Условия развития педагога. Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника. Контрольные вопросы и задания

Условия развития педагога. Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника. Контрольные вопросы и задания

Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Гуманизация как общего, так и профессионального образова­ния связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуаль­ного, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В.Ильенков, позволит вывести каждого

человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознан­ного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к ми­ру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гумани­зации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы тра­диционных представлений о нем как о системе передачи неко­торой суммы профессиональных знаний и формирования со­ответствующих им умений и навыков.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в ка­честве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональ­ное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подго­товки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выгля­дит не как сумма свойств, а как качественно новое образова­ние. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.

Вхождение в профессию, считают психологи, есть «враста­ние» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в раз­витии и саморазвитии и др.

Человек не может «просто жить» и выполнять свою рабо­ту, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают опреде­ленное место. В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессио­нальное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае отмечается единство лично­стного развития и профессионального роста личности. Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.

В научной литературе проблема профессионального соот­ветствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успеш­ное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о про­фессионализации как процессе, в значительной степени опреде­ляющем это развитие, речь практически не идет. Предполагает­ся, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым про­фессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде слу­чаев даже при наличии требуемых качеств человек оказыва­ется неспособным достичь таких состояний, как плодотвор­ность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не лич­ность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональ­ное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоре­чий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивиду­альном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».

Мотивы личностного развития педагога. Установлено, что большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонность к педа­гогической деятельности. При этом определяющими факто­рами, оказавшими влияние на выбор профессии, являются первая учительница или один-два учителя, преподававших учебный предмет в средних и старших классах, личный опыт педагогической работы.

Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как потребность, то для будущих учителей такой потребно­стью может быть «чистый» познавательный интерес, стремле­ние лучше подготовиться к самостоятельной профессиональ­ной деятельности, чувство долга и ответственности или же

стремление посредством учения выделиться среди однокурс­ников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т. п.

Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и си­туативные. Кроме того, различают внешние и внутренниемотивы. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не сов­падают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.

Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, разли­чающимися по силе, личной и социальной значимости. По-лимотивированность педагогической деятельности - явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и матери­альное поощрение и др.).

Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педаго­гической деятельности. К ним относятся чувство профессио­нального и гражданского долга, ответственность за воспита­ние детей, честное и добросовестное выполнение профессио­нальных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми- осознание высокой миссии учителя- любовь к детям, чувство призвания.

Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация об­разования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуслов­ливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т. е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профес­сиональной деятельности. Потребность в самореализации ха­рактерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение в этой связи приоб­ретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее, необходимо учитывать не только, уже проявившиеся, существующие, но и потенциаль­ные характеристики личности, те природные особенности, ко­торые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные пер­спективы и возможности ее развития.

С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сфе­рой возможного развития.

Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогиче­ского труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педа­гога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оце­нивает и преобразует окружающую действительность, а по­тому он более интересен учащимся, обладает большими воз­можностями влияния на развитие их личности.

Творческая индивидуальность проявляется не только в ос­воении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельно­сти, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Условия развития творческой индивидуальности педагога.Рядом исследований установлена совокупность условий, не­обходимых для формирования профессионального самосоз­нания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной дея­тельности. Среди условий можно выделить следующие:

  • Обращенность сознания на себя как на субъект педагоги­ческой деятельности-
  • Переживание конфликтов-
  • Способность к рефлексии-
  • Организация самопознания профессионально-личност­ных качеств-
  • Использование совместных форм деятельности-
  • Широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений-
  • Предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств,
  • умений и навыков-
  • формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.

Как видно, важнейшее место в развитии творческой инди­видуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойст­вами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения- самостоятельно добывать учебную и профессио­нальную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач- искать новые средства решения образовательных задач- получать новые знания в общении с группой, однокурсниками- извлекать новые зна­ния, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.

Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определе­ние своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долго­срочной программы саморазвития.

Потребность в самосовершенствовании строится на идеа­лах личности.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ори­ентирован на ребенка и его интересы, то его личностные ха­рактеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей мис­сии, в видении себя в педагогическом процессе.

Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает ра­боте учителя неповторимый и одновременно творческий ха­рактер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется пе­дагогическим творчеством. Преодоление противоречий ме­жду педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовы­вать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых про­тиворечий заключается источник педагогического творчества.

Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерыв­ного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» {Дистервег А.Избр. пед. соч. - М.,1956. - С. 74).

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная ком­петентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая дея­тельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют на­правление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убежде­ниями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стиму­лирует систему действий по самосовершенствованию, харак­тер которых во многом предопределяется содержанием про­фессионального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потреб­ность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процессов саморазвития большое зна­чение имеет уровень сформированности самооценки. Психоло­ги отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притя­заний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие за­дачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески рабо­тающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от

желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избрав­шему педагогическую профессию, сформировать в своем соз­нании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет осо­бые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не слу­чайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое вооб­ражение, наблюдательность и т.д.

Составной частью профессионального саморазвития явля­ется самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной ра­боты начинается с установления гигиенически и педагоги­чески обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы остава­лось время и для самообразовательной работы, и для куль­турного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культу­ра умственного труда, проявляются следующие компоненты:

  • Культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умст­венной деятельности в новые условия.
  • Устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосре­доточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах, Рациональные приемы и методы самостоятельной рабо­ты по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью.
  • Гигиена умственного труда и его педагогически целесо­образная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самооб­разования педагога - его участие в творческих поисках педа­гогического коллектива, в разработке инновационных проек­тов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Оценка эффективности и стадии саморазвития. Самораз­витие имеет как бы двойной педагогический результат.

С дной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с дру­гой - овладение самой способностью заниматься саморазви­тием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой спо­собностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия {Елканов С.Б., 1989):

  • Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития.
  • Планирование: выбирать средств-- и способы, действия и приемы саморазвития.
  • Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и ре­зультатов саморазвития с тем, что намечалось.
  • Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и опреде­ленных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

Наначальной стадии овладения профессиональным са­мовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержа­ние недостаточно определено. Они существуют в виде неоп­ределенного желания стать лучше вообще, которое появля­ется при воздействии внешних стимулов. Средства и спосо­бы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс само­воспитания протекает как учебная процедура, поэтому сту­дент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).

Навторой стадии овладения саморазвитием целеполага­ние становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в про­цедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинст­рукция, самокритичность - существенные проявления само­развития на этой стадии.

Натретьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко. Все основ­ные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автомати­чески, непринужденно.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите задачи педагогической деятельности.
  2. Чем отличается профессиональная пригодность педагога от профессиональной готовности?
  3. Что такое педагогическое мастерство?
  4. Что включают в себя понятия «педагогическая» и «гуманитар­ная культура»? Каковоих соотношение?
  5. Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?
  6. Какие умения необходимы учителю для педагогической дея­тельности?
  7. Как связаны профессиональный рост и личностное развитие педагога?
  8. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности?
  9. Какие виды инноваций вы знаете?

Литература

  • Елканов С Б. Основы профессионального самовоспитания буду­щего учителя. - М., 1989.
  • Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1985.
  • Кан-Калик В. А.. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.,1990.
  • Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новоси­бирск, 1991.
  • Основы педагогического мастерества / Под ред. И. А. Зязюна.-М., 1989.
  • Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993.
  • Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -М., 1983.
  • Шитов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в кон­тексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

Раздел II

ТЕМА: «ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. В настоящее время образование переживает процесс модернизации - коренных изменений в системе сложившихся экономических и общественных отношений.

Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является фигура педагога. Концепция модернизации российского образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры играют ключевую роль в модернизации образования . Соответственно, выдвигаются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию.

Таким образом, в настоящее время значительно возрастают требования к профессионализму и личности педагога, к развитию его потенциала как непременному условию модернизации образования.

Для эффективности реализации задач модернизации образования необходима поддержка личностно-профессионального развития педагога посредством помощи в разрешении данных противоречий.

Личностно-профессиональное развитие трактуют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности . Проблема личностно-профессионального развития активно разрабатывается в рамках акмеологического подхода, в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, а его суть заключается в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности , что, на наш взгляд, совпадает с требованиями к педагогу в условиях модернизации образования.

Личностно-профессиональное развитие педагога в существенной мере обеспечивается инициативой как новым авторским действием субъекта профессиональной деятельности, как способом осуществления саморазвития . С одной стороны, подлинное развитие профессионализма немыслимо вне личностного развития- с другой стороны, отмечается устойчивая связь между личностным и профессиональным развитием: как особенности личности оказывают влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, так и саморазвитие личности совершается под влиянием специфики профессиональной деятельности педагога.

Личностное и профессиональное развитие педагога неразрывно связано, представляет собой взаимообусловленный процесс при доминирующей роли личностного развития. При этом акмеологическая конкретизация принципа развития, как отмечает А.А. Деркач, предполагает опору на следующие положения:

  • Понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню.
  • Признание субъективного характера развития.
  • Осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом.
  • Принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития.
  • Развитие рассматривается как динамика жизненного пути и деятельности в жизненном пути и профессии.
  • Акмеология учитывает состояние потенциального и актуального в развитии личности - нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей.
  • Акмеология не сопоставляет последовательно стадии, а влияет на личную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой .

В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма, который в рамках акмеологического подхода рассматривается как единство профессионализма деятельности и профессионализма личности . Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической деятельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореализации личности обучающихся.

В качестве закономерностей и особенностей развития личности педагога с позиций акмеологического подхода выделяют способность к самореализации, самосовершенствованию, к высвобождению внутренних ресурсов и осознанному преодолению трудностей (внешних и внутренних)- возможность быть субъектом своего собственного развития. Так, ведущей детерминантой личностного развития является творческая самодеятельность и самостоятельность личности, а основной мотив самодеятельности С.Л. Рубинштейн видит в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации личности.

Преодоление трудностей, с точки зрения Л.М. Митиной , - еще одно условие личностного развития, т.к. их преодоление дает возможность педагогу проверить свои силы, поверить в свои потенциальные возможности.

Л.И. Анцыферова связывает личностное развитие с возможностью педагога быть субъектом своего собственного развития, замечая, что развитие личности - «...это не то, что с личностью «случается»- личность постоянно находится в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» .

В исследованиях последних лет, отмечается, что не менее важным для прогрессивного личностно-профессионального развития является наличие акмеологической позиции , проявляющейся в субъектности педагога (его личностной активности), адаптивности (умения использовать условия окружающей действительности для личностного развития), стремлении реализовать свой потенциал в социуме, самореализации, а также готовность личности к дальнейшему совершенствованию собственной профессиональной деятельности через управление ею, и как следствие - ориентация этой деятельности на высокие достижения. Все это является определяющими условиями и показателями личностного, а значит, и профессионального развития педагога.

В основе профессионального развития педагога, движения к профессиональному мастерству, лежит активная субъектная позиция. При развитии профессионала как субъекта деятельности выделяются такие тенденции, как субъектность, квалификация специалиста, его личностная зрелость . Педагог проходит стадии развития профессионализма через обострение и разрешение внутренних противоречий, этапы и уровни профессионального развития (самоопределения, адаптации, самовыражения, самореализации). На развитие профессионализма влияют внешние и внутренние условия (способности и задатки самого педагога, особенности среды - культурной, семейной, профессиональной, особенности самосознания и рефлексивной компетентности)- при этом возможны прогрессивные и регрессивные векторы развития педагога, наличие профессиональных деструкций.

В последнее время личностно ориентированный подход занимает приоритетное место в профессиональном образовании. Многие преподаватели и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогическом процессе.

Под личностно ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую, опираясь на систему взаимосвязанных понятий и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его неповторимой индивидуальности.

Образовательные программы развития профессиональной компетентности педагогов носят личностно-развивающий характер и направлены на:

  • Расширение знаний, умений, навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологией.
  • Создание адекватного образа «Я - педагог».
  • Повышение уверенности педагогов в своих возможностях.
  • Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, способности осуществлять внутренний контроль в эмоционально-значимых ситуациях.
  • Овладение навыками самодиагностики и умением определять эмоционально-ценностное отношение к педагогической профессии.
  • Овладение навыками коммуникативной культуры и психопедагогической техникой.
  • Развитие умения жить и ориентироваться в меняющемся социуме.
  • Повышение психологической устойчивости в восприятии и оценке личных и социальных проблем.

Литература

Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. С. 63-64.

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011. 145 с.

Власова Т.А. Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности [Электронный ресурс] Сборник научных материалов научно - практической конференции «VI Знаменские чтения». - Ч. 1. - Сургут, 2007.//]]>www.Planetadissertachi.r]]>

Гузь В.В. Формирование профессионально личностной устойчивости учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 20 с.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. - М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.

Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб.: Питер, 2012.

Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения //Вестник образования России. - 2005. № 7-8. С. 35-58.

Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы //Акмеология. - 2008. - № 1. С. 22-32.

Петренко А.А. Концепция модернизации образования. – М., 2010.

     

    Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две модели труда педагога: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

    • Модель адаптивного поведения характеризуют:
    • Пассивное, конформное принятие педагогом целей и ценностей крупы,
    • Подчинение среде, отсутствие стремления к независимости от воздействий извне,
    • Неспособность к гибкому поведению, подчинение профессиональной деятельности внешним обстоятельствам,
    • Низкий уровень развития профессионального самосознания,
    • Использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач.

    Модель профессионального развития предполагает:

    • Способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом-
    • Способность принимать, осознавать, оценивать трудности педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их. Рассматривать трудность как стимул собственного развития-
    • Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста-
    • Способность к поиску, творчеству, готовность делать выбор-
    • Осознание педагогом ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками-
    • Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменяя ради их достижения себя самого.

    Профессиональное развитие педагога понимается:

    Как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,

    Как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

    Подчеркнем, что:

    • Профессиональное развитие понимается прежде всего как саморазвитие, т.е. внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению-
    • Профессиональное развитие неотделимо от личностного и может рассматриваться как процесс самопроектирования личности педагога-
    • В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога рассматривается становление его профессионального самосознания-
    • Психологический механизм развития самосознания - превращение собственной деятельности педагога в предмет практического образования-
    • Результатом развития является творческая самореализация педагога, формирование индивидуального стиля деятельности.

    Рефлексия

    Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как:

    • Способность разума и мышления обращаться на себя
    • Анализ знания с целью получения нового знания
    • Самонаблюдение за состоянием ума и души

    Выход из поглощенности жизнедеятельностью в ментальный план, исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления. Рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания. Анализ работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

    Кооперативный аспект

    Рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий).

    При этом акцент делается на результатах рефлексии, а не на ее процессуально-психологических механизмах.

    Коммуникативный аспект

    Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком (А.А. Бодалев).

    Личностный аспект

    Рефлексия понимается кА процесс переосмысления, механизм дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктрур и интеграции «Я» в неповторимую целостность.

    Интеллектуальный аспект

    Рефлексия определяется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия (В.В. Давыдов). Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии.

    Мы понимаем рефлексию как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые порождают действенное отношение личности как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности. Социокультурному и вещно-экологическому окружению человека.

    Подчеркнем что:

    · Профессиональная педагогическая рефлексия - сложный психологический феномен, выражающийся в способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности учащегося-

    · Речь идет о постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей- такого рода рефлексивное самопректирование обеспечивает создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве-

    · Рефлексия является основным инструментом профессионального развития педагога, формирования его индивидуального стиля деятельности.

    Рефлексивное обучение

    Основные идеи, лежащие в основе разработки модели рефлексивного обучения:

    · Обучения из опыта-

    · Обучения на основе непрерывной рефлексии.

    Процесс рефлексивного обучения можно описать в виде последовательных шагов:

    · Действие-

    · Мысленное возвращение к действию, ситуации и их конкретное описание-

    · Определение наиболее существенных черт ситуации-

    · Разработка альтернативных способов действия.

    · Осуществления альтернативных способов действия.

    1. действие

    2. взгляд назад на действие

    3. осознание существенных аспектов

    4. разработка альтернативных способов действия

    5. попытка воплотить альтернативный способ действия

    Рефлексивно-инновационная модель обучения, основанная на непрерывной систематической рефлексии, может быть представлена процессами целостного переосмысления опыта.

    Рефлексивно-инновационная модель обучения

    Основной принцип состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения.

    Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, которые обеспечивают рефлексивный процесс-осмысление, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедействия (С.Ю. Степанов). Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Умение переосмыслить опыт совей деятельности одна из главных предпосылок дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

    Психолого-педагогическое обеспечение таких процессов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды. При ее создании одним из основных принципов рефлексивно-инновационного обучения является принцип проживания знаний и практических методов перед их теоретическим осмысление и анализом.

    Следующий принцип состоит в том, что рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны исходить из интересов участников этого процесса.

    Создание рефлексивной среды предполагает использование различных методик обучения рефлексии и обучения на основе непрерывной рефлексии. Одной из таких методик является «Педагогический дневник», варианты его использования разработаны в европейском (в частности голландском опыте) подготовки педагогов.

    Лидия Мясникова
    Профессионально-личностное становление и развитие педагога

    Профессионально-личностное становление и развитие педагога

    Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.

    Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

    Самообразование - это процесс самостоятельного приобретения знаний, предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося.

    Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.):

    Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний)-

    Ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе)-

    Компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании)-

    - саморазвития(совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств)-

    Методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира)-

    Коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами)-

    Сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее)-

    Функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции)-

    Психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества)-

    Геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).

    Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.

    Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.

    Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.

    Специалисты выделяют ряд функций, присущих самовоспитанию:

    Компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях)-

    Адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях )-

    - развивающая(предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).

    Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.

    По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления:

    Фаза оптации (период выбора профессии)-

    Фаза адепции (этап обучения выбранной профессии)-

    Фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней)-

    Фаза интервала (приобретение профессионального опыта)-

    Фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности)-

    Фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).

    Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.

    Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.

    Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.

    Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения- высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.

    Публикации по теме:

    Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организацииВ конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

    Программа «Я и ТЫ», направленная на социально - личностное развитие детейПрограмма «Я и ТЫ» Подготовил воспитатель стационарного отделения Дмитриева Лариса Ивановна Вязьма 2016 год Пояснительная.

    Методическая тема: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет». Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков.

    Программа профессионально-личностного саморазвития педагогаТема: «Формирование ценностей здорового образа жизни на основе сотрудничества воспитанников со взрослыми и сверстниками» Цель: обеспечить.

    Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организацииРазвитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).

    Профессионально-личностное становление учителя – уникальное явление подуховной глубине, эмоциональной насыщенности и альтруистической готовности“отдать себя детям”- это средоточие нравственных заповедей, сокровищ мысли,поведенческих моделей.

    Профессионально-личностное становление учителя – это значимый показательсостояния социального и духовного здоровья образовательной системы, своего родаличностно-образующий определитель педагогической деятельности

    Без сомнения, учитель в российской школе – центральная фигура педагогическогопроцесса. Этот тезис имеет подтверждение в многочисленных работах К.Д.Ушинского, посвященных “ратоборцу истины и добра”, “надежде и славе России” –русскому учителю.

    Современная жизнь диктует свои требования: меняется жизнь, меняются ученики,должен измениться и учитель. “Если воспитатель (учитель) останется глух и нем кзаконным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы, самдобровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое принадлежитему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, аоставит во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии довоспитыватьвоспитанников его несовременной школы”, – писал К.Д. Ушинский. Учитель долженбыть не просто современным и не только уметь хранить традиции и заглядывать вбудущее, он должен быть “идеалом человека”, как это не громко звучит.

    Классическая формула “совершенного учителя”, а соответственно и современного– это любовь к делу и любовь к детям. “Хочешь наукой воспитать ученика, любисвою науку и узнай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их”, –писал Л.Н. Толстой.

    А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен обладать “талантом оптимизма”,тогда, несомненно, он достигнет педагогических высот.

    Становление педагога, по В.А. Сухомлинскому, немыслимо без воспитания чувствучителя, полагая, что справедливость, сердечность, доброта, скромность,правдивость, душевность – не просто азбука человеческой культуры, а основапрофессионализма педагога.

    Учитель должен быть тонким психологом и профессионалом в полном смысле этогослова. Учитель, воспитывая, всегда воспитывается сам. Он должен вникать впроблему воспитуемого глубже, чем сам воспитанник, чтобы очень точнокорректировать его поведение. Учителем не может быть человек, который не любитдетей, не умеет слушать, человек не чуткий и не проницательный.

    Становление учителя как профессионала – это постоянное стремление и умениеудивить ученика, стимулировать его активность.

    В настоящее время можно отметить наличие тенденции – развитие личностноориентированной личности педагога, а также проблемно– ориентированной,творческой, продуктивной деятельности и учителя, и учащихся, и в этом смыслеинформационные технологии, помноженные на достижения психологии, могутосвободить учителя от хранения в памяти огромного объема зачастую ненужнойинформации

    Итак, рассмотрим подробнее некоторые моменты, – каким должен быть современныйучитель, его профессиональное и личностное становление.

    Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуетсяданная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности.(М.М.Рубинштейн.)

    Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен бытьнаблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными,конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступнымдля учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Списокличностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка исамообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность,дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность,искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все этиспособности и качества в совокупности и составляют собой уникальную,своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя достигаетсяне на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а преждевсего за счёт максимального развития тех способностей, которые создаютпреобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни идеятельности педагога.

    Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога,владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающеговедущие интеллектуальные позиции в обществе.

    Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержанияобразования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбитьученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия вобновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельностиадминистрации школы не только формировать и развивать положительное мнениеучителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационнойпедагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое “Я”.

    Учитель – профессионал – этот вопрос всегда волновал детей и их родителей,так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностейсовременного общества.

    Педагогический профессионализм определяется через понятие педагогическоемастерство, которое может рассматриваться и как идеал педагогическойдеятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон,содержащий оценку эффективности педагогического труда

    Существуют различные варианты известных сводов профессиональных правил, сосвоеобразными кодексами педагогической чести как ориентирами, сознательно иинтуитивно выстраиваемыми каждым педагогом. Особый интерес вызывает подобныйсвод правил Ш.А. Амонашвили:

    Будь осторожен!
    Не ошибись!
    Не вреди!
    Будь надеждой для школьника!
    Дари себя детям!
    Знай, к чему стремишься!
    Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
    Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

    Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшеепрофессиональное качество личности учителя и воспитателя.

    Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современнойпедагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся встопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе кпредмету, то есть педагог – мастер, если умеет учить всех без исключения детей.Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах техучеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способнымиучиться.

    1. Личность педагога в традиционной системе обучения:

    Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболееэффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказнаглядности.

    При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы,практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебномпроцессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровеньнавыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с егособственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовымзнанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своемурежиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика,установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождениепрограмм.

    Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен “заставить”ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так идома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того,что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блокнегативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодолениенежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

    Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить /в головустудента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин,доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

    2. Становление и развитие педагога.

    Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями втечение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первыедва года, перейти на следующий уровень.

    Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматриваетпрофессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам,получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственныеэкзамены, выдается диплом бакалавра.

    Для получения квалификации специалиста на основе базового высшегопедагогического образования на третьем уровне студенту необходимо втечение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзаменыи защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификатпо одной или двум педагогическим специальностям.

    Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом ипредставляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательныхпрограмм по направлениям специализации. Основная цель данной ступени –подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшуюнаучно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование,выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий правоосуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательныхучреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

    В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшегопедагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого –педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный,составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитиемировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого –педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образованиеучителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческойиндивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоениесодержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческойкультуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.

    Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простогопреподавателя конкретного учебного предмета, другие – педагога, воспитателя инаставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика.

    Самообразование в широком смысле слова – это совершенствование своихзнаний и умений в различных областях действительности, а в узком –совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности.Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровнюпедагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогическогосамообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическомусамообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности,организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

    Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так какморальные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение нетолько в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов.Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но иуметь им следовать.

    Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные ипрофессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста,завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура,эрудиция- уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним-методическое мастерство- культура устной и письменной речи- эстетический вкус-артистические данные- профессионально значимые личные качества.

    После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности онсчитает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как:достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности этиданные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять своисильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования исамообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой,практические семинары, открытые уроки, научно– практическая исследовательскаяработа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все онитребуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

    Самовоспитание начинается с момента появления плана – программы изменениясвоей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут бытьиспользованы различные приемы, среди них выделяются три группы:

    Самоинформирование,
    Самопобуждение,
    Самоорганизация.

    Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точногознания и оценки своей личности человек не может определить направление работынад собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнениеокружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и ихродителей.

    Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности.Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение.Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного ижелаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которыеопределили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ееосуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ исамопринуждение.

    Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И.Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своихсилах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называютдефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства . В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходитсяпреодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагогне всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения болеевысоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы,способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером являетсяотсутствие знаний и навыков планирования и организацииэкспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило,плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и неиспользуют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направленыу них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых дляповседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могутсущественно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

    Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе.Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере необладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствияпрофессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, какхотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студентас повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой:вначале – обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состоянияробости и скованности в процессе педагогического общения- далее – определениеэмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

    Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не обиндивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набордобродетелей, “имеются они у него на все 100% – отличный педагог, на 75% –хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой”. Но ведь всякий учитель –личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем силаи слабость каждого из них.

    Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость еготворческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не простоисполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих дляпедагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что ихобъединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальныеспособности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес кпедагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностяхдетей, а не только на требованиях программы. Становление творческойиндивидуальности педагога – достаточно длительный процесс, требующий выработкиумения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей,нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

    Итак, индивидуальность и профессионализм – две неразделимые стороны личностипедагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовитьи оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, еслипрофессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются приподготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческойиндивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом вниманияшкол и педагогических вузов.

    Виды деятельности педагога-

    • особенности педагогической профессии-
    • условия труда педагога-
    • основные требования к профессии учителя-
    • перспективы профессионального роста.

    Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель“идеального” или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себепривлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще ипрофессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постояннуюсамооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

    Литература:

    1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитиепедагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3.
    2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя //Педагогика. 1999. N 1.
    3. Макаренко А. С.О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5.
    4. Лизинский В.М. Новый учитель для хорошей школы// Журнал“Воспитание школьников”, М.,2012.
    5. Асташова Н.А.Учитель: проблема выбора и формирование ценностей//Москва-Воронеж, 2000.
    6. Амонашвили Ш.А. Единство цели. // М., “Просвещение”, 1987 г.

    Категория: 

    Оценить: 

    Средняя: 5 (1 оценка)

    Добавить комментарий

     __     __      _  __        __  _          _       ____ 
    \ \ / / | | \ \ / / | | / \ / ___|
    \ \ / / _ | | \ \ /\ / / | | / _ \ | | _
    \ V / | |_| | \ V V / | |___ / ___ \ | |_| |
    \_/ \___/ \_/\_/ |_____| /_/ \_\ \____|
    Enter the code depicted in ASCII art style.

    Похожие публикации по теме