Сказки в детском саду. Старшая группа. Сценарий детской сказки в детском саду

Сказки в детском саду. Старшая группа. Сценарий детской сказки в детском саду

Развлечение на тему: Сказки в детском саду. Старшая группа. Сценарий детской сказки в детском саду (с участием педагогов, родителей, детей). Сказка «Теремок» на новый лад Сказка хорошо в детском саду. Сказка «Теремок» на новый лад(с участием педагогов, детей, родителей).

Цель: создание условий для творческого развития и самореализации педагогов, родителей, детей.
Нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с семьей: включение родителей в совместные театрализованные представления.
Действующие лица:

Солнышко,
Соловьи (количество – по желанию).
Дед,
Баба,
Теремок – двое исполнителей, в руках которых большие платки, при помощи которых они изображают крышу Теремка,
Комар,
Мышка,
Лягушка,
Лиса,
Волк,
Медведь.

Пояснительная записка.
Такую сказку-экспромт можно разыграть на любом празднике, развлечении. В нашем детском саду сказка была разыграна на конкурсе «Папа, мама, я – читающая семья»,
Учитывая обстоятельства, в сказку можно добавить ещё героев (если будет большее количество желающих принять участие в театрализации) или, наоборот, некоторых героев убрать (если исполнителей будет не хватать).
Сказку рассказывает рассказчик. Герои сказки выходят и выполняют действия по тексту. Перед выходом каждого героя звучит определённая музыка, подобранная музыкальным руководителем.
Ход представления.
Под музыку выходят первые участники представления, которые изображают Теремок.
Рассказчик: Утром Солнышко проснулось, спозаранку улыбнулось,
Стало солнышко светить, всех повсюду веселить.

Соловьивокруг запели, звонкие раздались трели.
С добрым утром! С ясным днём!
Как мы весело живём!
Соловьи исполняют танец-экспромт.

Дед и Баба с утречка собрались у теремка.
Дом достроили, и вот отдыхать пришёл черёд.
На Канары собрались. Вот какая нынче жизнь!
Дед и Баба уходят.

Теремочектак хорош, нигде такого не найдёшь!
Окна здесь большие! Ставни расписные!
Из трубы идёт дымок. Кто же ступит на порог?

Вот Комарик прилетел, у окошечка присел.
В теремочек постучался, но ответа не дождался.
Стал он жить да поживать и гостей он начал ждать.

Мышка зёрна собирала, Теремочек увидала.
Постучалась в Теремок, принесла зерна мешок.
Напечёт она блинов, наготовит пирогов,
Будут сыты в Теремкеи довольны будут все!

С дискотеки, шла Лягушка, лупоглазая девчушка.
Ну а Мышка с Комаром пропустили её в дом.

Долго ль времечко прошло — шла Лисица из кино.
Видит — в поле Теремок. Эй! Пустите на порог!
Буду я у вас здесь жить, танцам вас начну учить!

Серый Волк бежал тропою, что он видит пред собою?
Ой! Да это Теремок! Он не низок, не высок.
Открывайте поскорей! Дожидаться нет мочей!
Ох, устал я, не могу! Отдохну, вам помогу!!

Шёл Медведь из-за болота. Видит – заперты ворота.
Открывайте, я – Медведь! А не то буду реветь!
В Теремок Медведь ввалился, Теремочек развалился!
Разбежалось всё зверьё. Что же будет? Ё – моё!
Звери убегают, появляются Дед и Баба.

Что же делать? Как же быть? Где же Деду с Бабой жить?
Плачут, заливаются, с Теремком прощаются.

Но решил потом Дедок кредит взять на теремок
И построить новый дом — и с крылечком, и с двором!
Только чур! Не у болота! И пошла у них работа!
Помогало всё зверьё – развалили ведь жильё!
Выходят все звери.
Вот и новый Теремок! Из трубы идёт дымок.
Дедка с Бабою опять собралися отдыхать.
Ну а сказка, как мочало. Начинай опять сначала!

Название: Сценарий детской сказки в детском саду (с участием педагогов, родителей, детей). Сказка «Теремок» на новый лад.
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, семейные досуги, посиделки,

Должность: музыкальный руководитель высшей категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область Костромской район село Шунга

Конспект НОД для детей (5-7 лет).

Воспитатель: Наседкина Анна Сергеевна

Цели и задачи:

  1. Расширить знания детей о сказках-
  2. Тренировать память, развивать речь-
  3. Воспитывать бережное отношение к книгам

Оборудование:

  1. Картинки сказок
  2. Ковёр самолёт
  3. Телеграмма
  4. Посылка
  5. Игрушки (зверей).

Ход занятия:

Воспитатель:

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Сказка в гости к нам идёт,

Сказка в каждый дом войдёт.

Тем сказка дарит чудеса

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои!

Любите, ребята сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

Ребята, с самого раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом вы пошли в детский сад и кто -то сам научился их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный мир, загадочный, таинственный мир. В сказке совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

(письмо от печкина)

К нам гости пришли.

Печкин: «Здравствуйте, дорогие ребята, я ищу Дядю Фёдора. Он потерялся.Помогите мне его найти.

Воспитатель: Ребята мы поможем найти Дядю Фёдора?

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Давайте вспомним, на чём можно передвигаться в сказках.

Предполагаемые ответы детей: В сказках можно летать на летучем корабле, на ковре- самолёте, на метле, в ступе, как Баба яга.

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в сказочную страну на ковре-самолёте.

(Воспитатель вносит ковер-самолет, сделанный заранее с детьми)

Один, два, три, четыре, пять

В сказку все хотят попасть!

/ Дети под музыку В гостях у сказки идут змейкой, закручивая и закручивая спираль/.

Воспитатель: - Ой, а куда это мы попали? - Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Это мышка. А в какой сказке мы встречаемся с мышкой? (Теремок, курочка ряба,репка)

Мышка ты не видала Дядю Фёдора?

Мышка: Нет, но может он в сказках потерялся.

Воспитатель: Ребята давайте узнаем с вами сказки.

1заданиеот мышки может оно нам поможет найти Дядю Фёдора

1 «Узнай сказку»

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

(Маша и медведь)

Прибежище Мышки-норушки,

Зелёной Лягушки-квакушки

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название.

(Теремок)

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно. (три) .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить. (опасно) .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как. (птичка) .

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей. (конец) .

По слогам читает Федя:

Это сказка .. .

(Три медведя.)

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он. (катился) .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню. (пел,

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый. (Мишка) .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую. (Лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка?

Ну и овощ, вот гигант,

Ну, не вытащить никак!

Тянул дедка вместе с бабкой,

Мышка очень помогла!

(сказка «Репка»)

Картинки с изображением сказок.

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете сказки. Ну, а где же Дядя Фёдор?

Дети: Дяди Фёдора здесь нет.

(Встреча с зайчиком)

Воспитатель: -Вот и Зайка возле него карзина интересно что там?Давайте посмотрим!А здесь конверт в нем вот что написано Дядю Федора я не видел,но может он в моей корзине потерялся.

Воспитатель: Ребята давайте поищем.

2. «Волшебная корзина зайчика»

(Из корзинки зайчик достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет) :

Золотое яйцо (Курочка Ряба)

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Банка с вареньем (Карлсон)

Аптечка (Доктор Айболит)

Банка с мёдом (Вини-пух и все, все, все)

Скалка (Лисичка со скалочкой)

Воспитатель: Молодцы ребята. Ну, а где же Дядя Фёдор?

Дети: Дяди Фёдора здесь нет.

Воспитатель: Правильно его здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с лисой)

Воспитатель: -Ой Лисичка смотрите что у нее в лапках?Давайте посмотрим!

Дети: Записка.

Записка.Лиса: Я за вами наблюдала и вижу что вы очень устали и предлагает нам немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, лисичка видит, что вы устали и предлогает поиграть. Хотите поиграть?

3 остановка «Встреча с лисой»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка - дети шагают

Стоит задом наперед - дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка - Грозят пальцем

Бабушка Яга живет - грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие - показывают

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! - бег на месте

Дыбом волосы стоят -руки вверх

(Встреча с Медведем)

Воспитатель: -Вот и Мишка повстречался на нашем пути.и у него для нас посланиет не видал Дядю Фёдора?

Послание - Медведь: Я Дядю Фёдора не видел? Но может он в моих перевёртышах потерялся. Помогите мне, пожалуйста, разобрать перевёртыши.

Воспитатель: Ребята давайте поможем мишке. А гости помогут нам.

4 остановка «Сказочные перевёртыши»

“Зеленый беретик” - “Красная шапочка”-

“Мышь босиком” - “Кот в сапогах”-

“Петушок бесцветный” - “Курочка ряба”.

“Царевна-индюшка» - «Царевна - лягушка»

“По собачьему велению» - «По щучьему велению»

“Баба-Бяка” - «Баба Яга»

Воспитатель: Как вы думаете помогли мы мишке?

Воспитатель: Молодцы мишке то мы помогли но вот Дяди Фёдора и здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с Волком)

Воспитатель: - Ой что это за зверь такой(Волк)

Дети:Волк

В: Давайте посмотрим может он знает где Дядя Федор.

Волк: Нет, но может он среди сказочных героев потерялся. Помогите мне разгадать загадки о сказочных героях. Много-много я их знаю Вам сегодня загадаю.Кто внимательным бывает - Тот их быстро разгадает.

Воспитатель: Ребята давайте поможем волку.

5 остановка «Загадки о сказочных героях»

1. Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это… (Репка)

2. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)

3. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор. (Айболит)

4. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Поросята)

5. У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

6. Все девчонки и мальчишки.

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый. (Карлсон)

7. Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу. (Золушка)

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали.Волку то мы помогли но вот Дяди Фёдора и здесь нет. Отправляемся искать его дальше.

(Встреча с Котом Матроскиным)

Воспитатель: -Какой интересный герой кто это?

Воспитатель: может он знает где Дядя Фёдора

Матроскин: Как же не видал. Конечно он у нас в Простаквашино. Но сначала отгадайте из какой сказки эти герои? (Морозко:Емеля щука царь (По щучьему велению): Старик старуха лиса волк(Сказка о рыбаке и рыбке): Коза волк и семь ребятишек (Волк и семеро козлят): Мойдодыр)

Воспитатель:вот и нашли мы нашего героя.Где мы его нашли?

Письмо от Дяди Федора:

Дядя Фёдор: Спасибо Печкину за телеграмму. И вам ребята большое спасибо, что помогли Печкину отыскать меня. Досвиданья ребята нам пора возвращаться в свои сказки.

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими сказочными героями. Давайте немного отдохнём и отправимся назад в детский сад.

Физминутка:

«Заюшкина избушка»

(дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел (кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)

К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),

И ни с чем они уходят (расходятся).

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).

Воспитатель: Молодцы дети, как вы весело играли, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Ну а теперь возвращаемся в наш детский сад, а на чём мы будете добираться.

Ответы детей: На коврах- самолетах.

Воспитатель: Сказка с вами прощается,

Дети домой возвращаются.

Раз, два, три, четыре, пять,

В детский сад летим назад!

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад, понравилось вам путешествие?

Подведение итогов. Что вам понравилось больше всего? Кого мы встретили с вами в Сказочной стране? - Чему учат сказки?

Воспитатель: Ой, а что это за посылка. Давайте посмотрим, что в посылке. (Открываю, там угощение). Здесь угощение и записка. «Спасибо вам дети за очень интересные рассказы, вы весело играли, зверюшек спасали, вы добрые и находчивые. До встречи. Печкин».

Угощаю детей, занятие закончилось.

Т. Лукашова. Рассказ «Про медвежонка»

Жил-был был один медвежонок. У него было много игрушек. Позвал он к себе во двор играть зайчонка. Стали они из кубиков дом строить. Не понравилось медвежонку, как зайчонок стены строил, он закричал: «Не так надо строить!» – и сказал зайчику обидное слово. Не захотелось больше зайчонку с медвежонком играть, и ушел он.

Скучно медвежонку одному – позвал он лисенка. Захотели они на велосипеде покататься. Не сумели договориться друзья, кто первый будет кататься, и снова медвежонок наговорил неприятных слов лисенку. Заплакал от таких слов лисенок и ушел. Вышла мама медвежонка и сказала ему...И понял тогда медвежонок…

Решил он извиниться перед друзьями и послать им по почте открытки.

Мальчик Огонек.

Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.

Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.

Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.

Что делать?

Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька».

Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.

Остались на песке только черные угольки.

Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика- Огонька, у которого было большое любящее сердце.

О. Хухлаева. Сказка «Хочу быть счастливым»

Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым. Поэтому он часто спрашивал у своей мамы:

– Мам! Я стану счастливым?

– Не знаю, сыночек. Я очень бы этого хотела, но сама не знаю, – ответила мама-кошка.

– А кто знает? – допытывался котенок.

– Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, им виднее, – отвечала мама, улыбаясь.

И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром и солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:

– Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

– Ты хочешь быть счастливым – значит, будешь счастливым!

Притча «Счастливая пора»

Когда-то давным-давно на вершине горы вырос золотой тюльпан. Стало людям известно от одного колдуна, что внутри бутона этого тюльпана спрятано человеческое счастье. И вот потянулись на вершину горы толпы людей и пытались открыть бутон – кто силой, кто хитростью, кто заклинаниями. Но не давалось им счастье в руки, и уходили люди ни с чем.

Однажды пришла к цветку бедная женщина, ведя за руку маленького мальчика. Она хотела всего лишь посмотреть на загадочный цветок. Но мальчик вдруг вырвался из ее рук, подбежал к блестящему на солнце цветку и весело засмеялся.(Смех ребенка записан на аудиокассету).

И тогда случилось чудо – бутон раскрылся! То, что не смогли сделать сила или колдовство, сделал веселый смех ребенка! С тех пор детство стало самой счастливой порой в жизни человека.

Т. Рик. «Лекарство от плохого настроения»

Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у нее необычная!

– Это скука тоскливая, – определила болезнь Фея Ромашек.

– Вовсе нет, это тоска скучная! – заспорила Фея Пионов.

– Это грусть печальная! – вмешалась Фея Ночных Фиалок.

– Нет-нет! Печаль грустная! – закричала Фея Маргариток.

– Ах, о чем вы спорите! – возмутилась Фея Колокольчиков. – Девочка в печали! Весь день слезы льет.

– Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! – заявила Фея Душистого Горошка.

– Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, – сказала Фея Ночных Фиалок, – для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.

– От лунного света еще больше плакать хочется! – возразила Фея Жасмина. – Лучше готовить из цветочной росы.

– Ну нет, – наморщила нос Фея Пионов, – от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.

– А я предлагаю обрадовать нашу девочку, – сказала Фея Ромашек. – Подарить ей новую куклу.

– Не развлечет ее кукла, – печально вздохнула Фея Жасмина, – она же принцесса! У нее этих кукол – пруд пруди!

– Может быть, звездопад устроить? – предложила Фея Ночных Фиалок.

– Ее рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада, – вздохнула Фея Колокольчиков.

Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.

– Дождь уже кончился, – сказал он, – сейчас радуга появится. Пойдешь со мной по деревьям лазить?

– Пойду! – обрадовалась принцесса Юленька.

И надо же – плохое настроение само собой куда-то улетучилось!

(Воспитатель по ходу сказки может на фланелеграфе выкладывать персонажей: Фею Пионов, Фею Маргариток и т.д., сначала плачущую принцессу, а в конце, после появления мальчика Максима, улыбающуюся принцессу- можно изменить цвет ее платья).

М. Пляцковский. «Урок дружбы»

Жили-были два воробья, которых звали Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал аккуратно в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем? – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:

– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!

Какой урок Дружбы? – не понял Чик.

А.Митяев. «Велит почтение»

Дети сказали отцу:

– Мы заметили: когда приходят бабушка и дедушка, ты встаешь и не садишься, пока они не сядут. Почему так?

– Родители кормили меня, одевали, учили, растили, воспитывали, – ответил отец. – За все это у меня к ним уважение и почтение. Оно-то и велит мне стоять.

– А почему люди стоят, когда исполняется Гимн? Тоже велит почтение?

– Да. Почтение к нашей Родине. Мы дышим ее воздухом. Пьем ее воду, едим хлеб, собранный с ее полей. Мы гордимся ее историей и сегодняшними делами, верим в ее прекрасное будущее. А Гимн – это торжественная песнь Родине. Как же не встать, когда исполняется Гимн!

– Мы всегда будем слушать Гимн стоя, – сказали дети отцу.

– Конечно, – сказал отец. – Но почтение еще велит выучить Гимн наизусть. Когда люди поют Гимн, они торжественно обещают любить Родину.

В. А.Сухомлинский «Цветок и снег».

Это было зимой. Вера каталась на санках. Возвращаясь домой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку.

Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него ветку сирени.

Через несколько дней распустились почки, появились зеленые листочки.

Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.

Девочка поставила кувшин с зеленой веточкой на окно. Ей показалось, что веточка со страхом смотрит на снежный ковер.

Вера внимательно – внимательно посмотрела на цветок, а потом сказала: «Не грусти, веточка, скоро весна».

В. Сухомлинский «Потребность человека в человеке»

Воспитатель читает рассказ в сокращении.

Однажды в выходной день пошли в лес всей семьей: отец, мать, пятиклассник Толя и четырехлетний Саша. В лесу было красиво и весело. Родители показали детям поляну, на которой цвели ландыши.

Рядом с поляной рос куст шиповника. На нем зацвел первый цветок – розовый, ароматный. Вся семья села под кустом. Отец читал интересную книгу.

Вдруг послышался грохот грома. Упали первые капли, а потом дождь полил как из ведра.

Отец отдал свой плащ маме, и дождь был ей не страшен. Мама отдала свой плащ Толе, и дождь ему стал не страшен.

Саша спросил:

– Мама, почему это так: вам отдал свой плащ папа, Толю своим плащом одели вы, а меня своим плащом одел Толя? Почему каждый не надел свой плащ?

– Каждый должен защищать того, кто слабее, – ответила мама.

– А я почему никого не защищаю? – спросил Саша.– Значит, я самый слабый?

– Если ты никого не защищаешь, ты действительно самый слабый, – с улыбкой ответила мама.

– Но я не хочу быть самым слабым! – решительно сказал Саша.

Он подошел к кусту шиповника, отвернул полу плаща и прикрыл розовый цветок шиповника: ливнем уже оторвало два лепестка, цветок поник – слабый, беззащитный.

– Теперь я не самый слабый, мама? – спросил Саша.

Да, теперь ты сильный и мужественный, – ответила мать.

Т. Лукашова. Сказка про ежика

Жил-был ежик. В лесу никто не хотел с ним дружить.

«Посмотри, какой у меня красивый пушистый хвост, – говорила лиса.– Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты!»

«Ты слишком маленький, – говорил ему медведь.– Я могу раздавить нечаянно тебя одной лапой!»

«Ты такой неуклюжий. Не попрыгаешь с тобой», – пищал заяц.

Однажды утром ежик, как обычно, отправился на лесную поляну поискать себе грибов и ягод на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, за которой гнался охотник. Ежик свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые иголки ежа и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик спрятался за куст.

Спасая лису, он повредил себе лапку. Совсем грустно стало ежику: как же он будет грибы и ягоды собирать? Он еле-еле добрался до своей норы. А там его уже ждала лиса:

«Спасибо тебе, ежик, за то, что ты спас меня! Ты очень смелый! А еще у тебя очень чуткое и отзывчивое сердце! Ты настоящий друг!»

Лиса приносила ему лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у ежика болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок. У него был настоящий друг.

Однажды ежик встал рано утром, собрал цветы и подарил их лисе со словами: «Спасибо тебе, лиса, и за твою чуткость и отзывчивость!»

– На кого в этой сказке, дети, вы хотели бы быть похожими и почему?

– У кого из героев сказки чуткое, отзывчивое сердце?

«Рассказ про Маленькую девочку»

Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и стала смотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.

Но – странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель – чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – папе такой обед вряд ли понравится!»

И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.

Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».

И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, – подумала девочка, – я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»

И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя так, как взрослая».

Т. Лукашова. «Попугайчики»

Одной девочке очень понравились попугайчики в зоомагазине. Она попросила маму купить клетку и попугайчиков домой. «Но ведь нужно ежедневно кормить, чистить клетку и менять воду, – сказала мама, – а мне некогда, ведь я каждый день на работе. Я устаю, и мне хочется отдохнуть, когда же я буду заботиться о попугайчиках?»

«Нет! Нет, мамочка! Не переживай, это я буду о них заботиться», – сказала девочка.

И вот попугайчики переселились в дом и стали весело щебетать и радовать всю семью. Но прошел один, другой день, и попугайчики перестали весело щебетать, сидели понурые и ждали….

– Как вы думаете, кого они ждали? –

Конечно, девочку, которая все чаще и чаще убегала поиграть, забыв….

– Да, покормить попугайчиков.

Однажды мама пришла с работы, смотрит – у попугайчиков нет ни воды, ни корма – и сказала своей дочке…

Стыдно стало девочке, и она пообещала маме…

Сачкова Надежда Сергеевна
Методика работы со сказками в детском саду

Методика работы со сказками в детском саду

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

Принципы работы со сказками:

Принцип Основной акцент Комментарий

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета- понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных.

Знакомя детей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно запоминают, что Курочка Ряба, Теремок - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка - деревянная длинная скамейка, скалочка - деревянная каталочка, которой раскатывают тесто сказкеЛисичка со скалочкой) и др.

Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру - не подумав, бранится - ругается, насилу нашел - долго искал (сказкаЛиса и козел- кинулась туда- сюда - в разные стороны- кликала - звала (Гуси - лебеди).

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшем возрасте дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок(положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкойСнегурочка можно начать с беседы. Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. - Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка. Затем педагог задает детям следующие вопросы: Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?.

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

В своей группе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы работы со сказкой: кроме НОД, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Во-первых, перед началом НОД с помощью музыки создается эмоциональный фон- выбирается место занятия- выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания (Найдите и назовите сказку, Где живет сказка? и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (например: сказка«Золушка» - игра Перебери крупу, образная игра Варим кашу, создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

1. Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния Грусть звучит пьеса Болезнь куклы из Детского альбома П. И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся Огонь под Танец с саблями А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

2. Проблемные ситуации

(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности- учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен Снежная Королева).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский Крокодил Гена).

Почему поссорились лиса и заяц? (Лиса и заяц русская народная сказка).

3. Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказкеРепка.

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказкиМорковка (по аналогии).

Оформление книги Полезные сказки (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников Овощи (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок (Маша и медведь)

Скрипи, нога, скрипи, липовая! (Медведь - липовая нога)

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! (Волк и семеро козлят)

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

Варим кашу. Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

продукты по порядку входят в круг - горшочек.

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: пых). Огонь прибавляют (начинаю говорить пых в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

Составить портрет героя сказки (Художественное, эмоциональное развитие)

Треугольник и квадрат (математическое развитие)

Хорошо плохо(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков Три поросенка).

Добрые - злые (развитие эмоций, изобразительных навыков).

По моему мнению, очень важна искренняя заинтересованность воспитателя в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но главное не перехвалить! Привлекать к оценке самого ребенка:

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _____   _  __ __   __  _____   _  __  _____ 
| ____| | |/ / \ \ / / |_ _| | |/ / | ___|
| _| | ' / \ V / | | | ' / | |_
| |___ | . \ | | | | | . \ | _|
|_____| |_|\_\ |_| |_| |_|\_\ |_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме