Нибелунг мифология. Нибелунги и их сокровища. Правда или вымысел? Смотреть что такое нибелунги в других словарях

.- (нем. Nibelunge, др.-исл.Niflungar, Hniflungar) в древнегерманских мифах племя полубожественныхсуществ и людей, обладающих подземными сокровищами.
В немецкой «Песне о Нибелунгах.» Нибелунгами названы: во-первых, первоначальныеобладатели клада, которым затем завладел Зигфрид(сканд. Сигурд) - нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунки Нибелунг, их дружинники, сказочные существа (великаны или люди огромногороста и необычайной силы)- во-вторых, бургундские короли Гибихунги (сканд.Гьюкунги, сыновья Гьюки) - Гунтер (сканд. Гуннар) и его братья - послеперехода в их руки клада. Таким образом, это имя связано с обладанием золотымкладом. Но так как Зигфрид завоёвывает не один, а два клада (кроме кладанибелунгов, хранимого альвом Альберихом,- также клад дракона Фафнира),сокровища нибелунгов оказываются генетически связанными с преданием о золотомкладе карлика Андвари , известнымиз скандинавских источников («Речи Регина» и «Речи Фафнира» в «СтаршейЭдде», «Младшая Эдда») и носящим чисто мифологический характер. Этот кладвключал и золотое кольцо, которое обладало волшебным свойствомумножать богатство, но Андвари наложил на него проклятие: оно будет стоитьжизни всякому, кто им завладеет. Клад поочерёдно попадает к Локи ,Хрейдмару ,сыновьям Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду (Зигфриду), и всемоно несёт смерть. Сокровища бургундов были идентифицированы легендой складом Зигфрида, и убийство его бургундами - Гибихунгами порождало мысль,что нибелунги, убийцы Зигфрида,- чёрные альвы (на кладе лежалопроклятие, и в конце концов альвы должны были отомстить). Особое положениесреди них занимаетХёгни (Хаген).В скандинавской версии сказания о нибелунгах Хёгни не виновен в смертиСигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливо в «Саге о Тидреке»)Хаген - не родной брат бургундских королей, а сводный, рождённый их матерьюот альва, и именно Хаген предательски убивает Зигфрида. Сына Хёгни, мстящегоАтли за смерть отца, согласно «Речам Атли» («Старшая Эдда») и «Саге о Вёльсунгах»,также зовут Нифлунгом (Хнифлунгом). Гипотеза о том, что нибелунги - чёрныеальвы или демоны мрака, с точки зрения некоторых исследователей, находитдополнительное подтверждение: в «Младшей Эдде» и других источниках говорится,что Гуннар, Хёгни, как и сыновья их сестры Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп,все были черноволосы.
Этимология имени нибелунгов, несмотря на многочисленные попытки еёрасшифровки, остаётся спорной. Выводили имя из nebulones («туманные», отнем. Nebel, «туман») - обозначения франков- предполагалось, что Н.- бургундскоеродовое имя, заимствованное у них франками. Имя нибелунгов связывали сдр.-исл. nifl (ср. Нифльхейм - мир мрака, загробный мир), т. е. истолковываликак «подземные хранители клада».
Тема клада, приносящего несчастье его обладателю, занимает видное местов германо-скандинавском эпосе: наряду с циклом о нибелунгах (героическиепесни «Старшей Эдды», прозаическая «Сага о Вёльсунгах», нем. «Песнь о нибелунгах»и др.), она встречается и в «Беовульфе»» где герой погибает, отобрав сокровищау сторожившего их дракона (см. Беовульф). Однако в легенде о нибелунгахсокровища трактуются как воплощение власти: могущество принадлежит тому,кто владеет золотом. Представление о том, что богатства властителя представляютсобой его магически материализованное «счастье», «удачу», принадлежалок центральным идеям германцев и скандинавов.
Наиболее известный памятник, связанный с легендами о нибелунгах,- немецкая«Песнь о нибелунгах» (ок. 1200), в которой объединены история отношенийЗигфрида с бургундскими королями, включая его убийство, и история гибелибургундов - нибелунгов, вызванной местью Кримхильды (сканд. Гудрун),вдовы Зигфрида, заманившей их в гуннскую державу Этцеля (Атли).В исландской «Песни об Атли» (9 в.?) и в «Речах Атли» (12 в.?) Нибелунгипогибают, попав в ловушку, в которую их завлёк Атли, муж Гудрун: у Хёгнивырезано сердце, Гуннар, брошенный в ров со змеями, умирает от укуса змеи.Гудрун мстит Атли за братьев (в «Песни о Нибелунгах» Кримхильда, напротив,мстит братьям за Зигфрида).

 

Тема нибелунгов неоднократно интерпретировалась в мировой литературенового времени (начиная с драматической трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Геройсевера», использовавшего главным образом скандинавские версии сказания).Наиболее известны: драматическая трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги» (трагедии«Роговой Зигфрид», «Смерть Зигфрида», «Месть Кримхильды» - на материаленемецкой версии), оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» («ЗолотоРейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» - в основу положен скандинавскийэпос), трагедия Г. Ибсена «Воины Хельгеланда» (в основе - сюжеты «Сагио Вёльсунгах» и других скандинавских саг), трагедии П. Эрнста («Брюнхильда»,«Кримхильда»), поэмы В. Иордана («Сага о Зигфриде», «Возвращение Хильдебранда»)и др. Немецкий кинофильм «Нибелунги» (режиссёр Ф. Ланг).

нибелу́нги, нифлу́нги (нем. Nibelunge, древнеисландское Niflungar, Hniflungar), в германо-скандинавской мифологии и эпосе имя, употребляемое в разных (не всегда достаточно ясных) значениях. В немецкой «Песне о Н.» Н. названы: во-первых, первоначальные обладатели клада, которым затем завладел Зигфрид (сканд. Сигурд) — нибелунг, король «страны нибелунгов», его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники, сказочные существа (великаны или люди огромного роста и необычайной силы)- во-вторых, бургундские короли Гибихунги (сканд. Гьюкунги, сыновья Гьюки) — Гунтер (сканд. Гуннар) и его братья — после перехода в их руки клада. Таким образом, это имя связано с обладанием золотым кладом. Но, так как Зигфрид завоёвывает не один, а два клада (кроме клада нибелунгов, хранимого альвом Альберихом, — также клад дракона Фафнира), сокровища Н. оказываются генетически связанными с преданием о золотом кладе карлика Андвари, известным из скандинавских источников («Речи Регина» и «Речи Фафнира» в «Старшей Эдде», «Младшая Эдда») и носящим чисто мифологический характер. Этот клад включал и золотое кольцо, которое обладало волшебным свойством умножать богатство, но Андвари наложил на него проклятие: оно будет стоить жизни всякому, кто им завладеет. Клад поочерёдно попадает к Локи, Хрейдмару, сыновьям Хрейдмара Фафниру и Регину и, наконец, Сигурду (Зигфриду), и всем оно несёт смерть (подробнее см. в статьях Локи, Сигурд). Сокровища бургундов были идентифицированы легендой с кладом Зигфрида, и убийство его бургундами — Гибихунгами порождало мысль, что Н., убийцы Зигфрида, — чёрные альвы (на кладе лежало проклятие, и, в конце концов, альвы должны были отомстить). Особое положение среди них занимает Хёгни (Хаген). В скандинавской версии сказания о Н. Хёгни не виновен в смерти Сигурда, но в некоторых других версиях (особенно отчётливо в «Саге о Тидреке») Хаген — не родной брат бургундских королей, а сводный, рождённый их матерью от альва, и именно Хаген предательски убивает Зигфрида. Сына Хёгни, мстящего Атли за смерть отца, согласно «Речам Атли» («Старшая Эдда») и «Саге о Вёльсунгах», также зовут Нифлунгом (Хнифлунгом). Гипотеза о том, что Н. — чёрные альвы или демоны мрака, с точки зрения некоторых исследователей, находит дополнительное подтверждение: в «Младшей Эдде» и других источниках говорится, что Гуннар, Хёгни, как и сыновья их сестры Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, все были черноволосы.Этимология имени Н., несмотря на многочисленные попытки её расшифровки, остаётся спорной. Выводили имя из nebulones («туманные», от нем. Nebel, «туман») — обозначения франков- предполагалось, что Н. — бургундское родовое имя, заимствованное у них франками. Имя Н. связывали с древнеисландским nifl (ср. Нифльхейм — мир мрака, загробный мир), то есть истолковывали как «подземные хранители клада».Тема клада, приносящего несчастье его обладателю, занимает видное место в германо-скандинавском эпосе: наряду с циклом о Н. (героические песни «Старшей Эдды», прозаическая «Сага о Вёльсунгах», немецкая «Песнь о Н.» и др.), она встречается и в «Беовульфе», где герой погибает, отобрав сокровища у сторожившего их дракона (см. Беовульф). Однако в легенде о Н. сокровища трактуются как воплощение власти: могущество принадлежит тому, кто владеет золотом. Представление о том, что богатства властителя представляют собой его магически материализованное «счастье», «удачу», принадлежало к центральным идеям германцев и скандинавов.Наиболее известный памятник, связанный с легендами о Н., — немецкая «Песнь о Н.» (около 1200), в которой объединены история отношений Зигфрида с бургундскими королями, включая его убийство, и история гибели бургундов — Н., вызванной местью Кримхильды (сканд. Гудрун), вдовы Зигфрида, заманившей их в гуннскую державу Этцеля (Атли). В исландской «Песни об Атли» (IX в.?) и в «Речах Атли» (XII в.?) Н. погибают, попав в ловушку, в которую их завлёк Атли, муж Гудрун: у Хёгни вырезано сердце, Гуннар, брошенный в ров со змеями, умирает от укуса змеи. Гудрун мстит Атли за братьев (в «Песни о Н.» Кримхильда, напротив, мстит братьям за Зигфрида).Тема Н. неоднократно интерпретировалась в мировой литературе нового времени (начиная с драматической трилогии Ф. Фуке де ла Мотта «Герой севера», использовавшего главным образом скандинавские версии сказания). Наиболее известны: драматическая трилогия К. Ф. Хеббеля «Нибелунги» (трагедии «Роговой Зигфрид», «Смерть Зигфрида», «Месть Кримхильды» — на материале немецкой версии), оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» — в основу положен скандинавский эпос), трагедия Г. Ибсена «Воины Хельгеланда» (в основе — сюжеты «Саги о Вёльсунгах» и других скандинавских саг), трагедии П. Эрнста («Брюнхильда», «Кримхильда»), поэмы В. Иордана («Сага о Зигфриде», «Возвращение Хильдебранда») и др. Немецкий кинофильм «Нибелунги» (режиссёр Ф. Ланг).В изобразительном искусстве, кроме средневековых миниатюр (особенно ценные — в так называемой Худесхагенской рукописи XV в.), — рисунки П. Корнелиуса, А. Ретеля, И. Затлера и др.Литература:
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах, М., 1975. (Библиотека всемирной литературы)-
Адмони В. Г., «Песнь о Нибелунгах» — её истоки и её художественная структура, в книге: Песнь о Нибелунгах, Л., 1972. (Литературные памятники)-
Гуревич А. Я., Пространственно-временной «континуум» «Песни о Нибелунгах», в сборнике: Традиция в истории культуры, М., 1978-
Хоислер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, перевод с немецкого, М., 1960-
Schneider H., Germanische Heldensage, Bd 1, В., 1928-
Weber G., Nibelungenlied, 3 Aufl., Stuttg., 1968-
Nagel В., Das Nibelungenlied. Stoff, Form, Ethos, 2 Aufl., Fr./M., 1970.

НИБЕЛУНГИ(Nibelungen, Niflungen) - в немецких сагах - карлики, получившие свое имя от Нибелунга («сын тумана», т.е. преисподней), владевшие сокровищем, которое досталось Зигфриду после победы королей Шильбунга и Нибелунга. С тех пор подданные короля Зигфрида звались нибелунгами, а когда его убивают и бургунды завладевают кладом, к ним переходит и это название, закрепленное за ними в героических песнях.

Песнь о Нибелунгах - знаменитейшая из героических поэм немецкой средневековой поэзии, продолжает темы древней германской поэзии. Около 1200 анонимный немецкий поэт соединил повествования о Зигфриде, Брюнхильде и падении Бургундского дома. Герои и сюжет Песни о Нибелунгах стали неисчерпаемым источником вдохновения для позднейших авторов, однако никому из них не удалось превзойти средневековый оригинал.

Саги, соединенные в Песне о Нибелунгах (не подлежит сомнению, что в ней переплелись несколько кругов древнегерманских сказаний), были общим достоянием германских народов в самом широком смысле слова. Древнейшие поэтические сказания, вошедшие в Песнь о Нибелунгах, сохранились в древних песнях Эдды, часть которой существовала уже в конце 9 века. Они заключают в себе мифологический и исторический элементы- к первому принадлежат образы Брунгильды и Зигфрида- в историческом мотиве отразилось время переселения народов, в частности - поражение бургундского короля Гундикара в 437 до н.э. гуннами и внезапная смерть Аттилы в 453, в разгар подготовки к вторжению в Восточно-римскую империю, в ночь после свадьбы с юной германкой Ильдеко (Хильдой).

Сохранилось несколько списков Песни о Нибелунгах. Важнейшими из них являются три пергаментные рукописи, обозначенные буквами: А (гогенемская-мюнхенская), В (сент-галленская) и С (гогенемская-ласбергская). В 16 и 17 вв. о Нибелунгах забывают. Единственный ученый, немецкий гуманист Вольфгагнг Лациус (Вольфганг Лаз) (1514–1565), помнил о ее существовании и взял оттуда несколько строк для своей работы Geschichte der Volkerwanderung. В середине 18 в. Герман Оберштрейт нашел рукопись о нибелунгах в замке Гогенем, в прирейнской долине. Из этой рукописи (она названа буквой С) Иоганн Якоб Бодмер (1698–1783) опубликовал в 1757 в Цюрихе вторую часть под заглавием Kriemgildens Rache (Месть Кримхильды). Полный текст, первая часть которого была взята из рукописи А, был издан швейцарцем Х.Г.Мюллером под названием Sammlung deutscher Gedichte aus dem 14–16 Jahrhundert в Берлине в 1782. Но значение этого памятника народной поэзии было оценено и Песнь о Нибелунгах привлекла всеобщий интерес благодаря стараниям немецкого филолога Фридриха-Генриха фон дер Гагена (1780–1856), автора ряда исследований в области героического эпоса.

Карл Лахман (1793-1851), один из основателей древнегерманской филологии и критики древних текстов, создал своими исследованиями целую эпоху. Побуждаемый теорией Вольфа о происхождении гомеровских произведений, Лахман принялся исследовать Песнь о Нибелунгах с целью узнать ее происхождение.

В 1862 вопрос о Нибелунгахперешел в новую стадию, когда Фр. Пфейффер высказал предположение, что автором Песни о Нибелунгах было одно лицо. Основанием для его гипотезы послужил общеизвестный древнегерманский закон, что только сам изобретатель некого размера стиха мог его использовать в своих произведениях. Размер и стихосложение Песни о Нибелунгах соответствует размеру песен знаменитого миннезингера Кюренберга (расцвет его поэтической деятельности приходился на 1120–1140 годы).

Строфа Песни о Нибелунгах состоит из четырех попарно рифмованных строк, каждая из которых распадается на две половины: в первой половине находятся четыре повышения, из них последние два в одном и том же слове и образуют звонкие звуки, во второй половине три повышения, образующих глухие звуки. Только в четвертой строке, во второй половине строки - четыре повышения.

Позднее Песнь о Нибелунгахбыла переработана сообразно утонченным вкусам придворных. Однако, если идея об единстве этого произведения выдержала филологические исследования, то в имени автора остаются сомнения. Произведение поэта тесно слилось с народными песнями, так, что трудно выделить старые и более новые составные части.

Нибелунги, в германо-скандинавской мифологии и эпосе - владельцы золотого клада
(сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл
золото у Рейнских дев.Первоначальные обладатели клада
Андвари - колдун Хрейдмар, великаны Фасольт и Фафнир,
обернувшийся драконом, чтобы стеречь сокровище. Кладом в конце концов завладел герой Зигфрид (Сигурд) - нибелунг, король страны нибелунгов, его сыновья Шильбунк и Нибелунг,
их дружинники. После злодейского убийства Зигфрида обладателями сокровищ стали бургундские короли Гибихунги - братья Гуннар и Хёгни, названные нибелунгами после перехода клада в их руки.
Таким образом, слово нибелунги связано с владельцами золотого клада, проклятого карликом Андвари, известного по
другим мифологическим источникам как Альбрих.
Интересно, что в германских и скандинавских традициях сокровища нибелунгов являются материальным воплощением власти, могущества, счастья и удачи их обладателя. Этот проклятый клад включал и
магическое золотое кольцо, которое было способно не только умножать богатство, но также несло гибель его обладателю.
Оно побывало у Хрейдмара, Фафнира, Регина и, наконец, у Сигурда, всем им обладание кольцом стоило жизни. Погибли и братья-нибелунги Гуннар и Хегни, убившие Сигурда во время охоты на дикого вепря.
Его вдова Кримхильда заманила их к себе и приказала казнить: Гуннара бросили в
ров с кишащими там гадами и затем отрубили голову, а у еще живого Хёгни было
вырезано сердце. Нибелунги достойно встретили смерть и так не выдали тайну спрятанного ими золотого клада, приносящего всем несчастье и гибель.
ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ
Наиболее древний памятник немецкого героического эпоса. По содержанию он
распадается на две части. Первые 10 песен описывают героические подвиги Зигфрида,
его любовь к Брунгильде, женитьбу Зигфрида на Кримхильде, сестре короля Гюнтера (Гуннара), сватовство Гюнтера к
деве-воительнице Брунгильде и злодейское убийство Зигфрида.Следующие 10 песен
повествуют о мести Кримхильды за гибель своего мужа, мучительной смерти Гюнтера
(Гуннара) и Хагена (Хёгни) и упадка бургундского царства.
Историческую основу Песни о Нибелунгах составляют события эпохи Великого
переселения народов - захват гуннами под предводительством Аттилы Европы в V
веке до н. э. Однако быт, этикет, сословные отношения, описанные в ней,
представляют Германию XII века эпохи феодализма.
Песнь о Нибелунгах, по всей вероятности, была написана между 1200 и 1210 гг. в
Австрии придворным поэтом, находившимся под влиянием христианства. Она вобрала в
себя несколько циклов более древних эпических сказаний, а впоследствии стала
предметом многочисленных переработок, источником поэтических тем и мотивов.
Своеобразная по ритмическому рисунку и очень динамичная строфа этой поэмы была
воспринята многими средневековыми поэтами и получила название нибелунговской
строфы. К ней обращались и поэты Германии XIX века.]

Нибелунги (Nibelunge, по-сканд. Niflungar), т. е. дети тумана- мифический род карликов, владетелей сокровища, давших имя знаменитой немецкой поэме Песни о Нибелунгах. Содержание ее сводится к нескольким отделам, которые называются авентюрами. В Бургундии , в Вормсе на Рейне, жила юная, прекрасная Кримгильда , под защитой своих братьев-королей: Гунтера, Гернота и Гизельхера. Ей снится однажды, будто она приручила красивого сокола- вдруг на него спускаются два орла и разрывают его на части. Сильно опечаленная, Кримгильда рассказывает сон своей матери. Сокол , - разъясняет та, - означает благородного супруга- не дай Бог , чтобы ты рано лишилась его! Но Кримгильда не хочет и слышать о замужестве: Я схороню свою молодость и красоту, чтоб не пришлось платить страданием за любовь (1-я авентюра). В это время в Нидерландах, в Сантене, жил королевич Зигфрид, сын Зигемунда и Зигелинды, еще юношей прославившийся многими подвигами. Зигемунд хотел передать ему свою корону, но сын отказался, обещая охранять своим мечем родную землю (2-я авентюра). До Зигфрида дошли слухи о красоте Кримгильды - он решается отправиться в Вормс просить ее руки. Родители неохотно соглашаются отпустить его, так как им известны могущество и надменность бургундов- несмотря на это, Зигфрид уезжает, с небольшой свитой. На седьмое утро он прибыл в Вормс и подъехал к королевскому дворцу- никто не узнал прекрасного витязя. Короли посылают за сильнейшим своим вассалом Гагеном, которому известны все чужие земли. Гаген тоже никогда не видал Зигфрида, но догадался, что это знаменитый победитель Н., отнявший у карлика Альбериха шапку-невидимку- он же убил страшного дракона и выкупался в его крови, отчего кожа его неуязвима, как рог. Я советую принять его как можно лучше, чтобы не навлечь его неудовольствия, - советует Гаген. Зигфрид встречен с большим почетом, несмотря на свою заносчивость, и вскоре дружится с своими хозяевами. Ради знаменитого гостя устраиваются веселые пиры и турниры. Так проходит целый год, в продолжение которого Кримгильда часто любовалась из окна Зигфридом- но витязь , несмотря на все свое желание, не имел случая видеть ее (3-я авентюра). Король саксов Лиутгер, вместес датским королем Лиутгастом, объявили войну бургундам. Зигфрид вызвался заменить Гунтера- с тысячей отборных бургундских витязей и с своими спутниками отправился он в поход и, после нескольких блистательных побед, взял в плен обоих королей. Когда гонец c этим известием прибыл в Вормс, Кримгильда тайком призвала его к себе, чтобы расспросить о подвигах Зигфрида. Гунтер приглашает победителей на пир- Зигфрид хочет было уехать, но остается ради Кримгильды (4-я авентюра). В Троицын день начался праздник, на который стеклись витязи из ближних и дальних стран. К гостям должна явиться и Кримгильда с матерью. Гунтер подвел Зигфрида к сестре- тот рыцарски поклонился ей- они украдкой взглянули друг на друга и их мгновенно охватила любовь. После обедни Кримгильда стала благодарить его за помощь братьям. Из любви к вам я служил им, - отвечает Зигфрид. 12 дней продолжалось веселье, и Кримгильда ежедневно выходила к гостям. Когда они стали разъезжаться, хотел уехать и Зигфрид, но Гизельхер без труда уговорил его остаться (5-я авентюра). В это время за морем жила королева Брунгильда , дева чудной красоты и силы. Многие добивались ее любви, но она решила принадлежать только тому, кто победит ее в военных играх- побежденный же подвергался смерти. На ней-то вздумал жениться Гунтер. Зигфрид сперва старался отговорить его, но потом обещал ему свое содействие, с тем, чтобы Гунтер отдал за него Кримгильду. Зигфрид и Гунтер, в сопровождении Гагена и Данкварта, отправились на корабле в Изенштейн, замок Брунгильды (6-я авентюра). Брунгильда ласково встречает Зигфрида и спрашивает его о цели прибытия. Я, - отвечает Зигфрид, - вассал короля Гунтера, который приехал свататься за тебя. Начались приготовления к испытанию. Щит Брунгильды так тяжел, что его едва внесли вчетвером- приносят копье и камень, который могли поднять только 12 человек. Гунтер ужаснулся- но Зигфрид поспешил к нему на помощь, надев шапку-невидимку- Гунтер только делал соответствующие жесты , а Зигфрид за него показывал свою необыкновенную силу. Брунгильда побеждена и должна стать женой Гунтера. Зигфрид уезжает в страну Н. (7-я авентюра), откуда и привозит мужей, как свиту для Гунтера- Гунтер с невестой отправляются домой (8-я авентюра). С дороги Зигфрид едет в Вормс, чтобы предупредить королеву и Кримгильду (9-я авентюра). По прибыли домой, Гунтер исполнил обещание: Кримгильду обручили с Зигфридом и посадили их против короля и королевы. Увидав их рядом, Брунгильда начала горько плакать- когда Гунтер спросил ее о причине ее слез, она сказала: Я плачу о Кримгильде, которую ты отдаешь за вассала- вечно буду я скорбеть, что она так унижена В брачном покое Брунгильда еще раз борется с Гунтером, который, будучи лишен на этот раз помощи, должен постыдно сдаться и, связанный, повешен на гвоздь. На другой день он рассказывает об этом Зигфриду- тот еще раз надевает шапку-невидимку, опять побеждает Брунгильду и берет у нее пояс и кольцо, которые дарит Кримгильде. Признав Гунтера своим мужем, Брунгильда лишилась своей необыкновенной силы (10-я авентюра). По окончании свадебных празднеств, Зигфрид с женой отправился на родину, где отец уступил ему корону. Прошло 10 счастливых лет. Кримгильда родила Зигфриду сына, который, в честь дяди, получил имя Гунтера, как и сын Гунтера получил имя Зигфрида. Зигфрид богаче всех королей, так как ему принадлежит несметный клад Н. (11-я авентюра). Брунгильда считаеть себя оскорбленной тем, что Зигфрид не является ко двору бургундскому, подобно прочим вассалам. Гунтер сперва старается успокоить ее словами, но затем отправляет послов к Зигфриду, чтобы пригласить его на праздник. Зигфрид принимает приглашение и щедро одаряет послов. Когда они по возвращении показывают свои подарки, Гаген выражает желание, чтобы клад Н. когда-нибудь перешел в землю бургундов (12-я авентюра). Зигфрид приезжает в Вормс в сопровождении жены, старика-отца и многочисленной свиты. Они приняты с большим почетом (13-я авентюра). Десять дней продолжались пиры и рыцарские игры- на одиннадцатый обе королевы сидели вместе, и Кримгильда начала восхвалять Зигфрида. Он все-таки только вассал Гунтера, - отвечала Брунгидьда- - он сам сказал это, когда твой брат сватался за меня. Кримгильда просит ее оставить такие оскорбительные речи: разве братья выдали бы ее за вассала? Ссора разгорается- Кримгильда, в негодовании, восклицает, что докажет ей в тот же день, что она не жена вассала, а такая же королева, и войдет первой в церковь. Брунгильда ожидает соперницу у собора, и когда та приближается, она громко велит ей остановиться, так как служанка не должна входить прежде госпожи. Ты бы лучше молчала, - говорит ей Кримгильда. - Зигфрид покорил тебя для Гунтера, он же и лишил тебя девства, - и проходит вперед. По окончании обедни Брунгидьда требует от Кримгильды доказательств- та предъявляет ей кольцо и пояс. Происходит объяснение между Зигфридом и Гунтером: первый клянется, что не говорил жене ничего подобного и обещает проучить ее, но и Гунтер должен запретить Брунгильде вести себя так заносчиво. Видя слезы своей королевы, злобный Гаген обещает отмстить за нее Зигфриду. Ему удается привлечь на свою сторону многих бургундов и самого Гунтера- только Гизельхер находит эту женскую ссору слишком ничтожной, чтобы такой герой, как Зигфрид, из-за нее лишился жизни. По совету Гагена, распускают ложный слух о войне с датчанами, будто бы угрожающей Гунтеру (14-я авентюра). Зигфрид тотчас вызывается помочь бургундам. Гаген идет к Кримгильде проститься- та просит его оберегать Зигфрида в сражении- когда он купался в крови дракона, лист упал ему между плеч, и туда можно поразить его- по предложению Гагена, она нашивает на это место шелковый крестик. По выступлении в поход лжепослы датские объявляют, будто король их просит мира- Гунтер, в притворной радости, устраивает большую охоту (15-я авентюра). Кримгильду мучит зловещее предчувствие, последствие вещих снов - Зигфрид успокаивает ее ласками и уезжает. После охоты, на которой Зигфрид превзошел всех отвагой и силой, охотников мучит жажда, а вина нет, по коварному распоряжению Гагена, который и предлагает бежать взапуски к источнику. Зигфрид прибежал первым, но не стал пить прежде Гунтера. Когда тот напился, наклонился к воде и Зигфрид- тогда Гаген нанес ему копьем смертельную рану в место, обозначенное крестиком. Вскочил на ноги Зигфрид и, не найдя другого орудия, ударил Гагена щитом с такой силой, что тот упал на землю. Упал и Зигфрид- горько упрекал он бургундов в измене- все были тронуты, только Гаген гордился своим делом, которое возвратило первенство бургундам. Вспоминая о жене своей, Зигфрид поручил ее братской любви Гунтера и скоро скончался. Некоторые предлагали свалить убийство на разбойников- но Гаген не захотел этого и взялся доставить труп к порогу Кримгильды (16-я авентюра). Ужасно было горе несчастной вдовы, и велика печаль Н.- Кримгильда уговорила их уехать, не пытаясь отомстить за героя. Старый Зигмунд звал ее с собой, но она отказалась и осталась в Вормсе (17-я и 18-я авентюры). Кримгильда жила в уединении недалеко от места, где был похоронен Зигфрид, и молилась за упокой его души- граф Эккеварт верно служил ей. Чтобы овладеть богатством Н., Гаген посоветовал Гунтеру помириться с сестрой- с помощью Гернота и Гизельхера дело устроилось, и она согласилась перевезти огромный клад нибелунгов - он принадлежал ей, как Morgengabe (послесвадебный подарок мужа) - в Вормс. Кримгильда стала щедро раздавать бедным и богатым свои сокровища, что привлекло к ней сердца многих рыцарей Гаген начал бояться, что это послужит для него причиной гибели. Поэтому он погрузил сокровища в Рейн , и короли поклялись не открывать никому, где спрятан клад, пока жив хоть один из них: новая обида Кримгильде (19-я авентюра). Уже 13 лет оплакивала Кримгильда мужа, когда умирает супруга короля гуннов Этцеля, и друзья указывают ему на вдову Зигфрида, как на достойную его невесту. Рюдигера, маркграфа бехларенского, отправляют на Рейн, чтобы просить ее руки. Братья с радостью принимают предложение- только один Гаген не предвидит для бургундов ничего доброго от этого брака- но на него не обращают внимания. Кримгильда сначала не хочет и слышать о новом муже, да еще язычнике, но когда Рюдигер тихонько обещал мстить за нее всем ее врагам, она прониклась мыслью отплатить Гагену за его обиды, согласилась стать женой Этцеля и отправилась в далекий путь (20-я авентюра). Этцель встречает Кримгидьду на дороге, и они вместе отправляются в Вену, где празднуют свадьбу с неслыханным великолепием. Но Кримгильда грустна и молчалива посреди шумных пиршеств: она вспоминает о прошлом счастье (21-я и 22-я авентюры). Идет 13-й год со времени свадьбы- у Кримгильды от Этцеля уже 6-летний сын (окрещенный по ее настоянию). Она обращается к мужу с просьбой пригласить в гости ее родственников, иначе народ подумает, что я изгнанница или безродная. Этцель немедленно посылает своих музыкантов, Вербеля и Свеммелина, в Вормс, звать в гости Гунтера и его вассалов. Кримгильда поручает им особенно постараться о том, чтобы приехал Гаген (23-я авентюра). Получив приглашение, бургунды начинают готовиться в путь. Гаген противится поездке, напоминая, что Кримгильда никогда не простит им своих обид- но Гизельхер говорит ему, что он может остаться, если боится за свою жизнь- после этого и Гаген деятельно хлопочет о поездке и выбирает витязей для охраны (24-я авентюра). рыцарей, не считая 60 отборных бойцов, и 9000 слуг отправляются с бургундами. Напрасно уговаривала их остаться мать королей, видевшая зловещий сон. Когда бургунды доехали до выступившего из берегов Дуная, Гаген пошел искать перевозчика и увидал купающихся вещих женщин, которые предсказали ему, что никто из бургундов, кроме королевского капеллана, не вернется домой. Когда Гаген перевозил свиту, он сбросил в воду капеллана, чтобы не дать исполниться предсказанию- но тот выбрался на бургундский берег, хотя и не умел плавать (25-я авентюра). После стычки с баварцами (за убитого Гагеном перевозчика) бургунды прибыли к Рюдигеру, который принял их по-княжески и велел дочери приветствовать поцелуем королей и их главных витязей. Когда девушка должна была поцеловать Гагена, он показался ей таким страшным, что она побледнела от ужаса. Гости пробыли здесь несколько дней, и Гизельхер обручился с дочерью Рюдигера (26-я и 27-я авентюры). Бургунды, вместе с Рюдигером, приближаются ко двору Этцеля- выехавший им навстречу Дитрих предостерегает их, говоря, что Кримгильда еще продолжает оплакивать Зигфрида. Когда витязи приехали к Этцелю , гунны собрались толпой смотреть на могучего убийцу Зигфрида. Король ласково встретил всех без изъятия, но Кримгильда искренне приветствовала одного Гизельхера- ни она, ни Гаген не скрывали взаимной ненависти (28-я авентюра). Королева идет к Гагену, вооруженному мечом Зигфрида, упрекает его и грозит ему- он отвечает ей новым сознанием в убийстве Зигфрида, за обиду Брунгильде- но никто из людей Кримгильды не решается напасть на него. След ует пир во дворце Этцеля (29-я авентюра). Ночью люди королевы пытаются напасть на бургундов во время сна- но Гаген и могучий музыкант Фолькер сторожат двери залы, и гунны возвращаются ни с чем (30-я авентюра). Утром бургунды в полном вооружении отправляются кобедне- затем следуют военные игры, а для королей и их главных витязей - большой пир во дворце Этцеля, на который, по желанно Кримгильды, принесен и сын ее Ортлиб (31-я авентюра). В это время Бледелин, брат Этцеля, наущенный Кримгильдой, нападает на сидевших в другой зале людей Гунтера, во главе которых находится брат, Гагена, Данкварт . Бледелин убит Данквартом, но к гуннам на помощь подходят новые толпы, и скоро все бургунды перебиты- только окровавленный Данкварт пробился в залу, где пируют короли (32-я авентюра). Узнав о происшедшем, Гаген отрубил голову Ортлибу и начал страшное избиение гуннов- Данкварт стерег дверь снаружи. Кримгильда в страхе просит Дитриха бернского защитить ее. Голос Дитриха раздается по зале, как звук рога- сражение на минуту прерывается. Дитрих объявляет, что не хочет принимать участия в битве и требует для себя и своих пропуска. С ним вместе оставляют залу Этцель, Кримгильда и Рюдигер- остальные люди Этцеля все перебиты (33-я авентюра). Раздраженный упреком Гагена в трусости, сам Этцель рвется в бой- Кримгильда удерживает его и обещает полный щит золота тому, кто принесет ей голову Гагена (34-я авентюра). Иринг датский решается сразиться с Гагеном- он сперва ранит его, но потом гибнет от его руки- гибнут и его друзья, желавшие отомстить за него (35-я авентюра). К вечеру усталые бургунды просят, чтобы их выпустили из залы- Кримгильда, уступая просьбам Гизельхера, соглашается на это, но с условием, чтобы они выдали Гагена. Если бы нас было тысяча человек, - восклицают они, - мы и тогда не выдали бы ни одного. Кримгильда велит поджечь зал- бургунды, изнемогая от жара, удовлетворяют жажду, по совету Гагена, кровью убитых и проводят ночь в страшных муках посреди обрушившихся стен залы (36-я авентюра). Этцель обращается с мольбой о помощи к Рюдигеру- Кримгильда напоминает ему данное ей на Рейне обещании - мстить за нее всем ее врагам. В душе Рюдигера происходит страшная борьба: ему невозможно отказать королеве, но вто же время ужасно изменить друзьям, которым он клялся в верности. Наконец, он решается, выступает против бургундов, поражает многих, бьется с Гернотом, и они убивают друг друга (37-я авентюра). Когда до Дитриха дошла весть о смерти Рюдигера, он послал разузнать о деле старого Гильдебранда с готскими витязями- они просят выдать им труп Рюдигера- бургунды отказывают- возгорается битва, в которой гибнет много героев- из готов вернулся к Дитриху только израненный Гильдебранд , а из бургундов остались в живых только Гаген и Гунтер- горько плакал Дитрих о своих соратниках (38-я авентюра). Он спешит на место битвы и требует, чтобы Гунтер и Гаген сдались ему, за что он обещает им жизнь и свободу. Гаген отказывается- Дитрих вступает с ним в единоборство, тяжело его ранит и связывает- то же делает он и с Гунтером. Отдав их обоих в руки Кримгильды, которая велит развести их по тюрьмам, он просит ее пощадить жизнь героев, что она и обещает. Только что ушел Дитрих. Кримгильда идет в тюрьму Гагена и обещает ему жизнь, если он вернет ей клад Н. Гаген отвечает, что он поклялся не открывать никому, где спрятан клад, пока жив хоть один из его повелителей. Кримгильда велит отрубить голову Гунтеру и, держа ее за волосы, приносит Гагену. Теперь, - говорит Гаген, - никто не знает, где сокровище, кроме меня и Бога, и ты, чертовка жадная, никогда не получишь его. Кримгильда отрубила ему голову мечом Зигфрида- Гильдебранд, видя, что она нарушила обещание, данное Дитриху, убил ее тут же на месте (39-я и посл. авент.).

Песнь о Н. дошла до нас в 10 рукописях (XIII - XVI ст.) и многих отрывках. В новое время она сделалась известна с средины XVIII в.: в г. Бодмер (см. соотв. статью) издал последнюю часть Н., вместе с так наз. Жалобой (K lage) - небольшой лирической поэмой, написанной двустишиями и рассказывающей, как Этцель, Дитрих с Гильдебрандом, семья и люди Рюдигера и пр. оплакивали павших (Chrimhildens Bache u. die Klage, zwey Heldengedichte etc., Цюрих). В г. К. Г. Мюллер (Myller) издал полный текст Нибелунгов, но без всякой попытки к ученой критике и разбору. С начала нынешнего столетия появляются характеристики и разборы поэмы- один из переводчиков ее, ф. д. Гаген, уже в г. стремится дать критическое ее издание, с разночтениями. Честь первого строго научного исследования нибелунгов принадлежит К. Лахману (см. соотв. статью). Горячий приверженец теории Вольфа в гомеровском вопросе, убежденный, что народные песни сами по себе - верх художественности, что их портят и разбавляют водой поздние поэты-собиратели, Лахман задался мыслью отделить в Н. подлинные песни от позднейших наростов. Материалом для этого послужила тщательная критика текста Н. Из 3-х древнейших (XIII в.) пергаментных рукописей каждая представляет особую редакцию: одна (гогенемская, ныне мюнхенская, А) значительно короче всех других- другая (санкт-галленская, В- в ней, как и в А, поэма называется Der Nibelunge n ô t - Горе H.), к которой примыкает большинство рукописей позднейших и которая поэтому может считаться вульгарной, стоит в этом отношении посредине- третья (прежде тоже гогенемская, нынй в Донауэшингене, С - Der Nibelunge liel - Песнь о Н.) представляет текст наиболее пространный. Лахман заключает, что A ближе всего к песням, а В и С - ее позднейшие распространения- с помощью приемов, несомненно остроумных, но иногда искусственных, из 2316 строф рукописи А он выбрасывает 745, а остальные разделяет на 20 песен, которые, по его убеждению, явились на свет между и гг. (все остальные переделки, до С включительно, произошли в последующее 10-летие). Так как Лахман в то же время разъяснил основу поэмы и определил ее отношение к скандинавским сказаниям о Нифлунгах, то его выводы до 50-х годов считались общепринятыми. Но в г. обратили внимание на курьезное обстоятельство, скрытое Лахманом: число строф в каждой песне оказалось делимым на 7 - а он был известен как сторонник гептад, в своих работах по истории греческой поэзии . В г. против теории Лахмана выступили независимо друг от друга два германиста: Гольцман (Untersuchungen ueber das Nibelungenlied) и Царнке (Zur Nibelungenfrage)- они отвергли возможность механически слепленных народных песен и пришли к заключению, что С ближе всех к оригиналу, а В и А - его сокращения. Возгоралась полемика (имевшая, кроме специального, весьма важное общее значение: дело шло об участии личности в создании памятников народной поэзии), так как на защиту теории Лахмана выступил его ученик Мюлленгоф (Zur Geschichte der Nibelunge na ôt, ). В г. явилось исследование Барча (Untersuchungen ueber d. Nibelungenlied), который, приняв остроумную догадку Пфейфера, что автором Н. был австрийский рыцарь Кюренбергер, писавший размером Н., отнес создание поэмы к г., а первую ее переделку - приблизительно к г.- из нее вышли независимо В и С, А же есть только плохое сокращение популярного текста В, который и должно класть в основу издания. Новейшие исследователи сходятся между собой в том, что первоначальную редакции поэмы в настоящее время восстановить невозможно, а следует стремиться к ее историческому объяснению и выделению разнообразных элементов, из которых сложил эту поэму единый автор- в настоящем своем виде поэма предназначалась не для пения, а для чтения в придворных кругах Австрии . Сказание о Н., составляющее сюжет поэмы, сложилось в эпоху переселения народов в землю прирейнских франков, из двух несходных элементов: древнегерманской героической саги (по мнению большинства - мифа) о Зигфриде, убийце дракона, освободителе вещей девы Брунгильды, который попадает во власть злых братьев и теряет сокровище, невесту и самую жизнь, - и исторической саги о гибели бургундского королевского дома в 437 г., в битве с гуннами Аттилы (Этцеля). В 453 г. между немецкими племенами распространяется слух о смерти страшного завоевателя в ночь его брака с Гильдико, которую народный голос считает виновницей смерти мужа. Ищут мотива для этого деяния - и находят его в событии 437 г. В результате является сага о том, как Аттила , муж бургундской принцессы Гильды, убивает ее братьев, королей Гундахари, Годомара и Гизлахари, и гибнет от руки мстительной их сестры, которая прежде была женой трагически погибшего Зигфрида. Как в убийстве Зигфрида, так и в гибели братьев Гильды роковую роль играет сокровище, добытое когда-то Зигфридом и потом возбудившее жадность Аттилы. В этом слитном виде сказание рано распространяется по всем землям немецкого языка, и уже в конце VI в. (по мнению иных - в VIII-м) через саксов проникает в Скандинавию , где, подвергшись переделке и восприняв в себя кое-что из туземных сказаний (о Гельге, убийце Гундинга), становится предметом песен Эдды- после того с ним сливается готская сага об Эрманрихе, принесенная сюда саксами не позднее VIII стол. Еще большим видоизменениями от времени и новых понятий подвергается сказание на материке (в скандинавской редакции менее единства и заметнее спайка), особенно в верхненемецкой редакции: с Зигфрида снимается всякая ответственность за вольно или невольно (вследствие питья забывшего) покинутую им Брунгильду- радикально изменяется обстановка его ранней юности (королевский двор, вместо одиночества в диком лесу)- Аттила отодвигается на задний план и освобождается от упрека в жадности- мстительницей является жена его, и мстит она не за братьев, а братьям за первого мужа- вставляются новые эпизоды и лица (напр. Рюдигер, уже в Австрии), а вместе с тем, устанавливается и новая локализация . До середины XII в. сказание и песни, на нем основанные, существовали только устно- на границе между XII и XIII вв. возникает национальная поэма, проникнутая единством идеи (нем. верность - жены к мужу, вассала к господину, господина к вассалу) и единством миросозерцания - нем. Илиада . В ней - золотая середина между тривиальной грубостью поэзии шпильманов и изысканной утонченностью рыцарского эпоса эпохи Гогенштауфенов- в ней - истинная поэзия отрочества народа, сдержанная и страстная, простая и глубокая, верная жизни, но возвышающая ее, живые и в то же время высокие даже в проявлении ужасных страстей своих характеры- в ней - лучшее, что осталось немцам от их средних веков. Вот отчего Н. и пользовались таким распространением- в Баварии1885)- W. Golther, Studien zur germanischen Sagengeschichte (Abh. (d. K. bayr. Akad. d. Wiss., 1 кл., XVIII , II отд., Мюнхен, ). Издание по В, с разночтениями - К. Bartsch, Der Nibelunge N ô t (Лпц., 1870-80- по нем общедоступное издание, много раз повторявшееся в Klassiker des Mittelalters). По С - ряд изд. Zarncke, Das Nibelungenlied (Лпц., с ). По-русски см. ст. Т. Н. Грановского, Песни Эдды о Нифлунгах ( и в Сочинениях)- Ф. И. Буслаев, Песни древней Эдды о Зигурде и Муромская легенда ( - см. в Очерках, где и в других статьях исторически разобраны различные эпизоды саги). Ср. П. Полевой, Опыт сравнительного обозрения древнейших памятников народной поэзии германской и славянской (СПб., ). В русской научной литературе пересказов и переводов отрывков Н. очень много, но полный перевод (по ред. В), размером подлинника, имеется один, очень точный (Академией наук удостоен премии) - М. И. Кудряшева, Песнь о Н., с введением и примечаниями (СПб., ). В обширном введении изложена история вопроса и пересказаны все главные варианты саги.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

 __     __  _____   _   _   __  __   _   _   ____  
\ \ / / | ___| | \ | | | \/ | | \ | | | _ \
\ \ / / | |_ | \| | | |\/| | | \| | | |_) |
\ V / | _| | |\ | | | | | | |\ | | __/
\_/ |_| |_| \_| |_| |_| |_| \_| |_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме