МАООУ «Ленинская санаторная школа-интернат»
Внеклассное занятие
«Краеведческий марафон»
Воспитатель: Попова Татьяна Григорьевна
Класс – 4
Тема занятия: « Краеведческий марафон»
Этап обучения:основной
Задачи: -формировать способности обучающихся к новому способу действия
Закрепить понятия «символ», « герб», «флаг», «гимн», развивать умения объяснять эти понятия
Формировать у детей образ родной страны, края как Родины
Развивать исследовательские навыки
Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к товарищам
Тип занятия:комплексное применение знаний и умений
Приёмы, методы: словесные методы: объяснение, беседа, рассказ- наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов- практические методы: частично-поисковый- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Форма организации: игра - марафон
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для работы в группах (ребусы, фломастеры, ручки, бумага, описание растений, фотослайды растений) светофоры, игрушки-пищалки 2 шт., жетоны разной цветовой гаммы, дополнительная литература по теме.
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающихся будут сформированы: умение принимать и уважать базовые ценности « родина», «край», умение оценивать своё отношение к собственной деятельности, к деятельности своих сверстников- обучающиеся приобретут опыт: внимательного отношения в собственным переживаниям и переживаниям к других людей
Метапредметные: обучающиеся научатся определять цель деятельности, план выполнения заданий- научаться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свои задания- уметь работать в группе, договариваться друг с другом- участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении- слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Предметные:обучающиеся получат возможность извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации- видеть проблему и решать ее.
Литература:
1. Климов В. Заветный клад. Коми - пермяцкое книжное издательство, 1997.
2. Отзвуки прошлых веков. - Кудымкар: Коми – пермяцкое книжное издательство, 2005.
3. Журнал Силькан № 5. Кудымкар, 1998.
4. Журнал Силькан № 1. Кудымкар, 1998.
Этап занятия
Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя»- Как вы понимаете эти слова? Многое о том, что вы думаете про родину, можно узнать из ваших сочинений.Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте.Как оказалось дорого и приятно это мгновение!В народе говорят: « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории»
Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.
- Регламент на подготовку Право пользоваться дополнительной литературой Участие в игре принимает каждый обучающийся Итог игры подводим с помощью баллов, которые высчитываем жетонами Готовность команды дать ответ подаётся сигналом
Игра «Светофор» (настрой на игру)
Населённые пункты, как и люди имеют свою биографию.Вопрос: Что обозначает слово « кар» в переводе с коми-пермяцкого языка?У каждой страны есть свои отличительные символы.- Как вы думаете, о чём я говорю?- Какие вы знаете символы?Задание: Нарисовать символы города Кудымкара.Загадка: Деревьев разных не сочтёшь –Одно другого краше.Но где ты дерево найдёшьРодней берёзки нашей!Берёза с незапамятных времён почитаема и любима. Есть ещё другие растения, без которых мы не представляем наше детство, нашу жизнь.Работа по карточкам: (задание каждой команде разное)Приложение 11) угадайте по описанию растение 2) название цветка написать на коми-пермяцком языке3) раскрасить отгадкуИгра «Что отдашь родной земле?»Я думаю после ваших слов-обещаний, если даже малая долька выполнится, то наша Родина будет процветать и гордиться своими детьми.- Какой город является административным центром всех районов?- Какие ещё районы входят в состав КПО?Задание:Разгадать ребусы (Приложение 2)Показ иллюстрации скульптуры Кудым-Оша.- Как вы думаете, что это за архитектурный объект? Закончите мою фразу.Я думаю, что это……….Задание: Рассказать всё, что вы знаете о Кудым-Оше.- Для чего мы провели такое занятие?- Достигли цели занятия?Подведение итогов игры. Награждение.Продолжи предложения:Было интересно…Было трудно…Похвалю себя за то, что…Похвалю одноклассников за то, что…А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня?
Обучающиеся читают пословицу.
Высказывания обучающихся.Выставка сочинений.Закрывают глаза, вспоминают родимые места.
Читают, размышляют, дают ответы
Высказывают свои версии
Определяют задачи занятия
Играют
выбирают капитана
придумывают название командеОбъясняют значение слова
С помощью «светофора» показывают своё настроение.
Ответ участников, поиск информации
Обсуждают, приходят к единому мнению.Обсуждают, работают с литературой, рисуют символы.
Ответы
Работают в группе
раскрашивают рисунки
Играют
Рассуждают, ищут информациюРазгадывают ребусы
Ответы
Высказывают своё мнение
Ответы обучающихся
Конспект занятия Моя малая Родина для детей подготовительной группы
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий старой и новой Колывани
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Рассматривание плана – схемы города.
Ход мероприятия:
Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, садитесь. Какую музыку вы сейчас слушали? Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
- А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) воспитатель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Земля, которую наши предки защищали от врагов.
- Родина – это наш край, город, поселок.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Санкт-Петербург, Ростов, Курск. А какой главный город в России? Москва. В Москве живет 8 млн. людей (это население 10 городов – вот какая большая Москва). У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Кто знает, что такое герб? Да – это знак.
Читает ребенок:
У России величавой на гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
-А кто помнит, какой флаг у России?
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска - солнечный рассвет!
Воспитатель: да, Родина у нас всех одна – это Россия, но есть у нас еще одна родина – малая, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Наша с вами малая Родина – это поселок Колывань Новосибирской области
Поселок Колывань, это поселение в Новосибирской области, которое отличается своей природой и живописными местами. Поселок расположен на реке Чаус, что является притоком Оби. Колывань - это историческое поселение, которое было основано в 1713 году, в качестве маленького острога с несколькими избенками, а сейчас является поселком городского типа.
После основания маленького острога в 1713 году, здесь появилась слобода, основанная ишимскими крестьянами, которая к 1741 году, приобрела статус Чаусской волости. К этому времени острог утратил свое значение, так как никогда не подвергался нападению и, к тому же, граница сместилась к югу. После строительства Сибирского тракта, процветанию и богатству не было конца, развивалась торговля и кустарное производство.
В конце XIX начале XX веков в 50 километрах от поселения появилась железная дорога, и началось развитие города Новониколаевска, сегодняшнего Новосибирска. Это привело к оттоку населения из Колывани и,соответственно, упадку. Революция 1917 года, также, плачевно отразилась на поселении, но, после Великой Отечественной войны поселок Колывань начал восстанавливаться и стал поселком городского типа. Поселок Колывань интересен своими достопримечательностями: Александро-Невский Покровский монастырь и краеведческий музей. Также протекает река, которая славится своими рыбными местами.
Знакомьтесь, дом купца Кривцова
Купец 2-й гильдии Федор Кириллович Кривцов, меценат, один из самых богатых людей Колывани (как рассказали сотрудники Колыванского краеведческого музея, он приёмный сын богатого купца Колывани Кирилла Климовича Кривцова, построившего на свои средства церковь Александра Невского и приделы в соборе Св. Живоначальной Троицы). Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов.
Откуда взялась эта маска на крыше дома?
В доме купца при ремонте крыши, на чердаке была найдена маска, которая сейчас хранится среди экспонатов Колыванского краеведческого музея. В этой маске вы можете увидеть черты лица великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Как рассказывают сотрудники Колыванского краеведческого музея, в 1899 году городская Дума постановила приобрести для города в честь столетия Пушкина две маски. Прозрачный портрет (так называли маску) был укреплен на здании колыванского училища для мальчиков, а второй - на владимирском приходском женском училище.
Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога
Колывань это очень красивый и старинный посёлок с богатой историей. Посёлок ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году. Много лет прошло, но колыванцы чтят свою историю, трепетно хранят свою летопись в стенах колыванского краеведческого музея.
Но больше всего нам могут рассказать улицы родного посёлка. Даже неведающий человек сможет догадаться, что здания, сохранившиеся до сегодняшнего дня, принадлежали богатым людям.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал первым каменным зданием, построенным в “новой” Колывани.
Строительство Собора было связано с именем видного сибирского мецената и общественного деятеля колыванского купца Кирилла Климовича Кривцова. Будучи купцом 2 гильдии и очень богатым человеком, Кирилл Климович Кривцов активно занимался благотворительностью: в 1868 году он безвозмездно отремонтировал колыванский военный лазарет, пожертвовал 11 руб. на строительство в Томске кафедрального собора, вносил деньги на содержание арестантов томской тюрьмы. В 1872 году Кирилл Климович Кривцов построил на собственные средства деревянный дом для женского приходского училища. Он неоднократно получал благодарности от властей, а в 1874 году был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее “за заслуги по духовному ведомству”. В 1876 избран гласным в городскую думу, в 1879-81 гг. был блюстителем Колыванского Владимирского приходского училища.
Для Собора во имя Святой Живоначальной Троицы Кириллом Климовичем Кривцовым были построены в 1876 году два придела: левый “Во имя Святой великомученницы Екатерины” и правый “Во Имя Святых преподобного Кирилла и мученицы Натальи”.
Собор просуществовал в своем первоначальном назначении около семидесяти лет. В годы советской власти здание лишилось куполов, горело, реконструировалось под несовместимые с храмом функции. В этот период были утрачены не только православные ценности, навыки духовной жизни и внешний вид церкви, но и среди жителей мало кто помнил само имя церкви. По свидетельствам старожилов внутреннее убранство Собора было несравненно богаче, чем в другой колыванской церкви во имя Александра Невского, разрушенной в 1968 году.
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы является первым каменным зданием в Колывани, размещенным на Соборной площади в соответствии с “высочайше утвержденным планом города” 1834 года архитектора К. Турского, связан с общественной и благотворительной деятельностью видного сибирского мецената колыванского купца 2-й гильдии Кирилла Климовича Кривцова, отражает историю существования и разрушения русской православной церкви в Новосибирском Приобье, а также новейший этап, связанный с пробуждением внимания к истокам и ценностям отечественной культуры.
Дорога к Храму
Дорога к Храму для прихожан, место въезда и начало знакомства с Колыванью для туристов.
Реконструкция собора во имя Святой Живоначальной Троицы, 2012 год
Действующий ныне в Колывани храм Александра Невского также является примером благотворительной деятельности колыванских купцов.
29 октября 1878 года на общественном сходе граждан г. Колывани было решено построить новую каменную церковь на Нижней (позже Александровской площади). Сбор средств на её строительство был начат среди прихожан, но после убийства царя Александра II колыванский купец Кирилл Климович Кривцов пожелал на свои средства построить в память убиенного государя Александра II церковь имени Александра Невского по плану, утвержденному для церкви Покрова. Большое участие в строительстве принимал и сын Кривцова Федор, с открытием храма ставший его церковным старостой. Разрушенный в 60-е годы и вновь восстановленный, этот храм является сегодня визитной карточкой Колывани, а память об отце и сыне Кривцовых навсегда останется в истории Колывани.
Дом самого богатого купца Колывани хранит загадочную историю Кривцовых
Но самое интересное в этой истории, тайна дома купца Фёдора Кирилловича Кривцова. Двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1895 году, является образцом народной архитектуры с элементами романтического модерна в оформлении фасадов. Как рассказывают коренные жители, в этом здании в советское время была тюрьма, до сих пор остались в пристроенных помещениях решётки.
Так вот, этот купец считался самым богатым, но вот только эти богатства после его смерти, так никто и не нашёл. Где он их спрятал? Никто их никогда и не находил, хоть и были попытки, но кроме маски Пушкина, так ничего и не нашли. А ещё точно известно, что от этого здания проходит множество подземных ходов, некоторые из них были найдены, но вот только сокровищ в них не было.
Итог занятия.
- Ребята,поселок Колывань -это наша малая Родина,самое родное место на Земле. Мы с вами -жители нашего родного города. Именно от нас зависит,каким он будет в будущем.
Пока вы ещё дошкольники,вам ещё предстоит делать великие,добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свой город.
Путешествие по родному посёлку.
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному посёлку.
Задачи:
образовательные:
уточнить с детьми информацию о родном посёлке-
активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений-
закрепить знания детей о государственных символах России.
обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
расширять представление об истории появления герба нашей области.
развивающие:
развивать творческие способности детей-
развивать познавательную активность детей-
Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. Помочь детям создавать изображение Российского герба, путем наклеивания отдельных деталей на заготовку. Воспитывать аккуратность.
воспитательные:
Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.
воспитывать любовь к родному посёлку-
вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным посёлком и его жителями.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:-Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Педагог обращает внимание детей на стук в дверь, появляется Незнайка).
Воспитатель: Незнайка, откуда ты? Как ты попал к нам в детский сад?
Незнайка: Я из Цветочного города, где очень красиво. В нашем городе улицы называются именами цветов. Каждый уголок нашего города мне знаком и очень дорог. А вот у вас в поселке я первый раз и ничего о нем не знаю. Мне подсказали, что ребята из детского сада мне могут помочь.
Воспитатель:Ребята, что же нам делать, как помочь Незнайке?
Дети:Можно рассказать о нашем посёлке, можно сходить с Незнайкой на экскурсию по нашему посёлку, можно показать фотографии.
Воспитатель: Я согласна со всеми вашими предложениями. Я думаю, что экскурсия подойдёт нам лучше всего.
Незнайка: А как называется здание, в котором я сейчас нахожусь?
Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке, расскажите о нашем садике.
Дети: Это здание называется детский сад «Сказка», а улица, на которой находится наш детский сад, называется 40 лет Октября.
Незнайка: А кто работает в детском саду?
Дети:В детском саду работает заведующая, завхоз, медсестра, повара, воспитатели, помощники воспитателя, прачка, музыкальный руководитель, рабочий, сторож.
Незнайка: А ваша группа имеет название?
Дети: Да, наша группа называется «Гномики».
Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал про ваш детский сад. А какие ещё здания есть в вашем посёлке?
Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию (дети подходят к фотографиям). Что за здание мы видим на фотографии?
Дети: Это детская библиотека.
Воспитатель: А чем библиотека отличается от книжного магазина?
Дети: В магазине книги покупают, а в библиотеке берут домой для чтения, а потом приносят обратно. Здесь есть читальный зал, в котором можно переписать нужную информацию.
Незнайка: Спасибо, ребята за информацию, это очень хорошее здание, я сюда обязательно приду почитать книги. (Незнайка обращает внимание на несколько фото, которые находятся вместе) А что изображено на этих фотографиях?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке об этих зданиях.
Дети:Это здание называется музыкальная школа, в ней дети учатся петь и играть на музыкальных инструментах. А это школа спортивная, здесь дети занимаются спортом. А эта школа художественная, в которой дети учатся рисовать и лепить. А это школы общеобразовательные, в них дети учатся читать, писать, считать, узнавать много нового.
Незнайка: Ой, как интересно, я хочу посетить все школы и обязательно узнаю что-то новое и чему-нибудь научусь. (Обращает внимание на фото с музеем) А как называется это здание?
Воспитатель: Ребята, вам знакомо это здание?
Дети: Это музей.
Воспитатель: А перед музеем есть игровая площадка, на которой мы сейчас поиграем.
Физминутка:Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег на месте).
Воспитатель:В музее проходят различные выставки, в каждом зале свой материал: есть зал, в котором рассказывают об оружии, использованном во время войны, об одежде казаков, есть зал с кухонной утварью, со старинной мебелью, с животными и птицами нашей области. В некоторых залах мы с вами уже были, а многие ещё предстоит посетить. Какие же животные живут в нашем крае?
Дети:В нашем крае живёт заяц, белка, лиса, волк, хомяк, ёж, кабан, барсук, косуля, ондатра, бобр, соболь, выдра, лось, медведь, бурундук, суслик, сурок.
Воспитатель: Молодцы, много животных вспомнили. А теперь поиграем в игру.
Игра «Найди лишнее животное»(Дети убирают картинку с животным, которого нет в Омской области).
Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в Омской области.
Дети:В Омской области растёт берёза, дуб, ель, ива, клён, сосна, липа, лиственница, осина, пихта, тополь.
Воспитатель: А теперь угадайте, от какого дерева лист я вам буду показывать.
Игра «От какого дерева лист».
Незнайка:Спасибо, ребята, я узнал животных вашего края и растения, которые растут в вашей области. А как называется это большое здание и кто в нём работает?
Воспитатель: Что это за здание, ребята?
Дети: Это здание администрации. Здесь работают руководители нашего района.
Воспитатель:Над этим зданием развивается флаг нашей страны. Как называется наша страна, наша Родина?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети:Человек без Родины – что соловей без песни.Нет в мире краше Родины нашей.Родной куст и зайцу дорог. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Воспитатель: Послушайте стих о Родине.
Ребёнок:
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина.
Воспитатель:Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы.Какого цвета российский флаг?
Дети: На флаге три полосы: белая, синяя и красная.
Воспитатель: Что в природе имеет белый цвет?
Дети: Ромашки, белые берёзы.
Воспитатель:А что имеет синий цвет?
Дети: Синее небо, синее море, реки.
Воспитатель: Правильно, а что в природе бывает красного цвета?
Дети: Солнце, закат, огонь.
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети:Белый цвет означает чистоту, мир. Синий- верность и правду, а красный -отвагу, любовь.
Воспитатель:Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На выступлениях спортсменов, на автомобилях, на самолётах, на встрече президентов.
Воспитатель: Послушайте стих про флаг.
Ребёнок: Флаг у нас прекрасный – белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота, синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага…Вот цвета родного флага!
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети:Гимн – это главная песня страны.
Воспитатель:Как нужно слушать гимн?
Дети: Его нужно слушать стоя. Гимн звучит, когда награждают спортсменов, во время парада на 9 мая.
Воспитатель: Как называется последний символ?
Дети: Это герб.
Воспитатель: Кто изображен на гербе?
Дети:На гербе изображён орёл. Одна голова смотрит на восток, а другая на запад. На голове три короны – символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.
Воспитатель: Скипетр – это символ власти, держава – украшенный шар, знак законности и права. Герб можно увидеть на важных документах, например, на паспорте, на монетах, на печатях.
Воспитатель:А что изображено в центре герба?
Дети: Всадник с копьём, который убивает дракона.Это говорит о постоянной борьбе добра над злом.
Воспитатель: Как зовут всадника?
Дети:Георгий Победоносец.
Воспитатель: Герб есть и у нашего посёлка.
Герб Черлакского района представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит, поле которого условно разделено на две части. Нижняя часть поля представляет собой зеленый фон. Верхняя часть щита – изображение восходящего на белом фоне красного солнца, освещающего находящийся в центре водный путь и парящими над водой чайками. Композицию объединяет сторожевая башня старинного форпоста на фоне ворот, которого изображены спелые колосья. Зеленое нижнее поле щита символизирует щедрость земли.
Голубая полоса – это водный путь по реке Иртыш. Белое верхнее поле щита служит символом чистоты помыслов, благородства, справедливости. Красные лучи восходящего солнца олицетворяют собой храбрость и воинскую доблесть. Красный цвет - это цвет жизни, милосердия и любви. Золото в колосьях пшеницы отражает надежду на стабильность и могущество.
Герб может быть у каждой семьи. Сейчас ребята расскажут, какой герб своей семьи они составили с родителями (рассказ детей о гербах своей семьи).
Мы с вами можем составить герб нашей группы. В группе есть воспитатель и дети?(есть) В группе дети дружно живут? (дружно). Берите заготовки и составляйте герб нашей группы (дети с помощью воспитателя делают герб группы).
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что для вас было трудным? А что было делать легко? Мне понравилось, как вы работали.
Открытое занятие по краеведению
Тема: Болото – кладезь добра.
Цели:
Формирование представлений о природном сообществе «болото»-
Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.
Задачи:
Познакомить обучающихся со значением болот, растительным миром-
Дать представления о болотах Переславского края-
Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников регулятивных УУД: целеполагания, навыков самоконтроля-
Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников познавательных УУД: анализ объектов, синтез, сравнение, смысловое чтение, развивать умение работать с информацией, представленной в табличной форме и в виде карт, доказательство и аргументация позиций-
Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников коммуникативных УУД: осуществление сотрудничества в поиске и сборе информации.
Планируемые результаты:
Имеют представление о значении болот, о болотах Переславского края, о растительном мире-
Осуществляют доказательства и аргументацию позиций-
Способны проконтролировать выполнение задания, формулируют задачи урока с помощью учителя-
Могут работать с таблицей и картой-
Осуществляют сотрудничество в группе.
Ход занятия
❶ Орг. момент
Прозвенел звонок веселый.
Работать дружно мы готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
❷ Актуализация знаний, постановка цели
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.
Звуки болота
– Где можно услышать эти звуки? Получились разные ответы.
Давайте проверим, кто же прав. У вас на партах конверты с пазлами – вам надо собрать из них картинку - подсказку и подумать, что изобразил на ней художник. Работать вы будетев группах (учитель назначаетпроизвольно) - дети собирают картинку болота.
Что изобразил художник? Ваша версия, 1 группа. Ваша версия, 2 группа.
(если будут затруднения с темой урока, дать 2 подсказку - загадку про болото:
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто-
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.)
Куда мы отправимся в путешествие?
Какая тема занятия у нас будет сегодня? (болото –открывается часть темы)
2) – Отгадайте, какие ягоды мы будем с вами собирать на болоте.
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Ответ: Клюква)
Молодцы, вы получаетеягодку. (прикрепляется на доске)
– Давайте отправимся в путешествие.
Мы к болоту вместе вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
1 остановка: отдохнем и поиграем
(дети встают в круг)
-Игра: я сейчас буду называть слова. Если они относятся к болоту, вы хлопнете 1 раз, если не относятся к болоту – топнете 1 раз. Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к болоту.
(Слова для игры: лев, трясина, камыши, твердая почва, вода, шторм, непросыхающая грязь, высокие деревья, большие волны, кочки, зебра, лягушки, буря)
Какие слова вы запомнили?
Вывод:трясина
камыши
вода
грязь
кочки
лягушки
ягодку– клюкву.
3) - Трясина, грязь – это хорошо или плохо?
Продолжите предложениеЗачем … (нужны болота? – открывается на доске).
Мы путешествуем по Переславскому краю. Какой еще вопрос можно задать? Продолжите предложениеКакие болота… (есть в Переславском крае?).
– А есть ли на болоте кроме камышей другие растения? Что еще будете узнавать на занятии?
Какие …(растения можно увидеть на болоте?)
На болоте живут только лягушки? На какой еще вопрос найдете ответ?Какие …(животные обитают на болоте?)
Вывод: - Зачем нужны болота?
- Какие болота есть в Переславском крае?
- Какие растения можно увидеть на болотах?
- Какие животные обитают на болотах?
Молодцы, получаете ещеягодку.
Наша остановка закончилась,отправляемся дальше в путь.
Игра: в болоте, чтобы не утонуть, стараются идти друг за другом по кочкам. Вот и вы сейчас попробуете переправиться через болото по кочкам. Идти надо осторожно, чтобы не упасть в болото. Переправляться вы будетегруппами (девочки, мальчики). Когда вся группа окажется на другом берегу, вам надо собрать из букв 1 слово.
(проводитсяигра- составляются слова –мыло, сито).
(справка из словаря: устройство с сеткой для процеживания или просеивания).
Молодцы, вы справились с заданием и получаетеягодку.
Можно ли эти слова отнести к болоту? Вернемся к этим словам чуть позже.
❸ Совместное открытие знаний
1)2 остановка
Недавно в автобусе я услышала разговор бабушки с внуком. Послушайте, о чем они говорили.
- Бабуль, а ты знала, что город Санкт-Петербург построен целиком на болоте? – окликнул Саша бабушку
- Петербург-то? Знала, конечно.
- Как же такое огромное болото осушили? Просто удивительно.
- Много жизней погубили, пока осушили. Страшно подумать, сколько рабочих в этих топях навсегда осталось, сколько умерло от болезней. Хотя город, несомненно, красивый.
- А всё равно, здорово, что человек может болота осушать. Вот бы и у нас в роще болото осушили, - мечтательно произнёс Саша.
- Чем же тебе наше болото помешало?
– Да, зачем оно вообще нужно?
Те, кто согласен с мальчиком - подойдите к Максиму. Кто не согласен, подойдите к Стасе (дети встают по группам).
Каждая группа подумает сейчас по 2 аргумента - доказательства: группа Максима подберет 2 аргумента … «против» болот, а группа Стаси … - «за» болота. (отвечают, чередуясь, по 1 аргументу).
Обе группы поработали хорошо.
Получаетеягодку.
Может быть, кто-то изменил свое мнение, может сейчас перейти в другую группу.
2)- Чтобы убедиться, кто же все-таки прав, выполните задание. У вас на партах есть большие листы и карточки с плюсами и минусами болот. Группа Саши будет выбирать …(спросить сначала группу) только минусы болот, т.е. что в болотах плохои приклеивать на большой лист. Группа бабушки будет выбирать… …(спросить сначала группу) только плюсы, т.е. что хорошего в болотахи приклеивать на лист.
Повторите задание.
- болото – место обитания многих животных-
- опасное место для людей-
- на болотах растут ценные ягоды-
- на болотах образуется торф-
- трудная проходимость-
- болота помогают очищать окружающую среду от вредного углекислого газа-
- источник редких и лекарственных растений-
- тучи комаров в летний период-
- болота процеживают воду, очищая ее от вредных примесей-
- болота могут гореть из-за подземного пламени-
(Вывешиваются работы и по очереди группы зачитывают)
А что же ответила бабушка внуку? Давайте послушаем. (бабушка говорит заключительные слова)
Во-первых, на болоте растёт черника, которую ты так любишь. Не было бы болота – остались бы мы без черники. Во-вторых, комаров, которых ты так не любишь, едят птицы. Не было бы комаров на болоте – и птиц в роще не было бы. В-третьих, болота выделяют в атмосферу кислорода больше, чем лес на таком же участке.
О каких еще плюсах в существовании болот рассказала бабушка?(вывесить плюсы)
Вывод: - Чего больше: плюсов или минусов в нашей таблице?
-Неслучайно люди на всей планете отмечают 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.Организаторы этого международного дня, проводя различные мероприятия, ставят своей целью обратить внимание общественности на необходимость бережного отношения к болотам.
Какие слова вы составили после прохождения болота? (мыло, сито). Чем же болото похоже на сито? А на мыло?
Молодцы, вы справились с заданием и получаетеягодку.
На какой вопрос ответили? (поставить знак «+», что работа выполнена).
-Мы с вами отправляемся дальше.
(физпауза про солнце «Солнышко лучистое»).
3)3 остановка
Слово «солнце» есть в названии детской книги «Кладовая солнца». Написал ее Михаил Пришвин.За свою долгую жизнь Пришвин объездил почти всю Россию, и в его творчестве отражены самые различные уголки нашей необъятной Родины. Переславская земля, с ее лесами, реками, озерами и болотами также послужила источником для писательского вдохновения.Михаил Михайлович по нескольку часов кряду мог бродить по неизвестными тропинками берендеева царства.В книге прекрасно описана природа Блудова болота.
Красота этого же болота вдохновила другого русского писателя А. Островского на создание сказки «Снегурочка». Действие его книги тоже происходит в Блудове болоте в царстве Берендея. У этого болота есть еще другое название. Подсказка – название болота похоже на имя царя Берендея. Может кто-нибудь знает это название?
Как вы думаете, есть ли в Переславском крае другие болота?
Рассмотрите карту Ярославской области. Болота на ней изображены кружочками. Найдите г. Переславль и Переславский край.
Что вы скажете о количестве болот в Переславском крае?
Какие болота есть в Переславском крае, вы узнаете, выполнив задание вгруппах (произвольные группы).(на группу выдается карта болот Переславского района и алгоритм работы, условные обозначения)
Алгоритм работы
2) Найдите на карте охраняемые и рекомендуемые к охране болота.
Алгоритм работы
1) Рассмотрите карту Переславского края.
2) Найдите на карте крупные болота, где добывали торф.
3) Раскрасьте круги соответствующим цветом.
4) Постарайтесь запомнить названия некоторых болот.
Какое задание было у 1 группы? Какое у 2 группы?
Проверьте правильность выполнения. Оцените работу группы.
Какие охраняемые болота вы запомнили? На каких болотах добывали торф?
На какой вопрос вы ответили? (ставим «+» рядом)
Молодцы, вот вам ещеягодка.
-Отправляемся дальше в путь.
(дети встают в круг)
Игра «Деревья, кустарники, травы» (деревья – поднимаются на носочки и руки вверх, кустарники – руки в стороны, травы – приседают)
Слова для игры:колокольчик, осина, малина, астра, липа, дуб, смородина, подснежник, комар, береза, крыжовник, белка.
Молодцы, вот вам ещеягодка.
Как одним словом можно назвать все деревья, кустарники, травы?
4) 4 остановка
Какие же растения можно встретить на Переславских болотах?
– Я предлагаю вамигру «Найди спрятавшееся слово». Вам необходимо найти среди набора букв слова – названия растений. Слова надо обвести в овал. Работать вы будетев группах (девочки, мальчики).
1 группа
2 группа
л м о к и р и с у ф р с ю р л т
л р н з е в а л е р и а н а ю
о с о к а д х г а и ы ч п в ь э
я р о с я н к а ж п к е с ь э
б м ч е у л о а к а м ы ш н щ ь
и е г л ы б а г у л ь н и к ъ
ц й г к л ю к в а б у н г р з я
т к р м о х г н ь м ю р т ч ю
э л б а ш м а ч о к ц а ж л в
э й ф е л ю б к а ь н и ц а г ш
Познакомимся поближе с этими растениями.
Взаимопроверка по эталону. (одна группа садится, другая проверяет ее работу)
- Растения 1 группы(ирис сибирский, осока береговая, камыш, клюква, башмачок настоящий).
Природная окраска цветковсибирских ирисов представляет собой вариации от голубого до фиолетового.
-Осока береговая являются основным торфообразователем, служат средой обитания и кормом для многих животных, в особенности водоплавающих птиц.
-Камыш и рогоз люди часто путают между собой. Между тем отличить их легко.Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке.
-Клюква – удивительная ягода.Благодаря высокому содержанию витамина С, клюква - отличное профилактическое средство, повышающее защитные функции организма. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало лекарств, в частности, антибиотиков, раненых поили клюквенным морсом. И сейчас сироп, сок и морс из этой ягоды с успехом используют для лечения простудных заболеваний. Они обладают жаропонижающим, противовоспалительным и общеукрепляющим свойствами.Наши предки называли клюкву «молодильной» ягодой. В наше время косметологи используют полезные свойства этих ягод для приготовления питательных и тонизирующих масок.
-Свое название родбашмачок получил по форме, напоминающей женский башмачок. Этот род называется еще башмаком леди, башмачком Венеры, дамской туфелькой.
- Растения 2 группы (валериана лекарственная, росянка круглолистная, багульник, мох сфагнум береговой, любка двулистная).
-Валериана или валерьяна лекарственная. Препараты валерианы применяют во многих странах в качестве успокаивающего средства.
А знаете ли вы, чем удивительно растение«росянка»?Росянки - это насекомоядные растения. Листья этого растения необычны - они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них - искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости, привлекающая внимание потенциальной жертвы. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка. Сразу оговоримся, столь экзотический способ пропитания был выбран не из прихоти, а по необходимости, ведь болотистые почвы, на которых обитает большинство растительных хищников, весьма скудны.
-Кустбагульникаочень пахучий, обладает отчетливым смолистым запахом. Запах листьев сильный, бальзамный, одуряющий, может вызвать головокружение и головную боль.
-Чем же так замечателенсфагнум? Ведь это мох, создающий болота. Из сфагнума же в очень значительной степени образуются и запасы такого ценного природного богатства, как торф. Мох сфагнум, благодаря своим особенностям, в настоящее время нашел широкое применение в медицине. корней применяется при зубной боли, лихорадке. Один единственный цветок, один единственный экземпляр может наполнить ароматом целую лесную поляну (ночная фиалка). Название «любка», связано с древними преданиями о том, что клубни этого растения обладают свойства, являясь любовным снадобьем.
Все растения, представленные на слайдах, можно увидеть на болотах Переславского края.и занесены в Красную книгу Ярославской области.
Если вас заинтересовало какое-то растение вы можете подготовить сообщение на следующее занятие.
- На какой вопрос ответили? (ставим «+»).
Молодцы, вы получаете ещеягодку.
Давайте теперьоткроем часть темы, которая закрыта. Какое слово вам не понятно? (кладезь – колодец). Почему же в народе болото называют кладезью добра? (Дремлик болотный назван так благодаря поникающим, как бы дремлющим цветкам).
Вот и подошло к концу наше путешествие. На все ли вопросы успели найти ответ? Это значит, что впереди вас ждут новые интересные находки и открытия.
5) -Продолжите предложение.
Рефлексия содержания учебного материала
1.меня удивило…
2.было трудно…
3.я понял, что…
4. мне пригодится в жизни…
Молодцы, вы получаете ещеягодку.
– Поднимитесмайлик, соответствующий вашему настроению на занятии.
В путешествии вы хорошо потрудились и собрали много клюквы. А теперьдолгожданный сюрприз - вкусная клюква для вас и наших гостей. Спасибо за работу.
Губаренко Светлана Александровна
Воспитатель, МБДОУ (ясли-сад) № 10 Аленушка, г. Красноперекопск, Республика Крым
Губаренко С.А. Волшебный Крым: конспект занятия в старшей группе по краеведению // Совушка. 2018. N1(11)..07.2019).
Заказ № 51405
Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова
определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.
Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия.
Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями города Ялты. Презентация по местам Крыма, пазлы крымской карты.
Ход занятия:
В: Ребята, прошу вас пройти в группу.
Собрались все дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся!
Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Наши женщины очень любят комплименты!
Давайте подарим им!
(Дети дарят комплименты)
В: Напомните, в какой стране мы живём? (Россия)
Столица России? (Москва)
А где живём мы? (в Крыму)
Столица Крыма (Симферополь)
А в каком городе мы живём? (Красноперекопск)
А где мы сейчас находимся? (в детском саду «Алёнушка», группа «Звёздочки»)
В нашей группе живут мальчики и девочки одной дружной семьёй!
Стихотворение о дружбе (читает ребёнок)
Дружит с солнцем ветерок
А роса с травою
Дружит с бабочкой цветок
Дружим мы с тобой
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады
Только ссориться друзьям
Никогда не надо.
Д/ИГРА «Скажи правильно»
В: Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».
Всё поняли? Тогда начинаем.
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Ну, а споры разрешать? (да-да-да)
Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
В: А вы любите путешествовать?
А, что такое путешествовать? (посещать новые места, узнавать что-то новое)
Я предлагаю отправиться в путешествие!
На чём можно отправиться в путешествие? (дети называют)
Назовите водные виды транспорта (корабль, теплоход, подводная лодка, катер, лодка)
Назовите воздушные виды транспорта (самолёт, вертолёт, воздушный шар, космический, корабль)
Назовите наземные виды транспорта (автомобиль, автобус, поезд, велосипед)
На каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие, что бы увидеть
как выглядит весь наш Крым? (на самолёте)
Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте, чтобы познакомиться с природными зонами Крымского полуострова.
Давайте вспомним, кто управляет воздушным судном?
(два пилота, штурман и бортмеханик)
А кто обслуживает пассажиров? (стюардесса)
Что нужно взять с собой в дорогу? (хорошее настроение, здоровье, внимательность)
Давайте построим воздушный корабль!
(Я ПЕРЕОДИВАЮСЬ В СТЮАРДЕССУ)
Ну, что отправляемся?
Прошу занять свои места.
Пристегните ремни, мы начинаем взлёт (звучит звук взлетающего самолёта)
А пока мы будем лететь, я расскажу легенду о происхождении земли.
Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (СЛАЙД 1)
Здесь были горы (СЛАЙД 2)
Реки, водопады, (СЛАЙД 3)
Долины (СЛАЙД 4)
Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы (СЛАЙД 5)
Так на планете появился самый красивый уголок земли.
В: Дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым)
Как называется наш п-ов на котором мы живём? (Крымский п-ов)
Почему его называют полуостровом? (потому что с трёх сторон омывается морям)
Какими морями омывается? (Чёрным морем и Азовским морем)
Чем они отличаются? (Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)
Наш полуостров сказочно красив!
Крым-это здравница и это чудо-сад
Крым-это фрукты, это сладкий виноград.
Крым-это море, это райские места,
Крым-это южных гор крутая высота.
Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.
Пришло время нам приземлиться в г. Ялта, которая находится на Южном
берегу Крымского п-ова. (показать карту на мольберте) (СЛАЙД 6)
Ребята, кто бывал в Ялте?
Какие впечатления у вас оставил это город? (ответы детей)
Там много есть чудесных мест!
Ласточкино гнездо (СЛАЙД 7)
Медведь гора или Аю-Даг (есть замечательная легенда про эту гору, но мы её узнаем на следующем занятии) (СЛАЙД 8)
Не далеко от города есть миниатюра в море «Русалка с младенцем» (СЛАЙД 9)
-Есть Никитский ботанический сад (но мы с ним познакомимся когда наступит весна)
Ребята, этот год в Росси и у нас в Крыму отмечен как год экологии. Нужно приложить много усилий, чтобы сохранить нашу Крымскую природу. Чтобы она процветала. (СЛАЙД 10)
На побережье Чёрного моря, возле Медведь горы находится детский оздоровительный центр «Артек» (СЛАЙД 11)
Туда приезжают дети со всех уголков мира.
Они в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. (СЛАЙД 12)
На Юге у Чёрного моря, весёлое царство ребят.
О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.
С лазурью его не сравниться, все прочих морей синева
По все городам и столицам, идёт об Артеке молва.
В: Вы знаете, что такое дружба?
Напомните мне поговорки о дружбе.
Один за всех и все за одного.
Нет друга ищи, а нашёл береги.
Друг познаётся в беде.
Ребята, давайте выйдем из самолёта и спустимся к морю.
Почему Крым называют «Жемчужиной»? - самый целебный воздух в мире.
РЕЛАКСАЦИЯ
Сядьте в позу лотоса - это поза для медитации (СЛАЙД 13)
(спинки ровные, глазки закрыли, дыхание ровное, спокойное, вспомните что-то приятное, можно мамочку свою или как вы отдыхали в Ялте)
Встаём, напрягите правую руку (левую), правую ногу (левую).
Восстановим дыхание. Подышим правой ноздрёй это придаст нам силу, бодрость.
Энергия Солнца.
Подышим левой ноздрёй это успокоит, охладит нас. Энергия луны.
Ребята, что - то случилось с нашей картой? Давайте соберём её и отправимся дальше в путешествие по северному Крыму.
Д/И «Собери пазлы»
Занимайте свои места.
Пристегните ремни, мы взлетаем.
Ребята мы с вами побывали в горной местности, где есть горы и леса.
(СЛАЙД 14)
-Сейчас будем пролетать над центральной Крымской равниной, направляясь на Север в наш степной Крым, он занимает большую площадь.
Там, где мы с вами живём. Степной он называется потому что много полей.
Может кто-то наблюдал из окошка машины или автобуса такую картину
Огромные поля с полевыми цветами (СЛАЙД 15)
Это целый мир где проживают такие животные (СЛАЙД 16)
-Крымские растения (СЛАЙД 17)
Птицы степей Крыма (СЛАЙД 18)
Сегодня наше путешествие подходит к концу
Но мы обязательно будем путешествовать ещё по Крыму - нашему удивительному краю.
Давайте отстегнём ремни и покинем наш самолёт.
-РЕФЛЕКСИЯ
Где мы побывали?
Что для вас было особенно интересным, новым?
Какие трудности вы испытывали?
О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Мне очень приятно, что вы умете дружить.
Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.
Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.
Я знаю, вы иногда ссоритесь, как только мелькнёт в чьих-то глазах злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
На прощание давайте скажем девиз о дружбе: «У нас в группе все друзья. Вместе дружная семья!»
Добавить комментарий