Найсер психология. Ульрик Найссер. Познание и реальность. Смотреть что такое Найссер в других словарях

Найсер психология. Ульрик Найссер. Познание и реальность. Смотреть что такое Найссер в других словарях

Родился в Киле, Германия. Переехал в США в 1931. В 1950 получил степень бакалавра в Гарвардском университете и магистра в Суортморском колледже. В 1956 получил докторскую степень в Гарварде. Впоследствии преподавал в университетах Брандейса, Корнелла, Эмори.

Вклад

В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы дисциплины. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов. В-третьих, Найссер выразил поддержку теории прямого восприятия Джеймса и Элеанор Гибсонов. Найссер отмечает, что у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения работ Гибсонов по восприятию. Последние утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. На русском языке работа была опубликована в 1981.

В 1998 Найссер по результатам работы в комиссии Американской психологической ассоциации публикует работу Восходящая кривая: Долгосрочный прирост в IQ и связанных с ним измерителях.

Публикации

  • Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981.
  • Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York
  • Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman
  • Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association

Ульрик Найссер (англ. Ulric Neisser- род. 8 декабря 1928, Киль, Германия) - американский психолог, член Национальной академии наук США. Преподаватель Корнелльского университета.Лауреат премий Гуггенгейма и Слоуна. Внес существенный вклад в становление когнитивной психологии во второй половине XX века.

Биография

Родился в Киле, Германия. Переехал в США в 1931. В 1950 получил степень бакалавра в Гарвардском университете и магистра в Суортморском колледже. В 1956 получил докторскую степень в Гарварде. Впоследствии преподавал в университетах Брандейса, Корнелла, Эмори.

Вклад

В 1976 Найссер написал работу «Познание и реальность», где сформулировал основные проблемы дисциплины. Во-первых, он высказал неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Во-вторых, он склонялся к мнению, что когнитивная психология не в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Ответственность за такую ситуацию Найссер возлагал на практически полную ориентацию исследований на лабораторные методы эксперимента, предполагающие низкую внешнюю (экологическую) валидность получаемых результатов. В-третьих, Найссер выразил поддержку теории прямого восприятия Джеймса и Элеанор Гибсонов. Найссер отмечает, что у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения работ Гибсонов по восприятию. Последние утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. На русском языке работа была опубликована в 1981.

В 1998 Найссер по результатам работы в комиссии Американской психологической ассоциации публикует работу Восходящая кривая: Долгосрочный прирост в IQ и связанных с ним измерителях.

Публикации

  • Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981.
  • Neisser, U. (1967) Cognitive Psychology. Appleton-Century-Crofts New York
  • Neisser, U. (1976) Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. WH Freeman
  • Neisser, U. (1998) The Rising Curve: Long-Term Gains in IQ and Related Measures. American Psychological Association

Ульрик Найссер родился в 1928 г. в Германии, в г. Киле. В Соединенные Штаты родители привезли его в возрасте трех лет. Сначала он изучал физику в Гарвардском университете, а затем переключился на изучение психологии. Он прослушал курс по психологии общения у Миллера и означился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальтпеихологии».

Получив в 1950 г. степень бакалавра в Гарварде, Найссер продолжил образование в Свартморском колледже под руководством представителя гештальтпеихологии Вольфганга Келера. Для получения докторской степени он вернулся в Гарвард, где успешно защитил диссертацию в 1956 г.

Свою первую академическую должность получил в университете Брандейса, где факультет психологии возглавлял Абрахам Маслоу.

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология». Спустя девять лет после выхода в свет своей эпохальной книги Найссер опубликовал еще одну работу под названием «Познание и реальность» (1976). В этой работе он выражал неудовлетворенность явным сужением позиции когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследования искусственных лабораторных ситуации в ущерб изучению реальных жизненных случаев. Он был разочарован, полагая что когнитивная психология со времени своего появления внесла весьма скромный вклад в понимание того, каким образом человеческое познание строится в действительности.

В итоге, являясь одной из ключевых фигур в становлении когнитивного движения, Найссер сам же стал его откровенным и ярким критиком. Он стал подвергать сомнению когнитивное движение ючпо так же, как прежде критиковал бихевиоризм. В настоящее время он сотрудничает с университетом Эмори в Атланте, штат Джорджия. До этого в течение 17 лет он работал в Корнеллском университете.

Более чем за сто лет своей истории психология в понимании предмета своей деятельности прошла путь от метафоры часов до метафоры компьютера. Психологи используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания.

Компьютерные программы выступают как своего рода модель для понимания процессов обработки информации в человеческой психике. Именно такого рода компьютерное представление процессов получения и обработки информации и лежит в основе современной когнитивной психологии.

Когнитивная психология отличается от бихевиоризма:
1. Когнитивная психология обращает внимание, прежде всего, на сам процесс познания, а не только на реакцию организма на определенный стимул. С ее точки зрения, важной оказывается вся совокупность психических процессов, а не только взаимосвязь стимулов и реакций- акцент делается на сознании, а не на поведении. Однако это не означает, что когнитивная психология игнорирует поведение, просто последнее не является единственной целью исследования. Поведенческие акты рассматриваются, скорее, с точки зрения возможности получения заключений о тех или иных связанных с ними психических процессах.
2. Когнитивную психологию интересуют те способы и формы, в которых сознание человека организует имеющийся опы т. Гсштальт-психологи, как и Жан Пиаже, оспаривают утверждение, ч то тенденция опыта (ощущений и восприятий) образует целостные, а потому значимые образы, носит врожденный характер. Именно сознание человека придает связанность психическим процессам. Эти процессы в значительной мере и составляют предмет когнитивной психологии. 13 этом она противостоит британскому эмпиризму и последователям скинне-ровского бихевиоризма, утверждающим, что ничего подобного в процессе познания не наблюдается, сознание лишено каких бы то ни было врожденных, организующих опыт способностей.
3. С точки зрения когнитивной психологии, индивид усваивает стимулы из окружающей среды в ходе некоторых активных и творческих процессов. Мы способны активно участвовать в познавательном процессе на основе сознательного отбора тех или иных событий. Человек вовсе не пассивно воспринимает внешние и внутренние стимулы, как это считали бихевиористы, а сознание не есть чистый лист бумаги, на котором запечатлеваются данные чувственных восприятий.

У.Найссер(р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы - восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта, причем в некоторых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когнитивной системы человека.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше. Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изучения - визуальный поискиселективное наблюдение.

Первоначально он также занимался исследованием «искусственного интеллекта», однако затем отошел от этих работ и критиковал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусственному интеллекту, сужающее эффективность когнитивной психологии. Эта позиция Найссера была подкреплена материалами, полученными им при изучении экологии восприятия. Он пришел к выводу о том, что при изучении искусственных моделей переработки информации (например, деятельности оператора) недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественных информационно насыщенных условиях. Эти мысли Найссера получили отражение в его новой книге «Познание и реальность» (1976). Высказанные в ней теоретические соображения были подкреплены проведенными им экспериментами (например, при изучении разделенного и селективного внимания).

Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Положительным здесь является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

 

Многочисленные исследования, проводимые учеными в рамках нового направления, были направлены на изучение этой структуры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди их работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. При этом были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала.Указанная теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когнитивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия. Ведущий вклад в ее разработку внес К. Шеннон, который создал математическую модель универсальной системы коммуникаций, объясняющую механизмы идентификации различных сигналов.

 

При изучении моделей, обеспечивающих способность человека распознавать сигналы внешнего мира, ученые опирались на данные гештальтпсихологии, которые были подтверждены на новом уровне анализа процесса восприятия. Эти работы перекликаются с трудами отечественных ученых А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, изучавших роль сенсорных эталонов при восприятии окружающего.

В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременнаяидолговременная.При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен. Работы Бродбента, Нормана и других ученых показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно новую трактовку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного,подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо - одна информация, а в левое - другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда в виду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктовГ. Келли(1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхитив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. После получения в 1931 г. в Эдинбургском университете докторского диплома он начал свою преподавательскую деятельность, совмещая ее с психотерапией. Особенно плодотворными для него оказались последние годы, проведенные в университете Брандейс, где он получил возможность отдавать больше времени своим исследованиям.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма,исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов(схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов.Говоря о том, что «А - это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли, конечно, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал -личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прошлое, или от Рождерса, говорившего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования-подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток.Ими его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

Когнитивнаяпсихология(60 годы 20 века)изучает то, как людиполучают информацию о мире, как этаинформация представляется человеком,как она хранится в памяти и преобразуетсяв знания и как эти знания влияют на нашевнимание и поведение.Когнитивная психология охватывает весьдиапазон психологических процессов -от ощущений до восприятия, распознаванияобразов, внимания, обучения, памяти,формирования понятий, мышления,воображения, запоминания, языка, эмоцийи процессов развития- она охватываетвсевозможные сферы поведения.

Средиважнейших факторов, обусловивших этунеокогнитивную революцию, были такие:

Неудачабихевиоризма.Бихевиоризму, который вообще изучалвнешние реакции на стимулы, не удалосьобъяснить разнообразие человеческогоповедения.

Возникновениетеории связи.Теория связи спровоцировала проведениеэкспериментов по обнаружению сигналов,вниманию, кибернетике и теории информации- т.е. в областях, существенных длякогнитивной психологии.

Современнаялингвистика.В круг вопросов, связанных с познанием,были включены новые подходы к языку играмматическим структурам.

Изучениепамяти.Исследования по вербальному научениюи семантической организации создаликрепкую основу для теорий памяти, чтопривело к развитию моделей системпамяти и появлению проверяемых моделейдругих когнитивных процессов.

Компьютернаянаука и другие технологическиедостижения.Компьютерная наука и особенно один изее разделов - искусственный интеллект- заставили пересмотреть основныепостулаты, касающиеся обработки ихранения информации в памяти, а такженаучения языку.

Когнитивнаяпсихология внесла новое пониманиепредмета и метода психологии. Поведениечеловека теперь рассматривается какдетерминированное прежде всего егознаниями, основной областью исследованийв психологии должна была стать и сталапознавательная сфера личности.Знания многие когнитивисты понимаюткак информированность.Соответственно и сам человекрассматривается как активныйпреобразователь информации, главныманалогомкоторого в современной науке и техникеявляется компьютер - ЭВМ. Приэтом исследователи исходили из аналогиимежду процессами переработки информацииу человека и в вычислительном устройстве.Были выделены многочисленные структурныесоставляющие (блоки) познавательных иисполнительных процессов,в том числе кратковременная память идолговременная память (Дж.Сперлинг,Р.Аткинсон). Эта линия исследований,столкнувшись с серьезными трудностямив связи с увеличением числа структурныхмоделей частных психических процессов,привелак пониманию когнитивной психологии какнаправления, задачей которого являетсядоказательство решающей роли знания вповедениисубъекта (У.Найссер).

Официальнымднем рождения когнитивной психологииможно считать 6 апреля 1956 года. В этотдень в «Психологическом обозрении»появилась статья ДжорджаМиллера«Магическоечисло семь плюс-минус два»- первая работа сугубо когнитивистскойориентации, положившая начало целомунаучному направлению. Центральная длякогнитивной психологии проблема -переработка информации, которую человекчерпает из внешнего мира. Миллер сумелпоказать, что люди способны расширитьограниченные возможности кратковременнойпамяти, группируя отдельные единицыинформации и используя символы дляобозначения каждой из групп. Например,последовательность цифр 7 1 4 1 2 1 9 9 7,предъявляемую на короткий промежутоквремени, запомнить не так-то просто. Этолегче сделать, если организоватьпоследовательность следующим образом:неделя (7 дней), две недели (14 дней),количество месяцев в году (12), определенныйгод (1997).Такимобразом, было показано, что ограниченностькратковременной памяти определяетсясовсем не количеством информации,объективно измеряемой в битах, асубъективной организацией материалав более или менее крупные «порции» или«куски», размеры которых меняются впроцессе обучения.Это, в свою очередь, свидетельствует отом, что кратковременнаяпамять не просто предшествуетдолговременной - ее возможностиопределяются содержанием долговременнойпамяти или опыта.Вместе со своим коллегой ДжеромомБрунеромМиллер создает при Гарвардскомуниверситете исследовательский центрпо изучению процессов мышления. В новомЦентре когнитивных исследованийзанимались разработкой широкого кругаразнообразных тем: язык, память, процессвосприятия и образования понятий,мышление и психология развития.

НайссерУльрих- американский психолог, один изоснователей когнитивной психологии,директор Центра когнитивной психологии.Найссеропределил познание как процесс, прикотором «входящие сенсорные данныеподвергаются трансформации, редукции,обработке, накоплению, воспроизведениюи в дальнейшем используются...Познание присутствует в любом актечеловеческой деятельности». Т.о.когнитивная психология имеет дело сощущениями, восприятием, памятью,мышлением и всеми остальными видамипсихической активности.1967 – опубликовалкнигу «Когнитивнаяпсихология».Восприятие и другие познавательныепроцессы – это не просто операции,совершаемые в голове индивида, но и актывзаимодействия с миром, и такоевзаимодействие не просто информируетсубъекта, но и трансформируетего (Найссер, 1981). В этом случае сворачиваетсяне телесная конструкция, а вынесеннаявовне когнитивная активность. Теориявосприятия Найссера.Предвосхищающиесхемы– это когнитивные структуры, которыеподготавливают индивида к принятиюинформации строго определенного вида,и таким образом, управляют его текущейдвигательной активностью. Естественнымпутем развития психологическихкогнитивных структур является путьразвития от общегок частному.Восприятие- конструктивный процесс предвосхищениянекоторой информации, делающий возможнымдля человека принятие этой информации,когда она оказывается доступной. Чтобысделать информацию доступной, субъектунадо активно исследовать оптическийпоток. Эта активность направляетсясхемами.Результат исследования окружения -выделенная информация - модифицируетисходную схему, это и есть перцептивныйцикл.Понятие перцептивногоциклаобъясняет, как можно восприниматьзначение наряду с формой и содержанием.Когда мы воспринимаем настроение, мынаходимся в другом перцептивном цикле,чем при восприятии движения губ. Схема- однаиз фаз активности - связывает субъектас окружающей средой.Термин восприятие относится ковсему циклу, а не к отдельной его части.Схема- это та часть цикла, которая являетсявнутренней по отношению к воспринимающему.Она модифицируется опытом и тем илииным образом специфична по отношениюк воспринимаемому.

Схема:принимает информацию, которая оказываетсяна сенсорной поверхности, изменяетсяпод влиянием этой информации, направляетдвижения и исследовательскую активность.

Сбиологической точки зрения схема - частьнервной системы. Функциисхем:Формат- определяет, к какому виду должна бытьприведена информация, чтобы можно былоей дать адекватную интерпретацию. Плансбора информацииоб объектах и событиях (наиболее важнопри восприятии движений головы и глаз).Схемакак исполнитель плана- это структура действия. Активностьсхемы не зависит от внешнего источникаэнергии. Мотивы- это более широкие схемы, работающие вболее крупном масштабе. Схемакак генотип- она делает возможным развитие понекоторым определенным направлениям,но конкретный характер этого развитияопределяется только взаимодействиемсо средой.

ЖанПиаже(1896- 1980) - швейцарский психолог, один изнаиболее известных ученных XXвека, разрабатывал когнитивнуюконцепцию развитияребенка, которое рассматривал какпостепенный процесс, проходящий несколькостадий.

Выделил четырестадии когнитивного развития,соответствующих определенному возрасту.

1)Первоначально(до двух лет) детская мысль содержитсяв предметных действиях («сенсомоторнаястадия»)-

2)затем (от двух досеми лет) они интериоризируются (переходитиз внешних во внутренние), становятсяпредоперациями (действиями) ума(«дооперациональная стадия»)-

3)на третьей стадии(от 7 до 11 лет) возникают конкретныеоперации (стадия «конкретных операций»)-

4)на четвертой (от11 до 15 лет) - формальные операции, когдамысль ребенка способна строить логическиобоснованные гипотезы, из которыхделаются дедуктивные (от общего кчастному) умозаключения (стадии«формальных операций»).

Когнитивизмкритикуют за механистичность аналогиимежду искусственным и человеческиминтеллектом, за отсутствие единой теорииобъяснения познавательных процессов,позитивистские установки, пониманиечеловека в большей степени как думателя,чем как деятеля.

Вкачестве общетеоретического подходакогнитивная психология оказываетвлияние на все разделы психологическойнауки. Так, согласно когнитивной теорииличности (Дж. Келли), каждый человексоздаёт имеющую различную сложность исодержание систему познавательныхперсональных конструктов, черезпризму которых он оценивает внешниймир, других людей и себя.Поведение человека детерминированоего знаниями, которые представителикогнитивной психологии обычно трактуюткак информированность. Соответственнои сам человек рассматривается какактивный преобразователь информации.

Вобласти дифференциальной психологииинтенсивно развиваются исследования,центральным понятием которых являетсякогнитивный стиль. Когнитивныйстиль – это индивидуально-своеобразныеспособы переработки информации, которыехарактеризуют специфику склада умаконкретного человека и отличительныеособенности его поведения.

Большоевнимание когнитивными психологамиуделяется обучению. Анализу подвергаютсявсе стороны учебного процесса – отспособа предъявления материала досоциально-психологических аспектовотношений учащихся в классе. Воснове исследований лежит иерархическиорганизованная система знаний учащихся,так называемая когнитивная структура.С позиций когнитивной психологииэффективное обучение возможно толькотогда, когда новый материал, связанныйс уже имеющимися знаниями и умениями,включаетсяв существующую когнитивную структуру(Дж. Брунер).Важным условием обучения являетсявнутренняямотивация,связанная с познавательным интересомучащихся к изучаемому предмету

Категория: 

Оценить: 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

  __  __   ____    _____  _   _   ____    _   _ 
| \/ | | __ ) |__ / | | | | | _ \ | | | |
| |\/| | | _ \ / / | |_| | | |_) | | | | |
| | | | | |_) | / /_ | _ | | __/ | |_| |
|_| |_| |____/ /____| |_| |_| |_| \___/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме