Преемственность между доу и школой по фгос. Преемственность между доо и начальной школой в условиях введения фгос до. Каким должен быть выпускник детского сада

Преемственность между доо и начальной школой

Преемственность ДОУ и школы - это особая, сложная связь. Она подразумевает переход от одной ступени образования к другой, который осуществляется с сохранением и последующим постепенным изменением содержания, методов, форм, а также технологий воспитания и обучения.

Специфика

Преемственность ДОУ и школы осуществляется по определённым принципам. Соблюдение их крайне важно, ведь речь идёт о процессе, направленном на сохранение у юных учащихся ценности детства и параллельное формирование фундаментальных личностных качеств.

В наше время вопросы, касающиеся данной темы, особенно актуальны. Поскольку к теперь предъявляются более современные, изменённые государственные требования (ФГОС). Им в обязательном порядке должна соответствовать преемственность между ДОУ и школой.

ФГОС современности акцентирует внимание не на интеллектуальной готовности детей к получению начального и среднего образования, а на личностной. Она определяется способностью ребёнка принять на себя новую для него роль ученика. Если он готов перейти на новую, качественно более высокую ступень своего развития, значит, у него уже сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Определить наличие этого «стержня» просто. Если ребёнок испытывает сознательное желание учиться, узнавать нечто новое - он у него имеется.

Подготовка к школе

Это основная задача каждого ДОУ. Главной целью каждого учреждения, предоставляющего является подготовка их воспитанников к поступлению в школу. Педагоги обязаны обеспечить детей равными стартовыми возможностями для последующего обучения. Это прописано в ФГОС. Детский сад должен повлиять на начальное формирование личности ребёнка и дать ему навыки, которые помогут в дальнейшем со сравнительной легкостью осваивать школьные программы.

Это обычно достигается методом внедрения моделей дошкольного образования, которые по своей специфике очень схожи с программами, реализуемыми в 1-2 классах. И это не случайно. Ведь преемственность ДОУ и школы - это непрерывный процесс развития, обучения и воспитания ребёнка. Дети, придя из детского сада в первый класс, не должны почувствовать резкой смены так называемого микроклимата и предъявляемых к ним требований. Впрочем, воспитанники хороших ДОУ и их родители с такой проблемой не сталкиваются. Поскольку в современных детских задах преподаватели и занимаются формированием предпосылок учебной деятельности у детей.

Процесс развития

Рассматривая проблему, затрагивающую преемственность ДОУ и школы, нельзя не отметить вниманием и то, как именно осуществляется комплексная подготовка детей к их дальнейшему обучению.

Высококвалифицированные педагоги детского сада уделяют больше всего внимания развитию активности ребёнка и его интеллектуальному развитию. Используются преимущественно продуктивные методы обучения: знания не передаются в готовом виде, воспитанники осваивают их сами, в процессе организуемой преподавателем деятельности. Это не только учит их мыслить, размышлять и добывать информацию, но ещё и развивает коммуникативные способности. Умение общаться, строить диалог, высказывать свои догадки и обосновывать их - одни из важнейших

Также преподаватели ДОУ уделяют немало времени развитию внимания детей, памяти, наглядно-действенного, логического и образного мышления. В дальнейшем это поможет им легче освоить методы сравнения, анализа, обобщения и синтеза.

Помимо перечисленного, программа преемственности ДОУ и школы в обязательном порядке включает в себя занятия по формированию у детей мотивов обучения. На раннем этапе будущие ученики должны осознать, что учёба - это важное, общественно значимое дело. Преподаватель обязан помочь им убедиться в необходимости получения образования. Обычно это осуществляется пробуждением в них интереса к определённым предметам и к обретению знаний в целом. Это не только формирует желание детей пойти в школу, но ещё и развивает любознательность и умственную активность.

Сотрудничество учреждений

Преемственность ДОУ и школы в условиях ФГОС невозможна без сотрудничества образовательных учреждений. Обычно точки их соприкосновений опираются на три основных направления.

Первое заключается в согласовании задач и целей осуществления преемственности. Второе направление подразумевает отбор содержания образования для детей. Он в обязательном порядке учитывает принципы непрерывности обучения и психолого-педагогические условия их реализации в соответствии с ФГОС. Третий аспект, в свою очередь, заключается в обогащении организационных методов и форм образования как в ДОУ, так и в школе.

Эта взаимосвязь учреждений очень важна. Преемственность ДОУ и начальной школы может осуществляться в различных формах. Один их самых популярных способов заключается в проведении экскурсий для воспитанников детского сада. Будущие ученики получают возможность окунуться в школьную атмосферу, посидеть за партами, ознакомиться с библиотекой, спортивным и актовым залом, столовой, кабинетами труда. Но больше всего впечатлений и радости им приносит посещение «линеек» по случаю Дня Знаний.

Кроме этого, план преемственности ДОУ и школы подразумевает сотрудничество воспитателей и учителей. Педагогам полезно посещать открытые уроки друг друга. Ведь в их процессе устанавливаются не только аспекты преемственности, но ещё и определяются единые требования к выпускникам детского сада.

Цели

Главная задача преемственности заключается в реализации единой линии развития ребёнка. Начинается процесс в детском саду, после чего он продолжается в начальной школе.

Перед педагогами ДОУ стоит несколько основных задач. Им предстоит приобщить воспитанников к ценностям здорового образа жизни, а также обеспечить их эмоциональное благополучие, поспособствовав развитию его положительного самоощущения. Ещё учителя ДОУ обязаны развить у детей любознательность, инициативность, произвольность и способность к творческому самовыражению.

Также важно сделать максимально плодотворным процесс формирования знаний об окружающем мире и стимулирования игровой, познавательной и коммуникативной активности. И, конечно, воспитатели обязаны поспособствовать развитию компетентности в детях по отношению к себе, к миру и остальным людям. Уже на этапе дошкольного обучения будущие школьники должны познать основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В дальнейшем педагоги образовательного учреждения работают с детьми в этих же направлениях. В чём и проявляется преемственность ДОУ и начальной школы. Дети уже осознанно принимают ценности здорового образа жизни, начинают предпринимать первые попытки по регуляции своего поведения в соответствии с ними. Педагоги помогают реализовать их готовность активно взаимодействовать с окружающим миром, умение и желание учиться, совершенствоваться. Продолжается совершенствование и развитие таких качеств, как самостоятельность и инициативность. И всё это, конечно же, сопровождается предоставлением знаний по изучаемым предметам и установленной образовательной программе.

Другие методы реализации преемственности

Их, как уже было сказано выше, довольно много. Но если посетить семинар по преемственности ДОУ и школы, то можно понять, что лучшие формы её осуществления касаются работы с детьми. Помимо экскурсий в образовательное учреждение, помогает знакомство воспитанников с его учителями и учащимися. А ещё посещение детьми адаптационных курсов занятий, которые организуются при школе. Обычно их проводят психологи, логопеды, социальные работники, музыкальные руководители и т. д.

Ещё нередко устраиваются тематические выставки поделок и рисунков. Процесс их создания не только развивает творческие способности и воображение, но и вдохновляет воспитанников на фантазии об их школьном будущем. То же самое можно сказать об организации представлений и тематических сценок.

Также крайне важно Без него преемственность в работе ДОУ и школы не представляется возможной. Ведь именно родители знают особенности своего ребёнка, которые могут очень помочь воспитателям в процессе организации образовательного процесса. Именно поэтому проводятся собрания, в которых принимают участие родители, педагоги детского сада и учителя школы. Нередко организуются вечера вопросов и ответов, конференции, дни открытых дверей. Практикуется тестирование и анкетирование для родителей, помогающее изучить самочувствие семьи в преддверии школьного будущего их ребёнка.

Физическая подготовка

Это важнейший аспект, который включает в себя преемственность ДОУ и школы. ФГОС и 29-я статья «Конвенции о правах ребёнка» говорят о том, что образование детей обязано быть направлено на укрепление их здоровья и на развитие физических способностей в максимальном объёме. И это действительно важно. На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения является одним из острых вопросов в обществе и государстве. Согласно статистике НИИ гигиены и охраны здоровья, за последние несколько лет количество физически полноценных детей уменьшилось в 5 раз.

В данном контексте принцип преемственности реализуется в создании среды, являющейся благоприятной для социально-психологического, эмоционального, умственного и физического развития здоровья. Одна из важнейших задач ДОУ заключается в развитии спортивных возможностей детей. Воспитанники, поступая в первый класс, обязаны обладать базовой физической подготовкой, а также уметь выполнять основные движения (лазать, прыгать, бегать, приседать и т. д.). Преподаватели должны привить детям элементарное представление о физкультурной деятельности. В противном случае воспитанникам после поступления в школу будет сложно справиться с требованиями спортивной программы.

Эмоциональное развитие

Без него также невозможна преемственность в работе ДОУ и школы. Всем известно, насколько важно эстетическое, этическое и культурное развитие. Без него невозможно становление нравственной, обладающей ценностями личности. С ранних лет дети должны получать представления о себе, своей семье и её важности, об обществе и государстве, природе и мире. Педагоги дошкольного образования должны ознакомить их с традициями, обычаями, праздниками. Важно донести до них смысл семейных обязанностей, а также таких понятий, как взаимоуважение, взаимопомощь, любовь, милосердие.

Также воспитатели должны поспособствовать развитию творческих способностей, которое будет активно продолжаться в школе. Обязательны занятия музыкой, хореографией, изобразительным искусством, поэзией. Именно в этих видах деятельности у ребёнка начинают проявляться собственные идеи и замыслы, которые он впоследствии реализует в рассказах, рисунках, движениях, песнях. К тому же творчество помогает проявить себя даже в возрасте 5-6 лет.

Проблемы

Выше были перечислены важнейшие условия преемственности ДОУ и школы. Также хотелось бы отметить вниманием некоторые проблемы, которые возникают в процессе осуществления упомянутой программы.

Главная из них заключается в предъявлении завышенных требований к детям. Воспитатели и родители желают их видеть читающими, умеющими решать задачи, составлять рассказы, рисовать, петь, танцевать и т. д. Стремление научить всему перечисленному превращает для малышей поход в детский сад в самую настоящую работу.

Более того, многие ДОУ в угоду родителям начинают следовать программе не дошкольного образования, а начального. Но так делают лишь непрофессионалы. Настоящие высококвалифицированные педагоги занимаются реализацией программы, соответствующей возрасту и развитию детей. И они способны донести до родителей необходимость этого. Детей надо учить тому, что те в состоянии усвоить в силу своего возраста и навыков. Только в этом случае будет польза.

Каким должен быть выпускник детского сада?

Об этом тоже стоит вкратце рассказать. Как уже можно было понять, преемственность со школой в ДОУ - процесс сложный и многогранный. Всё, что он в себя включает, направлено на развитие ребёнка. Неудивительно, что существует стандартный «портрет» выпускника детского сада.

Ребёнок, заканчивая дошкольную подготовку, должен быть физически и интеллектуально развитым. Он обязан обладать базовыми культурно-гигиеническими навыками и испытывать потребность в двигательной активности, являющуюся нормальной для этого возраста. Он должен проявлять любознательность, интересоваться неизвестным, задавать вопросы взрослым и любить экспериментировать.

Также ребёнок отличается эмоциональностью и отзывчивостью, умеет сопереживать, оценивает на своём уровне музыкальные и художественные произведения, интересуется миром природы и животными. И, конечно же, выпускник детского сада должен владеть средствами вербального и невербального общения. Построение диалогов не вызывает у него проблем, а ещё он умеет договариваться и взаимодействовать. Также он довольно уравновешен и умеет контролировать своё поведение.

Если ребёнок соответствует этому описанию - значит, он полностью готов к поступлению в школу, и привыкание к новой обстановке и режиму не вызовет у него особых проблем. Процесс адаптации, благодаря программе преемственности, пройдет гладко.

Процессы модернизации образования требуютпереосмысления его содержания и реализации вконтексте федеральных государственныхобразовательных стандартов (ФГОС). Сегодня оченьважно, чтобы эти документы работали, ипреемственность дошкольного и начальногообразования осуществлялась в соответствии стеми идеями, которые отражены во ФГОСдошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных ГосударственныхОбразовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного иначального школьного образования – важный этаппреемственности деятельности детского сада ишколы и перспективности повышения качестваобразования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от пониманияпреемственности между детским садом и начальнойшколой как преемственность по учебным предметами по тому, какие знания, умения и навыки мы должныдавать детям в детском саду и с какими знаниямишкола должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается каксогласованность и сохранение целей, задач,методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС)произошло смещение акцента в пониманииготовности ребенка к обучению в школе синтеллектуальной на личностную готовность,которая определяется сформированной“внутренней позицией школьника” (способностьюребенка принять на себя новую социальную рольученика). Во главу угла выходят сформированныепознавательные мотивы обучения, то естьсознательное желание ребенка учиться, познаватьчто-то новое, опираясь на уже полученные знания.Таким образом, для современного первоклассникастановится важным не столько обладатьинструментом познания, сколько уметь имосознанно пользоваться. Новые взгляды навоспитание, обучение и развитие детей,обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода косуществлению преемственности детского сада ишколы, построения новой модели современноговыпускника ДОУ, у которого будут сформированыпредпосылки к учебной деятельности,обеспечивающие успешность обучения напоследующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечениепреемственности основных образовательныхпрограмм дошкольного и начального общегообразования. Требования стандарта к результатамосвоения Программы дошкольного образованияпредставлены в виде целевых ориентировдошкольного образования. Целевые ориентирывыступают основаниями преемственностидошкольного и начального общего образования ипредполагают формирование у детей дошкольноговозраста предпосылок к учебной деятельности наэтапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единыеподходы к организации и содержаниювоспитательно-образовательного процесса, чтопозволит обеспечить непрерывностьобразовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличиепредпосылок для реализации преемственностидошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе:конкретизировать целевые ориентиры в “Портретвыпускника ДОО”, сохранить накопленный опытработы по преемственности ДОУ и школы для того,чтобы:

  • уже в детском саду смогли прогнозировать тепроблемы, которые могут возникнуть у ребенка вначале обучения и работали над ними-
  • начальная школа имела достаточно информации оребенке, о сильных и слабых сторонах еголичности.

МБДОУ “ДС №7” уже много лет сотрудничает сМБОУ “СОШ №12”. Целью нашей работы являетсясоздание условий для обеспечения легкойадаптации, эмоционального благополучия каждогоребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний деньуже сложились традиционные формы работы,способствующие формированию у педагоговзначимости процесса развития ребенка,помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматриваетсотрудничество педагогов детского сада, школы иродителей. Работа включает совместноеобсуждениемнений педагогов дошкольногоучреждения и учителей начальной школы попроблемам развития и обучения воспитанников иучащихся, успешности школьной адаптациивыпускников ДОУ - как результата преемственныхсвязей. Проведение родительских собраний повопросу подготовки детей к школе, открытыхуроков и занятий с целью демонстрациипедагогических подходов в работе спервоклассниками и обмена опытом, открытыхзанятий в подготовительной группе детского сададля учителей начальных классов с последующимсовместным анализом и обсуждением, совместныхпраздников, спортивных развлечений“Богатырские потешки”, “Зимние забавы” и т.д.Традиционной формой знакомства будущихпервоклассников со школой являются экскурсиивоспитанников подготовительных групп по школе.Проводятся беседы и встречи с учащимися школы,которые посещали ДОО.

В результате такой совместной деятельностипедагогов детского сада и начальной школыдостигается их взаимопонимание. По результатамбесед с родителями и отзывов учителей выпускникидетского сада хорошо осваивают программу-уровень их соответствует требованиям,предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей кшколе оценивается как хорошая.

К созданию Проекта наш коллектив побудил поискточек соприкосновения ДОО и школы в планепреемственности в новых условиях реализацииФГОС ДО и НОО.

Целью инновационного проекта являетсясоздание и апробация эффективности моделипреемственных связей между ДОО и начальнойшколой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи инновационного проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опытареализации ФГОС НОО (достижения, проблемы,перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой иучебно-методической базы в ДОУ в соответствии сФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связейФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного,бесстрессового перехода детей от игровой кучебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школоймодели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентностиродителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи первого этапа:

1. Провести анализ ресурсныхвозможностей ОУ (кадровых, методических,материально-технических, финансовых) дляреализации задач инновационной деятельности.

2. Разработать программу инновационногопроекта, определить его участников.

3.Разработать нормативно-правовуюдокументацию, регламентирующую деятельность ДОО(“дорожная карта” введения ФГОС), формыдоговоров с родителями, должностные инструкциипедагогов и сотрудников и т.д.).

4. Организовать положительную мотивациюучастников инновационного проекта креализации поставленных задач, разработать исогласовать их функциональные обязанности.

5. Провести информационную работу, связанную сознакомлением педагогической общественности сцелями, ходом и результатами первого этапаинновационного проекта.

6. Разработать модель выпускника ДОО всоответствии с ФГОС ДО и НОО.

Задачи второго этапа:

1. Провести рефлексивный анализ хода первогоэтапа реализации инновационного проекта,семинары, круглые столы, конференции по обменуопытом работы для выявления затруднений,своевременной коррекции.

2. Внести коррективы в документацию,регламентирующую деятельность ДОО повведению ФГОС ДО.

4. Провести городской семинар с демонстрациейопыта работы ДОО по данному направлению.

Задачи третьего этапа:

1. Обобщить опыт работы по обеспечениюпреемственности между ДОО и начальной школой(презентации, мастер-классы, доклады,публикации) на муниципальном и региональномуровнях.

Программа преемственности между ДОО иначальной школой.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качествадошкольного образования в условиях реализацииФГОС, а именно: разработанная Программапреемственности между ДОО и начальной школой,которая будет способствовать успешной адаптациии социализации ребенка на первом этапе школьногообучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должнапроводиться педагогическими коллективами ДОО ишколы совместно и системно. Толькозаинтересованность обеих сторон и родителей,позволит по-настоящему решить проблемупреемственности дошкольного и начальногообразования, сделать переход из ДОО в начальнуюшколу безболезненным и успешным, т.к.установление связи и творческого сотрудничествамежду детским садом и начальной школой -необходимое условие успешного решения задачподготовки детей к школе, преемственности всистеме непрерывного образования для реализацииФГОС.

Детский сад в нашем понимании являетсяфундаментом образования, а школа - само здание,где идет развитие образовательного потенциала,базовая культура личности.

Ольга Абдуллаева
Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС

Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе.

Преемственность это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Цель преемственности, это построение единой содержательной линии между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Но несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГОС:

Разный уровень психического и физического здоровья детей-

Разный уровень знаний у детей- предпосылок формирования УУД-

Разная степень развития мотивов учения-

Разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент, но определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определили его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении со взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ(особенно лицеев и гимназий). Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

) Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

Нельзя не сказать и о следующей проблеме, о которой всё больше говорят педагоги ДОУ.

3. Проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.

1. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

2. Проведение профилактических мероприятий («День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т. д.)

3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе(диагностика и коррекция развития детей).

5. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.

6. Координация деятельности ДОО и начальной школы:

Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.

На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Формы осуществления преемственности.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы-

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах-

Выставки рисунков и поделок-

Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические совет-

Семинары, мастер-классы, круглые столы-

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе-

Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы-

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»

Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ

Встречи родителей с будущими учителями-

Дни открытых дверей-

Творческие мастерские-

Анкетирование и тестирование родителей.

Выводы:

1. В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.

2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.

3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.

4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Преемственность между ДОО и начальной школой

в условиях введения ФГОС

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними-

начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

МБОУ СОШ с Чишма уже много лет сотрудничает с филиалом ДОУ. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. С 2012 года МО воспитателей ДОУ объединилась с ШМО начальных классов. Работа включает совместное обсуждениемнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Свое творческое мастерство члены МО повышают через открытые занятия. Занятия подготавливаются учителями и воспитателями по интересующим областям, происходит обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями и воспитателями, фиксируются всеми преподавателями и берутся на заметку в рамках одного из заседаний МО.

Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к прохождению ПМПК. Организация таких занятий решает ряд задач:

облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.

Развивать интерес к обучению в школе-

В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.

Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей

Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО. Организуются родительские собрания по вопросу подготовки детей к школе, знакомству с УМК «Планета знаний»

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу- уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

Приложение

План работы по преемственности МБОУ СОШ с Чишма и филиала ДГ на 2015-2016уч.г.

Стратегическая идея:

обеспечить высокий уровень развития личности-

Приоритетные направления для начальной школы:

формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения-

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу-

Главная цель:

реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Методическая работа

День знаний-

Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч

Зам. по УВР

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Зам. по УВР

Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника-

-Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь

воспитатели

воспитатели

Подведение итогов адаптации первоклассников-

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год-

январь-

май

зам. директора по УВР,

учителя

Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. директора по УВР

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

Апрель

Зам. директора по УВР

Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.

Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Руководитель ШМО начальных классов и воспитателей ДОУ

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Учитель физкультуры, воспитатели

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

Родительское собрание для будущих первоклассников

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Воспитатели

Воспитатели

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Председатель ПМПк

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»- «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсии в школу:

Знакомство со спортивным залом-

Знакомство с созданием школы-

Знакомство с классами (кабинетами)-

Знакомство с библиотекой.

В течение года

Воспитатели

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками

Ноябрь-декабрь

Учитель нач. классов

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Воспитатели

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»- «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль

воспитатели

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

Воспитатели,

уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,

муз руководители

Организация: МБДОУ №9 «Улыбка»

Населенный пункт: Свердловская область, с. Черноусово

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком.

Л. С. Выготский

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни-
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения-
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению-
  • формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности-
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся-
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности-
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе-
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей-
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств-
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сегодня главный вопрос: меняется ли понимание «готовности ребёнка к школе» в связи с принятием ФГОС в детском саду и в начальной школе, в чём специфика проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования на современном этапе.

Именно с выходом ФГОС начального общего образования и ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Впервые создана реальная нормативная основа преемственности в системе дошкольное образование - начальная школа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Анализ образовательных областей ФГОС и ФГОС начальной школы выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом:

только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обу­чаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформиро­ванных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в дет­ском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада. Как говорилось ранее,портрет выпускника детского сада по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий (УУД) приобретает особое значение.

Согласно ФГОС, УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса, и выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей, обеспечивает ребенку переход от совместной (под руководством педагога) учебной деятельности - к самостоятельной. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы все универсальные учебные действия как основа умения учиться. Всё это касается начального общего образования.

А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу-
  • умение сохранять заданную цель-
  • умение находить ошибки и исправлять их-
  • умение контролировать свою деятельность по результату-
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками-
  • владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения-
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества-
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Сопоставим интегративные качества выпускника детского сада и универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся начальной школы.

Предпосылки УУД у детей

при поступлении в школу

Планируемые результаты

на конец 1 класса

Умеет положительно относиться к себе, другим людям, обладает чувством собственного достоинства Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослыми

Положительно относится к школе

Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

Умеет уважать достоинство других

Умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Умеет уважительно относиться к чужому мнению

Умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

Умеет беречь свои вещи Умеет бережно относиться к материальным ценностям

Уважает и принимает ценности семьи и общества

Любит свою Родину и свой край

Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, способен вести переговоры, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сдерживать свои эмоции в игре

В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

Умеет выбирать себе род занятий и партнёров

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Может поддержать разговор на интересную для него тему

Умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

Может поддержать разговор на интересную тему

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим действиям

Умеет проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Умеет делать самооценку себе и своим поступкам

Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах Умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Важно отметить тот факт, что предпосылки УУД дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования, на это указывают данные таблицы: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

Таким образом, обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НШ, четко вырисовывается преемственная связь.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Все мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школ), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основные выводы:

  • С введением ФГОС для детского сада и ФГОС для начальной школы программы не должны противоречить друг другу. Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников.
  • Введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.
  • Характеристики развития дошкольника на этапе завершения дошкольного образования, заявленные в проекте ФГОС и формируемые в детском саду, соотносятся с УУД, прописанными в ФГОС начального общего образования.
  • Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.
  • Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Прикрпленные файлы: 

Категория: 

Оценить: 

4
Средняя: 3.5 (2 оценки)

Добавить комментарий

      _      _      _____      _     __  __  _____ 
| | / \ | ____| / \ \ \/ / | ____|
_ | | / _ \ | _| / _ \ \ / | _|
| |_| | / ___ \ | |___ / ___ \ / \ | |___
\___/ /_/ \_\ |_____| /_/ \_\ /_/\_\ |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме