно, что до сегодняшнего дня тесные Бухарские пчаки зачастую называют «афганкой», правда отличие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется - на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» - полуконвертом.
Также обычно бухарские пчаки имеют ножны с шаром либо листиком на конце.

«Старококандский» - клинок этого пчака отличается малой шириной, применяется, скорее каждого, как вспомогательный при обвалке либо чистке овощей.


Можно также встретить наименования «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножики, предуготовленные для выполнения определенной работы.
«Толбарги» - мясницкий ножик для разделывания туш звериных,
«казахча» - для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди обитателей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.
Линия обуха «казахча» приблизительно на одну треть до острия образует плавную выемку, опять подымаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной либо с обеих сторон. Клинком такой формы, опрокинув ножик, легко чистить и потрошить рыбу.
Рукояти «толбарги» и «казахча» традиционно изготавливаются из дерева и, как водится, не украшаются (допускается лишь присутствие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножиков мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:


«Толбарги»


Ну и еще фото ножиков из Ташкента


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка именуется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки».

Это ножики из СУАР (Синдзянь -Уйгурского самостоятельного района Китая). Изредка встречается наименование Янгисарские ножики - наименование закрепилось по центру производства - городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то дозволено увидеть и различия. Кидается в глаза больше добротное (и прекрасное) производство рукоятей и неимение литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков фактически неизменно открыты, бринч не применяется. А вот клинки зачастую бывают обработаны дерзко, либо вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножиков с заточенными клинками длиной больше 200 мм запрещено китайскими законами!


Старобухарский. Уйгурские мастера


Афганка. Уйгурские мастера.


Старококандский. Уйгурские мастера.

Если узбекские пчаки огромнее специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножиками больше универсальными.


Корды имеют три классических размера. Самый общеизвестный (особенно рабочий) имеет длину 14-17 см, крупной ножик «Гов куши» («короворез») применяется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножики (поменьше 14 см) - для женщин.
Клинки у традиционных кордов сильные, толщиной у гарды до 4 мм (подмечу, что если толщина клинка ножика больше 2, 4 мм, то он теснее может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному циклу), спуски линзовидные от обушка либо середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как водится, напротив). Режущая кромка выводится на всем ножике в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как водится, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака.На клинке обыкновенно протачивают долы по одному либо по два на всякой стороне либо два на правой и один на левой.
Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, -убыточному. Причем убыточной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не используется паяный бринч, а каждый хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, следственно рукоять на пчаке легче, а на корде - крепче! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (либо серебра), орнамент - только гравированный и больше геометрический, радиально-симметричный в различие от трудно-растительного узбекского «ислими». Орнамент личный для всякого мастера и может заменять клеймо (корды обычно не клеймятся, по весьма мере на клинке, на гарде - определенный орнамент либо клеймо)
Накладные рукояти кордов неизменно шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.
На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном либо убыточном монтаже хвостовик клинка корда неизменно полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножиков для женщин на кухню).


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка именуется «Хорезм, Хива.1958»
Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал ножик где-то 17-18 века


Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3, 5-2, 5-1, 5)мм. Предназначение канавки на обухе мне непостижимо, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно возрастает при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте - золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился вестимый мастер - ножовщик Геннадий Прокопенков, «примитивно - высший пилотаж!»): - клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Безусловно, это все - десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. Позже недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив каждый строй клинка.
Получился вот такой ножик:


Оказалось, что при работе на кухне он превосходит фактически все имеющиеся у меня ножики - и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем желательно (хоть мусат, хоть керамика) Правда если длинно шинковать овощи, то есть на потоке, отличный босс, видимо, будет комфортней. Но для дома…
Кроме того, его конструкция дозволяет и палку отрезать/построгать и от злыдня какого-нибудь защититься.
То есть получили хороший универсал.
Естественно, встал вопрос о типе ножика. Вариантов было два - кард либо пчак. Корд не рассматривался по очевидым знакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе каждого оказался бухарский ножик.


Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Экспозиция «Оружие Востока 16-19 столетий»
Замечу, что «музейный» экспонат назван легко - «Ножик из Бухары»

Дальнейшие искания привели к дальнейшим фотографиям:


Пчак ветхий. Бухара


Пчак. Бухара.


Бухарский кард


Бухарский кард


Пчак бухарский с бирюзой


Пчак Афганистан


Персидский кард
Заметим, что на последней фотографии ножик (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.
Таким образом, определить верно вид моего ножика видимо не представляется допустимым.
С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард - это ножик, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду огромнее к стилету тяготеет и острие у него, как водится, упрочняется.
Так что я считаю, что у меня - пчак. Тугри-пчак, скорее каждого, бухарского производства.
Однако мне огромнее каждого импонирует позиция Марата Сулейманова, тот, что заявляет, что кард, корд и пчак - это никак не бренды, а примитивно наименования одного изделия - ножика - на различных языках («печак» - по-татарски, «пичок» - по- узбекски, «пшах» - по-азербайджански, «корд» - по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, потому что таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы - к иной, тюркской)
Есть еще «бычак» - карачаевский ножик (см. статью «Бычак - ножик всего карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники - балкарцы, как вестимо, тоже тюркоязычные народы.
Есть еще ножики туркмен-сарыков (фото из Rusknife)


Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, особенно положительно говорить:
Национальный узбекский ножик (пичок, либо пчак)
Национальный таджикский ножик (корд)
Национальный уйгурский ножик (пчак)
Национальный карачаевский ножик (бычак)
Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год


Самарканд, Пичак-рынок (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)
В бывшие годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, почаще каждого их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как водится, их качество было не на высоком ярусе.
С конца 90-х годов прошлого столетия, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало допустимо купить в офисе компании либо в розничной торговле. В текущее время их дозволено купить во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножики ручной работы», и т.п.).
На первых порах подрядчики закупали пчаки оптом на рынках в Узбекистане, следственно ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было немыслимо. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и теперь дозволено купить пчак, произведенный определенным мастером (исключительно у тех продавцов, которые закупают изделия непринужденно у мастеров), и предпочесть тип, жанр и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза особенно знаменитыми были пчаки из города Чуст, где была исключительная в Узбекистане ножевая фабрика.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка именуется «Чуст 1987 г.»
В текущее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка именуется «Шахрихон 1999»
Так, знаменитый мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу больше 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и теперь братья могут делать, при желании, дюже недурные изделия.


Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются значительно реже. Скажем, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, производит и пчаки, но их достоверным «коньком» являются ножницы ручной ковки и многообразного назначения, гордящиеся по каждому Узбекистану.
Родственные узбекским пчакам таджикские ножики («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (прежний Ура-Тюбе).
Также стенды с пчаками и и кордами неизменно присутствуют на разных ножевых экспозициях: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…


Усто Абдувахоб и его ножики:


Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.


Усто Улугбек


Усто Абдурашид


Усто Абдурашид
И пчаки, и корды производят вручную, и дозволено с уверенностью сказать, что весь такой ножик несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре дозволено судить об ярусе качества ножика:

- классный строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка разрешает рассчитывать на классный и продолжительный рез;
- отменно пропаянный либо отлитый из чистого олова (ясный и сверкающий) гюльбанд дозволяет применять пчак либо корд на кухне без риска отравления свинцом;
- чистый и продолжительный звон позже щелчка по клинку, неимение шата у всадной рукояти свидетельствует о добротной сборке;
- неимение щелей между прибором и череном, либо трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микробов;
По вероятности, пчак и корд, как и всякий иной инструмент для работы, необходимо подбирать «на ощупь», дабы он стал «обычным продолжением руки».
Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым невозможно придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова


Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в нуль, двухсторонняя линза легонькая, заточен хорошо. Порошочная железо ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-крепкий сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курочку бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка супротив воды
Правда, есть маленький нюанс - мастер живет и работает на Украине и цена за данный ножик довольно высокая (по сопоставлению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножики больше 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее…

Кроме того, такие ножики не могли не заинтересовать и русских изготовителей.
Так, по просьбе своих клиентов, делают пчаки:
Геннадий Прокопенков


Этот ножик мы можем видеть фактически всякий выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54
Дмитрий Погорелов


Сталь CPM 3V, HRC - около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3, 5-2, 5-1, 5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в нуль, рез отличный
Мастерская Межова
Нож С.Кутергина и М. Нестерова


Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножика 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм, толщина 4мм, HRC 57-59
Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники


Сталь 95Х18, HRC 58, длина 292 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (2, 2-2, 0-1, 8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0, 3мм. Рукоять - орех. Невзирая на небольшую толщину и недурное сведение, рез этого ножика оставдяет хотеть лучшего
ОружейникЪ


Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4, 0-3, 5-2, 0) мм, вес 140г. HRC приблизительно 56. Сведение приблизительно 0, 2-0, 3 мм.
Несмотря на разные украшения, рез гораздо отличнее предыдущего АиРа.
Небольшое тестирование показало предсказуемые итоги - вначале Прокопенков с Погореловым, после этого ОружейникЪ и после этого с огромным отрывом АиР.
Интересно, что обыкновенный пчак (см.фото) показал себя чуть дрянней, чем пчаки наших знаменитых мастеров (по качеству реза), но класснее Оружейника, но не гораздо.

В середине прошлого столетия схожие на пчак ножики делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне узнать не удалось


Конечно, пчак, даже отменный, сложно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским боссом, и на современном пищевом производстве он будет менее комфортен, но на домашней кухне и исключительно где-нибудь на природе, данный ножик может доставить вам массу удовольствия!
Для больше полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.
Большую поддержка в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум «RusKnife»
Отдельная признательность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову («Дукан Востока») и Александру Мордвину («Пчак- ножики ручной работы»)
Взято с сайта CookingKnife.ru
Статья для еженедельника Даракчи.
Новость о том, что известный мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, стремительно облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножиков. Даже те, кто не собирался приобретать новейший ножик, отправились легко полюбоваться на железные клинки большого мастера. Мы тоже встретились с мастером для того, дабы рассказать вам о выборе узбекского пичака.
Пичак - наше все
Пичаки, узбекские ножики ручной работы давным-давно теснее стали национальным брендом, знаменитым по каждому миру. Для обитателей Узбекистана, пичак издавна был больше чем примитивно рабочий инструмент либо оружие. Пичак - это священный дар, великая ценность и сильный оберег. Самые большие центры ручного производства до сего времени работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.


Можно ли приобрести классный пичак в Ташкенте?
Безусловно дозволено. К примеру на рынках Чорсу либо Алайском. Впрочем стоит учесть, что за прилавком на рынке стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто примитивно разбирается в мастерстве создания узбекского ножика. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, теснее готовые изделия сдает для реализации посредникам. С учетом интереса последних, цены на национальные ножики на 20-30 процентов выше, чем непринужденно у мастера-пичокчи либо в традиционных центрах ручного производства ножиков.
Наилучший вариант покупки пичака - это купить его из рук самого мастера, на экспозициях-ярмарках, которые еженедельно проводятся в разных залах Ташкента.


Из рук в руки
Когда вы отправляетесь выбирать ножик у отличного мастера, то вам предстоит не легко покупка. Впереди у вас творческая встреча с вопросами и результатами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножика. Эта встреча доставляет крупную веселье и мастеру, и вам. Мастеру отрадно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя данный ошеломительный мир узбекских ножиков, один из которых непременно приобретет почетное место в вашем доме.
При выборе пичака надобно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножика, как человек, тот, что его сделал. Следственно при встрече с мастером, перебирая ножики на его прилавке, непременно задавайте вопросы детально о всяком пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.


Спрашивайте, спрашивайте!
Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, дабы обучиться положительно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки шикарных ножиков. Различные размеры, различные формы, различный металл ярких лезвий, различные рукояти. Как сориентироваться?
Для начала легко рассматривайте. Берите поочередно в руки весь ножик, на котором останавливается взор. Задавайте мастеру вопросы:
Как именуется такой пичак?
Как именуется форма лезвия?
Из какого металла лезвия? Чем лезвия из различных металлов отличаются друг от друга?
Из чего сделана рукоять?
Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)
Что обозначают узоры на рукоятке?
Как ухаживать за ножиком? Как его точить?
Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножиков есть нравы и имена. И имен этих уйма: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…


После того, как вы впервой погрузитесь в данный многоликий мир узбекских ножиков, приступайте к выбору своего пичака. Для этого детально расскажите мастеру, для чего вам необходим ножик. Для работы на кухне: как стержневой рабочий ножик, либо ножик для мяса, ножик для фруктов, ножик для шинковки. А может быть, ножик вам надобен для того, дабы брать его в походы, либо сделать презент другу? А может презент предуготовлен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость - знаток ножиков, коллекционер, либо примитивно любитель восточной экзотики.
Вот с этого момента надобно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножиков в соответствии с вашими требованиями. Опять берите всякий в руки, и опять задавайте вопросы о всяком. Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножика закончится? Нет-нет! Самое основное следует далее…


Найди «свой» пичак из десяти идентичных!
Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий ножик для кухни - ош пичак. Мастер теснее выложил перед ним 10 идентичных на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера, мы предлагаем юноше свою поддержка в выборе. Молодой человек счастливо соглашается.
Брать всякий? Они идентичные? - спрашивает он
Они разные
Но на вид-то идентичные?
На вид идентичные. Но вы осознайте, это не заводская штамповка, эти ножики делали вручную. Они только кажутся идентичными, на самом деле они различные.
Как тогда выбирать? Куда глядеть? - растерянно перебирает ножики юноша
Смотреть не нужно. Надобно ощущать. Знатоки говорят, что узбекский пичак - вещь одушевленная, и он сам выбирает своего владельца. Следственно вам теперь предстоит специальная задача - «услышать» свой ножик.
Юноша глядит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.
Берите ножики в руки, всякий по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, почувствуете движение клинка, почувствуете, как ложится в руку рукоять. Свой ножик вы ощутите сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и крепко. Может быть это будет как толчок либо мигом нагреется в руке рукоять.
Юноша берет в руки ножик за ножиком. Мастер Хайрулла улыбается, отслеживая за нами. Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш метод выбора.
Вот юноша застыл с очередным ножиком в руке. Движения его руки стали увереннее, он будто прислушивается к чему-то.
Ага! Он его обнаружил! - радуемся мы
Но юноша откладывает ножик и берется за дальнейший. Верно, надобно удостовериться! Тем больше, что рукотворный ножик он выбирает впервой в жизни.
Мы следом за ним перебираем ножики, абсолютно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ ножик.
Юноша, перебрав все ножики, начинает поиск вначале.
Не он...Не он... - бормочет он, откладывая ножик за ножиком.
Вот данный! Верно вот данный! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножика. Значит отозвался, значит ощутил и осознал.
Вот видите, мы же говорили, что обязательно отзовется! - радуемся за юношу мы. - Сейчас неукоснительно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножиком и как его точить.


К вопросу о заточке узбекских ножиков.
Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он механически делает несколько движений ножика по донышку пиалы либо касы, заправляя лезвие. Данный процесс сродни медитации либо настройке музыкального инструмента. Будто вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножики нужно заправлять непрерывно. Их железо их такова, что однажды положительно заточенная, она требует периодической заправки.
Для классных пичаков довольно относить их точильщику раз в один-два года. Впрочем точильщик тут надобен ведающий, так как заточка ножиков ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножиков. И неискусные действия могут погубить чудесный клинок.

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего разговора - узбекские национальные ножи, а именно - пчаки. Одна из основных особенностей данных ножиков - это то, что все они не только имеют ранг хозяйственно-бытового назначения, но и повсюду применяются в домашнем хозяйстве, а нередко, как кухонные ножики. Но неизменно ли пчаки имели только хозяйственно-бытовое призвание? И какие есть их разновидности? Об этом и многом ином - Вы узнаете дочитав статью до конца.
До того, как мы начнем хотел бы порекомендовать хороший оружейный интернет-магазин РосИмпортОружие, зарекомендовавший себя на рынке с наилучшей стороны и являющийся огромнейшим импортером травматического оружия и боеприпасов. Ознакомится с продукцией дозволено перейдя в каталог травматических пистолетов.

Пчаки: национальная гордыня и многофункциональный нож

Ножи пчаки имеют узбекское происхождение. Никто из изыскателей холодного оружия в этом не сомневается. Данный обычный и крайне самобытный узбекский нож, тот, что имеет специальный декор, на протяжении многих сотен лет усиленно культивируется в Узбекистане.
Современное право перевело пчак из разряда холодного оружия в разряд ножиков хозяйственно-бытового назначения. Признано, что нанесение колющего удара клинком такого типа непроизводительно. В некоторой степени загадкой остается создание в древности такого клинка, тот, что мог бы стать хорошим видом колюще-режущего холодного оружия, но был предуготовлен экстраординарно для хозяйственных целей.

Особенности конструкции пчака

Облик пчака легко узнаваем в силу своего своеобразия строения и украшающего орнамента. Состоит ножик из лезвия, рукояти и ножен. Клинки пчаков обыкновенно имеют темный цвет, как водится, серый, с голубым либо желтым отливом. В бывшие столетия для достижения этого результата их обрабатывали в жидком растворе специальной по составу глины.
В наше время для многих пчак стал не больше чем предметом быта. На протяжении многих столетий он был предметом мужской и семейной гордости, защитником и помощником. Создавали пчаки ремесленники-ножовщики, которые высоко ценились и обычно проживали в центральных районах городов Азии.

Клинок пчака мастера выковывали из стали, как водится, не слишком высокого качества. Это было связано с массовым спросом на ножики. Дорогие были не по карману большинству горожан. На добротные же клинки мастер неизменно ставил печать - «тамга«.
Достаточно широкий клинок пчака имеет традиционное клинообразное поперечное сечение. Обух сужается к острию. Ширину клинка подчеркивает тонкая рукоять, смещенная вверх так, что ее верхняя сторона служит продолжением линии обуха.
Клинок узбекского пчака бывает 3 видов. Это связано с его хозяйственным предназначением. Особенно распространенная форма кайкэ универсальна и применяется всеми. Острие кайкэ располагается на линии обуха либо чуть приподнято над ней.
Форма толбарги напоминает ивовый лист. Именно так узбекское слово и переводится на русский язык. У данного типа клинка обух при подходе к острию чуть опускается вниз, т.е. острие распложено ниже линии обуха. Такой ножик используют мясники при разделке туш.
Третьей форме клинка, казахче, отдают предпочтение рыбаки. Линия обуха казахчи с середины длины образует плавную выемку, подымаясь к острию. Опрокинув ножик, этой частью клинка с выемкой комфортно снимать чешую.

Разновидность пчака
Рукоять для ножиков изготавливают из дерева и не украшают. Изредка наносят цветной орнамент на «гюльбанд«. Данный элемент пчака отливают из олова прямо на ножике при изготовлении. Гюльбанд служит разделом между клинком и рукоятью.
Соп, хвостовик пчака, повторяет форму рукояти, расширяясь в сторону навершия - чакмока. На конце идет вниз крюкообразный изгиб. В хвостовике пробивается несколько тэшиков. Это отверстия, через которые проходят заклепки. Они с 2-х сторон крепко фиксируют плашки рукояти.
До крепления плашек по каждому хвостовику припаивается особая тесная полоска из меди либо латуни - бринч. На рукояти пчака неизменно оборудуется маленькая выемка под мизинец. На хвостовике, около клинка, сверху и снизу также намечаются небольшие выемки для того, дабы гюльбанд удерживался на металле клинка.
Хин, ножны пчака, исполняли традиционно из куска кожи либо шили из плотной материи. Шов располагали с тыльной стороны по осевой линии. В ножны велико вставляли ножик без использования дополнительной фиксации. Для предотвращения разрезания ножен мастера делали деревянные, внутренние предохранительные вставки.

История происхождения пчака

Узбекские ножики пчаки занимают специальную нишу в современном мире холодного оружия. Имеется в виду, что они теоретически и исторически относятся к нему, но законодательно это не подтверждено. При этом история пчаков куда больше старинная, чем некоторых их «родственников» других национальностей.

Первые примеры узбекских пчаков относятся к 4 столетию до нашей эпохи. Они выставлены в экспозициях музеев как артефакты. Кидается в глаза тесный клинок этих древних пчаков с длинным и плавным подъемом к острию. Ученые поясняют это тем, что ножики из некачественного металла энергично использовались и сточились в процессе применения.
Объемный археологический материал был обнаружен в песках, при раскопках разломанных ветхих городов либо захоронений кочевников. Эти находки датируются 14 веком и значительно отличаются от первых древнейших пчаков. Их клинки универсальны. Они безукоризненно подходили и для использования в хозяйстве, и для применения в бою. С этого периода форма ножика не менялась.

Пчак - символ и ритуал

В различие от наших русский суеверий, на Востоке принято дарить ножики на блаженство. Острые предметы обретают в семьях силу оберегающих талисманов, которые отгонят несчастья и болезни. - не исключение. Ему неизменно приписывали силу оберега. Является он и аксессуаром, используемым в национальных танцах, и элементом общественного ранга. По типу клинка и богатству внешней отделки дозволено точно определить расположение обладателя в социальной иерархии. Дебаты о происхождении термина и самого меча по сей день ведутся в среде изыскателей.
У всего народа, в зависимости от характерных географических, климатических и общественно-культурных условий жизни был принят и получил наибольшее использование личный тип ножика, имеющий отличительные особенности от сходственных орудий других народностей. К их числу принадлежит национальный узбекский ножик «пчак». Возникнувши, согласно различным источникам, в среде среднеазиатских народов на рубеже 14-15 веков, он и по сей день, сберег свою форму фактически непоколебимой.

Общее изложение узбекского ножика «пчак»

Название изделия происходит от узбекского слова «печак», что в переводе обозначает непринужденно «ножик». Ножи пчак распространены по каждой Средней Азии с незначительными различиями в пропорциях и отделке. Классическими их особенностями является широкий прямой клинок с односторонней заточкой и тонкая (теснее клинка) рукоять, которая крепится вровень с обухом.
Клинок ножика может быть шириной до 50 мм. Его длина традиционно равняется 16-22 см. Сечение металлической части - клиновидное, сужающееся от обуха к лезвию. От рукояти к острию толщина ножика понемножку уменьшается: от 4-5 мм до нуля. Спуски почаще каждого прямые, реже - выпуклые либо вогнутые. Такая геометрия обеспечивает изделию хорошие режущие свойства.
По обычии, для изготовления клинка используют углеродистую железо. В итоге воронения железным купоросом, хлорным железом, либо же местными сортами глины, металлическая поверхность приобретает специфичную темную окраску с голубоватым либо желтоватым отливом. Часто клинки подвергают закалке, украшают гравировкой либо выбитым клеймом. Это делает узбекский нож не только необходимым элементом обихода, но и выделяет его как предмет, характеризующий культуру и обиход целого народа.

История распространения ножиков «пчак» со времен СССР

Во времена Советского Союза узбекские ножики пчак дозволено было встретить на европейской части страны в единичных экземплярах, привозимых в качестве сувениров из туристических поездок либо экспедиций по Средней Азии. Особенно распространенной была продукция исключительной в Узбекистане ножевой фабрики в городе Чуст. На сегодняшний день ножи пчак изготавливаются на полукустарных производствах. Основную их массу выпускают мастера города Шахрихан Андижанской области. Там размещен целый ремесленный район, где трудятся династии кузнецов и ножовщиков.
Регулярные поставки национальных узбекских ножейв Россию стали протекать к концу 90-годов прошлого века. Возникла вероятность купить их в розничной торговле: в специализированных магазинах и лавках восточной кулинарии. Единовременно, профильные интернет-магазины, руководствуясь возросшим спросом, стали предлагать на продажу ножи пчак: их фото пополнили многие электронные каталоги. В наши дни специальным спросом пользуются не заводская штампованная продукция, а изделия определенных мастеров. Авторские работы маркируются гравированными эмблемами изготовителя, изготовившего нож пчак своими руками, с изображением звезд и полумесяца в исламских традициях.

Популярные разновидности ножиков «пчак»: шархон и старобухарский

На практике узбекский ножик пчак предуготовлен для хозяйственно-бытовых нужд: разделки мясных продуктов, чистки и круты овощей. В зависимости от вида исполняемых операций используют ножики разной формы. Следственно для полноты коллекции имеет толк купить основные виды узбекских ножей самых распространенных форм:

  • кайке - с приподнятым вверх острием клинка;
  • тугри - с прямым лезвием и ровным обухом;
  • кушкамалак - с двойным долом по обуха.

Наиболее универсальны в использовании примеры с длиной клинка свыше 14 см. Такие модели называют «шархон». Ими дюже комфортно изготавливать профессиональную нарезку разных продуктов: не стуча по разделочной доске, а в пушкат-повадке, как на видео кулинарных форумов.

Наряду с самыми знаменитыми чустскими и самыми распространенными андижанскими (шахриханскими) пчками в интернет-каталогах дозволено встретить разновидности под наименованием «старобухарские». Их характерной спецификой является дугообразно выгнутый клинок, равномерно сужающийся к острию. Второе их зачастую применяемое наименование - «афганки».

Национальные обычии отделки подарочных примеров «пчака»

Для сувениров и коллекционных экземпляров предпочтительно делать выбор из штучных изделий от знаменитых мастеров. Весь такой нож пчак, фотокоторого дозволено увидеть на тематических сайтах и форумах, выступает шедевром определенного мастера. При этом изготовленные в индивидуальном порядке, ножики проходят все нужные этапы закалки и заточки, разрешающие использовать их на деле.
Помимо обеспечения утилитарных функций, подарочные экземпляры отделаны в наилучших традициях восточного колорита. В немалой степени это относится к украшению рукояти, которая у узбекских ножей достаточно тесная в сечении, с характерным клювообразным изгибом на конце. Дорогие примеры изготавливают из разных пород дерева, рогов копытных либо металла. Зачастую их инкрустируют перламутром либо полудрагоценными камнями.

Заточка ножиков и правила ухода

Мастер при изготовлении натачивает узбекский ножик пчак своими руками на корундовом круге. Конец заточки определяет по тональности звука, тот, что издает нож пчак, а видео в сети могут это наглядно продемонстрировать. Поправлять остроту лезвия время от времени дозволено легко о дно керамической тарелки.

Подверженный коррозии, металл клинка требует опрятного отношения. Позже применения ножики невозможно оставлять мокрыми. Их следует беречь в подвешенном состоянии либо на подставке, требуется насухо вытереть.

Категория: 

Оценить: 

4
Средняя: 4 (1 оценка)

Добавить комментарий

  ____    _   _   ____    ____    ____    _     
| _ \ | | | | | __ ) | _ \ | _ \ | |
| | | | | | | | | _ \ | |_) | | |_) | | |
| |_| | | |_| | | |_) | | _ < | __/ | |___
|____/ \___/ |____/ |_| \_\ |_| |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме