Чтение сказки п бажова серебряное копытце цель. Урок литературного чтения на тему П.П.Бажов «Серебряное копытце» (1 класс). Беседа о родном крае

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

детский сад №20 «Золотой ключик»

Конспект НОД по развитию речи

«Беседа по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Подготовили и провели

воспитатель старшей группы № 1

Косикова Татьяна Сергеевна

Пушкино, 2017

Задачи:

Образовательные. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Расширять знания детей об особенностях зимней природы. Упражнять в умении выполнять знакомые физические упражнения под музыку.

Развивающие.Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Развивать речевое дыхание.

Воспитательные.Воспитывать чуткость к художественному слову.

Предварительная работа:чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Оборудование: книга П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Ход НОД

Организационный момент

-Дети помните мы с вами ходили в гости к бабушке Арине. Что она нам подарила?(ответы детей)

    - Мы с вами прочитали книгу П.П. Бажова «Серебряное копытце». В этой сказке много загадочного. Например, откуда появилась «драная тощая Мурёнка»? Ваши предположения(ответы детей).

    Педагог следит за ответом детей, помогает им строить высказывания, чтобы получился логически связанный мини-рассказ, использовать в рассказе литературно грамотную речь.

    -Как вы думаете, почему Мурёнка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Дарёнкой увязалась?(ответы детей)

    - О чём Мурёнка с Серебряным копытцем беседовала? Что она козлику рассказала?(ответы детей)

    - Почему кошка покинула Дарёнку?(ответы детей)

    - Мне очень понравились ваши рассказы, о особенно…(отметить детей, которые старались говорить грамотно)

    - Какое время года было в сказке, когда Дарёнка встретилась с Серебряныи копытцем?(зима)

      - А какое сейчас время года?(зима)

      - А что бывает только зимой?(снег, мороз…).

      -Вот представьте, что у нас здесь мороз. Что мы будем делать?(ответы детей)

      Физкультминутка «Мороз»

      Вот так холод, вот мороз,

      Больно щиплет нос.

      Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

      Чтоб согреть его скорей,

      Надо потереть сильней

      Имитация: трут рукой нос

      Будем ножки согревать,

      Прыгать и скакать.

      Прыжки на месте, на двух ногах

      Очень холодно стоять,

      Ножки стали замерзать.

      Прыжки ноги скрестно, ноги врозь

      Крепче стал мороз никак,

      Мёрзнем стоя так

      Имитация: трут рукой уши

      Нам пора бежать бегом,

      Нам нельзя идти пешком.

      Бег на месте

      Чтобы руки согревать,

      Будем мы махать

      Руки вперёд, взмахи руками вверх-вниз

      И в ладоши будем бить,

      И локтями шевелить

      Хлопки в ладоши

      Мы на месте не стоим

      Мы бежим, бежим

      Бег на месте

      Чтоб согреться поскорей

      Надо нам бежать быстрей

      Бег на месте

      Дыхательная гимнастика.

      Исходное положение:стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

      Инструкция № 1.Зимой на улице завывает ветер. Вот сейчас мы с вами изобразим этот ветер. Ветер воет громко, а потом всё тише-тише. Послушайте, как это у меня получается.

      -педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «У-у-у», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.

      - Дети повторяют упражнение 2-3 раза.

      Игровое упражнение «Подбери похожие слова»

        Кошка- это мама, а папа?(кот.) А если кот большой?(котище). А если он маленький? (котёнок, котик).

        - Кошка, кот, котище, котёнок, котик – это родственные слова, звучат они похоже, и рассказывают про одно и то же, про кошек.

        - Серебряное копытце очень любил прыгать. Прыгать можно по-разному. Я буду говорить похожие слова, а вы объясните, что это слово обозначает.

        - допрыгнул(прыгнул до какого-то места, например до пня),

        Перепрыгнул(прыгнул через какое-то препятствие),

        - отпрыгнул(прыгнул от какого-то предмета, например, от огня),

        - запрыгнул(прыгнул вверх, например, на крышу дома),

        - выпрыгнул(прыгнул вверх, например, из ямы)

        Итог.- Что нового, интересного мы с вами сегодня узнали?(ответы детей)

        - Что вам больше всего понравилось?(ответы детей)

        АутотренингВ мире много сказок

        Грустных и смешных,

        И прожить на свете

        Нам нельзя без них.

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА

        Урок политературному чтению
        Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

        Урок разработан

        учителем начальных классов

        Пеньковой

        Оксаной Борисовной

        Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

         

        Цели: познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова-

         

        отрабатывать навыки правильного выразительного чтения-

        обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление-

        учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

        исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/

        Планируемые результаты (целевые установки урока):

        Предметные:читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

        Метапредметные:

        Регулятивные:формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

        Познавательные:анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/

        Коммуникативные:участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

        Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.

        Технологии, используемые на данном уроке:

        Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

        Проблемного, поискового обучения

        Диалогические

        ИКТ

        Формы организации деятельности учащихся на уроке:

        фронтальный опрос-

        работа в парах-

        тестирование-

        индивидуальный опрос

        Методы обучения:

        анализ художественного текста в единстве содержания и формы-

        частично - поисковый-

        словесный-

        наглядно- иллюстративный

        Ход урока:

        Организационный момент.

        Проверка домашнего задания.

          Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?

          Введение в тему

            Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.

            Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.

            Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.

            Работа над темой урока.

              А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.

              Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)

              У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

              В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…

              Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

              В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.

              По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

              Физкультминутка

                Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

                Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»

                  а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)

                  Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.

                  б) Работа с учебником

                  В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.

                  Словарно – лексическая работа.

                  БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ

                  ВЗЪЕСТЬСЯ

                  ГОЛБЧИК

                  ПОЖИТКИ

                  ПОХЛЁБКА

                  НЕСПОДРУЧНО

                  ПОСОБНИК

                  ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ

                  СТАТОЧНОЕ ДЕЛО

                  В) Знакомство со второй частью сказки.

                  Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.

                  (Читают хорошо читающие дети)

                  Беседа после прочтения и подведение итогов урока

                    Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.

                    Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

                    Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?

                    Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?

                    Домашнее задание:

                      Найдите пояснение к словам:

                      БАЛАГАН

                      УГРУЗНЕШЬ

                      СОЛОНИНА

                      ПОТЕШАТЬ

                      Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».

                      Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
                      Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
                      Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика- краски, кисточки.

                      Ход занятия:

                      Ребята, отгадайте загадку:
                      Кто-то сидит у окошка в избушке,
                      А маленький козлик стоит на опушке.
                      Ударит копытцем - каменья летят,
                      И россыпи их под луною блестят.
                      С козликом рядом кошка Мурёнка,
                      И смотрит на них из окошка… (Даренка)
                      -Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
                      - Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
                      Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
                      Вы готовы? Тогда в путь!

                      1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова бажить - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
                      В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
                      Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
                      По Волге ходит пароход Павел Бажов. В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера Каменный цветок). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
                      2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
                      Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
                      3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку- Даренка приютила Муренку- Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку- Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила- дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
                      4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
                      Физкультминутка
                      Вот студеною зимой Дети машут руками.
                      Ветер дует ледяной
                      И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
                      Он суровый и могучий.
                      Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
                      Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
                      Притаилась и сидит,
                      Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
                      Но утихла злая вьюга,
                      Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
                      Скачет по полю лиса. Прыжки.
                      Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
                      И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

                      5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
                      - Вам Даренка приготовила задание:
                      Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
                      6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
                      «В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
                      «Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
                      7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
                      8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

                      Презентация на тему: Бажов Серебряное копытце

                      Конспект урока литературного чтения.

                      П.П. Бажов «Серебряное копытце»

                      Цель:определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.

                      Задачи:

                      проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»-

                      совершенствовать навык беглого чтения-

                      работа над жанром «сказ»-

                      обогащать словарный запас-

                      развивать внимание учащихся-

                      учить составлению портретной характеристики героев-

                      воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

                        Оборудование:учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.

                        План урока:

                        1. Организационный момент.

                        2. Постановка цели урока.

                        3 Проверка домашнего задания

                        4. Словарная работа.

                        5. Чтение части.

                        6. Работа над содержанием.

                        7. Работа над портретной характеристикой.

                        8. Вывод.

                        9. Домашнее задание к следующему уроку.

                        10. Рефлексия.

                        Ход урока

                        1. Организационный момент

                        Еле шорохом шурша,
                        В класс заходит тишина.
                        Тихо, тихо, чуть дыша,
                        Входит сказка не спеша.

                        2. Постановка цели урока

                        2-3 слайд

                        На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
                        -Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
                        -Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

                        У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.

                        Д. Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.

                        У. Почему не сказку, а сказ?

                        Д.Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.

                        3. Проверка домашнего задания

                        У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.

                        Выборочное чтение

                        4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».

                        5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».

                        6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».

                        7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».

                        8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».

                        4. Словарная работа

                        9 слайд

                        У.Прочитайте слова, написанные на доске.

                        Кто сможет объяснить смысл этих слов?

                        Солонина – солёное мясо

                        Ворочайся — возвращайся

                        Ложок –низина

                        Балаган –избушка в лесу

                        5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.

                        У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

                        Д. Предположения детей.

                        У. Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.

                        Чтение текста стр.153 – 159.

                        У.Ваши предположения подтвердились?

                        6. Работа с текстом.

                        У.Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?

                        1. Сколько раз приходил козлик?

                        2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?

                        3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?

                        4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)

                        5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?

                        7. Работа над портретной характеристикой

                        У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.

                        Работа в парах

                        Эгоистичный,добрый,ласковый, вежливый,отзывчивый, злой, злопамятный, умный,мудрый,сердечный,скромный, застенчивый, упрямый,трудолюбивый,честный,самолюбивый,справедливый,простой,внимательный, жадный.

                        Проверка

                        — Что общего вы заметили в их описании?

                        (одинокие, ценят красоту, природу).

                        Опишите волшебных животных.

                        Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

                        Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

                        8. Вывод

                        У.Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

                        — Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?

                        — Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

                        9. Домашнее задание

                        У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».

                        10. Рефлексия

                        У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

                        Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

                        Категория: 

                        Оценить: 

                        Голосов пока нет

                        Добавить комментарий

                          ____     ___    _       _   _      _         _    
                        | _ \ / _ \ | | | \ | | / \ / \
                        | |_) | | | | | | | | \| | / _ \ / _ \
                        | _ < | |_| | | |___ | |\ | / ___ \ / ___ \
                        |_| \_\ \__\_\ |_____| |_| \_| /_/ \_\ /_/ \_\
                        Enter the code depicted in ASCII art style.

                        Похожие публикации по теме