Первый общерусский свод законов на руси назывался. Первые законы — «Русская Правда. Преступления и наказания

Первый общерусский свод законов на руси назывался. Первые законы — «Русская Правда. Преступления и наказания

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.
Махатма Ганди

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

 

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.
Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.
В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ- долговые обязательства- порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.
Русская правда Ярослава Мудрого -это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.
В 621 году до нашей эры в архонтство Драконта, в Афинах был принят первый сводзаконов. Они отличались крайней суровостью и были, по выражению греков,«написаны кровью». За всякое преступление, за великое и ничтожное,устанавливалась смертная казнь. В 594 году до нашей эры архонтом-эпонимом был избранСолон, происходивший из древнего царского рода Кодридов. Он отличалсявсесторонней образованностью, почитался одним из семи мудрецов, выделялся какнезаурядный поэт, военачальник и дипломат, законодатель и реформатор. Солонпровел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Прежде всего оносуществил сисахфию, отменив долговое рабство. Отныне грек не мог стать рабомгрека. Затем провел номофесию, реформу законодательства. Все афинские гражданебыли разделены на 4 класса по уровню доходов:
1. Пентакосиомедимны, имевшие более 500 медимнов зерна годового дохода.
2. Гиппии (всадники), имевшие более 300 медимнов зерна.
3. Гоплиты (пехотинцы) с доходом более 150 медимнов зерна.
4. Феты (судьи) с доходом менее 150 медимнов.
В зависимости от классараспределялись права и обязанности. Пентакосиомедимны получали право избиратьсяна высшую должность – архонтов. Гиппии и гоплиты могли избираться на прочиегосударственные должности. Феты же обладали только правом голоса при избрании.Представители первых трех классов обязаны были нести военную службу и исполнятьлитургию, а именно: содержать спортивные и учебные учреждения, театры и хоры,организовывать празднества и спортивные игры, снаряжать военные корабли ипрочее. Феты были свободны от подобных обязанностей. Солон отвергал идеюравенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелыеобязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственноеустройство получило название «тимократии». Солон придал древнему родовому советустарейшин – ареопагу – статус блюстителя законов. Затем он учредил советчетырехсот – булэ, состоявший из 400 булевтеров и представлявший собойправительство полиса. Кроме этого был создан суд присяжных – гелиэя– в составе4000 гелиастов- этот суд рассматривал уголовные и гражданские дела и апелляции.
Писистрат, борец с аристократией, художник Роджер Пейн
Совершив эти преобразования, Солон удалился в добровольное изгнание, и послеего ухода Афинское государство было охвачено обострившимся соперничеством родови борьбой партий. В Аттике того времени выделялись три партии: пэдиэи – жителиравнины, они отражали интересы состоятельных землевладельцев- диакрии –обитатели гористой местности, они представляли интересы мелких земледельцев-паралии – приморское население, состоявшее преимущественно из ремесленников,моряков и торговцев. Пожалуй, то был один из самых ранних примеров борьбы партийи вообще многопартийности. В этой борьбе победителем вышел Писистрат, лидердиакриев. Пользуясь поддержкой фетов, он установил тиранию и начал репрессиипротив аристократии. Реквизированные земли Писистрат распределял средибезземельных фетов, содействуя таким образом выравниванию состояний иподготавливая переход к полной демократии.
В 509 году до нашей эры наследники Писистрата были свергнуты. В это время выдвинулсяКлисфен. Он был из древнего знатного рода Алкмеонидов, преданного в 597 году донашей эры проклятию за пролитие крови близ алтаря и потому считавшегося изгоем всреде аристократии. Выделяясь политическими и ораторскими талантами, Клисфенсоздал партию демоса. В 508 году до нашей эры он был избран первым архонтом и приступилк государственным преобразованиям, утвердившим демократию в Афинах.Клисфен разделил все Афинское государство на 10 территориальных округов – фил,составлявших примерно равную численность граждан- при этом каждая фила включалав себя приморскую, равнинную и горную территории. Тем самым была преодоленапартийная рознь, а также устранено влияние родовых интересов на дела полиса.Изменился порядок формирования коллегиальных органов власти, приближающийся кмодели представительной демократии. Булэ был увеличен до 500 человек, по 50 откаждой филы. Гелиэя была доведена до 6000 человек, по 600 от каждой филы, истала равной по числу голосов кворуму народного собрания. Были введеныколлегии:10 аподектов (казначеев), 10 логистов (финансовых контролеров), 10евфинов (административных ревизоров), 10 стратегов (военачальников), по одному от каждой филы.
После Владимира Красное Солнышко в результате междоусобиц и борьбы за престол к власти пришёл один из его сыновей Ярослав, который стал для справедливым и умным правителем Ярославом Мудрым. Его управление страной и деятельность описываются в летописях разных государств. За время правления были заключены выгодные дружеские отношения со многими странами. С Русью считались все европейские державы. Князь начал создание первого сборника законов «Русская правда», который является отправной точкой для законодательной власти на Руси.

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Церковные законы

Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:
Семейно-брачные отношения-
Преступления против церкви, отступничество от веры-
Нарушения, совершённые служителями церкви.
В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).

Значение для Руси

Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.
До крещения страны князем Владимиром Киевская Русь была языческим государством. В те времена все законы нигде не были записаны, и люди жили по древним обычаям. Но когда на престол взошел Ярослав Мудрый, появились первые письменные законы. Начало создания первого письменного свода законов принадлежит именно Ярославу Мудрому.

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей - Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.
На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток....

Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со...
Русская правда - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков Русской правды, которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник Русской правды был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции Русской правды, которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).
Краткая редакция содержит: Правда Ярослава, или Древнейшая правда (автором ее считается Ярослав Мудрый), Правда Ярославичей, или Устав Ярославичей (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый Покон правильный и Урок мостникам, о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником Русской правды были нормы обычного права. В частности, Правда Ярослава отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В Правде Ярославичей уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. Покон правильный, или Устав правильный, определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления княжеского слуги - верующего (собирателя веры), а Урок мостникам непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.
В целом Русская правда представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось гривной, т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки Русской правды юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В Русской правде предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.
Русская правда состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: веру - в пользу князя и головщину - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний Русская правда не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по Русской правдой преимущественно имел состязательный характер.
По составлению расширенной редакции Русской правды, которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция Русской правды (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию Русской правды большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.
Русская правда - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.
Русская правда сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.

Категория: 

Оценить: 

5
Средняя: 5 (1 оценка)

Добавить комментарий

      _   __  __   _       _       ____    ____  
| | | \/ | | | | | | _ \ | __ )
_ | | | |\/| | | | | | | |_) | | _ \
| |_| | | | | | | |___ | |___ | __/ | |_) |
\___/ |_| |_| |_____| |_____| |_| |____/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме