Темы консультаций логопеда для педагогов доу. Консультация для воспитателей на тему «Дыхательная гимнастика в детском саду. Практикум для педагогов

 

Тема консультации: Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Тема консультации: Добрые сказки для малышей

Источник: сайт Подготовка к школе

Тема консультации: Знакомим детей с фразеологизмами

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Меткие образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её. Знакомство ребенка с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Изучение фразеологизмов поможет вам привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка.
В предлагаемом вам и вашим малышам словаре фразеологизмов значение каждого из них обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле, в стихотворной форме. Это делает процесс обучения увлекательным и веселым.

  • ОБЪЯСНЯЙТЕ ДЕТЯМ ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ:Бежать бегом

    Без лишних слов

    Белая ворона

    Бить баклуши

    Брать пример

    Бросать слова на ветер

    В двух шагах

    В порядке

    В тягость

    Вести себя

    Взять себя в руки

    Витать в облаках

    Вить веревки

    Владеть собой

    Во все горло

    Говорить на ушко

    Давать слово

    Дел невпроворот

    Держать в ежовых рукавицах

    Держать (свое) слово

    Задать головомойку

    Заливаться соловьем

    И был таков

    И стар и млад

    Иметь зуб

    (Не) К лицу

    Как без рук

    Как ветром сдуло

    Как за каменной стеной

    Клевать носом

    Кошки скребут на душе (сердце)

    Красный как рак

    Льет как из ведра

    Медведь на ухо наступил

    Мурашки по спине бегают

    На глазах (у)

    На зависть

    Надуться как мышь на крупу

    Не верить своим глазам

    Не дать в обиду

    Не сомкнуть глаз

    Не сочти за труд

    От (всей) души

    Открыты двери

    Пальчики оближешь

    Первым делом

    Перемениться в лице

    Повесить голову

    Повесить нос

    Показывать зубы

    Положить на (обе) лопатки

    Присутствие духа

    Разинуть рот

    Рано или поздно

    Родиться в рубашке

    С иголочки

    С пеленок

    Свести с ума

    Сделай одолжение

    Сесть на голову

    Смотреть как баран на новые ворота

    Терпение лопнуло

    Точить зуб

    Ходить по пятам

    Хоть куда

    Чесать языком

Тема консультации: Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.

Источник: Фестиваль педагогических идей Открытый урок

 

Тема консультации: Особенностирусских народных сказок

 

Веселыеи грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны нашипервые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

 

 

Сказкилюбят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов ихудожников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы ибалеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищиестранники, портные, отставные солдаты.

 

 

Сказка- один из основных видов устного народного творчества. Художественноеповествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

 

 

 

Тема консультации:Зимние тематические прогулки

Источник: БЭБИблог

 

Тема консультации:Особенности развития речи у ребенка с двуязычием

Речевое развитие ребенка-билингваимеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают говорить позже.Больше всего описана ситуация, когда один из родителей говоритна одном языке, а другой — на другом. Считается,что раннее двуязычие, если соблюдается принцип «один язык — однолицо», должно складываться внешне относительно благополучно,что на практике не всегда оказывается правдой.Но и эта ситуация не симметрична: поскольку обычнос ребенком чаще находится мама, чем папа, то язык матери, скореевсего, будет доминировать. Если в семье не выдерживается принцип«одно лицо — один язык», то дети не могут выделить принципупотребления слов того и другого языка. У некоторых двуязычных детейразвивается заикание (в очень небольшом проценте случаев, обычнов сочетании с какими-то другими факторами развития)...

 

 

 

 

 

Тема консультации:Скороговорки для развития речи

Тема консультации: Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников

Дляпедагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство,оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощьювыразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационнойправильности и эмоциональности, педагог не только открывает переддошкольникамимир искусства, но и даётим образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрастеребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение,он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же,с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Такимобразом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоциональнонасыщенной речью...

 

 

 

 

 

 

Тема консультации: Большой толковый словарь пословиц и поговорок

Уникальный словарь для детей, учителей и родителей! Более 300 пословиц и поговорок русского языка с подробными разъяснениями, а также примерами из произведений русской классической и современной художественной литературы. Для лучшего понимания, пословицы дополнены запоминающимися забавными иллюстрациями. Предлагаемый словарь станет первым помощником всех, кто изучает русский язык, историю и литературу. Издание может быть рекомендовано в качестве дополнительного пособия для школьных занятий по русскому языку.

Чеканова С.Н.,
логопед МБДОУ №52
г. Старый оскол

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно рпизвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей-
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке- - заниматься до еды-
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде-
- дозировать количество и темп проведения упражнений-
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот-
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно-
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди- плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе-
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги- левую ладонь положить на живот- вдохнуть ртом, надуть живот- затем длительно выдыхать, «гасить» свечу.
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров- показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси- руки-крылья на вдохе опускать, произнося «Гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох)- звкук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным- выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие- на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке- спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).
«Шарик» - представить себя воздушными шариками- на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч- на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону- на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»- быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с)
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Уважаемые воспитатели!

Хочу обратить ваше внимание на то, что речевая среда может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие детской речи. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя.

« ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ »

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную форму. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.

А.Н.Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка. Л.С.Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б.Эльконин писал по этому поводу: « Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Изучение грамматики живого, произносимого языка приучает детей к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, они связывают его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных- дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения по усвоению элементов фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль играет интонационная характеристика произносимой речи. А учителя школы считают формирование интонационных навыков важным и для восприятия письменной речи.

Особой грамматической интонацией – законченности, пояснения, разделения, перечисления – обладает предложение. Важную роль играют интонации повествовательная, вопросительная, восклицательная и побудительная. В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух – ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах – развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Дети рано начинают замечать недостатки и в своей и чужой речи. От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольной речи.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать звуковую окраску слова и точно употреблять термины звук, слово, предложение, активизируется словарь ребенка, совершенствуется его грамматический строй и связная речь. Постепенно дети переходят от простого называния предметов к образному описанию, учатся сравнивать явления и составлять рассказы и сказки. Работа над звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментирование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.

Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно.

Программные требованияк звуковой культуре речи можно представить следующим образом. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы будут ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения. Упражнения, которые проводят с детьми, помогают им на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематически.

Используемый литературный источник:

О.С.Ушакова, Е.М.СтрунинаМетодика развития речи детей дошкольного возраста. Изд-во Москва Владос2004г.

«Речевой и неречевой (фонематический) слух».

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

Неречевой слухэто восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слухэто слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что – то точно, а что – то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятиепервая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет

Звуковой анализэто операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4-х лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук –р - :

Л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н-

Ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ-

Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие звуки произносим мягко, звонкие согласные оглушаются в конце слова или перед другими согласными. Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например: произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко».

Игра «Назови картинки».

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук –ш-. Например: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: н - Настя, Надя, Наташа- В- Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – к, банка – б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я,Е,Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки. При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука –э-: не «эм»,не «мэ», чистый звук –м-, например в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – м, дуб – п.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце.

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук –ш-:…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук –ш- в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слова»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопай слова и назови количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «нооты» - ударный гласный – о-.

«Использование игровых приёмов

для закрепленияправильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большоезначение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток. Тогда они становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой.

Основная цель этих игр – автоматизация поставленных звуков. В разных играх автоматизация звуков осуществляется на разных этапах: изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития:

  • развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений)-
  • совершенствование грамматического строя речи-
  • обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса-
  • развитие связной речи.

И, кроме того, достигаются и общеобразовательные цели:

  • развитие зрительного восприятия-
  • развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения)-
  • развитие высших психических функций-
  • развитие воображения, фантазии-
  • развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми-
  • развитие координации речи и движений-
  • развитие тонкой моторики рук.

При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме, с азартом. Ребята с удовольствием играют и не замечают, как быстро проходит отведенное для игр время. При этом закрепление поставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определённых слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов. В игре ребёнок вынужден распределять своё внимание: контролировать правильное звукопроизношение и выполнять игровые действия и правила. Ребенок строит самостоятельно речевые высказывания, подбирает слова, грамматически оформляет речь и выполняет мыслительные операции.

Это сказывается на результатах работы. Помимо успешного достижения основных логопедических целей, игры способствуют решению и других задач речевого развития и совершенствования разнообразных психических процессов ребёнка. Их использование повышает интерес к логопедическим занятиям, формирует положительный эмоциональный настрой.

Эти игры могут использоваться и воспитателями детского сада и родителями для закрепления соответствующих навыков. Многие из этих игр целесообразно использовать несколько раз. Ребёнок каждый следующий раз находит новое решение задачи. Он придумывает новый сюжет или по-новому пытается составить речевое высказывание.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, мною были подобраны и модифицированы игры и игровые приёмы.

Автоматизация звука изолированно

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие игры и пособия, как:

1. «Дорожки». Всевозможные рисунки. Детям дается инструкция: «У змейки болят зубки, и она не может шипеть. Помоги змейке доползти до домика, произнося звук «ш», «Посади жука на цветок, длительно произнося звук «ж» или «Помоги снежинкам долететь до Снегурочки, произнося звук «с» и т.д.

2. Колючий мячик «Су-Джок» тоже может быть использован при автоматизации звуков. Нанизывая кольцо на каждый пальчик, ребенок повторяет звуки, слоги, слова. Катая мячик между ладошками, можно проговаривать предложения или стихотворения.

3. В игре участвуют от 2 до 5 человек. Игроки держатся за руки, изображая воздушный шар. Проговаривая слова, участники расходятся в разные стороны – «шар надувается».

Надуваем, надуваем шар.

Больше, больше, больше – «Ба-бах!».

Лопнул наш воздушный шар

И сдувается вот так: «ш-ш-ш».

Автоматизация звука в слогах

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию («з» - комарик звенит, «р» - тигр рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие игры и игровые приёмы:

1. «Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

2. «Волшебная палочка»

Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку. Ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой», повторяет слоги.

3. «Программист»

Ребёнок имитирует работу за клавиатурой компьютера. Он ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог нужное количество раз. (Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)

Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

1. «Фотограф»

Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотоаппаратом» ребёнок фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. «Фотоаппарат» - это одна из плоских игрушек для проведения игр из книги Л.А.Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».

2. «Какая картинка спряталась?»

На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. «Волшебным экраном» закрыть ту, в которой нет искомого звука. В процессе игры формируется навык образования форм единственного и множественного числа существительных в родительном падеже.

3. «Размести пассажиров»

Детям предлагается в грузовик поместить только тех животных, в названии которых есть звук «с», а в автобус - тех, в названии которых есть звук «ш».

4. «Собери в школу сказочных героев»

Буратино и Белоснежка собираются в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук «р», а Белоснежке – в названиях которых есть звук «л». Игра способствует не только закреплению звука, но и дифференциации сходных по произношению звуков.

По такому принципу, как предыдущие игры, можно придумать много других игр. Основа – сюжетная картинка, а к ней подбираются предметные картинки. Например: на сюжетной картине ёжик в лесу, а отдельно – грибы и яблоки. На обратной стороне яблок, грибов находятся картинки с закрепляемым звуком и другими звуками. Задача ребенка – помочь ёжику собрать грибы и яблоки, выбирая только те, на картинках которых есть автоматизируемый звук. Подобные игры: «Накорми зайца морковкой»- «Подари Кате игрушки»- «Собери урожай в корзину» и т.д.

5. «Собери бусы»

Нанизывая на шнурок бусы, ребенок придумывает (или повторяет за логопедом) слова, в которых есть закрепляемый звук. Если дошкольнику дается инструкция придумать слово с закрепляемым звуком, идет одновременная работа и по развитию звукового анализа и синтеза. Так как ребенок может придумывать слова, в которых искомый звук занимает определенную позицию (в начале слова, в середине или в конце).

6. Игры «Один - много», «Большой - маленький»

Логопед выкладывает картинки. Ребенок, касаясь «волшебной палочкой» картинки, изменяет слово по образцу. Например: стул -стулья, дерево -деревья, карандаш - карандаши, ведро-ведерко, соловей-соловушка и т.д. «Волшебная палочка» - плоскостной атрибут.

Через несколько занятий детям становится легче произносить автоматизируемый звук правильно, если он первый в слове или последний. А вот если автоматизируемый звук стоит в середине слова, у дошкольников возникают сложности. Так как фонематический слух у детей нарушен, они не всегда точно представляют, где находится нужный звук.

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (нарисованный персонаж или игрушка), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: С….М (СОМ), МА…..ИНА, (МАШИНА), Т…К (ТОК) и т.д.

Это довольно трудно, но тем интересней для детей. Они с удовольствием помогают справиться со Звукоедом.

Очень часто в своей работе использую настольно-печатные игры. Они не только помогают быстрее закрепить поставленный звук, но и способствуют развитию тонкой моторики, развитию графических навыков:

1. «Помоги цветочку вырасти»

На листе изображен один распустившийся цветок и несколько проклюнувшихся цветов. Ребенок помогает цветам вырасти, напевая «песенку дождя» - «ш-ш-ш».

3. «Жук»

На листе изображение жука. Во время произношения слова, ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его.

Инструкции: Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на крыльях кружочки.

4. «Бабочка»

Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип тот же, что и в игре «Жук». На крыльях бабочки дети рисую узоры как самостоятельно, так и по образцу логопеда. Одновременно можно закреплять у детей знания геометрических фигур и цветов.

5. «Ёжик»

На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки.

Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает «ш». Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком «ш», тогда у ёжика вырастут новые иголочки.

6.«Шарики»

На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь слово.

Автоматизация звука в предложениях

1. «Живые предложения»

Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов. Слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). В конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

2. «Близнецы».

Инструкция: «Мила и Влад - близнецы, которые всегда все делают одинаково. Подумай, что делал Влад вчера, если Мила вчера полола свёклу?». В зависимости от закрепляемого звука придумываются соответствующие имена героям: Роза и Виктор- Степан и Света и т.п. При закреплении звука [л] предложения подбираются в прошедшем времени. При закреплении остальных звуков – в настоящем или будущем. Данная игра вызывает большой интерес у детей.

Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике нарушений письма.

На этом этапе автоматизации звука на занятия «приходят» гости: Микки Маус, Незнайка, кукла Мила, медвежонок «Тишка», которые становятся героями игр- путешествий, игр - драматизаций и т.д.

Герои всё время ошибаются. В их предложениях слова не «дружат» между собой или стоят не на своём месте. Дети помогают героям исправить ошибки. При этом каждый ребенок объясняет, что он сделал - «подружил» слова в предложении или поставили слова по порядку. Герои сказок загадывают ребятам загадки и просят выполнить трудные задания:

  • закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке-
  • самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом-
  • собрать разрезанную картинку и придумать предложение-
  • выбрать из нескольких картинок одну – с автоматизируемым звуком и составить предложение-
  • составить схему предложения.

Автоматизация звука в связной речи

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка. Чтобы вызвать интерес детей, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, небольшими игрушками, придумывание сказок и их разыгрывание и др.

Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции. Эти игры должны стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, они будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

Библиографический список:

1. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В.И. Селиверстов.– М.: Просвещение, 1987.

2.Комарова Л. А. - Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника , 2009.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004.

5. Филичева. Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

6. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.- Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлением деятельности по физическомунаправлению развития детей №8 «Росинка»Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУПодготовил:Серажитдинова Резеда Мухарамовна –учитель-логопедНягань 2016Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящееиз нескольких или даже очень многих логически связанных между собойпредложений, объединенных одной темой и составляющих единоесмысловое целое.Развитие связной речи у детей дошкольноговозраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это однаиз основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки кначалу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связнойдиалогической и монологической речи предусмотрена программой детскогосада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Онаобязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.Последовательность работы над связной речью:- воспитание понимания связной речи-- воспитание диалогической связной речи-- воспитание монологической связной речиФормы связной речи:Диалог- это форма речи, в результате которой его участникиразвиваются духовно и интеллектуально.Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но ивнешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, репликисобеседника).Диалог состоит из реплик (отдельных высказываний), оносуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов,или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевогообщения.Диалогическую речь отличает краткость, преобладание простыхпредложений, широкое использование неречевых средств.Приемы работы над диалогом1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок,выразительной интонации, мимики, жестов.2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотретькартинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он можетпоказать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые имидействия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа длявыяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему этослучилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) Опонимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать егосвоими словами.3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседерасширяется словарный запас, формируется грамматический стройпредложения. Беседовать можно по различным темам: о мультфильмах,экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенканеобходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом егомысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как иответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать одинвариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя болееразвернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного дляребенка перехода к монологической речи.Приведем пример «усложненной» беседы.- Каких животных ты видишь на этой картинке?- Волка, медведя и лису.- Что ты знаешь о волке?- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.- А что ты можешь сказать о медведе?- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.- А что ты знаешь о лисе?- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.- Где ты видел этих зверей?- В зоопарке, там они живут в клетках.- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.Формы связной речи:Монолог- это связь одного лица, коммуникативная цель которойявляется сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальнойдействительности.Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и еёсодержание и языковые средства выбирает сам говорящий.Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи,служащую для целенаправленной передачи информации. Обычно говорящийпланирует или программирует не только каждое высказывание, но и весьмонолог как целое. (А.А, Леонтьев). В отличии от диалогической речиформирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанногоотношенияребенкакпостроениюсвязанноговысказывания.Психологическиеисследованияотмечаютпоявленияэлементовмонологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенокначинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монологарассказа о пережитом и увиденном.Приемы работы над монологической речью:- работа над составлением рассказа - описания-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке-- работа над пересказом-- работа над самостоятельным рассказом.При составлении описательных рассказов ребенок овладеваетпервыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему»,одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а,следовательно, расширяется словарный запас.Для обогащения словарного запаса очень важно проводитьподготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания,напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже зановознакомя его с этими признаками.Начав с описания единичных предметов, нужно переходить ксравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравниватьразных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.Приведем пример составления описательного рассказа попредложенной схеме.Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментовразвития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составлениярассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в тойпоследовательности, в какой происходили события.Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, иописание каждой картинки становится более подробным, состоящим изнескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинокребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствиис последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Чтопервое вспомнилось, о том и говори».Приведем примеры последовательных картинок.При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно,чтобы картина отвечала следующим требованиям:- она должна быть красочной, интересной и привлекательной дляребенка-- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста-- на картине должно быть небольшое число действующих лиц-- она не должна быть перегружена различными деталями, неимеющими прямого отношения к ее основному содержанию.Необходимо предложить ребенку придумать название картины.Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картинесобытия и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослыйдолжен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемыхребенку вопросов.Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, алишь определенный его фрагмент.- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенныемоменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать егоосновное содержание.- Творческое рассказывание.Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым,внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всегопредлагается придумать к рассказу начало или конец.- Пересказ без опоры на наглядность.При оценке качества детского пересказа важно учитыватьследующее:- полноту пересказа-- последовательность изложения событий, соблюдение причинноследственных связей-- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословныйпересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами»,свидетельствующий о его осмысленности)-- характер употребляемых предложений и правильность ихпостроения-- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов,построения фраз или самого рассказа.Переход к самостоятельному составлению рассказов должен бытьдостаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если онапроводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личногоопыта ребенка.Примерными темами для подобных рассказов могут служитьследующие:рассказ о дне, проведенном в детском саду-рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.)-рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются:- внимание- память- логическое мышление- активный словарь- грамматически правильные обороты речи.Владение навыками связной речи позволяет ребенку не толькосвободно общаться с окружающими, но и развиваться интеллектуально.Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов.В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связнойречи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – иправильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владениеграмматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но длятого чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для неекачества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный,интересный и вполне доступный для него путь.

Консультация для воспитателей ДОУ

У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений является условием подготовки детей к школе.
Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.
Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.

Различение правильного и дефектно-произнесённого звука.
«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искажённое и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильно.
«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.
Различение близких по звуковому составу слов.
«Незнайка запутался». Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).
Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет педагог).
«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое – либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка- коза – коса, оса, лиса и т.д.).
«Чем отличаются слова?». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
Дифференциация слогов.

Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.
Дифференциация звуков.
Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?». Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж). Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой – либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица
Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»

Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).
Игра «Различай и повторяй».
Логопед предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например:
«Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.
Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.
Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах и т.д.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _  __  ____    _  __ __        __  ____   __     __
| |/ / | _ \ | |/ / \ \ / / | _ \ \ \ / /
| ' / | |_) | | ' / \ \ /\ / / | |_) | \ \ / /
| . \ | _ < | . \ \ V V / | _ < \ V /
|_|\_\ |_| \_\ |_|\_\ \_/\_/ |_| \_\ \_/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме