Э берк вывел основы консервативной мысли. Э. Берк о традиционализме, политике и государстве. Консерватизм как способ мышления

Э берк вывел основы консервативной мысли. Э. Берк о традиционализме, политике и государстве. Консерватизм как способ мышления

В возрасте пятидесяти девяти лет, после долгой и трудной политической карьеры в партии вигов, Берк столкнулся в 1789 г. с необходимостью судить о революционных преобразованиях во Франции. Многие французы и многие согласные с ними англичане верили, что принципы и цели Национальной ассамблеи в Париже одинаковы с теми, что и у парламента в Лондоне, совершившего сто лет назад революцию. По этой причине, виги, похвалявшиеся тем, что являются главными носителями доктрин и традиция «Славной революции» 1688, вполне естественным образом подозревались в симпатиях к новому порядку во Франции. Берк, тем не менее, был встревожен и принципами и практикой французов. Он видел, что их догмы соответствуют, скорее, левеллерам 1649 г., чем вигам 1688- а предпринятое ими безжалостное уничтожение старинных институтов, политических, религиозных и экономических, наполняло его аристократическую душу жуткими предчувствиями о демократии. Англия была охвачена беспокойством и агитацией, симпатизирующей французским принципам, общества, пропагандирующие эти идеи, демонстрировали высокую активность. Презрение и ненависть, с которыми Берк смотрел на них, привели его к энергичной борьбе против них. Сначала он произнес обличительную речь в парламенте, затем пишет свои знаменитые эссе, в которых анализирует в целом историю и философию революции, как он их понимает. Главной работой были «Размышления о революции во Франции», напечатанные в 1790 г., а вторая по важности работа – с точки зрения политической философии, первая – «Обращение старых вигов к новым», напечатанная в 1791 г. Ни одна из них не является систематическим изложением единой политической теории. Обе в значительной части состоят из яростных нападок на то, что Берк, часто вовсе необоснованно, считал политикой и результатом французской революционной партии. Яркий свет его красноречия несколько заслоняет последовательность его рассуждений, тем не менее, задача реконструкции философии, которая лежит в основе его чувств, не так уж сложна. Враждебность Берка по отношению к революции направлена одновременно и против ее характера в целом, и против ее специфического содержания. Что касается революции в целом, он с негодованием восстает против стремления математически точно описать права человека и социальный строй. Твердая логика, утверждает он не играет решающей роли в объяснении политической жизни. Гордость французской философии относительно сведения всей науки управления к кратким формулам писаной конституции есть, с точки зрения Берка, величайшая глупость. «Декларация прав человека» есть систематически изложенные правила анархии, «наплевательское отношение к общепризнанным правилам, достойное непослушных школьников». Именно в той мере, в которой эти догмы верны логически и метафизически, они являются ложными в моральном и политическом смысле. Политика – доказывает Берк – есть хитроумное искусство обеспечивать запросы людей после того, как общество переросло свои абстрактные права. Достижение этой цели требует точного расчета относительно средств, а организация этих средств есть конституция государства, а абстрактные рассуждения об условиях до-государственного состояния не имеют никакого значения. Для чего обсуждать – спрашивает он абстрактное право больного на лечение? Позовите на помощь ему врача, а не профессора философии. Нетерпимость к философствованию отчетливо продемонстрирована Берком в анализе теории общественного договора. Здесь он успешно избегает необходимости быть точным и внутренне согласованным, что обычно дается ему с трудом. В работах Берка рассматриваются обе концепции, которые мы обозначили как договорную теорию [Имеются в виду точки зрения, согласно которым 1) возникновение государства происходит в результате договора между людьми и 2) в любом государстве существует негласное соглашение между подданными и правительством об условиях, на которых они готовы к мирным отношениям друг с другом – Прим.перев.]. Он обсуждает и соглашение, в результате которого возникает общество, и соглашение между монархом и подданными. В обоих случаях он с полной определенностью выступает против выводов, которые делают из договорной теории революционеры. Опасная ясность, с которой Гоббс, Руссо и их последователи описали общественный договор, не имеет в глазах Берка никакого очарования. Он принимает сторону Болингброка и других английских публицистов и размытому облику общественного договора, который рисуют они, противопоставляет свое ослепительное в своей непоследовательности красноречие:

«Государство это, и правда, договор, но государство не должно рассматриваться как что-то такое, что не хуже и не лучше соглашение партнеров в деле торговли перцем или кофе... которое заключается на короткий срок и расторгается по произволу сторон. Это сотрудничество во всех науках, искусствах и добродетелях. Поскольку целей такого партнерства нельзя достичь и за многие поколения, оно становится партнерством не только живых людей, но живых, тех, кто уже не живет и тех, кто еще не родился. Каждый договор, создающий государство, есть договор о вечном союзе, связывающий низшую и высшую природу, видимый и невидимый мир, в соответствии с актом нерушимой клятвы, удерживающей всю физическую и нравственную природу на положенном месте».

Берк, возможно, чувствовал уверенность, что революция после такой его вдохновенной речи не сможет сделать логику своим орудием. В своем «Обращении старых вигов к новым» Берк обязан был разделаться и с доктринами революционной партии. На «Размышления» откликнулась целая толпа остроумных критиков (наиболее остроумным был Томас Пейн в его «Правах человека») и принудила его к большей точности и в нападении и в защите. Берк противопоставил догмы революционной партии и основы своей веры. Тому, что суверенитет постоянно и неотъемлемо принадлежит народу, что люди по своей воле могут законно сменять правительство, что арифметическое большинство есть бесспорный орган народной воли, что признание за любым личным мнением равного веса есть требование политической справедливости, что народ не имеет конституции, пока некий формальный документ не будет утвержден всенародным голосованием – все эти догмы, которые, согласно Берку, составляют суть философии его оппонентов, Берк отвергает с огромной энергией. Им он противопоставляет следующий взгляд:
Политическое общество и правительство могут иметь источник в виде согласия и договора индивидов. В этом смысле, воля народа является источником власти, а народ может называться сувереном. Но за пределами этой ситуации, в корне не правильно было бы рассматривать индивидуальную волю или любое их число как наивысший авторитет. Человек рождается в уже установившемся обществе и с рождения обязан уважать его установления. Утверждать, что он может отбрасывать их по своему произволу, значит утверждать принципы анархии. Долг следует признать стоящим выше, чем воля. Долг существует вне зависимости от формального согласия с ним. Без этого общество невозможно. Отношения детей и родителей не произвольны – это точно в отношении ребенка и очень вероятно в отношении родителя, а моральные обязательства, вытекающие из них, сущностно важны для социального развития. Таким образом, политические и социальные условия, в которых рождается человек, не есть предмет его выбора, напротив, он имеет по отношению к ним обязанности.
«Ни один человек и никакое число людей (за исключением необходимости, которая выше закона) не может освободить себя от изначальной вовлеченности в общество с его договорами, поскольку он рожден на свет своими родителями и является плотью от их плоти. Место каждого человека в обществе определяет его обязанности».
Эту остроумную и мощную атаку против догматов народного суверенитета Берк подкрепляет не менее энергичной отповедью против мнения, что арифметическое большинство распоряжается народным суверенитетом. Коротко говоря, его доводы, состоят в том, что при установлении государства, как показывают защитники народного суверенитета, необходимо единодушие, а после того, как государство установлено, народ перестает существовать в качестве массы отдельных друг от друга единиц, его сменяет организация и отношения, установленные общественным союзом- следовательно, ни до установления государства, ни после этого, правлению большинства нет места.
Предположению, что управление при помощи большинства голосов предписано условиями договора, Берк противопоставляет свою доктрину, согласно которой любое государство, следующее природе, аристократично
То, что совместно должны действовать люди, в разной мере одаренные, по Берку, предполагает, что лидерство должно принадлежать более мудрым и опытным. Только так можно достичь целей, ради который создается союз. Это характерно уже для естественного состояния, которое предшествует установлению правительства. «Естественная аристократия» наблюдается в каждом правильно организованном сообществе. Для нации это та ее часть, которая, благодаря своему происхождению, богатству или интеллекту обладает особыми способностями к общественному служению – люди светлого ума, люди выдающиеся. Растворить их в массе и дать им силу, равную одному голосу, значит совершать насилие над природой и устанавливать царство анархии.
Что касается теории конституции, Берку здесь нечего предложить читателю, кроме хвалебного описания английской конституции. В ней он видит правильную, простую и естественным образом эффективную работу социальных и политических сил. Органы правительства – король, парламент и суд – получают свою власть от закона и обычая страны, которые образуют основной конституционный договор. Жизнь, свобода и собственность гарантированы не потому, что этого требует абстрактная философия, а потому, что они воплощены в законах. Основой политики является удобство, а не абстрактные формулы. Свобода и власть правильно отрегулированы. «Вся схема нашего смешанного правления направлена на то, чтобы любой из ее принципов не превратился в теоретический». Сущность системы в сдержках и противовесах. Каждая часть выполняет свои цели и контролирует другие. «В британской конституции действует постоянный договор и компромисс, иногда явно, иногда незаметно». В этом, как в противоположности требования, чтобы каждый принцип действовал в виде логического совершенства, Берк видит особое достоинство и философское оправдание конституции. Из изложенного ясно, что Берк по духу, скорее, государственный муж, чем философ. В фокусе его внимания текущие дела государства, а не чисто рациональные концепции. Опыт человечества и институты, в котором нашла свое выражение человеческая природа, это то, из чего должны выводиться политические принципы. Отстаивая эту идею, Берк противопоставляет себя мыслителям, сформировавшим историческую школу в политической науке. Его восхваление Монтескье иллюстрирует тип его философии тем, что выражается в яростным атакам против Руссо. Берк, отрицая метафизическую и априорную политику, и сам не избегает определенных теоретических допущений, подобных тем, что отвергает. Он не однозначный эмпирик. Когда он устанавливает утверждает, что политическая философия не должна идти в своем исследовании дальше установленных действующими институтами границ, когда он объявляет новаторский дух угрозой, он говорит от имени естественного и божественного порядка, определяющего людские дела. За действующими политическими системами, по Берку, стоит моральный принцип, установленный высшим разумом и требующий почтительного отношения к нему. Этот мистический настрой мысли виден в разных местах, но он не настолько ясен, чтобы ему можно было дать определение. У других представителей антиреволюционных теорий этот настрой приобретает характер явного обскурантизма.

Эдмунд Берк (Burke) (1729-1797) был английским мыслителем, публицистом и политическим деятелем, также он являлся идеологом консерватизма.

Свое литературное творчество на поприще философии Э. Берк начал с памфлета Защита естественного общества (1756 г.), в котором отрицательно откликался о рационалистической философии Г. Болинброка, а в 1757 году - Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного, которое оказало большое влияние на формирование европейской эстетики. В 1758-1790 годах он был ведущим автором и редактором ежегодника Annual Register.

Политический консерватизм как целостное мировоззрение впервые обнаружил себя в 1790 году, когда были опубликованы Впечатления от революции во Франции Э. Берка Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности) . Сборник статей. Выпуск 1. - Под ред. Ю.Н. Солонина., с. 70-71. . Учение Берка возникло как реакция против многообещавшей Французской революции и возвеличивания разума философами-просветителями Г. Скирбекк, Н. Гилье. История философии. . При этом консерватизм рассматривается в качестве противоположности радикализму, вкладывая в оба понятия, помимо чисто формального, абстрактно-идейное содержание, характерное и более доступное традициям английской политики.

Воздействие на возникновение и становление убеждений Э. Берка оказали политические идеи ряда идеологов таких, как: Г. Брактона, Дж. Гаррингтона и Дж. Локка, в результате чего у Э. Берка сформировалось воззрение о системе разделения властей, сильном государстве и неотъемлемом преимуществе собственности. Непосредственное воздействие философии Нового времени помогло Э. Берку: понять процесс формирования и функционирования общества- узнать место личности в природе и обществе- прийти к мысли и развить с консервативных позиций представления: свобода, свобода собственности, восприятие морали и политики- охарактеризовать процессы, протекавшие в обществе второй половины XVIII века. Обнаруживается и политическая, и социально-экономическая среда формирования консервативных взглядов Э. Берка.

В Размышлениях о Французской революции (1790 г.) Э. Берка, первом манифесте европейского политического консерватизма, присутствует уже антропологическая проблематика. Берк увидел на самой начальной стадии Французской революции ее истинный политический и нравственный смысл и выступил оппонентом всех аналогий между английским либеральным движением XVII в., уважавшим традиции, и французским революционным движением, задавшимся целью осуществить абсолютно новый социально-политический порядок. Я не стал бы исключать возможность изменений, но при этом есть вещи, которые должны быть сохранены. Я прибегал бы к лекарству, только когда больному совсем плохо. Занимаясь ремонтом здания, я сохранил бы его стиль Берк Э.Размышления о революции во Франции. М., 1993.С. 143. , - утверждал Э. Берк.

Укоряя своих соперников в политической недальновидности и некомпетентности, шотландский философ строил свои обвинения на ином, более реалистичном разумении человеческой натуры. Ибо мастерство политики, навыки которой приобретаются не за один день, требует, по меньшей мере, абсолютно полного знания человеческой естества и его потребностей, что, с точки зрения философа, в той, или иной степени и составляет проблему для разрушителей французского старого общественного здания, стремящихся возвести новое. Эти экземпляры предрасположены к дикой и неудержимой политике так, как не постигают значимость политической сути: Человеческая природа сложна и запутана, общественные интересы тоже сложны чрезвычайно, и, значит, нет такого политического направления, нет такой власти, которая устраивала бы каждого. Когда я слышу о простоте плана, целью которого является новое политическое устройство, я не могу отделаться от мысли, что его изобретатели не знают своего ремесла или пренебрегают долгом. Идея простого политического устройства изначально порочна, чтобы не сказать больше Берк Э.Размышления о революции во Франции. М., 1993.С. 72. , - фиксировал Э. Берк в своих Размышлениях.

Таким образом, не акцентируя внимания на греховности человеческой природы, идеолог, по сути, продолжил макиавеллистскую традицию психологического подхода в понимании природы человека, которая трактуется как своеобразное переплетение рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Поэтому английский мыслитель подчеркивал, что государство - это мудрое изобретение человечества, предназначенное для обеспечения человеческих потребностей и одновременно для сдерживания в разумных пределах человеческих страстей и желаний. Это своеобразный воспитательный институт, который совместно с другими социальными институтами - такими как семья, церковь, образовательные учреждения - способствует моральному совершенствованию человека и сдерживает его иррациональные импульсы через систему социальных правил и обязанностей, которая оформляется обществом на протяжении жизни не одного поколения.

Э. Берк считается основоположником нового течения в рамках естественного права, получившего название исторической школы права.

Сочетание естественного и позитивного права для Берка является значимым на том основании, что утвержденный в них принцип действовал на основе жёсткой запретительности и был ценен в периоды социальных и политических кризисов. Именно такое право препятствовало разлому внутреннего порядка, осуществляло нравственно-правовой запрет и способствовало сохранению культурных ценностей, содействовало обеспечению нормативного поведения больших масс людей.

Между тем, Берком востребована и теория общественного договора с целью аргументировать свои мысли о необоснованности требований Георга III восстановить в Англии форму правления в виде абсолютной монархии. Э. Берк воспитывал идеи о конституционной монархии, закрепленной в результате Славной революции 1688 года. Он видел в договоре одну из множества концепций о происхождении общества и государства, объясняя происхождение данных институтов с помощью эволюционной теории греческих софистов и Цицерона.

Построенная на основе социальной структуры Англии концепция служила Эдмонду Берку методом объяснения прав и обязанностей человека перед обществом и государством. В нем Э. Берк не допускал одного принципа - социального равенства, который ведет к распаду личности. В познании прав человека Э. Берк исходил из разума народа, который в совокупности умнее, чем один человек, ибо общество несет в себе мудрость поколений. Берк постоянно напоминал о необходимости уважать опыт прошлых поколений и следовать естественному ходу вещей.

Стабильность общества Э. Берк видит в гарантии неотъемлемых прав человека на собственность. Согласно философу, собственность соединяет основу любого цивилизованного общества, так как является определяющим фактором, от которого форма правления и распределение власти, и сводится к: праву принимать решения- праву владения.

Отсюда, условием гармоничного развития человека и общества служило соблюдение прав собственности, которая давала человеку развивать свои способности и таланты.

Мы боимся предоставить людям жить, и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем, что ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации Берк Э.Размышления о революции во Франции. М., 1993.С. 86. , - писал Э. Берк.

Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов, Берк осуждал репрессивные меры правительства. В 1780-1782 годах Берк сыграл важную роль в проведении экономической реформы - ликвидации синекур, использовавшихся королем для подкупа парламентариев. В то же время Берк неизменно отвергал выдвигавшуюся левыми вигами (партия в Англии) и радикалами идею парламентской реформы. В 1784-1786 годах широкую известность получили его парламентские выступления с требованием отставки генерал-губернатора Индии У. Гастингса за злоупотребление властью. Крайне отрицательно восприняв Великую Французскую революцию, Берк подверг ее резкой критике в серии парламентских выступлений и публицистических работ (1790-1797), основной из которых стали его Размышления о революции во Франции (1790). Эта книга вызвала много споров, в которых приняли участие многие видные политики и мыслители Европы, и вошла в историю как классическое изложение принципов идеологии консерватизма. Чудинов А.В. Эдмунд Берк - критик Французской революции Главы из книги Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин., М., 1996.

Эдмунд Берк традиционно считается основателем консервативной мысли. Его работы Размышления о революции во Франции (1790), дали толчок к развитию столь различных направлений политической мысли, как французский контрреволюционный традиционализм, немецкий политический романтизм, английский либеральный консерватизм.

Размышления выполнили свою непосредственную задачу и привлекли общественный интерес к идеям и событиям Французской революции. Книга вызвала многочисленные споры и отклики, среди которых наиболее известен памфлет Томаса Пейна Права человека (1791-1792). Однако значение книги Бёрка этим не ограничивается. Несмотря на шероховатости стиля и фактические ошибки, Размышления являются наиболее важным сочинением Бёрка. В нем с наибольшей полнотой выражена философия консерватизма, которая является вкладом Бёрка в мировую политическую мысль. Размышления также - главная победа, одержанная его красноречием.

Берк считал, что социальный процесс представляет собой путь проб и ошибок. Опыт, накапливаемый и передаваемый из поколения в поколение, воплощается в социальных институтах и ценностях, которые не конструируются человеком сознательно и не управляются им по рационально обоснованному плану. Берк писал, разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленными в течение веков общим банком и капиталом народов Burke E. Reflections on the Revolution in France. N. Y., 1955. P. 99. Консерватизм Берка не поддерживает концепцию полного laissez faire и не принимает идеи естественных прав и свобод, естественной доброты человека, естественной гармонии интересов. Берк, в частности, отмечал, что своими правами и свободами англичане обязаны не каким-то рационально сформулированным абстрактным и универсальным принципам, а процессу развития английского общества от Великой Хартии вольностей до Билля о правах- в течение многих столетий эти права расширялись и передавались из поколения в поколение Burke E. Id.Р. 37.

Берк являлся защитником классического естественного права и представителем английской либеральной традиции- противником и одновременно сторонником историцизма- защитником свобод и сторонником авторитарного государства. В центре его Размышлений - защита Истории в ее длительности и естественном течении в противоположность революционному проекту сознательной реконструкции общественного порядка- защита предрассудков против Разума- общественного опыта - в противовес опыту индивидуальному.

Размышления были написаны Берком по поводу попытки лондонского Общества революции сложить воедино две столь различные революции и разработанные в ходе них две различные конституции - английскую конституцию 1688 г., пронизанную духом протестантизма, в которой отражались многовековые традиции английских национальных свобод, и французскую Декларацию прав человека и гражданина, разрушительную и атеистическую, созданную разумом теоретиков, а потому искусственную и ошибочную.

По Берку английская революция (в отличие от французской) была законна в той мере, в какой она не выражала субъективной воли Парламента, была высшей исторической необходимостью и восстанавливала исторически приобретенные свободы, единый план развития английской истории. При всем этом Берк не принимал рационалистические схемы.

Когда государственный деятель сталкивается с огромной массой, пронизанной страстями и интересами, простых решений быть не может. Простое может быть только поверхностным! Поэтому подлинной природе человека чуждо понятие свободы вообще, безотносительно к чему-либо - имеют смысл только конкретные свободы, как они сформировались в процессе развития того или иного народа. Наша свобода обладает своей генеалогией, чертами, галереей портретов Burke E. Reflexions on the Revolution in France. Oxford, 1877. P. 40. .

Мейнхем писал о Э. Берке: Примечательность Берка заключается в том, что он явился первым автором, кто критиковал французскую революцию. Он был инициатором антиреволюционного консерватизма. Все позднейшие консервативные критики французской революции оставались под большим или меньшим его влиянием. Именно Берк больше, чем кто-либо, давал антиреволюционному лагерю идеи и лозунги. Его Размышления о революции во Франции явились памфлетом, направленным против прореволюционных обществ и клубов, возникавших в Англии. Англия предлагала особо выгодную перспективу для правильного политического понимания революции, поэтому каждое конкретное замечание превращалось в принципиальный тезис, становилось философским - даже для ума принципиально нефилософского, каким и был наделен Берк Манхейм К. Диагноз нашего времени.С. 629.

Хайека считал, что философия Эдмунда Берка основана, прежде всего, на эволюционной схеме: Все меняется, - пишет он в Размышлениях, - все иллюзии, делавшие власть благосклонной, а подчинение либеральным, придававшие гармонию различным теневым сторонами нашей жизни и достаточно мягко все обращавшие на пользу политике, все чувства, смягчавшие и украшавшие частную жизнь - все померкнет перед неукротимым наступлением Разума Burke E. Op. cit. P. 158. .

Берк защищает, прежде всего, дух свободы, которым были проникнуты прежние институты, и рыцарские нравы. Таким образом, дилемма свободы и равенства разрешается Берком в пользу свободы вне равенства - в традиционном иерархическом обществе.

В философии Берка мы наблюдаем постоянные колебания между принципами раннебуржуазной политической философии, легшими в основу либеральной традиции, и традиционалистскими постулатами, составившими впоследствии ядро консервативной мысли.

Считая Берка основателем консервативного направления в политической философии, нужно выделить, что его убеждения развивались в либеральном направлении. Говоря о консерватизме Эдмунда Берка, мы должны подчеркнуть либеральный характер этого консерватизма. По тому же пути пойдет впоследствии все развитие английского консерватизма вплоть до Р. Пила и Дизраэли, которые провозглашали консерватизм, который носил реформистский характер, однако, такой консерватизм использовал реформы только для сохранения старого. От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии) под ред. Федорова М.М., Хевеши М.А., М., 1994. - 62 с. - 212 с.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Эдмунд Бёрк -английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, идейный родоначальник британского консерватизма.

Вопрос. Политические взгляды Э.Бёрка.Возникновение консерватизма

Термин идеология древнегреческого происхождения и буквально означает учение об идеях, поскольку состоит из двух слов идея и логос. В научный оборот он был введен Антуаном Дестюбом де Траси, одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде Этюд о способности мыслить он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях.

Политические взгляды Бёрка наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Великой французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

Консерватизм – это конгломерат весьма различных общественно-политических учений, которые с течением времени эволюционировали и видоизменялись. Поэтому консерватизм – это не какое-либо конкретное политическое учение, а «умонастроение», комплекс неких базовых мировоззренческих принципов, роднивших все консервативные концепции. Впервые эти консервативные принципы были чётко сформулированы в работе Эдмунда Бёрка, который считается, поэтому, основателем консерватизма.

Э. Бёрк (1729 - 1797) – английский мыслитель и политический деятель. В 1790 г. он издал памфлет «Размышления о революции во Франции», ставший с тех пор «библией» классического западного консерватизма.

В «Размышлениях…» Бёрк противопоставлял Британию как идеал общественно-политического устройства и революционную Францию как нежелательный, пагубный альтернативный вариант политического развития.

Сравнивая Англию и Францию, Э. Бёрк не просто сравнивает две страны или два национальных характера – он формулирует основные постулаты консерватизма (присущие, по его мнению, англичанам) в противовес революционными принципами (которые «исповедают французы»).

 

 

Итак, каковы же основные революционно-консервативные контрадикции (противопоставления) Э. Бёрка?

 

 

Во-первых, для революционера, полагает Э. Бёрк, абстракция (обобщение, продукт спекулятивного размышления) выступает как мотив и план переустройства общества и государства. Революционеры готовы ради умозрительной идеи, ради мечты разрушить существующую социально-политическую систему и на её руинах создать новую. Этому революционному принципу политического действия Бёрк противопоставляет консервативный постулат: практика (а не абстракция) должна являться источником политических мероприятий. Только практика, практические потребности страны должна ставить цели перед политиками. Уважение существующего порядка вещей – долг политиков.

Во-вторых, Э. Бёрк доказывает, что революционеру свойственен абстрактный индивидуализированный рационализм. Этому принципу мышления Э. Бёрк противопоставляет традицию, которая является, по его мнению, квинтэссенцией практического опыта многих поколений. Английский мыслитель разрабатывает т.н. «апологию предрассудков», защищая традиционные нормы, которые французские революционеры «легкомысленно и самодовольно» третировали как невежество, предрассудки. Традиция для Э. Бёрка – продукт коллективного разума, проверенный на практике- тогда как индивидуальный разум не чужд заблуждениям, причём, порой весьма опасным заблуждениям (что Бёрк и демонстрировал на примере Франции). Традиция, кроме того, - это способ связи между поколениями, средство накопления позитивного опыта. Традиция трансформируется в череде поколений, каждое из которых проверяет действенность её норм на практике.

В-третьих, Э. Бёрк указывает, что революционному способу развития свойственно разрушение преемственности между различными этапами, уничтожение старых форм жизни ради реализации абстрактного идеала. Э. Бёрк противопоставляет революции эволюцию, которую он называет «медленный прогресс». Консерватизм, подчёркивает английский мыслитель, не отвергает изменений как таковых, но с точки зрения консерватизма они возможны лишь тогда, когда практически необходимы. «Медленные прогресс» предполагает преемственность – заимствование всего самого лучшего из предшествовавшего этапа, отдельные реформы и т.п. Критерием прогрессивности изменений для консерватора является практика, а не степень близости к абстрактному идеалу (как для революционера). Верность же традициям – это именно тот якорь, который не позволяет обществу и государству соскользнуть к абстрактным революционным экспериментам.

В-четвёртых, Э. Бёрк полагает, что революционеры ошибочно отождествляют равенство и справедливость, призывая к максимальному равенству как к естественному положению вещей. Для консерватора, пишет Э. Бёрк, очевидно, что общество невозможно без иерархии. Естественный порядок вещей, по Бёрку, - не абсолютное равенство, а иерархия, где каждый человек занимает положенное ему место в соответствии с его способностями, энергией, волей, капиталами и происхождением. Люди не равны от природы: уравнять их – это значит дать одним (худшим из людей) то, чего они не заслуживают, и отнять у других (лучших) то, что им принадлежит по праву.

В-пятых, с точки зрения революционера, свобода – это ценность внеисторическая и универсальная, к которой стремятся все люди и народы во все времена, вне зависимости от уровня развития и культурных традиций. Э. Бёрк полагает такой подход неверным. Свобода, по его мнению, - не некий абсолютный идеал, а историческое состояние, подходящие для одних народов в одни времена, и не подходящее (или даже вредное) для других народов в другие эпохи.

Наконец, в-шестых, Э. Бёрк порицает революционеров за презрение к государственной власти как угрозе для свободы. Для Э. Бёрка государство – гарант свободы в рамках правового поля. Государство – носитель традиции, выразитель коллективного разума народа. Государство должно обладать силой принуждения, чтобы иметь возможность пресекать устремления отдельных людей и групп изменить существующий порядок вещей. Консерваторы испытывают уважение к государственным институтам, стабилизирующим общество и подавляющим «неадаптивные элементы».

Таким образом, изложенные постулаты легли в основу консерватизма. Консерватизм оказался чрезвычайно гибким (несмотря на своё название). Конкретное содержание консервативных теорий менялось, конкретно-практические политические программы консерваторов постоянно переписывались, но консервативный подход к осмыслению общественно-политических проблем оставался прежним и основывался на идеях Э. Бёрка. У этих идей обнаружилось одно важное достоинство – их мировоззренческий, а не конкретно-политический характер. Консерватизм, существенно изменившийся, до сих пор остаётся влиятельным общественно-политическим течением.

В завершении необходимо предостеречь от смешения (и тем более отождествления) рафинированного модернизированного (если угодно – «буржуазного») западного консерватизма со средневековым и (или) азиатским традиционализмом.

Введение.

  1. Политическое сознание иполитические идеологии.

2.1. ЭдмундБёрк - идейный родоначальник британскогоконсерватизма.

2.2. ТрадиционализмЭ. Бёрка

2.3.Общественно-политическая теория Берка

Заключение

Введение

Консерватизмкак особое направление в сфереобщественно-политических идей и какопределенный стиль мышления уже болеедвух столетий оказывает значительноевоздействие на динамику социальной иинтеллектуальной жизни многих странмирового сообщества.Большинству людей,не принадлежащих к узкому кругуспециалистов, изучающих историюВеликобритании XVIII в. и философиюПросвещения, имя Эдмунда Берка вряд лиговорит о многом. Это не удивительно,ведь о Берке не упоминается в школьныхучебниках истории и лишь вскользь - вучебных пособиях для гуманитарныхвузов. А между тем еще в прошлом столетииизвестный английский историк Г.Т.Бокльписал, что даже в самом кратком очеркеистории Англии без упоминания этогоимени был бы допущен непозволительныйпробел 1

Знаменитыймыслитель и публицист, политическийдеятель второй половины XVIII в., ЭдмундБерк (1729-1797) был, наверное, одной из самыхнеординарных исторических фигур своеговремени. Выходец с кельтских окраинВеликобритании, сын небогатого ирландскогоадвоката, этот человек в течение тридцатис лишним лет был одним из руководителейпарламентской оппозиции официальномурежиму английского короля Георга III- кего мнению по многим вопросам внутреннейи внешней политики страны прислушивалисьтакие виднейшие государственные деятелиАнглии того времени, как У.Питт-младшийи Ч.Дж.Фокс. Кроме того, Берк традиционносчитается одним из классиков политическоймысли XVIII столетия, родоначальникомряда философских и политическихконцепций, имеющих большое значение сточки зрения формирования идеологииконсерватизма.

Выбраннаямною тема, очень актуальна и интересна,по ряду причин. Мне очень интересныполитические идеологии, их формированиеи их сущность. Эдмунд Берк один ихродоначальников формированиеконсерватизма, что является одним изсамых главных вопросов в политическихидеологиях. Я считаю Эдмунда Берка,очень интересной личностью, и изучениеданной темы меня привлекло своейразносторонностью.

Структурамоей работы состоит из двух глав ичетырёх параграфов, в которых я раскрылапонятие такой политической идеологиикак консерватизм, и основные политическиевзгляды, одного из родоначальникомконсерватизма, Эдмунда Берка.

1.1.ПОЛИТИЧЕСКОЕСОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Политическиеидеологии(отгреч.idea– понятие иlogos- знание)представляют собой наиболее влиятельныеформы политического сознания. С моментапоявления самого термина “идеология”(его ввел в научный оборот французскийфилософАнтуан Дестютде Трасси в 1801 г.) в наукесложились различные взгляды на егосодержание. Синтезируя основные подходы,можно сказать, чтополитическаяидеология представляет, прежде всего,определенную доктрину, оправдывающуюпритязания той или иной группы лиц навласть (или ее использование), добивающейсяв соответствии с этими целями подчиненияобщественного мнения собственным идеям.В то же времяполитическая идеология – это системаидей, взглядов, представлений, содержащаятеоретическое осмысление политическогобытия с точки зрения интересов,потребностей, целей и идеалов определенныхсоциальных групп и слоев, национальныхобразований.

Инымисловами, политическаяидеология – это разновидностькорпоративного сознания,отражающая групповую точку зрения наход политического и социального развитияобщества и потому отличающаясяопределенной предвзятостью оценок исклонностью к духовному экспансионизму.Она является по преимуществу инструментомэлитарных кругов, которые с ее помощьюконсолидируют групповые объединенияграждан, обеспечивают связь с низами,выстраивают определенную последовательностьдействий в политическом пространстве.Идеология вместе с тем – этосоциально значимая, теоретическиоформленная система идей, вкоторой отражаются интересы определенныхслоев и которая служит закреплению илиизменению общественных интересов. Ноидеология – не просто теоретическиоформленное осознание социальным слоемсвоего бытия в его развитии. Системаценностей, которая закрепляется видеологии, создает ориентиры длясоциального действия. Эти ориентирымобилизуют людей, руководят их общественнойактивностью и определяют ее.

в их практических делах ипоступках.

Падениевлияния идеологий на общественноемнение или распространение технократическихпредставлений, отрицающих возможностьвоздействия социальных ценностей наполитические связи и отношения, ведетк деидеологизацииполитики. Так, в начале 60-х гг. ХХ в. Д.Белл и Р. Арон пришли к выводуо “конце идеологии”, но буквально черездесятилетие они же заговорили ореидеологизации общественнойжизни. Насильственное внедрение идеологиив обществе носит название индоктринациии может привести к усилению общественнойнапряженности.

Основныеидеологические течения в современноммире. Политическая историяна протяжении столетий продемонстрировалазарождение и упадок многих идеологическихдоктрин. Мы кратко остановимся нахарактеристике лишь тех идейныхконструкций, которые в последниеполтора-два века играли наиболее заметнуюроль на политической арене:

-либерализм и неолиберализм.Как самостоятельноеидеологическое течение либерализмсформировался на базе политическойфилософии английских просветителейДж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля,А. Смита в конце XVII- начале XVIIIвв. Связав свободу личности с уважениеместественных прав человека, а также ссистемой частного владения, либерализмзаложил в основу своей концепции идеалысвободной конкуренции, рынка,предпринимательства. В соответствии сэтими приоритетами, ведущими политическимиидеями либерализма были и остаютсяправовое равенство граждан, договорнаяприрода государства, убеждение оравноправности соперничающих в политике“профессиональных, экономических,религиозных, политических ассоциаций,ни одна из которых не может иметьморального превосходства и практическогопреобладания над другими”.Идейно-нравственное ядро “классическоголиберализма” образовали следующиеположения:

1)абсолютная ценность человеческойличности и изначальное (от рождения)равенство всех людей-

2)автономия индивидуальной воли-

3)исходная рациональность и добродетельиндивида-

4)существование определенных неотчуждаемыхправ человека, таких, как право на жизнь,свободу, собственность-

5)создание государства на основе общегоконсенсуса и с единственной цельюсохранить и защитить естественныеправа-

6)договорный характер отношений междугосударством и обществом-

7)верховенство закона как инструментасоциального контроля и “свобода взаконе” как право и возможность ”житьв соответствии с постоянным законом,общим для каждого в этом обществе небыть зависимым от непостоянной,неопределенной, неизвестной самовластнойволи другого человека” (Дж.Локк)-

8)ограничение объема и сфер деятельностигосударства-

9)защищенность – преждевсего от государственного вмешательства- частной жизни человека и свобода егодействий во всех сферах общественнойжизни-

10)существование доступных разуму индивидавысших истин, которые должны игратьроль ориентиров в выборе между доброми злом, порядком и анархией.

Адаптациютрадиционных ценностей либерализма креалиям второй половины ХХ в. осуществилнеолиберализм. В основу его политическойпрограммы легли идеи консенсусауправляющих и управляемых, необходимостиучастия масс в политическом процессе,демократизации процедуры принятияуправленческих решений. В отличие отпрежней склонности механически определятьдемократичность политической жизни побольшинству, неолибералы стали отдаватьпредпочтение плюралистическим формаморганизации и осуществления государственнойвласти. Им оказалисьне чуждыми идеи усиления ролигосударственных органов в общественнойжизни, создания “социального государства”.В области экономики они отстаиваютнеобходимость сохранения равноправногоположения разных форм собственности,жизнеспособность которых долженопределять рынок. Вместе с тем развитиерынка и его механизмов предусматриваетсяосуществлять под контролем государства.Неолиберализм, закрепивший выдающеесяположение этой идеологии в мире, всеболее приобретает характер не столькочеткой программы, сколько мироощущения,мировоззрения, смысловых ориентаций,в которых на первый план выходят общиеидеалы и культурные принципы-

-консерватизм инеоконсерватизм.Консерватизм (терминвпервые употребил ФрансуаШатобрианв началеXIXв.) представляет собой двоякое духовноеявление. С одной стороны, это психологическаяустановка, стиль мышления, связанный сдоминированием инерции и привычки,определенный жизненный темперамент,система охранительного сознания,предпочитающая прежнюю систему правления,независимо от ее целей и содержания. Сдругой стороны, консерватизм – это исоответствующая модель поведения вполитике и жизни вообще, и особаяидеологическая позиция со своимфилософским основанием, содержащемизвестные ориентиры и принципыполитического участия, отношения кгосударству, социальному порядку иассоциирующаяся с определеннымиполитическими действиями, партиями,союзами. Предпосылкой возникновенияэтих базовых представлений стала реакцияЖозефа де Местра(1753-1821), Луиде Бональда (1754-1840),Эдмунда Берка(1729-1797)на Великую Французскую революцию XVIIIв., вызвавшую у основателей консерватизмамысли о противоестественностисознательного преобразования социальныхпорядков. Консерватизм, таким образом,- это идейно-политическоеучение, ориентированное на сохранениеи поддержание исторически сложившихсяформ государственной и общественнойжизни, в особенности ее ценностныхустоев, воплощенных в семье, национальныхособенностях, религии, собственности.

КонсерваторыХIХв. исходили из полного приоритетаобщества над человеком: “люди проходяткак тени, но вечно общее благо” (Э.Берк).По их мнению, свобода человека определяласьего обязанностями перед обществом,возможностью приспособиться к еготребованиям, а главный вопрос опреобразованиях в обществе сводился кдуховному преображению самого человека,так как сохранение прошлого в настоящемдолжно рассматриваться в качествеморального долга перед будущимипоколениями. Система воззренийконсерваторов базировалась на приоритетепреемственности перед инновациями, напризнании незыблемости естественнымпутем сложившегося порядка вещей,предоставленной свыше иерархичностичеловеческого сообщества, а такжесоответствующих моральных принципов,лежащих в основе семьи, религии исобственности.

Впервой половине 70-х годов ХХ в. консерватизмпревратился в неоконсерватизм. Егонаиболее известные представителиИрвинКристол, Дэниел Белл, Збигнев Бжезинскийсформулировали рядидей, ставших ответом на экономическийкризис того времени, на расширениевлияния идейДжонаКейнса (1883-1946), массовыемолодежные протестные движения. Вчастности, неоконсерватизм стал исходитьиз того, что только рыночные отношенияведут к реальному развитию общества ичеловека- что свобода и равенствонесовместимы- что классическая демократиянеосуществима или вредна, в связи с чемнеобходимо в общественной жизни сочетатьдемократию с властью элит- что главноеправо личности – это право иметьсобственность и свободно распоряжатьсяею- что государство имеет ограниченноеправо вмешательства в экономическуюжизнь- что консерваторы должны возглавитьнаучно-технический прогресс современности.

-социал-демократическаяидеология.Онасвоими корнями уходит во времена IIИнтернационала (1889 – 1914 гг.) и связанас творчеством ЭдуардаБернштейна (1850-1932),Карла Каутского (1854-1938) и др.В отличие от К.Маркса и его последователей,Бернштейн отрицалнеизбежность крушения капитализма ивсякую связь прихода социализма с этимкрушением. Социализм, как считал этоттеоретик, не сводится к замене частнойсобственности общественной. Путь ксоциализму – это поиск новых “товарищескихформ производства” в условиях мирногоразвития капиталистической экономикии политической демократии. “Конечнаяцель – ничто, движение – все” – такимстал лозунг реформистского социализма.Его основные политические идеи заключалисьв следующем: отрицаниевсякой диктатуры как формы политическойвласти- приверженностьпринципам демократического парламентаризма-учет политическогоплюрализма и ориентацияна консенсус при решении важнейшихпроблем- приоритетмирных средств достижения социалистическихцелей- участиегосударства в регулировании экономикии развитие рыночных механизмов- верностьконцепции социальной защищенноститрудящихся масс- ориентацияна мирное сосуществование различныхгосударств и их достаточную безопасность.

Социал-демократыв западных странах, находясь у властиили влияя на власть, во многом содействовалидемократизации своих обществ, расширениюи закреплению прав и свобод трудящихся.И тот исторический спор, который втечение более 100 лет вели между собойсоциал-демократы и коммунисты, пока чтоможно считать решенным в пользусоциал-демократии-

Идеология анархизма. Современныйанархизм представляет собой совокупностьдостаточно разнородных политическихтечений, настроений и ориентаций,оказывающих определенное влияние намировой политический процесс.Родоначальниками анархизма были МаксШтирнер (1805-1856),Михаил Александрович Бакунин (1814-1876),Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921),Жорж Сорель (1847-1922) и др. Общейчертой всех форм анархизма являетсяпредставление о государстве как основномисточнике зла в обществе, а его устранение,разрушение – как главное условиерадикального совершенствованиясоциальных отношений. Анархисты такженегативно относятся к политическимсредствам и инструментам борьбы, в томчисле к партиям, организациям, посколькуих деятельность концентрируется вокругпроблем воздействия на государственнуювласть или еезавоевания-

-технократизмв политической сферепредстает совокупностьютеорий и основанных на них методовтолкования и решения политическихпроблем, исходящих из уверенности, чтоименно техника и ее эволюция оказываетрешающее воздействие на определениеконкретного облика политических систем.Эволюция технократизма как политическогонаправления связана с Т.Вебленом, американскимэкономистом и социологом, выдвинувшимидею “революции инженеров”– перехода в их руки власти не толькона производстве, но и в обществе, гдетрадиционная политика превращается втехновластие. Возникшая в70-е годы ХХ века теория постиндустриальногообщества акцентировала внимание натаких явлениях, как внедрение компьютерныхсистем и технологий, активное использованиеэлектронной техники в производстве,быту, управлении, связи и образовании.Теория постиндустриального обществаотходит от многих традиционных постулатовтехнократизма.

V.В современной России происходиткристаллизация идеологий, предпочтенийи формирование биполярной (илидвухполюсной) идеологической системы– либерализм на одном полюсе и коммунизмс социал-демократизмом в разнообразныхего формах – на другом. Центристскиеориентации до сих пор остаются весьманевыразительными. Основные группыполитических идеологий в РоссийскойФедерации выглядят следующим образом:

демократическо-либеральная,выступающая за продолжениерадикальных рыночных реформ в западномдухе (ее приверженцами считают себя до20% опрашиваемых граждан)-

национал-патриотическаяили идеология “русских националистов”,предлагающая своим сторонникам некийсамостоятельный “русский путь” развития(ее сторонниками считают себя до 10%опрашиваемых)-

коммунистическо-патриотическаяидеология сторонников социализма,ее адептами полагаютсебя до 20% опрашиваемых-

настроения“центризма” проявляют люди,не поддерживающие крайне правые и левыеэкстремистские группировки, в опросахони занимают 17-20%. Это та часть электората,которая еще ждет появления идей, способныхпривести к власти представителейсреднего класса.

Взаимодействиеэтих групп идеологий на политическомпространстве России формирует феномен,известный в науке как “идеологическийдискурс”. В полемикепредставителей трех основных доктрин– социалистической, националистическойи либерально-демократической, - в ихнепосредственном соперничествескладываются факторы, которые определяюти темпы реформирования, и сам характерэкономического и социально-политическогоустройства нашей страны

2.1.ЭдмундБёрк - идейный родоначальник британскогоконсерватизма.

Эдмунд Бёрк- английский парламентарий, политическийдеятель, публицист эпохи Просвещения,идейный родоначальник британскогоконсерватизма. Бёрк родился в Дублине,в 1729 году, переехал в Лондон в 1750 году,чтобы изучать юрисприденцию- оставилизучение права, чтобы стать писателем.В 1758 основал ежегодный альманах AnnualRegister - обзор мировых событий, которыйиздавал на протяжении 30 лет.

Политические взглядыБёрка наиболее последовательно отразилисьв его памфлетах против Великой французскойреволюции. Бёрк первым подверг идеологиюфранцузских революционеров систематическойи безжалостной критике. Корень зла онвидел в пренебрежении традициями иценностями, унаследованными от предков,в том, что революция бездумно уничтожаетдуховные ресурсы общества и накопившеесястолетиями культурно-идеологическоенаследие. Радикализму французскихреволюционеров он противопоставлялнеписаную британскую конституцию и еёосновные ценности: заботу о политическойпреемственности и естественном развитии,уважение к практической традиции иконкретным правам вместо абстрактнойидеи закона, умозрительных построенийи основанных на них нововведениях. Беркполагал, что общество должно принятьза должное существование иерархическойсистемы среди людей, что в видунесовершенства любых человеческихухищрений искусственное перераспределениесобственности может обернуться дляобщества катастрофой.

В разгариндийской кампании во весь рост всталважный политический вопрос, касавшийсяФранцузской революции 1789. Одним изпервых Бёрк почувствовал чрезвычайнуюважность событий во Франции. В ноябре1790, когда симпатии англичан все ещеоставались на стороне революционеров,он опубликовал свои Размышления ореволюции во Франции (Reflections on the Revolutionin France), памфлет объемом более 400 страниц,в котором разбирал главные политическиепринципы революции. 2Бёрк был слабо информирован о том, чтопроисходило во Франции- в любом случаеего заботило прежде всего воздействие«французских принципов» на английскихграждан.

Опасность революцииБёрк видел в ее слепой приверженноститеории, предпочтении абстрактных правтрадиционным институтам и обычаям, вее презрении к опыту. Сам Бёрк верил вклассические традиции, идущие отАристотеля, и в христианские традиции,представителем которых считал английскоготеолога Ричарда Хукера. Взгляды Бёркавряд ли можно назвать систематическипроведенным прагматизмом, однако он сглубоким недоверием относился к«метафизическим спекуляциям» неопытныхгосударственных мужей. Развивая идеисвоих ранних сочинений и речей об Америкеи даже еще более ранней работы В защитуестественного общества, Бёрк выступилпротив принципов Века Разума – или покрайней мере против высокомерия тех,кто верил, что с помощью разума можнопроникнуть в последние тайны бытия. Онполагал, что только действием божественногопровидения можно объяснить великиеисторические перемены.

Размышления выполнилисвою непосредственную задачу и привлеклиобщественный интерес к идеям и событиямФранцузской революции. Книга вызваламногочисленные споры и отклики, средикоторых наиболее известен памфлетТомаса Пейна Права человека (1791–1792).Однако значение книги Бёрка этим неограничивается. Несмотря на шероховатостистиля и фактические ошибки, Размышленияявляются наиболее важным сочинениемБёрка. В нем с наибольшей полнотойвыражена философия консерватизма,которая является вкладом Бёрка в мировуюполитическую мысль. Размышления также– главная победа, одержанная егокрасноречием.

Книга вызвала наредкость широкий отклик. Во времена,когда не было угрозы войны и вторжения,она породила ощущение кризиса, котороевозникает обычно только в периодыкатастроф. Книга посвящена конкретнымсобытиям, однако отличается широтой иглубиной, присущей выдающемусяпроизведению литературы. Уильям Хэзлитт,Мэтью Арнолд и Лесли Стивен в один голосназывают Бёрка мастером английскойпрозы. Размышления являются наиболееярким проявлением его таланта.

2.2. ТрадиционализмЭ. Бёрка

Английскийпарламентарий и публицист Эдмунд Бёрквыступал с осуждением Французскойреволюции.Увидевший в этой революцииугрозу для Англии. Его книга “Размышленияо французской революции” (1790 г.) приобрелаширокую известность. Идеями Бёркавосхищались де Местр и де Бональд.

Бёрк стремилсяопровергнуть метод и учение идеологови деятелей Французской революции. Ихметод, писал он, априорен, основан наиндивидуальном разуме и оперируетупрощенными построениями. Этим обусловленаошибочность основных положений теориифранцузских революционеров.

Бёрк оспаривалтеорию общественного договора темдоводом, что человек никогда не находилсявне общества, а всегда, от рождения, былсвязан с другими людьми и обществомрядом взаимных обязанностей. 3Столь же неверна, по мнению Бёрка, итеория народного верховенства. Народ– это сумма лиц, которая не можетсоставить единую личность, действующуюкак одно лицо. Искусственной фикциейявляется воля большинства, лежащая воснове ряда теоретических построенийо власти и законе. Абстрактные представленияо свободе ведут к анархии, а через нее– к тирании. На самом деле человек несвободен от наличного общества иобщественных связей. Бёрк утверждал,что народный суверенитет – это “самаяфальшивая, безнравственная, злонамереннаядоктрина, которая когда-либо проповедоваласьнароду” 4 .На фикциях, по Бёрку, основана и теорияправ человека. Человек не может отрождения приобрести посредствомкакого-то договора право на долю народноговерховенства. Кроме того, предполагаемоеравенство людей – тоже фикция. Бёркрезко критиковал Декларацию правчеловека и гражданина, провозгласившуюравенство всех людей перед законом.Люди не равны, и это признается обществом,в котором неизбежно социальное иполитическое неравенство. Права человека,рассуждал Бёрк, надо выводить не изпредставлений об абстрактном человеке,а из реально существующего общества игосударства.

Априорным теориямЛокка и Руссо Бёрк противопоставляетисторический опыт веков и народов,разуму – традицию. Общественный порядок,рассуждал Бёрк, складывается в результатемедленного исторического развития,воплощающего общий разум народов. Бёркчасто ссылается на бога, создателямироздания, общества, государства.Всякий общественный порядок возникаетв результате долгой исторической работы,утверждающей стабильность, традиции,обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшеенаследие предков, которое необходимобережно хранить. Даже и предрассудкине надо разрушать, а стремиться найтисодержащуюся в них истину. Силадействительной конституции – в давности,в традициях. Право есть произведениенародной жизни.

Коль скорогосударство, общество, право не изобретенычеловеком, а создаются в результатедлительной эволюции, они не могут бытьперестроены по воле людей. “Парижскиефилософы, – считал Бёрк, – в высшейстепени безразличны по отношению к темчувствам и обычаям, на которых основываетсямир нравственности... В своих опытах онирассматривают людей как мышей” 5 .“Честный реформатор не может рассматриватьсвою страну как всего лишь чистый лист,на котором он может писать все, что емузаблагорассудится”. Французскаяреволюция тем и отличается от “Славнойреволюции” 1688 г. в Англии, что французыстремятся все построить заново, тогдакак революция в Англии, как полагалБёрк, была совершена для сохранениядревних законов, свобод, конституции,основанной на традициях. Бёрк решительноосуждал всякие новшества, в том числеи в государственном строе Англии,сложившемся в течение веков. Само учениео государстве и праве должно статьнаукой, изучающей исторический опыт,законы и практику, а не схемой априорныхдоказательств и фикций, какой являетсяучение идеологов революции.

Бёрк, как и реакционныеидеологи, противопоставлял рационалистическимидеям Просвещения традиционализм иисторизм, убеждение в неодолимости ходаистории, не зависящего от человека. Вприменении к истории права этопротивопоставление получило развитиев учении исторической школы права.

2.3. Общественно-политическаятеория Берка

Система социально-политическихвзглядов Берка определялась христианскиммировоззрением. Жизнь Вселенной, считалон, подчинена единому, вечному иуниверсальному закону, установленномусвыше и действующему как в природе, таки в обществе. В своих действиях людиобязаны учитывать этот объективный“ход вещей”, хотя в социальных отношенияхнет столь жесткой взаимозависимостимежду причиной и следствием, как вестественной среде. История человечестваразвивается в соответствии с объективнымизакономерностями, но одновременно онапредставляет собой и результатдеятельности людей, эффективностькоторой зависит от того, насколько имоказалась доступна мудрость царящейво Вселенной божественной гармонии.

Человеческий разум,полагал Берк, не способен полностьюпостичь установленные свыше закономерностижизни общества, однако, наблюдая заповседневным ходом вещей,воплотившим в себе мудрость Провидения,люди могут получить некоторое представлениео мировой гармонии (например, в экономикеона проявляется в действии объективныхзаконов рынка). Впрочем и такое познаниедоступно не для отдельного индивида, алишь для коллективного разума нации,поколение за поколением накапливающегобесценные крупицы божественной мудрости,которая находит отражение в нравах,обычаях и традициях.

Рассматривая каждоегосударство как наследственное достояниевсех поколений его граждан, Беркподчеркивал необходимость уважатьисторическую преемственность в политикеи отрицал возможность оцениватьсоциальные институты с точки зрения ихразумности, как это делали многиефилософы Просвещения. Критикуярационалистический подход, согласнокоторому, наличие внутренних противоречийв объекте исследования свидетельствуето его нежизнеспособности, Берк доказывал,что, согласно объективным законаммироздания, противоречия в обществестоль же неизбежны, как и в природе.Отвергал он и теорию общественногодоговора Руссо, предполагавшую возможностьсоздания общества и государствапосредством целенаправленного акта.

Не отрицаявозможности реформировать в случаенеобходимости исторически сложившиесяинституты, Берк полагал, что такоепреобразование должно носить частичныйи чисто прагматический характер, являясьсредством улучшения, а не разрушения(например, Славная революция 1688).Французскую революцию он осуждал какпопытку разрушить устоявшийся социальныйпорядок и заменить его чисто умозрительной,а потому нежизнеспособной схемойобщественных отношений, разработаннойфилософами просвещения.

Заключение

В заключениисвоей работы хотелось сделать выводыи отметить, что Эдмунд Беркпрожил долгую и интересную жизнь, большуючасть которой посвятил политике. Вразное время он участвовал в решениисамых злободневных для Англии проблем,и осветить подробным образом все аспектыего разносторонней общественно-политическойдеятельности в кратком очерке, ксожалению, невозможно.

Последние годы своейжизни Берк провел, уединившись в своемпоместье. В июле 1797 г. он скончался, передсмертью отказав в аудиенции даже своемубывшему другу Ч.Фоксу.

РассматриваяБерка как политика в широком историческомконтексте, можно заключить, что во многомего деятельность стала иллюстрациейнаметившегося к концу XVIII в. конфликтаидеалов Просвещения с теми методами,которые действительно требовались длясохранения мощи и единства колониальнойимперии и решения внутриполитическихпроблем. Век Просвещения подходилк концу- его сменяла эпоха с абсолютноиными ценностями и приоритетами.

Так же хотелосьбы отметить, что сейчас все современныеполитические идеологии, отражая конфликтысоциального бытия, находятся в постоянномразвитии. Идеологии приобретают новыеисторические формы,

заимствуя другу друга ценностные ориентиры, которыелучше выполняют роль мобилизации,организации определенных социальныхслоев, направляют их социальное действие.Так либерализм становится социалистичнее,а социализм - либеральнее.Консерватизм усваивает ценностилиберализма.

Современные идеологиикак бы отступают от одностороннеговидения мира,

движутся попути взаимопроникновения и взаимодополнения.Однако это пока не приводит к утрате ихсамоидентичности. В идеологиях отражаетсяи социальный интерес и поиск болеереалистичных и эффективных программобщественного развития. Конкуренциясил, претендующих на власть, как иконкуренция идеологий - элементвластеотношений, это мотор политическогоразвития, одна из гарантий егодемократических тенденций.

Списоклитературы

М.А. МунтянУчебно-методическийкомплекс М., 2007г

Бокль Г.Т. История цивилизациив Англии. Спб., 1895.

<![CDATA[]]>http://www.wikipedia.org/<![CDATA[]]>

Бёрк Э. Размышления о революцииво Франции // Социс. 1991. № 9

Всеобщая история государстваи права. Под редакцией К.И. Батыра, М.,2000.

Маркс К. Традиционнаяанглийская политика // Маркс К., ЭнгельсФ. Сочинения. Т.11. М.,1962..

<![CDATA[]]>http://www.peoples.ru/<![CDATA[]]>

ГарбузовВ.Н. Консерватизм: Понятие и типология.-ПОЛИС, 1995,№4.

ВоробьёвК.А. Политология: Учеб. пособие. -М.:Академический проект, 2005.

Традиционализм // Историяфилософии. Энциклопедия. Минск, 2002,с.183-186

Историяполитических и правовых учений:Учебник/ Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическаялитература, 1997

1Бокль Г.Т. История цивилизациив Англии. Спб., 1895.ТРАДИЦИОНАЛИЗМи РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ. Библия в глазах ученых и в массовом... же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии...

  • Политические идеологии (5)

    Реферат >> Философия

    ... – к английскому мыслителю Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной... характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Как утверждал, например, ... была провозглашена политика поддержки государств «культурно-созидающих...

  • Современные политические идеологии (2)

    Реферат >> Политология

    Зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы... могут обернуться соболезнованиями”1. Берк всячески превозносил английские... неоконсерваторов либерального направления характерен традиционализм, который противопоставляется “прогрессизму...

  • по Философии (11)

    Контрольная работа >> Философия

    Верховной властью в государстве” Аристотель. Политика//Антология мировой фило- ... Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию предрассудков ... числе и политический. Традиционализм консервативной идеологии теснейшим...

Эдмунд Бёрк/Edmund Burke

Эдмунд Бёрк - английский политический деятель, публицист, политический теоретик.

Большинству людей, не принадлежащих к узкому кругу специалистов, изучающих историю Великобритании XVIII в. и философию Просвещения, имя Эдмунда Берка вряд ли говорит о многом. Это не удивительно, ведь о Берке не упоминается в школьных учебниках истории и лишь вскользь - в учебных пособиях для гуманитарных вузов. А между тем еще в прошлом столетии известный английский историк Г.Т.Бокль писал, что «даже в самом кратком очерке истории Англии без упоминания этого имени был бы допущен непозволительный пробел».

Бёрк был, наверное, одной из самых неординарных исторических фигур своего времени. Выходец с кельтских окраин Великобритании, сын небогатого ирландского адвоката, этот человек в течение тридцати с лишним лет был одним из руководителей парламентской оппозиции официальному режиму английского короля Георга III- к его мнению по многим вопросам внутренней и внешней политики страны прислушивались такие виднейшие государственные деятели Англии того времени, как У.Питт-младший и Ч.Дж.Фокс. Кроме того, Берк традиционно считается одним из классиков политической мысли XVIII столетия, родоначальником ряда философских и политических концепций, имеющих большое значение с точки зрения формирования идеологии консерватизма.

Многое вызывает интерес к судьбе этого, к сожалению, мало известного в России исторического деятеля. Личность, судьба и взгляды «славного Борка», как называл его Н.М.Карамзин, в течение вот уже двух столетий волнуют историков, порождая массу споров, не затихающих и по сей день. Так, друзья и сторонники часто изображали его неким интеллектуальным и нравственным идеалом, к которому необходимо стремиться. Многие известные политики того времени даже говорили, что от Берка можно узнать больше, чем из всех прочитанных книг, вместе взятых. В то же время на протяжении всей своей жизни Берк оставался одним из самых «модных» объектов язвительных эпиграмм и критических памфлетов, обвинявших его в моральной неустойчивости, политическом авантюризме, философском и религиозном лицемерии. Впоследствии его имя употребляли порой с абсолютно противоположными эпитетами и политическими ярлыками. Берка называли просветителем и одновременно гонителем идей Просвещения. Маркс видел в нем «гнусного политического лицемера, который … всегда продавал себя на самом выгодном рынке»- английский просветитель Самюэль Джонсон, напротив, отмечал: «Чему я больше всего завидую в Берке, так это его постоянству». Даже внешние данные этого человека в сочинениях разных авторов выглядят далеко не одинаково. Одни пишут, что Берк был высок и хорошо сложен, а его голубые глаза искрились затаенным юмором- другие указывают на его грузную комплекцию, нелепые круглые очки, внешнюю неопрятность и «вечный» сверток бумаги в кармане. Историки до сих пор затрудняются ответить, кем же был Берк: политиком-практиком или философом-теоретиком- либералом или консерватором- конформистом или независимым мыслителем. Так, большинство политических акций он начинал как оппозиционный деятель, а заканчивал как философ, абстрагировавший свою позицию от изменявшихся политических условий, что часто приводило к провалу его начинаний. Во многом его деятельность стала иллюстрацией наметившегося к концу XVIII в. конфликта идеалов Просвещения с теми методами, которые действительно требовались для сохранения мощи и единства колониальной империи и решения внутриполитических проблем. «Век Просвещения» подходил к концу- его сменяла эпоха с абсолютно иными ценностями и приоритетами.

У истоков современных политических течений: Эдмунд Берк

Английский государственный деятель, оратор и политический мыслитель, известный прежде всего своей философией консерватизма. Родился в Дублине 12 января 1729 в семье судебного поверенного, протестанта- мать Бёрка была католичкой. Бёрк получил образование в Баллиторском интернате, а затем в Тринити-колледже в Дублине. Первоначально намеревался пойти по судебной линии и в 1750 переехал в Лондон, чтобы поступить в школу барристеров «Миддл темпл».

О первых годах пребывания Бёрка в Англии известно мало. Известно, что он потерял интерес к юриспруденции, решил не возвращаться в Ирландию и посвятил себя литературному труду. Первое его сочинение, «В защиту естественного общества» (1756), было пародией на произведения виконта Болингброка, однако выдавалась за посмертно опубликованное эссе последнего. Эссе является важной вехой в развитии Бёрка как писателя и мыслителя, но само по себе малоинтересно. «Философское исследование происхождения наших идей о высоком и прекрасном» (1757) - более серьезная работа, до сих пор привлекающая внимание эстетиков. В свое время она произвела впечатление на Д.Дидро, И.Канта и Г.Э.Лессинга и создала автору репутацию среди литераторов, а также сыграла важную роль в его политической карьере.

Наиболее значительным достижением Бёрка в эти годы был выпуск, совместно с издателем Робертом Додсли, «Годового регистра». Бёрк никогда не признавал публично, что является редактором этого журнала, однако, по всей вероятности, написал большую часть помещенных в нем статей, включая известные статьи по истории. Он занимался журналом вплоть до 1765, затем за дело взялись другие сочинители, и сегодня трудно с уверенностью сказать, какие именно статьи принадлежат Бёрку, а какие - другим авторам.

Занявшись политикой, Бёрк не сразу отказался от литературных амбиций. Но его сочинения почти не приносили дохода- кроме того, в 1757 Бёрк женился на Джейн Мэри Наджент и вскоре стал отцом двоих сыновей. Поэтому в 1759 он поступил на службу личным секретарем к Уильяму Джерарду Гамильтону. Когда Гамильтон стал главным секретарем лорда-наместника Ирландии, Бёрку пришлось провести зимы 1761 и 1763 в Дублине, где он приобрел первый политический опыт. В 1765 последовала жестокая ссора с Гамильтоном. В тридцать семь лет Бёрк оказался не у дел, и доходы его упали до 100 фунтов в год, которые он получал, работая над «Годовым регистром». Тем не менее, он воспринял без энтузиазма предложение стать личным секретарем молодого маркиза Рокингема, который в июле 1765 стал первым лордом казначейства (по сути дела, премьер-министром). С этого времени началась политическая карьера Бёрка. В конце 1765 с помощью графа Вернея он стал членом палаты общин от округа Уэндовер. Первые его речи в начале 1766 имели необычайный успех. За несколько недель Бёрк завоевал репутацию одного из ведущих парламентских политиков.

Рокингем ушел в отставку в июле 1766, однако оставался лидером влиятельной группировки, находившейся в оппозиции в течение последующих шестнадцати лет. Бёрк выступал от имени этой группировки в парламенте, а также в своих сочинениях. В основе его влияния - успех как оратора. Не отличаясь чувством такта и гибкостью, присущей великим мастерам риторики, Бёрк тем не менее стремился получить полную информацию об обсуждаемых вопросах, был способен к упорядочению большого количества материала и умел развлекать слушателей. За двадцать восемь лет в палате общин Бёрк всегда был в числе двух-трех самых популярных ораторов.

Кроме того, Бёрк служил своей партии как автор памфлетов и речей, выходивших в печатном виде. Активность Бёрка в парламенте, его интерес к коммерции и несогласие с правительственной политикой в отношении колоний произвели впечатление на купцов из Бристоля, которые в 1774 избрали его своим представителем в палате общин. Бёрку было лестно быть членом парламента от второго по значению английского города, и он стремился в меру сил выполнять наказы избирателей-коммерсантов. Впрочем, его рвение перестало нравиться бристольцам, когда он начал высказывать идеи о необходимости послаблений в правилах торговли с Ирландией, о реформе законов о несостоятельности и о терпимости к католикам. Бёрк потерял место в парламенте от Бристоля в 1780 и в дальнейшем представлял округ Малтон, находившийся под контролем лорда Рокингема и графа Фицуильяма.

Репутация Бёрка, достигла небывалых высот в последние годы Американской революции. То были годы теснейшего сотрудничества с Чарлзом Джеймсом Фоксом - вместе они вели непрестанную словесную войну с премьер-министром лордом Нортом. Бёрк также играл важную роль в организации графских петиций 1779 и 1780 и в движении за экономическую реформу, направленную главным образом на то, чтобы ограничить власть короля и степень его влияния на парламент. Оппозиция, редко достигавшая успеха, тем не менее отличалась активностью и умела заставить себя слушать. Бёрк продолжает общаться с Сэмюэлем Джонсоном, Оливером Голдсмитом, Дейвидом Гарриком и Джошуа Рейнолдсом, дружит с учеными и художниками, поддерживает Фанни Бёрни и открывает Джорджа Крабба. Его семейная жизнь сложилась необычайно счастливо. Усадьба в Биконсфилде была для него источником радости. Он любил гостей и отдыхал от политики, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

Группировка Рокингема в марте 1782 пришла к власти. Бёрк был назначен не членом кабинета, а главным военным казначеем. Эта должность была гораздо менее доходной, чем до реформ, которым Бёрк сам же способствовал. Но даже то немногое, что давал этот пост, было потеряно со смертью Рокингема в июле 1782. Положение Бёрка в партии пошатнулось. В разгар индийской кампании во весь рост встал другой, более важный политический вопрос, касавшийся Французской революции 1789. Одним из первых Бёрк почувствовал чрезвычайную важность событий во Франции. В ноябре 1790 г. он опубликовал свои «Размышления о революции во Франции», памфлет объемом более 400 страниц, в котором разбирал главные политические принципы революции. Опасность революции Бёрк видел в ее слепой приверженности теории, предпочтении абстрактных прав традиционным институтам и обычаям, в ее презрении к опыту. Сам Бёрк верил в классические традиции, идущие от Аристотеля, и в христианские традиции, представителем которых считал английского теолога Ричарда Хукера.

Книга вызвала многочисленные споры и отклики. Несмотря на шероховатости стиля и фактические ошибки, «Размышления…» являются наиболее важным сочинением Бёрка. В нем с наибольшей полнотой выражена философия консерватизма, которая является вкладом Бёрка в мировую политическую мысль. Эта книга - главная победа, одержанная его красноречием.

Последние годы жизни Бёрка были наполнены тревогой и разочарованиями. Спустя шесть месяцев после опубликования «Размышлений…», в мае 1791, он окончательно и публично порвал с Фоксом из-за расхождений в оценке Французской революции. Отставка Бёрка в июне 1794 не привела к покою в его душе. Личная трагедия - смерть единственного сына Ричарда в августе 1794 - повергла Бёрка в отчаяние, его горе было усугублено ощущением надвигающейся национальной и мировой катастрофы.

Но отчаяние не означало сдачи позиций. Переписка Бёрка в эти годы более интенсивна, чем в любой другой период его жизни. Молодой герцог Бедфордский в конце 1795 недружественно отозвался в палате лордов о Бёрке и размере назначенной тому пенсии. Своим ответом - знаменитым «Письмом к благородному лорду» -Бёрк нанес герцогу сокрушительный удар. Это письмо некоторые историки считают «самым восхитительным ответным ударом в истории английской литературы». В конце 1795, спровоцированный мирными настроениями, которые были выражены в памфлете его старого друга лорда Окленда, Бёрк начал первое из своих «Писем о мире с цареубийцами». Эта работа так и не была завершена, но в качестве фрагмента была опубликована после смерти Бёрка. Письма, которые сегодня называют первым и вторым (в действительности две части единого целого), были опубликованы осенью 1796 под названием «Два письма, адресованные члену нынешнего парламента по поводу предложений о мире с Директорией цареубийц». Письмо, называемое сегодня третьим (написанное последним), подобно четвертому, носит характер фрагмента и было опубликовано в 1797 после смерти автора. Третье письмо так и не было закончено. Умер Бёрк в Биконсфилде (графство Бакингемшир) 9 июля 1797.

Категория: 

Оценить: 

2
Средняя: 2 (1 оценка)

Добавить комментарий

     _      _  __  _  __  ____    _____   ____ 
/ \ | |/ / | |/ / | _ \ |__ / / ___|
/ _ \ | ' / | ' / | |_) | / / | |
/ ___ \ | . \ | . \ | __/ / /_ | |___
/_/ \_\ |_|\_\ |_|\_\ |_| /____| \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме