Что такое литературное чтение. Программа «Литературное чтение. Выразительное чтение детьми

Чтение - это идеальное совмещение приятного с полезным. С одной стороны, это хобби, неоспоримое удовольствие от процесса, с другой - знания в чистом виде. С раннего детства нам твердят, что чтение - это хорошо. Не стоит им пренебрегать, ведь нейробиологи давно выяснили, что у данного процесса те же механизмы, что и у письма.

Эрудиция

Если взять в подспорье словарь Даля, то можно увидеть следующее определение человека эрудированного - ученого, разносторонне образованного, но прежде всего начитанного. Жизнь прожить - не поле перейти - говорит старинная пословица, наказывая, что на протяжении жизненного пути могут встретиться многие невиданные ранее вещи, а значит, нужно быть готовым ко всему, и уж здесь-то всесторонняя развитость - лучший помощник. В свою очередь, чтение - это то, благодаря чему можно добиться.

Интеллектуальность

С каким человеком интересно общаться? Ответ на этот вопрос приходит сразу же, интуитивно. Но прежде чем отвечать, можно до него дойти и логически: общение - беседа, при которой обмениваются мнениями, данными и информацией. Следовательно, человеку, с которым интересно общаться, должно быть, есть что сказать. Чтение книг - это важно, поскольку из них не только можно узнать много нового для себя, но и самостоятельно прийти к новым выводам. Следовательно, оно благотворно влияет на мыслительный процесс.

Грамотность

Процесс чтения - это повышение словарного запаса и уровня грамотности тоже. Не секрет, что начитанному ребенку проще впоследствии писать диктанты, строить предложения, ведь он запоминал все эти правила русского языка на подсознательном уровне, даже не задумываясь о них. Дети, которые любят читать, не имеют проблем с обучением - причем не только в гуманитарных науках- у рассказов, повестей и романов есть точный сюжет повествования, и он логичен, потому чтение - это и наглядное отображение структуризации, что облегчает в итоге понимание задач.

Наука жизни

Жанр биографии/автобиографии тоже может очень пригодиться. Читая о чьей-то невыдуманной жизни, переживаешь моменты, которые ни разу не встречались в реальности, но делаешь выводы, учишься на чужих ошибках. Вот почему романизированные биографии - это одновременно и художественная литература, и нелегкое чтиво.

Свобода выбора - свобода души

Литературное чтение - это инструмент приобщения школьников к различным видам литературы. Выбор книг по школьной программе всегда построен так, чтобы подобрать произведения, подходящие детям по их уровню развития, актуальные для их возрастной категории и разнообразные по жанрам. Они дают возможность охватить широкий спектр возможной литературы, чтобы впоследствии человек сам мог выбирать книги по духу и настроению. Литературное чтение направляет ребенка, позволяя ему познать как мир, так и самого себя.

Развитие речи и дикции

Важно не только, что читать, но и как это делать. В раннем возрасте практикуется чтение вслух - в программе начальной школы есть одноименный предмет, который далее эволюционирует, перерастает в литературу, в которой на передний план выходит суть произведений. Но выразительное чтение - это не только узкоспециализированный школьный термин, каким он стал в настоящее время. Кроме учителей, которые должны представить художественные произведения в лучшем свете, читая вслух их отрывки и делая упор на важные моменты, он пригодится и будущим ораторам. Как именно? Что же, декламация - искусство художественного слога, а именно этот термин раньше был синонимом выразительного чтения, требует достаточной подготовки, хорошей дикции и владения ораторским мастерством.

Заключение

Разве всех этих доводов мало, чтобы сделать вывод: чтение - это увлекательно, полезно и важно? А ведь это только начало: на самом деле доказательств гораздо больше, бесчисленное количество. Можно долго говорить о том, как приятно погружаться в мир воображения и фантазии после долгого дня- как тепло и уютно сидеть с книгой в большом кресле, завернувшись в плед, пока за окном дождь и холод- как много интересного и нового можно почерпнуть из огромных талмудов и больших томов- как между пыльными страницами прячутся знания, и как удивительно оттуда их для себя доставать. Как невероятно перечитывать любимую книгу через несколько лет и все равно находить в ней то, чего не видел раньше.

(для четырехлетней начальной школы)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

I. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности- одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать-
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей- воспитание личности со свободным и независимым мышлением- формирование эстетического вкуса-
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой- развитие творческих способностей детей-
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка*.

* Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В классах читающих детей переход на «Капельки солнца» возможен раньше, тогда этот учебник используется одновременно с «Букварём». Учебники по литературному чтению и обучению грамоте выходят в издательстве «Баласс».

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации)-
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов-
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному-
  2. приобщение к литературе как искусству слова-
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»- 2-й класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.- 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.- 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу- усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем - через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения- современную детскую литературу.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы XVII-XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретноисторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко- в 3-м классе - пьесу, в 4-м классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите…» и т.п.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника - второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий - знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки- Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе - это игра-путешествие.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» - третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства- чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

1-й класс

Личностными результатами

  • оценивать
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции-
  • понимать
  • высказывать

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать
  • проговаривать
  • учиться высказывать
  • учиться работать

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)-
  • находить ответы
  • делать выводы
  • преобразовыватьпересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять
  • слушать и понимать речь других-
  • выразительно читать и пересказывать текст-
  • договариваться
  • учиться работать в паре, группе

Предметными результатами

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся-
  • осмысленно, правильно читать целыми словами-
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного-
  • подробно пересказывать текст-
  • составлять устный рассказ по картинке-
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения-
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений-
  • различать рассказ и стихотворение.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие-
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции-
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать-
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя-
  • проговаривать последовательность действий на уроке-
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника-
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)- в словаре-
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях-
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя-
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)-
  • слушать и понимать речь других-
  • выразительно читать и пересказывать текст-
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им-
  • учиться работать в паре, группе- выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-
  • читать целыми словами-
  • понимать смысл заглавия произведения- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных- самостоятельно озаглавливать текст-
  • делить текст на части, озаглавливать части-
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных-
  • подробно и выборочно пересказывать текст-
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану-
  • размышлять о характере и поступках героя-
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка- различать народную и литературную (авторскую) сказку-
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы-
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи)-
  • соотносить

3−4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции-
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей- сочувствовать другим людям, сопереживать-
  • чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому- чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи-
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории-
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким-
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста- потребность в чтении-
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей-
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей-
  • этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев- технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока-
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность-
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную-
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным-
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст- несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема)-
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)-
  • пользоваться словарями, справочниками-
  • осуществлять анализ и синтез-
  • устанавливать причинно-следственные связи-
  • строить рассуждения-

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат- технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации-
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач- владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения-
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения-
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности-
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс
  • воспринимать
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух-
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам-
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу-
  • делить текст на части, составлять простой план-
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста-
  • находить в тексте материал для характеристики героя-
  • подробно и выборочно пересказывать текст-
  • составлять рассказ-характеристику героя-
  • составлять устные и письменные описания-
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили-
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)-
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам-
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора-
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения-
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4-й класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух-
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения-
  • самостоятельно находить ключевые слова-
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль- словарная работа по ходу чтения)-
  • формулировать основную мысль текста-
  • составлять простой и сложный план текста-
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой-
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции-
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма-
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других-
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою- собственное отношение к герою)-
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.)- соотносить автора, его произведения со временем их создания- с тематикой детской литературы-
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам-
  • видеть языковые средства, использованные автором.
  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание.В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

Круг детского чтения чтения

1-й класс - 45 или 32 ч (4 часа в неделю)

«Попрыгать, поиграть…» (12 или 8 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (8 или 6 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах (12 или 9 ч).

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия (13 или 9 ч).

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2-й класс -136 ч (4 часа в неделю)

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки (27 ч).

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 ч).

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата…» (20 ч).

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» (21 ч).

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (31 ч).

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

3-й класс - 136 ч (4 часа в неделю) или 102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом (6 или 4 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 или 7 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8 или 6 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 или 11 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (12 или 9 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 или 9 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9 или 6 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 или 3 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 или 5 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 или 4 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война- рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (6 или 5 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

4-й класс - 136 ч (4 часа в неделю) или 102 ч (3 часа в неделю)

Произведения современной детской литературы разных жанров (9 или 7 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (20 или 17 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (46 или 30 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров- образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (61 или 48 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930-1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960-1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения - чтение целыми словами-
  2. правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения-
  3. скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст-
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

1-й класс

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания- семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

2-й класс

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью- «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов- самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли-
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части- выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно)-
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения- план из вопросов- план из предложений текста)-
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками-
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое-
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста-
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания-
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4-й класс

Развитие умений:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения-
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации-
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль)-
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного-
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно-
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов-
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте-
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя-
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста-
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

1-й класс

Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений- красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев - их характеры, поступки, чувства и переживания - и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

2-й класс

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища- речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

3-й класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

  • портрет-
  • детали биографии (что известно о его жизни)-
  • черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах-
  • речь героя как средство его характеристики-
  • отношение автора к герою-
  • собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

1-й класс

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

2-й класс

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя- как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

3-й класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

4-й класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада - рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

1-й класс

Развитие устной речи:

  • обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов)-
  • обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам)-
  • работа над грамматически правильным построением устного высказывания-
  • показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

2-й класс

Обучение:

  • подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения-
  • выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое-
  • устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста-
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок- иллюстрирование, инсценирование.

3-й класс

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану-
  • выборочному пересказу текста-
  • словесному рисованию картин к художественным текстам-
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана-
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев-
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений- иллюстрирование, инсценирование.

4-й класс

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения-
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала-
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану-
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания-
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы-
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Приложение

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.

Таблица предметных требований
по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
  • овладение функциональной грамотностью-
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста-
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова-
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
1 класс
  • осмысленно, правильно читать целыми словами-
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного-
  • подробно пересказывать текст-
  • составлять устный рассказ по картинке-
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений
  • различать рассказы и стихотворения
2 класс
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами-
  • понимать смысл заглавия произведения- выбирать наиболее подходящее заглавие из данных- самостоятельно озаглавливать текст-
  • делить текст на части, озаглавливать части-
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных-
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
  • размышлять о характере и поступках героя-
  • высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор)-
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка- различать народную и литературную (авторскую) сказку-
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы-
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи)-
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
3 класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам-
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу-
  • делить текст на части, составлять простой план-
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста-
  • находить в тексте материал для характеристики героя-
  • подробно и выборочно пересказывать текст-
  • составлять рассказ-характеристику героя-
  • составлять устные и письменные описания
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили-
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам-
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора-
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения-
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
4 класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся-
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух-
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения-
  • самостоятельно находить ключевые слова-
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль- словарная работа по ходу чтения)-
  • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной-
  • формулировать основную мысль текста-
  • составлять простой и сложный план текста-
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции-
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма-
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою- собственное отношение к герою)-
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.)- соотносить автора, его произведения со временем их создания- с тематикой детской литературы-
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам-
  • видеть языковые средства, использованные автором

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1 класс - 4 часа в неделю

2 класс - 4 часа в неделю

3 класс - 3 и 4 часа в неделю

4 класс - 3 и 4 часа в неделю

2 класс - 3 часа в неделю

Литературное чтение – это предмет,трогающий душу, мысли, чувства.

Литературное чтение - это уникальныйинструмент приобщения ученика к художественнойи научно – популярной литературе. Чтение-это ито, чему обучают младших школьников- посредствомчего их воспитывают и развивают- это то, с помощьючего дети изучают большинство учебных предметов.В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-этоокошко, через которое дети видят и познают мир исамих себя.

Учащимся нравится читать и учить стихинаизусть. Они сами пытаются сочинять их. Сребятами мы создаём свои «Поэтические тетради».В них мы или собираем нарисованные кстихотворениям иллюстрации, или записываемстихи, которые они сочинили. Очень любят ребятачитать стихи под музыку.

Есть очень хорошие слова о том, что чтение - «этоколотящееся сердце, говорящее языком чувств, неверите – послушайте и дайте послушать детям.Дети должны быть сердечными. Они должны уметьпрощать, жалеть и любить».

Урок, проведённый в 4 классе по теме:И.А.Бунин «Листопад».

Оборудование: портрет писателя,осенние листочки из цветной бумаги, расписнойтерем,

Cловарные слова:

  • багряный – красный цвет густого тёмногооттенка-
  • лазурь – светло – синий цвет, синева.

Цели урока:

1. Познакомить со стихотворением И.А.Бунина«Листопад».
2. Воспитывать любовь к поэзии.
3. Работать над выразительным чтениемстихотворения.
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать умение выражать свои чувства поотношению к прочитанному.
6. Развивать внимание к образным средствам языка,прививать любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся состихотворением И.А.Бунина. Названиестихотворения вы мне скажете сами, еслиотгадаете слово из восьми букв.

(Фрагмент игры «Поле чудес»).

Вопрос:

Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и,плавно кружась, не спеша отправился впутешествие. Где он упадёт - здесь же рядом илинеожиданный порыв ветерка подхватит его ипонесёт на неподвижное зеркало пруда с одинокоплавающими листьями? Ещё порыв - и листья, каккораблики, нестройно поплывут в разные стороны.Когда же на смену изумрудной зелени приходятзолотисто-оранжевые, оранжевые и огненно-красныетона?

Ответ учеников.

Вопрос.

Как называют это явление в природе?

Ответ учеников.

Листопад.

Учитель.

Я вам сейчас прочитаю описания листопада,которые написали ученики предыдущего выпуска. Авы подумайте, что можно увидеть общего в этихописаниях.

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда онипадают, то кружат над землёй. Листья устилаютдороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, алистья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь искорое наступление зимы. Много листьев лежит наземле. Листопад – это красиво. Листья изящнокружатся в воздухе, как балерины. Мне нравитсясмотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю.Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршатпод ногами. Кажется, что идёшь по красивомуговорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, водворе очень красиво. Деревья роняют красные ижёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветнымковром. Приятно идти по мягким, шелестящимлистьям. Хороша природа в пору листопада.

Ответы учеников.

Итак, мы сегодня знакомимся со стихотворениемИ.А.Бунина «Листопад».

Материал для учителя.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, вобедневшей дворянской семье. Детство его прошлов деревне. Рано познал он горечь бедности, заботыо куске хлеба. В 17 лет напечатал первые стихи.Октябрьскую революцию Бунин не принялрешительно. В 1920 году он выехал за границу. В 1929году в Париже вышла его книга «Избранные стихи».Она утвердила за Буниным право на одно из первыхмест в русской поэзии. В 1933 году Бунину былаприсуждена Нобелевская премия. К концу 30-годов онвсё больше ощущает тоску по родине. С больюпереживает события в России во время ВеликойОтечественной войны. С огромной радостью Бунинвстретил победу в войне. В последние годы ондоброжелательно относился к Советскому Союзу, нотак и не вернулся на родину. И.А.Бунин умер начужбине.

III. Изучение нового материала.

Давайте с вами посмотрим, как поэт описываетлистопад.

Сначала мы прослушаем грамзаписьстихотворения.

1. Вопрос перед прослушиванием.

Какие картины природы предстали перед вами?

2. Словарная работа.

Объяснение слов: лазурь, багряный.

3. Первичное чтение стихотворения.

Вопросы.

Почему осенний лес поэт сравнивает сосказочным теремом?

(Рассматривание расписного терема на картинкеи рассказ о нём).

Понравилось ли вам стихотворение?

А как вы думаете, как относится поэт клистопаду? Откуда это видно?

4. Выборочное чтение.

Выбери из стихотворения описание неба-

5. Выразительное чтение детьми.

Вопрос:

Найдите в тексте имена прилагательные.

Прочитайте стихотворение без них.

Что вы заметили?

Ответы учеников.

Учитель:

Имена прилагательные – эпитеты. Они делаютописание ярче и красивее, придают образность иэмоциональность. В стихотворении И.А.Бунинсоздал с помощью эпитетов картину осеннеголистопада.

IV. Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

V. Закрепление изученного.

Ветер стих, а нам на парты упали осенниелисточки. Они разноцветные, как в пору листопада.

1. Выполнение творческого задания.

Вам надо написать на них ответ на вопрос:

Читая это стихотворение, я вспомнил….

Обсуждение ответов.

VI. Итог урока.

С каким стихотворением вы познакомились науроке?

Совпало ли ваше настроение с настроениемавтора?

Отгадайте загадку.

«Сидит-зеленеет, летит - пожелтеет, падёт -почернеет».

Объясните её.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина«Листопад».
2. Нарисовать иллюстрацию и сделать подписьсловами стихотворения.

В структуре начального образования в соответствии с Концепцией государственного стандарта общего образования второго поколения учебный курс «Литературное чтение» занимает особое место.

Это один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности- совершенствование всех видов речевой деятельности- умение работать с разными видами информации-

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами-

Воспитание интереса к чтению и книге- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста- воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1- 4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6-10 лет.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства- формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка)- находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника- понимание духовной сущности произведений.

Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни <...>.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, доступность для восприятия детьми 6-10 лет, читательские предпочтения младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы- литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX веков, а также современных авторов. <...>

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа- создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» является вспомогательным элементом содержания литературного образования. Содержание внеурочной деятельности по данному предмету обеспечивается созданием различных проектов по темам литературного содержания, организацией кружковой работы, обеспечивающих развитие литературно- творческих умений учащихся и расширение круга чтения младших школьников. Под литературно-творческими умениями понимаются умения отбирать и использовать для реализации своего замысла (создание проекта по теме, высказывания) языковые средства, аналогичные изученным в рамках предметного содержания- умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного образа.

Наталия Федоровна Белостоцкая — интересная поэтесса из Ленинградской области. Профессионально начала заниматься поэзией с 1999 года, однако за это время сумела подняться от уровня обычного бытового стиха до создания произведений философского содержания.

Значительное место в ее творчестве занимают сказки, прежде всего сказки философской направленности. Поэтому ее сразу заинтересовал сказочник-философГ. X. Андерсен. Запоэтическо-философское переосмысление творчества Андерсена, выразившееся в издании нескольких книг, посвященных 200-летию со дня рождения датского сказочника, она награждена грамотой Королевского посольства Дании.

В настоящее время Наталия Федоровна много пишет стихов для детей и взрослых, размышляет над философией жизни. Ее поэтический уровень подтвержден сертификатом Международного общества пушкинистов в Нью-Йорке. Награждена Большой золотой медалью Сергея Есенина. Является победителем многочисленных поэтических конкурсов (в том числе и в интернете).

Предлагаем не только ознакомиться, но и активно использовать на литературном чтении детские стихи, загадки и авторские сказки Наталии Федоровны по мотивам сказок Г.Х. Андерсена, т.к. они логично вписываются в требования государственных стандартов второго поколения к литературному чтению в начальной школе. Кроме этого, благодаря тому что сказки Наталии Федоровны изобилуют монологами и диалогами, это позволяет создавать нетрадиционные школьные театрализованные представления, читая тексты сказок по ролям на уроках и во внеклассной деятельности.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _       _____   _____   ___   _   _   ____  
| | | ___| | ___| |_ _| | | | | | _ \
| | | |_ | |_ | | | | | | | |_) |
| |___ | _| | _| | | | |_| | | __/
|_____| |_| |_| |___| \___/ |_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме