Рабочая программа дополнительного образования "Хор" для 1-4 класса

Рабочая программа дополнительного образования "Хор" для 1-4 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия хором развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.В последнее наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Поэтому кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно- коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Хоровое пение представляет собой средство снятия напряжения. Дети всех возрастов на хоровых занятиях раскрепощаются, у них улучшается настроение, появляется уверенность в своих силах.
 

Пояснительная записка
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе Образовательная программа дополнительного образования «Хор» реализуется в художественно-эстетической направленности.
            Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в раскрытии в детях разносторонних способностейхудожественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к хоровой музыке.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается, как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
Кому адресована программа Учащимся 1 – 4 классов, первый год обучения.
Нормативная база
  1. Рабочая  программа вокально-хорового кружка разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ СОШ №8.
Цель Приобщение ребёнка к искусству хорового пения, развитие мотивации к творчеству, воспитание потребности в общении с хоровой музыкой.
Задачи В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти;
  •  овладение навыками коллективного исполнительства произведений, ссопровождением, без сопровождения, в унисон, многоголосия;
  • закрепление основ музыкальной грамоты;
  •  знание характерных особенностей хорового пения, вокально – хоровыхжанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся эстетического вкуса и чувства стиля;
  • воспитание дисциплинированности, ответственности, аккуратности,чувства коллективизма;
  • воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважатьи принимать духовные и культурные ценности разных народов.

Развивающие:

  • развитие навыков коллективного творчества;
  • расширение кругозора учащихся.
Ценностные ориентиры программы Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Раскрытие творческих способностей и талантов детей.
Ценности: уважения к творчеству и труду старших и сверстников; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, ценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности.
Тип занятия Кружок.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и коллективная (хоровая). В учебном плане вокальной группы предусмотрено 30 часов учебных занятий в год, занятия проводятся 1 раз в неделю. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, экскурсии.
Основные содержательные линии Вокально-хоровая работа: Постановка голоса.Развитие музыкального слуха.Работа над вокальной партией. Работа
История музыки.
Работа над произведением:Показ педагога. Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Выразительность исполнения.
Формирование и развитие сценических навыков (выступления на сцене, конкурсах и мероприятиях разного уровня).
Прослушивание музыкальных записей. Посещение музыкальных спектаклей, концертов.Репетиционные занятия.
Требования к уровню подготовленности обучающихся  Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:
  • Хоровые навыки.
  • Петь чисто и слажено в хоре несложные песни в унисоне, в сопровождении ибез него.
  • Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им:внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
  • чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно в ансамбле, хоре несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  • должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; петь на цепном дыхании;
  • уметь вести себя в коллективе.
  • соблюдать при пении певческую установку;
  • уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  • уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
  • испытывать потребность к певческой деятельности. 
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
 
результаты формируемые умения средства формирования
 
 
личностные
 Ученик получит возможность сформировать:
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания музыкальных произведений;
  • осознание значимости занятий вокальной или проектной деятельностью для личного развития.
  • формировании у детей мотивации к занятиям музыкой, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Организация на занятиииндивидуальной, ансамблевой, коллективной работы.
Метапредметные результаты
 
 
 
регулятивные
Обучающийся научится:
  • понимать и принимать задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха.
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
 
 
 
 
познавательные
Обучающийся научится:
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при пении, просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ музыкального образа;
  • понимать и применять полученную информацию
  • учитывать выделенные учителем
  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью
  • проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения песенных текстов.
  • Осуществлять расширенный поиск информации, фонограмм, песенс использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 
коммуникативные
Обучающийся научится:
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • учитывать разные мнения иинтересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию икоординировать ее с позициямипартнеров в сотрудничестве привыработке общего решения всовместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 
Итоговый контроль Общие критерии оценивания результатов
  • Владение знаниями по программе.
  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.
  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

   Критерии замера прогнозируемых результатов:

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
  3. участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
  4. концертную деятельность.

 Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов):

  • Педагогические наблюдения.
  • Открытые мероприятия.
  • Итоговые занятия.
  • Концертные выступления.
  • Конкурсы, фестивали, смотры.
Учебно-методический комплект
  • Рабочая  программа вокально-хорового кружка разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
  • Основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ СОШ №8.
  • Фонограммы песен (плюс и минус)
  • Сборники песен и текстов.
Условия реализации программы
  • наполняемость группы 15 - 30 чел.;
  • занятия проводятся 1 раз в неделю;
  • 30 часов за год;
  • продолжительность занятия 45 мин.
  • занятия проводятся в кабинете № 413, актовом зале;
  • каждый обучающийся имеет свое место;
  • свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
  • высшее музыкально-педагогическое образование учителя.
Оборудование
  • музыкального инструмента (фортепиано), фонохрестоматии, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами;
  • медиа проектор, компьютер;
  • нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал для распевок.
  • учебный кабинет, актовый зал;
  • учебные столы;
  • доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов);
  • экран.
Список литературы для учителя
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М., 2002.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.:Владос,2000.
  3. Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.
  4. Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитанияв школе.– М., 2000.
  5. Емельянов В.В. Развитие голоса.–СПб.:Издательство «Лань», 2003.
  6. Далецкий О.В. Обучение пению.– М, 2003.
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль,1997.
  8. Никитина Л.Д. История русской музыки.– М., 2000.
Список литературы для обучающихся
  1. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
  2. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
  3. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г.
  4. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар, 2012г.

 
Тематическое планирование кружка «Хор» 1-4 класс

№п/п Дата Темы занятий Базовые знания и понятия. Требования к уровню подготовленности. Вид контроля Примечания
1четверть
1   Вводное занятие.
Техника безопасности.
Хор. Хоровая музыка Уметь работать с информацией.
Знать технику безопасности.
Входящий контроль Индивидуальное прослушивание
2   История музыки Певческий голос. Знать строение певческого голоса    
3-4   Разучивание музыкального и поэтического текстов.   Уметь слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.    
2 четверть
5 - 7   Репетиционные занятия Песня Уметь чисто интонировать, петь на дыхании;   Работа по группам (ансамблями)
8   Хоровые коллективы Хоры Знатьизвестные хоровые коллективы.    
9   Детские голоса Детские голоса Знать детские голоса.    
10-11   Работа над постановкой голоса. Артикуляционная гимнастика, упражнения. Уметь интонировать мелодию;
Уметь координировать слух и голос.
Промежуточный контроль  
12   Работа с певческим дыханием. Певческое дыхание Уметь правильно брать певческое дыхание;
Уметь распределять дыхание при исполнении песен.
  Мини-концерт в классе
3 четверть
13   История музыки Песни народные, композиторские, стилизованные Знать отличия различных жанров песен.
 
   
14-16   Разучивание музыкального и поэтического текстов.   Уметь петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы.    
17-19   Репетиционные занятия   Уметь правильно формировать гласные и произносить согласные звуки.    
20   Работа с певческим дыханием. Певческое дыхание. Виды певческого дыхания Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; петь на цепном дыхании;    
21-23   Работа над вокальной партией Мелодия Уметь петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко.    
24-25   Выразительность исполнения Эмоции Уметь петь выразительно, эмоционально.    
26   Работа над дикцией. Дикция, артикуляция. Уметьправильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки.    
27   История музыки Эстрадная песня Знать особенности эстрадной песни    
28   «Сценическая культура» Сценическая культура. Уметь вести себя на сцене.
Уметь раскрывать художественный замысел исполняемых произведений; творчески взаимодействовать со всеми участниками выступления.
   
29   «Работа над репертуаром» Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. Уметь использовать практические умения и навыки в вокальном творчестве.    
30   Итоговое занятие. Представление результатов деятельности.   Уметь оценивать свою работу, свой продукт деятельности.
Уметь делать самоанализ собственного результата деятельности.
Итоговый контроль Мини-концерт в классе.

Категория: 

Оценить: 

3
Средняя: 3 (1 оценка)

Добавить комментарий

  ___    ____   ____    _____   ____       _ 
|_ _| / ___| | _ \ |__ / / ___| | |
| | | | | |_) | / / | | _ | |
| | | |___ | _ < / /_ | |___ | |_| |
|___| \____| |_| \_\ /____| \____| \___/
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме