Юрий коваль презентация начальной школы. Коваль «Берёзовый пирожок. Ю. Коваль «Берёзовый пирожок»

Детство писателяДЕТСТВО ПИСАТЕЛЯ
Юрий увидел мир в самый
разгар лютых морозов, в
феврале месяце 1938 года, в
городе Москва. В составе семьи
писателя были отец (начальник
уголовного розыска Московской
области) и мать (главный врач
психиатрической больницы в
Подмосковье). Коваль Юрий
Иосифович, биография которого
начинается именно с
Подмосковья, провел в этом
краю практически все довоенное
детство.

После окончания войны семья
переехала к Красным Воротам.
Здесь Юрий Коваль поступил в
школу и заявил о себе как о
будущем гении литературы. За
школьной партой мальчик
вместо математики занимался
написанием стихов. Это были
и шуточные, и лирические
строки, но уже настолько
глубокие и проникновенные,
что трогали за самые тонкие
струны души. После школы
Юрий Коваль поступил в
Педагогический институт
имени Ленина в Москве

Жизнь этого человека была невероятно
насыщенной. Разносторонней
личностью был Юрий Коваль,
биография которого рассказывает нам
о том, что первые шаги его как
педагога стали многообещающи. Он
начал свою педагогическую
деятельность в селе Емельяново.
Преподавал русский язык, литературу,
географию, историю, пение и другие
предметы. В этот момент
деятельность Коваля как писателя
активизировалась, но, к сожалению, не
все произведения были опубликованы.

Придумывал забавные рассказы, которые помогали
ученикам быстро запомнить правила русской
грамматики.

Российский детский писатель, автор детских
фильмов, художник
и скульптор, также сценарист мультфильмов
и исполнитель песен.
Юрий Коваль - один из самых известных и
любимых детских писателей СССР и России.

Некоторое время публиковал отдельные произведения
в популярных журналах «Детская литература»,
«Огонёк», «Смена», «Мурзилка», «Пионер».
Сотрудничал с издательством «Малыш», которое
выпустило в свет его первую детскую книжку.

Начало творчества Юрия
Коваля для детей было
положено случайно, когда он
решил оставить работу
учителя и заняться только
творчеством. И вот однажды
журнал «Мурзилка»
предложил ему поехать на
границу, чтобы своими
глазами увидеть, как живется
и служится пограничникам, а
затем написать про них
стихотворение. Вернувшись,
впечатленный увиденным
Коваль написал повесть
«Алый». Тогда же он принял
решение писать только для
детей.

Литературное наследие Юрия Коваля легло
в основу нескольких детских фильмов,
мультфильмов и анимационных фильмов

Юрий Коваль известен не
только как писатель, но и как
художник. Он увлекался
фреской, мозаикой, рисунком,
скульптурой, резьбой по
дереву, эмалью, живописью в
разных техниках. Как
художник Ю. Коваль
участвовал во многих
персональных и групповых
выставках.

У мастерской

У МАСТЕРСКОЙ

награды

НАГРАДЫ
За свои произведения он был удостоен множества наград премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для
детей (1971), почётного диплома им. А. П. Гайдара (1983),
Андерсоновского диплома - почётного диплома
Международного совета по детской и юношеской
литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса на лучшую
детскую книгу (1987), премии Странник Международного
конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно). Книги
Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков,
на китайский и японский. Многие его произведения
экранизированы.

И хотя глаз Коваля безжалостно
зорок, каким и должен быть глаз
художника, но вот взгляд его
неизменно добр и сочувственен миру и
живым душам, его населяющим,
каким и должен быть взгляд
настоящего русского писателя.

РИСУНКИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ПО КНИГЕ
Ю. КОВАЛЯ.
ПРИМИ И ТЫ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
РИСУНКОВ!? с. 123 — 124Герой этого рассказа тот же, что и в других знакомых тебе произведениях Юрия Коваля? Почему ты так думаешь?
Главный герой этого рассказа, молодой писатель, живущий в деревне, – тот же самый, с которым мы уже встречались в произведениях Юрия Коваля («Снегири и коты», «В берёзах», «Полёт» – учебник «Литературное чтение», 1–2 классы- «Три сойки» – учебник «Литературное чтение», 2 класс, ч. 2- «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» – учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч. 1). Можно прийти к такому выводу, если обратить внимание на то, как подробно, с любовью описывает герой рассказа природу, насколько верно подмечает он незаметные на первый взгляд детали, какие точные сравнения и описания даёт.
?Герой наблюдательный человек?
Безусловно, герой этого рассказа – человек весьма наблюдательный, способный на меткие и остроумные сравнения: «Бугор сплошь был усыпан божьими коровками, как давешние болотные кочки клюквой»- «Божьи коровки взлетали, и тогда было видно, как закручивается между стволов кирпичная и прозрачная точка».
?Какие лесные звуки (кроме голоса медных труб) слышит герой? Прочитай строчки, в которых об этом говорится. Подтверди строчками из текста, что герой рассказа хорошо знает мир природы и его обитателей.
Герой слышит много лесных звуков: это и шум падения шишек, и гул сосен, и «беседа» тетеревов: «Было слышно, как шумят сосновые ветки и далеко бубнят – бормочут тетерева». Сам бугор, на котором заснул молодой писатель, был «похож на огромный кривой барабан», он «ухает и глухо гудит». Проснувшись, герой рассказа слышит, как «на нижних ветках сосны бил зяблик», да и сама сосна издавала какие-то звуки: «Я приложил ухо к сосновому стволу: слышался шум, далёкий, как в морской раковине».
Молодой писатель искренне интересуется природой, любит её и многое знает о лесе: «…меня совсем разморило после бессонной ночи на глухарином току»- «Лось, что ли?.. нет, не похоже. Гон у лосей осенью… Лось не умеет так трубить. У него голос – стон, глухой, хриплый… Не лось это и не журавель…»- «…в бугре был подземный ручей – играл, захлёбывался весенней водой».
?Почему же тогда рассказ помещён именно в этой главе, а не в главе «Учимся наблюдать»?
Сохранило ли то место в лесу, о котором рассказал герой, память о далёких военных днях, о судьбе наших солдат?

Часто вещи и фотографии, которые окружают ваших прабабушек и прадедушек, хранят память о прошлом, об истории не только конкретной семьи, но и всей страны.
И тем не менее рассказ помещён именно в главу «Сравниваем прошлое и настоящее», а не в главу «Учимся наблюдать». Главное в рассказе – описать красоту весеннего леса? Что узнал герой рассказа, вернувшись домой? Что где-то в лесу в войну были спрятаны инструменты полкового оркестра, которые потом не смогли найти. О чём он подумал? О том, что те самые «медные, неживые» звуки труб и струнных, которые он слышал в лесу, и были звуками захороненных инструментов, напоминающими о судьбе военного оркестра во время давней войны.
Слайд 1

Описание слайда:
Слайд 2


Описание слайда:
Слайд 3


Описание слайда:
Слайд 4


Описание слайда:
Слайд 5


Описание слайда:
Слайд 6


Описание слайда:
Слайд 7


Описание слайда:
Слайд 8


Описание слайда:
Слайд 9


Описание слайда:
Слайд 10


Описание слайда:
Слайд 11


Описание слайда:
Слайд 12


Описание слайда:
Слайд 13


Описание слайда:
Слайд 14


Описание слайда:
Слайд 15


Описание слайда:
Слайд 16


Описание слайда:
Слайд 17


Описание слайда:
Слайд 18


Описание слайда:
Слайд 19


Описание слайда:
Описание слайда:Все мы родом из детства, все мы вышли из детства – так говорят. Но не часто можно услышать о взрослом человеке: он остался в детстве. Это – особый и очень редкий дар. Юрий Коваль им обладал в полной мере, будучи при этом человеком очень даже взрослым, чрезвычайно ответственным по отношению к людям и животным, а главное – к слову, к собственному творчеству. «Проза должна быть такой, чтобы ты был готов поцеловать каждую написанную строчку», - говорил Юрий Коваль. Он писал нелегко, зачастую мучительно. Лучшие свои, по объему совсем не большие книги он писал годами. Зато и написаны они так, что каждая строка сияет, как поэтический бриллиант, и содержит классическую многозначность смысла, отчего книги Коваля, поражающие с первого прочтения, следует перечитывать всю жизнь, ибо каждому возрасту они открывают разные секреты.! 1970, написав «Чистый Дор», Юрий Коваль окончательно и бесповоротно решил быть детским писателем. «Все, что я мог бы сказать взрослым, я говорю детям, и, кажется, меня понимают. Именно занятия детской литературой очистили мой стиль, прояснили мысли, выжали воду из произведений».Изучение творчества Коваля практически только начинается, несмотря на то, что книги его давно и по праву входят в «золотой фонд» русской литературы – как детской, так и взрослой. Поэтому, настоящее, глубинное постижение его творчества, его личности, определение его истинного места в ряду русской классики – еще впереди. А пока что у нас есть его книги, фильмы, воспоминания о нем, которых день ото дня становится все больше. Писатель Юрий Коваль – из тех, чья посмертная слава многократно превосходит прижизненное признание.Много хорошего, доброго сделано писателем за его жизнь. Увлекательные, непохожие одна на другую повести «Недопесок», «Приключения Васи Куролесова», «Самая легкая лодка в мире» и многие другие. Книги Коваля делают нас добрее, непримиримее ко всякому злу, жестокости, душевной глухоте. Эти книги любят многие тысячи маленьких и взрослых читателей. Каждый раз перечитывая книги Юрия Коваля, мы радуемся, что жил на свете мудрый писатель с волшебным фонарем в руке.
Слайд 22


Описание слайда:
Описание презентации по отдельным слайдам:
1слайд
Описание слайда:
Юрий Иосифович Коваль Биография. Творчество. Работу выполнила: ученица 9 класса Саргсян Сюзанна. 2015 МБОУ «Никольская СОШ»
2слайд
Описание слайда:
3слайд
Описание слайда:
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Детство, пришедшееся на войну, эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом.
4слайд
Описание слайда:
В 1955 году, после школы, он поступил в Педагогический институт имени Ленина на факультет русского языка и литературы, который позже стал называться историко-филологическим Закончив институт, в 1960 году получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты.
5слайд
Описание слайда:
Начало литературной деятельности После института Юрий Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др. Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы. Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих): На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж, И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж.
6слайд
Описание слайда:
В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1» по пьесе Эдварда Радзинского - в фильме они с Юлием Кимом поют под гитару на молодёжной вечеринке.
7слайд
Описание слайда:
В 1966 году были опубликованы первые детские книжки стихов Коваля, написанные совместно с Леонидом Мезиновым) - «Сказка о том, как строился дом» и «Сказка про Чайник». Затем у него выходили и другие сборники детских стихов - «Станция „Лось“» (1967) и «Слоны на луне» (1969 год).
8слайд
Описание слайда:
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать - это написал писатель Коваль».
9слайд
Описание слайда:
Следующей удачей стал сборник рассказов «Чистый Дор» (1970 год), посвящённый жизни одноимённой вологодской деревни. Коваль любил эти места и часто бывал там, в том числе в окрестностях известного монастыря в Ферапонтово и на Цыпиной горе.
10слайд
Описание слайда:
Творчество 1970-80-х годов В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции. Отец был очень смешливый человек. Очень смешливый… Он умел развеселить публику чем угодно, любым рассказом. Мгновенно смешил… И все мои книги он очень любил, и охотно их читал, и охотно их цитировал. Правда, при этом говорил: «Это, в сущности, всё я Юрке подсказал».
11слайд
Описание слайда:
В 1972 году Юрий Коваль становится членом Союза писателей СССР. Рекомендацию ему дал не кто иной, как Борис Шергин - его, так же как и другого выдающегося писателя русского Севера. Юрий Коваль любил путешествовать, особенно в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он порой жил неделями и месяцами. Автомобильные и пешие путешествия по Вологодчине и жизнь на Цыпиной горе возле Ферапонтова монастыря сформировали интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку. В 1984 году Коваль даже начал строительство своего дома на Цыпиной горе, однако этот дом не был достроен, и впоследствии Коваль жил в другом своём деревенском доме в Плутково на реке Нерль, недалеко от Калязина. Путешествия по северным рекам нашли отражения в повести «Самая легкая лодка в мире» (1984), удостоенной Почётного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества (IBBY) в 1986 году.
12слайд
Описание слайда:
Творчество 1990-х годов В последние годы жизни Юрий Коваль заканчивает своё главное (и крупнейшее по объёму) произведение - «Суер-Выер», которое сам он определяет не как роман или повесть, а как «пергамент». В беседе с Ириной Скуридиной в марте 1995 Коваль говорил о нём так: Там написано так… Там написано так, что всё. Понимаешь. Всё!.. Я думаю, что я написал вещь, равную по рангу и Рабле, и Сервантесу, и Свифту, думаю я. Но могу и ошибаться же…

Ю. Коваль «Берёзовый пирожок»

Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошёл, сам по себе.
И хоть шёл я сам по себе, а они по ягоды — всё равно мы всё время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой-нибудь брат Мохов.
Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали — бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
— Эй! — крикнул я. — Кого вы там подкалываете?
— Свинку! — хором отозвались братья Моховы.
— Какую ещё свинку? Тащите её сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
— А свинка где? — строго спросил я.
— Вот, — сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
— Земляника, — сказал я.
— Земляника, — согласилась Нюрка. — Но только — свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
— Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
— Надо свинку рубануть! — кричали братья Моховы.
— Что собрали — домой понесём, — сказала Нюрка. — Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
— Что это? — спросил я.
— Берёзовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _____     _      ____     ____   _   _   _   _ 
|__ / / \ | _ \ / ___| | | | | | \ | |
/ / / _ \ | | | | | | _ | |_| | | \| |
/ /_ / ___ \ | |_| | | |_| | | _ | | |\ |
/____| /_/ \_\ |____/ \____| |_| |_| |_| \_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме