Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Помораева Ирина Александровна - Методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа № 15, заслуженный учитель России
Позина Вера Арнольдовна - Методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа № 4, отличник народного просвещения
Предисловие
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, для организации работы по математике в подготовительной к школе группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование работы по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
Предлагаемая система работы позволяет педагогам учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Объем материала дает воспитателям возможность реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять обогащению сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием и созданию предметно-развивающей среды, что стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребенка.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2012).
В пособие включены: перечень дидактических игр, дополнительный материал, рекомендации по организации развивающей среды. В них отражены современные позиции психологов, педагогов и методистов, позволяющие расширить содержание работы с детьми седьмого года жизни.
Далее в пособии для удобства изложения вместо термина «непосредственно образовательная деятельность» мы будем часто использовать привычный для педагогов термин «занятие». Однако термин «занятие» не должен вводить педагогов в заблуждение: он не предполагает проведения занятий урочного типа. Задача педагога – не превращать занятие математикой в урок, а использовать формы работы с детьми, соответствующие их возрасту, указанные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программное содержание
Количество
Развитие общих представлений о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнения в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Закрепление умения устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.
Знакомство с числами второго десятка.
Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомство с составом чисел от 0 до 10.
Формирование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка)- при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина
Закрепление умения считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру- правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.)- устанавливать соотношение целого и части, размера частей- находить части целого и целое по известным частям.
Формирование первоначальных измерительных умений. Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Формирование представлений о весе предметов и способах его измерения. Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.
Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой .
Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закрепление умения моделировать геометрические фигуры- составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник- из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д.- конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств- составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей- воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.)- располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз- самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, водноитожевремя.
Развитие «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем- различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примерное распределение программного материала на год
I квартал
Сентябрь
Занятие 1
Упражнять в делении множества на части и объединении его частей- совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
умение последовательно определять и называть дни недели.
Занятие 2
Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу- совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Занятие 3
Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа цифрами.
Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Занятие 4
Познакомить с цифрой 3.
Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Занятие 5
Познакомить с цифрой 4.
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.
Занятие 6
Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
Познакомить с цифрой 5.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Октябрь
Занятие 1
Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
Познакомить с цифрой 6.
Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.
Занятие 2
Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
Познакомить с цифрой 7.
Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей- учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.
Занятие 3
Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
Познакомить с цифрой 8.
Закреплять последовательное называние дней недели.
Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
Занятие 4
с составом числа 9 из единиц.
с цифрой 9.
Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
Развивать глазомер.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.
Занятие 5
Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
Развивать понимание независимости результата счета от его направления.
Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях- учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Занятие 6
с составом числа 10 из единиц.
с цифрой 0.
Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Занятие 7
Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
Познакомить с обозначением числа 10.
Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.
Занятие 8
Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Ноябрь
Занятие 1
Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей.
Совершенствовать представления о весе предметов и умение определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет.
Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Занятие 2
Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.
Занятие 3
Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Занятие 4
Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
Занятие 5
Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.
Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Занятие 6
Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Занятие 7
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.
Занятие 8
Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.
Закреплять умение составлять число 10 из единиц.
навыки измерения величины предметов- познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры.
Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении.
умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.
II квартал
Декабрь
Занятие 1
Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.
Занятие 2
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов.
Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами.
Занятие 3
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20.
Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.
Занятие 4
Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.
Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Продолжать учить определять форму предметов и их частей.
Занятие 5
Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закреплять представления о многоугольнике- познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.
Занятие 6
Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
Развивать чувство времени- учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут.
Развивать умение моделировать геометрические фигуры.
Занятие 7
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.
Занятие 8
Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
Закреплять представления о последовательности дней недели.
Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.
Январь
Занятие 1
Учить составлять арифметические задачи на сложение.
Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Занятие 2
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Занятие 3
умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
внимание, память, логическое мышление.
Занятие 4
учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать внимание, логическое мышление.
Занятие 5
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Занятие 6
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части.
Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга.
Занятие 7
Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.
Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Занятие 8
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.
Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после.
Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Развивать внимание, воображение.
Февраль
Занятие 1
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Упражнять в счете предметов по образцу.
Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Занятие 2
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение называть зимние месяцы.
Совершенствовать умение составлять число из единиц.
Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.
Занятие 3
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом.
Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам.
Развивать представления о величине предметов.
Занятие 4
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Расширять представления о весе предметов.
Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.
Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
Занятие 5
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры.
Конспект открытого занятия по математике
в подготовительной к школе группе
«Помощники Незнайки»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание».
1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20-
обратный счёт в пределах 10.
2. Продолжать учить решать и придумывать задачи
3. Продолжать формировать понятие – «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».
4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
5. Закреплять представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.
6. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку
7. Закрепить знания о геометрических фигурах.
8. Способствовать развитию логического мышления, внимания.
9. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
«Коммуникация»
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
«Социализация»
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Демонстрационный материал: кукла Незнайки, конверт с письмом, конверты с заданиями-
Раздаточный материал: на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и цветные карандаши, простые карандаши, цифры, белый лист бумаги.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их тихонько поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот этот необычный конверт, там оказалось письмо от одного сказочного героя. Попробуйте узнать кто это? (Дети отвечают). Молодцы! Это письмо от Незнайки. В нём говорится о том, что в Сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие коротышки в отчаянии, злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь.
Ребята, вы согласны помочь жителям этого города? Тогда давайте выполним первое задание.
1 задание:«Повторенье – мать ученья»!
Воспитатель: Первое задание в конверте под номером 1.
Ну, что, ребята? Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: (Обращаясь к одному из детей) принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.
(ребёнок приносит конверт- воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Ребята, задание называется«Повторенье – мать ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.
Вопросы:
1. Назови времена года – 1-й ребёнок
2. Назови месяцы года – 2-й ребёнок
3. Сосчитай количественным счетом до 20 – 3-й ребёнок (один, два три….)
4. Сосчитай порядковым счетом до 10 – 4-й ребёнок (первый, второй, третий…)
5. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1 - 5-й ребёнок
6. Назови «четные» числа до 10 – 6-й ребёнок
7. Назови «нечетные» числа до 10 – 7-й ребёнок
8. Назови дни недели - 8-й ребёнок.
9. Назови число, следующее за числом 3.
10. Назови соседей числа 8.
11. Какое число находится между числами 8 и 10.
12. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.
13. После, какого числа идёт число 6.
14. Назови число, предшествующее числу 4.
15. Назови число, последующее числу 7.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы. А нас уже ждёт следующий конверт с заданием.
И это задание №2.
Илюша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 2.
2 задание:«Сравни числа» (работа у доски).
Ребята Незнайка спрашивает, какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно).
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
3 и 5 11 и 20 18 и 18
6 и 6 16 и 8 14 и 9
4 и 7 15 и 3 13 и 12
Молодцы ребята, и с этим заданием справились!
3 задание:«Найди лишнее слово».
Давайте посмотрим, что же в конверте №3.
Ребята, задание называется«Найди лишнее слово».
Я называю слова, а вы называйте которое из них лишнее и почему.
1. Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
3. Лето, осень, зима, воскресенье.
4. Утро, вечер, ночь, день, месяц.
Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся, руки под щеку - засыпают)
4 задание: «Волшебная коробка».
Ребята, посмотрите, что нам принес Незнайка, это не конверт, а целая посылка. Ой, какая необычная посылка, что же на ней написано? Волшебная коробка Незнайки, интересно, что же в ней. Ребята, в коробке логические задачи. А кто мне скажет, из каких частей состоит задача?
(Условие, вопрос, решение, ответ).
Молодцы, а теперь приступаем к работе (достаёт из коробки задачи, дети говорят ответ).
Задачи:
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне?
(10)
2. Четыре мышки - крохотушки,
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять,
Очень дружно они пели
Всех их было ровно…
(9)
3. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 - стакан то пустой)
4. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было только 3 тюльпана)
5. Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей
Пригласил двух медвежат,
Троих зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у ежа друзей?
(10)
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь приятель наш.
Сколько же вещей в портфеле?
(7)
7. Я, Серёжа, Коля, Ванда
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучаться,
Сколько нас получится?
(6)
8. Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ним –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(6)
9. Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопузому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Сколько орешков продала белочка?
(5)
10. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка)
Воспитатель: Молодцы! Все вы хорошо решали логические задачи. А теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачки (фронтальный опрос).
Задачи:
1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке?
2. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
Воспитатель: И опять вы справились! Молодцы! Катя, попробуй составить свою задачу (ребёнок составляет задачу) .
5 задание«Нарисуй фигуру»:
Давайте посмотрим, что же в конверте №5.
Задание называется «Нарисуй фигуру». Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, какие фигуры бывают (работа с плакатом «Геометрические фигуры»). А теперь приступим к заданию. Перед вами чистый лист, мы с вами знаем геометрические фигуры, ребята вы должны взять цветные карандаши и приготовиться выполнить следующие задания.
1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.
2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.
3. В левом верхнем углу зелёный круг.
4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник.
Вы всё ближе и ближе к победе над злым волшебником! Приступаем к следующему конверту.
6 задание называется«Получи число 10».
Нам нужно получить число 10 из 2-ух меньших чисел. Давайте поможем Незнайке и попробуем справиться с этим заданием (фронтальный опрос) .
7 задание«Реши примеры».
Ребята вы молодцы! Вы сегодня выполнили все задания правильно, но
вам нужно справиться с последним зданием.
А задание это состоит в том, что мы должны решить примеры:
3+3= 8-5=
7+2= 9-4=
6+1= 4-2=
Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.
Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб хватать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Ну что отдохнули ребята?
Следующее задание.№ 8 «Нарисуй фигуру».
Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх, 2 клетки вправо.
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
«Ребята вот мы и победили злого волшебника. Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Незнайке и маленьким жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы). Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку».
Воспитатель: Саша, почему ты оценил себя на 4? (ответ ребёнка) Молодец, ты поступил честно.
(Младший воспитатель приносит посылку от почтальона).
Ой, а нам снова пришла посылка, и письмо к ней (Воспитатель читает письмо).
«Дети спасибо большое за вашу помощь в нашем спасении! Без вас мы бы погибли. Вы очень хорошо справлялись с заданиями и победили злого волшебника. Теперь в нашем сказочном городе снова светит солнышко, и цветут цветы. В благодарность, я вместе с другими коротышками дарю вам эти сладости.С любовью, ваш Незнайка».
(Детям раздаются сладкие призы).
Подробности
Мишина Галина Анатольевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области
Тип занятия: интеллектуально-развивающее.
Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».
Возраст: 6 – 7 лет.
Место проведения:музыкальный зал.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Предварительная работа:Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
Обучающие
- Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
- Закреплять знания о днях недели, временах года.
- Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
- Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.
Развивающие
- Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
- Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Здоровье сберегающие
- Учить детей следить за своей осанкой.
- Продолжать развивать координацию движения.
Приоритетная образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Социализация:
- воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Коммуникация:
- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
- активизировать словарь детей.
Труд:
Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке
Методические приёмы:
Игровой.
Наглядный.
Словесный.
Практический.
Материал:Демонстрационный:Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный:Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.
Ход НОД:
I. Организационный момент (5 мин.)
II. Основная часть (22 мин.)
III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)
СЛАЙД 1.
Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3.
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.
Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)
У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.
Без математики, друзья, никак нам не прожить.
Нам математика дана уж много сотен лет,
Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.
Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.
Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:
Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)
Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)
Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)
Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.
А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)
Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
СЛАЙД 2.
И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?
(дети высказывают свои предположения)
Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).
Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)
Правильно, карта!
СЛАЙД 3.
А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Какой день идёт после вторника?
5. Как называется пятый день недели?
6. Как называются выходные дни?
7. Сколько времён года?
8. Какое время года наступает за зимой?
9. Какое время года наступает за летом?
10. Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень-
б) один, два, три, круг, четыре, пять-
в) плюс, минус, пятница, равно-
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
СЛАЙД 4.
Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте.
У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)
Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.
Дидактическая игра «Соседи числа».
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.
У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.
Маша назови соседей числа 5.
Леонид назови соседей числа 8.
Настя назови соседей числа 3.
Дидактическая игра «Разноцветные деревья».
Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.
Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.
Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.
Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).
Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?
Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).
Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?
Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).
Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.
(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)
СЛАЙД 5.
СЛАЙД 6.
Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания - руки вперёд.)
Сверху мостик - погляди.
(Потягивания - руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
СЛАЙД 7.
Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!
– Здесь в мире и согласии живут все животные.
СЛАЙД 8.
Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?
Дидактическая игра «Весёлые задачи».
Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)
2.Семь малюсеньких котят
Что дают им, всё едят,
А один - добавки просит
Сколько всех котяток? (8)
Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)
3.Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два – под берёзой, три – под осиной,
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)
Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки
СЛАЙД9.
- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.
Мы так долго занимались. Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их)Мы закроем не спеша,(закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту)Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь их открываем
И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти,Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
СЛАЙД 10.
Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!
По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.
Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)
Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.
Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)
Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?
Маша, назови их.
Дидактическая игра «Собери узор».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.
Круг расположите в центре листа.
Квадрат - в левом верхнем углу листа.
Овал - в правом верхнем углу листа.
Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.
Треугольник – в левом нижнем углу ковра.
Ромб посередине над кругом.
Трапецию посередине под кругом.
СЛАЙД 11.- Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.
СЛАЙД 12.
Итог занятия.
А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.
Дети делают свой выбор.
За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.
Список литературы:
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Светлана Печенцова
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Необычный гость»
Цель: закрепление элементарных математических представлений.
Задачи: 1. Обучающие:
Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа- навыки порядкового счета, знания об арифметических знаках +, <, >, -, =- закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», месторасположение предметов на листе бумаги- знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года-
Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку-
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, способность к самоконтролю, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Воспитывающие:
Формировать умение договариваться, помогать друг другу-
Продолжать формировать такие качества, как скромность и коллективизм.
Оборудование и материалы:
Тетради, ручки
1- Цифры от 1 до 10
2- Карточки <, >. (по количеству детей, пропущенные цифры от 1 до 10)
Ход занятия
В: Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
(Заниматься мы начнем)
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (влетает воздушный шарик)
Ой, ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите, в нём что-то есть.
(разглядывают его, лопают, вынимают записку). Давайте прочитаем!
Читаем записку:
Здравствуйте, дети! Пишет Вам Царица Математики. Я долгое время за вами наблюдала, радовалась вашим успехам. Ребята, к вам сегодня на занятие пришли в гости не только взрослые, но и ещё один гость. А что это за гость вы узнаете, если справитесь со всеми заданиями. Вас ждут интересные задания. А я буду наблюдать за вами с помощью волшебного зеркала. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Затем из всех букв выложите слово и узнаете гостя. Желаю вам удачи!
И так мы отправляемся в замечательную страну цифр, примеров и задач, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо выполнить все задания.
Вот и 1 задание (с мячом)
«Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»
Вопросы:
Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: короче линейки.
Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев(8)
Сколько концов у одной палки? (2)
Сколько рогов у 3-х коров? (6)
В каких геометрических фигурах нет углов?
Назови весенние месяцы.
Какие арифметические знаки ты знаешь?
Сегодня среда, а завтра? (четверг)
Сколько ушей у трёх мышей? (6)
Сколько месяцев в году?
Если дорога шире тропинки, то тропинка? (уже дороги)
Назови, какая сейчас часть суток? (утро)
Молодцы. Получаем 1 букву. Какая это буква? (Л)
Следующее, задание.
Задание 2. Игра «По порядку становись»
Здесь живут числа. Числа вышли погулять и перепутались. Они забыли свои места, давайте их поставим по порядку.
Давайте, возьмем, цифры и пока играет музыка, вы будите танцевать, а по команде «По порядку становись» построитесь в числовой ряд.
Проверим счёт (коллективный счет от 1 до 10 и обратно).
(имя, ты какой стоишь по счету?
А ты, (имя, какая по счету?
(имя, назови соседей числа пять.
(имя, назови последующее число для числа семь.
(имя, назови предыдущее число для числа 10.
Ребята, мы с вами выполнили второе задание.
Получаем 2 букву. Какая это буква? (О)
Задание 3. Решение неравенств.
Чтоб нам выполнить 3 задание, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
Присаживаемся за столы.
А вот и следующее, задание?
Ребята, какие знаки сравнения чисел вы знаете?
(больше, меньше, равно).
В следующем задании нам надо правильно сравнить цифры.
В.: Знаки спорят, где чье место,
Где здесь больше, где равно
Нужно им помочь, ребята,
Знаю вам не все равно.
Сосчитай предметы так,
Чтоб поставить нужный знак.
Дети выполняют задания.
Поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание у товарища. Спросить 2-3 детей.
Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
Вы были очень внимательны, вот и еще одна буква.
Какая это буква? (Ф)
Отложите эти карточки в сторону, чтоб они вам не мешали.
Вот и следующее, задание.
Задание 4 «Царство времени»
Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
Как называются часы, которые будят по утрам?
Как называются часы, которые стоят на полу?
Как называются часы, которые висят на стене?
Как называются часы, которые мы носим на руке?
Как называются часы с песком?
Дети давайте вспомним, что на часах показывает маленькая стрелка, а большая? Короткая (маленькая) стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.
Ребята, давайте поиграем в игру «Покажи на часах время». Перед вами модели часов. Нужно правильно выставить время на часах.
Берем ручку и внимательно меня слушаем. (3, 5, 10, 12)
Дети выставляют время. Воспитатель проверяет.
Где стоит большая стрелка, а маленькая?
Молодцы и с этим заданием вы справились. Вот и еще одна буква.
Какая это буква? (Е)
Молодцы! Выходите из-за столов.
Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.
Д: Циферблат.
В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?
Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.
В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?
Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.
В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.
Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.
Задание 5 Игра «Найди свой домик»
У вас на карточках изображено разное количество предметов, вам нужно посчитать их и соотнести с числом которое лежит в домике.
Пока звучит музыка, вы двигаетесь по ковру. Музыка закончилась, занимаете свой домик. Готовы.
Воспитатель раздает карточки, где изображено разное количество предметов, (3мяча, 5 яблок, 6 кукол, 8машинок) и раскладывает обручи на ковре, в них кладет карточку с цифрой.
(В четырех обручах лежат по одной карточке с цифрой: 3,5,6,8.)
Дети занимают свой домик, соотнося количество предметов, изображенных на карточке с числом в обруче.
Молодцы. Вот и еще одна буква. Какая это буква? (Р)
Задание 6 Музыкальная разминка. Физминутка.
В: Вы хорошо поработали, но впереди еще много работы, поэтому предлагаю провести музыкальную разминку.
Звучит музыка, дети танцуют. Как только музыка затихает, дети присаживаются на корточки. Воспитатель, осторожно дотрагиваясь до плеча ребенка, задаёт ему вопросы.
(Кто или что находится справа, слева, впереди, позади тебя, над тобой)
(Ответ: «Справа от меня Саша», «Слева от меня – окно»)
В
И вот еще одна буква. Какая это буква? (П)
Отдохнули. Присаживаемся за столы.
Следующее задание.
Задание 7 «Реши задачу»
Давайте вспомним, что такое задача?
Сколько частей в задаче? Назовите их. (Условие, вопрос, решение, ответ).
Ребята, у каждого из вас есть карточка с задачей. Вы ее внимательно
рассмотрите, придумайте задачу, и с помощью цифр ее решите.
Дети придумывают задачи, решение выкладывают из цифр.
(имя, расскажи условие своей задачи, ответ. (2-3 ребенка)
Умницы! Молодцы.
Вот и еще одна буква. Какая это буква? (Т)
В: Ребята, мы с вами выполнили и это задание.
Осталось еще одно.
Задание 8 Графический диктант.
Возьмем карандаш и выполним еще одно задание, слушайте внимательно.
1 клетка вверх,
3 клетки влево,
3 клетки вниз,
2 клетки вправо,
2 клетки вниз,
1 клетка влево,
1 клетка вверх,
1 клетка влево,
2 клетки вниз,
3 клетки вправо,
4 клетки вверх,
2 клетки влево,
1 клетка вверх,
2 клетки вправо.
Что у вас получилось? (цифра пять) Очень хорошо.
Скоро вы попрощаетесь с детским садом, пойдёте в школу получать новые знания и будите получать вот такие отметки.
Получаем еще одну букву. Какая это буква? (Ь)
Последнее задание мы с вами выполнили и собрали все буквы.
Выходите ко мне на ковер.
А теперь давайте попробуем составить слово, и узнать, что за «необычный гость» к нам еще пришел в гости.
Составляем слово. Какое слово мы сложили? (портфель)
Вот он наш «необычный гость».
Давайте посмотрим, что он нам принёс?
Записка от Царицы Математики.
Очень рада, что вы справились со всеми заданиями и готовы идти в школу. Желаю вам, ребята, хорошо учиться в школе и радовать своих родных и воспитателей. Удачи Вам в будущем!
Вижу дети не напрасно
Вы ходили в детский сад.
Делали все четко, ясно
И порадовали нас.
За отличное старанье,
За полученные знанья
Я подарки вам вручаю.
Подарки для детей.
Итог: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам оно понравилось?
Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии, что вспомнили. Предлагаю вам поиграть с нашим «необычным гостем», в игру «Собери портфель». Сейчас нужно разделиться на две команды
Игра «Собери портфель».
Конспект интегрированного НОД по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: Формирование элементарных математических представлений: уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене- упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших.
Дата: 1 декабря 2017 года.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция О.О.: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Обучающие задачи:
формирование элементарных математических представлений: уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене- упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших.
Совершенствовать счетные навыки.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук, усидчивость, память.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга-
Воспитывать умение работать самостоятельно-
Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля-
Воспитывать желание помогать вымышленным персонажам-
Воспитывать желание работать сообща.
Введение в ситуацию
Воспитатель и дети встают в круг.
В: Ребята нам пришла посылка. А давайте посмотрим, что в этой посылке. Она очень тяжелая. Ой, посылка наполнена хорошим настроением, сейчас я его возьму и поделюсь со всеми вами, ловите своими ладошками хорошее настроение. Ой, а в посылке есть что-то еще. Что же это?
Ответы детей. Конверт с письмом.
-Давайте посмотрим, от кого письмо и что в нем написано?
Открыть письмо.
В: Это письмо от Буратино, который высылает нам мешочек с монетами и просит нас помочь. Ему нужно купить азбуку для него и его друзей. Но он совсем не умеет считать и никогда еще ничего не покупал и поэтому боится. Буратино хочет, чтобы мы купили азбуку. Монеты каким достоинством вы уже знаете?
Ответы детей.
-Ну, что ребята, вы хотите помочь Буратино?
Ответы детей.
- Ведь мы с вами уже немного научились считать.
Ответы детей.
-А как вы думаете, вы сможете ему помочь?
Ответы детей.
Актуализация
-Ну, для того, чтобы помочь Буратино, мы должны добраться до книжного магазина. Какой вид транспорта ходит в нашей местности? Где нужно ждать автобус?
Ответы детей.
-Ребята, давайте пока мы с вами будем ждать автобус на остановке, мы повторим счет и поиграем в игру «Продолжи счет до 10». (Дети образуют круг, воспитатель с мячом в центре. Он бросает детям по очереди мяч и называет число. Дети должны продолжить счет до 10, начиная с названного воспитателем числа. А затем бросить мяч обратно воспитателю.)
-Вот и подошел наш автобус? Ребята, а что нам нужно, чтобы нас довезли?
Ответы детей.
-Берите каждый по монете, чтобы заплатить за проезд и занимайте места в автобусе. Во время пути не балуйтесь и не шумите, чтобы не мешать остальным пассажирам.
-Ехать мы будем с вами какое-то время и чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в игру «Верно-неверно». (Я говорю утверждение, например 2 больше чем 1. Если дети согласны с ним, то они хлопают в ладоши, если не согласны, то топают ногами.)
Затруднение в ситуации
-Ребята, вот мы и доехали до конечной остановки. Проезд в автобусе стоит 3 рубля, вам нужно оплатить. Какая у нас с вами монета? Хватит вам, чтобы оплатить? А почему?
Ответы детей.
-Я пойду первая. Ребята водитель говорит, что у него нет сдачи. А у нас с вами нет других монет. Что нам делать?
Открытие нового способа
Ответы детей.
Дети пробуют догадаться или спросить у того, кто знает.
-Нужно попытаться у кого-то разменять 10 рублевую монету на более мелкие монеты.
- Ребята, у одного из пассажиров много более мелких монет, он согласился нам разменять наши 10 рублевые монеты на более мелкие, если вы поможете ему посчитать.
-Какие способы размена у вас получились?
Ответы детей
Ну, а теперь мы можем покупать азбуку. Я сейчас буду в роли продавца, а вы – покупатели. Я продам вам азбуку, цена, для каждого из вас она своя. Подготовьте мне деньги, в соответствии с указанной ценой, и положите их на край стола. Я пройду мимо каждого и проверю правильность ваших подсчетов.
-А теперь я стану покупателем, а вы – продавцами. Я каждому из вас даю монету достоинством в 10 рублей и покупаю у вас конфету, а вы – дадите мне сдачу.
-А сейчас я попрошу вас разменять мне монету в 5 рублей более мелкими монетами.
После похода в магазин, вы, наверное, устали, давайте немножечко разомнемся.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Осмысление
-Где мы были? Чем мы сегодня занимались, кому помогали, как нам это удалось, что мы делали, чтобы достичь цели, какие знания нам пригодились?
Ответы детей.
-Ну что ребята понравилось вам сегодняшнее занятие.
Ответы детей.
-А теперь я предлагаю нам поиграть в «Монетный двор» и изготовить монеты для игры, наложив лист бумаги на монету, и аккуратно карандашом заштриховать, затем вырезать круг по контуру монеты.
Добавить комментарий