Концепция становления речевой деятельности а н леонтьева. Книга: А. А. Леонтьев «Язык, речь, речевая деятельность. См. также в других словарях

Концепция становления речевой деятельности а н леонтьева. Книга: А. А. Леонтьев «Язык, речь, речевая деятельность. См. также в других словарях

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.:Просвещение, 1969. - 214 c.Электронная книга.Психолингвистика. Нейролингвистика

Аннотация (описание)

В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А.А.Леонтьев (1936--2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы общего характера - объект и предмет лингвистической науки, понятие речевой деятельности, функции языка. Во второй главе автор пытается приложить высказанные выше теоретические положения к решению некоторых конкретно-научных вопросов- рассматривает проблемы языковой эволюции и некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности. Глава третья посвящена психолингвистике как науке о речевой деятельности- в четвертой главе анализируются различные вопросы, связанные с обучением языку и грамматике. В приложении приведены два исторических этюда о великих ученых - лингвисте И.А.Бодуэне де Куртенэ и психологе Л.С.Выготском.
Книга будет интересна ученым-исследователям - лингвистам и психологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

Содержание (оглавление)

Предисловие ко второму изданию

От автора
Глава I. Теория речевой деятельности

§ 1. Объект и предмет лингвистической науки
§ 2. Язык и речь
§ 3. Понятие речевой деятельности
§ 4. Общественные фукции и функциональные эквиваленты языка как проблема теории речевой деятельности
§ 5. Языковой знак и теория речевой деятельности

Глава II. Исследование речевой деятельности и некоторые проблемы языкознания

§ 1. Диахрония, история, развитие языка
§ 2. Некоторые проблемы языковой эволюции и культура речи
§ 3. К теории культуры речи
§ 4. Некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности

Глава III. Психолингвистика как наука о речевой деятельности

§ 1. Из истории возникновения и развития психолингвистики
§ 2. О предмете психолингвистики
§ 3. Психолингвистические проблемы порождения фразы
§ 4. Психолингвистические проблемы семантики

Глава IV. Речевая деятельность и проблемы обучения

§ 1. Речевая деятельность и обучение языку
§ 2. О речевой ситуации и принципе речевых действий
§ 3. Сущность и задачи школьной грамматики
§4. К вопросу о месте психолингвистического анализа в проблематике школьной грамматики (части речи как психолингвистическая проблема)

Приложение. Из истории изучения речевой деятельности в нашей стране
И.А.Бодуэн де Куртенэ
Л.С.Выготский

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак доллар:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

исследование и разработка

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку # перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду ~ в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как бром, ром, пром и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду ~ в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

исследование разработка~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак ^ в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово исследование в четыре раза релевантнее слова разработка:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Леонтьев А.Н.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хрестоматия попсихологии. /Под ред. А.В. Петровского.–

М., 1977. – С. 223-228

Если вслед за Марксом видеть сущностьдеятельности в опред­мечивании видовыхсвойств и способностей общественногоче­ловека («особых человеческихсущностных сил») в «предметах природы»,то к числу последних (Маркс имеет здесьв виду, если пользоваться его жевыражением, «общественную действитель­ностьприроды»), в которых выступают вопредмеченном виде эти «сущностныесилы», следует причислять и язык. Поэтому,даже если брать язык в его предметномбытии как общественное явление, он естьединство двух сторон. С одной стороны,он есть продукт специфической, адекватнойему деятельности- он - то, в чем этадеятельность опредмечивается. Точнеебыло бы ска­зать, что в языке какобщественном достоянии, как элементеобщественно-исторического опытаопредмечиваются развиваю­щиеся виндивидуальном порядке (хотя и подвоздействием общества) и непосредственноиспытывающие на себе воздействиесоциальной среды речевые умения отдельныхносителей языка.

С другой стороны, он есть объективнаяоснова речевой деятель­ности индивида.

Индивид, во-первых, сталкивается с языкомв его предметном бытии, усваивая язык-язык для него выступает как некотораявнешняя норма, к которой он долженприноравливаться и в по­следовательномприближении к которой (в мерупсихофизиологи­ческих возможностейребенка на каждом этапе) и заключаетсясмысл развития детской речи. Усвоениеязыка есть, пользуясь словами Маркса,превращение его из предметной формы вфор­му деятельности и затем формированиесоответствующих умений, соответствующей(речевой) способности. Особенно ясноэтот процесс виден при усвоении неродногоязыка. Во-вторых, он по­стоянноориентируется на систему и норму речии в самом про­цессе речи, контролируятем самым понимаемость, информатив­ность,выразительность, вообще коммуникативностьсвоей речи (это и есть суть проблемыкультуры речи).

Возникает вопрос, какая именно деятельностьадекватна свой­ствам языка какпредмета, для какой деятельности он, посло­вам Маркса, является «материалом». По-видимому, это, с одной стороны,деятельность познания, т. е. прежде всеготакая деятель­ность, которая заключаетсяв «распредмечивании» действитель­ностипри помощи языка (поскольку мы понимаемпод познани­ем расширение круга знанийи умений индивида) или в решении с помощьюязыка же познавательных задач, выдвигаемыхходом общественной практики (посколькумы имеем в виду расширение фонда знанийи умений общества в целом). С другой -это дея­тельность общения, коммуникативнаядеятельность.

Под деятельностью общения не следуетпонимать простую пе­редачу от одногоиндивида к другому некоторой информации.Коммуникация есть не только и не стольковзаимодействие лю­дей в обществе,сколько прежде всего взаимодействиелюдей как членов общества, как «общественныхиндивидов» (К. Маркс). Применительно кпервобытному человеческому коллективумож­но сформулировать эту мысль так:речь есть не столько общение во времятруда, сколько общение для труда. Однимсловом, речь не «прилагается» к жизнии совместной деятельности общества,социальной группы, а является одним изсредств, конституирую­щих этудеятельность. Речь по существу своемуне дело индиви­да, не дело изолированногоносителя языка: это прежде всего-внутренняя активность общества,осуществляемая им через от­дельныхносителей языка или, точнее, при ихпомощи. Другой вопрос, что речь можетиспользоваться индивидом, так сказать,в несобственных функциях.

В чем же ее основная функциональнаянагрузка, в чем соци­альный смыслкоммуникации? В том, что она обеспечиваетлю-бую другую деятельность, имеянепосредственной целью либо овладениеэтой деятельностью («распредмечивание»),либо планирование этой деятельности,либо координацию ее. Это мо­жет бытьнепосредственное соотнесение действийчленов произ­водственного коллектива,выработка для них общих целей и об­щихсредств. Именно в этом смысле Т.Слама-Казаку говорит о «языке труда».Это может быть обмен информацией (скажем,в ходе научной дискуссии), необходимойдля того, чтобы теорети­ческаядеятельность ученого была опосредствованаобществом, чтобы он был на уровне наукии отвечал на запросы общества и т. д...

Возвращаяськ деятельности познания, следуетотметить, что это не пассивное восприятиевнешних свойств предметов и явле­нийдействительности и даже не просто«проекция» на них инди­видуальнозначимых, усвоенных в индивидуальномопыте функ­циональных характеристик(примерно так дело обстоит только уживотных). Это специфическое взаимодействиечеловека как субъекта познания и объектапри помощи языка. Специфика это­говзаимодействия в первую очередь в том,что язык выступает как система общезначимыхформ и способов вещественно-пред­метноговыражения идеальных явлений. Языкобеспечивает воз­можность для символаили знака «быть непосредственным теломидеального образа внешней вещи»... Вэтом смысле он служит своего рода«мостиком», связывающим опыт общества,челове­ческого коллектива и деятельность,в том числе опыт индивида - члена этогоколлектива, и представляет собой явлениеиде­ально-материальное (идеальное всвоем виртуальном аспекте, как частьобщественно-исторического опыта,идеально-матери­альное в своемактуальном аспекте, т. е. для каждогоотдельно­го индивида, как способ,орудие отражения действительности видеальной форме). Именно такое пониманиеявствует из извест­ной формулы:«...Язык естьпрактическое...действительное соз­нание...» . ДляМаркса виртуальное сознание становитсяреаль­ным, «действительным» в языке(речевой действительности- сло­во«язык» у Маркса, как и во всей классическойфилософии XIXв., нетерминологично), обретает в немсвое «тело».

Как вскользь уже отмечалось, соотношениедеятельности об­щения и деятельностипознания представляет чрезвычайноваж­ную проблему, по существу центральнуюне только для философ­ской ипсихологической, но и для лингвистическойтрактовки языка и речевой деятельности.Основной, важнейшей отличитель­нойчертой, отделяющей речевую деятельностьот других, нече­ловеческих или неспецифически человеческих видовкоммуни­кации и в то же время охватывающейвсе варианты ее реализации, будет то,что Л. С. Выготский назвал «единствомобщения и об-общения». Напомним еговысказывания по этому поводу: «06-щенис,не опосредствованное речью или другойкакой-либо сис­темой знаков или средствобщения, как оно наблюдается в жи­вотноммире, делает возможным только общениесамого прими­тивного типа и в самыхограниченных размерах. <...>

Общение, основанное на разумном пониманиии на намерен­ной передаче мысли ипереживаний, непременно требуетизвест­ной системы средств... Для тогочтобы передать какое-либо пере­живаниепли содержание сознания другому человеку,нет другого пути, кроме отнесенияпередаваемого содержания к известно­муклассу, к известной группе явлений, аэто... непременно тре­бует обобщения...Таким образом, высшие присущие человекуформы психологического общения возможнытолько благодаря тому, что человек спомощью мышления обобщенно отражаетдействительность».

Единство общения и обобщения осуществляетсяв знаке. В сущности речевая деятельностьесть частный случай знаковой деятельности,как язык есть одна из знаковых систем-но важно подчеркнуть, что это не простознаковая система зш ^епепз, а первичнаязнаковая система. Точно так же речеваядеятель­ность является основным видомзнаковой деятельности, логиче­ски игенетически предшествуя остальным еевидам.

Речь может занимать в системе деятельностиразличное мес­то. Она может выступатькак орудие планирования речевых илинеречевых действий, соответствуя, такимобразом, первой фазе интеллектуальногоакта - фазе ориентировки и планирования.В этих двух случаях характер планированиясовершенно разли­чен. В первом случаеэто программирование речевоговысказы­вания, по-видимому, в неречевомсубъективном коде. Во втором случае этоименно формулирование плана действийв речевой форме. Эти две функции впланировании деятельности нельзясмешивать...

Речь может выступать в третьей фазеинтеллектуального ак­та, именно какорудие контроля, орудие сопоставленияполучен­ного результата с намеченнойцелью. Это обычно происходит в техслучаях, когда акт деятельности достаточносложен, напри­мер, когда он имеетцеликом или почти целиком теоретическийхарактер (как это нередко бывает, скажем,в деятельности уче­ного). Однакоосновное место, занимаемое речью вдеятельности, соответствует второйфазе интеллектуального акта. Это речькак действие, речь как коррелат фазыисполнения намеченного плана.

Хотя название настоящей монографии,равно как и название данной главы,содержит словосочетание «речеваядеятельность», это словосочетание,строго говоря, не терминологично. Речеваядеятельность, в психологическом смыслеэтого слова, имеет мес­то лишь в техсравнительно редких случаях, когдацелью дея­тельности является самопорождение речевого высказывания, когдаречь, так сказать, самоценна. Очевидно,что эти случаи в

основном связаны с процессом обучениявторому языку. Что же касается собственнокоммуникативного употребления речи,то в этом случае она почти всегдапредполагает известную неречевую цель.Высказывание, как правило, появляетсядля чего-то. Мы говорим, чтобы достичькакого-то результата. Иными словами,речь включается как составная часть вдеятельность более вы­сокого порядка.Позволим себе заимствовать ужеиспользован­ный ранее пример. Я прошуу соседа по столу передать мне кусокхлеба. Акт деятельности явно не завершен:моя потребность бу­дет удовлетвореналишь в том случае, если сосед действительнопередаст мне хлеб. Тот же в принциперезультат может быть достигнут инеречевым путем (я встал и достал кусокхлеба сам). Таким образом, чаще всеготермин «речевая деятельность»не­корректен. Речь - это обычно незамкнутый акт деятельности, а лишьсовокупность речевых действий, имеющихсобственную про­межуточную цель,подчиненную цели деятельности кактаковой.

Однако эта совокупность тоже организованаопределенным образом, она не представляетсобой линейной цепи действий,по­следовательно осуществляемых наосновании некоторой априор­нойпрограммы или эвристической информации.Организация этой совокупности, которуюмы и называем здесь речевой дея­тельностьюи которая в типичном частном случаесводится к от­дельному речевомудействию, как и организация любогодействия, входящего как составная частьв деятельностный акт, в некото­рыхсущественных чертах подобна организациидеятельностного акта в целом постольку,поскольку мы под действиями понима­ем«относительно самостоятельные процессы,подчиненные соз­нательной цели». Вовсяком случае речевое действиепредпола­гает постановку цели (хотяи подчиненной общей цели деятельно­сти),планирование и осуществление плана (вданном случае внутренней программы),наконец, сопоставление цели и резуль­тата,т. е. является разновидностьюинтеллектуального акта/

Будучи психологически действием, речевоедействие должно обладать и всемихарактеристиками, присущими любомудейст­вию... Далее, речевое действиеопределяется общей структурой деятельностии тем местом, которое оно занимает вдеятельности вообще и по отношению кдругим речевым действиям в частно­сти...Наконец, речевое действие, как и любоедействие, представ­ляет собой своегорода взаимодействие общих характеристикдеятельности и конкретных условий иобстоятельств ее осуществ­ления. Это взаимодействие отражается уже в самомпоявлении речевого действия, но особенноясно оно в связи с тем, что одно и то жев психологическом отношении речевоедействие может осуществляться на базеразличных речевых операций.

Какованаиболее общая операционная структураречевого действия? Оно включает в себя,во-первых, звено ориентировки. Надотолько сказать, что в различных видахречевых действий эта ориентировочнаяоснова может быть различной. К сожале-нию,вопрос этот совершенно не исследован.Но очевидно, что да,же в одной и той жекоммуникативной ситуации (например,если мы описываем какие-то события,происходящие перед наши­ми глазами)возможны различные типы ориентировки,которая будет одной, если ребенокрассказывает маме о том, что видит вокно, и совсем другой, если радиокомментаторизлагает то, что происходит на футбольномполе. Характер ориентировки, по всейвидимости, зависит прежде всего от местаречевого действия в общей системедеятельности. Умения, связанные сориентировоч­ной основой действия,так же могут быть сформированы, как илюбые другие умения, и являются плодомпроцесса интериоризации.

Далее речевое действие включает в себязвено планирования, или программирования.Как уже отмечалось, программа рече­вогодействия существует обычно в неязыковом,вернее, несоб­ственно языковом (лишьсложившемся на языковой основе) ко­де.Н. И. Жинкин называет его«предметно-изобразительным» или «кодомобразов и схем»... Вообще этот код,насколько можно судить, близок к кодам,используемым мышлением. Ср. у А. Эйнш­тейна:«Слова, или язык, как они пишутся илипроизносятся, не играют никакой роли вмоем механизме мышления. Психическиереальности, служащие элементамимышления,- это некоторые знаки илиболее или менее ясные образы, которыемогут быть «по желанию» воспроизведеныи комбинированы. Конечно, име­етсянекоторая связь между этими элементамии соответствую­щими логическимипонятиями... Обычные и общепринятыеслова с трудом подбираются лишь наследующей стадии...» <...!>

Далее от программы мы переходим к еереализации в языко­вом коде. Здесь мыимеем ряд механизмов, в совокупностиобес­печивающих такую реализацию.Это механизмы: а) выбора слов, б) переходаот программы к ее реализации, в)грамматическо­го прогнозирования,г) перебора и сопоставления синтаксиче­скихвариантов, д) закрепления и воспроизведенияграмматиче­ских «обязательств».Параллельно с реализацией программыидет моторное программированиевысказывания, за которым сле­дует егореализация.

Сборник: Основы теории речевойдеятельности. М., «Наука», 1974, с. 21-28.

Серия: Лингвистическое наследие XX века

В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев, знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы общего характера - объект и предмет лингвистической науки, понятие речевой деятельности, функции языка. Во второй главе автор пытается приложить высказанные выше теоретические положения к решению некоторых конкретно-научных вопросов- рассматривает проблемы языковой эволюции и некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности. Глава третья посвящена психолингвистике как науке о речевой деятельности- в четвертой главе анализируются различные вопросы, связанные с обучением языку и грамматике. В приложении приведены два исторических этюда о великих ученых - лингвисте И. А. Бодуэне де Куртенэ и психологе Л. С. Выготском. Книга будет интересна ученым-исследователям - лингвистам и психологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

Издательство: Ленанд (2014)

Формат: 60x90/16, 224 стр.
 

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Леонтьев А.А.   В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев (1936-2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные… - URSS, 2014 448 бумажная книга
    А. А. Леонтьев   А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой как наукой о речевой деятельности, показывает, как связаны анализ… - Просвещение, (формат: 84x108/32, 312 стр.) 1969 220 бумажная книга
    Леонтьев А.А.   В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев (1936-2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные… - URSS, (формат: 84x108/32, 312 стр.) Лингвистическое наследие XX века 2014 761 бумажная книга
    Леонтьев А.А.   В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев, знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы… - URSS, (формат: 60x90/16мм, 224 стр.) Библиотека GSL 2014 984 бумажная книга
    Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. Трудные темы. 2-е изд. 368 стр. Пособие раскрывает наиболее актуальные темы русского языка. Что такое язык, речь, речевая деятельность? Как овладеть речью, понять то, что говорит собеседник? Какие существуют способы… - ПИТЕР, (формат: 60x90/16мм, 224 стр.) 2005 450 бумажная книга
      Онтология языка как общественного явления В научной литературе наиболее часто обсуждаются такие аспекты языковых явлений, как язык, речь, текст, речевая деятельность. Последняя, строго говоря, предметом собственно лингвистических… - Наука, (формат: 84x108/32, 312 стр.) 1983 110 бумажная книга

    См. также в других словарях:

    язык, речь, речевая деятельность - Франц. LANGUE, PAROLE, LANGAGE. Понятия, введенные Ф. Соссюром, которые были положены в основу различных направлений структурной лингвистики. Речевая деятельность (langage) совокупность знаков, включающая два аспекта: кодифицированный язык… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    Речевая деятельность - Речевая деятельность 1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»- «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается… …

    Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева - В 1950 1960 е гг. время оформления психолингвистики как науки ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась … Психология общения. Энциклопедический словарь

    РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Речевая деятельность - вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С … Педагогическое речеведение

    речевая деятельность - 1. Речь как процесс (в отличие от речи как произведения) выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др. 2. Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий … Толковый переводоведческий словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия

    Речь - – функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    РЕЧЬ - форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… … Российская педагогическая энциклопедия

      БИБЛИОТЕКА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

      Леонтьев А. А.

      Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969. 214 стр.

      А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой как наукой о речевой деятельности, показывает, как связаны анализ речевой деятельности и проблемы обучения языку.

      ОТ АВТОРА

      Общая тенденция, наблюдаемая в современной лингвистике, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в развитии «смежных» областей, где языкознание работает бок о бок с другими науками, такими, как социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика- это общая тенденция в проникновении «за» язык, в раскрытии сущностных характеристик деятельности человека в целом, в том числе и речевой деятельности- одним словом, в изучении не столько языка, сколько говорящего человека.

      Эта тенденция в значительной мере обусловила и появление настоящей книги. Ее основная идея - необходимость на современном этапе развития наук о человеке не ограничиваться в исследовании речи и языка рамками одной науки (например, лингвистики), а широко оперировать в первую очередь такими понятиями и категориями, которые возникают в ходе междисциплинарного исследования. Идеи, получившие отражение в книге, высказывались автором ранее, но здесь эти мысли, так сказать, собраны воедино и представлены как целостная система. На страницах настоящей работы автор отнюдь не стремился лишь выразить свое собственное мнение по затронутым им вопросам. Напротив, ее задача - ввести читателя в круг некоторых проблем, волнующих лингвистическую науку сегодняшнего дня, и дать более или менее общее представление о состоянии этих проблем. При этом автор стремился сделать свое изложение ясным и доступным для широкого читателя, в частности, не перегружать изложение ссылками на литературу (специально истории вопроса посвящена наша брошюра «Психолингвистика» (Л., 1967), к которой и следует обратиться заинтересовавшемуся читателю). При подготовке книги автор использовал материалы статей и докладов, частично опубликованных ранее в различных изданиях.

      Категория: 

      Оценить: 

      Средняя: 5 (1 оценка)

      Добавить комментарий

        _   _   _   _   ____    _   _   _____   ____  
      | | | | | \ | | | _ \ | | | | | ___| | _ \
      | |_| | | \| | | | | | | |_| | | |_ | |_) |
      | _ | | |\ | | |_| | | _ | | _| | _ <
      |_| |_| |_| \_| |____/ |_| |_| |_| |_| \_\
      Enter the code depicted in ASCII art style.

      Похожие публикации по теме