В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве.
В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.
Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕдети к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: налево - направо, вперед - назад и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.
Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания. Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.
В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.
Дети любят упражнения на внимание, в которых они производят движения в указанном направлении, например: Повернитесь направо, Правой рукой дотроньтесь до левого уха и т. п.
Большое внимание в работе с детьми б-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр.
Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения- увеличивают площадь ориентировки- усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх Зайцы и волк и Караси и щука дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: Как пройти в магазин (в булочную и пр.), Дорога на почту (в аптеку), Дорога в школу. Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять картину пути. Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.
Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету (Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка), а также свое положение среди окружающих предметов (Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди- повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).
Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука, определять стороны туловища куклы, мишкии т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: Где что находится?, Поручение, Прятки и Что изменилось?. (Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены.) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.
Важно, чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов, устанавливали причинные, следственные и другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх.
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры Наоборот, Дополни предложение. Например, воспитатель начинает предложение: Сережа подбросил мяч... (вверх)- Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева)- Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу). Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.
Полезно использовать задачи на смекалку, например: Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город? Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верх ний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.
Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры Кто запомнит?, Городки, У кого что получится?, Парные карточки
Юлия Горбикова
Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовочка в Тридевятом царстве»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ:Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА:«Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела-
Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»)-
Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»-
Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей-
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска)-
Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
Воспитывать умение выполнять коллективные действия-
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь-
Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
ХОД
Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадываете ее и рисуете фигуру,
правильно располагая ее на листе. Будьте внимательны.
Загадка№1
С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представится я рад,
А зовут меня. (квадрат)
Положите эту фигуру в правый верхний угол листа.
Слушайте следующую загадку
Загадка №2
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо,
на колесо (круг).
Положите эту фигуру в левый нижний угол.
Загадка № 3
Моя загадка коротка Три стороны и три угла Скажите, кто же я (треугольник)
Положите эту фигуру в правый нижний угол.
Загадка №4
У меня есть пять углов, У меня есть пять сторон, Назови
меня. (пятиугольник).
Положите эту фигуру в центр листа.
Загадка №5
Растяни круг по бокам И получишь ты.. (овал).
Какой угол остался свободным? (левый верхний) -Положите туда овал.
Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.
ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовочки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, нужно выполнить задание. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Хорошо?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовочка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Подготовительной группы детского сада № 22 д. Извара. Я Вовочка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, ребята, мне ни как не обойтись».
Ну что, ребята, надо выручать Вовочку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ»(проверка усвоения схемы тела)
Левой рукой возьмитесь за правое ухо. Правую руку положите на левое плечо. Левую ногу выставьте немного вперед. Левой рукой закройте левый глаз. Правой рукой достаньте до правого колена. Выпрямились, опустили руки.
Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
Правильно, вы очень внимательные.
Физкультминутка
Встаем около своих стульчиков, мы с вами сейчас поиграем.
Топнем правой ногой,
Правой рукой дотронься до носа,
Подними левую руку,
Попрыгай на левой ноге.
А теперь подняли вверх обе руки, сделали глубокий вдох - выдох и тихо
садимся на свои места
ЗАДАНИЕ 3. «НА, НАД, ПОД»(работа с раздаточным материалом)
Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки (ваза, галстук, сердечко из бумаги, кленовый листочек.)
Возьмите галстук и положите перед собой. Слева от галстука расположите лист, а справа вазу.
На сердечко положите вазу. Под вазу положите галстук.
Над вазой расположите лист. Под вазой сердечко.
Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 4. «Все наоборот»
Я называю вам пространственные ориентиры, а вы - ориентир,
противоположный по значению
Верх - низ
Лево - право
Ниже - выше
Угол - центр
ЗАДАНИЕ 6. «Обведи животное». (работа на листе бумаги)
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовочке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу.
Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед левую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).
Публикации по теме:
Формирование элементарных математических представлений по теме Ориентировка в пространстве. Цели: Учить находить предмет в пространстве,определяя.
Тема: «Ориентировка в пространстве» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.
Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве»Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 Герасимова Оксана Владимировна. Цель: упражнять.
Конспект занятия: «Ориентировка в пространстве»Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах: Помочь освоить умение считать посредством.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве»Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе- развивать.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной нитки. Т. о. вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что “слева” – это “там, где красная тряпочка.” На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешним мире. Но ведь есть еще верх (голова, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Базовые упражнения на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например: вперед, назад, вверх, вправо и влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону- вниз – приседание. Далее ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором.
Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх- низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).
Фрагмент№1.
Что это? (лист бумаги)
Какой он формы? (формы прямоугольника).
Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).
Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).
У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.
Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона).
Почему? (она находится внизу).
Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.
Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).
А как будет называться эта сторона? (левая сторона).
Почему? (она находится слева).
Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
Как вы думаете, как называется этот угол? (нижний правый угол).
Почему? (он находится внизу слева).
Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек – перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.
Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Фрагмент №2:
Работа с раздаточным материалом:
- Положите треугольник в левый верхний угол.
- Справа от треугольника положите круг.
- Справа от круга положите квадрат.
- Где находится круг относительно квадрата?
- В каком углу находится круг?
Дидактические игры:
“Найдите такой же узор”, “Найди узор по описанию”, “Составь узор по образцу” (I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается).
“Составь узор по описанию” (Математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Методика формирования умения работатьна листе бумаги в клетку.
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется 10 минут для работы на листе бумаги в клетку, с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.
Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
- Лист состоит из двух страниц.
Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:
Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
Фрагмент 1:
Что вы видите на доске?
Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата).
У вас листы бумаги тоже в клетку.
Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.
Обведите клеточки через одну до конца страницы.
Это называется строка.
А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.
Это столбик.
Фрагмент 2:
Найдите на странице левый верхний угол.
Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку.
Отсюда мы будем рисовать узор.
Замечание:
Некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
1. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:
- Продолжи узор.
В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).
2. Рисование фигур по точкам.
Можно ввести элементы, геометрии, черчения:
- Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок.(аналогично – вертикальный).
- Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).
- Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).
Замечание: ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» Материалы: Психоэтюд «Улыбнись»
Дети проводят линии от руки без линейки.
Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.
3. Запись цифр.
При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, < ,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради.
Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.
Замечание:
Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:
“Количество и счет” (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др.)-
“Величина” (рисование отрезков разной длины, рядов и др.)-
“Форма” (рисование геометрических фигур и др.)
Рассмотрим принципы построения занятий.
Известно, что к началу обучения внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.
Другим принципом построения является повторяемость программного материала. Детям с интеллектуальной недостаточностью требуется значительно большееколичество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой – для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. Следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий.
Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого педагог также использует игровую форму занятий и подражание. Дети строят, по подражанию действиям педагога, несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное расположение элементов -–внизу, наверху, рядом. Ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т.п. детей с нарушением интеллекта нужно учить различать реальное объемное пространство и его изображение на плоскости, т.е. на бумаге, на доске, и соотносить их. Для этого проводятся игры типа “Вертушки”, конструирование по рисунку – образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а затем самими детьми. Игра “Вертушка”. На квадратном листе картона в середине наклеивается цветной круг. К кругу сверху, снизу, справа и слева ведут дорожки – пазы между наклеенными на основной лист картонными рейками. В эти пазы может вставляться и свободно двигаться в них квадрат того же цвета, что и круг. У педагога является плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединенные квадрат и круг того же цвета, что и на “вертушке”. Педагог кладет свой образец рядом с ”вертушкой” ребенка и предлагает ему сделать такую же. Чтобы фигура получилось точно такой же, как образец, ребенок должен сопоставить форму и пространственное расположение частей образца и повторить их.
План – конспект
Совместной деятельности
С детьми 4 класс программа 8 вида
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Беликова Александра Александровна
ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА «ОРИЕНТИРОВКА
В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»
Приоритетная образовательная область –«Познание».
Интегрируемые образовательные области –«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
Уточнять и закреплять пространственные представления обучающихся («на», «над», «под»).
Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.
Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).
Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.
Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
ЭТАПЫ НОД
ДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА
ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Определение темы занятия.
Просит выполнить задания и сформулировать тему занятия.
Слушать педагога, выполнять задания, отвечать на вопросы.
Включение в игровую ситуацию.
Читают письмо.
Задание 1 «Укрась ковер»
Предлагает задание с магнитами и доской по ориентировки на плоскости.
Выполняют действия заданные педагогом.
Задание 2 «Лабиринты»
Предлагает выполнить задание по прохождению лабиринта.
Проходят лабиринты.
Задание 3 «Домик»
Дает задания на карточках.
Выполняют задания, написанные на карточка.
Задание 4 «Динамическая пауза»
Предлагает видео на котором панда показывает задания.
Выполняют физминутку.
Задание 5 «Покажи предмет»
На компьютере предлагает задание.
Читают задание, обводят правильный ответ.
Задание 6 «Путь домой»
Из счетных палочек предлагает выложить путь.
Выкладывают из счетных палочек путь..
Рефлексия
Спрашивает у учеников, какую главную задачу решили на занятии. Узнает где можно применить полученные знания в повседневной жизни.
Отвечают на вопросы.
Оценка работы учащихся
Оценивает работу каждого ученика.
Оценивают свою работу.
Тема: Ориентировка в пространстве и на плоскости.
Цель: Развитие ориентировки в пространстве и на плоскости у обучающихся с НОДА.Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширять и закреплять представления о пространстве относительно себя и других предметов-
Упражнять детей в умении употреблять слова: «слева», «справа», «между», «под».
Упражнять детей в умении называть соседние числа-
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционные:
Тренировать память-
Развивать умение зрительного поиска предмета на листе и в пространстве-
Активировать словарь по теме-
Развивать слуховое внимание-
Развивать умение развернуто отвечать на вопросы (полными предложениями).
Коррекционно-воспитательные:
Закреплять умение слушать вопросы дефектолога, отвечать не перебивая его-
Закреплять умение правильно сидеть за столом.
Оборудование: компьютер, планшет, магнитная доска, картинка кота Матроскина, лабиринт, сенсорное панно, дидактическая игра на ориентировку в пространстве, счетные палочки.
Методы и приемы: ИКТ, художественное слово, рассказ, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в классе,
Я-твой друг, и ты-мой друг! (дефектолог показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)
Дефектолог: Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям, тогда наша встреча пройдет в дружеской теплой обстановке.
А теперь покажите с каким настроением вы пришли на занятие? (смайлики настроения)
И прежде чем начать наше занятие выполним с вами одно упражнение и затем вы мне скажите какая будет главная цель нашего занятия.
Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правой рукой закройте правый глаз.
Так как вы думаете чем будем сегодня заниматься?
II. Игровая мотивация. Письмо из Простоквашино.
Ребята, кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо!
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может, кот, письмо, как мышку
За окошко заманил?
Может это воробъишко, пролетая, обронил?
От кого же это письмо? А письмо пришло от Кота Матроскина. (Показ иллюстрации). Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино! Я со своими друзьями заблудился в лесу. И для того чтобы выбраться нужно выполнить сложные задания. Без вашей помощи нам ни как не обойтись. Кот Матроскин»
1.Проблемная ситуация.
Ребята, вы готовы помочь коту Матроскину и его друзьям?
По ходу выполнения заданий, вы будете получать ромашки, и в конце занятия мы с вами сделаем ромашковое поле, на котором будут отдыхать кот Матроскин и его друзья.
ЗАДАНИЕ 1 «УКРАСЬ КОВЕР»
Вот любимы ковер Матроскина. Посмотрите он красивый? Наша с вами задача украсить ковер, так чтобы он стал красивый. Каждый из вас сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и расположи его в левом верхнем углу ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и расположи его в нижнем правом углу ковра.
- Правой рукой возьми круг и расположи в центре ковра.
- Левой рукой возьми овал и расположи в правом верхнем углу ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и расположи в нижнем левом углу ковра.
Левой рукой возьми треугольник и расположи его справа по середине.
Правой рукой возьми круг и расположи его слева по середине.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
С первым заданием справились. Получаете ромашку.
ЗАДАНИЕ 2. «ЛАБИРИНТЫ»Друзья Матроскина попали в лабиринт. Вамнужно пройти по лабиринтам, назвать направления, куда ведут. И тем самым помочь выбраться из лабиринта.
ЗАДАНИЕ 3. «ДОМИК»На карточке задание, дети по очереди выполняют. Располагают животных как на карточке и говорят где они расположены (кот перед домом, собака под домом).
ЗАДАНИЕ 4.«ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
Руки в стороны, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вперёд, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачёк,
Разожми и на бочок.
ЗАДАНИЕ 5 «ПОКАЖИ ПРЕДМЕТ»(работа с планшетом)
На планшете игра, на ориентировку в пространстве. Дети читают задание и его выполняют.
ЗАДАНИЕ 6 «ПУТЬ ДОМОЙ»(слуховой диктант)
И последнее задание, нужно выложить из счетных палочек путь, по которому кот Матроскин со своими друзьями выберутся из леса.
2 палочки вверх
1 палочка вправо
2 палочки вниз
1 палочка вправо
1 палочка вверх
1 палочка вправо
1 палочка вниз
1 палочка вправо.
РЕФЛЕКСИЯ
Вот мы и выполнили все задания. Помогли коту Матроскину и его друзьям выбраться.
Где можем применить полученные на занятии знания? (на уроках математике, когда будем идти домой). Какие задания понравились больше всего?
Какие игры вам понравились больше всего?
А настроение осталось таким же хорошим как в начале?
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ
А теперь давайте возьмем свои ромашки, подойдем к доске и расположим их на ней. И получится у нас ромашковая поляна.
Занятие окончено.
Добавить комментарий