Как сделать куклу из платочка. Мастер-класс «Изготовление платковой куклы. Зайчик на пальчик из носового платочка

Как сделать куклу из платочка. Мастер-класс «Изготовление платковой куклы. Зайчик на пальчик из носового платочка

Зайчик из платка может стать для вас палочкой-выручалочкой в дороге или в долгой очереди в поликлинике. Материал для этой немудреной игрушки всегда под рукой. Два узелка – и обычный носовой платочек превращается в зайку. Конечно, сама по себе игрушка надолго не займет малыша. Поэтому зайчик должен «поговорить» (маминым голосом) с малышом, расспросить о его делах, рассказать о своих, заячьих.

А на пасху зайчик из платка может стать прекрасной импровизированной подставной для яиц. Настоящий пасхальный заяц! Конечно, носовые платочки лучше выбрать посимпатичнее, подойдет и просто квадратный лоскут ткани.

Познакомьтесь с близким родственником зайки из платочка .

Зайчик на пальчик из платка

Кладем носовой платок на ровную поверхность

Два противоположных угла сворачиваем поэтапно с шагом приблизительно в 3 см к середине. Должно получиться вот так.

Две получившиеся полоски складываем друг с другом.

Сворачиваем нашу скадку пополам по длинной стороне.

С одной стороны получились острые углы у платка – это будущие заячьи ушки.

Берем платок за ушки и делаем узел – получилась голова у зайчика.

Ушки и туловище расправляем и наш зайчик на пальчик из платочка готов.

Пасхальный заяц из платка

Этот заяц похож на предыдущего зайчика на пальчик из платка, но так как он пасхальный, то и делается он немного по-другому. Этого зайку можно сделать из любого квадратного кусочка ткани.

1. В середину платка кладем небольшую полоску синтепона.

2. Сворачиваем платок пополам по диагонали

3. Сгибаем прямой угол платка к середине с шагом приблизительно 3 см

4. Сгибаем полоску из платка пополам.

Народная тряпичная кукла Бессонница – кукла не простая, колыбельная. Обычно делали ее мамы своим младенцем – если ребеночек раскричался, расплакался, не может уснуть. Наши предки думали, что ребенка донимает злой дух – Бессонница. Чтобы отвлечь ее от дитяти и обмануть делали из двух оказавшихся под рукой лоскутков такую тряпичную народную куклу и клали в колыбельку. Конечно, произносили заговор: «Сонница-Бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». После этого Бессонница должна была «уйти» в куклу, а ребенок спокойно уснуть. Эту куклу сегодня чаще всего делают из двух носовых платочков. Возможно потому, что это самый «подручный» материал для современной мамы. Но можно взять и любые другие одинаковые по размеру лоскутки ткани. Голову формируют из любого лоскута ткани. Можно, кстати, использовать для такой «набивки» фильтр-пакеты с успокаивающими травами – валерианой или пустырником. Подойдет и ромашка, которая есть в каждом доме. Главное не брать травы возбуждающие, стимулирующие, например, мяту. Такую куклу вы можете сделать своему малышу сами или поручить важную операцию «Сон-угомон» старшим детям. Пусть сделают такую тряпичную куклу сестренке или братишке. Но учитывайте, что кукла достаточно сложная, справятся с ней ребята 9-10 лет или старше.
Как сделать народную тряпичную куклу Бессонницу.
Для этой народной куклы вам потребуется два квадрата ткани 30х30. Одна ткань светлая для лица и рубашки, а вторая может быть пестрой – для сарафана. Можно куклу Бессонницу сделать из двух носовых платков.
Возьмите светлый лоскут и согните его по диагонали.
На двух противоположных углах завязываем по узлу – это ручки куклы.
Раскрываем середину светлого лоскутка и вкладываем в него кусочек синтепона (ваты, обрывков тряпочек и ниток).
Опять складываем ткань пополам. Берем куклу за вложенный комок, и поворачиваем ее по часовой стрелке.
Передний угол платка поднимаем, оборачиваем им вокруг головы и продеваем в образовавшуюся петлю. Петлю затягиваем.
Верхнюю часть куклы Бессонницы, накладываем на второй платок, так, чтобы прямая сторона ткани была под ручками.
Правый угол квадрата-сарафана оборачиваем вокруг головы, ведем на крест по спине и выводим на лицо под рукой куклы.
Делаем горизонтальную складку на спине куклы и перекрещиваем левый угол платка куклы Бессонницы.
Спереди два конца платка перевязываем.
Переворачиваем тряпичную куклу на другую сторону.
Тряпичная народная кукла Бессонница готова.

«Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток.

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными,

И волшебное сама выдумаю имя….»

(Галина Заславская.)

Цель мастер класса.Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное- интересным.

Задачи мастер-класса:

Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка-

Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом-

Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов-

Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

Назначение мастер-класса:Мастер-класс предназначен для педагогов МДОУ. Каждый педагог знает о важности и значимости театрализованной деятельности в детском саду. Ведь театр открывает множество дверей к сердцу ребёнка.

Участники мастер-класса: педагоги МДОУ.

Результат мастер-класса:сформировать у педагогов умение изготавливать платочную куклу из подручных материалов.

Ход проведения мастер-класса

Уважаемые коллеги! Представляем вашему Вниманию мастер-класс по изготовлению платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы - это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации платья куклы- треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.). Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

Толстый кусок поролона (25см х 25см)-

Картон и цветная бумага-

Капрон телесного цвета или капроновые колготки-

Моток цветной пряжи или мулине-

Готовые платки или цветная ткань-

Резинка (50 см)-

Банты или лента (1м)-

Ножницы-

Иголка и нитки-

Канцелярский нож-

Клей (пва, титан)-

Декоративные глазки-

Гуашь, кисть.

Этапы изготовления куклы:

1 этап - изготовление головы куклы

1. Из поролона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

2. Обшиваем голову капроном (делаем лицо).

3. Из маленького кусочка поролона делаем нос о обшиваем его капроном.

4. Пришиваем нос к готовому лицу будущей куклы.

5. На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками.

6. Приклеиваем глаза и реснички с помощью клея к лицу куклы.

7. Из кусочка поролона вырезаем с помощью ножниц губы и красим их гуашью красного цвета, даём высохнуть краске, далее губы приклеиваем с помощью клея к лицу куклы.

8. С обратной стороны головы куклы приклеиваем с помощью клея кусок картона, чтобы скрыть изъяны работы.

9. Из пряжи делаем волосы. Для этого мы нарезаем определённое количество нитей (лучше побольше, чтобы волосы получились густыми) по 1 метру в длину. Перевязываем готовое количество нитей ровно по середине, таким же способом делаем «чёлку» (примерно 8 см в длину).

10. Заплетаем косички с двух сторон, завязываем банты (ленты).

11. Приклеиваем с помощью клея «чёлку» и косички к голове куклы.

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

12. Сначала мы сшиваем иголкой и ниткой два платка вместе, чтобы получился большой прямоугольник.

13. Верхнюю часть платка «собираем» с помощью иголки и нитки в один пучок (получаем большие волны на платке).

14. К нижним концам платка пришиваем петли из резинки.

15. Набранную часть платка приклеиваем с помощью клея к обратной стороне готовой головы куклы, приклеиваем тесьму (50 см в длину) в виде петли, для крепления к шее кукловода- приклеиваем ещё один кусок картона с задней части головы для эстетического вида.

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова!

Для упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать вместо объёмной головы, нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок, а для туловища (платья) использовать один платок уголками вверх и вниз, а к боковым уголкам пришиваем петли из резинки.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми дошкольного возраста. Это чудо-пособие, имеет обучающее, воспитательное и развивающее значение, которое приносит детям огромную радость и восхищение при игре с ним. Дети очень любят играть с этими куклами. С помощью этих кукол дети с большим удовольствием принимают участие в играх драматизациях знакомых сказок, так же используют их в досуговой деятельности, на праздниках, развлечениях и в повседневной самостоятельной, театрализованной деятельности. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные и эстетические, у детей развивается речь. Платковые куклы очень просты в обращении. Они стали постоянным источником радости, стремление детей выражать свои чувства, эмоции через определённый кукольный образ. Наш мастер-класс мы хотели бы завершить стихотворением Алёны Рычковой «Рождение куклы»:

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Наверное, так же ночными часами,

Трудился, когда-то, Создатель над нами.

Рождение куклы из разного хлама

Подобно явлению миру Адама.

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Живёт человечек! И сквозь бесконечность

Глядит на него прекрасная Вечность.

Спасибо за внимание!

Лето. Жарко. Душная электричка. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. Знакомая картина? И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка, которым только что обмахивался. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвостик. Многие наверняка помнят с детства такого зайку из носового платка.
В одно мгновение он становился единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого незатейливого зайку заканчивались неудачей. Ушки не такие, рисунок носового платка не ложится по спинке, и складочки на мордочке другие. И вообще, это не тот зайка, и очень обидно, что уговорили расстаться с ним. Такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти останутся два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию.

Этот зайка - родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессонницы. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой...

Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Чтобы сделать куклу Бессонницу, берут два приблизительно одинаковых по размеру носовых платка или два лоскута не очень плотной ткани такого же размера. Один платок складывают пополам по диагонали (рис. а). На противоположных его концах туго затягивают узлы (рис. б).

Затем платок разворачивают и в центр его закладывают клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комок льняной или пеньковой кудели.

Платок снова складывают пополам. Плотно обжав вложенный комок, перекручивают платок в центре один раз по часовой стрелке.

В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.
Свободные концы платка вновь расправляют. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре платка, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел (рис. а).
Расстелив и расправив второй платок, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого платка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго платка. Оставшийся свободный конец первого платка расправляют на втором платке. Кончик от узла по скрутке тоже расправляют в середине платка в сторону свободного конца (рис. б).

Получившуюся из первого платка деталь будущей куклы пеленают вторым платком. Для этого правый верхний конец платка оборачивают слева от скрутки первого платка и выводят из-под первого платка вновь на правую сторону ниже узла, завязанного на диагонали первого платка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №75 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Мастер класс по теме самообразования:«Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду»

Для детей подготовительной группы

«Превращение носового платка»

Подготовила:

Авдеенко Нина Владимировна,

Воспитатель 1 категории

Симферополь,2017г.

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «народная кукла».

Задачи:

1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

2.Укреплять субъективную позицию педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

4. Познакомить присутствующих педагогов с историей возникновения носового платка и изготовлением из него простых кукол, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения.

5. Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества- развивать навыки работы с тканью- содействовать эстетическому восприятию народной игрушки- познакомить с технологией изготовления «куклы-девочки», «куклы-мальчика», «зайчика на пальчик».

Методические приемы:

  • Беседа,
  • использование наглядного материала,
  • ИКТ,
  • театрализованное действие.

Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, тесьма, нитки.

Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла », аудиозапись «Говорят дети», ноутбук, экран, экспонаты мини-музея тряпичной куклы.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги!

(слайд №1-2)

Меня зовут Авдеенко Нина Владимировна. Я – воспитатель подготовительной группы. Стаж работы- 30 лет, первая категория. Тема, над которой я работаю третий год:«Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду». И сегодня я покажу мастер класс по своей теме.

Дети - удивительные, они совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на окружающий мир по-новому. И чтобы их понять, нужно самим нам стать чуть-чуть ребёнком и посмотреть на мир его глазами.

Я Вам хочу загадать загадку:

(слайд №3)

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Вовы, Тани,

Тети Вали, дяди Пети

И у всех людей на свете. Что это?

Правильно, это носовой платок.

Как его можно использовать? (ответы)

Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Я хочу предложить послушать высказывания моих воспитанников.

(звучит аудиозапись –«Говорят дети», как используют носовой платок).

Удивительно, как дети видят столько предметов в одном носовом платке.

Такая обыкновенная вещь - носовой платок: он должен быть у каждого аккуратного человека, который следит за своим здоровьем.

Носовые платки используются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.На Руси они назывались ширинками.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.

(слайд №4-5)

С течением времени платки становились все проще, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые.

Сегодня бумажный носовой платок почти полностью вытеснил тканевый.

Появление бумажных носовых платков вызвано практическими соображениями (возможность одноразового использования, улучшение гигиены и облегчение ухода за ними).

Носовой платок становится путеводителем для детей в мир открытий. И я предлагаю Вам совершить путешествие на поезде.

(Звучит мелодия поезда. Выходят 3-4 чел имитируют, что едем)

Первая остановка «Кукольная».

(слайд №6)

Мы с Вами сделаем из носового платка куклу - мальчика и куклу –девочку.

(слайд №7-8)

народные куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые.

(слайд №9-10)

куклы обрядовые.

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».

куклы обереги,

Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

«Кубышка – травница

Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

Вторая остановка «Игрушечная»

(слайд №11-13)

Сделаем игрушку – «зайчик на пальчик»

Куклы игровые

(слайд №14-15)

Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

«Зайчик на пальчик»

Кукла «Утешница»

Делалась из цветных, красочных тканей, была яркой, с пышной юбкой, в серьгах. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка.

«Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Фантики от конфет не выбрасывали, в них опять заворачивали конфеты

(слайд №16-17)

А еще помню, мы в детстве вот такими человечками развлекались:
Ставишь два пальца на уголки платка и туго обматываешь, чтобы ткань плотно обхватила пальцы. Теперь этот некто может бегать или плясать.

На пальчик можно сделать и куклу ангела.

(слайд №18)

Необходимо с нашими игрушками придумать небольшую сказку и показать нам её, у Вас есть 3 минуты.

(слайд №19-23)

Лев Семёнович Выготский говорил,что творчество- это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует, создаёт что-то новое. Наша задача в работе с детьми развить творческое воображение, смекалку, увидеть и поддержать таланты в каждом ребёнке.

Для творчества я предлагаю детям большой выбор материалов. В процессе такой деятельности у детей появляется инициатива, формируются навыки общения, умение работать сообща. Дети с удовольствие выполняют действия с предметами, участвуют в театрализации.

Слушаем сказку, придуманную педагогами.

Следующая остановка конечная

(слайд №24)

Мы снова в нашем зале.

Вам удалось почувствовать себя детьми?

В таком случае я прошу выразить своё отношение к мастер классу,

Первый человек в 3 существительных, второй – в 3-х глаголах, 3 – в 3-х прилагательных

Любой предмет, используя в работе с детьми, развивает творческие способности детей.

Мой мастер класс назывался: «Превращения носового платка».

(слайд №25)

Заключение

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, поскольку тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Она делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Спасибо.

Если, вдруг, прикрыть минуту тишины.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Иглой и ножницами наши прародительницы не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая».

Сказка для артистов

(нужно немного ваты -это борода деду, платочек -бабушке,)

Жили –были дед и баба и было у них много детей, сколько? (число зависит от количества кукол)Однажды дети пошли в лес, а в лесу сидит зайчик, его выгнала лиса из избушки, дети спрашивают

Зайчик, почему ты плачешь?

А как мне не плакать, выгнала лиса меня из избушки.

Пойдём к нам жить.

И забрали зайца, принесли они его домой. Смотрят, а следом за ними все зайцы из леса прибежали.

Дед – кто это с вами пришёл?

Бабка- пойдём,зайцы, я вас покормлю.

И стали они жить поживать и добра наживать.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

 __   __  __  __       _    ____   ____    _  __
\ \ / / | \/ | | | / ___| / ___| | |/ /
\ V / | |\/| | _ | | | | _ \___ \ | ' /
| | | | | | | |_| | | |_| | ___) | | . \
|_| |_| |_| \___/ \____| |____/ |_|\_\
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме