Внутренняя политика александра 1 1815-1825. Что будем делать с полученным материалом

Цель: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса

Александра I в послевоенные годы.

Основные понятия: конституция- неприкосновенность личности- гражданские

свободы- независимость- самостоятельность- автономия- мистицизм- иезуиты.

Основные даты:1815 г. - принятие польской конституции- 1820 г. - проект

«Уставной грамоты» Новосильцева- 1822 г. - запрет деятельности тайных

организаций.

Персоналии:Александр I- .

Оборудование: учебник: , Косулина России. XIX

век. - М., 2000- , Косулина тетрадь к учебнику

«История России. XIX век».

План

1. Перемены во внутренней политике.

2. Польская конституция.

3. Реформаторский проект.

4. Отказ от проведения реформ

в начале 20-х гг. XIX в.

5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение новой темы

IV. Закрепление изученного материала

V. Подведение итогов

III. Изучение новой темы

Вводное слово.

Вопрос: Какие настроения и надежды на будущее были в российском обществе после Отечественной войны 1812 г.?

Общее для всех слоев настроение может быть передано словами: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»

1. Перемены во внутренней политике

«Перемены в войне с Наполеоном открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожидание перемен во всех слоях населения. Дворянство говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом надеялись на отмену крепостного права.

Но он должен был, и учитывать другое: консервативные слои восприняли победу дворянства над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских

порядков над 3ападноевропейскими ненужности вредности реформ.

С учетом этого Александр 1, не отказываясь от идеи реформ. был вынужден вести

разработку в строжайшем секрете, если о предложениях негласного комитета и Сперанского постоянного говорили, то новые реформы готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

2. Польская конституция

Первой задачей, которую пытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше.

Вопрос: Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи?

Ответ: по результатам Венского конгресса.

Запишем: 1815 г. – Александр I дарует Конституцию Царству Польскому.

Разработанная конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда и т. д.

Главой польского государства объявлялся российский император. Законодательная власть принадлежала СЕЙМУ (сословно представительное учреждение) и царю. Избирательное право ограничивалось имущественным ЦЕНЗОМ. Сейм собирается два раза в год и работает не больше месяца.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Для принятия Конституции – Александр I лично приехал в Варшаву в 1815 году.

Отношение:

1. Поляки – принятие конституции начало пути к полной самостоятельности-

2. Александр I – самый крупный шаг в сторону Польши, считал, что уже сделал для Польши слишком много.

Польская конституция стала самым крупным шагом – Александр I на пути реформ за все его царствование. Рассматривал «польский эксперимент». как начало пути для всей России.

Работа с документом: «Из речи Александра

«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений (…….)

Вы мне подарили средство явить моему отечеству, то, что я уже с давних лет ему приуготавливали чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости. (…..) Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры».

Вопрос к документу:

- Каковы были дальнейшие намерения АлександрI относительно конституционного устройства?

Ответ: о последующем введении конституции по все территории России – Александр I говорил крайне осторожно и в общей форме. Но слова о возможности и желательности конституции для России были произнесены. Её введение зависело от успешности польского опыта и достижения Росси определенного уровня развития.

- Как воспринимало общество речь АлександрI?

Ответ: одни ожидали скорейшего введения конституции на все территории России. Другие же видели опасность. Полагали, что конституция невозможна без освобождения крестьян, которое в итоге приведет к революции и неповиновению народа властям.

2. Реформаторский проект

В 1818 году – Александр I дал министру юстиции секретное поручение подготовить «государственную уставную грамоту» (проект конституции) для России. К 1820 году текст документа был готов и одобрен.

Запишем:Проект Конституции.

Беседа с учащимсяпо прочитанному:

Как назывался проект конституции?

(«Уставная грамота Российской империи»)

- Какие гражданские свободы даровались по «Уставной грамота Российской империи» населению?

Ответ: (Свобода слова, вероисповеданий , равенство всех перед законом, неприкосновенности личности)

- Если бы проект конституции был принят, можно напомнить ли говорить об ограничемнии самодержавия?(учащимся можно напомнить, что самодержавие – это неограниченная, абсолютная власть монарха в России)

Ответ: (Однако законодательная инициатива – права внесения проектов законов для их обсуждения в парламенте – принадлежало императору. Поэтому последний мог не предлагать парламенту не устраивавшие его законопроекты. Законодательная власть делилась между представительным учреждением и императором)

3. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

«К концу царствования император столкнулся с тем, что реформаторские проекты активное противодействие большинства дворян. По всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, испытывая, с одной стороны давление дворян, а с другой страх перед народными выступлениями, император начал сворачивать свои реформаторские планы.

Началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь, усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг и т. п.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались на личные переживания Александра, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру – царь видел Божью кару. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. В интересах Русской православной церкви запретил деятельность иезуитов, увеличил количество часов отводимых в учебных заведениях на религиозное обучение и переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения».

Вывод: ни один из вопросов, на решение которых надеялось российское общество, не был решен. Наступает разочарование в способности что-либо изменить. Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил в своем стихотворении «Сказка»:

От радости в постели

Распрыгалось дитя:

«Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?

А мать ему:

«Бай-бай! Закрой свои ты глазки-

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки».

5. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Причины отказа Александра I от намеченных реформ:

1. Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен-

2. Революции ряде стран Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России-

3. Кроме того, сам император считал, что крестьянство не готово к свободе.

IV. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы учебника №2, №3,№5. с.45.

 

Задание 1

Используя материал учебника, ответьте на вопрос: какие факторы способствовали проведению реформ в России, а какие препятствовали ему после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы:

1. Победа в войне с Наполеоном.

2. Ожидание перемен всеми слоями общества.

3. либеральное дворянство мечтало о конституции, крестьяне - об отмене крепостного права, поляки – о введение западноевропейских законов.

Сдерживали реформы:

1. Победа над Наполеоном для консерваторов свидетельствовала о превосходстве российских порядков.

2. Восстановление старых порядков в Европе.

Задание 2*

Используя материал учебника, напишите краткий рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также её основных положениях со слов польского шляхтича или российского дворянина-консерватора.

Разработанная в 1815 г. конституция Польши гарантировала нам неприкосновенность личности, свободу печати, использование польского языка во всех правительственных учреждениях и др. Законодательная власть принадлежала сейму и царю. Но все же законопроекты нам не разрешили принимать самостоятельно. Их надо было отправлять на рассмотрение в Госсовет. На время она позволила снять напряжение между властью и польским населением. Мы практически становились хозяевами на свое земле.

Задание 3

Прочитайте документ и письменно ответьте на вопросы.

В. О. Ключевский об Александре I в 1813-1825 гг.

Бури военных лет сдули накладные краски- исторический грим стал не нужен- тильзитский полишинель больше не тревожил самолюбия- играть стало некого- почувствовалась потребность быть самим собой. С Россией у него не было никакой связи, ни нравственной, ни даже этнографической: внук немца из Голштинии и немки из Ангальт-Цербста, он родился от принцессы из Вюртемберга, вскормлен немкой из Лифляндии, воспитан вольтерьянцем из Швейцарии. С прошлым, составившимся из таких случайностей, Александр после наполеоновских войн создал себе в России положение, исполненное противоречий.

С одной стороны Александр был сторонником либеральных реформ, а с другой стороны он хотел сохранить существующий строй государства.

Как эти противоречия влияли на характер внутренней политики царя после Отечественной войны?

Отказ от проведения реформ. Помещикам снова разрешили ссылать крестьян в Сибирь, усилилась цензура. Запрет тайных организаций и преследование их членов. Запрещен орден иезуитов.

Какие из них были определяющими? Почему?

Отказ от проведения реформ. Число сторонников этих реформ было невелико. Александру не на кого было опереться. Также он боялся, что его постигнет участь его отца.

Задание 4

Задание 5

Объясните значение понятий:

Конституция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Возрастной ценз - возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность.

«Уставная грамота Российской империи» - конституционный проект Новосильцева.

Мистицизм – вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Орден иезуитов – католическая монашеская организация, ставившая целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского.

Задание 6

Заполните таблицу, используя материалы учебника.

 

Задание 8

Дайте обобщённую характеристику императора Александра I.

Воспитывался при дворе своей бабки. Он был прекрасно воспитан и образован, знал 3 европейских языка. Его наставником был Ф. С. Лагарп, который привил императору либеральные взгляды. Жизнь на «два ума» (у Екатерины и у отца) сделала его двуличным и лживым. В своих действиях он был нерешительным и непоследовательным. Ему приходилось лавировать между либералами и консерваторами. Несмотря на начало проведения реформ, Александр то приостанавливал их, то снова начинал. Он не мог проявить твердость в своих решениях. Его всю жизнь мучила мысль, что с его негласного согласия был убит его отец.

 

Подписи к слайдам:

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I В 1815–1825 ГГ. Банкетова С.А.

НОВЫЕ ПОПЫТКИ РЕФОРМ Победа над Наполеоном вознесла Александра I на вершину могущества, дала ему колоссальный авторитет. Теперь царь мог вернуться к проектам реформ, от которых вынужден был отказаться в 1812 г. Какие реформы Александр считал необходимыми и важнейшими накануне Отечественной войны 1812 г.? Введение конституционного правления и отмену крепостного права. Александр I . Гравюра с оригинала худ. Ф.И. Волкова, 1814 г. ?

ПОЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше. Польские подданные получили: свободу печати, неприкосновенность личности, равенство сословий перед законом, независимость суда. Был создан двухпалатный законодательный сейм. Верхнюю палату – Сенат – назначал император. Нижняя палата избиралась. Законодательная инициатива – только у императора. Император утверждал принятые сеймом законы. Герб Царства Польского в составе Российской империи (утвержден в 1832 г.)

ВАРШАВСКАЯ РЕЧЬ 1818 Г. При открытии польского сейма в 1818 г. царь заявил: « Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, что я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений … Таким образом, вы мне подали средство явить моему Отечеству то, что я уже с давних пор ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости » . Портрет императора Александра I . Худ. Дж. Доу.

ВАРШАВСКАЯ РЕЧЬ 1818 Г. М.М. Сперанский: «К аким образом … из двух или трех слов варшавской речи могут произойти столь огромные и с самим смыслом сих слов несообразные последствия?.. Если помещики, класс людей, без сомнения, просвещеннейший, ничего более в сей речи не видят, как свободу крестьян, то как можно требовать, чтоб народ простой мог что-либо другое тут видеть?» Почему дворянство опасалось отмены крепостного права, хотя в речи Александра I об этом не говорилось ни слова? Дворянство инстинктивно понимало, что в конституционной стране будет невозможно сохранить рабство. ?

УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1818–1820 гг. в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева был составлен проект конституции России – «Уставная грамота Российской империи». Избирательное право, структура и полномочия сейма в «Уставной грамоте» – те же, что в конституции Польши. Но Россия разделялась на 12 наместничеств. В них создавались местные сеймы. Н.Н. Новосильцев. Худ. С.С. Щукин.

УСТАВНАЯ ГРАМОТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Полномочия императора: Исключительное право законодательной инициативы, утверждение принятых сеймом законов. Право окончательного отбора депутатов нижних палат сеймов из числа избранных (1/2 избранных в общегосударственный сейм и 2/3 избранных в местные сеймы). Руководство исполнительной властью, армией, церковью. Объявление войны и заключение мира, назначение послов и чиновников. Право помилования. Таким образом, с принятием Уставной грамоты политический строй России совмещал бы самодержавие с конституционным устройством. !

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС По словам М.А. Фонвизина, молодые русские офицеры сравнивали «все виденное ими за границею с тем, что им на всяком шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства русских, злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол – все это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство». Как повлияли Отечественная война и Заграничный поход на общественно-политическую обстановку в России? Михаил Александрович Фонвизин (1788–1854), в 1812 г. – поручик, кампанию 1813 г. закончил в чине полковника. ?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС 1816 г. – предоставление личной свободы крестьянам Эстляндии по ходатайству местного дворянства. 1817 г. – освобождение крестьян Курляндии. 1819 г. – освобождение крестьян Лифляндии. Земля осталась в собственности помещика. Помещики были обязаны сдавать половину земли в аренду крестьянам, но по истечении срока аренды помещик мог согнать арендатора с земли, заменив другим. Почему именно помещики Прибалтики (Остзейского края) просили о безземельном освобождении крепостных? Местные помещики были знакомы с европейским опытом, понимали, что наемный труд выгоднее крепостного. ?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС Попытки царя победить к таким же ходатайствам русских и украинских помещиков оказались тщетными. Почему самодержавный царь добивался ходатайств дворян об освобождении крестьян, а не отменял крепостное право своим указом? Если бы отмена крепостного права стала инициативой самих помещиков, снизилась бы вероятность дворянского заговора и крестьянских волнений. Портрет императора Александра I . Худ. Дж. Доу. ?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В 1816 г. Александру были представлены проекты освобождения крестьян. Авторы: флигель-адъютант П.Д. Киселев, член Гос. Совета Н.С. Мордвинов, генерал-интендант Е.Ф. Канкрин. П.Д. Киселев Н.С. Мордвинов Все они предлагали ограничить число крепостных и дворовых в собственности одного владельца, а лишних перевести в «вольные хлебопашцы». Освобождать крепостных предлагалось и в случае создания в имении фабрики. В чем, на ваш взгляд, состоит важнейшая общая черта проектов? ?

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В 1818 г. Александр I поручил составление проекта освобождения крепостных А.А. Аракчееву. Аракчеев, предложил выкуп имений в казну «по добровольно установленным ценам с помещиками». На выкуп имений выделялось в год 5 млн. руб. ассигнациями. Этого могло хватить на выкуп 50 тыс. ревизских душ в год. Примерно такое число крестьян ежегодно продавалось с торгов. По подсчетам историков, такими темпами освобождение крестьян заняло бы 200 лет. Алексей Андреевич Аракчеев. Худ. Дж. Доу.

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ Одним из способов облегчения положения крестьян Александр I считал создание военных поселений. Часть государственных крестьяне переводилась на положение поселян и должна была сочетать военную службу с крестьянским трудом. Вид военного поселения XIX в. На поселенное положение переводились и армейские полки. Постепенно вся армия должна была состоять из военных поселян и сама себя обеспечивать. Зато остальные крестьяне освобождались бы от рекрутчины. Государственных крестьян это делало, по сути, свободными.

ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ Красивый замысел, увы, обернулся кошмаром. Мелочная регламентация всей жизни, муштра, невозможность уходить на заработки превратили жизнь поселян в каторгу. Современники называли создание поселений «главным преступлением александровского царствования». В военном поселении. Худ М.В. Добужинский. 1817 г. – восстания поселян Херсонской и Новгородской губерний. 1818 г. – восстание поселян на Украине. 1819 г. – восстание в Чугуевском и Таганрогском поселениях.

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕЛИГИИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Для распространения мистических идей в России в 1813 г. было создано Библейское общество. Президентом общества стал обер-прокурор Св. Синода А.Н. Голицын, сторонник объединения всех христианских конфессий. Общество стремилось к объединению христианства путем распространения Св. Писания. В заседаниях общества наряду с православными епископами принимали участие католические священники и протестантские пасторы. Князь Александр Николаевич Голицын. Худ. К.П. Брюллов.

ОТКАЗ ОТ КУРСА РЕФОРМ Ни один реформаторский проект Александра I , за исключением польской конституции, не был воплощен в жизнь. Царь столкнулся с явной оппозицией дворянства и предпочел отступить. К тому же он и сам считал реформы несвоевременными в момент нарастания революций в Европе. Окончательно отказаться от реформ царя заставило восстание лейб-гвардии Семеновского полка. Александр I в мундире лейб-гвардии саперного батальона.

ОТКАЗ ОТ КУРСА РЕФОРМ Запись в дневнике М.М. Сперанского (незадолго перед тем возвращен из ссылки и приближен ко двору) после аудиенции у Александра в августе 1821 г.: «Разговор о недостатке способных и деловых людей не только у нас, но и везде. Отсюда заключение: не торопиться преобразованиями, но для тех, кои их желают, иметь вид, что ими занимаются». Объясните позицию Александра I . М.М. Сперанский. ?

ФИНАЛ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I С 1824 г. Александр I практически перестал заниматься государственными делами, подолгу путешествовал по России, все чаще погружался в религиозные раздумья. По мнению некоторых историков, он всерьез собирался отречься от престола. В ноябре 1825 г. царь внезапно умер в Таганроге. Александр I посещает келью схимника Алексанро-Невской лавры в 1825 г. перед поездкой в Таганрог. Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. 1845 г.

 

Стала очевидной необходимость перемен в сфере социально-экономических отношений и государственного строя. Ставший после Венского конгресса (1814-1815) «царем польским», Александр 1-й подарил своим новым подданным самую либеральную в Европе конституцию. При открытии польского сейма в 1818 г. он обещал распространить свободы на все подвластные ему территории.

 

Началась тайная работа над созданием русской конституции. Ее автором был Н.Н. Новосильцев - один из «молодых друзей» императора, который поддерживал будущего царя еще до вступления на престол. Текст конституции был написан к 1820 г.

Уставная грамота ограничивала самодержавный произвол, но сохраняла доминирующее положение самодержавия во всех областях общественной жизни. Но первая в истории России конституция не была обнародована. Александр 1-й отказался и от планов отмены крепостного права. Осуществлению реформ помешало мощное сопротивление основной части российского дворянства.

Революционные события в Италии и Испании, волнения солдат Семеновского полка в России положили конец колебаниям Александра 1-го в выборе форм и методов государственного правления, приведя его к политике абсолютизма и реакции.

Во второй половине своего царствования Александр 1-й правил руками своего помощника - генерала . Чтобы уменьшить расходы казны на содержание армии, Аракчеев создал поселения, которые характеризуются военными тяготами, муштрой и строгой дисциплиной. Крестьяне вынуждены были заниматься хозяйством для своего содержания. Это была худшая форма крепостничества.

Отечественная война 1812 г., ее итоги, победоносные заграничные походы создали в армии и гражданском обществе патриотический подъем. Длительное пребывание в Европе ознакомило передовые круги русского офицерства с идейными течениями.

Просвещение как философия и Французская революция на фоне российской крепостнической действительности послужили причинами зарождения идеологии декабристского движения.

Возвратившись после освободительной миссии из Европы в угнетенную крепостничеством и аракчеевщиной Россию, прогрессивно настроенное офицерство образовало «Союз спасения». Организация численностью 30-50 человек имела своей целью уничтожение крепостного права и введение в России конституции. Участники и организаторы этого общества понимали свою слабость, малочисленность членов организации и недостаточность средств к осуществлению своих планов.

В 1818 г. «Союз спасения» был переименован в «Союз благоденствия». Началась борьба за общественное мнение, пропагандировались антикрепостнические идеи. По уставу организации каждый ее член обязан был избрать для своей практической деятельности одну из четырех областей: участие в деятельности благотворительных обществ- образование- правосудие- общественное хозяйство.

В 1820 г. Александр 1-й начал проводить реакционную политику, и открытая пропаганда идей «Союза благоденствия», как и само его существование, стала опасной. В январе 1821 г. общество было распущено.

Вместо «Союза благоденствия» в 1821-1822 гг. образовались два тайных союза, носивших революционный характер.

«Северное общество» возглавляли братья Муравьевы, князь С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, князь Е.П. Оболенский, поэт К.Ф. Рылеев.

«Южное общество» образовалось на Украине в г. Тульчине. Его возглавлял полковник П.И. Пестель. Будучи человеком энергичным и честолюбивым, он проповедовал крайнюю революционную тактику, основанную на терроре, вплоть до уничтожения всей императорской фамилии. Активными членами южного общества были генерал С.Г. Волконский, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, М.А. Бестужев.

«Общество соединенных славян» имело целью создать федеративную республику всех славянских народов.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г.

иразгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сеймом Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбирались дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получили 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладали 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства- законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената

иПосольской палаты. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати,

гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810-1812гг. в Могилевской губернии, однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях.

Созданием военных поселений правительство рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военной службой.

Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области просвещения. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А. Балугьянский, К.И. Арсеньев, К.Ф. Герман и другие - были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества, и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 1820-х гг. ярко проявилось опять-таки в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян, Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 1820-х гг. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты как нарушающие конституцию.

После этого Александр I вообще не собирал Сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. В итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  _   _    ____   _____  __     __  ____   __  __
| \ | | / ___| | ___| \ \ / / | __ ) \ \/ /
| \| | | | | |_ \ \ / / | _ \ \ /
| |\ | | |___ | _| \ V / | |_) | / \
|_| \_| \____| |_| \_/ |____/ /_/\_\
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме