- Познакомить с содержанием произведенияП.П.Бажова “Серебряное копытце”.
- Познакомить с богатствами Уральского края, сего традициях, с занятиями людей в прошлом, с ихбытом.
- Выполнить аппликацию к произведению
Оборудование, используемое на уроке:
- Коллекция уральских самоцветов.
- Фотографии изделий из самоцветов.
- Фотографии уральской природы.
- Портрет П.П.Бажова.
- Детали для аппликации (дом, деревья, девочкаДарёнка, олень Серебряное копытце, кошкаМурёнка).
- Иллюстрации к сказке.
- Рисунки Серебряного копытца на отдельномлистке по количеству уч-ся.
- Книги П.П.Бажова для выставки.
- Орг. момент.
- Беседа о родном крае.
- Рассказ о П.П. Бажове.
- Выставка книг (краткий обзор по книгам).(Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Самиученики кратко рассказывают об уже прочитанныхпроизведениях, а учитель коротко делаетаннотацию к другим произведениям,заинтересовывая тем самым детей узнать об этомсказе).
- Сообщение цели.
- Словарная работа. (Объясняются сложные слова,которые встречаются в тексте. Все словапечатаются на карточках, чтобы дети могли ихзрительно воспринять. Хоть дети и читают послогам, зрительное восприятие слов будетстимулом к быстрому чтению).
- Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие детиприходят в 1 класс не читающие, поэтому сказчитает учитель. Сказ довольно большой по объёму,поэтому заранее учитель продумывает, какиеотрывки из произведения можно не читать, чтобы непотерялся смысл сказа, и была достигнута цель,поставленная на уроке.)
- Беседа по содержанию
- Творческая работа. (Для детей заранеезаготовлены листы с фигуркой молодого оленя, икусочки цветной бумаги, а их задача доделатьработу до конца. Для закрепления понятия самоцветыиспользуются элементы работы с бумагой. Детииз кусочков цветной бумаги вырезают цветные“камешки”. На этом этапе урока идёт закреплениенавыка работы с ножницами, развивается мелкаямоторика у учащихся и пополняется их словарныйзапас).
- Выставка работ.
- Итог урока.
- Дом.задание
Основные вопросы:
- Что такое самоцветы?
- Кто такой П.П.Бажов?
- Кто главные герои этого сказа?
- Что обозначают старорусские слова?
- Как звали кошку девочки?
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
- Где жили Кокованя и Дарёнка?
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытцек дому лесника?
- Почему именно Дарёнке показался Серебряноекопытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?
Практическая работа. Работа с цветнойбумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.
Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа о родном крае.
– Ребята, скажите, как называется край, вкотором мы живём? (после ответов детей появляетсятабличка и карта Уральского региона)
Край, в котором мы живём, называется Уралом.Край очень красивый в любое время года(вывешиваются иллюстрации).
Урал очень древний край. Люди издавна знали этиместа. Археологи нашли на Урале не одну стоянкудревнего человека. Людей сюда привлекалиУральские горы, которые тянутся с севера на юг надве тысячи километров. В этих старых горахскопились залежи угля и железной руды, меди иникеля, хрома и асбеста, золота и знаменитыхуральских самоцветов.
– А кто знает, что такое самоцветы?
Самоцветы – это камни. Но камни особые: оченькрасивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто неокрашивал их – они сами, от природы, такие:переливаются, сверкают, светятся разнымицветами. Поэтому их и называют самоцветами.
Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Ихдобывают только в нескольких места во всём мире,в том числе и на Урале. Уральская подземнаякладовая самоцветов – самая богатая в мире.Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист,циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показкамней из коллекции). И самый знаменитыйуральский камень – это малахит. Малахитпрославил Урал на весь мир, потому что в нашемкрае были самые большие залежи этого камня.Добыча его велась очень интенсивно. Изсамоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показфотографий)
3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)
Об этих камнях, о богатстве Уральской землислагали много легенд, сказов. Самым знаменитымуральским сказителем, был П.П.Бажов. ПавелПетрович не понаслышке знал о металле, руде,самоцветах, ведь его дед и отец былигорнозаводскими мастерами. Он очень любил свойкрай, его природу. Его интересовало всё, чтосвязано с Уральскими горами, с их богатством. Онмного общался с простым народом, собирал легенды,которые ему рассказывали рабочие горных заводов.А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр,который он придумал сам. (сказ – это сказка наоснове достоверных фактов, легенд с некоторымвымыслом).
П.П.Бажов много сказов подарил не толькоуральскому народу, но и всему миру. А с какимисказами П.П.Бажова вы уже знакомы?
Выставка книг (краткий обзор по книгам).
4. Сообщение цели
.
А мы сегодня познакомимся ещё с однимзнаменитым произведением – “Серебряноекопытце”.
5. Словарная работа
.
Артель – бригада, коллектив с одной цельюработы.
Сиротка– ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик– начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можнопереночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки –место, где косят траву.
Ф И З М И Н У Т К А.
6. Чтение сказа учителем всокращении.
Цель перед чтением: Постарайтесь запомнитьглавных героев этого сказа.
Чтение сопровождается показом иллюстраций.
6. Беседа по содержанию.
(За правильный ответ ученик получает“самоцвет”, которые потом используют дляаппликации). Соберем свою коллекцию камней.
- Кто главные герои этого сказа? (Кокованя,Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
- Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотелвзять сиротку, скучно одному жить)
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он былдобрый, понравился ей. В доме, где она жила еёобижали).
- Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?(про козлика, у которого на правой ножкесеребряное копытце).
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытцек дому лесника? (три)
- Почему именно Дарёнке показался Серебряноекопытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?(добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа,без каких то корыстных целей).
Посмотрите, какая получилась картина! Что бы выдобавили? (цветные камешки под ногу козлику)
(По ходу ответов на доске появляетсякартина-аппликация, составленная из отдельныхдеталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, детиприклеивают под копытце козлика).
Ф И З М И Н У Т К А.
7. Творческая работа.
Посмотрите на эту картину, которая у насполучилась из ваших ответов. Сейчас вы тожесможете сами сделать подобную картину. Носначала ответьте на вопрос:
– Что выбивал своей правой ножкой Серебряноекопытце? (самоцветы).
У вас на столе заготовлены кусочки цветнойбумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Высейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценныекамни”. Формы определённой у них нет, поэтомуформу самоцветов вы придумываете сами и затемнаклеите их под копытце оленя. Под какую ножкубудем наклеивать “камешки”? (под правую).Обязательно провести инструктаж по правиламработы с ножницами и клеем.
(самостоятельная работа учащихся)
А учитель в это время помогает.
8.Выставка работ.
Что вырезали? Как называются драгоценныецветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляетсяна доске)
9. Итог урока.
К какому сказу у нас иллюстрация на доске?Понравилась, ребята вам произведение? Кто егоавтор? А как называются драгоценные камни,которые добывают у нас в Уральских горах?
10. Дом.задание
А дома расскажите о добром дедушке Коковане,милой Дарёнке и Серебряном копытце своимродителям.
П. Бажов «Серебряное копытце»
подготовительная группа
воспитатель: Кутепова
Маргарита Сергеевна
МДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида»
2018г
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, открывающей возможности для позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками- развития соответствующих возрасту видов деятельности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации- формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе-
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи как средства общения и культуры- обогащение активного словаря- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи- развитие речевого творчества- знакомство с книжной культурой, детской литературой (сказами П.П.Бажова).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)- становление эстетического отношения к окружающему миру- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
приобретение опыта в двигательной деятельности детей и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере- развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- ребенок приобретает опыт освоения и применения культурных способов деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.- получает возможность выбора рода занятий, участников по совместной деятельности-
- получает опыт использования речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
- применяет умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства-
- обладает начальными знаниями о социальном мире, малой Родине, истории родного края, знаком с произведениями П.П. Бажова.
Методы и приемы:
Игровые: игровые действия, упражнения (оказание помощи).
Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные: демонстрационные пособия, активные действия детей.
Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: книга «Малахитовая шкатулка», анимация «Снегопад».
Раздаточный: большой отрез ткани, большие бусины.
Музыка А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Форма организации непрерывной образовательной деятельности – образовательный квест.Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика- краски, кисточки.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова бажить - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход Павел Бажов. В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера Каменный цветок). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку- Даренка приютила Муренку- Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку- Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила- дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)Словно яркая раскраска,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА
Урок политературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Урок разработан
учителем начальных классов
Пеньковой
Оксаной Борисовной
Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цели: познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова-
отрабатывать навыки правильного выразительного чтения-
обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление-
учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.
исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/
Планируемые результаты (целевые установки урока):
Предметные:читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные:формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные:анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/
Коммуникативные:участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.
Технологии, используемые на данном уроке:
Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)
Проблемного, поискового обучения
Диалогические
ИКТ
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
фронтальный опрос-
работа в парах-
тестирование-
индивидуальный опрос
Методы обучения:
анализ художественного текста в единстве содержания и формы-
частично - поисковый-
словесный-
наглядно- иллюстративный
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?
Введение в тему
Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.
Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.
Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.
Работа над темой урока.
А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.
Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)
У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…
Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.
По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»
а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)
Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.
б) Работа с учебником
В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.
Словарно – лексическая работа.
БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ
ВЗЪЕСТЬСЯ
ГОЛБЧИК
ПОЖИТКИ
ПОХЛЁБКА
НЕСПОДРУЧНО
ПОСОБНИК
ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ
СТАТОЧНОЕ ДЕЛО
В) Знакомство со второй частью сказки.
Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.
(Читают хорошо читающие дети)
Беседа после прочтения и подведение итогов урока
Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.
Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?
Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?
Домашнее задание:
Найдите пояснение к словам:
БАЛАГАН
УГРУЗНЕШЬ
СОЛОНИНА
ПОТЕШАТЬ
Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)
Программное содержание.
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.
3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Методические приёмы.
1. Какие рассказы вы знаете?
2. Какие сказки вы знаете?
3. Чем отличается рассказ от сказки?
Ход о. о. д.
Воспитатель: сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова«Серебряное копытце», в которой рас-
сказывается о добром старике, который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце.
Словарная работа. (душной)
Воспитатель: Как у нас-то козёл
Что за умница был
Сам по воду ходил,
Сам и кашу варил
Деда с бабкой кормил…
Чтение сказки воспитателем.
Беседа по воспроизведению текста:
1. Расскажите, что увидел старик. (Кокованя в избе, где жила сиротка.)
2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье. (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)
3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем). Расскажите словами из сказки о козле(тот козёл особенный). Если дети не ответят, зачитать.
4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце.
5. Какой был старик(старый, добрый, трудолюбивый). В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?
6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?
7. Какой можно назвать эту сказку(волшебной)
Закончить сказку тем, что надо рассказать о том, что эта сказка называется-бытовой, волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани, который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том, что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной.
Примечание:
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
Пожитки-одежда
Балаган-избушка.
Пособник-помощник.
Ворочайся-возвращайся.
Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Конспект НОД
для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий
Тема: Чтение сказа П. П. Бажова«Серебряное копытце».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас- развивать внимание- воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых- учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины- развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты: выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П. П. Бажова«Серебряное копытце» и выражает своё отношение к его персонажам- проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке- выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.
Материалы и оборудование: портрет Бажова, его книги, в т. ч. «Серебряное копытце», заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.
Ход занятия:
Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) .
Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова«Серебряное копытце».
показ портрета Бажова
В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой. А вот сам автор назвал свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой.
В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце.
Родился П. П. Бажов в семье мастера, работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами, легендами, загадками, песнями, пословицами) .
Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы(ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные.
Кто помнит, о каких людях говорится в сказе«Серебряное копытце»? (девочка, дедушка)
А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце)
Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.
Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова«Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.
Чтение отрывков из сказа Бажова
Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.
Ещё раз назовите главных героев сказа.
Опишите внешность старика. (большой, бородатый)
Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал- мастер сказки сказывать- охотник знатный-умелый)
Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)
Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)
Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)
Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?
Что вам понравилось в их характере?
Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей)
Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П. П. Бажова(обратиться к портрету) «Серебряное копытце» мы немного отдохнём на музыкальной паузе.
Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД
Ребята, какое время года сейчас? (зима)
Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей)
Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом», а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.
Определение на ощупь ваты
Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.
Правильно?
Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей)
К какому произведению нарисована эта картинка?
Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)
Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)
Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей)
Правильно говорить – бревенчатые.
Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску- тёмные по цвету)
Посмотрите, как я сделаю первое бревно.
Показ образца
А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.
Лепка детьми брёвнышек
Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)
Рисование фломастерами волшебных камешков.
Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова«Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.
Публикации по теме:
Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг- познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.
Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.
Добавить комментарий