Задание А2 ЕГЭ по русскому языку лексическое значение слова. Вводные слова и словосочетания

Задание А2 ЕГЭ по русскому языку лексическое значение слова. Вводные слова и словосочетания

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  3. Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы- чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться- опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы.
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.
КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.
НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.
НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.
ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее.
ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.
ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.
ДАЖЕ Вносят значение усиления.
НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине».
ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
  7. тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  • Следствия: так что
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что
  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  • Изъяснительные: что, как, чтобы
  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

 

  • Решай с ответами.
  • Изучай ЕГЭ русского языка.
  1. Лексическое значение слова.
  2. Синонимы, омонимы, антонимы.
  3. Фразеологические обороты.
  4. Группы слов по употреблению и происхождению.
  5. Лексический анализ слов.

Кажется, всё известно и понятно. Но вот здесь-то я хочу вас предостеречь.

Первый пунктпредполагает проверить, насколько богат ваш личный лексический багаж. Конечно, за неделю, месяц и даже год пополнить его весьма проблематично. Но нужно больше читать, слушать речь интересных людей, стараться запомнить новые слова и их лексическое значение, употреблять эти слова в своей речи. На нашем сайте есть , слов, заимствованных из других языков. Таких слов в словарике около ста. Они довольно часто употребляются в современной речи. Прочитайте их. Знаете ли вы их лексическое значение? Постарайтесь запомнить лексическое значение новых для вас слов. Перед вами небольшая часть этого словарика:

По второму пункту тоже могут быть трудности. Например, в задании предложено найти контекстные синонимы или антонимы. А среди омонимов могут быт омофоны, омоформы, омоморфемы. Так что повторять материал нужно не по учебнику для пятого класса, а по серьёзной научной литературе. Несомненно, вам помогут в этих вопросах на нашем сайте.

Просто о синонимах, антонимах на экзамене есть вопросы. Но чаще речь идёт о контекстных синонимах и контекстных антонимах. Что такое контекстные синонимы и антонимы, я объясню вам сейчас.

Слова оценить правильно можно только в контексте, то есть в окружении других слов (фраза, период, строфа) из данного текста. Иногда контекстом служит всё произведение. В контексте слово приобретает более точный смысл, иногда совершенно другой.

Анализируя игру артистов, с помощью контекстных антонимов К.С. Станиславский показывает, во что может превратить спектакль талантливый актёр: «При искренней и простой передаче артистом роли сценическое действие превращается в действительную жизнь, а воплощаемый образ начинает жить- нередко неестественноестановится правдоподобным, сложноечувство – понятным». Это сложносочинённое предложение, состоящее из четырёх простых. И в трёх из них есть контекстные антонимы. Они выделены цветом.

По третьему пункту самое главное – знать как можно больше фразеологизмов, понимать их лексическое значение. И, что тоже очень важно, надо знать фразеологизмы точно, до последнего слова и буквы. Иначе вы не найдёте лексическую ошибку в тексте. На нашем сайте не только отражены точно, но и подобраны по темам. Всего более 10 тем по 5-7 примеров в каждой. Перед вами часть этих материалов:

  • Наблюдение за повадками животныхходить на задних лапках, уйти в свою скорлупу, вилять хвостом.
  • Военное делодержать порох сухим, командовать парадом, плыть по течению.
  • Спортвторое дыхание, запрещённый приём, забить гол в свои ворота.

По четвёртому пункту позволю себе только перечислить группы слов по употреблению и происхождению. Остальные подробности узнаете на нашем сайте или в справочной литературе.

  • исконно-русские словаотец, дочь, хороший, длинный, один, два, говорить-
  • заимствованные словаиз немецкого: штык, юнкер, штопор, солдат, офицер- из итальянского: ария, соло, концерт, соната, либретто.
  • старославянизмыглас – голос- равный – ровный- освещение – свеча- единица – один-
  • Активная и пассивная лексика: неологизмы (бартер, менеджер), архаизмы (око – глаз, персты - пальцы).
  • Диалектизмы: курень (дом), пимы (валенки) – слова, употребляемые жителями той или иной местности.
  • Профессионализмыморфема, синтаксис, паронимы (специальные слова в науке о языке).
  • Жаргоны и аргохвост (не сданный вовремя экзамен – в студенческой среде).

В пятом пунктекодификатора заявлен лексический анализ слова. Анализ – это разбор. Вы знаете морфологический, синтаксический, фонетический разбор. Этим в школе занимаются часто. К сожалению, лексический разбор знают не все ученики. Полный лексический разбор на экзамене вам не придётся делать. Но может быть вопрос: что не указано (или что указано неверно?) в данном лексическом анализе слова? Даю примерный план лексического анализа:

  1. Лексическое значение слова.
  2. Однозначное или многозначное?
  3. В прямом или переносном значении употреблено в тексте?
  4. Подобрать к данному слову синоним, омоним, антоним.

Ну и, наконец, очень важное для вас. Как сформулированы вопросы в заданиях А 2? Понимаете ли вы их? Перечисляю эти вопросы, внесённые в экзаменационные тесты последних лет:

Вопросов столько, сколько материала по лексике заявлено в кодификаторе и требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.

  • В каком предложении нарушены лексические нормы?
  • В каком предложении уместно употребление разговорной и просторечной лексики?
  • В каком предложении вместо слова виноватый нужно употребить слово виновный? Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет лишнего слова (плеоназма)?
  • В каком ряду все фразеологические обороты употреблены правильно?
  • В каком ряду паронимы употреблены правильно?
  • Какое из перечисленных слов имеет значение «первое представление спектакля, цирковой программы?»

1. адресант– отправитель.2. опробовать –подвергнуть испытанию до применения. Опробовать новые модели.

3. безответственныйчеловек – необязательный.

4. безыскусственный – лишенный искусственности. «Надо испытать жизнь во всей ее безыскусственной красоте». Л.Н.Толстой.

5. блуждать -ходить без цели, менять направление. Блуждать глазами- — по городу.

6. весомый – ощутимый, значимый. Весомые слова.

7. воинский –относящийся к военной службе. воинскийустав, честь, звание.

8. стать —перестать двигаться.

Статьна якорь.

10. гигиеничный– соответствующий гигиене. гигиеничнаяобстановка.

11. заглавныйгерой–персонаж, имя которого входит в заглавие произведения.

Евгений Онегин – заглавный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

12. гривистый –имеющий вид гривы.

13. демократический- политический строй.

14. дефективный –ненормальный – с физич. или психич. недостатками. –ребенок.

15. дипломант – тот, кто получил диплом за участие в конкурсе.

16. дипломатический ­– относящийся к международной политике.- представительство.

17. длительныйполет — о действии.

18. добротныйкостюм –хорошо сделанный.

19. доверчивый –легко доверяющий, открытый

доверчивыйвзгляд.

20. договоренность– соглашение путем переговоров. договоренностьо работе дома.

21. домовый- относящийся к дому:

домоваямышь, домоваякнига.

22. драматичный–проблемный. Драматичныйслучай.

23. дружественный– взаимно благожелательный - о государствах, народах.

24. душевный –о психическом состоянии. душевныйподъем.

25. желательный –необходимый.

желательноеприсутствие.

26.житейский–обыденный. Дело житейское.

27. посеятьпшеницу – о предмете.

28. затруднительный – причиняющий трудности: затруднительныйслучай.

29. значимость –наличие важного смысла. значимость сказанного.

30. интеллигентский –ложно-культурный.

31. истинность– соответствие истине.

Истинность заявленных идей.

32. конструктивный– практичный. ◊ решение.

33. краткийразговор — недлинный.

34. лиричный– взволнованный, задушевный. музыка мужественна и лирична.

35.логичный– разумный, последовательный. логичныйвывод.

36.мифологический –относящийся к мифам.

37. одеть – кого-то одеть в одежду.

одетьребенка на прогулку.

38. наследство –имущество.

39. новинка –недавно появившееся.

40. основание –начало, создание чего-либо. основаниегорода.

41. обычный – часто встречающийся, привычный: в обычноевремя.

42. огорчительный – неприятный, досадный.

43. отпечатки –след от надавливания.

44. особый — большой, значительный. представляет особую трудность.

45. обсудить –обдумать, делясь мыслями.

46. отображать –изобразить в худ. образах.

47. проверка– установление правильности. проверкадокументов, отчетности.

48. приготовитьдомашнее задание.-сделать.

49. роспись –собственноручная подпись.

50. заметкав тетради – запись.

51. примириться - свыкнуться.

52. осмотреть(цель ознакомления).

53. строение –здание.

54. проступок –провинность. мелкий п.

55. практичный – выгодный, удобный. практичнаяодежда.

56. предоставитьсамим себе.- отдать в распоряжение- дать право что-то сделать.

57. произвести ремонт.

58. романтический –возвышенный пафос. Романтическийвосторг борьбы.

59. рыбья– принадлежащая рыбе. Рыбьякость.

60. отметитьгодовщину смерти.

61. статут –устав, положение о чем-либо. статутООН.

62. типическиеобстоятельства.

63. признать ­–принять как своего.

64. скрывать –утаивать что-то.

Приходится скрывать свои чувства.

65. урожайность — способность дать урожай.

66. освоить —уметь применять на практике.

67. целостный –воспринимаемый как единое целое (внешне). Целостноевпечатление.

68. экономичный–выгодный в хозяйственном отношении: экономичнаямашина.

69. элитарноеобщество, дом – престижное.

70. эффективный– приводящий к результатам. эффективныесредства.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭТО ЗАДАНИЕ? ЗАДАНИЕ А 2 – ЭТО ЗАДАНИЕ НА ПАРОНИМЫ СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ: ПОХОЖИ ПО ФОРМЕ, НО ВСЕ-ТАКИ – РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО НАПИСАНИЮ, ЗВУЧАНИЮ И ЗНАЧЕНИЮ. ЭТИ СЛОВА И НАЗЫВАЮТ ПАРОНИМАМИ. НАПРИМЕР, ПОЛЮС – ПОЛИС, АБОНЕНТ – АБОНЕМЕНТ, ЭФФЕКТНЫЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ. ! НЕ ПУТАЙТЕ С ОМОНИМАМИ! (ОДИНАКОВЫ ПО ЗВУЧАНИЮ, РАЗЛИЧНЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ: НАПРИМЕР, ЛУК (ОРУЖИЕ) – ЛУК (РАСТЕНИЕ), СРЕДА (ДЕНЬ НЕДЕЛИ) – СРЕДА (ОБИТАНИЯ)

КАК БЫТЬ? ЭТО ЗАДАНИЕ НЕ РАССЧИТАНО НА ЗНАНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ТЕОРИИ. ВЫ ДОЛЖНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТУИЦИЕЙ И ЗНАНИЕМ ЯЗЫКА, КОТОРЫМ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ КАК НОСИТЕЛЬ ДАННОГО ЯЗЫКА (ТО ЕСТЬ ВЫ ГОВОРИТЕ НА НЕМ С ДЕТСТВА И ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАКОЕ СЛОВО В ЗАДАНИИ А 2 УПОТРЕБЛЕНО ОШИБОЧНО).

СОВЕТ 1 ЧТОБЫ УСПЕШНО СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ, НУЖНО ПРОСТО ПРАКТИКОВАТЬСЯ. ДЕЛАЙТЕ В СВОИХ СБОРНИКАХ ЗАДАНИЕ А 2 (И ТОЛЬКО ЕГО) ПОДРЯД ВО ВСЕХ ВАРИАНТАХ! СЛОВА, КОТОРЫМИ ВАС БУДУТ ЗАПУТЫВАТЬ, ИЗ ТЕСТА В ТЕСТ ПОВТОРЯЮТСЯ, И РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВЫ АВТОМАТИЧЕСКИ ЗАПОМНИТЕ, КАКОЙ ПОДВОХ МОЖЕТ ТАИТЬСЯ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ПРИМЕРЕ.

СОВЕТ 2 КОГДА ДЕЛАЕТЕ ЭТО ЗАДАНИЕ, СОСТАВЬТЕ ПРО СЕБЯ С КАЖДЫМ ИЗ ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПОЙМИТЕ, В ТОМ ЛИ ЗНАЧЕНИИ УПОТРЕБЛЕНО КАЖДОЕ СЛОВО? НАПРИМЕР, У ВАС ТАК: «ЭТО БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК» . БЕРЕМ «ЭФФЕКТИВНЫЙ» , СОСТАВЛЯЕМ С НИМ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (САМИ ПРИДУМЫВАЕМ): ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА, ЭФФЕКТИВНОЕ ЛЕКАРСТВО. ПОНИМАЕМ, ЧТО СЛОВО «ЭФФЕКТИВНЫЙ» ОБОЗНАЧАЕТ: «ЧТО-ТО, НЕСУЩЕЕ В СЕБЕ ЭФФЕКТ» . ОНО УПОТРЕБЛЯЕТСЯ С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. А ВОТ С «ЧЕЛОВЕКОМ» ЛУЧШЕ УПОТРЕБИТЬ «ЭФФЕКТНЫЙ» , ТО ЕСТЬ ТОТ, КОТОРЫЙ ПРОИЗВОДИТ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ, ИМЕЕТ ЭФФЕКТНЫЙ ВИД.

СОВЕТ 3 НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЗАПОМНИТЕ НЕСКОЛЬКО ПАРОНИМОВ (а вдруг встретятся именно они!): АБОНЕНТ – тот, кто пользуется правом на чтото. АБОНЕМЕНТ – документ, подтверждающий это право.

ГЛАГОЛЫ ТИПА «БЕЛЕТЬ – БЕЛИТЬ» , «ЧЕРНЕТЬ – ЧЕРНИТЬ» , «ЗОЛОТЕТЬ – ЗОЛОТИТЬ»: НА –ЕТЬ: ПРЕДМЕТ САМ ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЕ (САМ БЕЛЕЕТ, ЧЕРНЕЕТ, СТАНОВИТСЯ ЗОЛОТЫМ) НА –ИТЬ: КТО-ТО НАД ПРЕДМЕТОМ СОВЕРШАЕТ ДЕЙСТВИЕ (ЕГО ДЕЛАЮТ БЕЛЫМ, ЧЕРНЫМ, ЗОЛОТЫМ).

Цели:

  • Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»- ◦ научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
  • Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения.

Ход урока

I. Слово учителя.
Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения свидетельствуют о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи.
Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – это однокоренные слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимический ряд составляют родственные слова, принадлежащие к одной части речи, а также имеющие общие грамматические признаки (в частности, причастия и прилагательные), например: бродяжийи бродячий, горячкаи горячность, дымный, дымовойи дымящийся, надеть и одеть.
Таких слов в русском языке немало, и употребление их в речи связано с определенными трудностями: представить – предоставить, здравица – здравница, гарантийный - гарантированный, скрытный – скрытный, запасный – запасливый, памятный – памятливый, соседний – соседский, угодный – угодливый, удачный – удачливый и т.п.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечныйи вековой,то нужно попробовать сформулировать их лек­сическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой –живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный –бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца- неизменный, постоянный- не перестающий существо­вать, бессрочный, не имеющий срока- постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо про­является в сочетаемости их с другими словами. Так, прилага­тельное вековойсоотносится с существительным веки упот­ребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб –дуб, живущий век, века, вековыетрадиции –традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечныйсвязано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.
Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно. Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнитьи помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила.Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха.
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба- Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнети др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание А2 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.

Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
Ответ: 2

II. Тренировочные упражнения.
Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.
Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.
Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные)- абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный)- дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса)- советник – советчик (тайный, непрошенный)- экономичный – экономический (факультет, машина)- исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.

Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующеевоинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибныегрибковыезаболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервацияконсервированиеих ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признаниепризнательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнулстряхнулоцепенение будней.

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочныеследовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистомуследовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливоеследовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованныйследовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочномследовало употребить сборном).

Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.
Ответ: 1

Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной.
Ответ: 2

III. Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников- отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства- то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Категория: 

Оценить: 

2
Средняя: 2 (1 оценка)

Добавить комментарий

     _      __  __   _____   _   _  __     __ __        __
/ \ | \/ | |_ _| | | | | \ \ / / \ \ / /
/ _ \ | |\/| | | | | | | | \ \ / / \ \ /\ / /
/ ___ \ | | | | | | | |_| | \ V / \ V V /
/_/ \_\ |_| |_| |_| \___/ \_/ \_/\_/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме