Нормативная основа: Данная модифицированная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского 2004 года, рекомендованные министерством образования Российской Федерации и авторской программы «Русская музыка» Т.В.Фофановой 1997 года (рецензент: М.С.Печерский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПОИПКРО). Программа составлена с учетом примерной программы по музыке для начальной и основной школы Министерства образования и государственного стандарта.
Музыкальное воспитание включает в себя три взаимосвязанных звена: обучение, творческое развитие и воспитание. В связи с этим основополагающая роль принадлежит постановке обучения, от которой зависит развитие творчески активной личности и воспитание у него интереса к музыкальному искусству.
Процесс обучения опирается на два положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объединение всех видов деятельности музыкальными темами.
Цель курса заключаетсяв становлениимузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.
Задачи курса:
- Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Принципы построения программы:
- Общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность курса.
- Познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства.
- Концентричности (постепенное углубление изучения произведения школьника в разных учебных темах).
- От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы).
- Соответствие музыкального материала возрастным интересам ученика, проблемам возраста.
- Интеграция музыки с другими видами искусства и жизнью.
- Выделение в программе основных эпох исторического развития музыкального искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на жизнь.
- Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
- Вариативность подбора музыкального материала разного уровня сложности.
- Креативность.
Методологические основы программы:
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Репродуктивный метод.
- Метод моделирования ролевой ситуации («Если бы я был композитором, то…», «Если бы я был дирижером, то…»).
- Метод пластического интонирования музыки (создание образа при помощи пластики).
- Метод использования ассоциаций (подбор художественных образов созвучных музыке).
- Метод эмоциональной драматургии (режиссура, определение ее кульминации).
- Метод сочинения сочиненного.
Педагогические технологии курса:
- Игровые технологии.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Моделирование художественно-творческого процесса.
- Уровневой дифференциации.
Формы работы и контроля:
- Хоровое, ансамблевое и сольное пение.
- Слушание музыки и размышление о ней.
- Элементарное инструментальное музицирование.
- Пластическое интонирование.
- Музыкально-ритмические движения.
- Освоение элементов музыкальной грамоты.
- Лекции, беседы.
- Создание различных импровизаций.
- Музыкальные игры, конкурсы, фестивали, народные праздники.
- Интегрированные уроки.
- Драматизация и инсценировка музыкальных сочинений.
- Контрольные опросы, тесты, музыкальные викторины.
- Письменный анализ музыкального произведения. Урок – концерт.
- Групповая и индивидуальная сдача песен.
- Сообщения, презентации по данной теме.
- Творческие работы.
Требования к уровню компетенции выпускника.
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
- Специфику музыки как вида искусства.
- Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества.
- Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни.
- Основные жанры народной и профессиональной музыки.
- Богатство музыкальных образов и способов их развития.
- Основные формы музыки.
- Характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов.
- Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов.
- Имена выдающихся композиторов и музыкальных исполнителей.
уметь
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
- Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.
- Выразительно петь в ансамбле несколько народных песен и песен композиторов (по выбору учащихся).
- Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии.
- Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
- Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках.
· Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки.
· Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
· Определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Структура программы:
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразные связи музыки с другими видами искусства и с жизнью.
Основными содержательными линиями в программе являются:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
- обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Условия реализации программы:
· в федеральном базисном плане в 1-7 классах на предмет «Музыкальное искусство» отводится 1 час в неделю;
· продолжительность урока в 1-4 классах 35 минут, 5-7 классах 45 минут;
· уроки проводятся в кабинете музыки (№413), в кабинете ИКТ;
· наличие в кабинете музыки: музыкального инструмента (фортепиано), проигрывателя, фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, телевизора, аудио- и видео - кассет, дисков с музыкальными произведениями;
· классная доска;
· нотная литература;
· наглядные пособия (портреты композиторов, изображение музыкальных инструментов разных оркестров, иллюстрации картин, таблицы с музыкальными терминами и т.д.);
· свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
· высшее музыкально-педагогическое образование учителя.
Используемая литература
Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. М.: Просвещение, 2004.
Апраксина. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе. Вост. О.Апраксина. – М., 1964.
Критская Е.Д. Музыка:1-4 классы. Методическое пособие – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2004.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Москва «Глобус».
Т.А.Замятина. Современный урок музыки. Москва «Глобус».
Королева. Музыка в стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.
Колесникова. Мировая художественная культура.
Дмитриева, Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. – М.,1989.
Кабалевский. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
Левик. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 1971.
Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Надолинская. Музыка. Книга для учителя. Методические рекомендации.
Рзянкина. Войдемте в мир музыки. – М., Л.: Музыка, 1964.
Ригина. Методические рекомендации по обучению музыке. – Самара.
Русская музыкальная литература. – Л.: Музыка, 1970.
1-4 классы
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Основа – русская музыка от ее истоков до наших дней. Особое внимание уделяется фольклору, изучению народных традиций, обрядов через игры, песни, слушание музыки.
При формировании представлений о музыке накопление опыта музыкально-творческой деятельности младшими школьниками осуществляется в процессе:
- личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;
- формирования музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров, форм;
- приобретения индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной классики, произведений современных композиторов для детей;
- самовыражения ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном исполнении;
- поиска исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения;
- освоения вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;
- индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений;
- участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев;
- выражения образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства.
При формировании представлений о музыкальной жизни страны накопление опыта музыкально-творческой деятельности осуществляется в процессе:
- ознакомления с музыкальными традициями России, родного края;
- участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни;
- выполнения домашних заданий по ознакомлению с музыкальными теле- радио передачами и высказывания своего отношения к ним;
- ознакомления с музыкальными аудио-, видео записями;
- приобретения первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования.
В результате изучения музыки в начальной школе ученик должен
знать / понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Основное содержание
5-7 классы
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения; формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Приоритетное значение знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, связей музыки с другими видами искусства. В число знаний о музыке входят знания о творчестве композиторов, исполнителей. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира. В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений и навыков. Эти навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности ребенка.
В слушании – это умения и навыки:
- интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке;
- понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
В исполнении выделяются умения и навыки, формируемые в хоровом, ансамблевом пении, игре на музыкальных инструментах, инсценировании и др. При этом на первый план выступают умения и навыки, связанные с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений в определенном характере, жанре. Особую группу составляют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в пении, следование дирижерским указаниям.
В процессе создания музыкального образа в пении предусматривается совершенствование навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью).
Специальное внимание в программе обращено на постижении е музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусств и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусств.
Добавить комментарий