Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.:Просвещение, 1969. - 214 c.Электронная книга.Психолингвистика. Нейролингвистика
Аннотация (описание)
В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А.А.Леонтьев (1936--2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы общего характера - объект и предмет лингвистической науки, понятие речевой деятельности, функции языка. Во второй главе автор пытается приложить высказанные выше теоретические положения к решению некоторых конкретно-научных вопросов- рассматривает проблемы языковой эволюции и некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности. Глава третья посвящена психолингвистике как науке о речевой деятельности- в четвертой главе анализируются различные вопросы, связанные с обучением языку и грамматике. В приложении приведены два исторических этюда о великих ученых - лингвисте И.А.Бодуэне де Куртенэ и психологе Л.С.Выготском.
Книга будет интересна ученым-исследователям - лингвистам и психологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
Содержание (оглавление)
Предисловие ко второму изданию
От автора
Глава I. Теория речевой деятельности
§ 1. Объект и предмет лингвистической науки
§ 2. Язык и речь
§ 3. Понятие речевой деятельности
§ 4. Общественные фукции и функциональные эквиваленты языка как проблема теории речевой деятельности
§ 5. Языковой знак и теория речевой деятельности
Глава II. Исследование речевой деятельности и некоторые проблемы языкознания
§ 1. Диахрония, история, развитие языка
§ 2. Некоторые проблемы языковой эволюции и культура речи
§ 3. К теории культуры речи
§ 4. Некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности
Глава III. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
§ 1. Из истории возникновения и развития психолингвистики
§ 2. О предмете психолингвистики
§ 3. Психолингвистические проблемы порождения фразы
§ 4. Психолингвистические проблемы семантики
Глава IV. Речевая деятельность и проблемы обучения
§ 1. Речевая деятельность и обучение языку
§ 2. О речевой ситуации и принципе речевых действий
§ 3. Сущность и задачи школьной грамматики
§4. К вопросу о месте психолингвистического анализа в проблематике школьной грамматики (части речи как психолингвистическая проблема)
Приложение. Из истории изучения речевой деятельности в нашей стране
И.А.Бодуэн де Куртенэ
Л.С.Выготский
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак доллар:
$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
исследование и разработка
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку # перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду ~ в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как бром, ром, пром и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду ~ в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
исследование разработка~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак ^ в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово исследование в четыре раза релевантнее слова разработка:
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Леонтьев А.Н.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хрестоматия попсихологии. /Под ред. А.В. Петровского.–
М., 1977. – С. 223-228
Если вслед за Марксом видеть сущностьдеятельности в опредмечивании видовыхсвойств и способностей общественногочеловека («особых человеческихсущностных сил») в «предметах природы»,то к числу последних (Маркс имеет здесьв виду, если пользоваться его жевыражением, «общественную действительностьприроды»), в которых выступают вопредмеченном виде эти «сущностныесилы», следует причислять и язык. Поэтому,даже если брать язык в его предметномбытии как общественное явление, он естьединство двух сторон. С одной стороны,он есть продукт специфической, адекватнойему деятельности- он - то, в чем этадеятельность опредмечивается. Точнеебыло бы сказать, что в языке какобщественном достоянии, как элементеобщественно-исторического опытаопредмечиваются развивающиеся виндивидуальном порядке (хотя и подвоздействием общества) и непосредственноиспытывающие на себе воздействиесоциальной среды речевые умения отдельныхносителей языка.
С другой стороны, он есть объективнаяоснова речевой деятельности индивида.
Индивид, во-первых, сталкивается с языкомв его предметном бытии, усваивая язык-язык для него выступает как некотораявнешняя норма, к которой он долженприноравливаться и в последовательномприближении к которой (в мерупсихофизиологических возможностейребенка на каждом этапе) и заключаетсясмысл развития детской речи. Усвоениеязыка есть, пользуясь словами Маркса,превращение его из предметной формы вформу деятельности и затем формированиесоответствующих умений, соответствующей(речевой) способности. Особенно ясноэтот процесс виден при усвоении неродногоязыка. Во-вторых, он постоянноориентируется на систему и норму речии в самом процессе речи, контролируятем самым понимаемость, информативность,выразительность, вообще коммуникативностьсвоей речи (это и есть суть проблемыкультуры речи).
Возникает вопрос, какая именно деятельностьадекватна свойствам языка какпредмета, для какой деятельности он, пословам Маркса, является «материалом». По-видимому, это, с одной стороны,деятельность познания, т. е. прежде всеготакая деятельность, которая заключаетсяв «распредмечивании» действительностипри помощи языка (поскольку мы понимаемпод познанием расширение круга знанийи умений индивида) или в решении с помощьюязыка же познавательных задач, выдвигаемыхходом общественной практики (посколькумы имеем в виду расширение фонда знанийи умений общества в целом). С другой -это деятельность общения, коммуникативнаядеятельность.
Под деятельностью общения не следуетпонимать простую передачу от одногоиндивида к другому некоторой информации.Коммуникация есть не только и не стольковзаимодействие людей в обществе,сколько прежде всего взаимодействиелюдей как членов общества, как «общественныхиндивидов» (К. Маркс). Применительно кпервобытному человеческому коллективуможно сформулировать эту мысль так:речь есть не столько общение во времятруда, сколько общение для труда. Однимсловом, речь не «прилагается» к жизнии совместной деятельности общества,социальной группы, а является одним изсредств, конституирующих этудеятельность. Речь по существу своемуне дело индивида, не дело изолированногоносителя языка: это прежде всего-внутренняя активность общества,осуществляемая им через отдельныхносителей языка или, точнее, при ихпомощи. Другой вопрос, что речь можетиспользоваться индивидом, так сказать,в несобственных функциях.
В чем же ее основная функциональнаянагрузка, в чем социальный смыслкоммуникации? В том, что она обеспечиваетлю-бую другую деятельность, имеянепосредственной целью либо овладениеэтой деятельностью («распредмечивание»),либо планирование этой деятельности,либо координацию ее. Это может бытьнепосредственное соотнесение действийчленов производственного коллектива,выработка для них общих целей и общихсредств. Именно в этом смысле Т.Слама-Казаку говорит о «языке труда».Это может быть обмен информацией (скажем,в ходе научной дискуссии), необходимойдля того, чтобы теоретическаядеятельность ученого была опосредствованаобществом, чтобы он был на уровне наукии отвечал на запросы общества и т. д...
Возвращаяськ деятельности познания, следуетотметить, что это не пассивное восприятиевнешних свойств предметов и явленийдействительности и даже не просто«проекция» на них индивидуальнозначимых, усвоенных в индивидуальномопыте функциональных характеристик(примерно так дело обстоит только уживотных). Это специфическое взаимодействиечеловека как субъекта познания и объектапри помощи языка. Специфика этоговзаимодействия в первую очередь в том,что язык выступает как система общезначимыхформ и способов вещественно-предметноговыражения идеальных явлений. Языкобеспечивает возможность для символаили знака «быть непосредственным теломидеального образа внешней вещи»... Вэтом смысле он служит своего рода«мостиком», связывающим опыт общества,человеческого коллектива и деятельность,в том числе опыт индивида - члена этогоколлектива, и представляет собой явлениеидеально-материальное (идеальное всвоем виртуальном аспекте, как частьобщественно-исторического опыта,идеально-материальное в своемактуальном аспекте, т. е. для каждогоотдельного индивида, как способ,орудие отражения действительности видеальной форме). Именно такое пониманиеявствует из известной формулы:«...Язык естьпрактическое...действительное сознание...» . ДляМаркса виртуальное сознание становитсяреальным, «действительным» в языке(речевой действительности- слово«язык» у Маркса, как и во всей классическойфилософии XIXв., нетерминологично), обретает в немсвое «тело».
Как вскользь уже отмечалось, соотношениедеятельности общения и деятельностипознания представляет чрезвычайноважную проблему, по существу центральнуюне только для философской ипсихологической, но и для лингвистическойтрактовки языка и речевой деятельности.Основной, важнейшей отличительнойчертой, отделяющей речевую деятельностьот других, нечеловеческих или неспецифически человеческих видовкоммуникации и в то же время охватывающейвсе варианты ее реализации, будет то,что Л. С. Выготский назвал «единствомобщения и об-общения». Напомним еговысказывания по этому поводу: «06-щенис,не опосредствованное речью или другойкакой-либо системой знаков или средствобщения, как оно наблюдается в животноммире, делает возможным только общениесамого примитивного типа и в самыхограниченных размерах. <...>
Общение, основанное на разумном пониманиии на намеренной передаче мысли ипереживаний, непременно требуетизвестной системы средств... Для тогочтобы передать какое-либо переживаниепли содержание сознания другому человеку,нет другого пути, кроме отнесенияпередаваемого содержания к известномуклассу, к известной группе явлений, аэто... непременно требует обобщения...Таким образом, высшие присущие человекуформы психологического общения возможнытолько благодаря тому, что человек спомощью мышления обобщенно отражаетдействительность».
Единство общения и обобщения осуществляетсяв знаке. В сущности речевая деятельностьесть частный случай знаковой деятельности,как язык есть одна из знаковых систем-но важно подчеркнуть, что это не простознаковая система зш ^епепз, а первичнаязнаковая система. Точно так же речеваядеятельность является основным видомзнаковой деятельности, логически игенетически предшествуя остальным еевидам.
Речь может занимать в системе деятельностиразличное место. Она может выступатькак орудие планирования речевых илинеречевых действий, соответствуя, такимобразом, первой фазе интеллектуальногоакта - фазе ориентировки и планирования.В этих двух случаях характер планированиясовершенно различен. В первом случаеэто программирование речевоговысказывания, по-видимому, в неречевомсубъективном коде. Во втором случае этоименно формулирование плана действийв речевой форме. Эти две функции впланировании деятельности нельзясмешивать...
Речь может выступать в третьей фазеинтеллектуального акта, именно какорудие контроля, орудие сопоставленияполученного результата с намеченнойцелью. Это обычно происходит в техслучаях, когда акт деятельности достаточносложен, например, когда он имеетцеликом или почти целиком теоретическийхарактер (как это нередко бывает, скажем,в деятельности ученого). Однакоосновное место, занимаемое речью вдеятельности, соответствует второйфазе интеллектуального акта. Это речькак действие, речь как коррелат фазыисполнения намеченного плана.
Хотя название настоящей монографии,равно как и название данной главы,содержит словосочетание «речеваядеятельность», это словосочетание,строго говоря, не терминологично. Речеваядеятельность, в психологическом смыслеэтого слова, имеет место лишь в техсравнительно редких случаях, когдацелью деятельности является самопорождение речевого высказывания, когдаречь, так сказать, самоценна. Очевидно,что эти случаи в
основном связаны с процессом обучениявторому языку. Что же касается собственнокоммуникативного употребления речи,то в этом случае она почти всегдапредполагает известную неречевую цель.Высказывание, как правило, появляетсядля чего-то. Мы говорим, чтобы достичькакого-то результата. Иными словами,речь включается как составная часть вдеятельность более высокого порядка.Позволим себе заимствовать ужеиспользованный ранее пример. Я прошуу соседа по столу передать мне кусокхлеба. Акт деятельности явно не завершен:моя потребность будет удовлетвореналишь в том случае, если сосед действительнопередаст мне хлеб. Тот же в принциперезультат может быть достигнут инеречевым путем (я встал и достал кусокхлеба сам). Таким образом, чаще всеготермин «речевая деятельность»некорректен. Речь - это обычно незамкнутый акт деятельности, а лишьсовокупность речевых действий, имеющихсобственную промежуточную цель,подчиненную цели деятельности кактаковой.
Однако эта совокупность тоже организованаопределенным образом, она не представляетсобой линейной цепи действий,последовательно осуществляемых наосновании некоторой априорнойпрограммы или эвристической информации.Организация этой совокупности, которуюмы и называем здесь речевой деятельностьюи которая в типичном частном случаесводится к отдельному речевомудействию, как и организация любогодействия, входящего как составная частьв деятельностный акт, в некоторыхсущественных чертах подобна организациидеятельностного акта в целом постольку,поскольку мы под действиями понимаем«относительно самостоятельные процессы,подчиненные сознательной цели». Вовсяком случае речевое действиепредполагает постановку цели (хотяи подчиненной общей цели деятельности),планирование и осуществление плана (вданном случае внутренней программы),наконец, сопоставление цели и результата,т. е. является разновидностьюинтеллектуального акта/
Будучи психологически действием, речевоедействие должно обладать и всемихарактеристиками, присущими любомудействию... Далее, речевое действиеопределяется общей структурой деятельностии тем местом, которое оно занимает вдеятельности вообще и по отношению кдругим речевым действиям в частности...Наконец, речевое действие, как и любоедействие, представляет собой своегорода взаимодействие общих характеристикдеятельности и конкретных условий иобстоятельств ее осуществления. Это взаимодействие отражается уже в самомпоявлении речевого действия, но особенноясно оно в связи с тем, что одно и то жев психологическом отношении речевоедействие может осуществляться на базеразличных речевых операций.
Какованаиболее общая операционная структураречевого действия? Оно включает в себя,во-первых, звено ориентировки. Надотолько сказать, что в различных видахречевых действий эта ориентировочнаяоснова может быть различной. К сожале-нию,вопрос этот совершенно не исследован.Но очевидно, что да,же в одной и той жекоммуникативной ситуации (например,если мы описываем какие-то события,происходящие перед нашими глазами)возможны различные типы ориентировки,которая будет одной, если ребенокрассказывает маме о том, что видит вокно, и совсем другой, если радиокомментаторизлагает то, что происходит на футбольномполе. Характер ориентировки, по всейвидимости, зависит прежде всего от местаречевого действия в общей системедеятельности. Умения, связанные сориентировочной основой действия,так же могут быть сформированы, как илюбые другие умения, и являются плодомпроцесса интериоризации.
Далее речевое действие включает в себязвено планирования, или программирования.Как уже отмечалось, программа речевогодействия существует обычно в неязыковом,вернее, несобственно языковом (лишьсложившемся на языковой основе) коде.Н. И. Жинкин называет его«предметно-изобразительным» или «кодомобразов и схем»... Вообще этот код,насколько можно судить, близок к кодам,используемым мышлением. Ср. у А. Эйнштейна:«Слова, или язык, как они пишутся илипроизносятся, не играют никакой роли вмоем механизме мышления. Психическиереальности, служащие элементамимышления,- это некоторые знаки илиболее или менее ясные образы, которыемогут быть «по желанию» воспроизведеныи комбинированы. Конечно, имеетсянекоторая связь между этими элементамии соответствующими логическимипонятиями... Обычные и общепринятыеслова с трудом подбираются лишь наследующей стадии...» <...!>
Далее от программы мы переходим к еереализации в языковом коде. Здесь мыимеем ряд механизмов, в совокупностиобеспечивающих такую реализацию.Это механизмы: а) выбора слов, б) переходаот программы к ее реализации, в)грамматического прогнозирования,г) перебора и сопоставления синтаксическихвариантов, д) закрепления и воспроизведенияграмматических «обязательств».Параллельно с реализацией программыидет моторное программированиевысказывания, за которым следует егореализация.
Сборник: Основы теории речевойдеятельности. М., «Наука», 1974, с. 21-28.
Серия: Лингвистическое наследие XX века
В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев, знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы общего характера - объект и предмет лингвистической науки, понятие речевой деятельности, функции языка. Во второй главе автор пытается приложить высказанные выше теоретические положения к решению некоторых конкретно-научных вопросов- рассматривает проблемы языковой эволюции и некоторые вопросы генезиса речевой коммуникации в свете теории деятельности. Глава третья посвящена психолингвистике как науке о речевой деятельности- в четвертой главе анализируются различные вопросы, связанные с обучением языку и грамматике. В приложении приведены два исторических этюда о великих ученых - лингвисте И. А. Бодуэне де Куртенэ и психологе Л. С. Выготском. Книга будет интересна ученым-исследователям - лингвистам и психологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
Издательство: Ленанд (2014)
Формат: 60x90/16, 224 стр.
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Леонтьев А.А. | В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев (1936-2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные… - URSS, | 2014 | 448 | бумажная книга | |
А. А. Леонтьев | А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой как наукой о речевой деятельности, показывает, как связаны анализ… - Просвещение, (формат: 84x108/32, 312 стр.) | 1969 | 220 | бумажная книга | |
Леонтьев А.А. | В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев (1936-2004), знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные… - URSS, (формат: 84x108/32, 312 стр.) Лингвистическое наследие XX века | 2014 | 761 | бумажная книга | |
Леонтьев А.А. | В предлагаемой книге автор, выдающийся отечественный лингвист А. А. Леонтьев, знакомит читателей с теорией речевой деятельности. В первой главе рассматриваются наиболее важные теоретические проблемы… - URSS, (формат: 60x90/16мм, 224 стр.) Библиотека GSL | 2014 | 984 | бумажная книга | |
Введенская Л. А., Червинский П. П. | Теория и практика русской речи. Трудные темы. 2-е изд. | 368 стр. Пособие раскрывает наиболее актуальные темы русского языка. Что такое язык, речь, речевая деятельность? Как овладеть речью, понять то, что говорит собеседник? Какие существуют способы… - ПИТЕР, (формат: 60x90/16мм, 224 стр.) | 2005 | 450 | бумажная книга |
Онтология языка как общественного явления | В научной литературе наиболее часто обсуждаются такие аспекты языковых явлений, как язык, речь, текст, речевая деятельность. Последняя, строго говоря, предметом собственно лингвистических… - Наука, (формат: 84x108/32, 312 стр.) | 1983 | 110 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
язык, речь, речевая деятельность - Франц. LANGUE, PAROLE, LANGAGE. Понятия, введенные Ф. Соссюром, которые были положены в основу различных направлений структурной лингвистики. Речевая деятельность (langage) совокупность знаков, включающая два аспекта: кодифицированный язык… … Постмодернизм. Словарь терминов.
Речевая деятельность - Речевая деятельность 1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»- «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается… …
Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева - В 1950 1960 е гг. время оформления психолингвистики как науки ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась … Психология общения. Энциклопедический словарь
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речевая деятельность - вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С … Педагогическое речеведение
речевая деятельность - 1. Речь как процесс (в отличие от речи как произведения) выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др. 2. Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий … Толковый переводоведческий словарь
Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия
Речь - – функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
РЕЧЬ - форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… … Российская педагогическая энциклопедия
БИБЛИОТЕКА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Леонтьев А. А.
Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969. 214 стр.
А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой как наукой о речевой деятельности, показывает, как связаны анализ речевой деятельности и проблемы обучения языку.
ОТ АВТОРА
Общая тенденция, наблюдаемая в современной лингвистике, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в развитии «смежных» областей, где языкознание работает бок о бок с другими науками, такими, как социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика- это общая тенденция в проникновении «за» язык, в раскрытии сущностных характеристик деятельности человека в целом, в том числе и речевой деятельности- одним словом, в изучении не столько языка, сколько говорящего человека.
Эта тенденция в значительной мере обусловила и появление настоящей книги. Ее основная идея - необходимость на современном этапе развития наук о человеке не ограничиваться в исследовании речи и языка рамками одной науки (например, лингвистики), а широко оперировать в первую очередь такими понятиями и категориями, которые возникают в ходе междисциплинарного исследования. Идеи, получившие отражение в книге, высказывались автором ранее, но здесь эти мысли, так сказать, собраны воедино и представлены как целостная система. На страницах настоящей работы автор отнюдь не стремился лишь выразить свое собственное мнение по затронутым им вопросам. Напротив, ее задача - ввести читателя в круг некоторых проблем, волнующих лингвистическую науку сегодняшнего дня, и дать более или менее общее представление о состоянии этих проблем. При этом автор стремился сделать свое изложение ясным и доступным для широкого читателя, в частности, не перегружать изложение ссылками на литературу (специально истории вопроса посвящена наша брошюра «Психолингвистика» (Л., 1967), к которой и следует обратиться заинтересовавшемуся читателю). При подготовке книги автор использовал материалы статей и докладов, частично опубликованных ранее в различных изданиях.
Добавить комментарий