Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.
Налились, отяжелели - и потекли.
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Ёлочки листьями украсились.
Папоротники под листьями пригрелись.
Грибы под листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
ШВЕЙНЯ
Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. Задумались звери: где шубу достать? А Лисица тут как тут:
Ко мне, ко мне, желанные, торопитесь. У меня швейня Семь шкур. На всех угожу!
Первым прискакал Заяц:
Поторопись, Лиса, снег со дня на день того и гляди, а я в летней безрукавке. Зуб на зуб не попадёт, да не от холода, а от страха: хорош я буду в тёмном-то на белом снегу! Можешь ты мне раздобыть шубку защитную - беленькую, как снежок?
Это мне что хвостом вильнуть! - отвечает Лиса. - Только вот мерку сниму, скачи ко мне ближе…
Какую ещё мерку? - насторожился Заяц. - А ты на глазок.
Без мерки не могу, - отвечает Лиса. - Глазам я не верю, мне надо пощупать. Кто следующий?
Белка на ёлке стрекочет:
Мне, Лиса, сделай шубку на беличьем меху, тёплую, зимнюю. И хвостик чтоб попушистей, да на ушки кисточки не забудь, да на грудку белый передничек. Моя-то летняя рыжая пообносилась. Зябну…
Фу-ты, ну-ты, франтиха какая! - проворковала Лиса. - Кисточки ей, хвостик, передничек… И кому на тебя в лесу-то смотреть? Ну да ладно, слезай с ёлки, мерку снимать буду.
А без примерки разве нельзя? - испугалась Белка.
Без примерки я только Ежу делаю: иголок натыкаю, и готово. Есть там ещё кто?
Из воды высунулась Выдра:
Мне, Лиса, нужна шуба тёплая и непромокаемая, из водоотталкивающей шерсти. Я ведь и зимой в воде-сырости, мне в шубе и нырять и плавать!
Могу и непромокаемую, - обещает Лиса. - Я всё могу! Вылезай на берег, мерку с тебя сниму.
Только мерку снимешь?
А что же ещё?
Мне бы лучше без мерки… - упирается Выдра.
И чего это вы все недотроги такие? - не понимает Лиса. - Или вы щекотки боитесь? Видали на мне лисью шубу - какая работа! Пушнина, мягкое золото! Охотники прямо глаз с неё не сводят. А всё потому, что по мерке. И медвежью шубу шила, и волчью доху - нахвалиться не могут!
Так-то оно так… - жмутся звери. - Да мы-то не волки и не медведи. Как бы в твоих Семи шкурах свою последнюю не потерять. Вместе с меркой-то, гляди, и голову снимешь. Лучше уж мы, Лиса, без твоей помощи обойдёмся, сами выменяем майку на телогрейку.
И разбежались во все стороны. Лиса только зубами щёлкнула.
СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА
Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.
Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.
Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно прятались в чаще.
Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.
Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели- вот натерпелись страху!
Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.
А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!
ФАЗАНИЙ БУКЕТ
Фазана я подстрелил ещё осенью. Нагнулся, чтоб взять его, и не мог. Руку боюсь обжечь! Перо горит: медью, бронзой, пурпуром!
Жар-птица, да и только.
Моя дочка-первоклассница подняла фазана за крыло и говорит:
Ой, папа, что ты наделал!
А я уж и сам не рад.
Фазана не оживишь, - говорю дочке, - пусть он хоть науке послужит! Давай запишем его размеры и окраску и посмотрим, чем он питается?
Зоб у фазана был туго набит насекомыми, ягодами и семенами. Всё это я разложил на отдельные кучки и стал смотреть, чем питается фазан осенью. Насекомых я определил быстро. Были там кузнечики, кобылки и муравьи. Ягоды тоже узнать было нетрудно - одна лиловая ежевика. А вот семена - беда! Попробуй-ка определи, от каких они растений!
Жаль было, но пришлось семена ссыпать в спичечный коробок и положить на стол. Написал я на коробке семена и оставил до лучших времён. Может, найдётся специалист, определит.
Прошла зима. Только к весне вспомнил я про коробок с семенами. Открыл коробок - пусто!
Спрашиваю дочку:
Ты взяла семена?
Валежник собираешь - оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь - скрипит, лапник стелешь - всё скрипит, скрипит…
И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь - скрип да скрип.
К утру уже знаешь, почему скрипит.
То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями, одно другое отталкивает, отпихивает - вот и скрипит. Бывает, ветер повалит одно другому на плечи - тоже оба скрипят.
Иное на вид живо-здорово, да сердцевина трухлява: чуть ветерок - скрипит. А то снег зимой в дугу скрючит - за всё лето распрямиться не может. Стоит гнутое, голова лохматая в землю уткнута, - тоже скрипит.
Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём…
Среди них - разговорный, официально-деловой, художественный. Есть еще два приема повествования. Это научный и публицистический стили. Для ясной формулировки собственных мыслей важно уметь подобрать нужные слова, способные с точностью передать вкладываемый в них смысл. Для учеников младших классов это достаточно трудная задача, поскольку они еще не обладают в полной мере данной способностью. Еще более сложным для них заданием является изложение прочитанного, поскольку оно требует соблюдения используемых его автором. Стилистический анализ текста существенно облегчает его воспроизведение.
Отличительные особенности
Довольно часто младшим школьникам предлагаются к изучению произведения, относящиеся к различным стилям изложения. При этом каждый обладает характерными лишь для него отличительными признаками. Далее рассмотрим подробнее некоторые из них.
Литературное изложение
Художественный стиль применяется в написании романов, рассказов, стихов. Его назначение кроется в стремлении автора передать красочную, живую картину и создать эмоциональную связь с изображаемыми персонажами или происходящими действиями. Изложение отличается выразительностью, яркой эмоциональной окраской высказываний и конкретностью описываемых образов.
Проводя стилистический анализ можно заметить использование характерных языковых приемов, таких как:
- Конкретные слова - например, дерево, луна.
- Слова или фразы в переносном значении - например, бить баклуши.
- Слова с яркой эмоциональной окраской - например, сыночек, бабуля.
- Выразительные средства, передающие художественный образ:
Эпитеты - яркое солнце-
Метафоры - золотые волосы-
Олицетворения - молоко убежало-
Сравнения - белый как снег.
Перечисленные выше речи можно более детально изучить на примере художественного произведения «Золотой дождь» Н. Сладкова:
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам… .
Энциклопедическое изложение
Повествования нашел свое широкое применение в словарях, справочной литературе, учебниках, научных трудах. Используется он для передачи информации дисциплинарного характера. Проводя стилистический анализ научного текста, можно отметить следующие ключевые особенности: ясность изложения подлинного материала, а также употребление слов лишь в их прямом значении.
Как и любой другой языковой прием, такое повествование имеет свои характерные особенности. Наиболее ярко выраженная его черта - частое использование специальных слов - терминов. Отлично иллюстрирует специфику научного стиля следующий текст: Под воздействием солнца в листьях растений вырабатывается хлорофилл. Хлорофилл - это зеленый пигмент, содержащийся в хлоропластах и обуславливающий его окраску в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза хлорофилл поглощает солнечную энергию и преобразует её в энергию химических соединений внутренних веществ.
Периодика
В периодических изданиях чаще всего встречается публицистический стиль. Такая форма изложения текста характерна для журнальных или газетных статей. Проводя стилистический анализ публицистического текста, можно сразу отметить его характерные языковые особенности. Ими, в частности, являются:
- Лексика общественно-политического характера.
- Пословицы, афоризмы, поговорки.
- Обращения.
- Торжественная лексика.
- Предложения восклицательного и побудительного типа.
- Риторические вопросы.
Ярким примером текста, написанного в публицистическом стиле, служат высказывания А. Миханова:
Дадим мир планете Земля! Мир - это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир - это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!
Цель характеристики изложения
Стилистический анализ текста позволяет не только верно определить прием речи, используемый автором при написании текста, он также является отличным тренажером в умении подобрать точные слова и составить из них предложения для создания своего повествования. Помимо этого, стилистический анализ текста обеспечивает более глубокое понимание авторского замысла.
План стилистического анализа текста
Оценку и воспроизведение повествования целесообразнее осуществлять по схеме. Проведем стилистический анализ текста. Пример:
Гроза - природное явление, характеризующееся возникновением электрических разрядов в крупных грозовых облаках, а также между облаками, поверхностью земли и находящимися на ней объектами. Молнии сопровождаются сильным ветром (иногда шквальным), обильными осадками, может выпадать град. Гроза является следствием высокого скопления водяного пара над сильноперегретой сушей в жаркую погоду, а также наблюдается при движении большой массы холодного воздуха на более теплый подстилающий слой.
- Тема текста - научное описание такого понятия атмосферного явления, как гроза.
- Цель повествования - предоставить важную информацию о природном феномене и особенностях его возникновения.
- Жанр изложения - научно-справочная статья.
- Вид повествования - прозаический.
- Стиль текста - научный. Изложенный материал имеет также научно-популярный подстиль.
- Литературная среда - повествование представляет интерес для широкого круга читателей - от специалистов до школьников.
Образец
1. Характеристика фонетического стиля - нейтральный. На это указывают:
Ровные повествовательные предложения без эмоциональной окраски-
Книжные (нейтральные) лексико-фразеологические особенности повествования-
Орфоэпия соответствует установленным нормам произношения-
Логическая последовательность изложения материала, его структурная и смысловая законченность, а также тесная взаимосвязь отдельных предложений говорят о том, что ритмика материала соответствует научному стилю.
2. Лексико-семантическое сочетание. В тексте отсутствуют синонимические ряды, преобладают однозначные речевые элементы и выражения терминологического характера.
3. Словарный состав текста - активный:
В основном используются такие как осадки, облака, град, ветер-
Также в тексте часто встречается характерная для научной статьи то есть терминология-
Отсутствует эмоционально-экспрессивная лексика-
В тексте используются как исконные, так и заимствованные из других языков слова, что также является характерной особенностью научного стиля-
Отсутствуют выразительные средства языка.
4. Словообразовательная характеристика - в изложенном материале часто встречаются производные слова, полученные с помощью продуктивных суффиксов, таких как -ян, -ск-, -н-. При этом контекстуальные образования и субъективные суффиксы в тексте отсутствуют.
Морфологическая характеристика
Синтаксическая характеристика
Повествование состоит из 3-х простых предложений, осложненных однородными членами и причастными оборотными конструкциями. Речевые конструкции имеют повествовательный характер с нейтральной лексикой и логической последовательностью слов. Вывод: анализ каждого уровня текста, и в особенности лексического, представляет собой неоспоримое доказательство проявления научного в изложении материала.
Тема:Лингвистический анализ текста. Презентация написанных учениками миниатюр.
Абрарова Зульфия Габдрахмановна-учитель русского языка и
литературы.
Цель урока:
Научить детей проведению лингвистического анализа текста-
Способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения-
Заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом текста, сохранив его целостное восприятие-
Самораскрытие учащихся через презентацию написанных ими работ-
Формирование умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах.
Подготовка к уроку.
До начала урока необходимо подготовить специальный раздаточный материал- текст Н. Сладкова «Золотой дождь», подколотый к двойному тетрадному листу таким образом, чтобы страница справа была свободна. На ней ребята по ходу работы с текстом будут делать вместе с учителем необходимые записи. Каждое предложение текста желательно записать с новой строки для удобства анализа.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологическая подготовка к теме урока.
Примерные вопросы для беседы:
Какое время года вы любите больше всего и почему?
Как вы относитесь к осени?
Что в осенних изменениях природы вам нравится больше всего?
Какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?
Все ли люди одинаково воспринимают осень и те изменения, которые происходят в это время года?
Учитель. Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагирует на них различно. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычайная красота пестрого осеннего леса. Кто-то безразличен к этим изменениям. Но есть люди, которые видят все. Что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои чувства, мысли, настроения на бумаге, как это делают писатели. Благодаря этому, мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Но читая стихи одного, другого, третьего поэта, описание осени у разных писателей, мы видим, что осень у всех разная. Наша задача сегодня заключается в том, чтобы обратиться к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем мы с одной зарисовки писателя Николая Сладкова, творчество которого я очень люблю. Мы постараемся понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.
Знакомство с текстом.
Учитель выразительно читает текст.
Золотой дождь.
И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Н.Сладков.
4. Лингвистический анализ текста.
О чем текст? (О листопаде.)
Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте? (По смыслу текста.)
Как вы думаете. А зачем автор называет листопад «золотым дождем», почему бы не сказать просто? (Н. Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление – листопад – необычно и удивительно красиво, для чего использовал не само слово, отображающее природное явление, а создал образ листопада.)
Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимаем, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения:Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. «Переведите» слова автора на обычной язык(учащиеся своими словами рассказывают о переменах в природе, происходящих осенью). Посмотрите, какой многословный у нас получился «перевод», а у Н. Сладкова все – в одном предложении!
Попробуем по- другому. Я прочитаю вам это предложение, сохранив в нем все слова, но чуть-чуть их изменю:Все лето листья подставляли солнцу свои ладони и щеки, спины и животы.Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез, разрушился образ маленького, симпатичного, беззащитного существа.)
Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно – ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл.)
Оказывается, суффиксы играют большую роль, несмотря на то, что они такие маленькие. Без них предложение теряет смысл и красоту, а у вас возникает естественная реакция- смех.
Читаем следующее предложение: «И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки, багряными и золотыми». Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)
Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску).
А дальше полная неожиданность. «Налились, отяжелели и потекли». Почему появилось такое необычное и, на первый взгляд, неуместное слово «потекли»? Почему не «закапала»? (Глагол «закапали» передает действия единичных явлений, а глагол «потекли - действия сплошного потока.)
А дальше и совсем необычное.«Полетели иволгами… Запрыгали белками… Понеслись куницами…». Как же так?Налились, отяжелели,значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они полетели, запрыгали, понеслись! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца:багряные и золотые.)
Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора – индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. «Характеры» разные, вот и действуют они по-разному.)
Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Н. Сладкова – необычный, золотой. Он следующим предложением это подтверждает:Зашумел в лесу золотой дождь.)
Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы, раз автор нам рисует образ, картину «золотого дождя» (главное даже не сама картина, а действия, происходящие на картине.)
Представьте себя фотографами и кинооператорами (по вариантам). «Снимите» картину «Золотой дождь». У кого она будет представлена полнее? (Фотография статична, она не отражает действий, изменений, происходящих в природе, она запечатлевает один момент в жизни природы. Фильм, отснятый кинооператором, динамичен, в нем можно показать движения, изменения в природе.)
Действительно, дождь у Н. Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходит изменения, идет своя особенная, загадочная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:
Капля щелкне т- сорвется лист…
Синицы завозятся- листья брызнут…
Ветер налетит – закружится смерч…
Косач вломится – хлынет водопад.
Кто заметил особенности, «изюминки» этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему- во-вторых, все идет по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева).
Обратите внимание на существительноекапля.Подберите глаголы, обозначающие действия, которые можетсовершить капля. (Капнет, растечется, высохнет, упадет…) Но никто из вас не назвал глаголщелкнет. А что может щелкать? (Птицы, бич, дверной замок…) Почему же у Сладковакапля щелкнет? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому, натянутому листочку звучит, как щелчок.)
Следовательно, автор нам дает не только зримую, но и звуковую картину. Прочитайте этот текст каждый вслух, негромко, вслушиваясь в звуки текста. У кого самый чуткий слух? Что вы услышали? (Обилие шипящих, свистящих звуков, что соответствует осенним шорохом, шелесту.)
Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то очень важное при таком прочтении было потеряно. Что же? (Смерч – пестрый, косач – неуклюжий, водопад – сверкающий.)
Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) Да и не только картину. Скажите, как характеризует прилагательноенеуклюжийкосача? (При помощи данного определения показан характер движений этой птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не простосядет, но вломится.)
Мы видим, что у Н. Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Словавломится и неуклюжий соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.
Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрите следующие предложения:« Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг». Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от «золотого»? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий.)
Листья… листья... листья. Три предложения – три повтора слова. В школе учат, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте отредактируем этот кусочек, избавимся от назойливо повторяющихся слов. (Делать этого не надо, поскольку повторы в данном случае оправданы, необходимы. Они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада.)
--«Шумит золотой дождь», - так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью. Мы видели, как отразил одно из явлений осени – листопад Н. Сладков. Так и другие писатели не копируют жизненные явления, не фотографируют их, а преобразуют, показывают в соответствии со своими идеалами, настроениями, чувствами, в соответствии с замыслом художественного произведения.
Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.
Знакомство учащихся со стихотворениями на тему осени.
(Используется заранее подготовленный раздаточный материал.)
Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы…
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень.
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.
(Ф. Васильев)
Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
(А. Барто)
Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Золотые бусы блещут на груди.
В золотых сапожках ножки – невелички,
Золотой платочек вьется на юру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички – маленькой Гулру…
(Г. Сулейманова)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)
(Ребята отмечают, что у Ф. Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто – почтальон, рассылающий письма – листья. У Г. Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина – тихая вдова. Дети называют также приметы каждого образа осени.)
Сбор материала к сочинению.
Сейчас мы сами попробуем стать писателями, а писать мы будем об осени, но каждый по- своему. Давайте представим себе осень в различных образах и назовем необходимые атрибуты каждого образа (дети представляют осень-волшебницу (волшебная палочка, слова – заклинания, шапка-невидимка), осень- художницу (особенности осенней палитры, удивительная кисть, которой художник творит ежегодное чудо), осень-почтальона (помощники осени – осенний холодный ветер и улетающие на юг птицы), осень-хулиганку (поджигает костры на деревьях, разбрасывает кучи собранных листьев, брызжет холодным дождем), одни видят осень рачительной хозяйкой, суровой, но справедливой, другие – злобной старухой, третьи – нищенкой- фантазии ребят нет конца: осень – веселая шалунья, баловница- осень- красавица, труженица, разбойница, озорная девчонка, добрая фея, коварная колдунья и т. д.)
Выбор понравившегося образа и написание миниатюры.
Совершенствование написанного и создание книжек- малышек.
Работа над миниатюрами может продолжаться не один день. Учитель, получая работы шестиклассников, просматривает их, указывает на недочеты, ошибки, говорит, как сделать миниатюру лучше, интереснее, подсказывает нужное слово или образ. Необходимо, чтобы ребенок воспринимал редактирование не как наказание, а как необходимое звено творческой работы (ведь и писатели переделывают, переписывают свои работы по многу раз!) Для подобной работы может быть предусмотрен такой стимул, как «издание» лучших сочинений об осени в виде книжек-малышек с иллюстрациями самих учеников.
Заявка
на участие в Республиканском конкурсе методических разработок дополнительного образования детей
ТерриторияРеспублика Татарстан, Аксубаевский муниципальный район, с. Старые Киязлы
Номинация – социально- педагогическая
Сведения о конкурсанте:
Ф.И.О.- Абрарова Зульфия Габдрахмановна
Дата рождения- 2.01. 1963.
Место работы, должность – МБОУ «Старокиязлинская СОШ», учитель
Адрес места работы, телефон- ул. Центральная, 57, 4-20-40
Домашний адрес, телефон- ул. Центральная, 12.
Сведения об образовании- высшее, КГПИ, истфилфак
Стаж работы- 27 лет
Наименование методической разработки- «Лингвистический анализ текста»
Руководитель образовательного учреждения____________________________
Подпись и печать
ЦЕЛИ:
- научить школьников проведениюлингвистического анализа текста-
- выявить художественные средства,использованные автором в тексте, предложенномдля анализа-
- определить их роль в раскрытииидейно-художественного содержания текста-
- способствовать развитию чувства слова ижелания создавать свои словесные произведения-
- заинтересовать учащихся проводимым на урокеанализом текста, сохранив его целостноевосприятие-
- продолжить работу над формированием уме6ниявыступать перед аудиторией, говорить олингвистических вопросах, работать в группе.
I. Психологическая подготовка к теме урока.
(Звучит музыка – П.И. Чайковский “Временагода” (“Октябрь”) и идет показ слайдов об осени).
Сегодня на уроке мы вновь будем говорить обосени. Вспомните, мы уже рассматривалистихотворные тексты, посвященные осени(стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описываликартину С.Ю. Жуковского “Осень. Веранда”,делились своими впечатлениями об осени всочинении “Мало ли что можно делать в лесу”.
А какие приметы осени вы могли бы назвать? Какбы вы рассказали об этом времени года, например,жителям тропиков, которые не знают, что такоеосень в нашем понимании?
Итак, каждый из нас видит происходящие вприроде изменения, но реагируем мы на нихпо-разному. У кого-то щемит сердце при видеулетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьевпод ногами, кого-то восхищает необычайнаякрасота пестрого осеннего леса, кто-тобезразличен ко всем этим изменениям. Но естьлюди, которые видят все, что происходит вокругних, удивительно ярко и отчетливо, реагируют намалейшие изменения природы. А если такой человеквдобавок ко всему наделен чувством слова, то онвыражает свои мысли, чувства, настроения так, какэто делают писатели. Благодаря этому мы с вамиможем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать,со-радоваться, читая: “Унылая пора! очейочарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…”Но читая описания осени у разных писателей, мывидим, что осень у каждого из них разная,особенная. Сегодня мы обращаемся к несколькимпроизведениям, посвященным осени. А начнем счудесной зарисовки писателя Николая Сладкова“Золотой дождь”. Постарайтесь понятьособенности его восприятия осени, увидетьсвоеобразие его речи, понять, как ему удаетсясказать об обыденном, повседневном так необычнои красиво.
II. Знакомство с текстом.
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу своиладошки и щечки, спинки и животики.
И до того налились и пропитались солнцем, что косени сами стали как солнышки – багряными изолотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетелииволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам.Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесузолотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист.Синицы на ветке завозятся – брызнут листья посторонам. Вдруг ветер налетит – закружитсяпестрый смерч. А если неуклюжий косач с летувломится, хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят,качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Н. Сладков
III. Лингвистический анализ текста.
О чем этот текст? (О листопаде.)
Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь этослово ни разу не употребляется в тексте? (Посмыслу текста.)
Как вы думаете, зачем автор называет листопад“золотым дождем”, почему бы не сказать просто:“Листопад”? (Сладков хотел показать, чтообычное ежегодное явление – листопад – необычнои удивительно красиво, для этого он использовалне само слово, отражающее природное явление, асоздал образ листопада.)
Нам необходимо разобраться, как удалосьписателю создать такой образ, каким волшебствомон обладает, что мы понимает, о чем идет речь.Необычное начинается с первого предложения: ВСЕЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ ИЩЕЧКИ, СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. “Переведите” словаавтора на обычный язык, назовите все своимиименами.
Посмотрите, какой многословный у насполучился перевод, а у Сладкова все – в одномпредложении!
Проведем лингвистический эксперимент. Япрочитаю вам это предложение, сохранив все слова,только чуть-чуть их изменю: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОНИ И ЩЕКИ, СПИНЫ ИЖИВОТЫ. Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчезобраз маленького, симпатичного, беззащитногосущества.)
Почему это произошло? Что я изменила впредложении? (Из слов исчезлиуменьшительно-ласкательные суффиксы, ипредложение потеряло свое очарование и смысл.)
Читаем следующее предложение: И ДО ТОГОНАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИСТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ – БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какуюкартину рисует нам автор одним этимпредложением? (Автор описывает листья,поменявшие к осени свой цвет.)
Дайте научное объяснение, почему зеленыелетом листья осенью меняют свой цвет (подвоздействием солнца в листьях вырабатываетсяхлорофилл, который придает листьям зеленый цвет.К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофиллперестает образовываться, и листья меняютокраску.)
Читаем дальше: НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ.Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ?Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол ЗАКАПАЛИ передаетдействия единичных явлений, а глагол ПОТЕКЛИ -действие сплошного потока. Автор рисует намлистопад в образе золотого дождя, даже не дождя, анастоящего ливня.)
Прочитайте следующие предложения: ПОЛЕТЕЛИИВОЛГАМИ… ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ… ПОНЕСЛИСЬКУНИЦАМИ... НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, сталинеуклюжими, неповоротливыми, медлительными, аони ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть,автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, окоторых пишет автор, сохранили свою легкость. Онипропитались, налились не весом, а цветом.Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ ИЗОЛОТЫЕ.)
Почему автор использует такие разные глаголыдля передачи действия листочков? (Каждыйлисточек для автора – индивидуальность,личность, неповторимое создание природы и поформе, и по своему характеру. “Характеры”разные, вот и действуют они по-разному.)
Не противоречит ли это образу дождя? Ведьосенний дождь монотонный, нудный, тоскливый иоднообразный. (Противоречия нет. Дождь уСладкова – необычный, золотой. Автор следующимпредложением это подтверждает:ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)
Почему во всех этих предложениях стоят напервом месте глаголы? (Автор показываетизменения в осеннем лесу.)
Действительно, дождь у Сладкова не монотонныйи однообразный. Каждую минуту в лесу происходятизменения, идет своя особенная, удивительнаяжизнь, а автор нам ее рисует словами:
КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ – СОРВЕТСЯ ЛИСТ…
СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ – ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ…
ВЕТЕР НАЛЕТИТ – ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.
КОСАЧ ВЛОМИТСЯ – ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.
Кто заметил особенности, “изюминки” этойкартины? (Во-первых, на каждое действие вприроде листочки отвечают по-своему- во-вторых,все идёт по возрастающей: чем сильнеевоздействие, тем больше листьев падает с дерева.)
Обратите внимание на существительное КАПЛЯ.Подберите глаголы, обозначающие действия,которые может СОВЕРШИТЬ КАПЛЯ. (Капнет,растечется, высохнет, упадет…) А Сладковиспользует глагол ЩЕЛКНЕТ. щелкнуть можетдверной замок, птица, бич. Почему же у Сладковакапля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и ударкапли дождя по сухому натянутому листочкузвучит, как щелчок.)
Следовательно, автор рисует не только зримую,но и звуковую картину. Перечитайте текст каждыйвслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста.Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящихзвуков, что соответствует осенним шорохам,шелесту.)
Вернемся к четырем последним израссматриваемых предложений. Я прочитала их всокращенном варианте, чтобы выделить действия,но что-то важное при таком прочтении былоупущено. Что же? (Смерч – пестрый, косач –неуклюжий- водопад – сверкающий.)
Почему эти слова так важны? (Они помогаютболее ярко и полно представить картину,описанную автором.) И не только картину. Какхарактеризует прилагательное НЕУКЛЮЖИЙ косача? (Припомощи данного определения показан характердвижения данной птицы.) А какова роль глагола вэтом предложении? (Глагол дополняетхарактеристику птицы: не просто СЯДЕТ, аВЛОМИТСЯ.)
Итак, мы видим, что у Сладкова важны не толькослова, но и выбор слова или словосочетания. СловаВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу иделают характеристику косача болеевыразительной.
Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь необычный, а золотой. Рассмотрим следующеепредложение: ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, СКРЕБУТ, ЛОПОЧУТ.ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ. ЛИСТЬЯ ВВЕРХУ,ВНИЗУ И ВОКРУГ. Как подчеркивает автор отличиеобычного дождя от “золотого”? (При помощиглаголов, обозначающих различные действия, инаречий.)
ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ. Три предложения – триповтора слова. Мы помним, что нужно избегатьповторов, заменять их синонимами. Давайтепопробуем отредактировать этот отрывок,избавимся от повторяющегося слова. Сделайтевывод. (Делать этого нельзя, т.к. повторы вданном случае оправданы, необходимы, онипоказывают обилие осенних листьев, разгарлистопада.)
ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ – так заканчивает писательосеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжаетсяудивительное явление в природе, происходящееосенью.
Мы видели, как изобразил одно из явлений осени– листопад Н. Сладков. Давайте посмотрим, какизображается осень в других произведенияхдругими авторами.
IV. Знакомство учащихся с текстами,посвященными осени.
Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы…
И голая ива маячит
Над синью холодной травы.
И осень,
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.
Ф. Васильев
Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
А. Барто
Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Золотые бусы блещут на груди.
В золотых сапожках ножки-невелички,
Золотой платочек вьется на юру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички – маленькой Гулру.
Г. Сулейманова
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем сврй.
И. Бунин
В каком образе предстает перед читателемосень в каждом из этих стихотворений? (У Ф.Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто –почтальон, рассылающий письма-листья, у Г.Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина –тихая вдова.)
Назовите приметы каждого образа осени.
А теперь каждому из вас предстоит статьписателем и написать об осени, но каждый будетписать по-своему. Каждый представит осень вкаком-то образе, придумает атрибуты каждогообраза (волшебница – волшебная палочка, художник– кисти и краски) и подберет необходимые дляраскрытия данного образа языковые средства.Создайте свою миниатюру об осени.
Рефлексия
- Что у меня получилось неплохо?
- Чему нужно уделить особое внимание?
- Над чем мне следует ещё работать?
- Какое у меня в конце урока настроение?
Стихи об осени для средней группы детскогосада (4-5 лет)
Предлагаем вашему вниманию тематическую подборку стихов, посвященныхосени. Осень - одно из четырех времен года, которое очень часто впоэзии ассоциируется с грустью, поскольку летнее тепло уходит и близятсязимние холода, голубое небо становится серым, а все люди погружаютсяв свои мысли и размышления, таким образом создавая шедевры поэзии- осенние стихи про золотую осень.
Осень
Осень,
Осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
На тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую
Снежинку.
Т. Белозеров
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова
Вот и осень
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
В. Приходько
Золотой дождь
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
И. Бунин
«Дождь по улице идет...»
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
В. Семернин
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит. Т
акая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.
М. Сидорова
«Наступила осень...»
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
А. Ерикеев
Осень
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
И. Никитин
Лоскутное одеяло
На деревьях
Листьев мало.
На земле -
Невпроворот.
Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьет.
С. Островский
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина
«В лесу осиновом...»
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.
В. Степанов
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты!
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.
М. Пожарова
Плакали ночью желтые клены.
Вспомнили клены, как были зелены...
С желтой березы тоже капало.
Значит, береза тоже плакала...
Э. Мошковская
Дождик
Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо
И грустно.
Р.Сеф
Дождь идет
Туча-кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча-лошадь, туча-жук...
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идет!»
Д. Лукич
Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.
Т. Маршалова
Листопад
Опавшей листвы разговор Еле слышен:
- Мы с кленов...
- Мы с яблонь...
- Мы с вишен...
- С осинки...
- С черемухи...
- С дуба...
- С березы...
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю. Капотов
Листопад
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Минский
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых...
Подольше б золота не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.
Н. Найденова
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Красный, разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ведрено,
Ветрено, ветрено!
И. Токмакова
Журавли
Над бурой нивой конопли
Летят лениво журавли,
Летят, перекликаются,
На все глядят, прощаются -
С елками зелеными,
С березками и кленами.
С долинами, озерами, С родимыми просторами.
Г. Ладонщиков
«Кру-кру»
Кру - курлычут тихо
Журавли над нами.
Кру - кругами падает
Желтая листва,
Словно повторяет
Вслед за журавлями
Кру-кру-кру -
Осенней песенки слова.
Кру - летит по кругу
Песенка простая.
Грустными ветвями
Машут тополя.
- До свиданья, лето!
- До свиданья, стая...
Кру-кру-кру -
Кружится круглая Земля.
В. Степанов
Осень - бабушка
В сером выцветшем платке
Ходит осень - бабушка
У реки, в пустом леске,
Где повяла травушка.
И стучит ее клюка
О коряги, пенышки,
И глядят из кузовка
Хилые опенышки.
Снимет варежки потом -
Вязаны, не куплены -
И звенят в ее бидон
Розовые клюквины.
Гладит высохшей рукой
Зайца полинявшего...
Ходит-бродит за рекой
Осень настоящая.
Л. Фадеева
Осень
Надевала осень пестрый сарафанчик,
Желтенький платочек, лапти с подковыркой,
Вышла на крылечко на заре туманной,
Плечиком пожала: студено и сыро.
Под крылечком топко, желтый лист валится,
У колодца лужа за ночь не просохла.
Не студи ты плечи на холодном ветре,
Уходи в избушку, да припри оконце.
Натопи печурку, засвети лучину,
Коротай за прялкой темные часочки.
О. Беляевская
Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов
Сначала ветер прошумел осиной.
Потом прошла над лесом туч гряда.
Потом дождь кончился. И след лосиный
Наполнила небесная вода.
По самой лучшей из лесных дорожек,
Пофыркивая и наморщив нос,
Ежихе
Осторожный ежик
Четыре капельки на иглах нес.
И. Смольников
Под кустом свернулся ежик,
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенек.
Простоял сухой все лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилевская
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется -
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Белый день недолог.
Вечера длинней.
Крики перепелок
Реже и грустней,
Осень невидимкой
На землю сошла,
Сизо-серой дымкой
Небо облекла...
Н. Некрасов
Осень
Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес,
И в город вчера на рассвете
Отправлен последний обоз.
М. Исаковский
Сентябрь
По алым перьям снегиря
Течет прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей...
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку
Журавлей.
Т. Белозеров
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый -
Кленовый.
В. Авдиенко
В густой синеве,
Апельсиново-ал,
Кленовый листок
Надо мною летал.
Я следом бегу:
Он, как-будто дразня,
Куда-то манил
За собою меня.
Листок,
Утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел
На ладошку ко мне.
Г. Осинина
Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
Клен и елки
Надежды
На спасенье
Нет! -
Осенний Клен
Полураздет.
А ветер-вор
Стараться рад -
Срывает
Золотой наряд.
Но не сдаются
Елки -
Остры
У них
Иголки!
С. Островский
Осенние хлопоты
Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,
Кислый яблок лесной и рябина,
По кустам заалела калина, -
У хозяек заботливых спех:
Надо белых грибов насбирать,
Нанизать их по веткам сосновым,
Конопатить дупло мохом новым,
Трав и листьев в гнездо натаскать.
Оттого-то в лесу суетня
И без ветра в движенье верхушки,
Оттого вкруг косматого пня
Взрыты мхов разноцветных подушки.
О. Беляевская
Осенняя гамма
Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лед на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку теплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь. Снег!
Л. Станчев
Листопад
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
Осень
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.
Ю. Капустина
Осень
На кусте-кусточке -
Желтые листочки,
Виснет тучка в просиниё -
Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!
Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится...
В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок!
И. Демьянов
Осенние листья
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
И. Токмакова
Ноябрь
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес...
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Стрижи
Улетели сегодня стрижи...
- А куда улетели, скажи?
- А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им все-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
Е. Трутнева
Осенний календарь
Нынче
Улицы
В хаосе.
В город
С гор
Спустилась
Осень -
Со своим календарем,
Отрывные листья в нем.
Их,
Срывая,
Ветер
Носит -
Разбросал,
Шуршат
Кругом.
С. Островский
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А. Плещеев
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело,
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем...
И. Никитин
Круглый год. Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
С. Маршак
Ноябрь
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
А. Твардовский
Из романа «Евгений Онегин»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора-
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин
Ковровые дорожки
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улегся ковер.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
В. Орлов
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном-
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
А. Плещеев
Осень
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу темную одета,
По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке -
Русская румяная зима!
Д. Кедрин
Разыгрался ветер
На лесной поляне,
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой.
А под елкой грузди
Замостили мостик...
До свиданья, елка,
Приезжай к нам в гости!
Е. Трутнева
Добавить комментарий