Ответ оставил Гость
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.- описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.- при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность- глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя- формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть- вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами- третья часть - вывод, заключение.
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
один из этапов эмпирического познания, упорядоченное изложение фактов, с целью вызвать ясное и отчетливое представление о них. Описание интересует, «что» и «как», а также «почему» и «отчего» (т. е. каковы причины). Латинский аналог понятия - дескрипция.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ОПИСАНИЕ
Существует три возможных способа мысленного постижения действительности. Это - каузальный, феноменологический и бытийственный. В первом способе вещь объясняется с процессуальной стороны, т. е. с причинно-следственной т. зр. В этом отношении вещь видится в качестве посредника (звена в цепи), но не в качестве чего-то самодовлеющего. Феноменологический способ О. предполагает осмысление вещи внутри себя самой как структуры и формы. И, наконец, третий, бытийственный, способ требует предельно объективного, независимого от субъекта охвата вещи, включающего всю совокупность энергий и сил, явивших ее к бытию. Господство того или иного способа постижения действительности характеризует то или иное жизнеотношение в определенную культурноисторическую эпоху. Так, новоевропейская научность, в противоположность античной, в особенности на стадии своего становления, принципиально основывалась на решающем перевесе наблюдения каузальных связей. В центре был поставлен эксперимент, ориентированный не на образ, а на эффект, на познание причины из причиненного следствия. Именно эта эпоха проводит экспансию объяснительного метода, как подведения особенного под всеобщее, во все виды человеческого знания, обесценивая способ О., под которым оно видит лишь схватывание единичного. Дело существенно меняется по мере углубления методов исследования в области исторических, феноменологических, герменевтических, лингвистических и т. п. наук. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико стремится утвердить другой фундамент для познания, заявляя, что исторический мир, создаваемый человеком, является более доступным для выявления первых причин, чем мир природы. Различие наук о духе и наук о природе резко ставится в неокантианстве: Виндельбанд противопоставляет номотетические науки и идиографические. Их различие объясняется противоположностью методов: естествознание генерализует, подводя факты под всеобщие законы- науки о культуре - индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики наук о духе как наук понимающих, ориентированных на истолкование особенностей и внутреннего смысла культурных традиций и текстов, имело место в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея.
Метод О. обнаружил свои перспективы в феноменологии Э. Гуссерля. Он подразумевал обращение не к чувственному и опытному видению вещи, а ее интенциональному представлению. Описать воспринятое как таковое в феноменологическом аспекте - это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измерения, которые принадлежат к каждой ноэме, включая ее онтический состав и все, находящиеся вне опыта признаки дома, предуказанные горизонтным сознанием. Феноменологический метод состоит в О. сущности себя-показывающего. Согласно герменевтике, эти сущности предпосланы как нечто понимаемое, но до их направленного видения они находятся в скрытом состоянии и поэтому требуют своего истолкования. М. Хайдеггером было показано, что т. н. точные науки также зиждятся на невысказанной онтологии. Хайдеггер различал анализ и аналитику. Первый касается оптической области (отношений вещей сущего), второй - онтологической области (экзистенциальных отношений). Анализу присуще обращение к причине, породившей предмет, т. е. он включает расчленение его на составляющие и их каузальное объяснение. Аналитика ставит себе в задачи в некоей связности описывать показывающиеся экзистенциальные общественно-исторические и индивидуальные существования. Но в естественных науках, опирающихся на анализ, в действительности не существует некоего объективного содержания. Ибо то, что в классической физике зовется природой, обозначается как равномерная прямолинейная связность движения точек массы. Благодаря этому допущению, произведенному человеком, природа представляется через свою законосообразность и становится предметом для возможных исчислений и предсказаний всех процессов. Кроме того, в качестве объективного критерия наука выдвигает эксперимент. Однако предмет в нем исследуется через заранее определяющую природу теорию. А это означает, что через фактический итог эксперимента подтверждается правильность теоретического высказывания. Объективная чистота эксперимента и факта оказывается несбыточным раем для естественных наук, а анализ экзистенциально-онтологически укорененным в аналитике.
В лингвистике переход на описательную модель был ознаменован открытием произвольного характера связи между означающим и означаемым в знаке и еще более определенно - между знаком и обозначаемым им объектом. Представление о несвободе говорящего перед лиВДм знака, составные части которого - означаемое, означающее, объект - связаны беспрекословной волей социального закона, сменилось представлением о свободе говорящего, в силах которого - в известных пределах - изменять эти связи. Отходом от естественности связи между означающим и означаемым одновременно отвергалась естественность и единственность логики жизни и поведения человека, что открывало простор для их теоретического моделирования. Знак перестал казаться выражением реальности, а выступил, скорее, в роли ее означающего начала.
Значительным вкладом в развитие принципов О. явилась теория дескрипций Б. Рассела. Под дескрипциями (описаниями) он понимал специфические конструкции в естественных и логических языках, выполняющие ту же роль, что и называние собственным именем. Т. е. дескрипция - это способ языковой индивидуации объектов. В естественных языках аналогами дескрипции являются артикли - соответственно определенный (определенные дескрипции) и неопределенный (неопределенные дескрипции). В логических языках дескрипции вводятся специальными операторами дескрипции или предикатными формулами, включающими функциональные символы и символ тождества (равенства). Рассел предложил различать два объекта: 1) имя, являющееся простым символом, прямо обозначающим индивидный объект, который и составляет значение имени, существующее само по себе и не зависящее от других слов- 2) дескрипцию, состоящую из нескольких слов с фиксированными значениями, из которых создается то, что может быть принято за значение дескрипции. Оказалось, что суждение, содержащее дескрипцию, не тождественно суждению, в котором дескрипция заменена именем, даже если это последнее именует тот же объект, который дескрипция описывает. В этом случае чаще всего имена фигурируют в функции дескрипции: индивид ими не именуется, а описывается как носитель соответствующего имени. Когда имя употреблено по назначению, т. е. только для указания на предмет речи, оно не является частью ни утверждаемого нами факта, ни лжи, если наше утверждение окажется ошибочным, - оно не больше чем элемент той системы символов, которой мы пользуемся, чтобы выразить мысль. Рассел считает, что в любом знании, выраженном словами, не могут фигурировать никакие имена в строгом смысле этого термина, и то, что кажется именем, на самом деле является дескрипцией. Рассел различал О. и знакомство, полагая, что первое никогда не может быть полным, тогда как второе дает нам нечто большее, чем О.
Л. Витгенштейн возражал, полагая, что высказывание утверждает все, что следует из него. То, что ищут в пространстве (пространство в этом смысле означает все, в чем должны быть уверены для того, чтобы быть в состоянии задать вопрос. - Авт.), должно полностью поддаваться описанию: описание должно быть в состоянии дать мне все, что я последовательно обнаруживаю (Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930 - 1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993, с. 289). Согласно Витгенштейну, естественный язык является источником образования форм жизни, под которыми он понимал формы социокультурного общения (включая и экстралингвистический компонент). Формы жизни у Витгенштейна, соответствующие жизненным мирам Гуссерля, подчинены не правилам синтеза сознания, а правилам грамматики языковых игр. Формы жизни принципиально замкнуты и не могут быть подвержены объяснению, поскольку их внутренние связи носят характер конвенций и они не являются обозначением фактов действительности, с которыми имеет дело естествознание. Впрочем, и наука также является одной из форм жизни. Формы жизни могут лишь показываться, и понимать значение слов, заключенных в них, означает умение описывать употребление этих слов, т. е. описывать те совместные действия, в которых участвуют носители языка.
Наиболее продуктивными в научном отношении можно считать попытки, преодолевающие противопоставление описательного и объяснительного подходов, которые делались в направлении релятивизации номотетики и идиографии и признании их дополнительности (концепция идеальных типов М. Вебера)- в направлении приведения духа и природы к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль)- в направлении экзистенциально-онтологической интерпретации понимания, по отношению к которому объяснение выступает как один из моментов (Хайде.тер)- в направлении универсализации герменевтики (Г. Гадамер)- в направлении рассмотрения их как двух аспектов понимания (П. Рикер)- выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки.
Итак, О. предполагает: 1) осмысление объекта, исходящее из его индивидных особенностей- 2) объект О. не может быть окончательно заранее дан, а формируется в ходе О.- 3) в О. мир типизируется прежде всего не в форме предикатов, и даже не в форме событий в чистом виде, а в форме индивидов, т. е. событие приобретает обобщенную форму, приурочиваясь к какому-либо лицу- 4) О., с эпистемологической т. зр., обязательно должно включать момент объяснения.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Функционально-смысловые типы речи —такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание,
Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель
Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.
Тип речи — описание (определение)
Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.
Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.
Цель описания
Цель описания — дать адресату наиболее полное представление о предмете.
Особенности описания
Ведущая часть речи в этом типе —имя существительное, имя прилагательное.
Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.
Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.
1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете-
П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным-
Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.
Определение
Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).
При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию
(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение- Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст- «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).
Объяснение
Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,
Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.
Характеристика
Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).
Смотрите нашу презентацию по этой теме:
Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьТеоретические сведения Типы речи
ОПИСАНИЕ
1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки- для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, внутренне состояние человека- при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействии.
2. Цель описания: увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.
3. Признаки описания:
Композиция описания (общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка)
Использование слов, обозначающих качество, свойства предмета
Употребление глаголов несовершенного вида прошедшего времени (в форме настоящего времени – для особой наглядности, изобразительности)
Использование согласованных и несогласованных определений
Использование назывных и неполных предложений
4. При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения. Единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
Описание (признаки и св-ва предмета)
1. Описание статично (нет движения во времени)
2. Худ стиль(портрет, природа, интерьер)
3. Тема выражена в 1 пр-нии + конец текста
4. Создание связности и целостности(однокоренные слова и лексические повторы)
5. Гл.несов вида (Прош.вр и наст.). + именные сказ.
6. Сущ. и прил. с оценочным значением,категория состояния.
7. Серия назывных и неполных предложений.
8. Худ-изобр.св-в больше,чем в повествовании, рассуждении.
9. Параллельная связь.
Описание
Описа́ние
Один из типов функционально-смысловой организации текста (наряду с повествованием и рассуждением). Описание – это статичная картина, изображение чего-либо: человека (портрет), природы (пейзаж), обстановки действия и пр. По способам организации текста описания делятся на индуктивные (от части к целому, напр. описание комнаты Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов») и дедуктивные (от целого к части, напр. описание Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). По способу сочетания с основным текстом произведения описания делятся на статические (описание, прерывающее развитие действия, достаточно большое по объёму, напр. описание парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные») и динамические (описание, включённое в развитие действия, напр. описание природы через восприятие героя в рассказе А. П. Чехова «Степь»). В произведениях, основанных на приключенческом, захватывающем сюжете (детектив, авантюрный роман и т. п.) описания встречаются крайне редко, т. к. задача автора – постоянно подогревать интерес читателя к действиям. В лирике и прозе встречаются произведения, построенные целиком на описании (напр., «Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державина).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.
Описание
ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого.Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение его в больших подробностях или с большей силой и настойчивостью, чем остальные, и создает специальный смысл самого термина, отграничивая его от близкого понятия рассказывания или повествования. Все виды словесного искусства, эпос, поэма, роман, новелла не в равной мере пользуются описанием, приэтом всегда с различными приемами и методами. Вообще описание, как способ подчеркивания тех или иных композиционных деталей самым тесным образом связано с повествовательным жанром и в общих границах повествования занимает соответствующее место в зависимости от целей и манеры писателя. В романе или рассказе, рассчитанном на точное и подробное изображение действительности, описание часто является основой самого повествования, которое и ведется в порядке последовательной смены широко и подробно захваченных моментов. Так реалистическая школа средины XIX-го века, поскольку она считала своею целью художественное воспроизведение по возможности всей окружающей нас действительности, часто давала ряд описаний, непропорционально выделявшихся своими подробностями и мелочами. В сюжетном повествовании или новелле с острой законченной темой описания даются лишь небольшими короткими штрихами, вплетаясь в самую динамику изложения и всецело подчиняясь ей. В этом смысле описание по форме можно разделить на два основных типа: статическое или выделяющее отдельные моменты и эпизоды, как нечто устойчивое и обособленное, и динамическое, осуществляющееся способами рассказывания, незаметно переходящее в самый рассказ.
Статическое описание не знает такого разнообразия приемов, как описание динамическое. Оно рассматривает явления в порядке по следовательной смены признаков, стремясь дать цельную одновременную картину. Динамическое описание с перебоями, паузами и отступлениями слагается, как нечто более соответствующее самому темпу рассказа. Последняя манера является особенно характерной для последних лет, и ее нужно связывать со стремлением вообще совместить ряд параллельных и часто противоречащих деталей, которые связываются в порядке не логическом, а скорее в порядке известного живописного настроения. Последней эпохой блестящих картинных описаний был французский романтизм с его любовью в словесной красочности, к изображению вещей ради них самих. (Т. Готье). Злоупотребление описаниями у романтиков выросло из чисто эстетических потребностей и не может быть сравниваемо с задачами натуралистической школы, стремившейся изображать явления в порядке «научной» классификации. Умелое описание может быть очень ценным и в смысле художественного метода и как композиционный прием: оно конкретизирует изложение, насыщает его вещественностью. И чем конкретнее описание, тем легче от него перейти к резко выделяющимся образам или деталям, которые управляют вниманием, подчиняя его известной точке зрения или гипнотизируя ею. Переход цельного художественного описания в ряд реалистических деталей, почти всегда внезапных, следующий за импрессионизмом момент в технике описания, обязанный ему. В композиционном отношении описание может иметь значение паузы, остановки, соответствующей перемене ритма в поэзии. Таково значение описаний, заканчивающий какой-нибудь отдельной, иногда драматический эпизод в поэме или романе. Такими ритмами повествовательных пауз любил пользоваться Гоголь.
Мастерство и техника описания. Художественное описание по самым своим задачам отличается от так называемого описания научного. Оно знает особую логику наблюдения и передаст ту или иную деталь прежде всего с известной обусловленной точки зрения. Изображаемые признаки явления большею частью относятся к числу случайных, т.-е. таких, которые интересны и важны только в данный момент. Благодаря этому изображаемое получает индивидуальные очертания. Таков основной метод описания общий всем художникам слова, и разнообразный до бесконечности в зависимости от индивидуальной манеры каждого или требований, предъявляемых данным замыслом. Иногда описание может ограничиться отдельным образом или олицетворением, в котором скрыто все, что хотел сказать автор, - таковы особенно описательные моменты в поэзии- в других случаях его сила или изобразительность обусловливается эмоциональными или субъективными особенностями стиля. Наибольшая живость и впечатлительность описания достигается двумя способами: 1) передачей явления, как чего то постепенно-переживаемого (способ рассказывания) и 2) его наивным безыскусственным изображением, когда оно кажется абсолютно новым, как будто увиденным в первый раз (Гамсун). В некоторых случаях особенная запоминаемость, неожиданность описания достигается умелым наблюдением самых незаметных деталей и своеобразной их комбинацией (примеры в «Шинели» Гоголя). Значение и ценность описания, как художественного приема всецело обусловливается задачами данного произведения. В современной литературе можно отметить постепенное вытеснение описаний статических, заменяемых принципом непрерывного рассказывания.
К. Локс.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.- Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925
Синонимы:
Смотреть что такое описание в других словарях:
- Описание - ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого. Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение … Словарь литературных терминов
Описательное высказывание, дескриптивное высказывание (от англ. description описание) высказывание, главной функцией которого является описание действительности. Если О., даваемое высказыванием, соответствует реальному положению дел, высказывание … Философская энциклопедия
ОПИСАНИЕ, описания, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. описать. Заниматься описанием картин. 2. Сочинение, описывающее что нибудь (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей.
Добавить комментарий