Фрактальное рисование как метод психокоррекции. Фрактальное рисование. Разговор с самим собой

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Одно из направлений арт-терапии - энергетическое фрактальное рисование. Метод, получивший название фрактальный, был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, - результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе - работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.)

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной моторикой человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который я применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

При освоении метода возрастает духовная составляющая человека, проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас. Фракталы являются символом нового этапа развития естествознания, этапа слияния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы - аналитического и интуитивного.

Инструменты:

  1. набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков-
  2. лист ватмана формата А 4-
  3. шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер.

Как рисовать.

  1. Лист перед собой расположить по горизонтали-
  2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа-
  3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа-
  4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная-
  5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков-
  6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм- только петлеобразных форм- только 8-образных форм- только углообразных форм.
  7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
  8. Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько полезных советов:

  1. Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).
  2. Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.
  3. Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.
  4. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.
  5. Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
  6. Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.
  7. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10-15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.
  8. Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

Анализ фрактального рисунка

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

  1. характер линии-
  2. размер и конфигурация рисунка-
  3. размер и конфигурация ячеек-
  4. цветовая гамма рисунка,
  5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60-75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30-35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия - уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый - чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии- болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии - эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами - гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке - склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) - с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой - склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка - чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, - нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка - прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными хвостиками по его периметру - яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т.д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) - говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек - добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек - исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек - закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм - рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм - ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки - эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.
Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

  • а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения-
  • б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки - наличие качества формирователя событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно - свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета - энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно - острая проблема личного характера

5.Характерные цветовые акценты.

Большие ячейки красного цвета - предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера - напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета - долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета - природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета - тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка - высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета - говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее:

  1. лимонно-желтый - цвет педагога, учителя
  2. цыпляче-желтый - цвет ретранслятора, передатчика информации, комментатора
  3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству
  4. синий цвет:

Голубой - цвет спокойной энергии

Синий и темно-синий - цвет холодной равнодушной энергии

Сиреневый - цвет сильной энергии

  1. фиолетовый - цвет фонтанирующей энергии
  2. лиловый - цвет мощной, неуправляемой энергии
  3. красный цвет:

розовый - цвет теплой энергии

алый, малиновый - цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

  1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.
  2. оранжевый цвет - цвет жизненной, сексуальной энергии
  3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)- цвет чистой энергии, святой энергии
  4. коричневый, темно-коричневый - цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)
  5. серый цвет - цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами - пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
  6. черный цвет - цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

  • а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета-
  • б) средняя насыщенность цвета - оптимальные качества по энергетическим функциям цвета-
  • в) светлые, прозрачные тона каждого цвета - резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов (см приложение 1). Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Метод фрактального рисунка может использоваться в индивидуальной работе с клиентом, для снятия на­пряжения и усталости у детей и взрослых, с целью диагностики и в корррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми, для изучения взаимоотношений в коллективе, с целью выявления психологической совместимости членов коллектива.

Литература

  1. Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Из­дательский Дом «Деловая литература», 2002

Авторы метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Они широко известны своими работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий. Методу фрактального рисунка уже более 20 лет.

Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией.И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора.Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение.

На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека.

Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы.Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке.

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, были теми же цветами, что доминировали в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме!

Думаю, вам уже не терпится проверить этот метод на себе. :) Давайте приступим!

 

Технология выполнения тестового рисунка

Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа).

Необходимые инструменты:
♦ набор цветных карандашей, фломастеров и ручек
как можно большего количества цветовых оттенков-
♦ лист ватмана формата А4-
♦ шариковая ручка черного или темно-синего цвета,
в крайнем случае черный тонкий фломастер.

Как рисовать:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.

6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм-
петлеобразных форм-
8-образных форм-
геометрических форм.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

ВНИМАНИЕ!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько необходимых советов:

Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревьяи др.)

♦ Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

Если, открыв глаза,Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.

При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.

Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно.Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.

Фрактальный метод апробирован на многих людях. По их отзывам, результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их. Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Внимательно изучите ключ. Старайтесь быть объективным при оценке результата. Используйте знание значений теста, чтобы создать серию новых фрактальных рисунков, на этот раз с целью коррекции.

РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:
- характер линии-
- размер и конфигурация рисунка-
- размер и конфигурация ячеек-
- цветовая гамма рисунка,
отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.
Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе. Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние. Линии с плавными переходами— гармоничное, стабильное состояние.Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными хвостиками по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры.

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек— добрая открытая натура.
Большое количество средних ячеек— исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.
Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.
Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:
а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения-

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки— наличие качества формирователя событий (о чем человек думает, то и происходит). Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени. Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую). Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции. Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений. Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции. Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность. Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.
- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.
- Цыпляче-желтый — цвет ретранслятора, передатчика информации, комментатора.
- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

- Синий цвет:
Голубой — цвет спокойной энергии.
Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.
Сиреневый — цвет сильной энергии.
Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.
Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.

- Красный цвет:
Розовый — цвет теплой энергии.
Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.
Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.
- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).
- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание.

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:
а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета-
б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета-
в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры. Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата.

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

 

На встрече я предлагаю вам решение задач здоровья, благополучия, процветания рода и каждого его представителя через соединение энергии цвета, органов и систем тела (чакры) и смыслов - образов древних славянских буквиц.

 

Мы будем формулировать жизненную задачу и, используя значение цвета и смысловые вибрации буквиц, понимать, как можно её успешно разрешить, создавая новую позитивную речевую формулу-программу выхода их трудной ситуации.

Будем знакомиться, общаться и использовать полученные знания с пользой.

Бессмысленно водила я рукой
Рисуя линии, круги…
И белый лист бумаги предо мной
Как паутиной был покрыт.
Не ведала, не знала я тогда,
Что рисовалось мной моя судьба,
Что открывался для меня портал
С загадочным названием - «фрактал».
Подобие меня - рисунок мой
Готов был говорить со мной.
Сурия Андреева, 09.08.2016

Семинар-практикум
«Фрактальный рисунок как метод самопознания»

Те, кто хочет и готов встать на путь самоосознания и саморазвития, самостоятельно и успешно решать жизненные задачи, помогать другим, может применять фрактальный рисунок как простой, доступный и 100%-ный метод психологической самокоррекции.

Фрактальный метод - это метод самостоятельной диагностики психоэмоционального и физиологического состояния человека, который помогает Вам выстроить гармоничную картину своего взаимодействия с миром, разобраться в вопросах постановки и достижения целей, своих отношений с членами семьи, коллегами и др.

  • Как познать себя?
  • Каким образом можно получить доступ к информации, скрытой в глубинах нашего подсознания?
  • Как научиться определять свои жизненные цели и достигать их?
  • Как перейти на новый качественный уровень в своём развитии?

«Фрактальный» с латинского значит «подобный, похожий». Принцип подобия применяется изначально, когда Вы создаёте свой первый фрактальный рисунок. В данный момент, ещё не осознавая, Вы передаёте в этом неприглядном, непонятном рисунке своё внутреннее состояние.

Вы рисуете сами себя, свой внутренний мир вместе со всеми переживаниями, проблемами, болезнями, горестями, радостями, мечтами… Этот рисунок, как две капли воды, «похож» на Вас. Он содержит исчерпывающую информацию о вашем сегодняшнем состоянии. Во фрактальном рисунке макромир - это человек, а микромир - это рисунок.

Рисунок является информационным мостиком между сознанием и областью неосознанного.
Благодаря этому складывается объёмная картина - характеристика тестируемого человека.
Диагностика, основанная на анализе формы и энергетических функций цвета, позволяет самостоятельно решать жизненные задачи путём осознанной коррекции фрактальных рисунков.

Научиться создавать фрактальные рисунки Вы можете на семинаре.

Программа семинара:

  1. История рождения фрактального метода. Что такое фракталы и фрактальность?
  2. Энергетические функции цвета - основа фрактальной диагностики.
  3. Влияние цвета на жизнедеятельность человека.
  4. Цветотерапия. Анализ состояния человека по цветовым ощущениям.
  5. Цветовые вибрации и смыслы древних славянских букв-образов и слов, способствующие пониманию своего настоящего состояния.
  6. Фрактальный метод как способ медитации.
  7. Использование фрактального рисунка в процессе работы над целями.
  8. Технология выполнения тестового рисунка.
  9. Как пользоваться «ключом» для самодиагностики.
  10. Как проводить самокоррекцию психологического состояния с помощью рисунка.

Индивидуальные консультации.
Данный семинар-практикум рекомендуется участникам курса «Целеполагание» как практический метод самостоятельной работы над целями. Также данный семинар представляет собой самодостаточное обучение и может быть пройден вне курса «Целеполагание» как самостоятельное занятие.

Преподаватель:
Никитина Светлана Геннадьевна -
ритор, специалист по речевым коммуникациям, психолог-консультант.

Светлана Никитина

Я себя рисую…

Как познать самого себя?
Как научиться определять свои жизненные цели и достигать их?
Как перейти на новый качественный уровень в собственном развитии?
Каким образом поддержать себя в трудную минуту, когда не к кому обратиться за помощью, а можно рассчитывать лишь на свои силы?

Вопросы, вопросы, вопросы…
Только найдёшь ответ на один вопрос, как жизнь подбрасывает другой…
Так и идём по жизненному пути шаг за шагом - поиск, варианты, выбор, решение…

Особенно много вопросов встаёт перед человеком в переломные времена, которые часто называют «кризисными», «революционными», «смутными» и т.д. Но, как сказал поэт, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Лучше, конечно, жить - и жить хорошо! Для этого необходимы силы, вера и большое желание. Сегодня, к сожалению, многие опускают руки, теряют веру, перестают двигаться вперёд, смиряются с безысходностью: «А зачем пытаться что-то делать, всё равно бесполезно - ведь кризис!»

К счастью, я знаю других людей. Они находят внутренние резервы и поддерживают себя в минуты испытаний. И у каждого свой способ: кто-то мастерит руками, кто-то прописывает свои мысли и анализирует ситуацию, кто-то уезжает на природу и гуляет в одиночестве - «думу думает», а кто-то рисует.
На самом деле, существует огромное количество разнообразных возможностей поддержать себя и, как Мюнгхаузен, вытянуть себя за волосы из болота.

Несколько лет назад, когда я переживала нелёгкие времена, меня научили фрактальному рисунку. Это помогло мне не только справиться с большой потерей, но и понимать самоё себя, спокойней и мудрее относиться к тому, что происходит в жизни.

Фрактальный переводится с латыни как «похожий, подобный».
Создатель метода фрактального рисунка Полуяхтова Т.З. пишет: «Принцип подобия применяется изначально, когда человек рисует свой первый рисунок. В этот момент он, не осознавая, передаёт своё внутреннее состояние. Мы рисуем сами себя, свой внутренний мир со всеми переживаниями, проблемами, болячками, горестями и радостями. Этот рисунок содержит исчерпывающую информацию о нас самих. Он как две капли воды похож на нас».

Существует теория, что мир, окружающий нас, представляет некую фрактальную структуру. В этой структуре любая информация закономерно повторяется на различных масштабных уровнях. Например, клетка «знает» всё об организме в целом- атом содержит исчерпывающую информацию о строении Вселенной. Поэтому, изучая атом и постигая тайны микромира, мы тем самым раскрываем тайны строения макромира - Вселенной. Во фрактальном методе макромир - это человек, а микромир - это рисунок.

Какова же история создания метода фрактального рисунка?
Это произошло в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Учёные смогли наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека, благодаря изобретённой физиками трипризме, выполненной из оптического стекла с зеркальным отражателем.

В преломлении граней трипризмы совершенно чётко было видно, что у каждого человека своё неповторимое сочетание цветов. Причём в разном эмоциональном и физическом состоянии цветовая картина видоизменялась.

Учёные пришли к выводу, что это - настоящая аура, энергетическая оболочка, цветовая гамма которой содержит в себе глубинную информацию о человеке.
Исследователей поразило, что те цвета, которые доминировали в ауре человека, увиденной через трипризму, те же цвета доминировали и в рисунке, выполненном по фрактальному методу!

Знания о влиянии цвета на жизнедеятельность человека и опыт лечения цветом, накопленные в течение многих веков, доказывают: с помощью цветоощущений человека можно совершенно точно определить его эмоциональное и физическое состояние, а также воздействовать цветом на отдельные органы, системы организма, вызывать или подавлять определённые чувства.

Таким образом, когда человек создаёт фрактальный рисунок и расшифровывает его с помощью специального «ключа», анализируя характер линий, величину «ячеек», преобладающие цвета и цветовые сочетания, он проводит самодиагностику, а в последующих рисунках самокоррекцию своего состояния.

Кроме того, фрактальный рисунок - это способ активной медитации. Я зажигаю свечу, включаю музыку и час-полтора рисую: душа успокаивается, мысли упорядочиваются, в голову приходят ответы, которые долго и мучительно искала, улучшается настроение. Почему? Да потому, что посвятила время себе! Поэтому я рисую ежедневно, задаю вопросы и нахожу ответы в линиях и цветовых пятнах. Один рисунок, второй, десятый, семнадцатый…

И результат превосходит все ожидания: вдруг в паутине линий я вижу птицу и разукрашиваю её. Когда человек создаёт не ляпистое разноцветье, а художественный образ, это свидетельствует о гармонизации, глубоком проникновении в собственное «Я», проявлении его творческих способностей. Так в моих рисунках появились образы бабочки, яблока, пасхального яйца, змеи, синей птицы…

С декабря 2003 года я пользуюсь методом фрактального рисунка как способом самоподдержки в трудные моменты жизни. Просто и эффективно! Я обучила этому методу многих людей, консультировала производственные коллективы, семейные пары, детей и родителей, чтобы разобраться в конфликтных ситуациях, состоянии здоровья или отношениях.

И сейчас в рамках большого цикла занятий по целеполаганию предложила тему «Фрактальный рисунок». Желающих оказалось так много, что я запланировала ряд тематических занятий обучения технологии выполнения тестового рисунка, его расшифровке, диагностики и коррекции состояния рисующего.

Всегда рада встрече с вами!
Искренне желаю вам найти в себе источник силы, внутреннюю опору и стойкость духа!

Ваша Светлана Никитина

Мастер – класс «Разноцветные кусочки» (фрактальный рисунок).

Мастер – класс рассчитан на работу с детьми любой возрастной категории. Может быть использован в работе с педагогами или родителями.

Назначение: создание в технике «Фрактального рисунка» художественного произведения.
Задачи:
- знакомство с новой техникой рисования-
- развитие самовыражения и самопознания через творчество-
- расслабление и снятие эмоционального напряжения-
- создание коллективных или индивидуальных поделок-
- применение приёмов арт – терапии для коррекции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья-
- развитие мелкой моторики.

Фрактальный рисунок.

Авторы метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Их методу фрактального рисунка уже более 20 лет. За это время с методом познакомились тысячи людей.
По книге авторов:
Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста.
Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4).
Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45-60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть.
На занятии присутствовало сорок девять человек - взрослые и дети. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому - 6 лет.
Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит.
Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет.
То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги.

 

Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами.
Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека».
Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора.

 

Для работы необходимо:
- набор цветных карандашей,
- фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков-
- лист ватмана формата А4-
- шариковая ручка черного или темно-синего цвета.

Притча «Карандаш»

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

 

Пошаговый процесс работы:

 

1. Собираем необходимые материалы для работы.

2. Располагаем лист перед собой горизонтально. Устанавливаем шарик ручки в любой точке листа. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45 – 60 секунд.

 

3. Закрыв глаза, выбираем карандаш. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек.

 

 

4. Закрыв глаза, выбираем следующий карандаш. Закрашиваем не соприкасающиеся ячейки.

 

 

5. Закрыв глаза, выбираем следующий карандаш. Закрашиваем не соприкасающиеся ячейки.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наша картина «Разноцветные кусочки» готова.

 

 

 

 

7. Этот рисунок не только поможет снять эмоциональное напряжение во время творчества, но и украсит интерьер. Ваша картина неповторима!
Вот несколько работ, которые выполнены детьми моей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игнатова Елена Михайловна

Мастер-класс для педагогов

«Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния педагога»

Цель: познакомить педагогов с новым способом из области арт-терапии,

способствующем коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния-

профилактика и коррекция психологического и физиологического состояния педагогов.

Предварительная работа: диагностика педагогов «Степень выраженности синдрома эмоционального выгорания» (тест-опросник Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова)

Материалы: белые листы А4 по количеству участников, цветные карандаши, авторучки, фломастеры, красивая музыка для релаксации, клей-карандаш, стикеры.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я пригласила вас на мастер-класс, чтобы познакомить с новым способом из области арт-терапии, способствующего коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния.

По традиции начнем наше мероприятие с приветствия.

1. Приветствие: упражнение «Комплименты»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Педагог-психолог:Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Наташа, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Педагог-психолог:познакомить с результатами анкетирования.

По результатам, мы видим, что не все у всех так гладко, как хотелось бы. Сегодня я вас познакомлю с новым методом, который помогает снять напряжение и усталость. Этот метод из области арт-терапии. Вы знаете, что арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

Какие методы арт-терапии вы знаете? (изотерапия, танцевальная и игровая терапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, мандалатерапия, маникюр, мыловарение, бисероплетение, создание открыток, макияж, прически).

Одним из методов арт-терапии является фрактальный рисунок. Этот метод разработан Т. З. Полуяхтовой в 1991 году на основе исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, весь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.

Фрактал с латинского – дробленый, сломанный, разбитый – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Этот метод можно использовать детям и взрослым для коррекции психоэмоционального состояния – переживание чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения и усталости.

Рисунки выполняются с закрытыми глазами.

2. Рисование

Инструкция:Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки. Лист положите перед собой по горизонтали. Шарик ручки установите в любой точке листа. Сейчас вы будете рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, стараясь заполнить как можно большую часть листа. Рисовать будете в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Все понятно?

Тогда закройте глаза.

Начинайте рисовать. (включить красивую музыку для релаксации)

Время истекло.

Закончили рисовать.

Откройте глаза.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

Сейчас мы будем раскрашивать ваш рисунок. Закрашивая ячейки, карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если только ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали. Одним цветов можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек. В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой. Понятно? Приступаем к раскрашиванию ячеек.



3. Обсуждение эмоционального состояния в процессе рисования.

4. Рефлексия «Нарисую, что ощущаю»

На стикере нарисовать свое эмоциональное состояние или отзыв, или пожелание, т. е. то ощущение, которое вы испытываете на момент окончания мастер-класса и написать только одно слово. Приклеить все стикеры на один лист «Мои ощущения».

5. Прощание «Нарисую, что желаю»

На стикере нарисовать пожелание коллегам или себе и написать только одно слово. Приклеить все стикеры на один лист «Мои пожелания».


Публикации по теме:

Цель: Применение техники рисования мыльными пузырями в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений нашего района. Задачи:.

Вот таких спортсменов сделали наши дети для детей младшей группы для знакомства с зимними видами спорта. Для создания таких прекрасных.

Мастер-класс для воспитателей «Рисование с детьми 3 лет»В три года дети приходят в детский сад. Они все такие разные, такие любознательные и эмоциональные. Они активно познают мир, себя, учатся.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога»Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР»-Здравствуйте, уважаемые коллеги! С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _  __  ___   ___   ____    ____   __        __
| |/ / |_ _| |_ _| | _ \ | _ \ \ \ / /
| ' / | | | | | | | | | | | | \ \ /\ / /
| . \ | | | | | |_| | | |_| | \ V V /
|_|\_\ |___| |___| |____/ |____/ \_/\_/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме