Сказкотерапия детей с овз конспекты занятий. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия детей с овз конспекты занятий. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. с ограниченными возможностями здоровья

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.

Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.

Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы .

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении. Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешностьусвоения знаний.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами,что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с психологом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.

Развитие связной речи посредством сказкотерапии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ОВЗ , является использование сказкотерапии. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» (5, c.383).

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.

Список используемой литературы

1. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240с.

2. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования – СПб.: Специальная литература, 2005. – 256с.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144с.

5. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М.: Советская энциклопедия, 1987. – 750с.

6. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.

7 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

8. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

Найди отличия (внимание)

Кого не хватает

Расскажи сказку по картинкам


Составь правильно сюжет сказки

Игра«Что сначала-что потом»

 


Игра «Собери картинку»

 

Ольга Балотникова
Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с ОВЗ

В последние годы различные арт-терапевтические технологии: музыкотеропия, изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т. п. все больше привлекают к себе внимание значительными перспективами «социального врачевания» детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучив многие инновационные технологии, пришла к выводу,что сказкотерапия является действенным средством коррекции и воспитания детей с О. В. З

Сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между участниками воспитательного процесса.

Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Сегодня сказкотерапия может решать несколько задач:

Развитие речи и корректировка эмоциональных, психических, волевых показателей,развитие крупной и мелкой моторик-

Умение решать проблему, находить выходы из различных ситуаций-

Определение необходимой модели поведения-

Развитие духовного мира.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии:

1. Верная дозировка (пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки).

2. Ненавязчивость (при анализе поведения героя, говорят дети, воспитатель контролирует и направляет анализ в верное русло).

3. Прочитайте текст (он должен соответствовать назначенной задачи и возрасту детей).

4. Читайте и играйте (не забывайте инсценировать то, что прочитали, делайте оценки, с помощью интонации выражая своё мнение).

В качестве терапевтического воспитательного материала для дошкольников мы выбрали:

1. Медиативные сказки, характеризующиеся отсутствием злых героев, конфликтов.

2. Обучающие, предоставляющие возможность для развития. Такие сказки могут учить писать, читать, правильно себя вести.

3. Диагностические. Эти истории позволят Вам оценить характерные черты ребенка, благодаря тому, какие сказки он предпочитает.

4. Народные сказки, отвечающие за формирование в ребенке эстетики и нравственных чувств.

5. Психологические. Данный тип сказок позволяет дошкольнику, наряду с главным героем, преодолеть общие опасения и разумно воспринять неудачи.

В работе с детьми мы использовали следующие методы:

1. Рассказ о сказочных героях.

В группу вносится шкатулка (коробочка, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагается детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращается особое внимание на то, как пересказывает сказку ребенок.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации.

5. Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам.

6. Сказканаизнанку – придание сказочным героям противоположных черт характера.

7. Инсценирование сказки - драматизация. Инсценирование может быть самым разнообразным: кукольный театр, теневой или пальчиковый театр, ростовые куклы и т. д.

8. Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

9. Создание собственной сказки.

Пример построения сказки:

Начало. «Жили были…», «В некотором царстве…», - (в этой фазе ребенок знакомится с героями, местностью и так далее.

Кульминационный момент. «И вдруг…», «Однажды…» - (возникновение проблемы, препятствия перед героем).

Развязка (главный герой справляется с задачей, проявляя необходимые качества). Сказка заканчивается на позитивной волне.

Мораль (персонаж выносит урок из произошедшего и его жизнь налаживается).

В заключение отмечу,что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольниковНарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

ИКТ - педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитанияЧеловек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель (1858 – 1918) Потребность в образовательных реформах,.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии «Современная форма развития детей-экспериментирование»Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играхСЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая.

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Актуальность темы

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов

взрослого общества. Сказкотерапия:

наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми-

снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы-

создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний-

способствует развитию речевой активности детей-

подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям- их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия - это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.

Цельприменения технологии сказкотерапиив работе с детьми с ОВЗ -это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты- формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики-воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики,развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал-

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни-

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться

· как приобретать и ценить дружбу и любовь-

· какими ценностями руководствоваться в жизни-

· как строить отношения с родителями и детьми-

· как прощать.

Выделяют шесть видов сказок:

Художественные,

Народные,

Дидактические,

Психокоррекционные сказки

Психотерапевтические сказки.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Наиболее древние народные сказки называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки.

В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Сказки о преобразовании, трансформации.

Примером такой сказки может служить сказка. Работа с этой сказкой подойдет с теми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки.

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию- конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки.

Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам человеку поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории принято называть сказками, мифами, притчами.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку Заяц-хвастун, легкомысленному и шаловливому Приключения Незнайки, эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку О рыбаке и рыбке, а робкому и пугливому - О трусливом зайце.

Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

Так, например, сказка Л.Пантелеева применима при работе с целью, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные

формы работы:

Чтение сказки и её анализ.

Рассказывание сказки:

Рассказывание от 1 и 3 лица,

Рассказывание и придумывание продолжения.

Сочинение сказки.

Драматизация сказки.

Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказки.

Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).

Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Помните, что сказка - это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Попробуйте и сами поймете как это здорово.

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

Обучение проходит более легко, интересно, радостно, без принуждения.

Работа проводится внесколько этапов:

1.Чтение сказки учителем- чтение сказки учащимися.

2.Чтение по ролям, работа над интонацией.

3.Разучивание ролей.

4.Репетиции.

5.Выступление.

Структура урока с элементами сказкотерапии

1. Ритуал «Погружения в сказку» (Упражнения «Три дороги», «Добрая фея», аудиозаписи со звуками природы, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла»)

2.Основная часть:

ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней)-

обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся, использование пиктограм).

пересказ-

рисование, лепка, аппликация-

драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).

Резюмирование.Подведение итогов.

Ритуал «Выхода из сказки». («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»)

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями. Текст можно сокращать, изменять его содержание. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.

Атрибуты сказок, наглядность можно варьировать, упрощать, усложнять.

Во время драматизации необходимо поощрять реплики учащихся, движения, дети должны чувствовать себя свободно, поверить в свои силы.

В конце урока учащихся необходимо «вывести из сказки» с помощью упражнений, например, учащимся предлагается взяться за руки, подумать о чем – то хорошем, закрыть глаза, потом открыть и оказаться в реальном мире.

В уроке с применением элементов сказкотерапии можно включать кинезиологические (двигательные) упражнения («Снеговик», «Ожившая кукла», «Ныряльщик»).

Физкультминутки на таких уроках должны быть сюжетными, связанными с содержанием сказки («Ручеек» - дети превращаются в ручеек и передвигаются по классу, взявшись за руки, преодолевая препятствия).

В конце урока целесообразно провести рефлексию («Что понравилось на уроке?», «Дерево настроения»).

Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия.

Полезные уроки из сказки

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит

удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя:

доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей.

Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы,

какой бы невыполнимой она не казалась.

И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя,

смелость и помощь друзей.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.

Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем,

а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной.

Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках –

отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча
или на другое чудище, но смелость и упорство
обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит патриотизму.

Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать

родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка учит любви к родителям.

Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем

больше своих нерадивых братьев и сестёр.

И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

В заключении хочу привести слова советской поэтессы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

А сейчас, посмотрите фрагменты видеоурока «Сказка о рыбаке и рыбке» с элементами сказкотерапии.

Упражнения для «погружения в сказку».

Упражнение-игра №1 «Серый волк и золотая рыбка»

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Встреча героев из разных сказок».

Группа из трёх (не более человек) получает простое задание: вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. После того, как каждый участник назвал по одному персонажу, их имена записываются на доске и утверждаются. Можно попросить, чтобы каждый устроил короткую «презентацию» своего героя: сказал, из какой он сказки, рассказал о нём, «показал» его... Это делается для настройки на игру, а также для того, чтобы героев нельзя было «отыграть» назад.

После того, как герои утверждены, ведущий даёт задание №2: рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Как правило, рассказывает один человек, а остальные помогают ему наводящими вопросами и просьбами уточнить. На роль рассказчика «вызывается», таким образом, один человек. Если Вы хотите, чтобы в придумывании сказки участвовали все дети, тогда сказки записываются в тетрадку, придумываются как сочинение в тишине и только затем «озвучиваются», читаются по очереди вслух.

Эта рассчитана на детей от 10-11 лет. Однако, если Вы играете со своим ребёнком, в кругу семьи, то возрастных ограничений нет.

Упражнение-игра №2 «Семь волшебных слов»

В самом простом варианте этой игры фигурируют не семь, а всего три слова. С этого упрощённого варианта лучше всего начинать знакомство с этой техникой сказкотерапии.

Игрокам даётся задание: придумать сообща семь (три) слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках. Эти слова записываются на доску (на большой ватманский лист), а затем каждый придумывает сказку с этими словами.

Если в Вашей семье есть навык рассказывать и придумывать сказки сообща, то сказка придумывается совместными усилиями - это всегда интереснее.

Упражнение-игра №3 «Сказка-шиворот-навыворот»

Это очень старый и уважаемый всеми приём развития воображения.

Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом, в общем, хрестоматийная сказка. Задание: рассказать эту так, чтобы в ней было всё наоборот. Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу. ...

Сказки «наоборот» круто замешаны на карнавальной смеховой культуре - на низовом юморе и двусмысленных шутках - такова природа юмора-наоборот. Поэтому в эту игру лучше всего играть подросткам и совершенно взрослым людям.

Упражнение-игра № 4 «Начинка для пирога»

Ведущий (их может быть в этой игре - два) «выпекают два коржа», то есть произносят первую и последнюю фразу будущей сказки. Это должны быть абсолютно «не сказочные» безумные фразы, абсурдные.

Например:

Корж Первый

По улице ехал грузовик.

Корж второй

Так у Деда Мороза выросла зелёная борода.

Корж Первый

На острове в Тихом Океане произошло извержение вулкана, который спал тысячу лет.

Корж второй

Поэтому наш кот поехал на всё лето в деревню к бабушке.

Задача всех игроков - придумать то, что будет поставлено в середину - между этими двумя фразами. Приготовить начинку для сказочного пирога.

Игра «Угадай по движению»

Сначала дети встают в круг и вместе с учителем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабку с дедом, бабка и дед плачут, Буренка спит.

Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Учитель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Учитель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

Учитель: «Посмотрите внимательно на Галю. Как выдумаете, какого из героев сказки она показывает?»

Дети: «Бабушку».

Учитель: Правильно. Как вы догадались?УГали глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.

Учитель: УГали руки опущены или вытянуты вперед?

Дети: «Вытянуты вперед».

Учитель: «Галя быстро ходит ил и медленно?»

Дети: «Медленно».

Упражнение «Шум моря».

Послушаем шум морского прибоя. Встанем и подышим, как море. Сделаем тихий мягкий вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь выдохнем: «ш-ш-ш-ш-ш»… И мягко пустим руки. Долго-долго выдыхаем, втягиваем в себя животик, чтобы вышел весь воздух. Молодцы. И снова вдо-о-о-х…»

Упражнение «Лягушачий хор».Учитель включает аудиозапись с кваканьем лягушек. Сейчас мы перенесемся в сказку, внимательно послушайте лягушачий хор. Расслабьте тело, закройте глаза и слушайте… Откройте глаза: мы уже в сказке. Лягушачий хор перенес нас на чудесное, заросшее травой болото. Чувствуете, как пахнуло сыростью? На этом болоте и начинается наша сказка».

Упражнение «Волшебный цветок».

«Силы на путешествие по сказке нам подарит волшебный цветок (учитель демонстрирует красивый крупный цветок)». Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходит в ваше тело: голову… шею…руки…грудь…живот…ноги.

Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию».

Упражнение «Три дороги».

Для того, чтобы попасть в сказку, мы должны выбрать для себя волшебную дорогу. У нас их три.

Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу разложены кочки – кружочки из картона или обручи). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как ваше тело наполняется волшебной силой».

Дина Фомина
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Описание: Представление виртуального проекта организации курсов подготовки в области сказкотерапии для курсов повышение квалификации.

Определение:

Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Историческая справка:

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Г. Азовцев, И. Вачков, Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. Соколов, А. Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.

Функции сказкотерапии:

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Психолог проводит анализ сочиненной ребенком сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух или не осознает.

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Коррекционная функция сказкотерапии:

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказкотерапевт может по-разному строить работу со сказкой:

обсуждение уже существующей сказки-

самостоятельное написание ребенком сказки-

инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр)-

арттерапевтическая работа по мотивам сказки-

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Цель проекта: Организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого»

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Сказкотерапия может эффективно применяться для диагностики и коррекции, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей является эффективным и актуальным направлением.

Т. О. организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии является полезной и актуальной как для специалистов, так и для родителей.

Описание:

Проект представляет собой план создания курсов по обучению приемам сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, (в т. ч. могут выступать как курсы повышения квалификации).

Данные обучающие курсы предназначены для родителей (детей с ОВЗ и нормальным развитием, специалистов сферы образования, психологии, социальной, психологической поддержки (педагогов, психологов, дефектологов, методистов, психологов, социальных работников, воспитателей, логопедов, операторов-консультантов «Телефона доверия» и д. р., персональных помощников (ПП).

Курсы представляют собой предоставление базовой подготовки в области сказкотерапии. В конце обучения организуется экзаменационная часть, которая представляет собой демонстрацию освоенных практических ЗУН.

По окончании курсов выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.

Проект содержит теоретическую информацию о сказкотерапии и представляет практическую пользу для начинающих ПП.

Ожидаемые результаты:

Создание курсов по организации обучению базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого».

Предоставление желающим возможности приобретения практических навыков по использованию приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях.

Предоставление желающим возможности повышения квалификации.

Подготовка ПП, способных использовать приемы сказкотерапии в своей деятельности.

Перспективы развития:

Распространение информации об организации курсов, для привлечения большего числа желающих обучаться приемам сказкотерапии.

Создание сайта с предоставлением всей необходимой информации.

Организация массовых мероприятий.

Привлечение различных организаций, потенциально заинтересованных в проблематике и актуальности проекта (ВУЗы педагогические, психологические, ДОУ, организации сферы социальной, психологической поддержки, общественные организации, чтобы привлекать их к обучению и организовывать курсы на базе этих организаций.

Привлечение специалистов из других психологических центров, других городов, стран.

Организация отдельных занятий курсов «по обмену» (на базе различных учреждений, предоставляющих подобные образовательные услуги, непосредственно применяющих данное направление, на базе филиалов в других городах и странах).

Организация обучающих курсов по другим направлениям психологической работы (арт-терапия, анимало-терапия, песочная терапия и т. п.).

Публикации по теме:

«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возрастаЦели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»- образование.

Адаптивная физическая культура в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУАктуальность. Многочисленные исследования в последние десятилетия свидетельствуют о том,что в российском обществе отмечается существенное.

Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьмиУчите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьмиСохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

О роли сказкотерапии для детей с ОВЗ

 

Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ С(К)О школа-интернат VIII вида №5 г. Курска. Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений, педагогов начальной школы.
Цель: активизировать в ребенке творческое начало.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

 

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка– создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка- предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка- знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка- это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Смотреть пример видео по теме

Категория: 

Оценить: 

5
Средняя: 5 (2 оценки)

Добавить комментарий

  ____     ___    _   _   ___   ____    _   _ 
| _ \ / _ \ | | | | |_ _| | _ \ | \ | |
| |_) | | | | | | |_| | | | | | | | | \| |
| _ < | |_| | | _ | | | | |_| | | |\ |
|_| \_\ \__\_\ |_| |_| |___| |____/ |_| \_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме