Соционика в чем преимущество знать свой тим. Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)? В чем состоит проблема сравнения с образом ТИМа

В повседневной жизни каждому из нас постоянно приходится сталкиваться с жаргонизмами и сленговыми выражениями. Русский язык в последнее время очень много позаимствовал терминов из английского, особенно сильно сленговый англицизм наблюдается в сфере компьютерных технологий и среди геймеров. Многие сленговые слова появляются в речи настолько быстро, что многие не успевают разобраться в их значении. Есть очень интересное слово «тим», которое часто встречается на просторах игровых чатов или на геймерских форумах. В статье пойдет речь о понятии «тим». Что это такое? Что оно значит? Откуда было заимствовано?

Определение понятия

«Тим» - это англицизм, то есть произошел от английского слова, которое переводится на русский язык как «команда», «сплоченная группа». В нашем языке это выражение приобрело более узкое значение - «сплоченный коллектив». «Тим» - это типичный жаргонизм, такого слова официально не существует, оно не является нормой литературного языка. Его используют геймеры в чатах и на форумах, а также в разговорной речи.

Значение понятия у геймеров

Итак, что такое тим у геймеров? Какое оно имеет значение?

Люди во многих онлайн-играх стараются сплотиться в коллективы, объединиться, сбиться в «стаи», и тогда одолеть противника значительно легче. И если прочитать на форуме переписку игроков, то они именно это значение понятия они и имеют в виду.

Тим - это команда, группа, за которую играет геймер. Например, в переписке можно встретить выражение: «тима раков», что значит коллектив или группа, персонажи которой играют очень плохо.

В некоторых ситуациях тим имеет значение «коллектив сплоченных единомышленников» или «коллектив заговорщиков». У игроков Доты-2 есть распространенное выражение «дримтим», что означает «команда неудачников», то есть понятие используется в слегка ироничном значении.

Неважно, в какой игре используется тим, смысл один и тот же - это команда, к которой принадлежит игрок.

Некоторые геймеры считают, что тим - это когда некоторые нубы (неудачники, не умеющие играть) группируются в команду, чтобы не было так страшно.

Значение понятия в соционике

Но понятие используется еще и в соционике. Что такое тим в соционической концепции? Какое значение имеет понятие?

Тим - это суть информационного обмена между человеком и окружающей средой, это то, как и какого рода информацию человек выдает в мир или воспринимает сам.

Данное понятие выдумали в соционике - это концепция типов личности и взаимоотношений, которые возникают между ними. Основоположницей этой теории была в 1970 году Аугустинавичюте Аушра, а основывалась она на типологии Юнга и теории Кемпинского А. Согласно этой теории, существует в мире 16 соционических типов личности человека, в зависимости от восприятия мира и отношения к нему, а также от реакции на действительность.

Но следует отметить, что соционика до сих пор не имеет общепризнанного научного статуса.

Основные положения о тиме в соционике

Итак, что такое тим в соционике?

В мире все люди делятся на 16 тимов. Считается, что это основа психики человека, она заложена с рождения, и именно на нее накладываются воспитание, модели поведения, опыт. До 21 года происходит постоянное наполнение тима.

Психотип, или тим, определяет способы получения информации, особенности взаимодействия человека с миром и с людьми, определяет слабые и сильные стороны человка.

У представителя каждого отдельного психотипа есть свои сильные и слабые стороны, особенности поведения, способы мышления, собственные ценности. Конечно, характер человека зависит от воспитания, образования, окружения и многих других факторов. Но существуют и особенности устройства нашей психики, которые заложены природой. К одинаковым психотипам относятся люди из совершенно разных слоев общества: политики, беспризорники, ученые, домохозяйки. Их всех объединяют похожие реакции на какие-либо жизненные ситуации, близкие взгляды на жизнь, общество, мир и людей.

Согласно соционике, тим человека не меняется в течение жизни, однако информационное наполнение личности с годами изменяется.

Зачем необходимо знать свой тим?

Свой психотип необходимо знать, чтобы иметь представление о своих слабых и сильных сторонах устройства психики. Используя свои сильные функции, можно избежать депрессий и перегрузок. Зная свой психотип, можно найти человека с подходящим тимом для дружбы, семейных отношений. Следует также отметить, что межтимные отношения делятся, согласно теории социоников, на плохие, нормальные и хорошие. Все отношения в обществе - это фон, на котором происходит общение между людьми. Мы даже не задумываемся о том, что умеем чувствовать его, у каждого в жизни была такая ситуация, когда видим вроде бы человека первый раз, а внутри ощущаем, что он нам не нравится.

В сети интернет очень много информации на данную тему, в мире существует огромное количество школ, которые изучают данную тематику, но многие из них между собой совершено не дружат, а иногда и откровенно враждуют.

 

 

 

 

 

Ошибаются ли по многомерным?

О направленности блока
Как различить блок и перевод?

 

 

 

 

 

 

Что такое соционика?

 

Соционика – это учение, рассматривающее информационный обмен (метаболизм) психики с внешним миром. Основателем соционики есть литовская исследовательница А. Аугустинавичюте (Аугуста). В соционике психика представляется в виде модели, состоящей из информационных функций, каждая из которых обрабатывает определенную часть информационного потока. В настоящее время существует несколько направлений (школ) соционики, которые отличаются теоретическими положениями. Большинство школ принимают в качестве предмета соционики рассмотрение информационного обмена психики с окружающим миром и модели А как модели психики.

Что такое системная соционика?

Системная соционика во главу угла ставит модельный подход. Основные отличительные моменты системной соционики следующие:
- модельный подход - модель ТИМ является заместителем психики во взаимодействии психика - окружающий мир. Такое взаимодействие рассматривается под углом теории систем (откуда и название).
- способ введения аспектов информационного потока
- определение ТИМа методом «черного ящика» (по типу воздействие-реакция). Методика определения заключается в постановке предположения о ТИМе (гипотезы) с последующей верификацией.
- признание существования «интегральных» ТИМ, т.е. ТИМ групп, коллективов, народов.

Что такое ТИМ?

Еще в древности философы замечали, что люди различаются в своих проявлениях и эти различия не всегда удается объяснить фактором воспитания. А. Аугустинавичюте ввела разделение на 16 типов психики, чтобы объяснить индивидуальные психические различия людей. В соционике основой психики считается обмен информации обладателя психики с внешним миром. Соционика предлагает 8-элементную модель обработки информации, обосновывающую существование 16 типов (в соционике ТИМов). В рамках модели ТИМы отличаются друг от друга потому, что они по-разному обрабатывают информацию о внешнем мире. С этой точки зрения каждый из 16 ТИМ «специализируется» на своем секторе информационного пространства.

Изменяется ли ТИМ в ходе жизни?

В системной соционике принята точка зрения, что ТИМ в ходе жизни не изменяется.

Как можно всех людей «запихнуть» в 16 ТИМов?

Этот вопрос не новый для психологии, где еще древние греки пытались «запихнуть» все человечество в 4 темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Любая классифицирующая наука сводит все разнообразие проявлений предмета исследования к нескольким основным и на их основе строит свою типологию. Поэтому любая типология или классификация абстрагируется от каких-то второстепенных особенностей и деталей. Соционика поступает так же.

Существуют ли подтипы?

В рамках системной соционики считается, что подтипы не существуют. Разнообразие проявлений представителей одного ТИМа в системной соционике объясняется разным «наполнением», т.е. содержанием, определяемым опытом и воспитанием конкретного человека, а также психологическими факторами, лежащими вне компетенции соционики (индивидуальный темперамент, физиологическое состояние и т.п.).

Что такое Модель А?

Модель А является умозрительным заместителем психики при рассмотрении информационного взаимодействия психики с внешним миром. Модель А состоит из 8 функций, каждая из которых выполняет обработку своего аспекта информационного потока. Функция имеет такие характеристики как мерность (параметр глубины обработки информации) и знак (область компетенции). Кроме того, функции условно объединяются в четыре блока, называемые Эго, Суперэго, Ид и Суперид. Эго и Суперэго объединяются в суперблок Ментала, а Ид и Суперид в суперблок Витала. Суперблок Витал отвечает за автоматическую обработку информации, а Ментал - за решение новых задач. Всего в соционике есть 16 моделей А, каждая из которых соответствует типу информационного метаболизма (ТИМ) психики.

О понятии аспекта и функции в ШСС

Аспект - это одна из восьми частей информационного потока. Аспекты - ЧЭ, БЭ, ЧИ, БИ, ЧЛ, БЛ, ЧС, БС.
Психическая функция - это устройство в психике, процессор, который обрабатывает информацию. Каждая функция в модели ТИМа обрабатывает свою часть информационного потока, свой аспект. Когда мы говорим «функция БЭ» - это означает «функция, обрабатывающая аспект БЭ». Также мы можем называть функцию, исходя из ее положения в модели: Функции - 1-я («базовая»), 5-я («суггестивная») и т.д.
Подробнее с данными понятиями можно ознакомиться в разделе

Что значит определить ТИМ?

Определить ТИМ человека - означает сопоставить его способ обработки информации одной из 16 моделей ТИМ. С точки зрения системной соционики это означает, что достаточно установить мерность, знаки функций и их параметр ментальность/витальность.

Можно ли достоверно определить ТИМ?

В системной соционике считается возможным определение ТИМа с достаточной точностью при условии достаточного количества информации о типируемом. Точность определения проверяется путем сопоставления реакций типируемого и модели ТИМ.

Можно ли определить ТИМ по тесту-опроснику?

С точки зрения системной соционики для этого нужно создать вопросы, которые содержат однозначную аспектную нагрузку, нужно, чтобы типируемый однозначно понял их, и правильно ответил. Практика показывает, что создать такую однозначность трудно. Теоретически можно создать много вопросов, чтобы иметь возможность усреднить ответы и получить правильные выводы, но практика показывает, что для этого нужны очень длинные тесты, создание которых, пока что, проблематично.

Можно ли определить ТИМ по внешним признакам?

Многим соционикам-практикам бросается в глаза внешняя похожесть людей одного ТИМа. Однако внешняя похожесть может служить и «ложным другом». Пока вопрос того как ТИМ связан с внешностью хорошо не изучен, так же нам не известны методики, формализующие внешние признаки достаточно хорошо и сопоставляющие их модели информационного метаболизма. Определение ТИМ по внешности будет возможно только после выявления четкой взаимосвязи черт внешности и механизмов информационного обмена.

Почему необходимо опираться на индикаторы в идентификации ТИМа?

Идентификацией называется установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков. К примеру, чтобы сказать, что выбранный четырехугольник является квадратом, нам необходимо знать отличительные признаки квадрата (равные стороны и углы), и сопоставить их с признаками выбранной фигуры по принципу «есть/нет». Таким образом, выделяя свойства, присущие какому-либо объекту и только ему, мы можем различать между собой разные объекты.
Для идентификации ТИМа также необходимо знать отличительные свойства (размерность функций, знак и тальность). Каждая функция модели характеризуется неповторимым сочетанием данных свойств. Выделяя их индикаторы по принципу «есть/нет» мы можем точно определить место функции в модели ТИМа, а следовательно, определить ТИМ.

О необходимости понимания причины реакции в диагностике

Когда мы наблюдаем поведение человека, его реакции, то должны понимать, что одно и то же поведение может быть вызвано разными мыслями и внутренними причинами. И разница между ТИМами проявляется в мышлении в первую очередь. Например, если мы возьмем несколько человек, которым трудно позвонить по телефону и поздравить - у каждого из них может быть свой страх, своя проблема, причина. И только ее точное понимание может указать на функцию, из которой исходит болезненная реакция, и помочь определить ее положение.

Зависят ли найденные параметры от стиля написания, употребленной лексики?

В диагностике анализируется мышление человека, причины тех или иных представлений, взглядов, решений. Поэтому важно смысловое содержание информации, суть сказанного, то, на какие параметры человек опирается, а не стиль изложения. Мышление человека не выйдет за рамки его ТИМа, параметров функций, если изменится их наполнение (полученный опыт, знания), стиль изложения.

В чем состоит проблема сравнения с образом ТИМа?

О сравнении с поведением, конкретными проявлениями работы функций

Каждая функция характеризуется неповторимым набором параметров (с точки зрения размерности, тальности и знака), который совпадает у представителей одного ТИМа. Но это не означает, что у них должны совпасть конкретное содержание этих параметров (например, страхи по одномерным, проявления индивидуальности).
Конкретное содержание следует не из модели, а из наполнения, которое некорректно сравнивать ввиду его индивидуальности.

Можно ли фальсифицировать ТИМ?

Наблюдения показывают, что за рамки своего мышления по функции человек все равно не может выйти. То есть при достаточном количестве информации, уточняющих вопросов можно выйти на истинный ТИМ.
Каким образом можно определить возможную фальсификацию в типировании?
- Нет явных индикаторов тальности (не прослеживаются витальные реакции - автоматизм, спонтанность)
- Не проявлен минус по качеству в функциях разной вертности
- Типируемый остается по всем функциям в рамках называния норм, нет явных индикаторов многомерности и/или одномерности.
В этих случаях эффективным остается инструмент размерностей, позволяющий, к примеру, отличить истинную нормативность от называния норм при невладении ними одномерной функции. Также могут помочь задания на запись мыслей, позволяющие определить тальность, и сочинения по аспектам на широкие темы, в которых могут проявиться параметры функций.

О признаковом и модельном подходах в диагностике

В ходе диагностики различение может происходить на уровне «больше/меньше» проявлено свойство или на уровне «наличие/отсутствие» свойства.
Первый вариант используется в так называемом признаковом подходе. Под ним понимается соотнесение проявлений типируемого с каким-либо описательным признаком (базис Юнга, признаки Рейнина, описание работы функции, блока, типа).
Его основными недостатками являются:
- отсутствие взаимоисключаемости проявлений полюсов. Например, нельзя сказать, что логик не может проявить качеств этики, а проявления статики исключают проявления динамики. Оценка происходит исключительно по количественному критерию (чего больше) на основании чутья типировщика и является неточной
- размытость описаний признаков
- отсутствие четкого разделения между ТИМным и личностным в описании признаков

Альтернативой является модельный подход. Его преимуществами по сравнению с признаковым можно назвать:
- различение на уровне «наличие/отсутствие» свойства, что является более точным
- уникальность набора свойств для каждой функции, что позволяет определить ТИМ при помощи определения места в модели одной функции
- восьмикратная проверка полученного результата благодаря определению положения всех восьми функций в модели.
Подробнее с различиями двух подходов можно ознакомиться в статье

Что дает знание ТИМа?

ТИМ (или, правильнее модель ТИМа) описывает достаточно широкий спектр явлений при взаимодействии человека с окружающим миром. Наверное, одним из самых важных следствий модели А является функциональная специализация психики. Т.е. зная свой ТИМ можно определить сферу наиболее благоприятной профессиональной деятельности. Модель также объясняет многие поведенческие реакции - сферу приемлемых и отверженных ценностей. Модель предлагает объяснение механизмам ориентации и управления психики, а также механизмы установления определенных отношений между ТИМами. Знание ТИМа может помочь понять особенности поведения себя и окружающих, ответить на вопросы выбора профессии, спутника жизни, облегчить взаимодействие с окружающими, строить оптимизированные рабочие коллективы, прогнозировать поведение неслучайных групп людей.

Где заканчивается компетенция соционики? (Что может и чего не может соционика?)

Соционика рассматривает всего лишь информационную сторону взаимодействия человека с окружающим миром. Соционика не учитывает половых, физиологических, культурных различий. Также, ТИМ не определяет таких понятий как «ум» в широком смысле этого слова. Соционика, являясь достаточно обобщенной моделью, не может объяснить или предсказать каждое конкретное действие или высказывание человека.

О соотношении ТИМов в ШСС и в других школах

Школы оперируют одинаковыми названиями понятий, но вкладывают в них несовпадающее смысловое наполнение.
Для аспектов используются разные обозначения, наполнение аспектов отличается, местами существенно.
Школы опираются на разные представления о значимых, определяющих свойствах модели ТИМа, используют различные подходы к диагностике. Характерные свойства модели определенного ТИМа в одной из школ не считаются характерными в ШСС, и наоборот. Это разные системы координат, поэтому ТИМ А в одной системе вполне может быть ТИМом Б в другой.

Может ли соционика прогнозировать отношения между людьми?

Соционика описывает особенности восприятия и обработки информации людьми, и эти закономерности в любом случае проявляются в общении, влияют на их формирование и развитие. К примеру, по ф.4 человек болезненно воспринимает негативные оценки, критику. Соответственно, в общении с человеком, которому свойственно замечать, как другие действуют в этой области, оценивать, возможно постоянное возникновение болезненных реакций (негативных УЭ).
То, в какой именно форме реализуются эти закономерности, зависит уже самих людей, их личностных особенностей. И реакция на проявления этих закономерностей (к примеру, попытки подстроиться или желание разорвать отношения) тоже зависит от конкретных отношений и людей, их желаний.
Соционика - хороший инструмент для понимания мышления и причин поведения человека, и, как следствие, она может показать причины тех или иных реакций в отношениях, особенностей взаимодействия. Но что конкретно предпринять с этой информацией, зависит уже от конкретных людей и их желаний в этих отношениях.

Может ли информация, озвученная по Иду, задевать дуала по ф.4?

Наши наблюдения показывают, что это маловероятно, так как размышления, рассуждения чаще идут от Эго, к тому же по одномерным функциям зачастую задевает критика, оценки, требования соотвествовать общественным нормам. А подобные особенности не присущи Иду ввиду его индивидуальности, направленности на личные интересы.

О ценностях квадры

Как правило, человеку больше интересна информация по аспектам его блоков Эго и Суперид, он охотнее говорит по ним, иногда прямо озвучивает, что эти области для него очень важны. Тогда говорят, что эти аспекты у него в ценностях. Но, конечно, бывают случаи, когда на определённом отрезке жизни человеку становится интересной другая информация. Это может быть связано с возрастным развитием, с искажениями, с особенностями наполнения. Нужно всегда помнить, что говорить человек может от любой своей функции.
К тому же, если аспект у человека неценностный, то это совсем не значит, что он будет отрицать всё, что к этому аспекту относится. Например, если говорить о ценностях вроде любви, равенства, справедливости, профессионализма и т.п., то очень многие согласятся с ними (независимо от квадры), они воспринимаются как общечеловеческие, так как выше отдельных ТИМов. Но носителями этих ценностей являются все-таки определенные квадры, и отношение к каждой из этих ценностей, представление о том, как она проявляется в жизни у каждой квадры разное. Например, понимание отношений или профессионализма третьей и четвертой квадрами - разное (ввиду разницы блоков и знаков).

О соционике и ПЙ

У данных дисциплин разный предмет изучения. И попытки объяснить явления, наблюдаемые в одной из систем, при помощи закономерностей, действующих в другой системе, не являются корректными.

О механизме размерностей

Каждая последующая функция обладает новым параметром (размерностью), которого не было у предыдущей. Параметр опыта есть во всех функциях, это базовая комплектация любой функции. У двухмерной функции появляется дополнительная опция - параметр норм. Однако двухмерная функция, несмотря на наличие параметра опыт, не проявляет свойств одномерной (для которой параметр опыт - единственный, на который она опирается). В понимании, оценке ситуации, в действиях она опирается на все доступные ей параметры, то есть и на нормы.

Аналогично происходит и в случае ситуативной функции. Она владеет нормами, однако в оценке ситуации демонстрирует новое свойство, недоступное нормативной функции - учет конкретной ситуации (и возможность отступить от норм, если ситуация того требует).

Связаны ли выраженность функций и размерность?

Выраженность функции - неинформативный показатель, так как может быть при любой мерности, даже на уровне опыта, наполнения функции. Его невозможно точно измерить, поэтому необходимо исключить в типировании.
Механизм размерностей позволяет разграничить и отделить параметры, при помощи которых функция обрабатывает информацию, от ее наполнения (которое в любом случае обрабатывается в пределах тех же параметров).
Получив техническое образование, этик будет обладать большим багажом знаний, то есть наполнит свою логику, но информацию по логике будет обрабатывать не выше, чем со второй размерностью.
Размерности функций, как и другие свойства функций определяются с опорой на индикаторы

О понятии уместности и размерности функции

Употребление слова уместность, даже в сочетании с фразой это зависит от ситуации, еще не говорит о ситуативной обработке информации функцией. Нужно внимательно относиться к выражениям подобного рода и делать выводы исходя из того, на какие параметры человек ориентируется в своих представлениях.
Рассмотрим распространенный пример уместности по БС: на деловой встрече или в театре не уместен спортивный костюм. Это социальные нормы, принятые правила, а не ситуативное рассмотрение. Есть некий шаблон того, как надо поступать, и это называется уместностью. Мы не видим тут понимания относительности норм, выхода за их рамки, оценки с учетом обстоятельств конкретной ситуации.

По каким функциям человек может игнорировать общественное мнение?

Игнорировать полностью может либо одномерная функция, либо любая функция витала (и многомерная и маломерная), если это общественное мнение противоречит жизненным интересам этого человека. Несмотря на то, что это может внешне выглядеть дерзко, но нужно быть внимательным, так как многомерные витальные функции в глубине души понимают, что игнорировать социум можно только до определенного предела.
Многомерные ментальные функции все равно учитывают общественное мнение. Они могут выйти за рамки, если ситуация того требует, но осознают это и не игнорируют полностью.

О количестве вариантов и размерности интуиции

Встречается мнение, что большое количество вариантов - это признак многомерности интуиции. Однако это не так: варианты могут исходить опыта, и даже не своего, а запомнившегося из жизни других, из книг.
В определении размерности важным является не количество вариантов, а качественное различение градаций среди вариантов, то, на что человек ориентируется при выборе. У одномерных интуитов наблюдается отсутствие связей между данными вариантами, неспособность опереться на какой-либо критерий выбора между ними (помимо опыта и собственных ощущений).

О незамечании страхов по маломерным

Встречается ситуация, когда человек не замечает у себя страхов по маломерным функциям. Это может быть вызвано следующими причинами:
- поскольку одномерные функции по определению индивидуальны, то и страхи, области, в которых они содержатся, будут различаться
- также вероятен вариант, что человек не очень внимателен к своим психическим реакциям, не замечает постоянного вытеснения болезненных переживаний, в силу одномерности не может предположить, что это не норма.
- кроме того, встречается ситуация, когда истинные причины страха маскируются под другой аспект (например, под аспект многомерной функции по которому признаться в страхе не так страшно и стыдно).
Для исследования и определения истинной причины страхов необходимо постоянно наблюдать за своими эмоциями, фиксировать все моменты, когда возникла психологическая боль, вспышки раздражения, желание отвернуться и другие реакции.
Более подробно с темой отслеживания своих реакций по модели можно ознакомиться , там содержатся подробные инструкции по самонаблюдениям, дополненные примерами.
Также представляет интерес тема , в которой свой опыт наблюдений описывает Yanaell.

Можно ли натренировать «слабые» функции?

Любые функции можно развить путем тренировки. Однако ТИМ от этого не изменяется, в системной соционике считается, что мерности и знаки функций не изменяются. Таким образом тренировка функций приводит к наполнению функций опытом, но не приводит к изменению ТИМа.

Почему реакции по одномерной различаются у представителей одного ТИМа?
В случае одномерной функции, которая опирается на свой опыт, на некие личные индивидуальные представления, не может быть единственно возможных реакций, проявлений.
Единственное общее, что есть у одномерных функций - это следующие параметры: индивидуальность функции, опора на опыт, наличие управляющих эмоций маломерных функций. На данные свойства и нужно ориентироваться. А то, в чем конкретно они проявятся, затруднительно спрогнозировать.
Подробнее с темой одномерных функций можно ознакомиться в .
А можно найти таблицу управляющих эмоций и соотнесение их со смысловыми индикаторами.

О требовании норм одномерной функцией

Одномерная функция может призывать к нормам, однако делает это не из-за понимания, что так надо, так принято поступать в обществе, а если это задевает ее личные интересы, индивидуальные представления. Свое мнение по одномерной функции человек может озвучивать в виде нормы, так как мог наблюдать на опыте, что на нормы социум реагирует согласием.
Например, если кто-то в обществе проявляет негативное отношение, и одномерному БЭ хочется, чтобы человек прекратил, он может озвучить просьбу нормативно: нельзя в обществе материться. Он знает, что общество его в этом поддержит. Однако, если ему указать на норму в отношениях, что вот так в отношениях правильно, и призвать к исполнению, то он может проигнорировать данный совет. Так как управляется своим желанием, а не тем, как принято.

О назывании норм одномерной функцией

Называть нормы человек может по любой функции, даже по одномерной (он по опыту может знать об их существовании). Различие между нормативной и одномерной функцией состоит в том, как человек относится к этим нормам, чем обосновывает необходимость их применения. Нормативная функция (особенно ментальная ф.3) не просто называет нормы, а постоянно их применяет, ссылается на авторитеты и на то, что так принято, так все делают. Есть стремление соответствовать этим нормам, не выходить за рамки общепринятого, быть «правильным».

Одномерная функция затрудняется оценить свое соответствие нормам, правильность своих проявлений. В ее случае знание о нормах основано на опыте - я пробовал так, у меня получилось. И эти опыты сравниваются не по правильности, а по одномерному ощущению приятности/неприятности (нравится/не нравится). Подробнее о тонкостях различения норм и опыта - смотрите

О возможности определить одномерные функции при помощи текстов

Мы часто сталкиваемся с попытками выявить одномерную функцию путем чтения одного или нескольких текстов по аспекту. Этот подход является упрощенным и недостоверным. Одномерные функции - индивидуальны, то есть для каждого человека существует свой набор, воздействующий на него негативно. Если какая-либо информация вызвала болезненную реакцию по одномерной у одного представителя ТИМа, это не означает, что данный эффект будет наблюдаться у всех представителей данного ТИМа.
Погружение в аспект - это не чтение одного текста, это пример того, что человек может наблюдать постоянные, повторяющиеся реакции на массированное поступление информации по определенному аспекту. Это не работает как тест: почитайте этот текст и скажите. Можно вообще никаких текстов не использовать, а наблюдать за тем, от погружения в какую информацию возникает психологическая боль, страх, желание отвернуться.

Возможны ли интересы по четвертой функции

Интерес по четвертой функции также возможен, как и по любой другой. Ведь по четвертой функции не только болезненные реакции возникают, может наблюдаться индифферентное восприятие или интерес. Часто любопытно увидеть, как другие воспринимают этот аспект, особенно, когда это делают мастера (т.е. люди, у которых эта функция многомерная).
В разные периоды жизни, при соответствующих обстоятельствах, интересной может информация по любому аспекту. Ведь вокруг нас окружают разные сферы, с которыми приходится сталкиваться. Особенно это актуально в юности, в период, когда заполняется блок Суперэго, и человек сфокусирован на нём.

О том, почему не все проявления по одномерной задевают

У человека на уровне опыта есть три вида реакций: нравится/не нравится/безразличен. Ввиду того, что одномерные функции индивидуальны, то невозможно предугадать, какая именно информация вызовет болезненную реакцию у конкретного человека.
Также встречается ситуация, когда по одной из одномерных функций у человека более выражены болезненные реакции, чем по другой. Это может объясняться большим негативным опытом, неблагоприятными условиями, в которых человек вынужден испытывать постоянное негативное воздействие по функции

Возможны ли болезненные реакции по суггестивной?

По нашим наблюдениям, страхи есть в обеих одномерных функциях - и в четвёртой, и в пятой.
Из теоретических предпосылок наибольшее количество страха можно было бы ожидать в четвертой функции. Что явно отражается в одном из названий четвертой функции - «болевая». Болезненность вызывает страх, страх вызывает болезненность. Кстати, вопреки ожиданиям наибольшего количества страхов от самой «болезненной» в модели - ф. 4, в результате опроса мы получили не меньшее количество проявлений страхов по ф. 5.
Подробнее можно почитать вот тут:

Почему не всякая деятельность по суггестивной привлекает

Так как суггестивная функция является одномерной, то обработка информации по ней может сопровождаться болезненными реакциями, энергозатратностью, страхами. Поэтому человек по суггестивной функции может предпочитать любить наблюдать и слушать, а не проявлять себя на показ другим (но это не стоит понимать как то, что человек по суггестивной не может вовлечься в деятельность, захотеть сделать сам).
Также необходимо учитывать то, что не всякая информация по суггестивной является интересной, привлекательной для конкретного человека, интерес и предпочтения по суггестивной функции являются индивидуальными.

Об отличиях суггестивной от активационной

Иногда возникают просьбы объяснить разницу проявлений суггестивной и активационной функции. Но если перейти с размерностей на поведение, то мы опять займемся признаковым подходом. Однозначных различий в поведении не существует: мы наблюдали хвастовство, увлеченность, воодушевление, желание слушать, видеть, желание сделать самому, научиться в обеих функциях.
Как такие похожие проявления различить только по внешнему поведению? Никак. Различить можно только с помощью линейки размерностей.
Если функция опирается только на свое ощущение реальности, то это одномерность. В шестой функции (активационной) мы можем выявить владение нормами.

Как отличить отход от норм одномерной функции от отхода ситуативной?

И одномерная, и ситуативная функция могут отходить от норм. Важно определить, чем это вызвано. Одномерная функция не имеет механизма сравнения с эталоном, т.е. опирается исключительно на приобретенный опыт и собственные ощущения. При этом может и нормативные представления запомнить как опыт: попробовали, получилось, будем так и дальше.
Ситуативная функция имеет параметр норм, учитывает общепринятые представления, но может от них отойти, выбирает наиболее подходящий подход в зависимости от условий конкретной ситуации (может и нормами обойтись, если сочтет достаточным).

Как различить нормативность и ситуативность

Нормативная функция имеет в своём арсенале некоторый набор шаблонов. И каждую конкретную ситуацию она оценивает с точки зрения того, какой шаблон здесь следует применить, как будет наиболее правильно. Таких программ, приёмов может быть много, на разные случаи жизни. Например, по БЭ: нужно здороваться со знакомыми людьми, если в селе - здороваться и с незнакомыми тоже, во Франции - «Bonjour!» и т.д. Если совсем незнакомая ситуация - будет ориентироваться на то, как делают остальные и стараться не выделяться.
Ситуативная функция изначально (с рождения) по-другому мыслит. Размышляет как будет лучше, оптимальнее (а не как правильнее) поступить в данной ситуации с учётом всех нюансов. Нормы она тоже знает, но для неё они очень относительны, есть понимание, что иногда лучше поступить как-то по-другому, а не применять привычный шаблон.

Какое значение несут многомерные функции?

Возможность без страха (без оглядки) творить в этих аспектах и создавать что-то новое.
Конечно, далеко не все станут первооткрывателями. Но если рассматривать человечество в целом, то движут его вперед люди по многомерным функциям. Нужно помнить, что мы части единой системы - социон, и в ней мы выполняем какую-то функцию.

Ошибаются ли по многомерным?

Распространено мнение, что многомерные функции никогда не ошибаются. Но это совсем не так по нашим наблюдениям. Все ошибаются, только по многомерным человек гораздо меньше напрягается и переживает, спокойнее и конструктивнее относится к своим промахам. Многомерные функции готовы получать эти ошибки, для них это и есть результат, с которым нужно работать. А маломерные так и остаются со своим результатом из-за страха повторения ошибки, болезненной реакции. То есть основное отличие в том, какая энергетическая реакция сопровождает этот результат.
К тому же, для многомерных функций, особенно для базовой, довольно характерно ощущать, что предела совершенству нет, что можно лучше, гениальнее. Это не отчаяние, не жесткая оценка без градаций или хорошо, или ужасно, а понимание, основанное на нюансах ситуации и момента.

Возможно ли испытывать чувство стыда по многомерным функциям?

Всегда ли проявляются все размерности функций в ответах?

Все зависит от формулировки вопроса. Если вопрос на опыт или владение нормами, то многомерная функция может ограничиться этими параметрами. Если спросить, сколько будет 2+2, то, скорее всего, мы получим ответ 4 практически от любого ТИМа
Чтобы вывести многомерные рассуждения, нужно ставить вопрос именно на ситуативность, формулировать его так, чтобы не существовало однозначного (общеизвестного) ответа, было место, где развернуть мысль, показать все размерности.

Может ли количество вариантов говорить о многомерности функции?

Варианты можно приводить на уровне любой размерности, даже на уровне опыта.
Суть параметра ситуации - обработка информации с учётом конкретной ситуации. Этот параметр отмечается, если человек объясняет (желательно на реальных примерах), как именно его мысли, действия, оценки, приведенные варианты по этой функции зависят от ситуации, показывает гибкость по сравнению с нормативным подходом.

Возможно ли обдумывание по виталу?

Виталу не свойственно осознанное размышление, отслеживание, то есть нахождение этого аспекта в фокусе внимания.
Разово человек может задуматься и о витальных аспектах. Это такие импульсивные разовые погружения, когда возникает вопрос и приходится остановиться, задуматься. Это не ментальные размышления, рассуждения, в которых человек задается вопросами, а просто озвучивание проблемы, которая возникла. Также по виталу мышление может происходить в виде картинки, фильма, который просматриваешь. Но сложность, чувство выталкивания возникает в тех случаях, когда необходимо сформулировать, изложить мысль.

О внезапном озарении и тальности

Часто возникает вопрос, как отличить внезапное осознание по виталу от особенностей нахождения любого нового решения (когда все фрагменты в один момент складываются картину).
Важно наблюдать мышление непосредственно в процессе решения какой-либо задачи (а не только в момент самого нахождения решения). Это поможет выявить ментальное обдумывание, отслеживание, размышления, в ходе которых находится то самое решение. Или выявится присущий виталу автоматизм, осознание постфактум, выталкивание, сложности с погружением в размышления. В этом случае решение возникает само по себе, без предварительного обдумывания в процессе этого решения.

О запоминании информации и тальности.

Информация воспринимается по всем функциям. Разница в том, что по ментальным функциям осознание, оценка, обдумывание происходит в режиме реального времени. А по виталу информация тоже воспринимается и откладывается где-то, но осознание может возникнуть постфактум, а не в виде обдумывания в момент восприятия.
Как в таком случае выявить тальность? Лучше использовать задания в виде записи, фиксации мыслей в режиме реального времени. Это поможет выявить то, что человек обдумывает, ментально отмечает.

О знании существования минусовой зоны и знаке функции

Если человек обладает плюсовой функцией, то это не означает, что он не в курсе, что существует зона минуса, не может сказать о ней, обозначить ее. Например, плюсовая БЭ не означает, что человек не в курсе того, что есть негативные отношения. Вопрос в том, насколько он сам ориентируется в этом минусе, насколько владеет им.

Об использовании частицы не и минусе

Этот индикатор часто понимается формально: если есть отрицание, использование частицы не, описание минусовой области, - значит функция со знаком минус. Но важно не просто упоминание зоны минуса, а компетентность в ней, подход функции которые лучше наблюдать на законченном смысловом отрывке. Плюсовые функции могут описывать зону минуса, но как неприемлемую, то, что хочется отрезать, избежать. А минус ориентируется в этой зоне, может адекватно ее воспринимать, находиться в ней. Также в описании минус может проявляться в последовательном отсечении лишнего без его избегания.

О некомпетентности многомерной плюсовой функции в зоне минуса

Мы говорим, что плюс не компетентен в зоне минуса. То есть ни первая, ни вторая, ни другие функции не смогут вести себя адекватно в этой зоне, не смогут решать проблему многомерно. Нахождение в зоне минуса равнозначно влипанию по одномерке, то есть полная растерянность, болезненность, невозможность думать ни о чем другом, пока ситуация исчерпана, стремление выбраться из этой зоны. Если есть возможность перевести ситуацию в зону плюса, и если произошел такой перевод, тогда человек начинает мыслить в соответствии с размерностью функции.

Могут ли плюсовые функции использовать опыт попадания в зону минуса?

У плюсовой функции попадания в зону минуса фиксируются как отдельные, несвязанные между собой точки. Это выглядит как ослепление и результат. В этой зоне нет адекватного мышления, реакции в соответствии с размерностями, нет способности оценить свои действия, присутствуют болезненные ощущения, желание поскорее выбраться в плюс. Данный опыт может запоминаться как ситуация, которую стремишься не допустить, избежать. Но, несмотря на наличие опыта, новая ситуация попадания в минус сопровождается такой же неадекватностью, некомпетентностью, не появляется владение минусом.

О восприятии минуса по качеству минусовой функцией

Часто возникает вопрос, почему люди с минусовой функцией стремятся уйти из минуса по качеству, не любят находиться в этой зоне. Дело в том, что проявления минуса по качеству в обществе не приветствуются, считаются неприятными (агрессия, конфликтность, безвкусица, грязь и так далее). Большинство людей, независимо от ТИМа, не получают удовольствия от этих проявлений. Разница между минусовой и плюсовой функциями в компетентности: либо она имеется, либо в ней происходит полная потеря ориентации (невозможность дать оценку тому, как я себя в этом веду, нелепость, неадекват, ощущение, что несет). Минусовая функции ориентируется во внешних проявлениях минуса. Для нее это не паническое действие, а вполне понятное негативное проявление. Его можно градуировать, например, в области минуса БЭ: больше злости, меньше, или толстое презрение, или тонкий намек, эдакое фе и т.д.

Как отделить индивидуальность от личных предпочтений?

Каждый человек имеет представление о собственных предпочтениях и озвучивает их, это не всегда говорит об индивидуальности функции. От блока Эго можно озвучивать индивидуальное мнение, однако при этом человек обосновывает такое обособление своим многомерным осознанным выбором – он идет против устоявшихся мнений. Это нестандартное решение. В индивидуальных функциях такое обособление – это не творчество, но чувство несовпадения с другими. Иногда оно неосознанное, а язык, языковые конструкции, сами выдают информацию обособления. Ментальные функции блока Эго не считают «по умолчанию», что другие реагируют также индивидуально.

Об особенностях проявлений Ида

В Иде все очень индивидуально и сложно по причине возраста его заполнения. Все сходство Идов только в размерности и автоматизме. Именно на это и нужно опираться в оценке. Там есть некие глубинные программы (возможно, программы рода), которые тоже не исследованы, но которые оказываются сильнее наших желаний. Ид мощно работает так, как работает, часто неожиданно, как будто кто-то отключает твой разум и сам управляет. Только то, что не противоречит этой программе может быть постепенно изменено через ментальные функции Эго.

О направленности блока

Мы редко наблюдаем однозначно оформленную словесно направленность. Чаще наблюдается обоюдная направленность, в зависимости от задачи одна из функций становится целью, а другая инструментом. Потому общая направленность блока лежит как бы пластом выше, в некой более общей цели (задаче) функционирования мышления (человека).

Как различить блок и перевод?

Если явно видно, что аспекты звучат в паре и один разворачивается в поле другого, то лучше отметить блок. В случае, когда человек начинает в одном аспекте, а заканчивает в другом и явной связи, и взаимопроникновения не видно, то отмечаем перевод.

О том, почему не всегда происходят переводы из одномерной функции в многомерную?

Одномерные вообще индивидуальны, возможны различные реакции, тут многое и от опыта зависит. То есть тут однозначно предугадать реакцию вряд ли можно.
И многое зависит от особенностей ситуации. Если ситуация зацепила, болезненно задела, то вытолкнуть себя на Эго бывает очень сложно, зависаешь в этой реакции.

> Теория соционики > Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)?

Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)?

ОТВЕТ: Термин социотип, психотип в соционике может употребляться в разных контекстах, но все-таки чаще всего под этим подразумевается тип информационного метаболизма (ТИМ). В нашей работе мы не делаем различий между понятиями социотип, психотип и ТИМ. Нужно, однако, иметь в виду, что некоторые соционики понимают социотип, как некую социальную маску, которую личность предъявляет социуму. В этом смысле понятие социотип ближе к социологии, чем, собственно, к соционике. Однако на момент написания этой статьи в социологии термина социотип нет.

 

Термин психотип кроме соционики используется в психологии и под ним понимается врожденный набор черт, который задает что-то вроде шаблона для течения душевных процессов. Понятие психотипа помогает делить людей на группы. По одной из классификаций, введенной еще Гиппократом существует четыре психотипа (по типам темперамента): флегматики, холерики, сангвиники, меланхолики. По другой психологической классификации люди делятся на следующие психотипы: истероид, шизоид, эпилептоид, астеник, гипертим и пр.

Как мы уже упоминали, работая в поле соционики, мы говорим об одной сущности, употребляя термины социотип, психотип и ТИМ.

ТИМ (социотип, психотип) - это тип информационного метаболизма, который определяется функционированием психических функций человека, обрабатывающих информацию. ТИМ определяет способы получения и обработки информации, особенности взаимодействия человека с окружающей действительностью и, в частности, в отношениях с людьми, определяет сильные и слабые стороны человека. Теория соционики утверждает, что всего существует 16 различных ТИМ.

У представителей каждого ТИМ есть свои сильные и слабые стороны, особенностями поведения, способы мышления и принятия решений, свои взгляды на жизнь и собственные ценности. Естественно, характер человека зависит и от воспитания, окружения, образования, и многих других факторов. Одинаковые психотипы могут иметь люди из совершенно различных слоев населения: политик, ученый, беспризорник, да много кто еще. Но их объединяют схожие реакции на аналогичные жизненные ситуации, близкие взгляды на жизнь.

Согласно соционике ТИМ (социотип, психотип) человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных психических функций(накопленный опыт восприятия и выдачи информации функцией) с жизнью меняется.

Понятия социотипа, типа информационного метаболизма (ТИМ) и типа энергетического метаболизма (ТЭМ) являются одними из ключевых в соционике, однако степень их изученности неравномерна. Если свойства социотипа изучены наиболее хорошо, свойства ТИМа — достаточно хорошо, то свойства ТЭМа на сегодняшний день изучены еще недостаточно хорошо, хотя это понятие в соционике возникло одновременно с понятием ТИМа и раньше понятия социотипа.

Социотип — это одна из базовых структур психики. ТИМ и ТЭМ — это свойства психики, связанные с обменом информации и энергии соответственно. Таким образом, можно сказать, что ТИМ и ТЭМ это проявления социотипа. Кроме того, когда мы говорим о социотипе, то подразумеваем (относительно) устойчивую структуру, а когда говорим о ТИМ и ТЭМ — то речь идет уже об определенных динамических процессах и закономерностях в них.

Соционика. Типы информационного и энергетического метаболизма (ТИМ и ТЭМ) - это проявления социотипа, свойства психики, связанные с обменом информации и энергии.

Исторически сложилось так, что понятие социотипа употребляется в двух разных значениях — узком, как врожденная и неизменная структура, и широком, как вся соционическая подструктура психики (см. подтипы). Однако тип информационного метаболизма и тип энергетического метаболизма обычно принято связывать с проявлениями социотипа в узкой трактовке, хотя, безусловно, подвижная оболочка социотипа (подтип, профиль, функциональное состояние) влияет на процессы ИМ и ЭМ. Это влияние изучается, однако все же сложилась традиция при этом говорить о социотипе и его вариациях, а не ТИМе и ТЭМе и их вариациях.

Различие между ТИМом и ТЭМом.Гуманитарная соционика
Тип информационного метаболизма описывает процессы восприятия информации, распознавания и интерпретации в ней смыслов, принятия решения и выдачи информации.

Однако каждое из этих действий (не говоря уже о реализации решения) требует определенных энергетических затрат. Кроме того, каждая форма психической активности (т.е. функция) требует определенного уровня активности, а значит энергетических затрат. Именно закономерности и динамику этих процессов и описывает тип энергетического метаболизма.

ТИМ и ТЭМ в значительной мере взаимообуславливают друг друга (грубо говоря, если не хватит энергии на запуск функции Р, то и делового решения мы не получим), поскольку оба они являются проявлениями одной и той же сущности — социотипа. Поэтому утверждение, что у какого-то человека ТИМ один, а ТЭМ — другой, является грубой ошибкой. По этой же причине ТИМы, ТЭМы и их элементы обозначаются одинаково (ИЛЭ, ЛИИ, Р, Е и т.д.).

Тип информационного метаболизмаособенно важен, если мы стремимся изучить взаимодействие людей или иных социальных систем, поскольку само взаимодействие происходит именно путем информационного обмена.

Однако изучение типа энергетического метаболизмапредпочтительней в том смысле, что изучать закономерности информационного метаболизма (ТИМ) непосредственно мы принципиально не имеем возможности, а вот процессы и закономерности энергетического метаболизма мы можем наблюдать непосредственно, причем во многом даже без специальных инструментов (своими глазами).

Это наука, которая досконально изучает структуру мышления каждого индивидуума. С помощью этой науки можно определить, какой у человека тип личности . Это не просто развлечение. Узнав себя, можно определиться со своим будущим, найти подходящих друзей и вторую половинку. Всего соционический тип насчитывает 16 характеров. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Каждый из них по-своему смотрит на окружающий мир. Из одних получаются прекрасные политики, а другие станут великолепными врачами.

Соционика гласит, что психотип человека никогда не меняется, однако не стоит забывать, что по мере взросления некоторые функции могут измениться.

Нельзя точно сказать, какой тип личности раздражает больше всего. У каждого из них разный характер, да и взаимоотношения между ними тоже разные. В любом случае, определив свой соционический тип, можно понять, какие ТИМы будут больше всего вас раздражать.

Как видите, соционика предлагает 16 социотипов. Какой из них раздражает больше других - очень трудно понять. Зато можно определиться, кто раздражает конкретно вас. Для этого нужно определить тип личности ваш, людей, которые вас окружают, сравнить все полученные социотипы.

Возможно, проводя анализ, вы сможете найти новых друзей или понять, что некоторые люди вам вовсе не друзья.

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

      _   _____       _   ____       _      _   _ 
| | |_ _| | | | _ \ / \ | | | |
_ | | | | _ | | | |_) | / _ \ | | | |
| |_| | | | | |_| | | __/ / ___ \ | |_| |
\___/ |_| \___/ |_| /_/ \_\ \___/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме