Звук и буква й старшая группа. Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком (й). I. Организационный момент

Звук и буква й старшая группа. Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком (й). I. Организационный момент

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
  2. Учить детей правильно произносить звук [Й].
  3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему.
  5. Учить преобразовывать слова.
  6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
  7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

  • [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков)
  • до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов)
  • майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].

  • Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
  • Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
  • Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?

  • Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)

  • Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
  • Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).

  • Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.

  • Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?
 

 

Тема: Согласный звук [й], буква Й. Новогоднее приключение с героями любимых сказок.

Цели: знакомство со звуком [й], обозначающей его буквой Й- отрабатывание навыка четкого произношения звука [й]- развитие фонематического восприятия- обучение умению выделять звук [й] из ряда звуков, слогов, слов- составлять предложения с заданным словом- обучение чтению слогов по слоговым таблицам и слов со звуком [й]- развитие памяти, внимания, мышления- воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе.
Оборудование: звуковые домики- картинки слов со звуком [й] (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной)- карточки с окошками, для определения места звука в слове- фонарики красного, синего, зеленого цвета с колокольчиками и без- цветные карандаши- картинки Снеговик, Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка, елка, елочные игрушки с напечатанными на них слогами и словами с буквой Й- пособие «Веселый поезд».
Ход занятия.
I. О.н.з. Сюрпризный момент.
-
- Слышите, ребята, кто – то вздыхает и зовет нас. Да это же наш знакомый Снеговик.
- Что случилось, Снеговик?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Ребята, Снеговик так напуган, что не может больше ничего говорить. Кто же его так напугал?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Наверное, он хочет назвать имя сказочного героя, который его так напугал.
Давайте послушаем еще раз, что он говорит, и определим, какой звук повторяется чаще других.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
II. Знакомство с новым звуком.
Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Правильно, это звук [й]. Какой он?
Давайте произнесем этот звук. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку). Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? Что хочется сделать, сжать кулачек или погладить ладошку? (мягкий). Звук [й] всегда мягкий. Послушайте свое горлышко, звонкий или глухой этот звук? (звонкий). Звук [й] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
III. Развитие фонематического восприятия.
- Чтобы узнать название сказочного героя, напугавшего нашего Снеговика, нужно научиться определять звук [й] среди других звуков. Какого цвета волшебный фонарик будем зажигать, когда услышим звук [й]? (зеленый с колокольчиком)
1. Определение звука [й] в ряду звуков.
А У Й Н Й Й М П Й …

2. Определение звука [й] в ряду слогов.
АЙ ОЙ СА МА АЛ АЙ ЭЙ ….
3. Определение звука [й] в словах.
- Звук определять мы научились, теперь можем определить имя сказочного героя, который напугал Снеговика.
Кот в сапогах, Великан, Шрек, Кикимора, баба Яга.
- Правильно, это баба Яга.
IV. Работа с новым звуком.
Определение места звука [й] в слове.
- Баба Яга спрятала Деда Мороза и Снегурочку. А помогут нам ее найти сказочные герои, в названии которых есть звук [й]. На поиски Дедушки Мороза и Снегурочки они отправятся на нашем Веселом паровозике. В первом вагоне поедут те герои, в названии которых звук [й] стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной) Все они очень хотят встретить с нами Новый год.
V. Знакомство с буквой Й.
- Пока наши герои ищут Деда Мороза и Снегурочку, мы приготовим им пригласительные билеты. Звук [й] мы знаем, а что нужно знать, чтобы его написать? Букву Й. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

VI. Работа с новой буквой.
1. Выделение буквы Й в тексте.
- Подчеркните в пригласительном билете все буквы Й. Каким карандашом будем подчеркивать букву Й? (зеленым)
Новый Год!
Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной приходите в мой детский сад на Новогодний праздник.
2. Чтение слогов с новой буквой.
А вот и Дед Мороз со Снегурочкой. Они на праздник к нам пришли, с собою елку принесли.
Чтобы елочку украсить, нужно на игрушках прочитать слоги и слова с новой буквой.
АЙ ОЙ УЙ ИЙ МАЙ МОЙ
VII. Физминутка.
Елочку нарядили, а теперь с ней поиграем. Игра на внимание «Елочки большие и маленькие».
- Давайте, покажем, какими большими бывают елочки (руки поднять вверх), а какими маленькими (руки опустить вниз). (Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания).
VIII. Закрепление изученного.
1. Расширение словарного запаса.
«Измени слово».
Весело на нашем празднике. Баба Яга тоже просится к нам. Задал ей Дед Мороз задание, но без нас она не справится. Давайте ей поможем. Нужно
изменить слово, чтобы в нем появился звук [й]: маечка - майка, заяц - зайчик, скамеечка - скамейка, воробышек - воробей, яичко - яйцо, линеечка - линейка, соловушка - соловей...
2. Работа с чистоговорками.

«Прочитай и доскажи»:
Ой - ой - это зайка мой
Ай - ай - испекли мы каравай
Ай - ай - в клетке попугай
Ой - ой - мы идем домой

3. Составление предложений.
Какие слова со звуком [й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой, мой)
Составьте с ними предложения.
IX. Итог.
Пора Деду Морозу со сказочными героями в свои сказки возвращаться. А звук [й], с нами в городе Звуков остается. Давайте вспомним, какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий). Молодцы!

Ольга Титовец Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Й»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».
  2. Учить выделять звук -й- на слух.
  3. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.
  4. Познакомить с буквой Й

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать внимание, память.
  3. Развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Вызывать эмоциональный настрой.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка, майка, чайник- карандаши, счётные палочки, фишки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Приветствие.

Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Губки слегка в улыбке-

Зубки сближены-

Кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя-

Горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий. Обозначение: зеленый кружок.

2. Основная часть.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [й], определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Вам нужно поставить фишки в нужные клетки (начало, середину или конец слова).

Следующее задание - выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай - скоро май.
Уй-уй-уй - ветер, дуй.
Ой-ой-ой - возьми меня с собой.
Эй-эй-эй - воды попей.

Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Йод хороший,

Йод не злой.

Зря кричишь ты:

«Ой-ой-ой!»

Динамическая пауза:

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

(Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

Игра «Разноцветные попугайчики»

Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев, которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

Какой последний звук во всех этих словах? ([й])

3. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Анализ предложений, нахождение предлогов и объяснение их значения, определение их места в предложениях.)

Зайка, сидеть, куст, под-

Чайка, море, лететь, над.

4. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так - модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И - Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

5. Рефлексия.

Что запомнили? Что было трудным?

6. Итог.

Кеша благодарит за помощь детей. Дарит им картинки – раскраски с изученным звуком.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группеЗанятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т»Цели занятия: Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Т- научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием современных технологий «Звук и буква Й»Тема: «Звук и буква Й» Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Ведущая образовательная область: коммуникация.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звук и буква Ш»Цель: Развивать мелкую моторику- Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением- Закреплять правильное.

Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К»Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове- -закреплять.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А»Тема: Звук [а], буква А. Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить детей со звуком.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п»НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»- - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У»Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Цели:Закрепить правильное произношениезвука й в речи, учить определять позициюзвука в словах, образовывать прилагательное отсуществительного, согласовывать прилагательноес существительным, формировать умениесоставлять описательный рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тому, кто ответит:

  • чем отличается звук от буквы-
  • какими бывают звуки (гласные, согласные)-
  • почему они называются гласными-
  • кто назовет слово, в котором первый звук гласный-
  • рассказать про согласные звуки-
  • придумать слова на согласный звук.

II. Изучение нового материала.

1. Помощник воспитателя незаметно запускает вкабинет бумажный самолетик. А на нем изображенакарта, где находится сундук с кладом. Позаданному маршруту (например: от окна два шагавперед, один шаг направо, три вперед и т.д.) детинаходят сундук.

2. Логопед предлагает отгадать загадку, что быоткрыть сундук:

“Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот внутрь попадет”

3. Дети поочередно достают из сундука картинки(майка, змей, лейка, клей, трамвай, скамейка,балалайка, улей, попугай, воробей, кофейник,йогурт) и выставляют на мольберт, проговариваяизображенное на картинке.

Логопед. Какой звук встречается в этихсловах? (Звук й)

4. Характеристика звука й: этот звуксогласный, звонкий, всегда мягкий.

5. Определить позицию звука й в каждомслове.

У каждого ребенка на столе “речеваялинейка 1 . Дети работаютсамостоятельно, один ребенок комментирует.

Слова для справок: клей, муравей, попугай,майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай,линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт,герой.

III. Знакомство с буквой й.

1. Логопед предлагает рассмотреть букву иответить, на что она похожа, на какую букву.

Й как И в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.”

2. “Напечатать” букву й в тетради.

3. “Угадай слово” (буквы различны по высоте).

АкйМамайка

Логопед. Полученное слово “напечатать” втетради.

4. Звуко-слоговой анализ слова “майка”.

Слово у доски разбирает один ребенок.Одновременно с ним его выкладывают за столамивсе дети. Ребенок у доски интонационно делитслово на слоги, последовательно выделяет звуки,называет изолированно, характеризует их(гласный, согласный твердый или мягкий) иобозначает соответствующей фишкой.

Логопед. К какому из этих разделов:“Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”,относится слово МАЙКА?”.

IV. Физкультминутка.

Имитация движений надевания: шапки, платка,пальто, шарфа, варежек. Застегивание молний,пуговиц, завязывание шнурков.

V. Закрепление знаний по теме “Одежда”:

1. Игра “Что весит? Что лежит?”

Логопед раздает детям картинки сизображением одежды. На фланелеграфе размещенакартинка с изображением шкафа. Каждый ребенокназывает одежду на своей картинке, при этомуказывает ее место расположения в шкафу (вешаютее или кладут на полку).

а) У Оли /зима/ шапка и шуба.

б) У Маши /весна/ пальто.

в) Летом Аня надела /белый/ платье.

  • Описание одного предмета одежды по схеме (1.цвет- 2. материал- 3. части одежды- 4. сезонностьодежды- 5. для кого предназначена одежда- 6.действия с одеждой 2 . Задание выполняется поцепочке (один ребенок начинает, а другойпродолжает).
  • Логопед предлагает детям прослушатьпредложение, найти в нем ошибку и произнести егоправильно.

VI. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы сегодняпознакомились? (й) Вспомнить слова в которыхесть этот звук.

  1. “Речевая линейка” – это карточка, сналожением фишки для определения позиции звука вслове (начало, середина, конец)
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохоговорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с., 33 л. ил.: ли.

Категория: 

Оценить: 

5
Средняя: 5 (1 оценка)

Добавить комментарий

  _____   _   _   _____  __        __  ____     ____ 
| ___| | \ | | |_ _| \ \ / / | _ \ / ___|
| |_ | \| | | | \ \ /\ / / | | | | | |
| _| | |\ | | | \ V V / | |_| | | |___
|_| |_| \_| |_| \_/\_/ |____/ \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме